Русский народ что за люди. Русский народ под пристальным взглядом

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Русский этнос - крупнейший по численности народ в Российской Федерации. Русские живут также в ближнем зарубежье, США, Канаде, Австралии и ряде европейских стран. Относятся к большой европейской расе. Современная территория расселения русского этноса протянулась от Калининградской области на западе до Дальнего Востока на востоке и от Мурманской области и Северной Сибири на севере до предгорий Кавказа и Казахстана на юге. Она отличается сложной конфигурацией и сложилась в результате длительных миграций, совместного проживания в одних регионах с другими народами, процессов ассимиляции (например, некоторых финно-угорских групп) и этнического разделения (с белорусами и украинцами).

Имя народа «русь» или «рос» появляется в источниках в середине VI в. Ясности в происхождении слова «Русь» нет. По наиболее распространенной версии этноним «Русь» связан с наименованием «рос», «рус», восходящим к названию реки Рось, притока Днепра. Слово «Русь» было распространено в Европе.

Антропологически русские однородны в том отношении, что все они входят в состав большой европеоидной расы. Вместе с тем между отдельными группами наблюдаются различия. Среди русского населения северных областей преобладают признаки атланто-балтийской расы, русские центральных районов составляют восточноевропейский тип среднеевропейской расы, русские северо-запада представлены восточно-балтийским типом беломорско-балтийской расы, среди русских юга обнаруживаются признаки примеси монголоидного и средиземноморского элементов.

Этногенез русского этноса тесно связан с происхождением древнерусской народности, в становлении которой, в свою очередь, важную роль сыграли восточнославянские племена. Древнерусская народность с общевосточнославянским самосознанием сформировалась в период единства древнерусского раннефеодального Киевского государства (Киевской Руси IX - начала XII в.). В период феодальной раздробленности общее самосознание не было утрачено, что сказалось, в частности, на формировании этнонимов, обозначающих в последующие века три восточнославянских народа - великороссов, малоросов, белорусов.



Процесс развития русской народности протекал параллельно с формированием украинской и белоруской народностей. Известную роль в этом сыграло постепенное накопление местных различий в условиях распада единого древнерусского государства. Этнокультурные различия трех народов, формировавшиеся в последующие века, объясняются как племенным членением восточных славян догосударственной эпохи, так и социально-политическими факторами. В условиях освободительной борьбы против ордынского ига (середина XIII - конец XV вв.) проходила этническая и этноконфессиональная консолидация княжеств северо- восточной Руси, образовавших в XIV - XV вв. Московскую Русь.

К периоду, когда начался новый процесс объединения русских, украинцев и белорусов в Российском государстве, этническая дифференциация восточных славян, развивавшаяся в XIV - XVII вв., зашла достаточно далеко (хотя и не была до XIX - XX вв. вполне завершенной) и оказалась необратимой. Восточные славяне продолжали развиваться в условиях интенсивных межэтнических контактов, но уже как три самостоятельных народа.

Важнейшими особенностями этнической истории русских являлись постоянное наличие слабозаселенных территорий и многовековая миграционная активность русского населения. Период, предшествовавший формированию древнерусского государства, так же как и эпоха Киевской Руси, ознаменовался движением восточнославянского этнического массива на север и северо-восток и заселением тех областей, которые впоследствии образовали ядро русской (великорусской) этнической территории.

Этническое ядро русского народа сложилось в XI - XV вв. в пределах земель, лежащих в Волго-Окском междуречье и границах Великого Новгорода, в ходе ожесточенного сопротивления монголо-татарской зависимости.

После освобождения от ордынского ига началось вторичное заселение «дикого поля», т. е. южнорусских районов, разоренных ордынскими набегами. Последовали переселения в Поволжье в XVII - XVIII вв., в Сибирь, на Северный Кавказ, позже - в Казахстан, на Алтай и в Среднюю Азию. В результате постепенно сформировалась обширная этническая территория русских. В ходе освоения русскими новых территорий проходили интенсивные межэтнические контакты с представителями ряда других народов. Эти и другие факторы способствовали тому, что в составе русского народа сохранились или сформировались особые (обособленные) этнографические, этноконфессиональные, этнохозяйственные группы.

В XVIII - XIX вв. постепенно формируется русская нация. Можно сказать, что во второй половине XIX в. в основном сложилась русская нация. Реформы 60-х гг. XIX в. дали сильный толчок развитию капитализма в России. В течение XIX в. происходило формирование русской интеллигенции, были достигнуты крупные успехи в сфере литературы, искусства, науки, общественной мысли. Вместе с тем сохранялись в определенной мере архаичные формы традиционной культуры.

Большое влияние на становление русского этноса оказывали природно-климатические особенности страны: практическое отсутствие горных хребтов, наличие большого количества лесов и болот, суровые зимы и т, д. Напряженность сельскохозяйственных работ, особенно необходимость вовремя и без потерь управляться с уборкой урожая, способствовали формированию русского национального характера, умению выдерживать сверхнапряжение, что оказывалось спасительным и нужным в период вражеских нашествий, голода, серьезных социальных потрясений. Периодически повторяющиеся нападения на внешние границы страны настоятельно побуждали русское население к освободительной борьбе и единству. В этих условиях в формировании и укреплении великорусской народности, а затем русской нации исключительную роль сыграло государство.

При отсутствии сводных статистических данных, вплоть до XVII в., по разным подсчетам, в Российском государстве в середине XV в. насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI в. 6,5 - 14,5, в конце XVI в. 7 - 14, а в ХVII в. 10,5 - 12 млн. человек.

В XVIII в. демографическое состояние Российского государства и русского народа представляется в следующем виде. В 1719 г. все население России составляло 15 738 млн. человек, в том числе русские - 11 128 млн. В 1795 г. из 41 175 млн. населения русские насчитывали 19 619 млн. человек, или 49% от всего населения. В приведенных данных не учтено русское население, проживавшее в Прибалтике, белорусских и украинских губерниях, в области казачьих войск (Донского и Уральского).

После вхождения в состав Российской империи по Ништадскому миру (1721 г.) Эстляндии и Лифляндии, а позже Курляндии, в начале XIX в. Финляндии и Бесарабии, а во второй половине века Средней Азии и Дальнего Востока русские начали заселять и эти регионы. Таким образом, миграционные движения русского народа в XIX - начале XX вв. не прекращались, образовывались новые очаги русского заселения. В результате этих движений численность русского населения в Центрально-Промышленном и Северном регионах Европейской части страны росла медленнее, чем в южных заселенных регионах.

По переписи 1897 г. все население страны насчитывало 125,6 млн. человек, из них русские составляли 43,4% его состава (55,7 млн. человек), большая часть из них находилась в Европейской части страны.

К 1990 г. численность русского этноса достигла 145 млн. (собственно в России - почти 120 млн. человек), или 82,6% всего населения. 49,7% русских заселяют центр Европейской части России, северо-запад, Волго-Вятский регион и Поволжье; на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке - 23,9%. В ближнем зарубежье более всего русских на Украине, в Казахстане, в Узбекистане, Белоруссии.

Русский народ - представители восточнославянского этноса, коренные жители России (110 миллионов человек - 80% населения Российской Федерации), самая многочисленная этническая группа в Европе. Русская диаспора насчитывает около 30 миллионов человек и она сосредоточена в таких государствах как Украина, Казахстан, Белоруссия, в странах бывшего СССР, в США и странах ЕС. В результате проведенных социологических исследований было установлено, что 75% русского населения России - последователи православия, а существенная часть населения не причисляет себя к какой-то конкретной религии. Национальным языком русского народа является русский язык.

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие. Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле. Для России, которая является многонациональной державой и домом для 190 народов, вопрос национальной культуры стоит довольно остро, вследствие того, что на протяжении последних лет особенно заметно её стирание и на фоне культур других национальностей.

Культура и быт русского народа

(Русский народный костюм )

Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа. А ведь национальную культуру формируют люди, именно эти черты характера имеют огромное влияние на её становление и развитие.

Одной из отличительных черт русского народа всегда была и есть простота, в прежние времена славянские дома и имущество очень часто подвергались разграблению и полному уничтожению, отсюда и идет упрощенное отношение к вопросам быта. И конечно эти испытания, выпавшие на долю многострадального русского народа, только закалили его характер, сделали сильнее и научили с гордо поднятой головой выходить из любых жизненных ситуаций.

Еще одной из черт, превалирующей в характере русского этноса, можно назвать доброту. Всему миру хорошо известно понятие русской гостеприимности, когда «и накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же простота, очень редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной мере проявляется в той самой широте русской души.

Трудолюбие - еще одна из главных черт русского характера, хотя многие историки в исследовании русской народности отмечают, как её любовь к труду и огромный потенциал, так и её лень, а также полную безынициативность (вспомните Обломова в романе Гончарова). Но все таки работоспособность и выносливость русских людей это неоспоримый факт, против которого трудно возразить. И как бы ученые всего мира не хотели понять «загадочную русскую душу», вряд ли это под силу любому из них, ведь она настолько уникальна и многогранна, что её «изюминка» навсегда останется секретом для всех.

Традиции и обычаи русского народа

(Русская трапеза )

Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с более обособленным образом жизни городских жителей.

Большое количество обрядов и традиций связано с семейной жизнью (это и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье потомков и общее благополучие семьи.

(Раскрашенный снимок русской семьи начала XX века )

Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжали родители жениха вместе к его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).

Обряд крещения на Руси тоже был интересен и уникален, ребенок должен был креститься сразу после рождения, для этого выбирались крестные родители, которые всю жизнь будут в ответе за жизнь и благополучие крестника. В годик малыша садили на изнанку овечьего тулупа и стригли его, выстригая на темечке крест, с таким смыслом, что нечистые силы не смогут проникнуть к нему голову, и не будут иметь над ним власти. Каждый Сочельник (6 января) немного подросший крестник должен приносить крестным родителям кутью (кашу из пшеницы с медом и маком), а те в свою очередь должны одарить его сладостями.

Традиционные праздники русского народа

Россия является действительно уникальным государством, где наравне с высокоразвитой культурой современного мира бережно чтят старинные традиции своих дедов и прадедов, уходящие вглубь веков и хранящие память не только православных обетов и канонов, а еще и древнейших языческих обрядов и таинств. И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.

Основные народные праздники:

  • Рождество 7 января
  • Святки 6 - 9 января
  • Крещение 19 января
  • Масленица с 20 по 26 февраля
  • Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста )
  • Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе )
  • Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта )
  • Красная горка (первое воскресенье после Пасхи )
  • Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи )
  • Иван Купала 7 июля
  • День Петра и Февронии 8 июля
  • Ильин день 2 августа
  • Медовый Спас 14 августа
  • Яблочный Спас 19 августа
  • Третий (Хлебный) Спас 29 августа
  • Покров день 14 октября

Существует поверье, что в ночь на Ивана Купала (с 6 на 7 июля) один раз в году в лесу расцветает цветок папоротника, и тот, кто его найдет, обретет несметные богатства. Вечером около рек и озер разжигают большие костры, люди одетые в праздничные древнерусские одеяния водят хороводы, поют ритуальные песнопения, прыгаю через костер, и пускают венки по течению, в надежде найти свою вторую половинку.

Масленица - традиционный праздник русского народа, отмечаемый в течение недели пред Великим Постом. Очень давно масленица была скорее не праздником, а обрядом, когда чтилась память ушедших предков, задабривая их блинами, просили у них плодородного года, а сжиганием соломенного чучела проводили зиму. Прошло время, и русский народ, жаждущий веселья и положительных эмоций в холодное и унылое время года, превратил грустный праздник в более веселое и разудалое торжество, которое стало символизировать радость скорого окончания зимы и прихода долгожданного тепла. Смысл изменился, а традиция печь блины осталась, появились захватывающие зимние развлечения: катания с горок на санках и в конных упряжках, сжигалось соломенное чучело Зимы, всю масленичную неделю родственник ходили на блины то к тещ, то к золовке, везде царила атмосфера праздник и веселья, на улицах проводились различные театральные и кукольные представления с участием Петрушки и других фольклорных персонажей. Одним из весьма колоритных и опасных развлечений на Масленицу было проведение кулачных боев, в них участвовало мужское население, для которых было честью принимать участие в своеобразном «ратном деле», проверяющем их на мужество, смелость и ловкость.

Особо почитаемыми христианскими праздниками среди русского народа считаются Рождество и Пасха.

Рождество Христово - не только светлый праздник православия, также он символизирует возрождение и возращение к жизни, традиции и обычаи этого праздника, наполненные добротой и человечностью, высокими нравственными идеалами и торжеством духа над мирскими заботами, в современном мире заново открываются обществу и переосмысливаются им. День перед Рождеством (6 января) носит название Сочельник, потому что главным блюдом праздничного стола, который должен состоять из 12 блюд, является специальная каша «сочиво», состоящая из вареной крупы политой медом, посыпанной маком и орехами. Садиться за стол можно только после появления в небе первой звезды, Рождество (7 января) - семейный праздник, кода все собирались за одним столом, ели праздничное угощение и дарили друг другу подарки. 12 дней после праздника (до 19 января) называются святки, раньше в это время девушки на Руси проводили различные посиделки с гаданьями и обрядами на привлечение женихов.

Светлая Пасха издавна считалась на Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем общего равенства, прощения и милосердия. Накануне пасхальных торжеств обычно русские женщины пекут куличи (праздничный сдобный пасхальный хлеб) и пасхи, убирают и украшают свои жилища, молодежь и дети раскрашивают яйца, которые по древнему преданию символизируют капли крови Иисуса Христа, распятого на кресте. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди, встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!», затем следует троекратный поцелуй и обмен праздничными пасхальными яйцами.

Русская нация

Сегодня в некоторых СМИ, на форумах и других интернет-ресурсах обсуждается миф о том, что русских, как нации, как народа, не существует. Дескать русские за всю свою историю с кем только не смешивались, прежде, чем создать некую пёструю массу, состоящую из представителей различных этносов. Ситуация представляется таким образом, будто вокруг нас живут «нормальные», чистокровные народы, а мы - русские, словно лоскутное одеяло, сшиты из множества разноцветных обрывков. Сторонники «антирусской теории» (назовём их так), очень хитрым образом интерпретируют факт и последствия формирования русского народа на территории сегодняшней центральной России: дескать, если русский народ сложился на основе восточно-славянских, балтских и финно-угорских племен, да к тому же 300 лет находился под гнётом татаро-монгольского ига, то и состоит он сегодня из балтов, финно-угров, татар, монголов и других этносов…
Справедливости ради надо отметить, что не все люди искажают факты из-за своего невежества. Большинство (вновь назовём их так) сторонников «антирусской теории» делают это умышленно. Зачем? Да кто их разберёт… Одни из зависти; другие из ненависти; кто-то преследует политические цели; кто-то просто пиарится. Как говорится — и флаг бы им в руки, да вот беда — люди, которые никогда всерьёз не задумывались на этим вопросом, вполне могут поверить в миф о том, что русского народа не существует.

Русский народ под пристальным взглядом

Для того, чтобы разобраться в вопросе «существования русской нации», достаточно обратиться к источникам находящимся в свободном доступе. По сути, мы сейчас всего лишь пересказываем то, что было опубликовано ранее в печатном или электронном виде. Учёные - историки, этнографы, генетики, дают нам однозначный ответ - русская нация ЕСТЬ. Предлагаем обратить внимание на два очень интересных источника: первый — книга « » (авторы: доктор биологических наук Елена Балановская и кандидат биологических наук Олег Балановский), второй — проект лаборатории популяционной генетики РАМН « » . В рамках масштабного международного проекта «Генография» (The Genographic project), российскими учёными, авторами упомянутых выше источников, было проведено комплексное изучение русского генофонда, результаты которого однозначно указывают на его своеобразие, собственную историю и практически полное отсутствие вклада монголоидного населения. Откровенно говоря, здравомыслящим людям никогда и в голову не приходило, что нужно доказывать факт существования русского народа. Доказательства нужны тем, кто вводит людей в заблуждение и тем, кто верит фальшивым доводам.

Как формировались народы

Безусловно, в природе не может быть «генетически чистых» народов, не существует генов славянских, татарских или французских, ибо гены старше татар, славян или французов. Мы все обладаем генами первых переселенцев с африканского континента, вышедших из Африки около 80 000 лет назад. Всего лишь около 40-45 тысяч лет назад на территории Европы вообще не было людей современного анатомического типа, там обитали одни лишь неандертальцы. Формирование народов, населяющих сегодня Евразию произошло значительно позже. Все народы на Земле, включая русский, когда-то формировались на той или иной территории, под воздействием множества различных факторов: например, ассимилировали меньшие этнические группы или наоборот, входили в состав другого народа. Вспомним, как формировалось современное русское население: cлавянские племена в течение нескольких веков продвигались на восток, колонизируя Восточно-Европейскую равнину и ассимилируя местные финно-угорские племена. В результате сложился ряд признаков, определяющий русских как народ, это: общее происхождение, общий язык, общая культура, своя территория проживания, и, что очень важно, сознание своего единства и отличия от всех других подобных образований. Добавим к этому тот факт, что более половины (как этого требует формальность) браков русского населения происходит внутри собственной этнической популяции.

Русский генофонд на Русской равнине

Итак, коль скоро заключаются браки, то существуют популяции, причём каждая группа людей, заключающая хотя бы половину браков в пределах группы, может называться популяцией. А коль скоро существуют популяции, существуют и их генофонды. Народы — это тоже популяции. И коль скоро существуют эти этнические популяции, то существуют и этнические генофонды — в том числе существует и русский генофонд. Он так же, как и все другие — татарский, мордовский, украинский или французский — реально существует как один из множества генофондов маленьких и больших популяций (от сёла — до человечества), и при этом он связан тысячами живых исторически сложившихся связей с другими генофондами. Забота о «чистоте» русского генофонда обрекла бы его на вымирание. Но и забота о его слиянии со всеми генофондами — обрекла бы его на исчезновение.

Таким образом, в защиту факта существования русского народа выступают:

  • Многовековая история русского народа
  • Русский язык
  • Русская культура
  • Территория проживания русского народа
  • Самосознание русского народа
  • Русский генофонд

Татаро-монгольское завоевание не оставило следа в русском генофонде

Вопреки расхожему и популярному среди сторонников «антирусской теории» мнению о значительной азиатской «примеси», татаро-монгольское завоевание не оставило следа в русском генофонде. Это было однозначно подтверждено в рамках проекта «Генография».

Е.В. Балановская, О.П. Балановский. Русский генофонд на Русской равнине

Доля восточно-евразийских гаплогрупп в русском населении составила лишь 2 процента. То есть очень малую величину. Почти столь же малую, что и в генофонде поляков (1.5) или севера Европы, где уж точно никаких «татаро-монгольских вкладов» не было (у норвежцев 0.6, у исландцев 0.7, у карел 4.8 и так далее). Средняя «фоновая» частота восточно-евразийских гаплогрупп в Европе равна 3.6 процента. То есть в русском генофонде она даже меньше, чем «средняя по Европе», поэтому монголоидный компонент у русских оказывается не просто нулевым, но даже с отрицательным знаком. Итак, мы не видим последствий монгольского нашествия в русском генофонде — или тогда должны видеть эти последствия и в польском, и в норвежском, и в карельском, и в других генофондах Европы.
Какой бы признак мы ни взяли, мы видим, что русские — типичные европейцы, а азиатское завоевание оставило след в русской истории, но не в русском генофонде. Мнение о промежуточности русского генофонда широко распространено — но ему нет серьёзных научных подтверждений. Одни лишь серьёзные научные опровержения. Биологически (генетически) русский генофонд не является промежуточным между типичным европейским и типичным азиатским генофондом. Русский генофонд является типичным европейским генофондом.
Базовый, главный вывод, который следует из проведённого изучения русского генофонда — это практически полное отсутствие в нём монголоидного вклада. Даже исследуя исключения, никогда нельзя забывать это правило.

Подвергать сомнению результаты генетических исследований не приходится, они подкрепляются данными смежных наук. Антропологи, лингвисты и этнографы собрали информацию практически обо всех народах мира. Огромные массивы информации накоплены о физическом облике русского населения (этим занимается наука соматология) и о кожных узорах на пальцах и ладонях (дерматоглифика, которая обнаруживает различия у разных народов). Лингвистика давно изу­чает данные о географии русских диалектов и о распространении тысяч русских фамилий (антропонимика). Можно перечислять много примеров совпадений результатов современных генетических исследований и классических исследований антропологов, а вот непреодолимых противоречий нет ни одного.

В качестве заключения

Вывод однозначен — русский народ существует . В своем духе, в своей крови мы несем священное наследство своих отцов и дедов. Мы не помним их всех, уходящих бесконечной цепочкой поколений в глубь столетий. Но все они живут в нас благодаря нашей крови, нашему духу. Именно в этом смысле наша кровь священна для нас. Вместе с ней наши родители дают нам не только плоть, но и наше уникальное сознание.

Метки: Русская нация, Русский народ, Русские люди, Русский этнос, Россия, Великая Россия

Если статья была полезна

Сколько же русских живет на Земле?
Нет - не россиян, не русскоговорящих, - а именно русских?
Представителей того самого народа, который и есть суть Великой Руси.

Народа, сплотившего вокруг себя великой державностью европейцев и азиатов, кавказцев и фино-угров, сообща победившего Третью германскую империю, открывшего секреты мирного использования атомной энергии и совершившего первые полеты в космос.

Народа, вольного менять своих правителей, вечно бунтующего, несогласного, но так любящего свою Родину.
Сколько еще русских осталось в России после десятилетий поругания бело-сине-красным демоном, алчным до наживы?

Русские - это этническая общность людей, представленная русской нацией. Издревле русские имели свое национальное государство - Русь. Которое позднее на византийский лад стали называть Россия. Большинство русских по вероисповеданию - православные христиане.

Этнически русские принадлежат к индоевропейцам, а именно к восточным славянам. Ближайшими для русских народами являются белорусы и украинцы, но не только - по языку и культуре также близки словенцы и сербы. Русская нация не такая уж древняя. Самоназвание «русский» появилось лишь в 14 веке и означало «государев человек». Конечно, и до этого была Русь, но в ней жили новгородцы, суздальцы, черниговцы, полоняне и прочие славяне. Ни названия народа, ни единой русской нации не было. Если раньше инородцы и говорили «рус», то подразумевалось, что этот человек принадлежит русской княжеской дружине или войску, военной или торговой русской экспедиции. Население же древней Руси себя обобщенно называло «славяне» или конкретно «киевляне», «новгородцы», «смоляне» и т. д.

Русский - это покоритель пространств, вечно ищущий, рвущийся на природу, на волю. Только у русских «природа» и «воля» синонимы. «На волю! На простор! К новой, счастливой жизни!» Русскому нужны перемены. Отсутствие перемен для русского явный признак застоя. Кстати свобода и воля для русского тоже синонимы. Как таковая свобода русскому не нужна. И дело не в пресловутом тоталитарном сознании. Тоталитарное сознание - это всего лишь идеологема. Для русского этого сознания вообще не существует. А главное, чтобы просторно было душе и вольно. Без заборов, без ограничений - вот и вся свобода.

Русский человек не любит и боится государства. Для русского государство скорее зло, чем добро. Русский не кооперируется с государством. Попав во властные структуры русский делает либо все на зло, либо во свое спасение. Русский служит не государству, а служит своему народу или высшему начальству. Потеряв руководство русский готов к слому госаппарата, ибо он не представляет для него ценности.

Защиты русский ищет у Бога. Бог для русского это вовсе не любовь как завещали греки, а высшая справедливость. И хотя такое понимание Бога свойственно мусульманам, русские - православные. Общение с богом у русского происходит как с отцом. У него и прощения просим и помощи. Отец строг, но есть добрая мать - Богородица. Ей и особое почитание, и сердечная любовь.

Русский - коллективист поневоле. Он и не хочет таким быть, а вынужден. Оставшись один, вообразив себя индивидуумом, центром вселенной, он все равно говорит с собой как с народом. В коллективе русский ищет для себя оправдание. От коллектива он ждет своей доли, а не получив ее идет в разнос. Обездоленность и одиночество - синонимы краха русской души. Русский всегда ждет, что человек-народ или коллектив поймет и поддержит его, пусть не сейчас, но в будущем.

Труд для русского человека должен быть в радость. Иначе работа не спорится. Да и не работа это, а насилие. Если труд не приносит русскому эмоциональной радости, то выдающихся результатов не будет. Русский любит лихачество в труде. Для него труд почти как ратный подвиг. Оптимальная организация труда для русского - игра, лихая затея. Русский может долго упираться во что-то, но трудолюбив лишь когда увлечен идеей и в душе есть предожидание радости от результата. Сам результат не так уж и радует. Русский живет идеями, воплощенными в труде, а не продуктом труда.

Русский не сильно привязан к семье. Только собственные невзгоды или невзгоды близких заставляют его остаться в отчем доме. Каждый из русских видит свой путь и не ассоциирует его с семьей. Семейные и социальные ценности для русского всегда проигрывают перед ценностям группы, созданной под определенную цель. Например, быть мастером, соратником, первооткрывателем, в конце концов за грибами с подружками сходить, т. е. иметь свою долю в общем деле - всегда более интересно, чем быть главой семьи.

Конечно, это не полное описание топоса русского человека и русского общества, и вы можете добавить к нему что-то еще, но для самоиндефикации лично я предложил бы всего три вопроса:

Русский язык является вашим родным языком?
Вы причисляете себя к русскому народу?
Считаете ли вы историю России историей своего народа?

Если вы уверенно ответила «да» на все три вопроса - вы русский человек, пусть даже и арап.

Русский язык, конечно, является определяющим фактором национальной самоиндификации. При помощи русского языка осуществляется духовное общение и культурный обмен. Без овладения русским языком не возможна ассимиляция, как высший акт единения с русским народом. Однако одного русского языка недостаточно. Необходима еще и культура речи. Овладев русским языком (в основном достигается к 3 годам жизни) и культурой речи (в культурной среде достигается к 9 годам жизни), соприкоснувшись с русской духовной культурой, признав в своих предках русских людей, мы становимся русскими. Крещенными или нет, с русыми волосами или с темными, с кавказской горбинкой на носу или с раскосыми глазами, а все же русскими. Чтобы причислить себя к русскому народу остается ответить еще на один вопрос: сопереживаем ли мы историю России? МЫ - живущие в Симферополе, Нью-Йорке или Караганде. Является ли история России историей моего народа? Если русская история человеку безразлична или его больше занимает история Крымского ханства, то пусть трижды он себя назовет русским человеком, но русским он не станет.

В этом смысле нам очень повезло с СССР. Огромная свободная страна была. Она даже не имела государственного языка. Все языки признавались равными, а русский использовался лишь для межнационального общения. Когда смотришь хроники выступлений народных депутатов удивительно, что они говорят на русском, белорусском, казахском, украинском языках, часто одеты так, как принято у их народа. Многие без европейского галстука-удавки. Но самое главное - теперь их связывает общая история, общее историческое самосознание. Русские, живущие в Казахстане продолжают оставаться русскими. Украинский город Севастополь продолжает оставаться русским. Вот оно величие русского народа. Всех «…сплотила на веки Великая Русь!».

Обращаться народы могут друг к другу на любом языке, но для общения чаще используется русский язык. Имеет ли это отношение к русскому народу? Думаю да, ведь с распадом СССР немалая часть русского народа осталась там, за пределами русского государства. А ведь за счет этого расселения, за счет межнациональных контактов достигался рост русского народа. Но, как мы увидим позже, и в самой России в то время русское население также росло, в том числе и в русской глубинке. А пока немного порассуждаем о судьбе русского языка и роли образования.

Русский язык был признан ООН международным языком. На нем говорила четвертая по численности населения страна в мире. И сейчас среди европейцев больше всего людей говорящих на русском языке. Но со временем эти позиции будут потеряны. Это связано и с угасанием русской культуры, и с дряхлением русского государства. Для характеристики русского народа крайне интересно посмотреть какие именно русские слова нашли всемирное признание, были заимствованы из русского языка для всеобщего употребления. За этими словами стоят однозначные достижения русского духа, настолько поразившие весь остальной мир и настолько самобытные, что либо слов у инородцев не нашлось, либо впечатление от русскости данного слова было потрясающим. Всемирно принятыми к употреблению русскими словами являются:

царь,
водка,
дача,
погром,
спутник,
степь,
перестройка.

Вот он вклад русского народа в мировую культуру.

Все как на ладони.

Итак, чтобы стать русским нужно овладеть русским языком. Овладение русским языком дается через образование. А народное образование, по моему мнению, является основной функцией современного государства. Военная мощь, религиозная культура - все это рухнет без народного образования, как рухнули империи монголов, как рухнула Византия. И крайне важно чему будут учить наших детей - набору греческих архаизмов и словоблудию восточных мудрецов, или национальной гордости и сопричастию с историей своей страны. Славянский мир в средние века был огромен. Славяне понимали друг друга. Разобщение, привнесенное инструментами власти - государством, религией, законом, привело к потере братства, к невежеству и безграмотности. Тому причиной было и татаро-монгольское иго, и гибель Святой Руси, поруганной иосифлянами и крепостниками-помещиками. Показателен в этом смысле и крах имперской религии в 1918 году.

Религиозный официоз рухнул, но вера осталась! Народ, не имеющий достойных проповедников, а лишь ходоков по царским палатам да провокаторов, послушно побрел в светлое будущее, распрощавшись как с жирными кровососами, так и с лоботрясами всех мастей. Государство - это всегда насилие. Религия - это всегда неправда. Закон - это всегда выборочно, селективно. Объективно остается народ, его культура, его вера, хозяйство и наследственность. Если государственное устройство положительно влияет на количество народонаселения, если религия положительно влияет на культуру народа, а закон на преумножение его богатства - все это есть благо народа. В современной России же все переменилось: религия все больше влияет на народонаселение, государство - на культуру, а закон, что дышло… Было так оно и в царской России. Было так и при Советах. Разве что закон был построже, а порядку было побольше.

Преамбула
Прежде чем русские станут нацией им надо восстановить себя как народ

В российском обществе нет единого мнения на счет того, кто такие русские - народ или нация? Это связано с влиянием советского периода становления России и с тем, что каждое из этих понятий обещает свои плюсы и минусы , потенциально может влиять на вектор дальнейшего формирования русского общества и на набор принципов становления Русского Мира. Импровизированным водоразделом разделяющим эти две группы людей является понятие "советский народ" из СССР, с привычной и присущей ему идеологией интернационализма .

Образно говоря, к мнению "русские - это нация" тяготеют люди скучающие по Советскому Союзу, а к мнению "русские - это народ" ближе люди, которые считают более значимыми в истории развития российской государственности периоды Русского Царства и Российской империи. По этому, прежде чем приступить к поиску ответа на вопрос: русские это народ или нация, необходимо дать определения этим двум терминам, а также кратко оценить их сущность.

О терминах

Народ - термин науки этнографии (греч. народоописание) и под ним понимают этнос, то есть группу людей, общую по происхождению (кровное родство), имеющую, кроме этого, несколько объединяющих признаков: язык, культуру, территорию, религию и историческое прошлое.
То есть, народ - это явление социокультурное .

Нация - это социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи. Нацию изучает теория политических учений, а основной задачей нации является воспроизведение общей для всех граждан страны культурной и гражданской идентичности.
То есть, нация - это явление политическое .

Подытожим: понятие "народ" основано на взаимосвязанных этнических процессах, которые не всегда зависят от воли людей, а понятие "нация" тесно связано с влиянием государственного аппарата. Общие историческая память, язык и культура – достояние народа, а общая территория, политическая и экономическая жизнь ближе к понятию нация. Отметим еще один момент: понятие народ возникло намного раньше понятия нация.

Применительно к процессам развития и формированию государства, можно утверждать, что народ создает государство, а затем государство волевым образом формирует нацию : в основе нации лежит принцип гражданства, а не родства. Народ – нечто органическое и живое, нация – выстроенный искусственно рациональный механизм.

К сожалению, в погоне за гражданским единством, нация непроизвольно сводит на нет все изначальное, этническое и традиционное. Народ, создавший государство и являющийся ядром нации, постепенно утрачивает свою этническую самобытность и естественное самосознание. Это связано стем, что живые, естественные процессы языковой эволюции, традиций и обычаев в государстве приобретают формальную строго оговоренную форму. Иногда платой за образование нации может стать раскол и противостояние внутри народа.

Из вышеизложенного напрашиваются два вывода:

  • Нация – аналог народа , который искусственно сформирован государством.
  • Народ – это люди, нация – это принцип , главенствующий над людьми, правящая идея.

Народ создает государство, а государство волевым образом формирует нацию

О русских проблемах

Подход к русскому вопросу был бы не полным, если не упомянуть о громадном внешнем и внутреннем давлении на русскую общность на протяжении многих веков, которая иногда принимала вид откровенного этнического и культурного террора . В истории России есть три наиболее значимых и ярких момента попыток слома и переформатирования русской идентичности:

  1. реформы Петра I , которые проявлялись всех сфер жизни русских, расслоение русского общества с последующим отрывом элиты от простого народа
  2. революция большевиков 1917 года , которая активно боролась с православной религией и культурой, проводила политику и белорусизации русских, использовала и искажения русского самосознания
  3. цветная революция 1991 года , характеризовалась особенно яростной диффамацией русских мировом медиа-пространстве, где все русское подавалось в исключительно уничижающем свете, также западными странами проводилась политика снижения рождаемости в отношении русских и подмена русской народной культуры на символы и понятий западной медиа-культуры

Можно утверждать, что в течении почти трех столетий, русские подвергались вполне осознанном давлению со стороны собственного государства. Цели преследовались разные, методы тоже соответствовали своему времени, но результатом воздействия всегда было ослабление русских и их общества. Добавьте сюда многочисленные войны, эпидемии и голод, умножьте это на истребление наиболее ярких русских представителей и картина сложится еще более удручающая.

Русские очень "исторически устали" и очень сильно "выхлыстаны": искажена этническая идентичность, народная культура не воспринимается в нужной мере, смертность превышает рождаемость формирования русского народа, привычки и мировоззрение запутаны и космополитизированы, разрушен институт семьи и внутренние связи народа. Российское государство активно и жестко пользовалось русскими, практически ничего не делая для поддержания их народных и .

Русские очень сильно "исторически устали"

И что же?

Если сейчас российское государство начнет формирование русской нации на основе русского народа в его нынешнем состоянии, то результат будет плачевным как для государства, так и для русского народа, который не смотря ни на что, пока еще осознает себя народом. Хотя, конечно, смотря какую нацию хочет сформировать государство...

Пример событий на Украине, четко показывает к чему приводят попытки формирования нации на основе народа с искаженной этнической идентичностью , отформатированной исторической памятью и навязанными государством архетипами и ориентирами.

Без должного и полного восстановления русского народа во всей его уникальности: этнической, культурной, религиозной, мировоззренческой, поведенческой и геополитической, невозможно создать надежного и цельного Русского Мира, а в конечном счете и русской нации. Русским надо какое-то время побыть чуточку консервативными в отношении самих себя...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»