Хронологическая таблица жизни и творчества Тургенева изложена в этой статье.
Иван Тургенев хронологическая таблица
Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик, Один из классиков русской литературы.
Дата | Событие |
---|---|
28 октября 1818 | Тургенев родился в дворянской семье, в Орле. Детство провел в материнской усадьбе Спасское-Лутовиново. |
1827-1829 | обучался в частном пансионе в Москве, куда переехала вся его семья. |
1833 | П оступил в Московский университет на факультете словесности, но через год перевелся в Петербургский университет на факультет философии. Создал свою первую романтическую поэму «Стено». |
1836 | Тургенев начал печататься, вышли его стихи, поэмы. |
1837 | Иван Сергеевич успешно, со степенью кандидата, закончил филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. |
1837- 1841 | Тургенев слушал лекции в Берлинском университете. Побывал в Германии, Италии и Австрии. |
1841 | Вернулся в Россию, вскоре поступил на службу в министерство внутренних дел. |
1843 | Написал поэму «Параша». И.С. Тургенев познакомился с В.Г. Белинским, который очень высоко оценил его творчество. |
1846 | Участвует вместе с Некрасовым в обновлении «Современника». Написаны повести «Бретер» и «Три портрета» |
1852 | Опубликовано более 20 очерков из «Записок охотника». |
1856 | выходит роман «Рудин». |
1859 | Создан роман «Дворянское гнездо». |
1862-1882 | были написаны произведения «Отцы и дети», «Дым», «Новь», «Фауст», «Ася», «Призраки». |
1879 | Писатель удостоился почетного звания доктора Оксфордского университета. |
22 августа 1883 | Тургенев скончался (от миксосаркомы). Тело его, согласно завещанию, перевезли в Петербург и похоронили на Волковом кладбище.. |
Хронологическая таблица Тургенева кратко изложена в этой статье, но вы можете расширитье ее самостоятельно.
Основные даты жизни и творчества И.С. Тургенева
1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».
1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского университета.
1834, 18 июля - Тургенев переводится на философский факультет Петербургского университета.
1837, осень - Получает степень кандидата.
1838, начало апреля - Выход в свет № 1 «Современника» со стихотворением Тургенева «Вечер».
1840, февраль - начало мая - Путешествие по Италии, дружеские отношения со Станкевичем.
1841, весна - Тургенев заканчивает занятия в Берлинском университете и возвращается в Россию.
1841, лето - В Спасском-Лутовинове Тургенев сближается с А. Е. Ивановой.
1841, 10–16 октября - Тургенев посещает Премухино. Начало любовного романа с Т. А. Бакуниной.
1842, апрель - май - Сдает магистерские экзамены по философии и латинской словесности в Петербургском университете.
1843, конец февраля - Знакомство с Белинским.
1844, лето - Тесное сближение Тургенева с Белинским. Знакомство с Некрасовым.
1846 - Выход в свет «Петербургского сборника» с повестью Тургенева «Три портрета» и поэмой «Помещик».
1846, конец года - Переход журнала «Современник» в руки Некрасова и Панаева.
1847 - В первой книжке «Современника» опубликован очерк «Хорь и Калиныч» из «Записок охотника».
1852, 18 мая - После месячного заключения Тургенев сослан в Спасское-Лутовиново под полицейский надзор.
1853, март - Тайная десятидневная поездка Тургенева в Москву для свидания с П. Виардо.
1854, осень - Тургенев охотится вместе с Некрасовым в Спасском-Лутовинове.
1855, январь - Тургенев на юбилее Московского университета, посещает Грановского, А. Н. Островского, Аксаковых.
1855, 19 ноября - Л. Н. Толстой возвращается из Севастополя и останавливается на квартире у Тургенева в Петербурге.
1856, лето - Поездки Тургенева в Покровское к М. Н. Толстой. Работа над повестью «Фауст».
1856, середина октября - Тургенев уезжает во Францию.
1857 - Размолвка с Полиной Виардо.
1859 - В первом номере «Современника» опубликован роман «Дворянское гнездо».
1859, в середине сентября - Тургенев возвращается в Петербург, затем - в Спасское-Лутовиново. Работает над романом «Накануне».
1860 - В первом и втором номерах «Русского вестника» М. Н. Каткова выходит роман «Накануне». Размолвка Тургенева с Некрасовым и уход из редакции журнала «Современник».
1860, август - Формулярный список действующих лиц романа «Отцы и дети», составленный Тургеневым во время морских купаний в г. Вентноре на острове Уайт.
1862 - В февральской книжке «Русского вестника» выходит роман Тургенева «Отцы и дети».
1867, середина апреля - Выходит третья книжка «Русского вестника» с романом Тургенева «Дым».
1870, 3 июля - С началом франко-прусской войны Тургенев вместе с семейством Виардо покидает Баден-Баден и переезжает в Англию.
1871, 13 февраля - Тургенев приезжает в Петербург. Знакомится со Стасовым, читает в клубе художников рассказ «Бурмистр».
1873, июль - Тургенев совместно с семьей Виардо нанимает в Буживале загородную виллу «Ясени».
1877 - В январской и февральской книжках «Вестника Европы» выходит роман Тургенева «Новь».
1879 - март - Чествование Тургенева в Москве и Петербурге. Решение писателя вернуться в Россию.
1879, с 3 по 10 июня - Тургенев в Англии на присуждении ему степени доктора обычного нрава Оксфордского университета.
1881, лето - Последний приезд Тургенева в Спасское. Посещение Спасского Л. Н. Толстым, Д. В. Григоровичем, М. Г. Савиной.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тургенев автора Лебедев Юрий ВладимировичОсновные даты жизни и творчества И.С. Тургенева 1818, 28 октября (9 ноября нового стиля) - Рождение И. С. Тургенева, «в Орле, в своем доме в 12 часов утра».1833, 20 сентября - Тургенев принят своекоштным студентом по словесному отделению философского факультета Московского
Из книги Гашек автора Пытлик РадкоОсновные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»
Из книги Некрасов автора Скатов Николай НиколаевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА 1821 - 28 ноября (10 декабря по новому стилю) в местечке Немирове Подольской губернии в семье Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых родился сын Николай.1824 - Переезд Некрасовых в родовое Грешнево Ярославской
Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир ИвановичОсновные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью
Из книги Анна Ахматова автора Коваленко Светлана АлексеевнаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. АХМАТОВОЙ 1889, 11 июня (23 июня по новому стилю) – в дачной местности Большой Фонтан под Одессой в семье капитана 2–го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны Горенко родилась дочь Анна.1890, май – семья Горенко переехала из Одессы
Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий ПетровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход
Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко ЕленаОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -
Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей КарповичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год
Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил МихайловичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого
Из книги Максимилиан Волошин, или себя забывший бог автора Пинаев Сергей МихайловичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М. А. ВОЛОШИНА 1877, 16 мая - В Киеве, в семье коллежского советника, члена Киевской палаты уголовного и гражданского права Александра Максимовича Кириенко-Волошина и его жены Елены Оттобальдовны, в девичестве Глазер, родился сын
Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр МихайловичОсновные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые
Из книги Модильяни автора Паризо КристианОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в
Из книги Шаламов автора Есипов Валерий ВасильевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА В.Т. ШАЛАМОВА 1907, 18 июня (5 июня по старому стилю) - в городе Вологде в семье священника Софийского собора Тихона Николаевича Шаламова и его жены Надежды Александровны родился сын Варлаам (Варлам).1914 - Варлаам принят в подготовительный
Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий ИвановичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья
Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей АркадьевичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,
Из книги Франко автора Хинкулов Леонид ФедоровичОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер
1821 г. – родился 30 октября (11 ноября) в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке.
1837 г. – смерть матери Марии Федоровны.
1838 –1843 гг. – учеба в Петербургском военно-инженерном училище.
1839 г. – скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича.
1843–1844 гг. – служба в чертежной инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.
1844 г. – выход в отставку, начало литературной деятельности.
1846 г. – роман "Бедные люди". Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ "маленького" человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: "Двойник", "Господин Прохарчин" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1846–1849).
1847 г.
– становится участником кружка М.В.Петрашевского.
Апрель–июнь – в «Санкт-Петербургских ведомостях» публикуются фельетоны Достоевского «Петербургская летопись».
1848 г.
– Сентябрь–октябрь – на собрании у Петрашевского Достоевский читает отрывки из «Бедных людей».
Декабрь
– в «Отечественных записках» опубликована повесть «Белые ночи». Секретный агент П. Д. Антонелли начинает наблюдение за петрашевцами; Достоевский сближается с Н. А. Спешневым.
1849 г.
15 апреля – Достоевский читает на собрании у Петрашевского нелегальное "Письмо Белинского к Гоголю".
23 апреля
, 4 часа утра – вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь.
22 декабря
– ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
25 декабря
– путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов.
1850–1854 гг. – годы каторги в Омском остроге.
1854–1859 гг. – служба рядовым в Семипалатинске.
1859 г. – отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели".
1860 г.
конец января – вышло двухтомное собрание сочинений.
Весна
– становится постоянным посетителем кружка А. П. Милюкова при журнале «Светоч».
14 апреля
– участвует в спектакле «Ревизор» в пользу Литературного фонда в роли почтмейстера Шпекина.
1861 г.
– январь – выходит первый номер журнала «Время», где начинается печатание романа «Униженные и оскорбленные». Достоевский участвует в литературных чтениях в пользу воскресных школ.
19 февраля – подписан Манифест об освобождении крестьян.
Апрель
– «Время» начинает публикацию «Записок из Мертвого дома».
1861–1865 гг. – издание вместе с братом журнала "Время" (1861–1863), а после его запрещения – журнала "Эпоха" (1864–1865).
1860–1880 гг.
– создание крупнейших произведений:
"Преступление и наказание" (1866)
"Идиот" (1868)
"Бесы" (1871–1872)
"Подросток" (1875)
"Братья Карамазовы" (1879–1880).
1873–1881 г. – печатается "Дневник писателя" в журнале "Гражданин", редактируемом Достоевским по 1874 г.
1880 г.
– открытие «Книжной торговли Ф. М. Достоевского».
8 июня
– заседание Общества любителей российской словесности. Достоевский выступает с речью о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на "родной ниве".
1881 г. 28 января (9 февраля) – смерть писателя в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты.
Личности и творчеству Федора Михайловича Достоевского посвящено бесконечное множество всевозможных исследований, которое с каждым годом пополняется все новыми работами. Им несть числа, ибо бесконечен Достоевский, беспределен и его художественный мир. «Ум теряет надежду когда-либо проникнуть до конца в этот мир: слишком чуждой кажется нам при первом познавании его магия, слишком далеко уносит в беспредельность его мысль, неясно его назначение, - и душа не может свободно любоваться этим новым небом, как родным». (Стефан Цвейг).
И все же есть несколько строк, которые смогут объяснить судьбу Достоевского гораздо полнее даже самой обстоятельной его биографии. Строки эти принадлежат другому большому художнику и посвящены еще одному Поэту: «… нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.
Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его.
Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни; и мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказания мира Нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (Книга Пророка Исайи. Гл. 53: 2-5).
Достоевский не производил никакого внешнего впечатления. Он был незаметен, невзрачен и угрюм. Н. Н. Страхов отмечал, что Достоевский, «несмотря на огромный лоб и прекрасные глаза, имел вид совершенно солдатский, то есть простонародные черты лица». По свидетельству В. В. Тимофеевой, «это был очень бледный - землистой, болезненной бледностью - немолодой, очень усталый или больной человек, с мрачным, изнуренным лицом, покрытым, как сеткой, какими-то необыкновенно выразительными тенями от напряженно сдержанного движения мускулов».
Подобным образом описывали Достоевского и другие современники: «Он вспоминается мне невысоким, тщедушным, с лицом бледным, напряженно-сосредоточенным и неприветливым, с живыми, проницательными, чернеющими, как угольки, глазами; все обличье его являло что-то нервное и болезненное.
Рядом с красивым, величавым старцем Тургеневым Достоевский казался маленьким и невзрачным». (Граф Д. Олсуфьев). «На эстраду вышел небольшой сухонький мужичок, мужичок захудалый, из захудалой белорусской деревушки. Мужичок зачем-то был наряжен в длинный черный сюртук. Сильно поредевшие, но не поседевшие волосы аккуратно причесаны над высоким выпуклым лбом. Жиденькая бородка, жиденькие усы, сухое угловатое лицо». (В. А. Поссе).
Незначительная и даже отталкивающая внешность Достоевского усугублялась его не всегда понятным современникам болезненным поведением. Внутренние мотивы его «эксцентрических» поступков никому не были интересны; все отмечали лишь их внешний «взрывной» эффект, который очень скоро принес ему сомнительную славу безумца и юродивого.
Как только не называли его современники: «больной», «сумасшедший», «злобный», «одичавшая собака», «юродивый мистик». Характерно, что некоторые из подобных характеристик относятся и ко времени общественного признания Достоевского. Когда одни называли его пророком, другие восклицали с недоумением: «Достоевский - совсем сумасшедший. Бог знает какой мистицизм несет».
На всем протяжении своего творческого пути Достоевскому приходилось слышать критические отзывы, напрочь отрицавшие его талант. С его восприимчивостью больно было прочесть, что его произведения - это «бред юродивого мистика». Но еще больней было знать, что подобные оценки его творчества принадлежат и его бывшим друзьям, некогда признавшим его талант, его судьбу. Простоватый И. И. Панаев никогда не был разборчив в формулировках и разил наверняка: «…Кумирчик наш стал совсем заговариваться и вскоре был низвергнут нами с пьедестала и совсем забыт. Бедный!.. мы погубили его, мы сделали его смешным». Н. А. Некрасов искренне был уверен: «Достоевский вышел весь. Ему не написать больше ничего значительного».
Достоевского не сломали подобные отзывы, насмешки и оскорбления заклятых «друзей» и оппонентов. Как не сломали его каторга, многочисленные лишения и болезни. Более того, он неоднократно признавался в том, что его творчество неотделимо от его страданий, что именно им он обязан своими прозрениями. Характерно, что его morbus sacer никогда не подвергалась лечению; он не скрывал, а культивировал ее.
Что же помогло ему выстоять там, где ломались его более здоровые и менее восприимчивые современники (как, например, С. Ф. Дуров, вышедший из «мертвого дома» вместе с ним, но не возрожденным, а конченым человеком)?
Чувство пророческой судьбы. Это чувство зародилось в его душе довольно рано. В черновых набросках к «Житию великого грешника» он признавался: «Опасная и чрезвычайная мысль, что он будущий человек необыкновенный, охватила его еще в детстве». Подтачиваемое неизбежными сомнениями это чувство окончательно укоренилось в нем во время его блистательного литературного дебюта и более не покидало его никогда. Оно помогло выжить в каторге, безропотно сносить многочисленные страдания и, главное, постоянно стремиться к высшим достижениям, к выражению своих идеалов.
Он дорожил своим чувством пророческой судьбы. Достоевский боялся признаться в нем окружающим - давали о себе знать глубокие душевные раны, нанесенные ему «друзьями» времен его дебюта, - но выражать его скрыто посредством чтения чужих текстов он мог себе позволить. Он часто декламировал вдохновенного пушкинского «Пророка» и любил читать волнующие строки Огарева:
Порой среди ночного бденья,
Глухого полный вдохновенья,
Я в старой Библии гадал
И только жаждал и мечтал,
Чтоб вышли мне по воле рока -
И жизнь, и скорбь, и смерть пророка.
Достоевский был признан пророком при жизни. После прочтения «Речи о Пушкине» его называли гением и пророком не только его восторженные поклонники, но и вековечные оппоненты. «Тургенев … бросился меня обнимать со слезами, Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. «Вы гений, вы более чем гений!» - говорили они мне оба». Очарование пушкинской речи, впрочем, очень скоро рассеялось и уступило место потоку новых критических уколов в адрес Достоевского.
И только похороны писателя стали подлинным общенациональным признанием его пророческой стези. Они удивили многих: и соратников, и противников. «Похороны талантливого писателя как-то неожиданно превратились в похороны пророка», - недоумевал их очевидец В. К. Петерсен.
Посмертная мировая слава Достоевского лишь утвердила за ним право называться пророком, выразителем общечеловеческой боли, призванного не «судить Божью тварь», а свидетельствовать о человеке перед Богом, способного за человеческими страстями видеть страстотерпие. Знаменательно, что позднее, размышляя над судьбой Достоевского, Томас Манн выразил значение этой судьбы словами, смысл которых удивительно напоминал известное высказывание Исайи о пророческой стезе.
Он отмечал, что гений Достоевского теснейшим образом связан с его болезнью: «… его психологическое ясновидение, его знание душевного мира преступника, того, что Апокалипсис называет «сатанинскими глубинами», и прежде всего его способность создать ощущение некой таинственной вины, которая как бы является фоном существования его порою чудовищных персонажей, - все это непосредственным образом связано с его недугом… Болезнь!..
Целая орда, целое поколение восприимчивых и несокрушимо здоровых юнцов набрасывается на создание больного гения, того, чья болезнь переросла в гениальность, восхищается им, восхваляет его, уносит с собой, делает достоянием культуры, которая жива не единым домашним хлебом здоровья.
И все они будут клясться именем великого безумца, они, которые теперь благодаря его безумию уже избавлены от необходимости быть безумными. Они, цветущие здоровьем, будут питаться его безумием, и в них он будет здоровым. Другими словами: иные взлеты души и познания невозможны без болезни, безумия, духовного «преступления», и великие безумцы суть жертвы человечества, распятые во имя его возвышения, роста его чувств и познаний, короче говоря - во имя высшего его здоровья».
Но еще более характерно свидетельство о Достоевском как о Христовом пророке, принадлежащее такому отчаянному богоборцу, каким был Фридрих Ницше. Последний сравнивал художественный мир Достоевского с миром Евангелий, и отмечал, что в новое время Христос возможен только в мире Достоевского. В черновом отрывке к своему эссе «Der Antichrist», озаглавленном «Иисус: Достоевский» он высказался не без потаенной боли: «Я знаю только одного психолога, который жил в мире, где возможно христианство, где Христос может возникать ежемгновенно… Это Достоевский».
1755 - Фонвизин поступает в дворянскую гимназию при Московском университете.
1758 , декабрь - Фонвизин переводится в высшие классы гимназии.
1759 , декабрь - братья Денис и Павел Фонвизины посещают Петербург (по январь 1760 года). Первое впечатление от театра.
1760 (?)
1761 - издание перевода «Нравоучительных басен» Л. Хольберга. Публикация в журнале «Полезное увеселение». Работа над переводом трагедии Вольтера «Альзира».
1762 , июнь - братья Фонвизины производятся в студенты Московского университета.
Октябрь - Фонвизин оставляет университет и переходит на службу в Коллегию иностранных дел.
Зима (1762/63) - поездка в Мекленбург-Шверин. Переводы для журнала «Собрание лучших сочинений». Выход первого тома перевода романа Ж. Террассона «Сиф».
1763 - переезд в Санкт-Петербург. Служба под руководством И. П. Елагина. Перевод романа Ж. Ж. Бартелеми «Любовь Кариты и Полидора». Первые оригинальные стихотворения Фонвизина: «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Послание к Ямщикову», «К уму своему».
1764 - Фонвизин производится в титулярные советники. Постановка первой комедии «Корион».
1768 - окончание перевода и издание книги «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа».
1769 - производство в чин надворного советника и назначение секретарем министра иностранных дел России Н. И. Панина. Переводы «Сиднея и Силли» Д’Арно и «Иосифа» Ж. Битобе. Начало сотрудничества с Н. И. Новиковым. Окончание работы над «Бригадиром».
1771 - создание «Слова на выздоровление его императорского высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича».
1772 , август - первая постановка «Бригадира» в придворном театре в Царском Селе.
1773 - Н. И. Панин награждает Фонвизина поместьем в Белоруссии.
1774 - женитьба на Екатерине Ивановне Хлоповой.
1777 , август - путешествие во Францию (по октябрь 1778 года). Письма сестре Феодосии, Петру Панину и Якову Булгакову. Перевод «Слова похвального Марку Аврелию» А. Л. Тома.
1779 - назначение на должность «канцелярии советника» при Секретной экспедиции. Перевод с французского книги «Та-Гио, или Великая наука, заключающая в себе высокую китайскую философию».
1780 - постановка комедии «Бригадир» в Петербурге.
1781 - занимает место статского советника, члена Публичной экспедиции для почтовых дел.
1782 - производится в статские советники и выходит в отставку.
Сентябрь - премьера «Недоросля» в Петербурге.
1783 - публикации в журнале «Собеседник любителей российского слова». Работа над «Словарем Академии Российской».
1784 - путешествие в Италию. Издание «Жития графа Никиты Ивановича Панина» на французском языке.
1785 - продолжение путешествия в Италию, первый апоплексический удар. Посещение Австрии, Германии. Перевод с немецкого «Рассуждение о национальном любочестии» И. Г. Циммермана. Возвращение в Москву.
1786 - создание повести «Каллисфен».
Июнь - путешествие в Австрию.
1787 - публикация басни «Лисица-казнодей».
Август - возвращение в Россию.
1788 - подготовка статей для журнала «Друг честных людей, или Стародум». Написание статьи «Мнение об избрании пиес в „Московские сочинения“».
1789 , июнь - сентябрь - посещение Риги, Бальдона, Митавы.
1790 , ноябрь - декабрь - приезд из Санкт-Петербурга в Москву.
1791 - создание «Рассуждения о суетной жизни человеческой», посвященного кончине князя Г. А. Потемкина-Таврического. Незаконченное «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях». Поездка в Полоцк.