Виды художественных материалов и особенности работы с ними. Художественные материалы

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Что называют художественными материалами? Это все, что помогает создать произведение искусства. Это темперные, акриловые, алкидные, аэрозольные, масляные краски, акварель, бумага, картон и грунт, аэрографы, глина для лепки, карандаши, гуашь, кисти, пастель, лаки и разбавители, соус, составы для золочения, тушь, сангина, различные вспомогательные жидкости и многое другое. Многообразие материалов и способов их использования привело к созданию исключительного разнообразия художественных и технических приемов.

Муки выбора

Как же справиться со всем многообразием ассортимента отделов где представлено все для художников и декораторов? В живописи, как и во многих других видах искусства актуальны вопросы покупки оптом и в розницу. Инструменты могут быть единичными и строго определенными для каждого мастера, а вот, например, краски их должно быть много, разных, самых невероятных, все они нужны для создания точного оттенка. Блестки, маркеры, фломастеры, карандаши печально художнику, даже начинающему, иметь только один карандаш, как минимум нужна разная толщина стержня и мягкость грифеля. Если опытный художник посещает художественные товары, чтобы купить «наработанную» годами краску, то для тех, кто еще не определился все гораздо сложнее. Как же подобрать «свой» материал? Только методом проб, других способов пока не придумали. Придется поэкспериментировать со многими видами материалов, прежде чем наступит момент понимания: вот оно, это «мое», именно этот материал передает максимально точно мои чувства, муки творчества и работы с ним доставляют мне наибольшую полноту ощущений.

Тонкости некоторых процессов

Прежде чем окончательно утвердиться в выборе и купить материалы для художников, стоит запомнить несколько ошибок, которые могут испортить впечатление от процесса и уже реализованного проекта.

Твердые карандаши не меняют толщину линии при нажиме и при неверном положении и качественной заточке могут поцарапать бумагу, а мягкие позволяют регулировать полноту цвета нажимом на инструмент и производить разнонаправленные движения. На больших листах бумаги маленькие рисунки теряются и под серии небольших эскизов стоит брать бумагу меньшего формата. Рисовать на цветной бумаге очень сложно, почти любой рисунок теряет выразительность. Акварельные краски не принимают исправлений рисунка, они теряют насыщенность и прозрачность. Угольные карандаши, сангина, пастельные мелки очень хрупкие и лучше иметь замену на случай поломки в нескольких местах. Пластилин нельзя оставлять на солнце, он рискует растаять и стать временно непригодным. При рисовании гуашью нужно следить за толщиной слоя краски, слишком толстый может просто осыпаться при высыхании.


В ходе этого блока мы по нескольку занятий изучали свойства того или иного материала, техники. Особый акцент был сделан на множество способов работы одним и тем же материалом. Самый простой во всех смыслах карандаш может очень много разного в зависимости о того, как его заточить, как держать, как касаться бумаги (какой бумаги). Такие вещи нельзя усвоить, прочитав о них в книге или услышав от преподавателя. Необходимо пропустить их через руку, прочувствовать самому. Далеко не все из возможностей техники могут оказаться близкими и нужными, но зная о них мы лучше чувствуем материал и его границы, смелее и экономичнее используем его. Я расскажу о самых интересных по моему мнению занятиях из блока, начав с мягких материалов.

Мягкими материалами называют спресованный в виде палочек пигмент разного цвета и происхождения, замешанный со слабым клеем. К мягким материалам относится сангина, сепия, соус различных цветов, уголь, сухая пастель. Многие из этих материалов доступны также в виде карандашей.
На занятиях мы изучили три способа работы мягкими материалами.

1. Основной и самый известный - рисование самой палочкой материала.
В этом варианте нам доступна линия разной толщины - её можно делать углом палочки (тонкая линия), торцом (толстая линия) и широкой стороной, положив палку материала вдоль направления линии (так линия получается разнообразная и не всегда предсказуемая). Пятно создаётся широкой частью материала, с разным нажимом. Вся разница в фактуре - при наложении пятна непосредственно материалом фактура более резкая, при растирании пятна пальцем или салфеткой фактура становится слабее, так можно создать почти ровную заливку. Кроме того, при растирании цветных материалов (сангина, сепия, пастель) зачастую немного меняется оттенок.

В этом способе рисования основным выразительным средством становится разница фактур - резкой и мягкой, растёртой. С их помощью мы можем обозначить главное в рисунке или передать пространство. Важно помнить, что грубая фактура нерастёртого материала привлекает внимание, но плохо передаёт сложную поверхность, а мягкая фактура, напротив - хорошо передаёт нюансы формы и телесность. Ещё важно найти такой баланс между пятном и линий в рисунке, чтобы они не дублировали друг друга. В такой технике можно использовать несколько материалов разных цветов, но сначала нужно понять роль каждого из них, чтобы избежать путаницы.

Вот что получилось:

2. Второй способ - рисование по грунтованной бумаге.
Грунтовать в идеале нужно натянутый планшет, а после высыхания резать его на отдельные листы. Если нет возможности натянуть бумагу, можно плотно приклеить лист по периметру малярным скотчем и загрунтовать так. Но снимать скотч тогда нужно только после полного высыхания грунта, тогда есть шанс, что бумагу не поведёт. О самой технологии приготовления и нанесения грунта я рассказывал в .

Основное достоинство такой технологии - возможность рисования света ластиком. Правильно нанесённый грунт легко стирается до белой бумаги. Суть в том, что грунт даёт нам уже готовый полутон, нам нужно только правильно расположить пятна света и по необходимости отметить тени. Положительное отличие от рисования по цветной бумаге (например пастельной) в том, что грунт имеет живую текстуру и через него пресвечивает белая бумага, это выглядит более органично и цельно. Техника очень эффектная, но это может быть как плюсом, так и недостатком.

3. Последний опробованный способ - рисование колерами.
Кроме грунта, при разведении растёртого в порошок материала водой, можно получить также колера для рисования кистью. Способа два - заготовить в баночках уже готовые колера или принести только порошок, добавляя в него воду по необходимости уже на палитре. Прелесть этой техники в том, что вы рисуете натуральными пигментами, которые имеют красивый цвет, интересно смешиваются. Можно варьировать плотность и даже фактуру колера, добавляя пигмента или воды. Кроме того, всё что нарисовано кистью, после высыхания можно стереть или как минимум ослабить по тону (при условии, что вы рисуете на плотной бумаге). Также можно объединить второй способ с этим и рисовать жидким колером по грунту, тоже очень интересно.

  1. Техника в изобразительном искусстве.
  2. Материалы для рисования, работы с бумагой, тканью.
  3. Техники рисования.
  4. Техники работы с бумагой, тканью.

Вопрос.

Техника – это язык художника. Не владея этим языком, художник не может донести до зрителя замысел своего произведения.

В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное п произведение.

Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.п.), умение использовать художественные возможности этого материала;

В более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера – передачу вещественности предметов.

Таким образом,

Техника рисунка – владение материалами и инструментами, способы их использования для изображения и художественного выражения.

В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.

Вопрос.

Изобразительное искусство располагает многообразием ма­териалов и техник . Конечно, не все из них можно использо­вать в детском саду. Некоторые слишком сложны для детей, некоторые требуют специальной подготовки, что в условиях детского сада не представляется возможным. Однако некото­рое расширение знаний о художественных материалах по срав­нению с существующим все же необходимо.

Материалы могут подразделяться на неоформленные и полуоформленные.



Неоформленные - бумага, ткань, нитки, проволока, фоль­га, шерсть, веревки. В каждом из этих материалов изначально не задано ничего, кроме их фактуры и размера. Ребенок эмо­ционально реагирует на каждый из этих материалов, связывая его с каким-либо реальным образом. Он создает что-то новое, изменяя форму, исследуя свойства и возможности материала.

Полуоформленные несут в себе какую-то изначально за­данную смысловую нагрузку. Подразделяются они на искусст­венные и природные. Искусственные - коробки, пробки, де­тали каких-либо машин или приборов, пуговицы, браслеты, бусы и т. д. По-своему видоизменяя их, дети создают новые целостные композиции. Свойства и формы таких материалов близки к игрушкам-конструкторам: когда ребенок строит что-либо из коробок, он складывает и закрепляет их различными способами, и такая постройка ассоциируется у него с чем-то виденным в действительности.

Природные - опавшие плоды, веточки, листья, цветы и др. Из них можно создавать оригинальные поделки. Красота ес­тественных красок и форм способствует развитию эстетичес­кого восприятия. При этом у ребенка не только формируется чувство прекрасного, но и развивается способность находить творческое применение всем этим предметам. Занимаясь с различными подобными материалами, ребенок одновременно развивает моторику кистей рук, художественное видение, обо­гащает свои знания и умения.

Педагог должен как можно лучше знать особенности раз­личных изобразительных материалов, чтобы правильно подби­рать и рационально использовать их, а также знакомить детей с доступными способами работы с каждым материалом в от­дельности.

Каждая техника предполагает использование различных инструментов. Каждый изобразительный инструмент имеет свою специфику, что определяет способы работы с ним. Рас­смотрим особенности каждого инструмента.

Карандаши (цветные, простые) позволяют более четко вы­делить линию контура, точнее всего передать форму и кон­струкцию. Карандашом можно провести узкую линию. При этом для получения более широкой линии требуется неоднократное движение, заполнение же цветом всего рисунка связано с мно­гократными повторными движениями (сверху вниз, слева на­право или же по косой). Чем большую поверхность нужно за­красить, тем дольше будут совершаться эти движения. Овладе­ние карандашной техникой рисования необходимо потому, что контурный линейный рисунок - основа изображения.

Фломастеры всевозможных оттенков и цветов могут об­ладать специфическим запахом, при соприкосновении с бума­гой оставляют сочные, яркие линии без особого нажима руки. Рисунок таким инструментом может быть выполнен как кон­турно, так и штрихом.

Возможные ошибки

♦ Не учитывается тип карандаша. Для дошкольного возраста предпочтительнее использовать карандаши ТМ, М, 2М. Твердые карандаши не дают возможности показать толщину и цвет линии, что в свою очередь сказывается на качестве работы и усвоении материала. Мягкий карандаш позволяет производить разнонаправленные движения, не отрываясь от бумаги. Изменение интенсивности цвета достигается из­менением силы нажима на карандаш: слабый нажим - более светлый цвет, сильный нажим - более интенсивный цвет.

♦ Неправильно подбирается формат бумаги. Часто можно ви­деть, как для небольшого карандашного рисунка выдаются такие же большие листы бумаги, как и для работы краска­ ми. В результате лист оказывается незаполненным (много неоправданно пустого белого пространства, из-за чего ри­сунок плохо смотрится), или же ребенок, стремясь его за­полнить, создает слишком крупное изображение и не успе­вает закончить рисунок.

♦ Для работы с цветными карандашами предлагается цветная бумага, на которой полученное изображение плохо смот­рится. Все это снижает качество рисунков, лишает их вы­разительности.

♦ При работе с фломастерами следует объяснить детям прави­ла обращения с материалом: обязательно закрывать колпа­чок, не набирать много фломастеров, не закрашивать боль­шие пространства, расходуя цвет (с таким же успехом это можно сделать краской). Из-за длительного закрашивания рука устает, отчего у ребенка пропадает желание выполнять рабо­ту дальше.

Кисти - колонковые, беличьи, щетинные. Щетинные кисти предназначены для работы масляными красками, но могут быть использованы и в живописи темперными и гуашевыми красками («набрызг» - встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки, «сухая» кисть - для передачи фактуры пушистой шерсти животных). Беличьи и ко­лонковые кисти используются в основном в акварели и гуаши. По форме они бывают плоские и круглые. Величину кисти обо­значают номером. Номера плоских кистей соответствуют их ши­рине в миллиметрах, а номера круглых кистей - диаметру (также выраженному в миллиметрах).

Кисть - мягкая. Работа с ней не требует сильного нажима, сопротивление материала незначительное. Это снимает на­пряжение руки, характерное для работы с карандашом, поэ­тому при работе с кистью рука устает меньше. Линия контура кистью получается расплывчатой, недостаточно четкой. Работа кистью и краской позволяет получить цветовое пятно, сочную широкую линию, быстро покрывать цветом большие поверх­ности рисунка без затраты усилий. Рисуя кистью, можно по­лучить широкую линию, если опереться всем ворсом, и тонкую, если касаться бумаги только ее концом. Научившись прикла­дывать кисть ворсом плашмя, ребенок получает в свободное распоряжение прием «примакивание», с помощью которого мо­гут создаваться разнообразные элементы узора (цветы, лис­тья, лепестки). Однако мягкий ворс кисти портится при неот­рывном движении кисти туда-обратно.

Возможные ошибки

♦ Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать или ставить кисти в банку ворсом вниз, так как происходит деформация. После работы акварельными красками или гуашью кисти лучше мыть теплой водой. Вымытую кисть нужно поставить в специально отведенный стаканчик вор­сом вверх или завернуть в бумагу, тогда она сохранит свою форму.

♦ Для практических занятий каждому ребенку необходимо иметь в наборе не меньше 2-3 кистей разной толщины и фактуры.

Краски - акварельные, гуашь, масляные, темперные. Ак­варельные - водно-клеевые из тонко растертых пигментов, смешанных с камедью, декстрином, глицерином, иногда с ме­дом или сахарным сиропом. Выпускаются сухие - в виде пли­ток, полусырые - в фарфоровых чашечках или полужидкие - в тюбиках. Акварелью можно писать по сухой или сырой бу­маге сразу, в полную силу цвета, а можно работать лессиров­ками, постепенно уточняя цветовые отношения натуры.

Гуашь - водная краска, обладающая большими кроющими возможностями. Эти краски после высыхания быстро светлеют и нужен немалый опыт, чтобы предвидеть степень изменения их тона и цвета, Гуашевыми красками пишут на бумаге, кар­тоне, фанере. Готовые работы имеют матовую бархатистую поверхность.

Масляные - красители, смешанные с растительным мас­лом: льняным, маковым или ореховым. От воздействия света и воздуха масляные краски постепенно затвердевают. Многие основы (холст, дерево, картон) перед работой на них красками загрунтовывают.

Темперные - водно-клеевые краски, приготовленные из сухих порошков, смешанных с яичным желтком, разведенным клеевой водой. В настоящее время производятся также полу­жидкие краски, заключенные в тюбики и изготовленные на желтке. Темперными красками можно писать густо, как мас­ляными, или жидко, как акварельными, разбавляя их водой. Сохнут они медленнее гуаши. Недостатком является разница в оттенках сырой и высохшей краски. Картины, написанные темперными красками, имеют матовую поверхность, поэтому их иногда покрывают специальным лаком, устраняющим эту матовость.

Возможные ошибки

♦ Акварель не выносит исправлений, многочисленных повтор­ных прописок смешанными красками. Нередко педагоги ис­пользуют технику акварели в сочетании с другими материала­ми: гуашью, темперой, углем. Однако в этом случае теряются главные качества акварельной живописи - насыщенность, прозрачность, чистота и свежесть, то есть именно то, что от­личает акварель от любой другой техники. С дошкольниками лучше практически начинать работать с акварелью со стар­шей группы, когда дети владеют навыками и умениями в ра­боте с изобразительным материалом.

Угольный карандаш «ретушь» мягче обычных цветных ка­рандашей и позволяет получить более широкую линию барха­тистого цвета.

Сангина - короткие палочки-карандаши. Они могут быть разнообразных оттенков коричневого цвета.

Оба эти материала по-своему выразительны, они дают раз­ную фактурную линию. Особенно выразительно получаются угольным карандашом и сангиной изображения деревьев. Благодаря мягкости этих материалов можно легко получить линии разной толщины (утолщение ствола, тонкость веток), работать с ними легче, чем с обычными цветными каранда­шами, которые дают тонкую линию и требуют сильного нажима для получения более интенсивных штрихов.

Пастель - цветные карандаши без оправы, изготовленные из красочного порошка. Их получают путем смешивания кра­сочного порошка с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Рисуют пастелью на бума­ге, картоне или холсте. Цвет наносят штрихами, как в рисунке, или же втирают пальцами с растушевкой, что позволяет до­биться тончайших красочных нюансов и нежнейших переходов цветов, матовой бархатистой поверхности. При работе пасте­лью можно легко снимать или перекрывать красочные слои, так как она свободно соскабливается с грунта.

Возможные ошибки

♦ Угольный карандаш, пастель и сангина хрупки, поэтому при рисовании ими нужно лишь слегка касаться бумагу иначе грифель карандаша и палочка сангины быстро сломаются. Карандаш «ретушь», как и цветные карандаши, не нужно остро затачивать. Сангина же совсем не затачивается.

♦ Не стоит пытаться закрашивать рисунок сангиной или пасте­лью так же, как цветным карандашом, близко проводя штри­хи. При этом материал ссыпается, а просветы остаются.

♦ Введение этих материалов для рисования целесообразно
только в старшей и подготовительной к школе группах, ког­да детьми уже должны быть освоены основные способы работы цветными карандашами и кистью.

Вопрос.

Техники рисования.

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольни­ков. Так, например, начинать работу в этом направле­нии следует с таких техник, как рисование пальчика­ми, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят худо­жественный образ, создаваемый с помощью более слож­ных: кляксографии, монотипии и т.п.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЕ

4. Художественные материалы в живописи

К материально-техническим средствам относятся бумага, акварель, гуашь, кисти, перья, палитра и другие материалы, инструменты и принадлежности, с помощью которых осуществляется изобразительная деятельность.

Бумага. В процессе обучения рисованию применяют газетную, обойную, рисовальную, чертежную бумагу, стараясь умело исполь­зовать свойства каждой. Газетная, обойная и оберточная бума­га имеет мелкозернистую, рыхлую, ворсистую поверхность, спо­собную хорошо удерживать сыпучее красящее вещество. Поэтому ее применяют для работы углем и пастелью. Рисовальная и чер­тежная бумага плотная, белая с гладкой и шероховатой поверх­ностью. На гладкой бумаге работают пером и карандашом, на шероховатой - карандашом, углем и краской. Шероховатая по­верхность не только хорошо сохраняет красящее вещество, но и выдерживает длительную работу на ней. Это позволяет считать рисовальную и чертежную бумагу наилучшей для учебных целей.

На каждом листе бумаги, предварительно оформленном необ­ходимыми надписями, можно рисовать только на одной сторо­не. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и пря­мо, то есть так, чтобы ее края были параллельны краям крышки стола.

Акварель – самая распространенная водяная краска; приготовляется из точайшего красочного порошка, частицы которого связываются клеящим веществом (гуммиарабиком, вишневым клеем), растворяющимся в воде. Для работы краску обильно смачивают водой и, когда она размягчится, концом чистой кисти переносят на палитру или на пробный лист бумаги с отогнутыми краями. Здесь к красочной массе добавляют нужное количество чистой воды и тщательно перемешивают для получения однород­ной смеси определенной густоты и цвета. Жидкую красочную смесь обычно готовят для окраски больших фигур и светлых ча­стей предмета, а густую - при завершении работы для обвод­ки, усиления цвета и изображения затененных частей предмета. Говоря о густоте краски, следует, однако, подчеркнуть основное свойство акварели - ее прозрачность. Светоносная поверхность белой бумаги пронизывает своими отраженными лучами тонкий красочный слой и насыщает его светом и трепетом. Густой красоч­ный слой, закрывая путь световым лучам к бумаге, выглядит глу­хим, мрачноватым. Злоупотребление густыми красками приводит к появлению серости и цветового однообразия.

В учебном рисовании применяют наборы в 10-16 красок, в которые входят следующие цвета: черный, фиолетовый, пурпурный, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и коричне­вый.

Гуашь. В отличие от акварели содержит белила, которые лишают краску прозрачности, делают ее плотной, непроницаемой, или, как говорят, кроющей. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и по высыхании светлеет. В силу кроющей способ­ности гуашь позволяет вносить различного рода исправления. Она незаменима для работы в сфере изобразительной деятельности детей.

Кисть. По форме волоса кисти делят на плоские и круглые, по сорту - на щетинные, колонковые, беличьи и другие, по раз­меру - на тонкие, средние и толстые. Для изучения техники ак­варели нужна круглая мягкая колонковая или беличья средних размеров кисть (№ 11 -14). Ее гибкий волос образует коническую форму с острым концом. Такой кистью можно окрашивать большие фигуры, работая всей массой волоса, и изображать ма­ленькие детали концом кисти. Прерывая работу, кисть кладут на специальную подставку или на край стола, чтобы не загряз­нить рабочее место. Категорически запрещается оставлять кисть в банке с водой, где волос ее загибается и расходится в разные стороны, теряя коническую форму. По окончании работы кисть следует тщательно вымыть, волос отжать и пригладить паль­цами, чтобы придать ему заостренную коническую форму.

Палитра. Палитра - это пластинка, дощечка, на которой художник проверяет цвет взятой краски, смешивает краски для получения нужного оттенка, чтобы затем перенести их на рису­нок. В акварельной живописи применяют палитры фаянсовые, фарфоровые, пластмассовые и жестяные, покрытые белой краской, на которой хорошо видны тончайшие оттенки цвета. На палит­ре краски располагают в небольших углублениях, а смешивают их на большей ее части, ровной и гладкой. По краям возвышает­ся невысокий бортик, препятствующий стеканию красок. Некото­рые палитры имеют овальное отверстие для надевания на боль­шой палец левой руки. После работы палитра очищается от кра­сок губкой или тряпкой, смоченной водой. У акварельных красок, расфасованных в железные коробки, крышка имеет углубления для красок и их смешивания и поэтому используется в качестве палитры.

Палитру часто заменяют листом белой бумаги такого же сорта, как и для рисунка. Края листа и уголки загибают внутрь, что превращает палитру в своеобразную ванночку, удобную для работы краской.

5. Основные технические приемы рисования красками

Выполняя живописное произведение, необходимо придер­живаться определенной последовательности. Обычно худож­ник начинает работу над картиной или настенной росписью с выполнения нескольких эскизов небольшого размера, в кото­рых конкретизирует свой замысел. Для этой же цели он может выполнить этюды с натуры.

Затем художник выполняет рисунок будущей картины. Он может использовать для этого, карандаш, уголь или жидко разведенную краску и тонкую кисть. Возможно изготовление так называемой «кальки» или «картона» в том случае, когда рисунок необходимо перевести на какую-нибудь поверхность. Иногда художники пропускают этот этап работы и начинают сразу писать красками без предварительного рисунка.

Существует много способов нанесения красок на плоскость. Одни художники предпочитают использовать прием лессировки: наносить тонкие прозрачные слои поверх высохшего красочного слоя. Другие достигают нужного цветового решения сразу за одно покрытие, а третьи используют раздельные мазки.

Художник может одновременно работать над рисунком, композицией, лепкой форм, передачей пространства и колори­том. Так любил работать П. Сезанн, особенно когда он писал свои пейзажи или натюрморты с натуры.

Однако такой путь доступен не каждому. Надо обладать прекрасной зрительной памятью, точным рисунком, компози­ционным мышлением, безукоризненным чувством цвета.

Большинство же художников предпочитают вести работу от общего к частному, постепенно нанося основной цвет предме­тов и следя за моделировкой объема. Затем они уточняют нюансы цвета, цветовые рефлексы, общий колорит картины. На последнем этапе опять переходят к обобщению. Ради достижения цельности произведения можно убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. Так любил работать замечательный художник А. А. Иванов. Он провел огромную подготовительную работу перед созданием картины «Явление Христа народу». Многочисленные живописные этюды, выставленные рядом с этой картиной в Третьяковской галерее, помогают проследить творческий поиск автора.

В учебных целях лучше вести работу над живописной композицией последовательно. Узнать некоторые секреты и тайны живописи помогут вам высказывания мастеров, поме­щенные в конце данной книги.

Художники-живописцы передают красоту окружающего мира с помощью красок. Можно выбрать любую основу: холст, бумагу, картон, доску, стену и др. Основа обычно грунтуется специальными составами. Живописцы используют разнообразные краски: гуашь, акварель, темперу, масляные и др. Краски наносят на основу круглыми и плоскими кистями разной толщи­ны. Иногда применяют для этого мастихин, нож, тряпку, даже наносят краску пальцем, но лучше все же создавать живописные произ­ведения с помощью специальных инструмен­тов, а не подручными средствами. Техника письма, ее особенности во многом зависят от свойств красок, растворителей, инструментов.

До конца XVII - начала XVIII веков ху­дожники и подмастерья готовили краски самостоятельно, поручалось это обычно уче­никам, которые измельчали камни в порошок и смешивали его с клеем, маслом или яйцом. При промышленном изготовлении красок палитра цветов стала более разнообразной.

Краски для живописи имеют специальные названия. Очень часто эти названия говорят нам о том, из каких химических или природ­ных элементов (минералов, растений) они из­готовлены. Основа всех красок - пигмент (тонко растертый цветной порошок). Часто название красок происходит от того, какое связующее вещество используется для их приготовления. Например, для масляных красок основой служит льняное или какое-нибудь другое масло. Клеевые краски - это акварель, гуашь, темпера. В старину изго­тавливали яичную темперу на основе желтка куриного яйца.

К изобразительным средствам относятся тон и цвет.

Мазок – изобразительное средство кистевой техники. Форма мазка зависит от формы волоса кисти, от густоты и способа нанесения краски. Концом круглой кисти можно сделать мазок-точку, мазок-штрих и мазок-линию, применяемые при обводке контуров и прорисовке деталей. Вся масса волоса кисти дает широкий мазок-полоску, употребляемый для окраски больших фигур. Плоская кисть дает мазки прямоугольной формы. Прикладыванием (примакиванием) кисти к бумаге получают мазок-отпечаток, повторяющий форму волоса кисти. Прямолинейное движение кисти образует прямые линии и полосы, криволинейное – кривые линии, полосы и мазки сложной формы с росчерком. Раздельными и слитными мазками можно передать светлоту и цвет любого предмета.

Окраска – этот предмет нанесения тона осуществляется заливкой, отмывкой и «сухой кистью».

Заливка применяется для нанесения ровного красочного тона или нескольких тонов, плавно соединяющихся друг с другом. Выполняя окраску заливкой, готовят в нужном количестве жидкую красочную смесь. Рисунок кладут наклонно. Обильно смочив кисть красочной смесью, легким движением слева на­право наносят первый мазок-полоску. Острым концом кисти поправляют концы мазка. Краска, стекая к нижнему краю маз­ка, образует красочный валик, необходимый для ровной заливки. На кисть вновь набирают много красочной смеси и наносят вто­рой мазок; повторяют все операции до тех пор, пока окрашивае­мая фигура не.будет ровно закрыта нужным тоном. Последний красочный валик осторожно снимают концом полусухой кисти. Заливку краской надо вести очень быстро, чтобы избежать высыхания наносимых мазков.

Отмывка применяется для окраски поверхностей, имеющих неровную светлоту. Сначала на линейном изображении отме­чают карандашом границы светлых, полутемных и темных час­тей предмета. Затем готовят жидкую светлую красочную смесь, способную передать самые светлые части, и заливают все изображение. По высыхании вторым красочным слоем заливают только полутемные и темные части и, наконец, по сухому вто­рому слою наносят третий слой, покрывая им только темные части. Резкие границы между частями отмываются. Для этого на кисть набирают немного чистой воды и смачивают то место, где должен быть плавный переход; слегка нажимая на кисть, осторожно, но настойчиво растирают четкую границу и доби­ваются незаметного перехода светлого тона в темный. Во время отмывки лишнюю краску с кисти снимают тряпкой, которую держат в левой руке.

«Сухая кисть» как прием используется для окраски изобра­жений предметов, поверхность которых обладает неровной свет­лотой и шероховатой фактурой. В этой технике употребляют густую краску, которую наносят на бумагу сухой кистью сколь­зящими движениями или тычком кисти.


Глава II. НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ КРАСКАМИ КАК

ВИД ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материалов, которые недостаточно научно обоснованны и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и...

Нарцисс понял безнадежность этой любви и закололся. Из капель крови Нарцисса выросли цветы, названные его именем. Глава 2. Практическая часть 2.1 Программы кружковых занятий по живописи Интерес детей к занятиям в кружковых объединениях художественно-эстетической направленности остается постоянным и неизменным, так как дает возможность сделать что-то своими руками, занятия в детском...

Эксперименте принимало участие 18 детей подготовительной группы. Эксперимент состоял из 3-ех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. 2.2. Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следую- щие критерии оценки рисунков детей и...

Необходимо только понимать: художественное восприятие остается действительно эстетическим, если оно доставляет эстетическое наслаждение. Роль старшего воспитателя в повышении квалификации воспитателей по организации самостоятельной художественно-творческой деятельности детей Современные методы управления предполагают постоянный поиск и отбор наиболее эффективных и прогрессивных методов и...

Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу клиента:

Они побуждают его видеть и осязать;

Они порождают эмоциональный подъем и осознание; сами по себе являясь частицами реальности, эти материалы помогают клиенту с ней соприкоснуться.

Способствуют динамическому взаимодействию между творцом и художественным материалом происходит.

Задача арт-терапевта - выяснить, какой материал вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем самым свободный выбор материала является важнейшей движущей силой в процессе художественной работы [Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии ].

Арт-терапевты должны понимать свойства различных изобразительных материалов, а также то, в каких случаях применение тех или иных материалов наиболее целесообразно, а когда - нежелательно.

Основной набор материалов для творческого процесса

Краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

Журналы, газеты, обои, бумажные салфетки, цветная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, открытки, тесьма, веревочки, текстиль;

Природные материалы - кора, листья и семена растений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;

Глина, пластилин, дерево, пластика, специальное тесто;

Бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

Кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, кусочки шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.

Основные группы материалов

1) бесформенные материалы, позволяющие создавать объемные образы;

2) материалы, имеющие определенную форму;

3) предметы, имеющие определенную форму, которые можно использовать в качестве материалов.

Рассмотрим основные группы материалов и их свойства.

1 группа - бесформенные материалы , позволяющие создавать объемные образы. Различные мягкие и твердые бесформенные материалы могут быть использованы для создания из них объемных образов. Особенности художественной продукции определяются свойствами материала в той мере, в которой он влияет на художественный замысел и сам процесс работы.

Мягкие материалы , такие как краски, принадлежности для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют определенной формы и допускают разные виды игровых манипуляций, а также могут быть использованы для создания художественных объектов, живописных произведений или скульптуры.

Твердые материалы , такие как камень, металл и дерево, применяются для создания объемных образов, для вырезания на их поверхности различных изображений. Уровень психического развития клиента и его умений в использовании разных материалов определяет особенности создаваемой им художественной продукции. При высоком уровне художественного мастерства и технических умений могут быть созданы скульптуры из металла или камня, сочетающие высокую долговечность со значительной выразительностью, что позволяет изображать человеческое тело, ткань и т.д.

2 группа - материалы, имеющие определенную форму. Эти материалы, учитывая их свойства, включаются в изобразительный процесс в неизменном виде. Качества определенных материалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться с эмоциональными состояниями, обозначая для автора те или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тонкая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опилки могут быть включены в изобразительную работу в неизменном виде и вызывать у клиента определенные чувства и ассоциации, связанные с разными качествами этих материалов: ощущение легкости, нежности, грубости и т.д.

3 группа - предметы, имеющие определенную форму и используемые в качестве материалов. В качестве материалов в процессе художественного творчества могут применяться естественные или созданные человеком предметы или их части. При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее содержание. Старые пуговицы или детали наручных часов иногда используются при создании композиций из глины для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для изготовления некоего подобия мозаики.

Значение этих предметов в художественной работе определяется их функцией, цветом, особенностями материалов, из которых они изготовлены, дополняющих ассоциации с определенными чувствами и воспоминаниями. Однако, будучи включенными в художественную работу, они сохраняют некое содержание, определяющееся их прежней функцией, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте законченной работы.

Еще одна классификация материалов , используемых в арт-терапии, основывается на их конкретных свойствах, на том, каким образом они обычно применяются, а также на тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у человека. Выбор материала имеет большое значение, так как он указывает на конфликтные ситуации и на степень готовности к эмоциональному самовыражению. Если выбор материалов не очень большой и материал преобразуется таким образом, что он приобретает свойства другого материала, это указывает на то, что клиентам для выражения своего душевного состояния требуется иной материал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»