Хождение в народ практическая деятельность. Первые народнические организации и хождение в народ

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Хронология

  • 1861 — 1864 гг. Деятельность первой организации “Земля и воля”.
  • 1874 г. Первое массовое “хождение в народ”.
  • 1875 г. Создание Южнороссийского союза рабочих.
  • 1876 — 1879 гг. Деятельность народнической организации “Земля и воля”.
  • 1878 г. Создание “Северного союза русских рабочих”.
  • 1879 г. Образование организаций “Народная воля” и “Черный передел”
  • 1883 г. Создание группы “Освобождение труда”.
  • 1885 г. Морозовская стачка.
  • 1895 г. Создание “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”
  • 1898 г. I съезд РСДРП.
  • 1903 г. II съезд РСДРП.

Народничество. Его основные течения

В 1861 г . было создано тайное революционное общество разночинцев “Земля и воля ” (существовало до 1864 г.), объединявшее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян “Земля и воля” считала пропаганду.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовало подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников . Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства . Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине — “зародыш” социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением, противопоставляли ему “самобытность”, особенность экономики России — народное производство. Народники не понимали роли пролетариата, считали его частью крестьянства. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили “героям ”, “критически мыслящим ”, личностям, направляющим массы, “толпу”, ход истории по своему усмотрению. Такими “критически мыслящими” личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России — дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое . Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методах борьбы против самодержавия.

Анархическое (бунтарское) направление

На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, считавшего, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому Бакунин выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло. М.А. Бакунин утверждал, что крестьянство готово к революции, поэтому задача героев из интеллигенции, критически мыслящих личностей пойти в народ и призвать его к восстанию, к бунту . Все отдельные вспышки крестьянских восстаний, считал Бакунин, “необходимо слить в общее всепоглощающее пламя крестьянской революции, в огне которой должно погибнуть государство” и создана федерация свободных самоуправляющихся крестьянских общин и рабочих артелей.

Пропагандистское направление

Идеологом второго направления в народничестве — пропагандистского , — был П.Л. Лавров. Свою теорию он изложил в “Исторических письмах”, опубликованных в 1868 — 1869 гг. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных “критически мыслящих личностей”, задачей которых является хождение в народ не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

Заговорщическое направление

П.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал свои надежды на революционное меньшинство. Ткачев считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям.

Весной 1874 г . началось “хождение в народ ”, цель которого — охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. вновь создана народническая подпольная организация “Земля и воля ”, видными участниками которой выступали С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации “поселения в городе”, в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Однако и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. “Земля и воля” строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю ” (1879 — 1882 гг.) и “Черный передел ” (1879 — 1884 гг.). Чернопередельцы (среди наиболее активных членов — Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Г.В. Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Народовольцы (в состав Исполнительного комитета “Народной воли” входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.М. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу . Они считали, что убийство царя и наиболее влиятельных членов правительства должно привести к захвату власти революционерами и осуществлению демократических преобразований. “Народная воля” подготовила 7 покушений на царя Александра II. 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители убийства повешены по приговору суда. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80 — 90-е гг. XIX в. усиливается реформистское крыло в народничестве, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная из разрозненных народнических групп в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров).

Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основные цели: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры вели работу среди крестьян и рабочих, широко использовали тактику индивидуального террора против представителей государственной власти.

Рабочее движение в России в конце XIX — начале ХХ вв.

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат . Рабочее движение оказывает все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны. Это было совершенно новым явлением в общественно-политической и социальной жизни пореформенной России. В 60-е гг. XIX в. борьба пролетариата только начиналась и его выступления мало чем отличались от крестьянских волнений. Но в 70-е гг. рабочие бунты стали перерастать в стачки, число которых постоянно росло. Наиболее крупными были стачки на Невской бумагопрядильной (1870 г.) и Кренгольмской мануфактуре (1872 г.). В эти годы на рабочее движение большое влияние оказывали народники. Они проводили среди рабочих агитационную культурно-разъяснительную работу.

Важную роль в развитии народного движения сыграли два первых рабочих союза, в идейных позициях которых были еще сильны народнические взгляды, но уже сказывалось влияние идей I Интернационала.

Первой рабочей организацией стал возникший в 1875 г. Южнороссийский союз рабочих ”. Он был основан в Одессе революционером-интеллигентом Е.О. Заславским. Союз насчитывал около 250 человек в ряду городов Юга России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону).

В 1878 г . в Петербурге на основе разрозненных рабочих кружков возникает “Северный союз русских рабочих ”. “Союз” насчитывал свыше 250 человек. Он имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевской острове, Выборгской и Петербургской сторонах, Обводном канале. Костяк “Союза” составляли рабочие-металлисты. Его руководителями выступали рабочие-революционеры — слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин.

Обнорский, еще будучи за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Западной Европы, с деятельностью I Интернационала. Он подготовил программные документы “Союза”. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями.

В 80 — 90-е гг. стачечное движение становится более организованным и массовым. Главные центры стачечного движения — Петербургский и Центральный промышленные районы. Крупнейшим событием тех лет была Морозовская стачка (1885 г. ) на текстильной фабрике Морозова близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Для подавления стачки были вызваны войска, суду были преданы 33 рабочих. На суде вскрылись факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Всего же в течение 80-х гг. произошло около 450 стачек и волнений рабочих.

Рост стачечного движения вызвал необходимость “рабочего законодательства ” — издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов. Среди них: законы, запрещающие работать детям до 12 лет, законы, запрещающие ночные работы женщин и подростков, закон о штрафах. Рабочие получили право жаловаться на хозяина. Была введена фабричная инспекция. Хотя рабочее законодательство в России и было весьма несовершенным, его принятие являлось свидетельством силы крепнущего рабочего движения.

С середины 90-х гг. в России наблюдается усиление стачечного движения. Рабочее движение начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении России . В 1895 — 1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек. Часть стачек носила не только экономический, но и политический характер. Характерные особенности освободительного движения в России в рассматриваемые годы — распространение марксизма, формирование революционных партий.

Широкое распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой “Освобождение труда ”.

Группа возникла в 1883 г. в Женеве в составе П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.И. Засулич, В.И. Игнатова. Возглавил группу Г.В. Плеханов. Все они были “чернопередельцами”. Их переход к марксизму был связан с серьезным кризисом народнической доктрины. Цель группы “Освобождение труда” — распространение идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса.

Г.В. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В своих трудах “Социализм и политическая борьба” (1883 г.), “Наши разногласия” (1885 г.) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину.

Г.В. Плеханов показал, что в России капитализм уже утверждается, а крестьянская община разлагается, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевания пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна была возглавить революционную борьбу против самодержавия. В годы подъема рабочего движения социал-демократы стремились возглавить рабочее движение, создать партию рабочего класса.

В решении данной задачи огромную роль сыграл В.И. Ленин.

Он и его сподвижники создали из разрозненных социал-демократических кружков Петербурга “Союза борьбы за освобождение рабочего класса ”. “Союз” состоял из центральной группы и рабочих групп. Среди руководителей были Ю.Ю. Цедербаум (Мартов), В.В. Старков, Г.М. Кржижановский и др. Руководителем являлся Ульянов (Ленин).

Главная заслуга “Союза” заключалась в том, что он впервые в революционном движении России соединил теорию марксистского движения с практикой рабочего движения . “Союз” вел пропаганду на фабриках и заводах, руководил стачечным движением. Активная деятельность “Союза” и рост массового рабочего движения столкнулись с серьезными правительственными репрессиями. В декабре 1895 г. В.И. Ленин и другие были арестованы. Однако революционная борьба не прекратилась. “Союзы” возникли в Москве, Киеве, Владимире, Самаре и других городах. Их деятельность способствовала возникновению Российской социал-демократической партии в многонациональной Российской империи.

Российская социал-демократическая партия была основана в Минске в марте 1898 г. На I съезде присутствовало 9 делегатов от Петербургского, Московского, Киевского, Екатеринославского “Союзов”, группы “Рабочей газеты” и “ Общественного рабочего союза в России и Польше” (Бунд).

Съезд избрал ЦК, провозгласил создание РСДРП. После съезда был опубликован Манифест российской социал-демократической партии. В Манифесте отмечалось, что российский рабочий класс “совершенно лишен того, чем свободно и спокойно пользуются его заграничные товарищи: участия в управлении государством, свободы устного и печатного слова, свободы союзов и собраний”, подчеркивалось, что эти свободы являются необходимым условием в борьбе рабочего класса “за свое конечное освобождение, против частной собственности и капитализма — за социализм”. Манифест не был программой партии, в нем не были сформулированы конкретные задачи. Съезд не принял и устава партии.

Большую роль в подготовке II съезда РСДРП, на котором должна была конституироваться партия рабочего класса, сыграла газета “Искра” . Ее первый номер вышел в 1900 г .

В состав редакции “Искры” вошли Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Б. Аксельрод, В.И. Ленин, Ю.О. Мартов и др. Редакция газеты провела организаторскую работу по созыву II Съезда РСДРП.

В 1903 г. на II съезде в Лондоне были приняты Программа и Устав, оформившие образование РСДРП. В программе предусматривалось два этапа революции. Программа-минимум включала буржуазно-демократические требования: ликвидацию самодержавия, введение восьмичасового рабочего дня, всеобщее, прямое, равное и тайное голосование, отмена выкупных платежей. Программа-максимум — осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Идейные и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонники Ленина) и меньшевиков (сторонники Мартова).

Большевики стремились превратить партию в организацию профессиональных революционеров. Меньшевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и считали возможным сотрудничество со всеми оппозиционными силами.

Выявившиеся на II съезде РСДРП противоречия впоследствии на практике проявились в годы российских революций 1905 — 1907 гг., 1917 г. (февраль, октябрь).

В начале 70-х годов XIX в. русские революционеры стояли на распутье.

Стихийные крестьянские восстания, вспыхнувшие во многих губерниях в ответ на реформу 1861 г., были подавлены полицией и войсками. План намеченного на 1863 г. всеобщего крестьянского восстания революционерам осуществить не удалось. Н. Г. Чернышевский (см. ст. «Современник». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов») томился на каторге; его ближайшие соратники, составлявшие центр революционной организации, были арестованы, некоторые погибли или тоже попали на каторгу. В 1867 г. замолчал «Колокол» А. И. Герцена.

В это тяжелое время молодое поколение революционеров искало новые формы борьбы с царизмом, новые способы разбудить народ, привлечь его на свою сторону. Молодежь решила идти «в народ» и вместе с просвещением распространять среди темного, забитого нуждой и бесправием крестьянства идеи революции. Отсюда и название этих революционеров - народники.

Весной и летом 1874 г. молодые люди, чаще всего студенты, разночинцы или дворяне, наскоро освоив ту или иную полезную для крестьян профессию и переодевшись в крестьянское платье, «пошли в народ». Вот как рассказывает современник о настроении, охватившем передовую молодежь: «Идти, во что бы то ни стало, идти, но обязательно надев армяк, сарафан, простые сапоги, даже лапти... Одни мечтали о революции, другие хотели попросту лишь посмотреть, - и разлились по всей России мастеровыми, коробейниками, нанимались на полевые работы; предполагалось, что революция произойдет никак не позже, чем через три года, - таково было мнение многих».

Из Петербурга и Москвы, где в то время было больше всего учащейся молодежи, революционеры двинулись на Волгу. Там, по их мнению, еще были живы в народе воспоминания о крестьянских восстаниях под предводительством Разина и Пугачева. Меньшая часть направилась на Украину, в Киевскую, Подольскую и Екатеринославскую губернии. Многие поехали к себе на родину или в места, где у них имелись какие-либо связи.

Посвящая жизнь народу, стремясь стать ближе к нему, народники хотели жить его жизнью. Они крайне скудно питались, спали подчас на голых досках, ограничивали свои потребности самым необходимым. «У нас возникал вопрос, - писал один из участников «хождения в народ», - позволительно ли нам, взявшим в руки страннический посох... есть селедки?! Для спанья я купил себе на базаре рогожу, бывшую уже в употреблении, и клал ее на дощатые нары.

Ветхая мочалка скоро протерлась насквозь, и приходилось спать уже на голых досках». Один из выдающихся народников того времени - П. И. Войнаральский, в прошлом мировой судья, отдавший все свое состояние на дело революции, открыл в г. Саратове сапожную мастерскую. В ней обучались народники, желавшие идти в деревню сапожниками, и хранилась запрещенная литература, печати, паспорта - все необходимое для нелегальной работы революционеров. Войнаральский организовал в Поволжье сеть лавочек и постоялых дворов, служивших опорными пунктами для революционеров.

Вера Фигнер. Фотография 1870-х годов.

Одна из самых героических женщин-революционерок - Софья Перовская, окончив курсы сельских учительниц, в 1872 г. направилась в Самарскую губернию, в деревню помещиков Тургеневых. Здесь она занялась прививанием оспы крестьянам. Одновременно она знакомилась с их жизнью. Переехав в село Едимново Тверской губернии, Перовская поступила помощницей учительницы народной школы; здесь она также лечила крестьян и пыталась разъяснить им причины бедственного положения народа.

Дмитрий Рогачев. Фотография 1870-х годов.

Живую картину работы в деревне, правда относящуюся к более позднему времени, рисует в своих воспоминаниях другая замечательная революционерка - Вера Фигнер. Вместе с сестрой Евгенией весной 1878 г. она приехала в село Вязьмино Саратовской губернии. Сестры начали с организации амбулатории. Крестьяне, никогда не видевшие не только медицинской помощи, но и человеческого отношения к себе, буквально осаждали их. За месяц Вера приняла 800 больных. Затем сестрам удалось открыть и школу. Евгения сказала крестьянам, что берется бесплатно обучать их детей, и у нее собралось 29 девочек и мальчиков. Пи в Вязьмино, ни в окрестных селах и деревнях школ тогда не было. Некоторых учеников привозили за двадцать верст. Приходили учиться грамоте и особенно арифметике и взрослые мужчины. Скоро Евгению Фигнер крестьяне называли не иначе, как «наша золотая учительница».

Окончив занятия в аптеке и школе, сестры брали книги и шли к кому-либо из крестьян. В доме, где они проводили вечера, собирались родственники и соседи хозяев и до позднего вечера слушали чтение. Читали Лермонтова, Некрасова, Салтыкова-Щедрина и других писателей. Часто возникали разговоры о тяжелой крестьянской жизни, о земле, об отношении к помещику и властям. Почему же сотни юношей и девушек шли именно в деревню, к крестьянам?

Революционеры тех лет видели народ лишь в крестьянстве. Рабочий в их глазах был тем же крестьянином, лишь временно оторванным от земли. Народники были убеждены, что крестьянская Россия может миновать мучительный для народа капиталистический путь развития.

Арест пропагандиста. Картина И. В. Репина.

Сельская община представлялась им основанием для установления справедливого общественного строя. Они надеялись использовать ее для перехода к социализму, минуя капитализм.

Народники вели революционную пропаганду в 37 губерниях. Министр юстиции писал в конце 1874 г., что они успели «покрыть как бы сетью революционных кружков и отдельных агентов больше половины России».

Одни народники шли «в народ», надеясь быстро организовать крестьян и поднять их на восстание, другие мечтали развернуть пропаганду с целью постепенной подготовки к революции, третьи хотели только просвещать крестьян. Но все они верили, что крестьянин готов подняться на революцию. Примеры прошлых восстаний под руководством Болотникова, Разина и Пугачева, размах крестьянской борьбы в период отмены крепостного права поддерживали в народниках эту веру.

Как же встречали крестьяне народников? Нашли ли эти революционеры общий язык с народом? Удалось ли им поднять крестьян на восстание или хотя бы подготовить их к этому? Нет. Надежды поднять крестьян на революцию не оправдались. Участникам «хождения в народ» с успехом удавалось только лечить крестьян и обучать их грамоте.

Софья Перовская

Народники представляли себе «идеального мужика», готового бросить землю, дом, семью и взять по первому их зову топор, чтобы идти на помещиков и царя, а в действительности столкнулись с темным, забитым и беспредельно угнетенным человеком. Крестьянин считал, что вся тяжесть его жизни исходит от помещика, но не от царя. Он верил, что царь - его отец и защитник. Мужик готов был потолковать о тяжести податей, но вести с ним разговор о свержении царя и о социальной революции в России тогда было невозможно.

Половину России изъездил блестящий пропагандист Дмитрий Рогачев. Обладая большой физической силой, он тянул лямку с бурлаками на Волге. Везде он пытался вести пропаганду, но не мог увлечь своими идеями ни одного крестьянина.

К концу 1874 г. правительство арестовало свыше тысячи народников. Многих без суда выслали в отдаленные губернии под надзор полиции. Других заключили в тюрьмы.

18 октября 1877 г. в Особом присутствии сената (высшего судебного органа) начало слушаться «дело о революционной пропаганде в империи», получившее в истории название «процесс 193-х». Один из виднейших революционеров-народников - Ипполит Мышкин произнес на суде блестящую речь. Он открыто призывал к всеобщему народному восстанию и говорил, что революция может быть совершена только самим народом.

Поняв бесплодность пропаганды в деревне, революционеры перешли к иным способам борьбы с царизмом, хотя некоторые из них еще и пытались сблизиться с крестьянством. Большинство же перешло к непосредственной политической борьбе с самодержавием за демократические свободы. Одним из основных средств этой борьбы стал террор - убийство отдельных представителей царской власти и самого царя.

Тактика индивидуального террора мешала пробуждению широких масс народа к революционной борьбе. На место убитого царя или сановника вставал новый, а на революционеров обрушивались еще более тяжелые репрессии (см. ст. «1 марта 1881г.»). Совершая героические подвиги, народники так и не смогли найти пути к тому народу, во имя которого они отдавали свою жизнь. В этом трагедия революционного народничества. И все же народничество 70-х годов сыграло важную роль в развитии русского революционного движения. В. И. Ленин высоко ценил революционеров-народников за то, что они пытались пробудить массы к сознательной революционной борьбе, призывали народ к восстанию, к свержению самодержавия.

    Теоретические основы народничества

    Кружки начала 70-х гг.

    «Хождение в народ».

    «Земля и воля» (1876-79 гг.)

    «Народная воля» (1879-81 гг.)

    Либеральное народничество.

Теоретические основы народничества были образованы в середине 19 века. Герцен и Чернышевский в «Колоколе» и «Современнике» внесли сюда свой вклад. Народничеству были присущи общие теоретические черты. Общие взгляды для всех народников:

    Ставили своей задачей свергнуть монархию

    Ликвидировать бюрократический аппарат

    Передать всю землю крестьянам (бесплатно)

    Методы – насильственными средствами, это индивидуальный террор, а также агитация среди крестьян и других слоёв населения.

Народники – это социалисты. Это был «крестьянский социализм». Для всех народников были присущи три основные позиции:

    Народники считали, что Россия минует стадию капитализма. Они не видели преимуществ капитализма перед феодальным строем, считали его упадком и регрессом. Критиковали пороки капитализма. Отмечали, что при нём резко снизился моральный уровень населения. Критиковали дух наживы, индивидуализм. Многие народники были знакомы с работами К. Маркса, но считали, что его труды для России негодны, т.к. написаны они для Западной Европы. Видели, что в России появляются фабрики и заводы, капитализм наступает, но идёт оно искусственным путём, промышленность насаждается государством, начиная с Петра 1. Поэтому надо было быстрее провести революцию, а то крестьянство вообще исчезнет.

    Идеализация крестьянской общины и крестьянина. Говорили, что община – будущая ячейка социалистического общества. Они идеализировали даже круговую поруку. На самом деле она была пережитком глубокого прошлого, она осталась от первобытного строя! Круговая порука была инструментом эксплуатации крестьян. Идеализировали и самого крестьянина, говорили, что русский крестьянин прирождённый социалист.

    Преувеличение роли народников в историческом процессе. Народники выдвинули теорию «критически мыслящей личности». Крестьяне – не критически мыслящая личность. Из-за неграмотности он не понимает своего бедственного положения, только в крайних случаях он бунтует. Считали, что один интеллигент может повести за собой тысячи крестьян.

Первое направление народничества – бунтарское или анархическое. Теоретиком был Бакунин. Бакунин начал свою революционную деятельность в кружке Станкевича. После распада кружка, Бакунин переехал в Европу и втянулся в революционную деятельность. В революции 48-49 в Германии и Австро-Венгрии принимал активные действия. Его выдали России, там посадили, сумел сбежать с каторги. Через Восток, через Тихий океан, через Америку он вернулся опять в Европу. Вступил в партию рабочих «Первый интернационал». Там вёл подрывную работу против Маркса и Энгельса. По настоянию Маркса его исключает из интернационала. Тогда Бакунин создал свой собственный анархический интернационал. Цвета анархии – чёрный и красный. Лозунг – «Хлеба и воли». Анархически интернационал имел сильные позиции в Италии, Испании, Франции и Швейцарии. Ещё одним теоретиком анархизма является Кропоткин.

Теоретические взгляды Бакунина:

    Главным злом является государство, в любом его проявлении и форме, потому что оно насилует свободную волю человека.

    Бакунин предлагал вместо государства свободную федерацию крестьянских общин и рабочих артелей. Никаких органов управления над ними не стоит.

    Действительность всё сама собой утрясёт. «Анархия – мать порядка».

    Движущие силы будущей революции Бакунин считал народные массы. Инициаторами революциями станут городские низы. В свою очередь они поднимут крестьянство. Начнётся Всероссийский бунт. Народ всегда готов к бунту. Говорил: «Ничего не стоит поднять любую деревню». Сравнивал народ со стогом сена, к которому стоит только поднести спичку и оно вспыхнет. «Всякий бунт полезен», - говорил Бакунин.

Главная его работа – «Государственность и анархия».

Второе направление – пропагандистское. Пётр Лаврович Лавров возглавлял пропагандистское направление. После выстрела Каракозова был сослан в Вологодскую губернию. В ссылке написал «Исторические письма». В 1870 г. бежал в Европу. Там он опубликовал эти «Письма» и стал, почитаем в среде революционеров. Стал издавать журнал «Вперёд». В письмах изложена критически мыслящая личность, долг интеллигенции перед народом: говорится, что интеллигенция получила образование и воспитание, пока остальной народ работал и терпел, задача интеллигенции отдать этот долг – освободить народ от эксплуатации. Лавров верил также в крестьянскую революцию. Считал, что крестьяне пока не готовы к революции. Нужно вести пропаганду среди народу, нужно не бунтовать, а учить народ, когда он будет готов, тогда уже и взывать к революции. Сторонники Лаврова и Бакунина по-разному относились к государству. Лавров считал, что некоторые элементы государства должны сохраниться и преобразоваться, чтобы можно было управлять.

Третье направление – заговорческое. Называют его ещё русский бланкизм. Теоретиком этого направления был Пётр Никитович Ткачёв. В отличии от Бакунина и Лаврова, считал, что крестьяне не готовы к революции, считал, что крестьян практически не возможно поднять на восстание. Инициативу должно взять в руки узкое общество заговорщиков. Оно и будет заниматься террором. Тем самым государство начнёт ломаться и в конце-концов рухнет. «Государство наше ни на что не опирается и висит в воздухе». Энгельс в споре с Ткачёвым говорил, что не русское государство, а сам Ткачёв висит в воздухе.

В революционном народном движении можно выделить 4 этапа:

1. Революционные кружки 70-х гг. В России тогда не существовало единой организации, а были кружки, состоящие из разночинцев. Заслуги их в том, что они подготовили более крупное движение середины 70-х – «Хождение в народ».

Чайковцы (Софья Перовская, Кропоткин, Степняк-Кравчинский, Н.В. Чайковский). Название кружка случайно. Главным человеком был не Чайковский, он осуществлял лишь связи с другими обществами. Это была структурированная организация, с центром в Питере, филиалы были в университетских городах. Численность – около ста человек. Главная задача: подготовить более широкие кадры революционеров для хождения в народ. Устава или программы он не имел. Имел подпольную типографию. Там выпускались подпольные работы Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Ч. Дарвина. Чайковцы сделали первую попытку хождения в народ. Осенью 1873 г. Степняк-Кравчинский и Рогачёв пошли в Тверскую губернию. Они в течение зимы общались с крестьянами, вошли к их артелью пильщиков. В начале 74 года приехали к своим соратникам и доложили им, что народ готов к бунту, но это было не так. Кружок это воспринял на ура и начал готовиться к действию.

Следующий кружок – долгушинцы (Питер и Москва), коммуна Питерская.

2. «Хождение в народ». Это движение продолжалось в 74-76 годах. Весной 74 года огромные массы революционеров (2-3 тыс. человек) направились в деревни, чтобы работать с крестьянами. В хождении присутствовали люди разных направлений, но больше всего было сторонников Бакунина. Применялась тактика – летучая пропаганда. Они призывали народ к бунту. Шли и в национальные окраины. В пропаганде использовался национальный язык. Это движение не было централизованным. Была попытка его объединить, Ипполит Мышкин предпринял её. Он руководил подпольной типографией в Москве. Туда к нему приезжали революционеры со своими работами. Типография был разгромлена полицией, Мышкину удалось избежать ареста. После этого он попытался Чернышевского, и поставить его во главе движения. Поехал в Сибирь, переодевшись жандармом. Доехал до Якутии и там прокололся. После этого был схвачен и посажен в Шлиссейбургскую крепость. Власти сначала были захвачены врасплох и даже испугались такого движения. Но затем опомнились и обрушились на «хожденцев». Летом 74 года было арестовано несколько человек. Сами крестьяне, причём, выдавали их властям.

В 1875 году народники попытались пойти в народ с другой стороны. Начали работу среди пролетариата. Народники не считали рабочих отдельным классом. Они считали их теми же крестьянами, попавшими в город, в дальнейшем их можно использовать в пропаганде крестьян.

«Хождение в народ» познакомило народников с жизнью населения, не привело к волнениям крестьян. Из этих неудач народники извлекли некоторые уроки:

    Нужно изменить содержание пропаганды и не беседовать с крестьянами об абстрактных вещах.

    Нужно изменить тактику пропаганды. Необходимо оседать, надолго поселяться в сёлах, постараться установить с крестьянами тесные контакты.

    Нужно иметь организацию, которая бы координировала действие народников.

«Земля и воля» (1876-79 гг.). Осенью 1876 г. она была создана в Питере. Руководителями её были Софья Перовская, Георгий Плеханов, Александр Михайлов и Степняк Кравчинский. Численность – 150 человек. Из них 30 человек входили в центральный кружок. Остальные находились либо тоже в Питере, либо в других городах. Внутри организации существовала чёткая специализация по отдельным социальным слоям. Самая большая группа – «деревенщики». Существовала «рабочая» группа, в частности на заводе СПб. Существовала интеллигентская группа, вела пропаганду среди студентов, офицеров и чиновников.

Чиновник Клеточников работал в 3-м отделении. Он обладал очень красивым почерком. Это очень ценилось в среде чиновников. Среди документов были очень важные бумаги (документы об арестах и т.п.). Эту информацию он сливал организации.

«Небесная канцелярия». Она изготовляла бланки фальшивых документов, печати поддельные. Также была и подпольная типография, которая создавала листовки. В ней же изготовлялась газета «Земля и воля».

В 76 году принимается программа общества. Путь – революционный для установления социализма. Тактика – глубокая пропаганда в среде крестьян, дополнительно – террористические акты. Также они хотели объединить все революционные силы воедино, объединить крестьян, рабочих, студентов, старообрядцев и сектантов.

Создание «Земли и воли» представляло собой значительный шаг вперёд в развитии революционных организаций.

Народники попытались объединить все революционные силы

Изменилось содержание пропаганды

На этом этапе господствовала идеология Лаврова. Весной 1877 г. они двинули огромные силы пропагандистов в деревни. Народники стали поселяться в деревнях надолго. Они приобретали профессии, становились учителями в земских и приходских школах, врачами, кузнецами, плотниками, заводили с крестьянами близкие знакомства. Народники стали для крестьян своими.

Однако эта деятельность была безрезультатной. Самым крупным мероприятием был «Чигиринский заговор» (Дейч и Стефанович). Это произошло на Украине. Суть его: народники объявили крестьянам, что царь дал им волю, а помещики это скрыли. Народники являются «посланниками» царя. Предъявили крестьянам поддельную грамоту. Стали вербовать крестьян в «тайную дружину». Удалось навербовать 1000 человек. Крестьяне свято верили народникам, что когда они восстанут против помещиков, то всё будет хорошо. Но нашёлся стукач. Крестьян арестовали. Сами народники убежали. Об этом стало известно в среде народников. Вызвало всё это ожесточённые споры: можно ли использовать имя царя для прикрытия революционных действий.

Из-за нулевого результата народники стали считать, что крестьян вообще невозможно поднять крестьян на восстание. Тогда многие из них стали прибегать к революционному террору. Террористические акты появились с весны 1877 года. Первый такой: покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Трепова. Она ранила его. После этого покушения её отдали под суд, судили с помощью суда присяжных. Председатель суда был А.Ф. Кони. Её оправдали. С триумфом её освободили. Народники восприняли этот приговор как поощрение. Думали, что народ этот террор поощряет.

В 78 г. народник Соловьёв совершил покушение на Александра 2. Проделал он это на дворцовой площади. Охрана находилась не возле царя. Народник приблизился к царю на 20 м. и начал палить. Сумел прострелить лишь шинель, был схвачен и через некоторое время повешен. Началась волна народнического террора. Степняк Кравчинский заколол кинжалом на улице Мезенцева – чиновника жандармов. После покушения Соловьёва, полиция обрушила жестокие репрессии на народников. Были арестованы сотни пропагандистов. Это вызвало ожесточённые споры между «деревенщиками» и террористами. Каждый теракт нарушает правильность пропаганды. Террористы ему отвечали, что агитация пропаганды никаких результатов не даёт, в отличие от террора. Эти споры привели к расколу «Земли и воли». Ход его:

в июне 1879 г. произошёл съезд «Земли и Воли» в Воронеже. На окраине, в небольшом лесу, на поляне произошёл съезд. Произошла ссора, Плеханов «ушёл в кусты». В августе 79 г. ещё один съезд. «Земля и Воля» окончательно распадается – «Народная воля» - террористы и «Чёрные передел» - «деревенщики».

«Народная воля» (1879 – 81 гг.). Это террористическая организация, в которой преобладала идеология заговорческая Ткачёва. Руководитель – Желябов, также Николай Морозов, Вера Фигнер. Морозов написал в тюрьме «Повести моей жизни» в двух томах. Вера Фигнер написала «Запечатлённый труд». Во главе стоял исполнительный комитет. Существовали филиалы, было всего около 2000 человек. Называла себя «Народная воля» партией. После своего образования, в августе исполком вынес смертный приговор Александру 2. Все силы народной воли были направлены на охоту за царём. Действовали по идеологии Ткачёва. В ноябре было первое покушение на железной дороге. Под полотном начали рыть подкоп. Землю они тайно вывозили ночью под видом товара. Работали где-то месяца два. В нужный момент народники взорвали, поезд сошёл с рельс, это был не тот поезд, это был поезд со свитой царя.

Началась подготовка к взрыву царя в Зимнем дворце. Нанялся на это Степан Халтурин – краснодеревщик. У него была мастерская в подвале Зимнего дворца. Постепенно начал туда носить взрывчатку. Халтурин начал изучать расписание жизни царя. Узнал, что у царя будет приём гостя и обед с ним. Халтурин зажёг взрывчатку и выбежал из дворца. Провалились насквозь перекрытия двух этажей. Погибло множество караульных. Царь опять не пострадал.

После этого покушения Александр создал "Верховную распорядительную комиссию". Во главе её Александр Лорис-Меликов. Он отличился в турецкой войне, на Кавказском фронте, боролся с чумой в Астрахани. Был Харьковским губернатором, боролся там против революционных движений. Впоследствии он стал министром внутренних дел. Его называли диктатором. Он стал проводить двойственную политику – «Кнута и пряника». Он усилил репрессии против революционеров. Были схвачены несколько членов исполкома «народной воли». В феврале 80 г. взяли Желябова. С др. стороны Лорис пытался привлечь на сторону государства широкие круги общественности. Ослабил цензуру, расформировал третье отделение. Вместо него политическим сыском начал заниматься департамент полиции в Питере. Лорис впервые стал проводить пресс конференции для журналистов и редакторов журналов. Им он объяснял политику власти. Журналисты были очень довольны этим. Либеральная общественность, поэтому стала переходить на сторону власти, отказавши в поддержке революционеров. Михайловский назвал это: «политика пушистого лисьего хвоста и волчьей пасти».

Покушений на царя не было более года. Лорис решил и дальше продолжать такую политику. Он составил проект преобразований для царя. Предложил царю в этом проекте созвать представителей земств и городских дум для обсуждения законов. По сути дела, это могло стать первым шагом к Земскому собору и созданию нечто вроде парламента. А это изменение строя. Обсуждение и принятие было назначено на 4 марта 81 года. Народники опередили Лориса на три дня. Исполком «народной воли» готовил целый год покушение на царя. Первого марта 1881 года народники организовали покушение на царя на набережной Екатерининского канала. Царь ехал с развода караула. Первым бросил бомбу в карету царя народник Рысаков, сам он остался жив. Бомба повредила карету царя. Было убито несколько человек из охраны царя и несколько случайных прохожих. Царь вышел из кареты, чтобы посочувствовать раненым. В это время подбежал второй террорист Граневицкий и бросил бомбу в царя, царь и террорист погибли. Цель народников была достигнута. Народовольцы считали, что после этого начнётся неконтролируемый распад государственного аппарата.

К власти пришёл его сын, Александр 3. Почти все члены исполкома были схвачены, в дальнейшем повешены или приговорены пожизненно. На свободе осталась только Вера Н. Фигнер, которая два года пыталась восстановить «Народную волю», потом её схватили и отправили в тюрьму.

Последняя попытка покушения была несколькими годами позже, в 1887 году «народной волей». Организаторами были Александр Ульянов, Генералов и Андреюшкин. Они решили бросить бомбу в царя на Невском проспекте. Но ничего не получилось, они были взяты с поличным и повешены.

Своеобразным памятником Александру 2 есть храм Воскресения на крови в Петербурге.

Наряду с народной волей существовал «Чёрный передел». Она проявила себя не так ярко, как народная воля. После 1 марта 81 года многие были арестованы. Большинство руководителей уехали за границу, в том числе и Плеханов. Там они отошли от народнических позиций и увлеклись теорией марксизма. В 1883 году Плеханов организовал первую русскую марксистскую группу – «Освобождение труда» в Женеве.

Либеральное народничество. После разгрома революционных народников, в 80-х г. продолжали действовать либеральные народники. Руководители – Михайловский, Воронцов и Кривенко. Орган либеральных народников – журнал «Русское богатство». На его страницах публиковали свои работы Короленко, а также М. Горький.

Они имели сходства с революционными народниками: они признавали конечной своей целью социализм. Они признавали также долга интеллигенции перед народом. Считали, что Россия прямо из феодализма перепрыгнет в социализм.

Отличия: хотели бороться за идеи не борьбой, а мирными методами – «теория малых дел». Считали, что нужно открывать для народа школы, больницы. Улучшать агрономическую помощь крестьянам. Всё это дела небольшие. Но всё это, объединившись вместе, улучшит жизнь крестьян. Большинство либералов работали в земствах.

Хождение в народ

Движение среди русской студенческой молодежи в.7.0-е гг. XIX в.

В те годы в молодежной среде значительно вырос интерес к высшему образованию, особенно к естественным наукам. Но осенью 1861 г. правительство повысило плату за обучение, запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие были исключены и оказались как бы выброшенными из жизни - они не могли ни устроиться на государственную службу (по причине «неблагонадежности»), ни учиться в других университетах.

В это время А. И. Герцен писал в своем журнале «Колокол»: «Но. куда же вам деться, юноши, от которых заперли науку?.. Сказать вам куда?.: В народ! К народу!- вот ваше место, изгнанники науки...» Изгнанные из университетов становились сельскими учителями, фельдшерами и т. д.

В последующие годы число «изгнанников науки» росло, и «хождение в народ» стало массовым явлением.

Обычно под «хождением в народ» понимают его этап, начавшийся в 1874 г., когда в народ пошла революционно настроенная молодежь уже с вполне конкретной целью - «перевоспитать крестьянина», «революционизировать крестьянское сознание», поднять крестьянина на восстание и т. д.

Идейными руководителями такого «хождения» были народник Н. В. Чайковский (чайковцы), революцконер-теоретнк П. Л. Лавров, революционер-анархист М. А. Бакунин, который писал: «Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь, ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дело».

В современном языке употребляется иронически.

Хождение в народ", массовое движение демократической молодежи в деревню в России в 1870-х гг. Впервые лозунг "В народ!" выдвинул А. И. Герцен в связи со студенческими волнениями 1861 (см. "Колокол", л. 110). В 1860-х - начале 1870-х гг. попытки сближения с народом и революционной пропаганды в его среде предпринимали члены "Земли и воли",ишутинского кружка, "Рублевого общества", долгушинцы. Ведущую роль в идейной подготовке движения сыграли "Исторические письма" П. Л. Лаврова (1870), призывавшие интеллигенцию к "уплате долга народу", и "Положение рабочего класса в России" В. В. Берви (Н. Флеровского). Подготовка к массовому "Х. в н." началась осенью 1873: усилилось формирование кружков, среди которых главная роль принадлежала чайковцам, налаживалось издание пропагандистской литературы (типографии чайковцев в Швейцарии, И. Н. Мышкина в Москве), заготовлялась крестьянская одежда, в специально устроенных мастерских молодежь овладевала ремеслами. Начавшееся весной 1874 массовое "Х. в н." представляло собой стихийное явление, не имевшее единого плана, программы, организации. Среди участников были как сторонники П. Л. Лаврова, выступавшие за постепенную подготовку крестьянской революции путем социалистической пропаганды, так и сторонники М. А. Бакунина, стремившиеся к немедленному бунту. В движении участвовала и демократическая интеллигенция, пытавшаяся сблизиться с народом и служить ему своими знаниями. Практическая деятельность "в народе" стерла различия между направлениями, фактически все участники вели "летучую пропаганду" социализма, кочуя по деревням. Единственная попытка поднять крестьянское восстание - "Чигиринский заговор" (1877).

Начавшееся в центральных губерниях России (Московской, Тверской, Калужской, Тульской) движение вскоре распространилось на Поволжье (Ярославская, Самарская, Нижегородская, Саратовская и др. губернии) и Украину (Киевская, Харьковская, Херсонская, Черниговская губернии). По официальным данным, пропагандой были охвачены 37 губерний Европейской России. Главными центрами были: имение Потапово Ярославской губернии (А. И. Иванчин-Писарев, Н. А.Морозов ), Пенза (Д. М. Рогачев ), Саратов (П. И. Войнаральский ), Одесса (Ф. В. Волховский, братья Жебуневы), "Киевская коммуна" (В. К. Дебогорий-Мокриевич, Е. К. Брешко-Брешковская ) и др. В "Х. в н." активно участвовали О. В. Аптекман, М. Д.Муравский, Д. А. Клеменц, С. Ф. Ковалик, М. Ф. Фроленко, С. М. Кравчинский и многие др. К концу 1874 большинство пропагандистов было арестовано, но движение продолжалось и в 1875. Во 2-й половине 1870-х гг. "Х. в н." приняло форму "поселений", организованных "Землей и волей", на смену "летучей" пришла "оседлая пропаганда" (устройство поселений "в народе"). С 1873 по март 1879 к дознанию по делу о революционной пропаганде были привлечены 2564 чел., главные участники движения осуждены по "процессу 193-х". "Х. в н." потерпело поражение прежде всего потому, что оно опиралось на утопическую идею народничества о возможности победы крестьянской революции в России. "Х. в н." не имело руководящего центра, большинство пропагандистов не обладало навыками конспирации, что позволило правительству сравнительно быстро разгромить движение. "Х. в н." явилось переломным событием в истории революционного народничества. Его опыт подготовил отход от бакунизма, ускорил процесс вызревания идеи о необходимости политической борьбы против самодержавия, создания централизованной, законспирированной организации революционеров.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»