Снег идёт. Воспитание у школьников любви к Отечеству в процессе изучения музыкального наследия Г.В

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет...

Маленькая кантата на стихи Бориса Пастернака

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий. Любопытно, что «поэт этот, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, по-видимому, еще ни разу не привлекал раньше внимания композиторов, - пишет исследователь творчества Свиридова А. Сохор. - Свиридов, таким образом,... выступил первооткрывателем, причем не в фигуральном, а в буквальном смысле слова».

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время». Это «Снег идет...» (1957), «Душа» и «Ночь» (1956). Маленькая кантата была закончена в 1965 году. Премьера состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале консерватории.



(0:00) - Снег идёт. Commodo
(1:45) - Душа. Moderato con moto
(6:00) - Ночь. Animate

1-я часть, «Снег идет» , передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией.

Во 2-й части, «Душа» , монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

3-я часть, «Ночь» , неожиданна по своему решению. Это детская песенка в исполнении детских голосов. Дисканты исполняют простую, почти примитивную мелодию, ее сопровождают легкие отрывистые аккорды. Образы ночной жизни, бездонной глубины неба переданы самыми простыми средствами, но тем более неожиданно заключение, в котором возникает призыв:
Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты вечности заложник,

У времени в плену.

Г. Свиридов кантата «Снег идёт»

«Маленький триптих» - так называют кантату «Снег идёт», написанную выдающимся русским композитором Георгием Васильевичем Свиридовым. Этот миниатюрный шедевр вокально-инструментальной музыки он создал по произведениям Бориса Пастернака, замечательного поэта, творчество которого отчего-то не привлекало внимания других композиторов. Кантата «Снег идёт» - весьма показательное произведение в творчестве Свиридова. Георгий Васильевич минимальными средствами, каждой нотой и каждой интонацией сумел добиться максимальной содержательности и передать всю сложность сути поэтических произведений, являющихся литературной основой данного сочинения.

История создания

Известно, что Георгий Свиридов в своём творчестве отдавал предпочтение вокальным и хоровым жанрам. Выбирая литературную основу для своих произведений, композитор очень тщательно подходил к отбору материала. Разумеется, что в приоритете у него были такие гениальные поэты как А. С. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Р. Бёрнс. Кроме того, Свиридов не обходил своим вниманием творения В. Маяковского А. Твардовского и очень трепетно относился к А. Блоку и С. Есенину, на стихи последнего композитор написал более 50 произведений. Также особое место в числе любимых стихотворцев композитора занимал Борис Пастернак. Свиридов увлёкся творчеством поэта ещё в годы учёбы в консерватории и даже тогда пробовал сочинить кое-что на его стихи, но тем, что у него получилось, молодой маэстро был крайне неудовлетворён.

Прошло не одно десятилетие, прежде чем Георгий Васильевич вновь вернулся к творчеству выдающегося поэта, однако на этот раз приобретённое за годы композиторское мастерство позволило ему создать настоящий шедевр. В 1965 году, после завершения кантаты «Деревянная Русь», в основу которой были положены стихи С. Есенина, Свиридов решил продолжить работу в этом же жанре, только теперь, выбирая литературную основу, он остановился на произведениях Пастернака. Свиридов отобрал для кантаты всего три стихотворения: «Снег идёт», «Душа» и «Ночь». Их объединяет одна общая философская тематика - отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно. Один момент – это миг и его дважды прожить нельзя.

Свиридов работал над кантатой недолго, он закончил произведение в том же 1965 году. Впервые оно прозвучало в Большом зале Московской консерватории в конце декабря следующего 1966 года.

Интересные факты

  • Георгий Свиридов написав кантату на стихи Бориса Пастернака, стал первым из композиторов, обратившихся к творчеству выдающегося поэта.
  • Композитор очень любил поэзию Пастернака и именно на его стихи написал свои первые романсы, однако посчитал их настолько неудачными, что даже не отметил их в списке своих произведений.
  • Свиридов никак не мог выбрать из произведений Пастернака то, что подходило бы для средней части кантаты «Снег идёт». Стихотворение «Душа» композитор нашёл в одном из зарубежных источников, так как оно никогда не печаталось в Советском Союзе. Поэт действительно в этом своём произведении отразил негативные стороны режима, установившегося после победы большевиков.
  • Кантата «Снег идёт» среди произведений русских композиторов является самым маленьким произведением в этом жанре.
  • Стихотворение «Снег идёт» Пастернак написал в 1957 году. Эта пора жизни была очень сложной в жизни поэта, так как после издания за границей «Доктора Живаго», который в Советском Союзе назвали клеветническим романом, на него было усилено давление со стороны государственных властей. Находясь в надломленном душевном состоянии, большинство стихов о природе, которые Борис Леонидович писал в это время, он посвящал зиме.


  • Когда в 60-х годах музыка Свиридова впервые прозвучала за рубежом, французские, испанские и английские слушатели не были знакомы с произведениями этого композитора, кроме того они не знали русский язык. Однако музыка Георгия Васильевича так эмоционально воздействовала на публику, что присутствующие на концертах прослезились.
  • Дирижёры всегда жаловались, что работать с Георгием Васильевичем было очень сложно. Находясь на репетициях перед концертным исполнением своих вокальных произведений, он не предъявлял никаких претензий ни солистам-вокалистам, ни хору, ни оркестру, зато дирижёра мог словесно уничтожить.
  • Однажды на репетиции одного из своих творений Свиридов никак не мог добиться от музыкантов задуманного им исполнения. Измучив дирижёра, хор и оркестр, он грустно сокрушался, что видимо, произведение написал неправильно. На последней репетиции композитора не было - он приболел, и дирижёр на свой страх и риск проявил инициативу в трактовке сочинения композитора. Услышав своё произведение на концерте, Георгий Васильевич после выступления с облегчением всем заявил о том, что всё-таки написал его правильно.

Первая часть кантаты даёт название всему произведению. Уже с самого начала четырежды повторённое словосочетание «снег идёт» настраивает слушателя на определённую монотонность, ту, которую мы слышим в безостановочном ходе часов, отсчитывающих время. Также однозвучно и размеренно звучит хор: всё первое четверостишие сопрано и альты пропевают только на одной ноте фа-диез. Аккомпанемент также своеобразен: диссонирующие аккорды, в которых один из звуков делает нисходящее движение на «малую секунду», постоянно повторяются через такт. Второе четверостишье хор поёт на ноте «ля», а в третьем он вновь возвращается к «фа». Затем эти две ноты между собой меняются.


Средняя часть кантаты Свиридов - это стихотворение «Душа», в котором поэт размышляет о своём тягостном долге: всю человеческую скорбь, мучения и лишения он должен пропустить через сердце и тяжёлой ношей нести в своей душе всю жизнь. Мелодическая линия партии хора во второй части довольно проста, но весьма выразительна. Она очень напоминает по своему характеру печальную городскую песню, так как немного монотонна, а кроме того написана композитором в куплетной форме и трёхдольном размере. Партия хора исполняется на фоне скупого аккомпанемента: выдержанных звуков оркестрового сопровождения, создающих ощущение отрешённости.

Третий раздел кантаты - «Ночь» является прямой противоположностью предыдущим двум частям. В нем звучит веселая незамысловатая мелодия, сопровождаемая в аккомпанементе легкими, отрывистыми аккордами. Она весьма подвижна, написана в светлом «до мажоре» и исполнятся звонкими детскими голосами. Может показаться странным, что Свиридов исполнение серьёзных по смыслу стихов доверил детскому хору, но это было сделано композитором намеренно, так как звучащий в конце стихотворения призыв к художнику: «Не зная устали исполнять свой долг» более убедительно доносится из детских уст.

Вокально – инструментальное творчество Георгия Свиридова – это яркая музыка, глубоко воздействующая на чувства слушателей. Она наполнена нравственной чистотой и высокой духовностью. В творчестве композитора есть всё – картины природы, история Родины и судьбы людей. Он изображает человека, патетически приподнимая его, тем самым пробуждает не только светлые чувства, но и заставляет верить в свои силы.

Видео: слушать Кантату «Снег идёт»

Об исполнителе




Как

Свиридов, Георгий (Юрий) Васильевич (1915–1998), русский композитор.
Родился 3 (16) декабря 1915 в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время Гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 по классу Д.Д.Шостаковича. С 1956 жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 руководил Союзом композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) – ярким и до сих пор репертуарным сочинением; в его ранних инструментальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, разных фортепианных сочинениях и др.) было ощутимо влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов, начиная с великолепной Поэмы памяти Сергея Есенина (1956), определился индивидуальный стиль композитора, являвший собой скорее противоположность Шостаковичу и его школе. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой сферой, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – Маленький триптих для оркестра (1966) и Метель (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х годов движение в отечественной музыке, которое иногда называют «новой фольклорной волной». Опорными вехами в этом движении стали упомянутая Поэма памяти Сергея Есенина, вокальный цикл У меня отец – крестьянин (1957), кантата Деревянная Русь (1964) и поэма Отчалившая Русь (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата Курские песни (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы Петербурские песни, 1964, и Шесть песен, 1977), Некрасова (Весенняя кантата, 1972), Пушкина (Пушкинский венок, 1979). Свиридов писал также на стихи Маяковского (например, Патетическая оратория, 1959), Пастернака («маленькая кантата» Снег идет, 1965), Лермонтова, Хлебникова, А.А.Прококофьева, М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского и на переводные тексты Шекспира, Бёрнса, Исаакяна.

Основной чертой стиля композитора можно считать опору на первичную национальную жанровость (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа) и на национальную интонацию, речевую и песенную (в этом смысле Свиридов – продолжатель Мусоргского); далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. «Свиридовская простота», не имеющая ничего общего с «упрощением», – на самом деле сложное явление: в современных исследованиях ее иногда сопоставляют с тенденциями к минимализму в западной культуре, а постоянное стремление композитора к работе со словом рассматривают как ностальгию по первичной нераздельности музыки и стиха; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский «неофольклоризм». С еще большим основанием можно говорить о ностальгии в связи с образным миром его музыки, которая нередко звучит как плач по потерянной родине, прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами (понимая под этим не «церковность» в чистом виде, а скорее состояние «около церковных стен»). Одним из первых, очень рано обратился он к этому пласту, создав в 1973 три замечательных хора к трагедии А.К.Толстого Царь Федор Иоаннович и Хоровой концерт памяти А.А.Юрлова (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл Песнопения и молитвы, но большая часть написанного пока не издана и не исполнена.

Творческая биография Свиридова в целом являет собой удивительный пример внутренней свободы и независимости при внешней полной адаптации к имевшимся политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий, его музыка (из фильма Время, вперед!) звучала (и звучит) в заставке новостей первого государственного телеканала; в то же время нередко можно услышать мелодии Свиридова в исполнении уличных музыкантов (особенно Вальс и Романс из Метели).

Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы, народный артист России, профессор - Владислав Чернушенко пригласил ансамбль концертного хора мальчиков для участия в исполнении кантаты Георгия Свиридова «Снег идёт».

«Снег идёт» состоит всего из трёх номеров и потому считается самой маленькой кантатой в российской хоровой музыке. Свиридов написал её в 1965 году на стихи Бориса Пастернака, для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического оркестра.

Борис Пастернак, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, почему-то ни разу не привлёк внимание композиторов. Свиридов выступил первооткрывателем великого поэта в музыке. Для своей маленькой кантаты композитор отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака, объединенные темой «художник и время». Это - «Снег идёт...», «Душа» и «Ночь».

Премьера кантаты состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале Консерватории. «Снег идёт», по словам музыкальных критиков, «предстает перед слушателями классическим образцом тонкости и точности в выражении большого содержания минимальными средствами. Свиридов отказывается от всего внешнего, необязательного, грозящего многословием, добиваясь предельной „ёмкости“ каждой интонации и каждого музыкального образа».

По авторскому замыслу, хор мальчиков принимает участие в исполнении третьего, последнего номера кантаты. Однако, вопреки существующей традиции, Владислав Александрович попросил мальчиков исполнить также сопрановую строчку в первом номере кантаты, расположив хор на сцене таким образом, чтобы звучание женской альтовой группы и мальчишеской дискантовой было антифонным.

Работа над сочинением, оркестровые репетиции с Владиславом Чернушенко и исполнение кантаты в зале Академической капеллы - всё это подарило мальчиками незабываемые впечатления на осенних каникулах.


«Маленький триптих» (1964) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» - едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 - 1941). Не было - своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века - сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х - середины 1980-х (среди авторов - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла - номера 9 и 10. №9 - «Я - последний поэт деревни» - тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 - «Небо - как колокол...» - праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Михаил Сегельман

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»