Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя. Кукольный театр своими руками: маленькое представление для юного зрителя Театр из дисков для детского сада

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
В нашей групповой комнате отведено место для театрального уголка. Театральный уголок оснащен пособиями промышленного производства, но что-то мы делаем своими руками.

Старые диски - когда-то казались почти волшебными. В какой-то мере они и остаются волшебными, но совсем в другом смысле – теперь к ним надо приложить внимание и немножко мастерства, чтобы превратить и в разнообразные элементы настольного кукольного театра.

Ребёнок уже с двух лет может пересказать известную ему сказку или часть диалога. Его очень вовлекает в игру и вызывает у него интерес, одновременно развивает его речь герой сказки. Ребенок сам говорит за зайчика, за Жучку, за мышку.

Данный материал можно использовать в групповой работе и в индивидуальной работе с детьми по развитию речи, формированию интереса к театрализованной деятельности дошкольников. Дети выступают в роли рассказчиков и в роли зрителя.

Театр, словно чародей, волшебник,
Своею палочкой волшебной проведя,
И вот ребёнок, скромный и застенчивый,
Сегодня вдруг играет короля.

Кукольный театр своими руками - любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми.

Встреча детей с театральными персонажами, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ детский сад « Чечек » с. Торгалыгский Мастер-класс « Кукольный театр из дисков » Воспитатель: ХОВАЛЫГ ДОЛААНА ВАЛЕРЬЕВНА 2015 Г.

Кукольный театр своими руками - любимая забава для всех малышей. Для них общение с куклами, имеет такое же значение, как и отношение с живыми людьми. Встреча детей с театральными персонажами, изготовленными своими руками, помогает им расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Актуальность:

ЦЕЛЬ: развитие речи у детей, коммуникативных, художественно-эстетических качеств, а также музыкальных и творческих способностей.

На примере будем изготавливать героя сказок ЗАЙЧИКА-ПОБЕГАЙЧИКА. Для изготовления нам понадобится: цветной картон, клей карандаш, деревянные палочки, скотч, ножницы и СD диски.

Приклеиваем деревянную палочку к диску.

Берем белый картон и нарезаем мордочку зайчика и делаем надрезы для усиков

Из серой картоны изготавливаем ушки, а из красного язык.

Из коричневого картона делаем носик.

И поочередно приклеиваем все детали, на диск, начиная с глаз, нос, ушки и рот.

Наш зайчик готов готова.

Сказка «Колобок»

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром, через образы краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Для того, чтобы дети проявляли творчество, я стараюсь обогатить их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт детей, тем ярче будут творческие проявления.

Спасибо большое!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для детей "Кукольный театр из дисков" в рамках реализации программы "Одаренные дети"

Превращается рука и в котенка, и в щенка.Чтоб рука артисткой стала, нужно очень-очень мало.Специальные перчатки, ум, талант - и все в порядке!...

Мастер класс по изготовлению персонажей в театральный уголок "Театр на диске"

Так как театрализованная деятельность является одной из любимых видов деятельности детей, а так же положительные результаты воздействия театральной деятельности на личность ребенка, предлагаю помощь в...

Показ детям настольного театра на дисках "Заюшкина избушка".

Народная сказка сопровождает ребенка с раннего детства. Она помогает формировать моральный облик ребенка дошкольника. Учит малыша различать добро и зло, сопереживать чужую радость и печаль, активно бо...

"Сказка на столике" или настольный театр

I. Плоскостной театр.

Персонажи и декорации - картинки. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей. Купили готовые альбомы, вырезали героев и декорации. Сделали настольную ширму – ящик.

II . Театр из бросового материала .(из коробок от чая, одноразовых стаканчиков...) Развивает фантазию, умение работать с различным материалом.

III. Конусный театр . Данный вид театра сделан из картона. Он ярок, интересен для детей. Легок в манипулировании.

IV. Театр из деревянных моделей. («Лиса и журавль»). Очень практичный. Не бьется. Не мнется, удобен в хранении.

V . Театр на прищепках. Хорош тем, что развивает мелкую моторику пальцев рук.

VI. Пластилиновый театр.

VII. Театр игрушки. . Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Они устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении. Ребенок полностью контролирует движение куклы, сопровождает персонажа словом. А возможность видеть лицо фигурки позволяет начинающему артисту лучше овладеть приемами кукловождения настольного театра: ребенок не заглядывает на другую сторону куклы, играет «для себя»; такой прием помогает артистам взаимодействовать друг с другом, не отвлекаясь на зрителей.

Стендовый театр:

1. Теневой театр. Для него необходимы экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные фигурки и источник света за ними. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

2. Театр картинок на фланелеграфе . Картинки для показа можно рисовать самим (это сюжеты или герои из сказок, рассказов), а можно выре­зать из старых книг, которые уже не подлежат реставрации. Их наклеивают на тон­кий картон, а с обратной стороны также наклеивают фланель. Хотя сегодня более актуален и практичен театр на магнитах.

Театр на руке.

1. Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги или связанные из шерсти и ниток, поролона. Фигурки можно сделать в виде конусов, цилиндров, колечек. Выкройка повторяет контур вы­тянутого пальца ребенка. Кук­ла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа мож­но вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, бусинки, нитки, веревки, кусочки шерсти, цветную бумагу, ткань. Такие игрушки могут делать самостоятельно дети старшего возраста. Играть мож­но за ширмой или при непосредственном контакте. Наличие данного вида кукольного театра позволяет решать задачи по развитию мелкой моторики руки, согласованности движений пальцев рук. Одновременно эта работа является фундаментом для плавного перехода к обучению приемам кукловождения кукольного театра с рукавичками..

Верховые куклы

1. Театр ложек и лопаточек. Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Необходимо учитывать уровень развития мышечной массы кисти, предплечья, плеча, т.к. организация игры предполагает использование напольной ширмы. В начале работы с этими видами кукольного театра используется напольная ширма с занавесом 70-80 см, дети-артисты располагаются на стульях.

2. Театр бумажных кукол на палочке. Дети вырезают из книг – раскрасок фигурки и приклеивают к ним палочки от мороженого.

3. Театр оригами - это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки.

4. Театр на дисках.

5. Куклы на гапите или штоковая кукла. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка – одна или две. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе ребенок не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным. Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста использую куклы на одном штоке. Учу держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Театр живой куклы

Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.

В отличие от телевизионных передач и мультипликационных фильмов, она реально зрима в трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, ее можно потрогать.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют их поручения.

Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко, А. П. Усовой, Д. В. Менджерицкой, У. А. Карамзиной.

Эмоционально пережитый спектакль помогает определить отношение детей к происходящему, к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что на небе, на земле, под землёй, в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы им молиться, люди делали изображения больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах, спинах слонов, устраивали хитрые приспособления для открывания глаз, кивания головами, оскаливания зубов у кукол. Постепенно такие зрелища всё больше стали походить на театральные представления. На протяжении тысячи лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, джинах, ангелах, высмеивались человеческие пороки: глупость, жадность, трусость, жестокость. В России в XVIIв. наиболее популярным кукольным театром был театр Петрушки. Петрушка - любимый герой из скоморохов, дававших представление для зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. В XVIII в. в России появился Петрушка - перчаточная кукла, которой управлял бродячий кукольник.

Театр кукол, вид театральных представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (перчаточные), тростевые куклы, механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста.

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.

Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают:

Настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.

    стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

    театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);

    театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), приводятся в движение с помощью ваги – крестовина, к которой с помощью нитей крепится кукла;

    театр кукол с “живой рукой”. Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.

    тростевые куклы (основа такой куклы– гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является “позвоночником” куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.

    куклы системы “люди–куклы”. Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Г.В. Генов так классифицирует виды театров для дошкольников: картонажный; магнитный; настольный; пяти пальцев; масок; ручных теней; "живых теней"; пальчиковый теневой; книжка-театр; театр кукол для одного исполнителя.

Для организации театрализованной деятельности педагоги нашего дошкольного учреждения используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности. Игрушки для настольного театра бумаги, картона поролона, коробок, проволоки, природного материала и др. Далее мы предлагаем вам театры изготовленные руками педагогов и детей.

Для младших дошкольников 3-4 лет самым доступным видом театра является кукольный театр. Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Куклы из носков

Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок. Для того что бы что бы поддерживать интерес к театрализованной деятельности мы используем разные виды кукольного театра. Например:

Вязаный пальчиковый театр “Колобок”

Театр ложек “Три медведя”

К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. А так же изготовленные педагогами: театр на дисках, театр на прищепках.

Театр на дисках “Колобок на новый лад”

Театр на прищепках “Под грибом”

В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми за три года, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем.

Театр из помпонов “Заюшкина избушка”

Театр из губок “Репка”

В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.

Изготовление масок к сказке “Лиса и Петух”

Изготовление барельефного театра “Колобок”

Занимаясь с детьми-дошкольниками театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Литература

1.Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.

2.Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. М.: АРКТИ, 1999.

3.Тарасенко С. Забавные поделки крючком и спицами. М.: Просвещение, 1992.

Домашний кукольный театр является хорошим способом развития ребенка. В частности, проект способствует развитию речи, воображения, мелкой моторики руки. При этом куклы имеют отличный психотерапевтический эффект, поскольку способны помочь ребенку справиться с его страхами и переживаниями, а также получить то внимание, которого порой так не хватает. Можно сделать кукольный театр в детский сад своими руками, причем это касается не только кукол, но и ширмы, и декорации.

Изготовление кукол

Куклы могут изготавливаться из совершенно разных материалов, в том числе и из подручных. При этом размер их не важен. Они могут быть пальчиковыми, в виде перчаток или стационарных фигурок.

Пальчиковые персонажи из фетра

Пальчиковые куклы позволяет развивать мелкую моторику ребенка, его мышление и речь. Изготовить миниатюрные куклы очень просто. Для этого нужно подготовить следующие инструменты и материалы:

  • фетр;
  • нитки;
  • ножницы;
  • бумага для выкройки;
  • карандаш.

Саму выкройку для персонажа можно нарисовать самостоятельно. Для этого сначала рекомендуется подобрать сказку или историю, которая будет ставиться, а затем тщательно продумать и ее героев. После этого можно приступать к изготовлению персонажей:

При изготовлении пальчиковых кукол стоит сразу определиться с тем, кто будет их надевать. Если это ребенок, то отверстия в куклах должны быть таковыми, чтобы персонажи в процессе инсценирования не спадали.

Паста для моделирования

Хорошим материалом для изготовления кукол может стать специальная паста для моделирования. Ее можно заменить соленым тестом или пластилином. Преимущества такого материала заключаются в том, что из него сделать как пальчиковые, так и стационарные куклы. Для изготовления персонажей нужно подготовить:

Процесс лепки для ребенка является довольно сложно, поэтому взрослому необходимо пошагово демонстрировать, как делать ту или иную фигурку. При этом все же стоит оставлять возможность ребенку проявлять свою фантазию. Если для инсценирования необходима фигурка человека, вылепить ее можно следующим образом:

  1. Из кусочка пасты размером 2*3 см нужно скатать колбаску, а затем сформировать из нее цилиндр. Он должен напоминать своей фигурой матрешку с туловищем и головой. Внизу цилиндра сделать выемку для пальца.
  2. Отдельно вылепить ручки, которые нужно прикрепить к туловищу.
  3. Все черты лица можно сделать с помощью стека или ножа для пластилина.
  4. Окрашивать персонажа можно после того, как паста высохнет и затвердеет.

Бумажные герои сказок

Бумажные куклы очень легкие в изготовлении, но они могут быть одноразовыми, поскольку легко рвутся в процессе использования. Размеры кукол зависят от личных предпочтений. Они могут надеваться на палец или на всю руку. Для изготовления бумажной куклы можно вырезать специальные шаблоны по контуру, а затем склеить их попарно, чтобы и тыльная, и изнаночная стороны соответствовали персонажи. Есть и более простой способ изготовления бумажных кукол:

  1. Из листа цветной бумаги необходимо склеить небольшой тубус, для чего лист скрутить и склеить по краю. Размеры его зависят от типа кукольного театра. Кукла может надеваться на палец или быть стационарной
  2. На полученные заготовки необходимо приклеить элементы лица и руки зависимости от персонажа.

Пластиковые ложки лучше не выбрасывать

Сделать кукол можно и из подручных материалов. Отлично справляются с этой задачей пластиковые ложки. Для таких персонажей нужно подготовить:

Дополнительно могут понадобиться готовые пластиковые глазки, а также фломастеры или маркеры. После подготовки всех необходимых инструментов можно переходить непосредственно к изготовлению кукол. Для этого надо:

  1. К выпуклой стороне ложки приклеить глазки или нарисовать их.
  2. Вокруг ручки ложки обмотать ткань и перевязать ее лентой, так чтобы получилось платье. Если изготавливается мужской персонаж, то в месте соединения ручки и выпуклой части ложки можно приклеить галстук-бабочку.
  3. Волосы сделать из цветной бумаги. Для этого с одной стороны полоски нарезать бахрому, а затем цельную часть приклеить к выпуклой части ложки.

Можно использовать и другие подручные материалы. Например, можно сделать смешариков из дисков своими руками или взять палочки из-под мороженого.

В помощь придут носки

Очень быстро можно сделать кукольный театр из носков своими руками. Для изготовления таких персонажей необходимо придерживаться следующей инструкции:

Декорации для представлений

Особое внимание необходимо уделить декорациям. Легче всего сделать их из плотного картона. Для этого на картоне необходимо нарисовать необходимый элемент, а затем вырезать по контуру. Дополнительно нужно приклеить к декорации прищепки, которыми будет выполняться крепление украшений к ширме. Их рекомендуется замаскировать, поскольку нельзя, чтобы крепежи портили вид сцены или привлекали к себе внимание. Поэтому прищепки должны быть замаскированы под часть декорации, например, под фигурку цветка или гриба. Количество прищепок зависит от размеров самой декорации.

Ширма для театра

Ширма является основой кукольного театра в детском саду. Ее внешний вид зависит от типа театра. Это может быть просто тканевый занавес, которой можно закрыть отверстие под столом. При этом все действия будут происходить на уровне крышки стола. Также можно сделать кукольный домик из ткани своими руками, выкройки для которого можно нарисовать самостоятельно. Если же изготавливается кукольный театр на пальцах своими руками или будут использоваться перчаточные куклы, то понадобится настольная ширма. Изготовить ее можно из разных материалов.

Ширма из фанеры получится очень легкой, при этом она будет жить не один год. Для изготовления нужно подготовить:

  • фанеру;
  • лобзик;
  • обои или ткань;
  • дверные петли.

  1. Выпилить из основного материала 3 заготовки, то есть одну центральную часть и две боковины. Их необходимо оклеить тканью или обоями.
  2. После того как все три части высохнут, их нужно соединить с помощью дверных петель. Это позволит закрывать ширму и складывать ее.

Аналогичным способом можно сделать ширму и из картона. Однако рекомендуется делать ее трехслойной, что значительно повысит прочность конструкции. Соединять детали необязательно дверными петлями, их можно просто сшить.

Возраст малышей, которые ходят в детский сад, предъявляет особые требования непосредственно к самому действию. Для театрального представления рекомендуется выбирать простые незамысловатые сюжеты, которые тем не менее способны научить важным жизненным вещам. Постепенно репертуар можно увеличивать, при этом периодически возвращаться к уже поставленным спектаклям. Особенность детей в том, что они быстро утомляются и перестают удерживать внимание на каком-то предмете. Это значит, что продолжительность постановки не должна превышать 10−15 минут. Дополнительно можно использовать музыкальное сопровождение.

Кукольный театр в детскому саду поможет не просто раскрыть таланты каждого ребенка, но и сплотить коллектив. Причем не только на этапе инсценирования сказок, но и в процессе изготовления кукол. Дети однозначно будут в восторге и точно не забудут тех эмоций, которые испытывали в эти моменты.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»