Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся по классу фортепиано - методическая страница - ассоль

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

МБОУ СОШ№71

Рожманова В.П.

Формирование у младших школьников навыков самостоятельной деятельности в личностно-развивающем обучении.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности. Если вовремя развивать самостоятельность в ребенке, то это послужит залогом его успеха в творческом отношении к жизни. А делать это можно на уроках по обычным предметам.

Самостоятельность можно определить, как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст - особый период, в котором развиваются важнейшие качества личности.

Способность детей этого возраста к подражанию им, с одной стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньше значение имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Например, неуверенность в своих силах сдерживает самостоятельность, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Развитие самостоятельности учащихся начинаю уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте приходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность к самоконтролю.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует формированию самостоятельности как качества личности, реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

Показатели качественного усвоения изучаемого материала - активная работа всех учеников класса; умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия; самостоятельно выполнить аналогичные задания. Последнее не означает отсутствие руководящей роли учителя. Скорее наоборот, при организации самостоятельной работы роль учителя повышается.

Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащие развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями как в школе, так и в жизни вообще.

Структура самостоятельной работы.

Как показали исследования, самостоятельная работа имеет определенную структуру. Она включает три этапа:

    Подготовительный /ориентировочный/;

    исполнительный;

    проверочный.

    /п одготовительный / этап

Это знакомство с заданием, ориентировка в нем.

Ребенок, выслушав задание, рассматривает предмет или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста и т.д. В ходе этого он осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, то есть осмысливает его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.

    /исполнительный/ этап

Заключается в том, что ученик, разобравшись в задании и составив план действий, выполняет и проверяет его.

    / проверочный/ этап

Заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам, по собственной инициативе, проверяет работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят:

    анализ работы /задания/,

    поиск способов ее осуществления,

    планирование работы,

    выполнение,

    проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.

Основные виды самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы можно классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же работы. Самостоятельные работы различаются:

    По дидактической цели они могут быть направлены:

    на актуализацию знаний учащихся;

    на изучение новых знаний;

    на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных учебных действий;

    на проверку и контроль планируемых результатов.

    По характеру деятельности, которая требуется от учащихся в процессе выполнения работ:

    по заданному образцу/ письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.д.;

    по правилу или целой системе правил;

    по конструктивным особенностям / творческий подход/.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у них есть стремление к достижению этой цели.

Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных учебных действий составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых ученики идут к достижению поставленной цели.

Учащимся доступно самостоятельная работа, направленная на изучение нового материала. При такой работе продумывается план (записывается на доске, карточках), разъясняется цель работы и пути её достижения. План делится на 2 раздела: что должен сделать ученик, чтобы получить новые знания; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

В такой работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде, поэтому уровень самостоятельности учеников здесь недостаточно высок.

К самостоятельной работе, требующей выполнения новой учебной задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятельно читать задание в учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают этими учебными действиями, им следует представлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, планировании работы.

Для своевременного и успешного выполнения самостоятельной работы учащимся учитель должен знать специфику методов управления познавательной деятельностью учащихся, уметь своевременно и правильно сформировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся знать:

    когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

    какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках требует особого подхода, поэтому тщательно продумываю планы уроков, определяю содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации.

Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной очень важно предусмотреть трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения, продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Несоответствие объема работы выделяемому времени особенно организации самостоятельной работы на уроках математики - один из недостатков ее организации. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, В.К. Буряк предлагает учителю самому выполнить задание, и время, затраченное на выполнение одного задания, умножить на 3 - именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. Завышение объема работы вызывает у школьника состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

    путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

    путем усложнения содержания задания;

    путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Рассмотрим постепенное нарастание самостоятельности учащихся в выполнении самостоятельной работы по теме «Предложение».

    Составление предложений по опорным словам - самые легкие творческие работы.

    Работа над текстом, деформированным текстом. Наблюдая за речью младших школьников, мы видим, что многие из них затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связанное высказывание, так как не знают правил его построения; не знают, как сочетаются отдельные части высказывания, как связываются в тексте самостоятельные предложения. Поэтому необходимо проводить ряд упражнений, способствующих формированию умений создавать текст, использовать средство связи между предложениями, отличать текст от набора предложений на одну тему.

На первом уровне знакомства с понятием «текст» необходимо показать детям, что текст - тематическое единство, подвести к понятию «тема» и формировать умение определять тему высказывания в готовом тексте. Например, ученики получают задание списать с карточек текст, поставить точки в конце предложения и определить, на какую тему текст. В карточках для слабых учеников расставлены точки.

Звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы. Ёжик строит жилье из сухих листьев.

Для закрепления материала можно предложить следующие виды работ:

Две широкие темы («Зимние каникулы», «Новый год»). Ученики самостоятельно запишут по две - три узкие темы к каждой из них;

    предложения, написанные на доске, нужно поменять местами, чтобы получился текст;

    списать текст, подчеркнуть слова, служащие для связи одного предложения с другими;

    составить и записать три предложения; доказать, почему для связи употребили те или иные слова.

Младшие школьники с удовольствием работают с дидактическим материалом «Разрозненный текст». Предложения записаны на отдельных карточках (можно написать текст на бумаге разного цвета). Молча передовая карточки, дети конструируют текст. Эта работа как сильным, так и слабым учащимся. Ошибки при проверке легко исправить до списывания текста путем перестановки карточек.

Самостоятельная работа по составлению связных текстов увлекает детей и вселяет в них уверенность в свои силы. Подводя итог по данной теме, необходимо, чтобы дети усвоили следующее:

      1. В тексте предложения связаны по смыслу;

        В тексте существует определенный порядок предложений, который нельзя нарушать;

        Каждое предложение в тексте по смыслу закончено и имеет свои границы.

Выделяю некоторые виды самостоятельных письменных упражнений, как средство выражения личности школьника.

Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности в процессе образования является работа по развитию самостоятельной письменной речи. Это творческая работа, которая предполагает высокую степень активности школьников и их познавательную самостоятельность.

С этой целью организую самостоятельную работу, направленную на выполнение различных текстовых упражнений. Направляя деятельность учащихся, предлагаю исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу.

1. Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу.

Птицы строят гнезда. Сделаны гнезда из корешков, мха травы.

Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учащиеся отмечают, что в записи соединены два текста: первый- о птицах, второй- о лягушках,- и формируют задание: «Определить границы двух текстов и их восстановить». Читая отрывки, учащиеся доказывают, что это разные тексты, так как у них разные темы, определяют, что у первого текста дано начало, у второго - начало или середина. Далее предлагаю распространить данные текста предложениями. Учащиеся творчески, самостоятельно решили учебную задачу, дополни тексты интересной, познавательного характера, информацией, употребили разные по эмоциональной окраске предложения (составлены тексты «Жизнь птиц», «Заботливые родители», «Как рождается лягушка»...)

    Создание текста учащимися по кругу (групповая работа)

У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку записывает один ученик из группы, затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику, второй ученик пишет 1 -2 предложения за 2-3 минуты (время контролирует учитель). Далее второй ученик передаёт лист по кругу третьему ученику...

Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, и он напишет обобщающее предложение к тексту.

Вот какое получилось сочинение.

Осенний лес удивляет своей красотой. Лес, точно расписной терем.

Листья осин разрумянились, словно спелые яблоки. Золотой пчелкой вьётся березовый лист. Яркими кострами горят клены. Под желтым березовым листиком спрятался подберезовик. А ты видел это очарование?

    При изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предложила такую самостоятельную работу «Составьте текст, в котором бы встретилась изученная часть речи».

    Создание текста - загадки по кругу при изучении нового словарного слова. Большое место в начальной школе занимают самостоятельные работы, направленные на формирование и развитие учебных действий в целом. Эта работа с учебником, текстом, иллюстрациями, картами.

В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами, задачами; карточки по развитию речи, дифференциальные задания на карточках, перфокартах /словарь, определенные сложные темы/; разрезная азбука; счетный материал; средства наглядности (таблицы, образцы, раздаточный картинный материал).

Итак, рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует освоению учебного материала и развитию познавательных способностей.

Используемая литература

    Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984

    Высотская Л.С. Мышление и речь. М., 1999

    Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных класс. М., 2002

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе.

Введение.

Бурный рост научной информации, становление науки подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формировать». Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовывать свою деятельность. Поэтому учителю надо раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, поэтому я создаю памятки, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Памятки вывешиваются в кабинетах.(Памятка работы с книгой. Памятка работы по решению задач).

Постоянно руководствуясь такими памятками, учащиеся смогут более осознано строить свою учебную деятельность и скорее овладеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы. На уроке учитель может обрабатывать рекомендации по отдельности, сообразуясь с целями конкретного урока. Конечно, работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием различных памяток. На пример, можно проводить конкурсы на умение работать самостоятельно. Наряду с внеклассными формами работы по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для формирования требуемых умений имеются на самом уроке математики. Самостоятельная работа в обучении математике не сама цель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладевания этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их освоением.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т. е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия» казалось бы давно забытых истин. Для того, чтобы школьники могли сами «открывать» неизвестное познавательными средствами и методами их надо обучать.

Обучение учащихся методам познания, в том числе привития им умений самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться является одной из главных задач обучения, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей математики. Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и некоторые дают положительный эффект в обучении.

По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок (пример «Применение производной» 11 класс).

Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этой широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяется на разных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает личный опыт, на этапе осмысления(осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на руках математики могут занимать около 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков – до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос». На разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей; на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены прежде всего на обработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполнения действий естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь ученики приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определенного типа, При обработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях.

Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя большой подготовки. Если при этом ставится задача формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то можно продумать и определить:

1) Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.

2) Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

3) Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользования предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т. д.

4) Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.

5) Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

В решении задач по образцу упражняются обычно на этапе осмысления материала и, как правило, сразу после объяснения учителя. При выполнении этих заданий учащимся разрешается широко использовать справочную литературу : учебник, таблицы, записи в тетради. Упражнения представляют собой в основном легко варьируемые задания опорного задания-образца. Варьирование заданий осуществляется за счет изменения обозначений, коэффициентов, знаков, некоторых элементов и других показателей, за счет выполнения заданий по видоизмененному чертежу, где даны либо другие обозначения, либо иное расположение данных элементов и т. д. (пример). На данном этапе следует приучать учащихся к обязательному воспроизведению хотя бы наиболее существенного в изучаемом тексте. На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дидуктивность и алгоретмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование учащимися своей деятельности и оценка ее результатов. Необходима специальная работа по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы. Нужно на уроке такие ситуации, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей.

Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлении полученных оценок.

Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности , но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполнения задания, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. Критерии:

1) Соотношения результата с действительностью.

2) Соотнесение полученного результата с данными условиями задачи и сравнения его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.

3) Поведение выкладок в обратном порядке.

4) Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул

5) Решение задачи другим способом и сравнения полученных результатов.

6) Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Все ли условия задачи использованы;

Не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условия задачи;

Верны ли логические переходы.

Продуктивность самостоятельной работы зависит от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить разменные схемы изучаемого материала.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учеников еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, что бы учащиеся смогли до конца понять вопрос в котором сделали ошибки

Бурный рост научной информации потребовал некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формирование?» . Для этого мы для начала рассмотрим, что же является самостоятельной работой?

Под самостоятельной работой обычно понимают работу, выполняемую без активной помощи «извне», когда выполняющий работу для достижения поставленной цели сам определяет последовательность своих действий, причины возникающих при этом затруднений и способы их устранения. Если в работах под руководством учителя с его стороны постоянно осуществляется контроль правильности действий ученика и организуется помощь в устранении возникающих у ученика затруднений независимо, быть может, от того, осознал ли он причины возникших затруднений, то

в самостоятельных работах ученик сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей . Для выполнения самостоятельной работы учащиеся должны приложить определенные усилия, выражая в той или иной форме результаты своих действий. Без самостоятельной работы невозможен процесс овладения знаниями на различных этапах урока, как при изучении нового материала, так и его закреплении . В теории и практике наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ :

· По дидактическим целям,

· По уровню самостоятельности учащихся,

· По степени индивидуализации,

· По источнику и методу приобретения знаний

· По форме выполнения,

· По месту выполнения.

Самостоятельные работы по дидактическому направлению можно разделить на: обучающие и контролирующие.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового материала, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся при объяснении нового материала или сразу после объяснения, то - необходима их немедленная проверка. Она создает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить достаточно времени на уроке. Контролирующие самостоятельные работы рассмотрим несколько позднее.

Теперь перейдем к рассмотрению классификации работ по степени самостоятельности.

В зависимости от уровня подготовки учащихся им можно предложить:

· Самостоятельные работы по образцу,

· Реконструктивно-вариативные работы,

· Частично-поисковые работы (эвристические),

· Исследовательские самостоятельные работы.

При выполнении работ по образцу учащиеся не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, направленной на овладение основными знаниями. При этом, предлагаемые задания выполняются по образцам и алгоритмам, представленными учителем или описанными в учебнике. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, так как способствуют созданию условий для перехода учащихся к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности.

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного вида обычно содержат в себе задачи, по условиям которых учащимся приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Отличаются от предыдущего типа работ тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные, т.е. проявить более высокий уровень самостоятельности. Еще более высокий уровень самостоятельности учащиеся проявляют при выполнении частично-поисковых (эвристических) работ, требующих переноса знаний и умений в необычные, проблемные ситуации. Высшая же степень самостоятельности проявляется при выполнении исследовательских самостоятельных работ. Здесь, используя накопленные знания и умения при выполнении предыдущих типов самостоятельных работ, выдвигая и проверяя собственные гипотезы и суждения, они учатся открывать для себя новые сведения об изучаемых объектах.

С точки зрения классификации по степени индивидуализации самостоятельная работа может быть:

Ш фронтальной - учащиеся выполняют одно в то же задание;

Ш групповой - для её выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-5 чел.);

Ш парной - например, при проведении опытов, выполнении различных построений, конструировании моделей;

Ш индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.

Рассматривая самостоятельную деятельность в качестве познавательной, выделяют четыре ее разновидности в процессе обучения:

· Цель и план работы ученик определяет с помощью учителя.

· Цель учащийся определяет с помощью учителя, а план самостоятельно.

· Цель и план учащийся определяет самостоятельно, но задание даёт учитель.

· Без помощи учителя учащийся сам определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно её выполняет.

Первая разновидность наиболее простая, и с неё учитель должен начинать подготовку ребят к более сложным этапам самостоятельной работы. Затем постепенно, переходя от этапа к этапу, ученик получает возможность полностью проявлять свои знания, инициативу, личные качества и индивидуальные особенности. Самостоятельная работа организуется с помощью индивидуальных форм обучения. Ученик работает самостоятельно дома при выполнении домашних заданий, написании рефератов. Индивидуальная форма предполагает деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий без контакта с одноклассниками, в едином для всех темпе. Она преимущественно используется при закреплении знаний, формировании умений и навыков, контроле знаний. Индивидуальная работа на уроке требует от учителя тщательной подготовки, большой затраты сил и времени. Однако эта форма организации познавательной деятельности не всегда создаёт условия для полной самостоятельной деятельности учащихся. Она является хорошим средством организации деятельности сознательных учеников. Но нередко можно наблюдать на уроках картину, когда слабо успевающие учащиеся либо ничем не занимаются, т. к. не могут справиться самостоятельно с заданием. В этом случае учитель должен выступать консультантом, направляя ход мышления слабо успевающего ребенка. Для организации большей самостоятельности школьников используется индивидуализированная форма обучения. Ныне все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы. В практике обычно используется до четырех вариантов разноуровневых заданий. Эта форма предполагает такую организацию работы, при которой каждый ученик выполняет свое, отличное от других, задание, с учетом учебных возможностей.

Однако при реализации любого из рассмотренных подходов приходится преодолевать определенные трудности, связанные как с проверкой большого числа вариантов самостоятельной работы, так и с организацией обсуждения результатов ее выполнения. Решению поставленных проблем способствует использование самостоятельных работ, в которых дифференцирована лишь помощь, оказываемая учащимся . Основу такой работы составляют одни и те же задания, варьируется только система указаний для групп учащихся с различным уровнем подготовленности.

Самые разнообразные виды самостоятельных работ содержит классификация по источнику и методу приобретения знаний. Наиболее распространенными являются:

· Работа с книгой,

· Решение и составление задачи,

· Лабораторные и практические работы,

· Подготовка докладов и рефератов.

По форме выполнения различают устные и письменные самостоятельные работы, а по месту выполнения - классные и домашние.

Успешному выполнению учащимися самостоятельной работы способствуют четкие указания учителя о ее цели, содержании, способах выполнения, формах выражения получаемых результатов. Они могут быть представлены в виде памяток, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом, решению задач, выполнению лабораторных и практических работ, написанию докладов и рефератов. Нельзя при этом пускать на самотек процесс формирования письменной и устной речи учащихся. Следует систематически при выполнении как устных, так и письменных работ, приучать полно, ясно, аргументировано излагать свои мысли.

Практический опыт показывает, что:

1. Систематически проводимая самостоятельная работа (с учебником по решению задач, выполнению наблюдений и опытов) при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний.

2. Организация выполнения учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

3. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у учащихся умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умении и навыков.

С течением времени при систематической организации самостоятельной работы на уроках и сочетании ее с различными видами домашней работы по предмету у учащихся вырабатываются устойчивые навыки самостоятельной работы. В результате для выполнения примерно одинаковых по объему и степени трудности работ учащиеся затрачивают значительно меньше времени по сравнению с учащимися таких классов, в которых самостоятельная работа практически не организуется или проводится нерегулярно. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республиканская гимназия – интернат им. Г. Альмухаметова

Республика Башкортостан

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ

НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

г. Уфа, 2014 г.

Самостоятельная работа учащихся - это такая же учебная работа, как и весь процесс овладения исполнительскими навыками в целом. Самостоя­тельная работа учащихся осуществляется:

НА САМОМ УРОКЕ - и тогда она вытекает из той работы, которая не­посредственно проводится на нем;

В ДОМАШНЕЙ РАБОТЕ - при исполнении учащимися заданий, полученных на уроке и, тогда она дополняет и закрепляет пройденное на предыду­щем уроке и является средством для овладения учащимися умениями и навыками игры на инструменте в процессе домашней подготовки заданий.

Современной школе присуще стремление к тому, чтобы выпускать учащихся подготовленных к жизни, способных самостоятельно работать, мыслить, умеющих применять полученные знания в жизни, в труде, развивать творческие способности учащихся, т.е. самостоятельное определение применимости знаний в практической деятельности.

Самостоятельная работа это труд, полный мысли, инициативы, во­ли и творческого воображения. Современно звучит такое высказывание великого русского педагога К.Д.Ушинского: «... задача школы состоит в том, чтобы пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить детям привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходимо и оставляя ее действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоя­тельно, без учителя, приобретать новые познания».

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обуче­ния. Будить самостоятельную мысль надо как можно раньше, начиная с ранних лет, еще в младших классах. Чем интенсивнее и систематичнее ученик решает на уроке те или иные задачи, тем эффективнее проходит и его домашняя работа. Повышать качество самостоятельной работы ученика - значит последовательно развивать его мышление и самостоя­тельную роль, приучать к преодолению трудностей, к умению самому справляться с заданиями, проявлять инициативу в отборе необходимых для выполнения задания способов и приемов.

Прежде чем дать ученику задание для самостоятельной обработки,не­обходимо объяснить ему сущность задания.Проанализировать способы его выполнения, научить практическому осуществлению.Затем проверить тут же на уроке практически, насколько ученик понял задание и как пытается выполнить его. При выполнении, после анализа ошибок следует добиваться самостоятельного исправления их. Все это относится и к упражнениям, и к этюдам, и к работе над пьесой.

Для примера возьмем работу над текстом новой, но уже разобранной пьесы. Ноты, текст уже разобраны обеими руками. Однако в этом разборе еще много недочетов: нет четкости в координации левой и правой рук, не осмыслена структура пьесы (части, предложения, фразы и т.п.), не уточнена ритмическая сторона, неверна аппликатура, нет ясности в подходе к овла­дению теми или иными техническими трудностями, есть ошибки в воспро­изведении нового текста.

Как же ученику подойти к самостоятельному разрешению всех воз­никших в процессе разучивания этой пьесы задач? Прежде всего на первый план должна быть выдвинута одна, но наиболее важная задача, оставив на время, как бы в стороне, выполнение остальных задач, с тем, чтобы они включались постепенно, как бы "накладываясь" друг на друга и связывать их с предыдущими.

а) Первоочередной задачей явилось бы ТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НОТНОГО ТЕКСТА. Но важно не только правильно перенести ноты с нотного стана на клавиатуру, но и воспринять и осмыслить ноты, как составные элементы музыкальной фразы, ее мелодико-гармонической структуры. За­тем проанализировать пьесу на основе проигрывания отдельных кусков. Только после этого предложить ученику самому медленно проиграть пьесу, обращая его внимание на ошибки и тут же на уроке исправлять, добиваясь сознательного закрепления исправленного. При воспроизведении нотного текста нужно объяснять ученику, что и как должно быть выполнено, чтобы ему была ясна цель работы. Задание, практически проверенное на уроке, да­ется на дом для закрепления. На этом же уроке делаются указания относи­тельно аппликатуры.

б) Следующий элемент работы - УТОЧНЕНИЕ РИТМИЧЕСКИХ ПРЕДС­ТАВЛЕНИЙ в пьесе, которые, правильно сформированные при "прочтении" текста, прочно связываются мелодическим движением.

в) Освоению текста должно сопутствовать ОСМЫСЛЕНИЕ СТРУКТУРЫ музыкального произведения(частей, предложений, фраз).

г) Взаимосвязь в выполнении всех этих предыдущих задач - основное

условие в отборе необходимых способцв для преодоления технических труд­ностей. лишь идя от содержания произведения и понимания его смысла к его воплощению, ученик может правильно выполнить стоящие перед ним технические задачи. Как часто в практике можно наблюдать обратный путь! Сначала - просто "ноты", без должной связи между ними, затем - зубрежка - частое повторение одного и того же места с закреплением при этом фальшивых нот, ритмических ошибок, неверных приемов игры, преждевре­менное механическое запоминание наизусть... Результат - груда закреплен­ных ошибок, неверных игровых навыков, от которых потом приходится из­бавляться с огромным трудом - вот почему так опасно давать задание уче­нику в общей форме: "Разбери дома пьесу и подготовь ее к следующему уро­ку" . Такое задание можно дать достаточно подготовленному ученику и то с предварительными пояснениями. На первоначальном этапе обучения ученик в своей самостоятельной работе должен опираться на хорошо понятые им указания учителя.

д) И, наконец, ОТБОР НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ВЫРАЗИ­ТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ: характер звучания, приемы звуковедения(легато, сток- като, штрихи, лиги, акценты и т.п.), динамические характеристики, темп. Ученик должен с первых же занятий учиться понимать их и добиваться точного их выполнения(так же как пауз и других знаков нотной записи). Осмысленное исполнение текста связано неразрывно со способностями му­зыкальной фразировки (движение мелодической линии к ее вершине, подъем и спад мелодии, начало и конец фразы и т.п.).

Это те положения, которые являются общими для всех случаев работы над произведением. При этом необходимо учитывать возрастные возмож­ности учащихся, уровень их подготовки на данный момент, особенности их психики (сосредоточенность или рассеянность, выдержка, целенаправлен­ность, воля, внимание и т.д.). Поэтому объем и характер самостоятельного задания должны соответствовать возможностям учащегося. Чтобы каждое новое задание опиралось на то, что усвоено ранее под руководством учите­ля. Домашняя проработка задания - это упражнение в закрепление на пред­шествующих занятиях.

Таким образом, основой работы является:

    воспитание целенаправленности внимания;

    обучение навыкам самостоятельного выполнения задания на уроке.

При этом важно проверить, каким путем учащийся к выполнению пос­тавленной задачи, вовремя показать ему его ошибки, поощрить проявленную инициативу в нахождении необходимых приемов, закрепить успешность их выполнения и добиться сознательного самоконтроля.

"Прежде представь себе ясно, что и как должно звучать, а потом уж играй, а играя проверяй слухом, то ли получилось, что задумал".

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО САМОКОНТРОЛЯ

Слуховой самоконтроль - одно из условий формирования музыкаль­но-слуховых представлений. В процессе работы следует добиться: перевода учащимися нот в представление звучания, тщательного вслушивания в зву­чание, слухового самоконтроля и немедленного исправления услышанных недочетов.

Самостоятельная работа учащихся проверяется в процессе выполнения ими задания. Полезно практиковать и словесные отчеты учащихся, которые способствуют лучшему выяснению причин ошибок и способов к самопровер­ке и дает навыки самостоятельно разрешать возникающие в процессе рабо­ты затруднения.

Одним из наиболее важных вопросов в самостоятельной работе уча­щихся является вопрос темпа, в котором должно прорабатываться заданное произведение.

Всем известно, что разучивать надо в медленном темпе. Это значит закреплять связь звучания с соответствующим движением, со звуковысот- ными и ритмическими представлениями, закрепление слухо-двигательных связей, овладение механизмом игровых движений.

"Медленность движений при восприятии новых навыков необходима потому, что при медленном движении получается ясное ощущение от каж­дого движения".

"Переход от медленной игры к быстрой совершается (при достаточном усвоении пассажа) легко, в то время как от быстрой игры к медленной - го раздо труднее. К медленной игре необходимо возвращаться и после оконча­тельного усвоения музыкального произведения" (С.Клещев).

Выдающиеся музыкальные педагоги-исполнители всегда придавали и придают большое значение медленной игре. "Работа медленного темпа приносит большую пользу, - указывал А.И.Ямпольский, прекрасный педагог,-но она не должна быть формальной и бессодержательной. Работать в замед­ленном темпе следует не только над интонационной и технической сторо­ной, но и над произведением в целом, над звучанием, ньюансировкой, сти­лем, художественной отделкой, тщательно вслушиваясь в исполнение при этом. ...точный темп и характер произведения должен быть ясным для ис­полнителя в самом начале изучения произведения".

Играть медленно нужно так, чтобы сохранилось в представлении це­лостность музыкальных образов, чтобы мелодическая и ритмическая струк­тура произведения не разрушалась в своей основе. Длительный период мед­ленной игры, если ее применять без учета темпа, в котором должно испол­няться данное произведение, может затормозить правильное исполнение, отяжелить его в моторном отношении. Поэтому необходимо после медлен­ной проработки пьесы пробовать время от времени проигрывать ее в долж­ном темпе, чтобы получить представление о том, к чему нужно стремиться.

Развитие музыкально-исполнительской самостоятельности у учащего­ся - основное условие успешности его продвижения. Важна роль сознатель­ности в этой работе.

Выработка навыков начинается с овладения умением, т.е. приемами, при помощи которых достигается определенная цель. Постоянство и устой­чивость выработанных способов и приемов - условие их автоматизации. На­выки - это автоматизированные элементы сознательной деятельности. Игра на инструменте - сознательная деятельность, сложная деятельность, в ней сочетаются навыки и творчество. Чем больше мы овладеем игровыми навы­ками, тем больше творчества мы можем внести в исполнение. Творчество проявляется в нахождении способов действия, в осмысливании их, в прояв­лении инициативы, в преодолении шаблонов, т.е. механического применения выработанных способов.

Закрепленные уже навыки положительно воздействуют на выработку новых. Так, например, правильный навык переноса руки со звука на звук на близком расстоянии создает установку для образования навыков переноса руки на большие расстояния - с баса на аккорд; освоение однотипной фигу­ры в аккомпанименте или мелодии легко затем переносится на более слож­ные фигуры, аналогичные по форме, но содержащие более сложные звуковые сочетания; достаточно усвоить аппликатуру до-мажорной гаммы, что бы затем, поняв закономерность ее построения, перенести усвоенное на ряд мажорных гамм от белых клавиш (гамм ре-, ми-, соль-, ля-мажор) и т.д. Од­нако, известно и отрицательное воздействие приобретенных ранее непра­вильных игровых приемов и способов, которые с трудом поддаются исправ­лению и тормозят приобретение других необходимых навыков (например, неверная постановка руки, зажим ее, плоские или наоборот, скрюченные пальцы мешают развитию моторности и т.п.), и опасны они в особенности тогда, когда бесконтрольно закрепляются, что бывает в самостоятельной домашней работе учащихся. Поэтому важно вовремя заставить ученика осоз­нать свои ошибки и тут же на уроке добиться исправления их, с тем, дома он мог осмысленно добиваться необходимых результатов.

Навыки формируются и закрепляются в процессе упражнений. Роль упражнений и методики их применения особенно велика в самостоятельной работе учащихся, так как в процессе упражнений происходит закрепление уже усвоенных действий и их перестройка. Важно научить учащихся самих правильно оценивать свои достижения и недочеты. Пожалуй нигде угроза бездумной, бессмысленной зубрежки не становится такой реальной, как при работе над упражнениями.

Под упражнением мы часто понимаем многократное повторение того или иного приема. Многократные повторения для закрепления навыков не должны превращаться в механическую дрессировку, надо конкретно указы­вать, какие упражнения ученику необходимо выучить к следующему разу и как следует над ними работать. При этом важно направить его внимание на то, чтобы выучить заданное, преодолеть трудность, добиться хорошего ис­полнения в таком-то темпе - это создает для того, чтобы ученик не проиг­рывал, а действительно работал над ними. Смысл упражнений заключается в том, что они в сжатой и обобщенной форме должны вести учащихся к ос­воению наиболее типичных для данного инструмента технических задач.

Для преодоления некоторой механистичности, которая свойственна этюдам, в программу занятий обычно вводится художественный материал, вызывающий у ученика эмоциональный отклик и тем помогающий ему быст­рее овладеть обязательным минимумом умений и навыков.

Особенности обучения игры на фортепиано представляют всегда для начинающих большие трудности, связанные со звукоизвлечением и овладе­нием двигательными навыками. В связи с этим существенным является, во-первых, постепенность в овладении трудностями, а во-вторых, включение их в работу на таком материале, который легко и ярко воспринимаются учащимися и быстро усваивается. Это творческий подход к подбору этюдов и упражнений. Но, иногда, на практике, встречается механическое примене­ние упражнений и включение этюдов в работу. Например, требование к на­чинающим исполнять длинные арпеджио, пока не установилась рука и уче­ник не овладел элементарными приемами игры, их исполнение, требующее больших поворотов и сложных комбинированных движений, вредно сказыва­ется на усвоении простых движений: рука напрягается, движения становят­ся неестественными, все это закрепляется и приводит к отрицательным ре­зультатам.

Работа над гаммами, во многих случаях не только не способствует развитию музыкальной техники учащихся, но наоборот, превращается в "принудительный ассортимент", утомляет учеников.Это вызывается прежде всего не пониманием сущности гаммы, а лишь механическим запоминанием знаков альтерации и аппликатуры, появляются известные ошибки в подкла­дывании и перекладывании пальцев и т.п.

Между тем работа над гаммами должна идти в неразрывной связи с развитием музыкального слуха, с пением звукорядов на уроках пения и му­зыкальной грамоты. Важно добиться у учащихся отношения к гаммам как к мелодической линии, красивого напевного звучания, ощущения ладотональ- ности и взаимосвязи всех составляющих ее звуков. Важна внутренняя логи­ка построения гамм, подбора аппликатуры, применения знаков альтерации.

При изучении гамм необходимо учитывать те характерные трудности, которые связаны с их исполнением и помогать учащимся сознательно их преодолевать. Так исполнение гамм на фортепиано легко для интонирования (готовый звук и наглядность клавиатуры), но трудно в отношении апплика­туры и подкладывания 1-го пальца.

Поэтому на первоначальном этапе обучения игре на фортепиано сле­дует начинать изучением гамм после того, как усвоены упражнения на 2-х, 3-х, 4-х звуках (2-3, 2-3-4, 2-3-4-5 пальцами) не требующими подкладыва­ния 1-го пальца. Эти упражнения необходимо играть отдельно каждой ру­кой, затем перейти к упражнениям с подкладыванием 1-го пальца и после этого переходить к изучению гамм.

В отношении аппликатуры необходимо привлечь внимание учащихся к принципам применения ее и объединить единой аппликатурой соответству­ющие гаммы. Так, например, гаммы от белых клавиш - до, ре, ми, соль и ля - играются од ной и той же аппликатурой; в гамме от фа - левая рука сход­на с указанными выше, а изменение только в правой и т.д.

Требование осмысленности и выразительности исполнения относятся и к гаммам и к упражнениям, систематичность и сосредоточенность в рабо­те, сосредоточенность внимания и слуховой самоконтроль - надежные усло­вия для действительного овладения техникой исполнения.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Большое значение в домашней самостоятельной работе учащегося име­ет ее режим.

Правильный режим домашней работы требует соблюдения ряда условий:

регулярность и систематичность в работе;

    целенаправленное внимание;

    сознательность и точность в выполнении заданий;

    самоконтроль (умение оценить свои достижения и недочеты);

    настойчивость в преодолении трудностей;

    самостоятельность в работе.

1.Чтобы добиться регулярности в работе нужно для занятий музыкой отвести более или менее постоянное время и заниматься ежедневно.Это способствует осмысливанию и углублению знаний и умений, постепенному улучшению их качества и, главное, держит ученика все время в "собранном" состоянии.

Целесообразно делать во время занятий перерыв - для учащихся 1-х классов через 15-20 минут, для более старших - через 20-30 минут. В про­тивном случае внимание притупляется и работа перестает быть продуктив­ной.

2. Целенаправленное внимание - характеризуется устойчивостью, пос­тоянным увеличением объема, умением распределить его. Существенным является примерное установление порядка выполнения заданий. Например, можно составить для ученика программу работы на каждый день и указать, сколько времени он должен затратить на упражнения, этюды, пьесы и про­чее. Такой "календарь" работы для маленьких имеет большое значение. Он помогает им построить свою работу планомерно и внимание легко переключается на следующий раздел задания. Следовательно сохраняется принцип воспитания целенаправленного внимания в процессе работы.

Важно при этом, чтобы более старшие учащиеся сознательно "освежа­ли" порядок занятий, чередовали разделы работы (сначала упражнения и Гаммы, затем пьесы и т.д.), не повторяли бы ежедневно один и тот же рас­порядок, так как это в какой то мере шаблонизирует работу и внимание ученика притупляется.

Дети должны знать на что им в данное время следует, в основном, обратить внимание, что доработать, что повторить и т.д.(всем этим должен руководить педагог).

З.В домашней работе необходимы сознательность и точность в выпол­нении задания. Необходимо научить ученика работать, а не "проигрывать" этюд, пьесу или упражнение сначала до конца да еще в произвольном тем­пе.

Как правило, на дом задается выучить пьесу, этюд наизусть. Помимо сознательного овладения текстом и технического закрепления его, от уча­щегося, таким образом, требуется и знание его на память, что является од­ной из центральных задач в самостоятельной работе учащихся, главной опо­рой памяти являются смысловые связи. Чтобы развить свою память, нужно постоянно развивать умение запомнить, удержать в памяти, а затем и при­помнить выученное. Тогда это будет сознательным воспроизведением.

"Срывы" памяти обусловлены моторно-слуховым непроизвольным за­поминанием. Избежать срывов можно только путем сознательного и целе­направленного запоминания отдельных, законченных по мысли кусков про­изведения, путем установления смысловых связей между ними, что укреп­ляется в процессе медленного проигрывания пройденного через некоторые интервалы (1-2 дня).

Таким образом, при разучивании на память следует:

    не допускать механического зазубривания;

    непрерывно обращаться к нотному тексту.

Для накопления репертуара такую работу надо время от времени про­водить и с ранее выученными вещами. Повторяемая пьеса должна пройти весь путь разучивания ее как бы впервые. Всякая иная работа (воспроизве­дение в темпе, проигрывание просто по памяти и т.п.) ведет лишь к "забал­тыванию", часто и к искажению основного смысла и плана исполнения.

Одним из широко распространенных недостатков в домашней работе является плохая посадка за фортепиано и за другие инструменты, что отрицательно сказывается на технической успеваемости учащегося. Особое значение это имеет в начале обучения, когда навыки игры находятся еще в стадии становления. Хорошая посадка дисциплинирует учащегося, способствует сосредоточению внимания и собранности.

Решающим условием в выполнении режима домашней работы является воспитание у учащихся ответственности за выполняемое ими задание, творческой активности в выполнении.

Это должно быть основной работой педагога.

Все указанные положения относятся к игре на любом музыкальном ин­струменте.

Хочу рассмотреть вопросы организации самостоятельной работы на уроках математики, так как считаю, что она способствует лучшему усвоению знаний, развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень активности учащихся. Она дисциплинирует, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Следовательно, самостоятельная работа учащихся является одной из эффективнейших форм обучения.

В учебной деятельности важно, чтобы учащиеся учились не просто запоминать то, что говорит учитель, не просто учили то, что им объясняет учитель, а сами, самостоятельно, могли добывать знания, важно, насколько самостоятелен ученик в усвоении знаний и формировании умений.

Сознательный выбор того или иного действия характеризует активную умственную деятельность учащихся, а осуществление его - решительность. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний. Самостоятельность неразрывно связана с активностью, что является движущей силой в процессе познания. Недостаточность самостоятельности делает учащегося пассивным, тормозит развитие его мышления и в конечном итоге делает его неспособным к применению полученных знаний. Для успешного окончания школы учащиеся должны показать высокий уровень овладения предметами курса общеобразовательных дисциплин, в т.ч. математики, поэтому задача преподавателя - найти к учащемуся индивидуальный подход, поддержать его. Значит, необходимо сделать учебный процесс максимально посильным, но в то же время отвечающим всем требованиям содержания образования.

Мои ученики различаются по характеру, темпераменту, способностям, разному темпу работы. Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий, с моей точки зрения, является дифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательной самостоятельности, и формирования у учащихся стремления к самообразованию.

Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ - развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. На первых уроках формирования знаний и выработки умений и навыков большинство упражнений носит обучающий характер, они проводятся под руководством учителя. Однако степень вмешательства учителя в практическую деятельность учащихся будет определяться индивидуальными способностями ученика при усвоении знаний.

Тренировочные самостоятельные работы в основном состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Такая работа позволяет выработать основные умения и навыки, тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала. При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя.

Как правило, однообразие любой работы снижает интерес учеников к ней. Но в курсе математики часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого количества однотипных задач, без чего невозможно выработать устойчивые знания и умения. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он может быть достигнут необычностью содержания заданий. Удержать внимание учащихся помогают задания с занимательным сюжетом.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»