Этнический состав населения. Народы России

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Этнический состав населения.

Человечество очень разнообразно в этническом отношении. Этнос - исторически сложившаяся группа людей, говорящих на одном языке, имеющих единое происхождение, культуру, проживающих на определенной территории. Основной признак народа или этноса - общий язык. Одним из важных признаков является также осознание народом своего единства и отличий от других народов (обычаи, традиции, уклад жизни).

На Земле выделяется 11 крупных народов, численность которых превышает 100 млн человек: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, американцы США, бразильцы, русские, японцы, пенджабцы, бихарцы, мексиканцы, яванцы. Всего в мире насчитывается более 5 тысяч народов и более 2 тыс. языков. По степени близости все языки объединяются в семьи и группы. Наиболее многочисленная языковая семья - индоевропейская (2,8 млрд человек). Вторая по численности представителей - китайско-тибетская (сино-тибетская) семья (1,3 млрд человек). К числу крупнейших относятся также афразийская семья (распространена на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Америке), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Европе и Азии) и др.

На каждом материке есть страны однородные и сложные по этническому составу. Около половины государств мира являются однородными по составу населения. Их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Страны со сложным этническим составом характерны в основном для Азии, Африки. В них могут обостряться межэтнические отношения. В таких странах устанавливается два или даже больше государственных языка.

Первое место по степени распространения принадлежит китайскому языку (1200 млн чел.), второе - английскому (520 млн чел.) - языку международного общения. Им пользуется значительная часть населения Земли. В Беларуси два официальных государственных языка - белорусский и русский.

География религий мира.

Знание не только языковой, но и религиозной принадлежности населения помогает понять культуру, нравы, обычаи и особенности взаимоотношения народов, экономическое развитие разных стран мира, их государственную политику. Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировые религии объединяют верующих отдельных стран и континентов. Они распространены особенно широко. Мировые религии складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. К ним относятся: христианство - 2,3 млрд (33 % населения Земли), ислам - 1,6 млрд (23 %), буддизм - около 470 млн человек (6,7 %). Кроме мировых, существуют национальные религии, которые исповедуются преимущественно одним народом. Наибольшее распространение из них получили индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм (рис. 30).

Христианство возникло в начале первого тысячелетия н. э. в Юго-Западной Азии. Религия основана на вере в Иисуса Христа, имеющего божественную природу и сошедшего на Землю, чтобы своей мученической смертью искупить грехи людей.

Рис. 30. Религиозная структура мира

Рис. 31. Собор Святого Петра в Ватикане - крупнейший христианский храм

Главный источник христианского вероучения - Священное Писание (Библия). В основе религии лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя и Бога Сына. Христиане верят в равенство всех людей перед Богом, в то, что вера в Бога приведет к вознаграждению на небесах. Христианство делится на 3 основные ветви: католицизм, протестантизм, православие. Центр самой многочисленной ветви христианства - католической - находится в Ватикане (рис. 31). Здесь размещена резиденция главы Римско-католической церкви - Папы Римского. Ватикан выполняет роль государства, участвует в деятельности международных организаций, имеет постоянных наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО, вносит определенный вклад в защиту мира.

В Беларуси больше всего проповедуются православие и католицизм. Они дали миру много культурных памятников и произведений искусства.

Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. Он распространен в ЮгоЗападной Азии, на севере Африки, в некоторых странах Центральной и Восточной Азии, Индонезии, в меньшей мере в Европе. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед. Вероучение основано на поклонении единому Богу - Аллаху и признании Мухаммеда посланником Аллаха.

Главные принципы ислама (или мусульманства) изложены в священной книге Коран. Мусульмане, подобно христианам, верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад. Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина в Саудовской Аравии.

Центром сразу трех распространенных в мире религий - иудаизма, христианства и ислама - стал город Иерусалим. Здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира. В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества.

Буддизм , основателем которого считается Будда, возник в Индии и распространен в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Индии, Непале и др. Это одна из древнейших религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Основной упор в этой религии делается на чистую, высоко моральную жизнь человека, а не на веру в Бога. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уже о культурах Тибета.

Религия была и остается важным фактором в развитии любого государства. Ее место в жизни стран определяется уровнем развития общества, культуры, традициями. В начале третьего тысячелетия придается большое значение религии в решении международных конфликтов. Людей объединяет не только сходство общих задач, стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем), но и видение духовных ценностей, их сущности, доброжелательного отношения человека к человеку, которые и проповедуют религии.

География религий мира. География материальной и духовной культуры.

Понятие «культура». Цивилизации (историко-культурные регионы мира). Понятие «культура» означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, способов их создания и применения, характеризующих определенный уровень развития общества. Природные условия, окружающие человека, в значительной степени определяют отличительные черты его культуры. Страны отличаются историей их народов, особенностями природных условий, культуры, определенной общностью хозяйственной деятельности. Их можно назвать историко-культурными регионами мира или цивилизациями.

География культуры изучает территориальное распространение культуры и отдельных ее компонентов - образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, культурного наследства предшествующих поколений.

Первыми культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата. Географическое распространение древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического океана до тихоокеанского побережья. За пределами этой цивилизационной зоны возникли другие высокоразвитые культуры и даже самостоятельные цивилизации индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке. История человечества насчитывает более двадцати крупных цивилизаций мира.

Современные цивилизации в различных регионах мира сохраняют свою культуру, развивают ее в новых условиях. С конца ХIX столетия они испытывают влияние западной цивилизации.

В пределах бассейна реки Хуанхэ, древнего культурного центра, сформировалась древняя китайско-конфуцианская цивилизация , которая дала миру компас, бумагу, порох, фарфор, первые печатные карты и т. д. Согласно учению основоположника конфуцианства Конфуция (551-479 до н. э.), для китайско-конфуцианской цивилизации характерна установка на самореализацию тех способностей человека, которые в нем заложены.

Индуистская цивилизация (бассейны Инда и Ганга) сформировалась под влиянием каст - обособленных групп людей, связанных происхождением, правовым положением своих членов.

Культурное наследие исламской цивилизации , унаследовавшей ценности древних египтян, шумеров и других народов, богато и разнообразно. Оно включает дворцы, мечети, медресе, искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла и др. Известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, О. Хайяма и др.).

Очень самобытна культура народов Тропической Африки - негро-африканской цивилизации. Для нее характерны эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. На современное состояние этой цивилизации оказали влияние колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения.

К молодым цивилизациям Запада относят западноевропейскую, латиноамериканскую и православную цивилизации. Для них характерны основные ценности: либерализм, права человека, свободный рынок и др. Уникальными достижениями человеческого разума являются философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы. Культурное наследие западноевропейской цивилизации включает Колизей в Риме и афинский Акрополь, парижский Лувр и Вестминстерское аббатство в Лондоне, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, научные идеи Дарвина, Ламарка, музыку Паганини, Бетховена, творения Рубенса и Пикассо и т. д. Ядро западноевропейской цивилизации совпадает со странами, давшими миру античную культуру, идеи эпох Возрождения, Реформации, Просвещения и Французской революции.

Россия и Республика Беларусь, а также Украина являются ядром современной православной цивилизации. Культуры этих стран близки к западноевропейской.

Границы православного мира очень размыты и отражают смешанный состав славянского и неславянского населения. Россия, Беларусь и Украина служат своеобразным мостом между западным и восточным мирами. (Какой вклад белорусы внесли в мировую культуру, искусство?)

Латиноамериканская цивилизация впитала культуру доколумбовских цивилизаций. Японская цивилизация отличается своей самобытностью, местными традициями, обычаями, культом красоты.

Материальная культура включает орудия труда, жилище, одежду, пищу, т. е. все то, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей человека. С учетом особенностей природной среды человек на Земле строит жилища, питается теми продуктами, которые в основном можно получить в природной зоне его проживания, одевается в соответствии с климатическими условиями. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к природным условиям жизни.

Жилище. Об умении людей приспосабливаться к природным условиям говорят бревенчатые дома в зоне лесов, в умеренных широтах. Щели между бревнами проконопачены мхом и надежно защищают от морозов. В Японии из-за землетрясений дома строят с раздвижными легкими стенами, устойчивыми к колебаниям земной коры (рис. 32).

Рис. 32. Типы жилищ разных народов:

1 - традиционное японское строение; 2 - монгольская юрта; 3 - хижины жителей Новой Гвинеи: 4 - бревенчатый дом; 5 - иглу эскимосов; 6 - дом на сваях

В жарких пустынных областях оседлое население живет в круглых глинобитных хижинах с коническими крышами из соломы, а кочевники разбивают шатры. Удивительны жилища эскимосов в зоне тундры, построенные из снега, свайные постройки у народов Малайзии, Индонезии. Современные дома крупных городов многоэтажные, но в то же время отражают национальную культуру и влияние Запада.

Одежда. На одежду оказывает влияние окружающая природная среда. В экваториальном климате во многих африканских и азиатских странах одежда женщин - это юбка и блузка из легкой ткани. Большая часть муж ского населения арабских и африканских экваториальных стран предпочитает носить длинные до пола широкие рубахи. В тропических районах Южной и ЮгоВосточной Азии распространены удобные для этих стран несшитые формы запахивающейся одежды под пояс - сари. Халатообразная одежда легла в основу современного одеяния китайцев, вьетнамцев. У населения тундры преобладает теплая глухая длинная куртка с капюшоном.

Одежда отражает национальные чер- ты, характер, темперамент народа, сферу его деятельности. Почти каждому народу и отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями кроя или орнамента (рис. 33). Современная одежда населения отражает влияние культуры западной цивилизации.

Рис. 33. Национальная одежда разных народов: 1 - арабов; 2 - нилотов; 3 - индейцев; 4 - баварцев; 5 - эскимосов

Пища. Особенности питания людей тесно связаны с природными условиями мест обитания человека, спецификой ведения сельского хозяйства. Растительная пища преобладает почти у всех народов мира. В основе питания лежат продукты, приготовленные из зерна. Европа и Азия - это области, где потребляют довольно много продуктов из пшеницы и ржи (хлеб, сдоба, крупы, макароны). Кукуруза является основным злаком в Америке, а рис - в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Почти повсюду, включая Беларусь, распространены блюда из овощей, а также из картофеля (в странах с умеренным климатом), из батата и маниока (в тропических странах).

География духовной культуры. К духовной культуре, связанной с внутренним, нравственным миром человека, относятся те ценности, которые созданы для удовлетворения духовных потребностей. Это литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танцы, архитектура и др. Древние греки так сформировали особенность духовной культуры человечества: истина - добро - красота.

Духовная культура так же, как и материальная, тесно связана с природными условиями, историей народов, их этническими особенностями, религией. Величайшими памятниками мировой письменной культуры являются Библия и Коран - Священные Писания двух крупнейших мировых религий - христианства и ислама. Влияние природной среды на духовную культуру проявляется в меньшей степени, чем на материальную. Природа подсказывает образы для художественного творчества, предоставляет физический материал, способствует или препятствует его развитию.

Все, что видит человек вокруг себя и что привлекает его внимание, он отображает в рисунках, песнях, танцах. С древности до настоящего времени в разных странах сохраняются народные художественные промыслы (плетение, ткачество, гончарство).

Рис. 34. Архитектурные стили: 1 - готика (Миланский собор в Италии); 2 - классицизм (Большой театр в Москве); 3 - барокко (Зимний дворец в СанктПетербурге); 4 - модернизм (Дом культур мира в Берлине)

В разных районах Земли развивались и сменялись различные архитектурные стили. На их формирование влияли религиозные воззрения, национальные особенности, окружающая среда, природа. Например, в архитектуре Европы долгое время господствовали готический стиль, барокко. Здания готических соборов поражают ажурностью и легкостью, их сравнивают с каменным кружевом. Они часто выражают религиозные идеи своих создателей (рис. 34).

Многие храмы из красного кирпича сделаны из распространенной в определенной местности глины. В Беларуси - это Мирский и Лидский замки. В деревне Сынковичи, вблизи Слонима, находится церковь-крепость, которая является древнейшим в Беларуси храмом оборонного типа.

В ее архитектуре прослеживаются черты, характерные для готического стиля.

Влияние западноевропейской цивилизации проявилось в странах Восточной Европы. Стиль барокко, получивший широкое распространение в Испании, Германии, Франции, проявляется в архитектуре пышных дворцов и церквей с обилием скульптур, живописи на стенах в России, Литве.

У всех народов мира распространено изобразительное и декоративноприкладное искусство - создание художественных изделий, предназначенных для практического использования. Особенно богаты такими промыслами страны Азии. В Японии распространена роспись по фарфору, в Индии - чеканка по металлу, в странах Юго-Восточной Азии - ковроткачество. Из художественных промыслов Беларуси известны плетение из соломки, ткачество, художественная керамика.

Духовная культура аккумулирует в себе историю народов, обычаи и традиции, природу стран их проживания. Ее своеобразие познается в течение длительного времени. Элементы материальной и духовной культуры народов разных стран оказывают взаимное влияние, взаимообогащаются и распространяются по всему миру.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
Таблица 56


Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Таблица 57


Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

Россия - одно из самых многонациональных, полиэтнических государств мира. Этнический состав населения представляет собой исключительно сложную пеструю мозаику. Динамику изменения численности народов можно установить на основе сравнения данных первой переписи 1897 г. и последующих, включая последнюю - 1989 г.

Все народы России можно подразделить на 3 группы . Первая - коренные этносы, сформировавшиеся на территории России, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы. Число этих народов - более 100. Вторая группа - те народы стран ближнего зарубежья (т. е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев с компактным расселением. К ним относятся 26 этносов: украинцы, белорусы, узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, корейцы, поляки, литовцы, киргизы, таджики, болгары, гагаузы, греки и др. И наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в подавляющем большинстве живущих за пределами России (в ближнем и дальнем зарубежье), этнических групп - более 30. Это - турки-месхетинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды, чехи, арабы, уйгуры, иранцы, вьетнамцы, халха-монголы, сербы, евреи, афганцы, словаки, дунгане, белуджи, талыши, ливы и др.

К коренным этносам относятся 94% всего населения России . Народы второй группы на начало 1989 г. составляли в пределах Российской Федерации 5,5% всего населения. Что касается народов третьей группы, то общая численность их составляет 0,5% населения России.

Кроме русских, которые составляют 81,5% всего населения (1989), наиболее многочисленны татары - 3,8%, украинцы - 3%, чуваши - 1,2%, народы Дагестана - 1,2% (среди них аварцы - 544 тыс.), башкиры - 0,9%, белорусы - 0,8%, мордва - 0,7%.

Общая численность населения в 32 национальных образованиях в 1989 г. - 25,8 млн. человек, 17,6% жителей России, в том числе в 21 республике - 23,1 млн. человек, или 15,7% . Все республики, автономная область и автономные округа отличаются сложным этническим составом населения, причем доля титульного (давшего название соответствующему образованию) народа в ряде случаев сравнительно невелика. Из 27,2 млн. нерусских в России в пределах всех национальных образований живет 9,7 млн. человек титульных народов республик, автономной области и автономных округов и 4,3 млн. представителей других нерусских народов. Таким образом, почти половина (48,5%) всего населения (кроме русских) живет за пределами своих национальных образований, т. е. в других регионах России. Так, 70,8% мордвы, 68% татар, 49,6% марийцев проживают за пределами своих республик.

Из 21 республики России лишь в шести титульные народы составляют большинство (Чечня, Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия) . Кроме того, в полиэтническом Дагестане 10 коренных народов образуют 80,2% всего населения. В 9 республиках титульное население составляет менее трети всего населения (в том числе в Карелии - только 10% и Калмыкии - 11,8%). Увеличение доли титульных народов происходит как за счет более высокого у них естественного прироста по сравнению с русскими, так и за счет выезда представителей нетитульных народов.

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах . Заселенные очень редко и обладающие огромными запасами полезных ископаемых, они уже в течение нескольких десятилетий привлекают иммигрантов, и не только русских, но и украинцев, белорусов, татар и представителей других этносов. В результате за 30 лет (1959 - 1989) численность титульных народов округов увеличилась всего на 5,7%, а русских - почти вчетверо; что касается остальных народов, то их численность в округах возросла в 7,2 раза. В результате этническая структура населения автономных округов резко изменилась и сейчас титульные народы в большинстве округов составляют лишь незначительный процент. Так, их доля во всех округах сократилась с 35,2 до 11,2%, а в Ханты-Мансийском автономном округе в 1989 г. она составляла 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6. Чукотском - 9,5, Ненецком - 11,9%. В то же время в Коми-Пермяцком округе коми-пермяков было 60,2%, в Агинском Бурятском - 54,9% бурят.

По переписи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 146 языков и наречий, что несколько занижало действительное число этнических общностей из-за недостаточной этнографической изученности окраин. Свыше 190 этнических общностей учла всеобщая перепись 1926 г. в СССР. К переписи 1959 г. в результате произвольного объединения близкородственных территориальных и племенных групп число официально признанных этнических единиц сократилось до 110. Эта тенденция к упрощению национально-этнической структуры проявилась также и при подготовке переписей 1970 - 1989 гг. По данным переписи населения 1989 г. в России проживали 128 этносов. Однако специалисты считают, что число наций, народностей, этнических групп в России составляет 176 единиц.

1. Человечество принято делить на три основные расы:

европеоидную (страны Европы, Америки, Юго-Западной Азии, Северной Африки);

монголоидную (страны Центральной и Восточной Азии, Америки);

негроидную (большинство стран Африки).

Выделяют также австралоидную расу, представители которой расселены на юго-востоке Азии, в Океании и Австралии.

30% населения мира относится к промежуточным расовым группам (эфиопы, малагасийцы, полинезийцы и др.). Смешение рас привело к образованию особых групп метисов, мулатов и самбо в Америке.

2. Этнический состав населения - это результат длительного исторического процесса смешения и переселения представителей разных рас и этносов.

Этнос (народ) - это сложившаяся устойчивая группа людей, характеризующаяся общностью языка, территории, особенностями быта, культуры и этническим самосознанием.

Всего в мире насчитывается 3-4 тысячи этносов. Часть из них превратились в нации, другие представляют собой народности, племена.

Классификация этносов проводится по различным признакам, главные из которых численность и язык.

По численности народы мира различны. Подавляющее большинство народов малочисленно. Только 310 народов имеют численность более 1 млн чел., но на них приходится около 96% населения Земли.

К крупнейшим по численности народам мира относятся:

китайцы (1 120 млн чел);

хиндустанцы (219 млн чел);

американцы США (187 млн чел);

бенгальцы (176 млн чел);

русские (146 млн чел);

бразильцы (137 млн чел);

японцы (123 млн чел).

Более 30 млн человек насчитывают следующие народы: бихарцы, пенджабцы, мексиканцы, немцы, корейцы, итальянцы, вьеты, французы, англичане, украинцы, турки, поляки и др.

По языку народы объединяют в языковые семьи, которые, в свою очередь, делятся на языковые группы. Всего в мире выделяется 20 языковых семей. Крупнейшими из них являются:

индоевропейская, на языках которой говорят 150 народов (около 2,5 млрд чел). К ней относятся романские языки (французский, испанский, португальский, итальянский), германские (немецкий, английский, идиш, голландский), славянские (русский, польский, украинский), индоарийские (хинди, "маратхи, пенджаби), иранские (персидский, таджикский) и др.;

китайско-тибетская, на языках которой говорят преимущественно в Китае, Непале, Бутане (свыше 1 млрд чел).

Языковая классификация народов существенно отличается от национальной, поскольку распространение языков не совпадает с этническими границами. Например, в бывших колониях Испании, Великобритании, Франции в Африке, Азии, Латинской Америке говорят на языках метрополий.

В зависимости от того, совпадают или нет этнические и государственные границы, страны мира делятся на однонациональные и многонациональные .

Около половины стран - однонациональные . Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке. К таким странам можно отнести Данию, Швецию, Германию, Польшу, Италию, Японию, Саудовскую Аравию, Египет, большинство стран Латинской Америки.

Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы:

с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз);

двунациональные (Канада, Бельгия);

со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос);

со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Проблема межнациональных отношений в настоящее время стоит достаточно остро. Это связано:

с фактическим экономическим и социальным неравенством народов в некоторых развитых странах, ущемлением культурной самобытности национальных меньшинств (баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде);

с процессом объединения родственных племен в народности, а народностей в нации во многих развивающихся странах (Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан);

с последствиями европейской колонизации, при которых сохраняется угнетение коренного населения (индейцы, эскимосы, аборигены Австралии);

с расовой дискриминацией (ЮАР, США);

с образованием новых государств на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Одной из главных "горячих точек" после Второй мировой войны остается Ближний Восток, где не утихает арабо-израильский конфликт.

Национальные противоречия часто имеют религиозную основу. Яркий пример - религиозные столкновения между католиками и протестантами в Северной Ирландии (Ольстер).

Проблемы межнациональных отношений приводят к тяжелым последствиям, их решение одинаково важно для всех государств мира.

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.



Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).

Таблица 56

ГРУППИРОВКА НАРОДОВ ПО ИХ ЧИСЛЕННОСТИ (1992 г.)

Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).

Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Таблица 57

ЧИСЛЕННОСТЬ КРУПНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА В НАЧАЛЕ XXI В.

Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

50. Этнолингвистическая классификация народов

Язык важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке – главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.

По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском – испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком – немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.

По численности говорящих на них языки, как и народы, подразделяются на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Естественно, что повышенный интерес вызывают прежде всего самые крупные языки, определяющие этнолингвистическую картину мира. Имеющиеся в статистике данные об этих языках довольно сильно расходятся, поскольку в одних случаях учитывают родной язык, а в других – государственный, поэтому приведенные ниже цифры надо считать в известной мере ориентировочными.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них – английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью – их ветви (подгруппы) и четвертую – отдельные языки.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

К числу крупных относятся также нигеро-кордофанская семья (распространена в Африке, к югу от Сахары), афразийская семья (в основном на Ближнем и Среднем Востоке), австронезийская семья (в основном в Юго-Восточной Азии и Океании), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Азии и Европе).

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду два дополнительных обстоятельства. Во-первых, то, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Во-вторых, то, что эта классификация еще далека от совершенства. Так, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский). А многие языки, распространенные в Африке южнее Сахары, в Юго-Восточной Азии, в Океании, индейские языки Америки вообще еще слабо изучены. Нужно учитывать также, что некоторые современные языки небольших по численности народов фактически относятся к категории вымирающих. И в еще большей степени – то, что едва ли не 2/3 всех языков современного мира – только разговорные и не имеют своей письменности.

Рис. 43. География основных систем письменности (по Д. В. Зайцу)

Однако все крупные языки имеют свою письменность, картирование которой представляет большой интерес (рис. 43). Как видно из этого рисунка, наибольшее распространение в мире получила письменность, сформировавшаяся на основе латинской графики. Значительны также ареалы распространения письменности на основе кириллицы, санскрита, арабского алфавита, а также иероглифической письменности.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям – индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В многонациональном Советском Союзе русский язык был главным языком межнационального общения. В Российской Федерации он остается им и в наши дни: статистика свидетельствует о том, что на русском языке могут свободно объясняться между собой 98 % ее жителей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»