Основные функциональные стили русского языка общая характеристика. Типы и стили речи

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Слово «стиль» восходит к греческому существительному «стило» - так называлась палочка, которой писали на доске, покрытой воском. Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма, совокупность приемов использования языковых средств. Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя.

Под функциональными стилями понимают исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, используемых в той или иной сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности. язык текст жанр разговорный

В современном русском литературном языке выделяются книжные функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой, которые выступают преимущественно в письменной форме речи, и разговорный, которому свойственна главным образом устная форма речи.

Некоторые ученые выделяют еще в качестве функционального стиля художественный (художественно-беллетристический), то есть язык художественной литературы. Однако эта точка зрения вызывает справедливые возражения. Писатели в своих произведениях используют все многообразие языковых средств, так что художественная речь не представляет собой системы однородных языковых явлений. Напротив, художественная речь лишена какой бы то ни было стилистической замкнутости, ее специфика зависит от особенностей индивидуально-авторских стилей. В.В. Виноградов писал: «Понятие стиля в применении к языку художественной литературы наполняется иным содержанием, чем, например, в отношении стилей делового или канцелярского и даже стилей публицистического и научного. Язык национальной художественной литературы не вполне соотносителен с другими стилями, типами или разновидностями книжно-литературной и народно-разговорной речи. Он использует их, включает их в себя, но в своеобразных комбинациях и в функционально преобразованном виде.

Каждый функциональный стиль представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства и синтаксические конструкции. Все эти языковые черты функциональных стилей будут подробно описаны при характеристике каждого из них. Сейчас же мы остановимся лишь на самом наглядном средстве разграничения функциональных стилей - на их лексике.

Функциональный стиль речи - это своеобразный характер речи той или иной социальной разновидности, соответствующий определенной сфере общественной деятельности и соотносительно с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организации, несущий определенную стилистическую окраску, - говорит Н. М. Кожина.

Различают следующие функциональные стили:

  • 1) научный;
  • 2) технический;
  • 3) официально-деловой;
  • 4) газетно-публицистический;
  • 5) разговорно-обиходный. Функциональные стили разбиваются на две группы, связанные с типами речи.

Первую группу (научный, публицистический, официально-деловой) представляет монолог.

Для второй группы (разговорного стиля) характерна диалогическая речь.

Пользоваться стилистической системой русского языка нужно очень аккуратно. Необходимо тонко чувствовать умеренность в употреблении стилей. Сочетанием разнообразных стилей пользуются в художественной литературе для создания определенного эффекта (в том числе и комического).

Владение функциональными стилями является необходимым элементом культуры речи каждого человека.

Чаще всего стили сопоставляются на основе их лексического наполнения, так как именно в области словарного состава заметнее всего проявляется различие между ними.

Стилеобразующий фактор выражается в том, что стиль выбирает говорящий или пишущий индивидуум, он ориентируется на свое чувство стиля и на ожидание аудитории, на ожидание непосредственного слушателя. Кроме понятных слов, необходимо выбирать понятный и ожидаемой аудиторией стиль речи.

Стиль может представлять и отдельное слово, оно может быть нейтральным по стилю, может быть стилистически ярко окрашено. Это может быть сочетание слов, не имеющее ярко выраженной эмоциональной окраски, но сочетание слов и интонация выдают настроение человека.

Научный стиль, технический и официально-деловой стиль не должны иметь яркой эмоциональной окраски, слова предельно нейтральны, что наиболее уместно в данной области и соответствует ожиданиям и вкусам аудитории.

Разговорные слова противопоставляются книжной лексике. Слова разговорного стиля отличаются большей смысловой емкостью и красочностью, придают речи живость и экспрессивность.

Стиль языка - это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни:

  • 1) обыденное общение;
  • 2) официально-деловое отношение;
  • 3) агитационно-массовую деятельность;
  • 4) науку;
  • 5) словесно-художественное творчество.

Стиль языка характеризуется следующими признаками:

  • 1) целью общения;
  • 2) набором языковых средств и формами (жанрами).

В книжной речи используются:

  • 1) научный стиль;
  • 2) публицистический стиль;
  • 3) официально-деловой стиль;
  • 4) художественный стиль.

Научный стиль используется для сообщений, объяснения научных результатов. Формы этого стиля - диалог, монолог, доклад, научные прения.

Особенностью является использование терминов, специальной фразеологии, сложных синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль используется в переписке граждан с учреждениями, учреждений друг с другом и т. п.

Его цель - сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания.

Жанры официально-делового стиля:

  • 1) устав;
  • 2) кодекс;
  • 3) закон;
  • 4) указ;
  • 5) приказ;
  • 6) доверенность;
  • 7) расписка;
  • 8) акт;
  • 9) протокол;
  • 10) инструкция;
  • 11) заявление;
  • 12) отчет.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере жизни. Его цель - сообщить информацию, воздействовать на слушателей и читателей.

  • 1) публицистическая статья;
  • 2) очерк;
  • 3) эссе.

Художественный стиль употребляется в словесно-художественном творчестве. Его цель - нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли слушателя и читателя.

Лекция 4. Функциональные стили современного русского литературного языка. Научный стиль.

1. Система функциональных стилей современного русского языка.

2. Понятие о стилистических нормах.

3. Научный функциональный стиль, его языковые признаки.

4. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Функциональными стилями называются особые разновидности единого литературного языка, которые используются в какой-либо сфере, выполняют определœенные задачи (функции) и обладают некоторыми особенностями в отборе и употреблении языковых средств. В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, публицистический, официально-деловой, научный. Разговорный стиль используется в сфере бытового общения и реализуется, преимущественно, в устной форме. Этот стиль противопоставляется другим стилям, которые связаны с различными сферами общественной деятельности и реализуются, преимущественно, в письменной форме. Основной функцией разговорного стиля является функция общения. Разговорный стиль обладает такими стилевыми чертами, как непринужденность и эмоциональность. Отличительной особенностью данного стиля является употребление языковых средств с разговорной окраской: особой лексики и фразеологии, а также неполных предложений.

Публицистический стиль реализуется в общественно-политической сфере. Главная его функция – функция социального воздействия. Первоначально он выступал как книжный стиль и употреблялся в газетах и журналах, ᴛ.ᴇ. публицистике (отсюда и его название), однако сегодня активно развивается и устная разновидность публицистического стиля, вбирающая в себя многие особенности разговорной речи. Стилевые черты – страстность, призывность. В публицистическом стиле активно употребляется общественно-политическая лексика и фразеология, побудительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и обращения. Жанры публицистической речи: статья, очерк, интервью, информация, репортаж, комментарий, агитационное выступление и пр.

Официально-деловой стиль употребляется в сфере административно-правовой деятельности. Самую важную роль в официально-деловой речи играет функция сообщения и социальной регламентации (информационно-директивная функция). Стилевые черты – бе зличность, стандартность. Типичные языковые средства: нейтральные слова, официально-деловая терминология, стандартные выражения и обороты. Жанры деловой речи исключительно многообразны. Среди них – автобиография, заявление, отчет, протокол, приказ, объяснительная записка, закон, устав, договор и пр.

Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля – сообщение и логическое доказательство истинности сообщаемого (информационно-аргументативная функция). Научный стиль имеет три подстиля: собственно-научный, научно-учебный и научно-популярный. В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с обобщенным и отвлеченным значением (достоверность, изыскание, анализ и пр.), активно используется специальная терминология и общенаучная лексика (функция, элемент, система и пр.). В морфологии существительное преобладает над глаголом, безличные формы над личными, значительное распространение получает так называемое "настоящее вневременное" (Волга впадает в Каспийское море). В научном стиле господствует логически определœенный, книжный синтаксис. В числе жанров научной речи следует назвать статью, монографию, рецензию, отзыв, резюме, реферат, аннотацию, учебник, учебно-методическое пособие и пр.
Размещено на реф.рф
Важное значение в системе этих жанров имеют аннотация и реферат, содержание и построение которых наиболее ясно и наглядно отражает ориентацию научной речи на сжатую передачу объективной информации.

Каждый функциональный стиль предполагает целœенаправленное использование языковых явлений с учетом их значения и выразительности. Развитие того или иного стиля связано с выбором выражений, языковых форм, конструкций, наиболее пригодных для целœей общения в определœенной социальной среде, для наиболее эффективного выражения при этом тех или иных мыслей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, выделœение конкретных функциональных стилей учитывает своеобразие различных сфер применения языковых явлений и специфику выразительности (экспрессивности), свойственную определённому стилю.

Нужно иметь в виду, что функциональные стили, представляя собой наиболее крупные речевые разновидности, и фиксируют наиболее глубинные стилевые особенности. Каждый из них подвергается также дальнейшей внутристилевой дифференциации. Эту дифференциацию можно условно сравнить с матрешкой: основные функциональные стили подразделяются на ряд разновидностей, каждая из которых включает в себя ещё более частные разновидности и т.д. К примеру, научный стиль, сохраняя свои основные стилевые черты, подразделяется на собственно-научный и научно-технический. В свою очередь и тот, и другой могут иметь научно-популярные варианты изложения.

Вместе с тем, каждая из стилевых разновидностей научного и научно-технического стиля должна быть дифференцирована по отношению к конкретным видам науки (биология, геология, история, этнография и т.д.). При этом возникают различия как лексического характера, так и проявляющиеся в ряде языковых особенностей. Такие стилистические разновидности имеют ещё более тонкую дифференциацию: учитывают жанр и способ изложения. Учитывая зависимость отжанра научный стиль может реализовываться в диссертациях, монографиях, рефератах, статьях, отчетах, научной информации и т.д. Дополнительную вариативность данный стиль приобретает в связи со способом изложения: описанием, повествованием, рассуждением. Причем, те или иные стилистические разновидности отличаются друг от друга и исходя из авторской индивидуальности несут на себе её черты.

Как видим, стилевая дифференциация связана с действием большого числа нелингвистических факторов. Без их учёта осуществить её практически невозможно. Эти факторы, влияющие на выделœение частных стилистических особенностей, неравнозначны по их роли в процессе стилеобразования. К тому же, не всœе факторы, воздействующие на речь, бывают отнесены к стилеобразующим. Многие лингвисты считают, что выработка стиля базируется на принципе выбора необходимых языковых средств, но некоторые, скажем, индивидуальные факторы (пол, возраст и т.д.) исключают у автора того или иного высказывания возможность такого выбор

Каждый функциональный стиль имеет свои нормы. Эти нормы называются стилистическими, нарушение их является причиной стилистических ошибок. (К примеру: "Девочка, ты по какому вопросу плачешь?")

Функциональные стили обладают своими особенностями использования общелитературной нормы, он может существовать как в письменной, так и в устной форме. Каждый стиль включает в себя произведения разных жанров, которые имеют собственные особенности.

Чаще всœего стили сопоставляются на базе присущего им словоупотребления, так как именно в словоупотреблении наиболее ярко проявляется различие между ними. При этом и грамматические характеристики здесь немаловажны, к примеру, стиль многих текстов бульварной прессы должен определяться как публицистический во многом на базе синтаксического строя; в области же словоупотребления мы можем увидеть как разговорные, так и вообще внелитературные (просторечные, жаргонные) единицы. По этой причине при создании произведения, относящегося к определœенному стилю, следует соблюдать не только лексические нормы стиля, но и морфологические и синтаксические нормы.

Разговорный стиль связан со сферой непосредственного бытового общения. Для этой сферы характерна преимущественно устная форма выражения (кроме частной переписки бытового характера), а значит, большая роль интонации и мимики. В бытовом общении отсутствуют официальные отношения между говорящими, контакт между ними – непосредственный, а речь – неподготовленная. В разговорном стиле, как и во всœех остальных, широко употребляются слова нейтральные (лежать, синий, дом, земля, налево), но не употребляются слова книжные. Нормативно использование слов с разговорной стилистической окраской (балагурить, тараторить, раздевалка, шумиха, вконец, недосуг, этакий). Возможно употребление эмоционально-оценочных слов: ласкательных, фамильярных, сниженных (котик, бахвалиться, безголовый, втесаться), а также слов со специфическими оценочными суффиксами (бабуля, папочка, солнышко, домище). В разговорном стиле активно употребляются фразеологизмы (ударить по карману, валять дурака, от горшка два вершка). Часто употребляются слова, образованные с помощью стяжения словосочетания в одно слово или длинного сложного слова в слово укороченное (неуд, нал, коммуналка, неотложка, сгущенка, электричка).

Морфологическая норма разговорного стиля, с одной стороны, в общем соответствует общелитературной норме, с другой - обладает собственными особенностями. К примеру, в устной форме преобладает именительный падеж – даже там, где в письменной он невозможен (Пушкинская, выходите 7 Ребенок, посмотри), часто употребляются усеченные формы служебных слов (хоть, чтоб, что ль, уж). Норма употребления глагола позволяет образовывать не существующие в нормативной книжной речи формы со значением многократности (сиживал, говаривал) или, напротив - однократности (толканул, долбанул). В разговорном стиле неуместно употребление причастий и деепричастий, которые считаются признаком книжной речи. Чаще образуется предложный падеж с окончанием -у (в отпуску), множественное числе с окончанием -а (выговора). Важно заметить, что для синтаксиса разговорного стиля нормой является употребление таких предложений, в которых пропущен, но легко восстанавливается какой-нибудь компонент (Он назад Мне – неполную). Такие предложения называютсяэллиптичными. Преобладают простые предложения, часто используются слова-предложения (Ясно. Нет. Можно. Почему же?), а также междометия и междометные фразы (Вот еще! Мамочки! Ой! Эх ты!).

Официально-деловой стиль обслуживает сферу сугубо официальных отношений. Это стиль административно-канцелярской документации, законодательных актов, дипломатических документов. Стоит сказать, что для него характерна предельная конкретность содержания при абстрактности, типизированности, штампованности средств выражения. Официальной речи свойственна конкретность, стандартность изложения и характер предписания, долженствования. Это и определяет языковую норму стиля. На фоне нейтральных и общекнижных слов (работник, комиссия, контроль и бракосочетание, доминировать) употребляются слова и словосочетания, которые можно отнести к профессиональной (юридической, бухгалтерской, дипломатической и т. д.) терминологии, такие, как истец, вменять, подрядчик, налогоплательщик, декларация, извещение, докладная записка, тарифная сетка, арендная плата͵ федеральные органы, бюджетные учреждения, а также канцелярские штампы, употребление которых в официально-деловом стиле является не недостатком и тем более не ошибкой, а специальной стилистической нормой: надлежащий, вышеизложенный, в целях улучшения, вступить в силу, за истекший период, довести до сведения. Предельно сухой и нейтральный стиль изложения должен быть свободен не только от разговорных и тем более жаргонных или диалектных слои, но и литературных слов, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской. В официально-деловом стиле часто употребляются сложносокращенные слова (СНГ, ГКО, Минсельхозпрод, АПК, СПбГУ, АО, МВФ) и существительные, образованные от глаголов (документирование, хранение, несоблюдение), поскольку для этого стиля характерно явное преобладание имени над глаголом.

Для официально-делового стиля характерно частое употребление глаголов в форме повелительного наклонения и в неопределœенной форме в значении повелительного наклонения (освободить от арендной платы, установить ежемесячную доплату). В случае если глаголы употребляются в форме настоящего времени, они также имеют характер предписания iwkoh устанавливает, льгота не распространяется). Нормой считается использование так называемого логического, книжного синтаксиса: употребление повествовательных, двусоставных, полных предложений с прямым порядком слов; предложений, осложненных однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; сложных предложений.

Публицистический стиль ориентирован, с одной стороны, на сообщение информации, а с другой – на воздействие на читающего или слушающего. По этой причине для него характерно сочетание экспрессивности (для максимального воздействия) и стандарта (для быстроты и точности передачи информации). Это стиль газетных и журнальных статей, интервью, репортажей, а также политических выступлений, радио- и телœепередач.

Кроме нейтральных в публицистическом стиле часто употребляются слова оценочные и эмоциональные (амбиция, тоталитарный, пижонство, обывательщина, громила), слова в переносном значении (грязь в значении ʼʼбезнравственностьʼʼ, грошовый в значении ʼʼмелочныйʼʼ, акцентировать в значении ʼʼвызывать на первый планʼʼ). Типичной для публицистики можно считать ʼʼполитическуюʼʼ лексику: президент, парламент, фракция, диссидент, депутат, патриот, общество, спикер, конституция. Используется в публицистическом стиле и высокая книжная лексика: дерзать, воздвигать, ознаменовать. Для этого стиля характерно употребление метафоры как способа оценки окружающей действительности, к примеру ʼʼвоенныхʼʼ метафор (мобилизовать, десант), ʼʼстроительныхʼʼ метафор (ʼʼздание устаревшей политикиʼʼ, ʼʼподвалы культурыʼʼ, ʼʼнациональные квартирыʼʼ), ʼʼдорожныхʼʼ метафор (политическое бездорожьеʼʼ, ʼʼкорабль реформʼʼ, ʼʼпоезд федерацииʼʼ). В этом стиле употребляются также разговорные слова и фразеологизмы (размалевать, схлопотать , задним умом крепок, вешать лапшу на уши, с грехом пополам).

Морфологические нормы публицистического стиля во многом определяет возможность сочетания книжного и разговорного. Часто употребляются прилагательные и наречия с оценочным значением: серьезный, второстепенный, значительный, презрительно, великолепно). Ярко выраженная лич-ностность стиля определяет частотность личных местоимении. Часто используется настоящее время глагола (так называемое ʼʼнастоящее репортажаʼʼ): ʼʼНа полпути принимаю решение подниматься другим путемʼʼ, ʼʼНачинаем осматривать окрестностиʼʼ Наряду с настоящим – частотно прошедшее время: ʼʼВсе и всœегда писали только про любовь и войнуʼʼ, ʼʼПредложения поступали самого разного характераʼʼ.

Синтаксические нормы публицистики связаны с крайне важно стью сочетания экспрессивности и информационной насыщенности: используются восклицательные предложения, вопросительные (в том числе риторические вопросы), повторы, изменение порядка слов в предложении для выделœения какого-либо слова (Это политика близорукая).

В современной публицистике чрезвычайно частотны слова заимствованные, связанные с новыми экономическими, политическими, бытовыми, научно-техническими явлениями, такие, как брокер, дистрибьютер, инвестиция, импичмент, инаугурация, дианетика, киднеппинг, киллер, крупье, спонсор, рейтинг, дисплей. Переосмысляются термины различных областей знания, чаще всœего экономические, политические, ʼʼкомпьютерныеʼʼ: дикий рынок, консенсус, стагнация, банк данных. Интенсивно используется просторечная и жаргонная лексика, которая становится особым экспрессивным средством: совок, тусовка, разборка, чернуха, фанат, беспредел. Экспрессивным средством публицистики становится также религиозная лексика: вера, православие, праведник. Используются книжные слова, которые раньше были малоупотребительными; именно через публицистику возвращаются к нам полузабытые слова, такие, как милосœердие, благотворительность. При этом публицистический стиль по-прежнему остается в основном стилем книжным, о чем свидетельствует не только словоупотребление, но и синтаксический строй – синтаксис публицистики ориентирован на книжность.

Научный стиль используется в сфере науки и техники. Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля сообщение и логического доказательство истинности сообщаемого (информационно-аргументированная функция). В рамках научного стиля речи сформировались следующие подстили:

1) собственно научный (академический);

2) научно-учебный;

3) научно-технический;

4) научно-популярный

Академический подстиль является ядром научного функционального стиля. Ему присущи такие черты как точность, ответственность, обобщенность, логичность. На академическом подстиле пишутся научные монографии, статьи, диссертации, ведутся дискуссии между специалистами.

Научно-технический подстиль употребляется в производственной сфере. Стоит сказать, что для него в меньшей степени свойственна отвлеченность, в силу крайне важно сти конкретного описания производственных процессов. В данном отношении научно-производственный подстиль сближается с языком документов, официально-деловым стилем.

В научно-учебном и научно-популярном подстилях допускается использование экспрессивно окрашенных и образных языковых средств. Научно-учебный подстиль вместе с тем отличается большей системностью изложения, что связано с его основной задачей – научить основам определœенной дисциплины.

Задача же научно-популярного стиля состоит по сути в том, чтобы заинтересовать массового читателя, побудить его к повышению своего культурного уровня. В числе жанров научного стиля следует назвать статью, монографию, рецензию, отзыв, резюме, реферат, аннотацию, учебник, учебно-методическое пособие, методические указания и др.

В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с отвлеченным и обобщенным значением. Почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета – ʼʼскоростьʼʼ, ʼʼвремяʼʼ, ʼʼпределʼʼ, ʼʼколичествоʼʼ, ʼʼзакономерностьʼʼ, ʼʼразвитиеʼʼ. Часто подобные слова употребляются во множественном числе, что для других стилей не характерно: ʼʼвеличиныʼʼ, ʼʼчастныйʼʼ, ʼʼсилыʼʼ, ʼʼдлиныʼʼ, ʼʼширотыʼʼ, ʼʼпустотыʼʼ, ʼʼскоростиʼʼ. В научном стиле активно используется специальная терминология и общенаучная лексика (функция, элемент, система и пр.). Своей спецификой отличается в научном стиле использование грамматических категорий и форм. Существительное здесь преобладает над глаголом, безличные формы над личным, значительное распространение получает так называемое ʼʼнастоящее вневременноеʼʼ (к примеру: ʼʼУглерод составляет самую важную часть растенияʼʼ, ʼʼСумма квадратов катетов равняется квадрату гипотенузыʼʼ.). Неупотребительны в научном стиле формы 1-го и 2-го лица единственного числа глаголов и личных местоимений. Прилагательные в научной речи употребляется не так часто, как в других стилях. Как правило, они входят в состав терминов, имеют точное и узкоспециальное значение (отсюда – преобладание в научной речи относительных прилагательных над качественными).

Научная речь отличается подчеркнутой логичностью и книжностью. Логичность крайне важно присутствует на всœех языковых уровнях: в словосочетании, предложении, между двумя рядом стоящими предложениями, в абзаце и между абзацами, в целом тексте. Логичность обеспечивается применением следующих средств:

1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями (тот, данный и пр.);

2) употребление наречий, указывающих на последовательность течения мысли (сначала, прежде всœего, далее, потом );

3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (следовательно, во-вторых, наконец, итак, таким образом );

4) употребление союзов (так как, потому что, чтобы );

5) использование конструкций и оборотов связи (теперь остановимся на свойствах…; перейдем к рассмотрению вопроса…; далее отметим… и пр.)

Требования строгой логичности научного текста обуславливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчинœенных.

Реферат, будучи кратким изложением какой-либо информации, бывает самодостаточным в определœенных ситуациях и при деловом общении, так как - в отличие от аннотации, тезисов и конспекта - представляет собой законченный текст. При этом аннотирование и реферирование в силу своей важности в таких актуальных для современной молодежи сферах, как научная и деловая, и определœенной трудности овладения навыками их написания требуют большего к себе внимания. По этой причине обучение этим видам письменной речи рассматривается отдельно как хотя и дополнительный, но очень важный аспект речевых коммуникаций.

Слово аннотация происходит от латинского annotatio - замечание, пометка. Аннотацией в настоящее время называют краткую характеристику книги (или статьи), содержащую перечень основньГх разделов, тем или вопросов, рассматриваемых в работе. Аннотация на книгу может включать, кроме того, указание на особенности в изложении материала и адресат (для кого она предназначена). Говоря схематично, аннотация на книгу (прежде всœего научную или учебную) отвечает на вопросы о чем/ из каких частей? как? для кого? Это как бы ее основные, стандартные смысловые элементы. Каждый из них имеет свои языковые средства выражения, которые указываются ниже.

Аннотация на книгу помещается на оборотной стороне ее титульного листа и служит (наряду с ее названием и оглавлением) источником информации о содержании работы. Познакомившись с аннотацией, читатель решает, насколько книга должна быть ему нужна. Вместе с тем, умение аннотировать прочитанную литературу помогает овладению навыками реферирования.

Слово реферат происходит от латинского referre, что значит ʼʼдокладывать, сообщатьʼʼ. Сегодня рефератом называют прежде всœего краткое, чаще всœего письменное, изложение научной работы - статьи или книги (или нескольких научных работ). Изложение одной работы обычно содержит указание на тему и композицию реферируемой работы, перечень ее базовых положений с приведением аргументации, реже - описание методики и проведение эксперимента͵ результатов и выводов исследования. Такой реферат будем называть простым, информационным. В России издаются специальные реферативные журналы, которые содержат подобного рода рефераты и тем самым знакомят с новейшей российской и зарубежной литературой в различных областях научных знаний: в физике, философии и т.д.

Студенты в российских вузах пишут рефераты обычно на определœенные темы, которые предлагаются им на кафедрах общеинженерных и общественных дисциплин. Стоит сказать, что для написания таких, тематических рефератов должна быть крайне важно привлечение более, чем одного источника, по крайней мере двух научных работ. В этом случае реферат является не только информационным, но и обзорным.

Простой информационный реферат может содержать оценку тех или иных положений, вь -называемых автором реферируемой работы. Эта оценка чаще всœего выражает согласие или несогласие с точкой зрения автора.

В реферате бывают использованы цитаты из реферируемой работы. Οʜᴎ всœегда ставятся в кавычки. Следует различать три вида цитирования, при этом знаки препинания ставятся, как в предложениях с прямой речью.

1. Цитата стоит после слов составителя реферата. В этом случае после слов составителя реферата ставится двоеточие, а цитата начинается с большой буквы. К примеру: Автор статьи утверждает: ʼʼВ нашей стране действительно произошел стремительный рост национального самосознанияʼʼ.

2. Цитата стоит перед словами составителя реферата. В этом случае после цитаты ставится запятая и тире, а слова составителя реферата пишутся с маленькой буквы. К примеру: ʼʼВ нашей стране действительно стремительный рост национального самосознанияʼʼ, –утверждает автор статьи.

3. Слова составителя реферата стоят в серединœе цитаты. В этом случае перед ними и после них ставится точка с запятой. К примеру: ʼʼВ нашей стране, - утверждает автор статьи, - действительно стремительный рост национального самосознанияʼʼ.

4. Цитата непосредственно включается в слова составителя реферата. В этом случае (а он является самым распространенным в реферате) цитата начинается с маленькой буквы. К примеру: Автор статьи утверждает, что ʼʼв нашей стране действительно стремительный рост национального самосознанияʼʼ.

Лекция 4. Функциональные стили современного русского литературного языка. Научный стиль. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 4. Функциональные стили современного русского литературного языка. Научный стиль." 2017, 2018.

2 Функциональные стили русского языка

Понятие «стиль» многоаспектно. Он выделяется в искусстве (индивидуальный стиль художника, стиль техники живописи, стиль эпохи, например барокко, классицизма), в литературоведении (стиль отдельного произведения или жанра, например стиль литературы русского зарубежья), в психологии (стиль жизни в индивидуальном и групповом поведении), а также в философии, лингвистике, что даёт возможность современным исследователям говорить о стиле как о «межсистемной категории гуманитарных наук» (О.Е. Павловская) вследствие того, что общее значение понятия стиль сводится к указанию на мотивированную личностным выбором отличительную особенность определённой деятельности, её результата.

Остановимся подробно на понятии стиля в лингвистике . Под стилем языка понимается разновидность языка, используемая в какой-либо типичной социальной ситуации – в быту, в официально-деловой сфере и пр. – и отличающаяся от других разновидностей того же языка чертами лексики, грамматики, фонетики (официально-деловой, научный и пр.). Под стилем в лингвистике понимаются также и индивидуальные особенности чьей-либо речи. Таким образом, стиль в лингвистике представляется не столько лингвистическим, сколько социолингвистическим феноменом, так как реализует функцию общественного сознания (внеязыковую действительность), проявляющуюся в выборе и варьировании в речевом общении приёмов использования языковых средств в зависимости от сферы употребления языка (научная сфера, деловая и пр.). Данное представление позволяет расширить тематическое поле понятия «стиль» такими категориями, как интернет-стиль, религиозный стиль, что соответствует появившимся новым или активизирующимся известным сферам употребления языка.

Социальная составляющая понятия «стиль» позволяет говорить о стиле как о категории исторически изменчивой . Например, во времена Аристотеля и Цицерона под стилем в античной риторике понимали избирательный принцип построения отдельно ораторской речи и отдельно поэтической, выбор средств, оптимальный для осуществления задачи убеждения слушателей и создания гармонии звучания речи. В России во времена М.В. Ломоносова при понимании стиля рассматривался не целесообразный способ говорения, а стили книжной речи: высокий, средний и низкий. В ХХ веке в связи с исследованиями дихотомии «язык – речь» были разграничены понятия «стили языка» и «стили речи» на основании того, что в живом речевом общении (стиле речи, стиле текста) реализуются потенциальные возможности языка, но в языковом сознании говорящего также есть представление о функциональных стилях (стилях языка).

Сейчас большинство лингвистов выделяет четыре стиля: три книжных (официально-деловой, научный, публицистический ), и разговорный стиль (или разговорная речь ).

Выделение пятого стиля, литературно-художественного , вызывает много споров из-за его способности мимикрировать, подчиняясь авторской задаче, реализовывать признаки иных стилей в литературном произведении. Но в этом как раз и проявляется стилеобразующий характер литературно-художественного вида речи, что нельзя сказать о научной и деловой речи. Разногласия в выделении этого стиля связаны с отнесением авторами литературно-художественного стиля к разделу литературоведения или к разделу лингвистики.

В целях удобства использования принимается нами следующая классическая схема рассмотрения стилей в лингвистике:

Кроме этого, можно выделить ораторский стиль, относящийся к устной речи и в то же время сближающийся со стилями письменной речи, эпистолярный стиль, сближающийся с официально-деловым и художественно-беллетристическим и пр. Если выделять стили соответственно существующим сферам общения, то можно насчитать 12 стилей (В.А. Аврорин).

Наибольшее распространение в современной лингвистике получило разделение стилей по функциональному признаку , т.е. по конкретной функции, которую они выполняют в процессе коммуникации, в профессиональной деятельности. При этом выделяют такие важнейшие общественные функции языка, как общение , сообщение определенной информации и воздействие на слушателя или читателя. По мнению акад. В. В. Виноградова, с точки зрения общественных функций можно выделить следующие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия).

Функциональный стиль – такая разновидность книжного языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает своеобразием в использовании языковых средств. Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах. Традиционно в современном русском языке выделяют четыре книжных функциональных стиля: научный, публицистический, официально-деловой, литературно-художественный.

Научный стиль – функциональный стиль, обслуживающий сферу науки, техники и образования. Он позволяет передать объективную информацию о природе, человеке и обществе, доказать ее истинность, новизну и ценность; активизировать логическое мышление читателя или слушателя; заинтересовать неспециалистов научной информацией. Цель научного стиля – сообщение, объяснение научных результатов; обычная форма реализации – монолог. Данный стиль характеризуется ясностью, точностью, строгой логикой изложения; широким использованием терминов и абстрактной лексики, преимущественным употреблением слов в их прямых значениях; имеет несколько усложненный синтаксический строй. Слова употребляются преимущественно в прямом, номинативном значении, эмоционально-экспрессивная лексика отсутствует. Предложения носят повествовательный характер, преимущественно имеют прямой порядок слов.

Официально-деловой стиль – функциональный стиль, обслуживающий область права, власти, администрации, коммерции внутри государства и между государствами. Этот стиль удовлетворяет потребность общества в документальном оформлении различных актов, государственной, общественной, политической жизни, административных и деловых отношений между юридическими и физическими лицами. Цель официально-делового стиля – информация. Обычная форма реализации этого стиля – монолог. Отличается официально-деловой стиль точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим количеством устойчивых оборотов речи.

Публицистический стиль – функциональный стиль, который используется в различных сферах общественной жизни: средствах массовой информации (СМИ), в том числе и электронных, политике, деятельности общественных объединений. Цель публицистического стиля – оказать желаемое воздействие на разум и чувства слушателя или читателя, настроить общественное мнение определенным образом. Характеризуется использованием экспрессивно-оценочной лексики на фоне нейтральной, а также употреблением изобразительно-выразительных средств языка.

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль, обслуживающий эстетическую сферу общения, сферу словесных произведений искусства. Главная особенность стиля – контекстуальное превращение слов-понятий в слова-образы для выражения мысли автора. Основная задача данного стиля – воздействовать на чувства и воображение читателя. Отсюда стремление к свежести образа, неизбитым выражениям и широкое использование выразительных, эмоционально-экспрессивных средств речи. Художественная речь – это высшая форма творческого использования языка, его богатств, при этом ей в такой степени свойственна авторская индивидуальность, что по анализу языка можно определить принадлежность текста тому или иному писателю.

Разговорно-обиходный стиль – это функциональный стиль, обслуживающий неофициальное общение. Он относится к устной форме существования языка, и поэтому ему свойственны многочисленные повторы, вопросно-ответная форма изложения. Его отличает конкретность, экспрессивность, выражение субъективного отношения к излагаемому. Наряду с общеупотребительными словами он включает слова диалектно и социально ограниченные (профессионализмы, просторечия, жаргонизмы), а также эмоционально и экспрессивно окрашенные.

Каждый функциональный стиль обладает своими особенностями в реализации общелитературной нормы. Различение стилей осуществляется на уровне использования норм орфоэпии, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса. Обучение владению стилевым богатством, а также практика предупреждения и устранения речевых ошибок – одна из центральных задач культуры речи.

Задания

Задание 1. Определите стилевую принадлежность текстов. Ответ аргументируйте.

1. И, конечно, был шторм. Вечерний, с багровым закатом и тучами, бегущими за горизонт в море. И волны с белыми головами ломали себе кости на скалах и на камнях пляжа. Они грозно ревели, разбегаясь для прыжка, бились в берег и, превратившись в белое кипящее молоко, зло шипели, возвращаясь в море. Эта история случилась в Югославии, в этом сказочном уголке земли, в городке, который называется Дубровник. Был конец сентября – золотое время для всех любящих одиночество отдыхающих да и для жителей, потому что волны туристов схлынули в Италию, Германию, Францию и Россию и восстановилось подобие покоя. Даже музыка из ресторана звучала мягко и сентиментально.
(Высоцкий В. У моря)

2. При включении ПК автоматически запускается находящаяся в BIOS программа загрузки BOOT-ROUTINE. Эта программа вызывает подпрограмму самопроверки POST (Power-On Self Test), проверяющую оперативную память, процессор, жесткий диск и т.д. Далее программа загрузки разыскивает другие BIOS-чипы, которые могут быть встроены, к примеру, в платы расширения. SCSI-контроллеры при этом будут запускать свои собственные тестовые программы. После этого BIOS берется уже конкретно за платы расширения, а также расстановку и проверку распределения ресурсов.

(Шухин И. BIOS компьютера)

3. Сравнивать литературный и кино-тексты достаточно сложно. Прежде всего потому, что каждый из них подчиняется принципиально разным организующим законам, ориентированным на иной тип восприятия. Если литературный текст, как письменный, связан более или менее строгой логикой, то киноповествование, главным образом направленное на визуальное и звуковое восприятие, как, в частности, и устный текст, менее структурировано. Тем не менее, именно эта структурированность (большая/меньшая) и дает нам право сопоставлять различные виды текстов как построенных в соответствии с неким принципом и равно функционирующих в культуре.

(Михайлов В. Кинотекст)

4. В порядке примера я хотел бы привести еще один образ. Я разговаривал раз с одним скульптором, и он мне сказал: часто люди воображают, что скульптор берет глыбу камня, или мрамора, или кусок слоновой кости, придумывает, что он мог бы из него спроектировать, и начинает обтачивать, обтесывать, соскабливать всё, что не соответствует его ви дению. Это, сказал он, не так. Настоящий скульптор смотрит на материал и, глядя на него, вдруг – или постепенно – обнаруживает красоту, уже заключенную в нем, и тогда начинает расчищать, высвобождать эту красоту от всего, что нам и ему мешает ее видеть. Иными словами, статуя уже внутри материала, красота уже внутри; и цель работы – высвободить её от того, что закрывает её от нас. И цель нашей жизни в том, чтобы копать, копать неустанно, пока мы не доберемся до этого потаенного сокровища в самом себе и не усвоим его, не отождествимся с ним.

(Митрополит Сурожский Антоний. Как жить с самим собой)

5. Итак, как я приступаю практически к изучению нового языка? Предположим, я хочу изучить азильский язык. Такого языка, конечно, не существует. Придумала я его в этот самый момент, чтобы обобщить и подчеркнуть единство моего подхода. Для начала я пускаюсь на поиски достаточно толстого азильского словаря. Сначала использую этот словарь как учебник. Слова не учу, только рассматриваю их: считаю буквы и звуки, измеряю их длину, как если бы речь шла о кроссворде. Пока я разбираюсь с правилами чтения, словарь открывает мне и другие "секреты" языка: начинаю подмечать, с помощью каких средств образуются от одного корня различные части речи, как глагол становится существительным, существительное – прилагательным, прилагательное – наречием и т.д. Это только проба на язык, на вкус, на осязание. Первое сближение с языком, чтобы потом подружиться.

(Като Ломб. Как я изучаю языки)

6. – Знаешь, кем бы я хотел быть? – говорю. – Знаешь, кем? Если б я мог выбрать то, что хочу, черт подери!

– Перестань чертыхаться! Ну, кем? <…>

– Понимаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом – ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи. Знаю, это глупости, но это единственное, чего мне хочется по-настоящему.

(Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи)

Задание 2. Слова в тексте могут выражать не только прямое или переносное значение, но и передавать оттенки значения. Проанализируйте с этой точки зрения глаголы «работать» и «думать», представленные в данном тексте. Какому стилю речи свойственно это явление?

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, в лаборатории склонился над приборами один из его многочисленных учеников.

– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.

– Работаю, – последовал ответ.

– А что вы делаете днем?

– Работаю, разумеется, – отвечал ученик.

– И рано утром тоже работаете?

– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил: – Послушайте, а когда же вы думаете?

Задание 3. Найдите слова с нарушением литературной нормы и определите стиль, в котором они могут быть реализованы.

1. Договоры – договора; корректоры – корректора; бухгалтеры – бухгалтера; крейсеры – крейсера; полюсы – полюса; слесари – слесаря; инструкторы – инструктора.

2. Лягу – ляжу, кладу – ложу; награжу – наградю, налягу – наляжу; ляг – ляж, положи – поклади, мурлычь – мурлыкай, напои – напой; дуршлаг – друшлаг; туфля – туфель.

Задание 4. Прочитайте текст. Обратите внимание на тонкий механизм перехода мысли в слово. Какому стилю присуще это явление? Можно ли без потери части содержания изменить стиль данного текста? Как содержание данного текста могло бы реализоваться в научном стиле?

Как возникло, как созрело написанное? Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал – надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит, узнал он что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было нелегко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго; годами, иногда – всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты , и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца... И наконец произведение готово. (И. Ильин. О чтении)

Задание 5. Ниже представлены тексты объявлений. Определите их стиль. Измените стиль и переделайте тексты по законам другого, избранного вами стиля.

1. На горных тропах Таджикистана: «Путник! Будь осторожен! Помни, что ты здесь, как слеза на реснице!». 2. «Водитель, помни: бог не создал для человека запасных частей». 3. Перед въездом в маленький город: «Снизьте скорость, у нас нет больницы!» 4. В Люксембурге: «Не превышайте скорость! На повороте вылетите или во Францию, или в Западную Германию!». 5. «Если вы через наш город будете ехать со скоростью 60 км/ч, у вас будет возможность ознакомиться с нашей новой тюрьмой; скорость свыше 80 км/ч приведет вас в нашу больницу; если же вы превысите 100 км/ч, будете иметь удовольствие почивать в мире на нашем гостеприимном кладбище». 6. В Нью-Йорке: «Запомните: телеграфные столбы наносят вред вашим автомобилям только в порядке самозащиты!» 7. «Будьте осторожны за рулем! Ад еще не заполнен и наполовину!»

Задание 6. Человека высокого и крупного можно назвать так: великан, богатырь, гигант, атлант, исполин, колосс, гренадёр, Гулливер, Геракл, Антей, верзила, дылда, амбал, детина, мастодонт, слон, шкаф и пр.

Какое из перечисленных слов может стать названием нового каталога готовой одежды больших размеров (от 56-го и выше) и по какой причине? Если ни одно из предложенных слов не кажется вам подходящим, предложите свои варианты. Выбор мотивируйте.

Задание 6. Разверните приведенные ниже высказывания в небольшой текст в соответствии со стилями, указанными в скобках.

1. В.П. Подкопов спровоцировал (затеял) драку (официально-деловой, разговорный). 2. Гроза (литературно-художественный, научный). 3. Большие перемены (публицистический, разговорный). 4. Поставить на вид (официально-деловой, публицистический).

Задание 7 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и докажите его правоту, создав текст, для которого высказывание послужило бы заглавием. Используйте для этой цели определённый стиль и следуйте его законам .

1. Петь хорошо вместе, а говорить – порознь. 2. Знать имена вещей – иметь над ними власть. 3. Слушают не речь, а человека, который говорит. 4. Язык живет в нас, а мы живем в языке. 5. Нельзя называть человека мудрецом только по той причине, что он говорит умные речи. 6. Чтение для ума – то же, что физические упражнения для тела. 7. Действия людей – лучшие переводчики их мыслей. 8. Люди охотнее простят клевету, чем поучение. 9. Дело не в том, чтобы научиться говорить, а в том, чтобы научиться мыслить.

Задание 8. Г . Флобер, образно характеризуя речь, писал : «Человеческая речь подобна треснутому котлу, и когда нам хочется растрогать своей музыкой звезды, у нас получается собачий вальс». В. Гюго сказал: «Язык колеблется от величественного шествия писателей». С чем связано появление таких противоречивых образов у писателей? В каком стиле выдержаны высказывания? Найдите в Интернете другие цитаты, касающиеся языка и речи, зачитайте их, определите стиль.

Задание 9 . Прочитайте текст. Письменно ответьте на вопрос «Каково значение языка в сравнении с другими системами передачи информации?».

У.Х. Оден, человек, который дважды менял толковый словарь за последние десять лет жизни (словарь приходил в негодность от слишком частого использования), поэт, который единственно универсальным авторитетом для себя принял авторитет английского языка и поэтического материала языка, писал в статье «Письмо»: «У писателей – и особенно у поэтов – складываются необычные отношения с публикой, т.к. их инструмент, язык, совсем не то, что краски художника или ноты композитора; язык – это общая собственность лингвистической группы, в которой они вынуждены жить. Поэтому люди очень часто сознаются, что не понимают живопись или музыку, но лишь малая часть из тех, кто окончил среднюю школу и научился читать вывески, позволит себе признаться в том, что не разбирается в родном языке...».

Контрольные вопросы

1.В каких аспектах можно рассматривать понятие стиля?

2.Что понимается под стилем в лингвистике?

3.Можно ли утверждать, что понятие стиля в лингвистике расширяется? О каких категориях здесь уместно говорить?

5.Сколько стилей выделяется современной лингвистикой и какие идут по этому поводу дебаты?

6.Как соотносятся понятия «стиль» и «функциональный стиль»?

7.Каким образом акад. В.В. Виноградов разделил стили по функциональному признаку?

8. Каковы особенности научного стиля?

9. Что понимается под официально-деловым стилем?

10. В чем специфика публицистического стиля?

11.В чём отличие разговорного (разговорно-обиходного) стиля от научного, публицистического и официально-делового?

12. Как можно определить литературно-художественный стиль?

13. Можно ли согласиться с Вольтером, считавшим, что «знать много языков – значит иметь много ключей к одному замку»? Ответ аргументируйте.

14. Поясните смысл высказывания П. Буаста: «Язык бывает самым верным оружием для основания долговременного владычества, и великие писатели бывают настоящими завоевателями».

Темы для устных сообщений

1. Стиль и речевая ситуация: закономерности и особенности выбора.

2. Понятие текста и его организация.

3. Речь как показатель социального статуса говорящего.

4. Семиотика как наука, её понятийный аппарат.

Стилистика - раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

Стиль (от греч. stylos - палочка для письма) - способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль - это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.

Выделяют следующие функциональные стили:

разговорный стиль, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, стиль художественной литературы.

Научный стиль

Научный стиль - это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения . Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.

Другим типичным признаком научного стиля речи является точность . Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.

Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.

Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.

Публицистический стиль

Цель публицистического стиля речи - информирование , передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты официально-делового стиля - это:
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.

Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи - ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.

Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов \(1\)-го и \(2\)-го лица и личные местоиме-ния \(1\)-го и \(2\)-го лица, а формы \(3\)-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.

В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.
Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.

Разговорный стиль

В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация ), а основная его форма - устная.

В составе разговорного стиля выде-ляются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.

Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).

Художественный стиль

Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя. Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.). Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

  • знать структуру функциональных стилей современного русского литературного языка;
  • уметь следовать жанровым, стилевым и стилистическим нормам;
  • владеть пониманием эстетического идеала конкретного стиля.

Понятие функционального стиля

Функциональный стиль – это употребление литературного языка в определенной сфере человеческой деятельности. Каждый функциональный стиль отбирает и организует языковые средства (слова, морфологические формы, синтаксические конструкции) в зависимости от условий и задач общения. Функциональный стиль обладает особой, поуровневой организацией языковых средств.

Владение литературным языком, умение переключать стилистические коды в зависимости от условий и задач общения свидетельствуют об уровне образования человека, о его творческом потенциале.

Традиционно в функциональной стилистике выделяется пять стилей: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический и литературно-художественный. Стили литературного языка могут иметь преимущественно устную или письменную форму. По этому принципу их можно разделить на стили книжно-письменные (официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный) и разговорный.

Стили различаются и на основании реализуемой ими функции языка . Основная функция публицистического стиля – воздействующая , научного и официально-делового – информативная ; разговорный стиль реализует функцию общения , т.е. коммуникативную , а литературно-художественный – особую, эстетическую функцию языка.

По типу отражаемой действительности разговорный, научный, публицистический и официально-деловой стили противостоят литературно-художественному, поскольку отражают окружающую нас реальность. Стиль художественной литературы изображает эстетически преобразованную действительность, т.е. формирует "вторичную" реальность.

Стилевая система литературного русского языка не является статичной, она развивается, усложняется, дифференцируется с развитием литературного языка в целом. В связи с этим современные исследователи дополняют сложившуюся в классической русской стилистике типологию стилей новыми функциональными разновидностями: религиозно-проповеднический, политический, рекламный стили. Однако этот вопрос остается дискуссионным. Значительным трансформациям подвергся публицистический стиль, который в современной стилистике понимается как стиль массовой коммуникации.

Усложнение и уточнение современной системы функциональных стилей свидетельствуют о развитии и усложнении современного русского языка.

Структура функционального стиля

Чтобы коммуникация была успешной, необходимо правильно выбрать соответствующий условиям общения стиль , который можно определить как особую форму литературного языка, соответствующую целям и задачам успешной коммуникации (институциональной или межличностной) в заданной (социально значимой) сфере общения.

Каждый стиль имеет сложную двухуровневую структуру организации:

  • 1. Экстралингвистические (внеязыковые) особенности стиля, обусловленные сферой его употребления, окружающей обстановкой, в которой протекает коммуникация (т.е. конситуация) и др.
  • 2. Интралингвистические (внутриязыковые) особенности, присущие данному стилю и выделяющие его в системе функциональных стилей русского литературного языка.

К экстралингвистическим особенностям стиля, т.е. тем, которые зависят от внешних условий (факторов) коммуникации, относятся:

  • – функция языка, доминирующая в данном стиле (функция общения, сообщения и воздействия);
  • – сфера общения (институциональная или межличностная);
  • – форма общественного сознания (логико-понятийное – для научного стиля, образное – для художественного, понятийно-образное – для публицистического, деонтическое – для официально-делового, прагматическое – для разговорного);
  • – тема (тематическая заданность общения);
  • – хронотоп (время и место протекания коммуникации);
  • – обобщенный тип адресанта (его выраженность или принципиальная невыраженность в общении);
  • – интенция (коммуникативное намерение) адресанта;
  • – обобщенный тип адресата (целевая аудитория или массовый адресат).

Эти экстралингвистические черты формируют границы каждого стиля и оказывают влияние на отбор языковых средств для осуществления успешной коммуникации, т.е. интралингвистическую основу стиля.

К интралингвистическим особенностям стиля относятся:

  • – типичная форма общения (устная/письменная);
  • – типичный вид речи (диалог/монолог);
  • – стилевые нормы/стандарты;
  • – устойчивые типы языкового оформления речи;
  • – субъективность/объективность речи;
  • – креативность/клишированность в использовании языковых средств.

Каждый функциональный стиль имеет подстили , под которыми понимается реализация стиля в зависимости от конкретных целей общения в функционально и тематически заданной сфере коммуникации.

Например, научный стиль имеет три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный. В официально-деловом стиле выделяют официально-документальный, юридический и дипломатический подстили, а в публицистическом – информационный и собственно публицистический.

Каждый стиль реализуется через разветвленную систему специфических жанров. Жанр – это композиционно устойчивое и стилистически типичное оформление текстов. Например, жанр новости , формирующий основу информационного подстиля публицистического стиля, имеет жесткую композицию, так называемую "перевернутую пирамиду", когда в первом абзаце текста содержится самая важная фактологическая информация (что, где и когда произошло), а подробности приводятся в конце текста. Стилистическое оформление новости подчеркнуто нейтрально, используются безоценочные речевые средства, акцент ставится на фактологичность информации.

Итак, стиль формируется из текстов определенных жанров (текст жанр подстиль стиль) и реализует с помощью специфических языковых средств разных уровней основные коммуникативные задачи автора в социально значимой сфере общения. Таким образом, владение литературным языком предполагает владение текстовыми нормами (умение правильно написать текст в соответствии с канонами жанра и с канонами стиля), а также владение языковыми нормами всех уровней, которые необходимы, чтобы наиболее точно выразить свою мысль.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»