Контрольная работа этнический и религиозный состав населения российской федерации. Расовый и этнический (национальный) состав населения

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Цели:

1. Познакомить с особенностями национального, религиозного состава России, с размещением народа по территории страны.

2. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей страны и населяющих её народов.

3. Отработать умение обобщать и систематизировать знания.

Оборудование:

Стенные карты: «Политико-административная карта России», «Народы России», словари, атласы России, атласы Волгоградской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка дом. задания- Тестирование

Проведём тестирование с последующей взаимопроверкой (ответы даются)подпишите работы

Тестирование

  1. Численность населения России (млн)

А)280 б)354 в)145

2.Место России по числу жителей

А)3 б)6 в)7

3. Естественный прирост

А)умершие б)родившиеся в) разность

4.Воспроизводство

А)убыль б)возобновление в) рост

5.Соотношение мужчин и женщин в России

А)58:72 б)30:60 в)50:75

3. Объявление темы урока

Посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске:

ЭТНОС ТОЛЕРАНТНОСТЬ АССИМИЛЯЦИЯ

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

– С чем связаны эти понятия?

Кто из вас догадался, какую тему мы сегодня будем изучать? Верно

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами России и узнаем: каков национальный состав населения России и как он менялся; религиозная принадлежность народов.

Запишите тему урока: «Этнический, национальный, религиозный состав населения России». (на доске есть)

– мы с вами будем работать по следующему плану: На доске

1. Языковой состав населения России.

2. Размещение народов по территории.

3. Особенности национального состава Волгоградской области.

4. Религиозный состав населения России.

5.Практическая работа.

Наш урок пройдёт под эпиграфом: « от южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете, одна ты такая-

Хранимая Богом, родная земля!

3. Изучение новой темы.

Вводное слово учителя.

1. Наша Родина велика. Необозримы и прекрасны её просторы. Но самое прекрасное – это наш народ. В нашей стране проживает огромное количество народов, больших и малых, более 120. Но свой вклад в развитие страны, ее культуры вносили и вносят большие и малые этносы. Давайте вспомним, что такое этнос? (стр учебника-191)

2. 1. Мультимедиа иллюстрации -карта народов

Какие народы живут сейчас на территории России, и как они размещаются на территории России? Достаточно одного взгляда чтобы увидеть, что Россия многонациональное государство.

Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

Россия – страна многонациональная, значит и многоязычная. Ученые насчитывают более 150 языков. Здесь на равных учтены как русский, которым в России владеют 98% населения, так и языки малых народов, численность которых лишь несколько десятков. Некоторые языки очень похожи, люди могут говорить каждый на своем языке и при этом прекрасно понимать друг друга. Например, русский – белоруса, татарин – башкира, калмык – бурята. Потому что группы языков имеют общий язык-предок – праязык. Древние племена, говорившие на одном из таких языков, переселялись, смешивались с другими народами, и единый язык распадался на несколько. Так и возникло множество похожих языков. По сходству языков народы России относят к 4 большим языковым семьям. Классификация народов по признаку близости языков. Такой выбор оправдан: сходство языков в большинстве случаев говорит о родстве народов, их общем происхождении.

3. Откройте атлас для 9класса - страница8- «Народы России». Все народы объединены в языковые группы, а группы – в семьи. Прочитайте, какие языковые семьи представлены в России. Давайте подробнее с ними познакомимся.

4.Работа с таблицей (учебник Алексеева 9 класс)

Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.

Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?

Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?

По условным знакам определите в атласе, где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?

А какой народ этой семьи самый малочисленный?

Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?

2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)

(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с помощью таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)

3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы.

Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки, представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.

4. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)

5 . Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность:

казахи -26; русские-13; чеченцы -10

И все мы стараемся жить дружно.

Статья 19 Конституции РФ

Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты (показ фото, мультимедиа иллюстрации. Сообщения, доклады о разных народах) . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.

Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?

Выводы: (запись в тетрадь)

1. Россия – многонациональное государство.

2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.

3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.

6. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).

Посмотрите на карту религий –какие основные религии распространены в России? (мультимедиа фильм.)

- Какая религия преобладает (православие) .

Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? Церковь -фильм

А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам? . Мечеть -фильм

Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм

Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)

Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»

Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану (у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).

6. Подведение итогов урока.

Что нового для себя узнали?

Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?

Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)

Дома: §40. письменно в тетради вопросы после текста.


Земной шар населяет множество народов (этносов), находя­щихся на различных стадиях социально-экономического и куль­турного развития. Этносы представляют собой исторически сло­жившиеся на определенных территориях устойчивые совокуп­ности людей, обладающих единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры.

Исторически самый ранний тип этносов - племя. В процес­се разложения первобытнообщинного строя родилась новая форма этноса - народность. Первые народности сформирова­лись в рабовладельческую эпоху. Особенно широко развернул­ся процесс образования народностей в период феодализма. С развитием капиталистических отношений и усилением эконо­мических и культурных связей ликвидируется характерная для народностей разобщенность, происходит прекращение их в нации.

Нации отличаются устойчивой общностью территории, эко­номики и культуры, общим языком, общими чертами нацио­нального характера, четким этническим самосознанием.

Но, как подчеркивает С. И. Брук, трехчленное деление этносов (племя - народность - нация) с подразделением на­ций не отражает всего многообразия существующих на Земле форм этнических общностей. Картину усложняют существу­ющие во многих странах (особенно они характерны для стран иммиграции) переходные этнические группы - иммигранты, а также их потомки, частично подвергшиеся ассимиляции основной нацией. Они еще окончательно не оторвались от народа своей родной страны и целиком не влились в этнос принявшей их страны (к таким группам относятся, напри­мер, немцы, шведы, итальянцы и др. в США и Канаде). Сво­еобразные «пограничные» группы формируются и в зоне эт­нических границ, где контактируют два и более народа. Ха­рактерная черта всех этих групп - наличие двойного этни­ческого самосознания.

Указанное выше трехчленное деление не учитывает также существования этнических общностей различных таксономичес­ких уровней. Разный таксономический ранг имеют, например, поморы - обособленная группа русских, русские (народ, или этнос), восточные славяне, наконец, славяне вообще. Одна и та же совокупность людей может входить одновременно в состав нескольких этнических общностей разного ранга, что и создает своеобразную их иерархию.

Противоположные им процессы этнического разделения, были характерны для доклассового общества, когда рост на­родонаселения приводил к членению племен и к расселению людей по земному шару. Но в некоторых регионах мира этно-разделительные процессы продолжали и позже играть замет­ную роль. Напомним, что переселение европейцев в Амери­ку, Австралию и отчасти Африку сопровождалось формиро­ванием там новых этносов. Новые народы возникали и при расчленении единых этносов изменяющимися государствен­ными границами.



Среди процессов этнического объединения различают кон­солидацию, ассимиляцию, межэтническую интеграцию и этногенетическую миксацию. Иногда этническое развитие носит сложный характер, и эти процессы протекают одновременно.

Консолидация - это слияние нескольких родственных эт­носов (племен, народностей) в более крупный народ или же дальнейшее сплочение сформировавшегося народа по мере его социально-экономического и культурного развития. В первом случае речь идет о межэтнической консолидации, во втором -внутриэтнической. Межэтническая консолидация ускоряется в случае близкого родства народов, сходства их языков и культуры. Процесс этот происходил или происходит во многих стра­нах мира.

В составе любых народов имеются группы, сохраняющие какие-то отличия от основного этнического массива. Такие груп­пы, получившие наименование этнографических (сейчас их ча­сто называют субэтносами), представляют собой обособленные части народности или нации, культура и быт которых сохраня­ют некоторые особенности (они имеют свои диалекты или гово­ры, обладают спецификой в материальной и духовной культу­ре, могут отличаться в религиозном отношении и т.д.). Этног­рафические группы нередко образуются при ассимиляции на­родностью или нацией инонациональной группы.

Выделяются группы, отличающиеся от основной части эт­носа в конфессиональном отношении. К примеру, внутри мно­гих консолидирующихся народов Азии и Африки.

Имеются также общности, охватывающие целую группу народов, так называемые метаэтнические, или надэтнические, общности. Они объединяют несколько народов, у которых по­явились элементы общего самосознания, основанного на этно-генетической близости или на длительном культурном взаимо­действии, а в классовом обществе - и на политических связях. К таким общностям можно отнести, например, славянские, ро­манские, монгольские и другие народы, близкие не только по языкам, но и в определенной мере по культуре и быту.

Этноконфессиональные метаэтнические общности складыва­лись преимущественно в феодальную эпоху. Например, инду­изм оказал огромное влияние на всю общественную и культур­ную жизнь разноязычных народов Южной Азии.

Определение национального состава населения в различных странах мира, как отмечает СИ. Брук, дело сложное: ибо в связи с развитием процессов ассимиляции и консолидации во многих странах имеются довольно крупные группы населения с переходными формами культуры и национального самосоз­нания. К тому же приходится устанавливать, что представля­ет собой та или иная группа населения: является ли она народом (этносом), частью народа (субэтносом, этнографической группой), группой народов (метаэтнической общностью) или какой-то другой общностью (политической, расовой, конфес­сиональной и т.д.).

Учет населения, как мы уже отмечали, ведется в большин­стве стран мира. Однако во многих переписях (которые в неко­торых странах регулярно проводятся с конца XVIII - начала XIX в.) национальный состав населения либо вовсе не опреде­ляется, либо определяется недостаточно надежно.

На первых порах, когда понятие «национальность» еще не было сформулировано, задачи переписей сводились к уче­ту языков населения. До первой мировой войны вопрос о языке включался в программы переписей ряда многонациональных стран Европы (Бельгия, Швейцария, Австро-Венгрия), США, Индии, Цейлона (ныне Шри-Ланка). Вопрос о родном языке ставился и в первой переписи России 1897 г. Прямой вопрос об этнической принадлежности («национальности») был вклю­чен только в 1920 г. в программу первой советской переписи населения.

Вопрос о родном языке (язык, как известно, является одним из этнических определителей) встречается в переписях доволь­но большого числа стран, иногда вместе с вопросом о нацио­нальности, но чаще без последнего вопроса (Финляндия, Бель­гия, Швейцария, Австрия, Испания, Греция, Турция, Пакис­тан, Индия, Канада, Мексика, Гватемала и др.). В некоторых переписях есть иногда и другие вопросы (племенная, кастовая, расовая и религиозная принадлежность, страна происхождения или рождения, гражданство), которые помогают корректиро­вать данные об основных этнических определителях (националь­ности и языке), а при отсутствии последних (что характерно для переписей во многих странах мира) могут быть использова­ны как косвенные данные для определения национального со­става населения той или иной страны.

Во многих странах, особенно развивающихся, в переписях населения ведется специальный учет численности «племен » или других близких к ним групп. Иногда этот учет ведут прави­тельственные ведомства, но чаще им занимаются исследовате­ли и различные научные и общественные организации. На ос­новании этих материалов может быть определена численность многих народов Африки, индейцев Америки и ряда других этносов.

Сколько всего народов на Земле? Исследователи обычно на­считывают в современном мире три-четыре тысячи различных народов - от самых мелких племен, численность которых из­меряется сотнями, а то и десятками человек (тода в Индии, ботокуды в Бразилии, алакалуфы и ямана в Аргентине и т.д.), до крупнейших наций, насчитывающих сотни миллионов че­ловек.

По данным ООН, к концу XX в. количество народов, чис­ленность каждого из которых превышает 1 млн. чел., состави­ло свыше 350 (в 1961 г. таких народов было 226, в 1987 г. - 310). На долю этих народов приходится более 97% всего насе­ления Земли.

В результате неравномерности естественного прироста насе­ления в разных государствах мира и у различных народов чис­ленность их существенно меняется. Например, численность та­ких крупных народов, как колумбийского, мексиканского, ал­жирского, перуанского, морокканского, азербайджанского и других, за период с 1960 по 1990 г. удвоилась, а хиндустанского, бенгальского, бразильского возросла наполовину. В то же время уменьшилось число немцев, англичан, русских и пред­ставителей ряда других народов.

Крупнейшими народами мира, численность которых превы­сила 100 млн. чел. являются: китайцы (более 1 млрд. чел.), хиндустанцы (Индия), бенгальцы (Индия, Бангладеш), американ­цы, бразильцы, русские, японцы, панджабцы (Пакистан, Ин­дия), бихарцы (Индия). Близки к этому рубежу по численности и мексиканцы, яванцы (Индонезия), телугу (Индия).

Важно выделить и классификацию народов по языку. Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая крупная из них - индоевропейская, на языках которой говорят более 150 народов Европы, Азии, Америки, Австралии, составляющие 1/3 всей численности на­селения Земли.

В состав индоевропейской семьи входят следующие груп­пы:

- славянская группа (русские, украинцы, поляки, белору­сы, болгары, сербы, хорваты, словаки, македонцы и тр.),

- бал­тийская группа (литовцы, латыши, эстонцы),

- германская груп­па (немцы, американцы, англичане, голландцы, шведы, авст­рийцы, датчане, норвежцы, евреи (говорящие на идиш и др.);

- романская группа (бразильцы, мексиканцы, итальянцы, фран­цузы, испанцы, аргентинцы, румыны, кубинцы и др.);

- иранс­кая группа (персы, курды, афганцы, таджики и др.),

- индоарийская группа (хиндустанцы, бенгальцы, панджабцы, бихарцы, синдхи и др.),

- армянская группа (армяне), албанская груп­па (албанцы),

- греческая группа (греки),

- кельтская группа (ир­ландцы, бретонцы).

Среди других языковых семей - уральская, алтайская груп­па (турки, узбеки, казахи, татары, монголы, башкиры, чуваши и др.), корейская, японская, китайско-тибетская (китайцы, бир­манцы, тибетцы и др.), нигеро-кордофанская (в основном наро­ды тропической Африки), индейская, австронезийская, центральноамериканская и др.).

Народы, населяющие земной шар, живут в своем большин­стве компактно. Смешанное в национальном отношении насе­ление характерно для районов, расположенных вдоль этничес­ких границ. Особенно пестрый национальный состав наблюда­ется в больших городах стран переселенческого типа, в государ­ствах с повышенной иммиграцией.

По разнообразию этнического состава страны мира можно разделить на три группы:

Многонациональные государства (США, Россия, Нигерия, Индонезия и др.);

Двунациональные (Бельгия, Кипр, Иран, Турция и др.);

Однонациональные (Германия, Япония, Швеция, Норве­гия, Австрия, Греция, Исландия, Португалия и др.).

Cлайд 1

Cлайд 2

Этнический состав населения Э тнос (греч. ἔθνος - народ) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, характеризующаяся общим языком, территорией, особенностями культуры и быта религией, экономикой, этническим самопознанием. Всего в мире существует 5-5,5 тыс. народов. Большая часть народов малочисленна. Лишь 310 народов имеют численность более 1 млн. чел., но они охватывают 96 % всего населения Земли

Cлайд 3

Cлайд 4

Китайцы Населяют Китай - одно из крупнейших по площади стран мира. Относятся к монголоидной расе. Этот народ имеет многовековую историю и культуру. Китайская цивилизация - одна из древнейших в мире. Среди многих изобретений китайцев - бумага, шелк, порох. Традиционным жилищем китайцев есть фанзы, Стены влекущее из разного материала - бамбука, кирпича, глины, дерева. Национальное наряд китайцев - рубашка свободного покроя без пуговиц. В пищу китайцы употребляют преимущественно рис или лапшу, которые едят палочками.Широко известны и китайские фонари и воздушные змеи, которые являются символами Китая.

Cлайд 5

Cлайд 6

Хиндустанцы Хиндустанцы (индийцы) - народы, населяющие Индию. Они относятся к европеоидной расы. Культура индейцев, равно как и китайцев, - одна из древнейших в мире. В Индии сохранилось очень много памятников - древних храмов, монастырей, дворцов и мавзолеев. Традиционное жилище индейцев - дом из кирпича с внутренним двором. Одежда мужчин - брюки и рубашка. Женщины носят красочные сарии короткие кофточки. Блюда индийской кухни отличают острые приправы. Индийцы - искусные мастера из резчика по слоновой кости, изготовление статуэток, ювелирных украшений, ковров, плетение из пальмовых листьев.

Cлайд 7

Cлайд 8

Американцы Этот народ отличают своеобразные исторические особенности формирования. В доколумбовой Америке коренными жителями были индейцы. Они были охотниками и рыбаками и вели полукочевой образ жизни. В XVI в. произошло большое "переселения народов". В США хлынул поток европейских колонистов, в основном из Великобритании. Они вытесняли коренных жителей на менее пригодные земли. Вместе тем происходило взаимное проникновение различных культур. В XVII-XIX вв. в США стали завозить рабов из Африки для работы на плантациях. Африканский влияние сказалось на современной музыке. Американцы США - это народ, сформировавшийся из трех рас и трех культур: европейской, индейской и африканской.

Cлайд 9

Cлайд 10

Cлайд 11

Страны мира делятся на однонациональные и многонациональные Около половины стран - однонациональные. Это страны, государственные границы которых совпадают с этническими и основная национальность составляет 90% всего населения. Их больше всего в Европе, в Латинской Америке, на Ближнем Востоке (Дания, Швеция, Германия, Польша, Италия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, большинство стран Латинской Америки). Многонациональные - это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов. Их можно разделить на четыре группы: с резким преобладанием одной нации при наличии более или менее значительных национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралийский Союз); двунациональные (Канада, Бельгия); со сложным, но этнически однородным национальным составом (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос); со сложным и разнообразным в этническом отношении национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия).

Cлайд 12

Зависимости от распространения в мире и роли все религии разделяют на мировые и национальные (этнические). Значительная часть населения мира сохранила свои давние родоплеменные верования, К которым относятся тотемизм, магия, анимизм, шаманизм. Племенные культы сохранились в Центральной Америке, Амазонии, Африке, среди народов севера и аборигенов Австралии. Сегодня существует три основные религии, Которые принято называть мировыми: буддизм, ислам, христианство. Они распространены во всем мире и имеют многочисленных верующих. Религиозный состав населения

Cлайд 13

Cлайд 14

Христианство Христианство - Самая распространенная из мировых религий, которую исповедует почти 2 млрд. человек, включает три направления: православие, католицизм, протестантизм. Оно возникло в I в. и на сегодня имеет наибольшее влияние в странах Европы, Америки, Австралии. В 1054 г. произошло разделение христианской церкви на католическую и православную.

Cлайд 15

Православие Сложилось на территории Византии после разделения Римской империи. Единого духовного центра не имеет. Существует 15 автокефальных, православных церквей. Имеет широкую систему праздников и обрядов, определенным образом отличаются от духовной практики западного христианства. Православие распространено в России, Восточной и Юго-Восточной Европе (Украина, Беларусь, Сербия, Болгария, Македония, Румыния, Молдова, Греция), в Грузии. Довольно значительные общины православных верующих существуют в Южной и Северной Америке, в некоторых странах Западной Европы.

Cлайд 16

Cлайд 17

Католицизм Католическая церковь отличается от православной тонкостями вероучения, богослужения, обрядов. Больше, чем в православии, приобрел распространение культ Девы Марии. Католицизм распространен в Западной Европе (Франция, Италия, Испания), в Восточной Европе (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, страны Балтии), Латинской Америке, Африке. Для церковной организации католицизма характерны суровая централизация, наличие всемирного центра (Папский Престол - Ватикан), единого главы (Папа Римский). Важные позиции занимает монашество, организованное в орденах, осуществляющих миссионерскую деятельность.

Cлайд 18

Протестантизм В XVI в. в католической церкви произошел раскол, приведший к образование новой протестантской церкви. Протестанты отстаивали прямое общение с Богом без священников, упрощали к минимуму обряды. Новая религия хорошо вписывалась в новые рыночные (капиталистические) отношения. Протестантизм широко распространен в Северной Европе, Германии, Северной Америке. Больше протестантов в США (70 млн человек), Великобритании, Австралии. Протестанство составляет большое количество самостоятельных церквей и направлений.

Человечество очень разнообразно в этническом отношении. Этнос - исторически сложившаяся группа людей, говорящих на одном языке, имеющих единое происхождение, культуру, проживающих на определенной территории. Основной признак народа или этноса - общий язык. Одним из важных признаков является также осознание народом своего единства и отличий от других народов (обычаи, традиции, уклад жизни).

На Земле выделяется 11 крупных народов, численность которых превышает 100 млн человек: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, американцы США, бразильцы, русские, японцы, пенджабцы, бихарцы, мексиканцы, яванцы. Всего в мире насчитывается более 5 тысяч народов и более 2 тыс. языков. По степени близости все языки объединяются в семьи и группы. Наиболее многочисленная языковая семья - индоевропейская (2,8 млрд человек). Вторая по численности представителей - китайско-тибетская (сино-тибетская) семья (1,3 млрд человек). К числу крупнейших относятся также афразийская семья (распространена на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Америке), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Европе и Азии) и др.

На каждом материке есть страны однородные и сложные по этническому составу. Около половины государств мира являются однородными по составу населения. Их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Страны со сложным этническим составом характерны в основном для Азии, Африки. В них могут обостряться межэтнические отношения. В таких странах устанавливается два или даже больше государственных языка.

Первое место по степени распространения принадлежит китайскому языку (1200 млн чел.), второе - английскому (520 млн чел.) - языку международного общения. Им пользуется значительная часть населения Земли. В Беларуси два официальных государственных языка - белорусский и русский.

География религий мира

Знание не только языковой, но и религиозной принадлежности населения помогает понять культуру, нравы, обычаи и особенности взаимоотношения народов, экономическое развитие разных стран мира, их государственную политику. Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировые религии объединяют верующих отдельных стран и континентов. Они распространены особенно широко. Мировые религии складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. К ним относятся: христианство - 2,3 млрд (33 % населения Земли), ислам - 1,6 млрд (23 %), буддизм - около 470 млн человек (6,7 %). Кроме мировых, существуют национальные религии, которые исповедуются преимущественно одним народом. Наибольшее распространение из них получили индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм (рис. 30).

Христианство возникло в начале первого тысячелетия н. э. в Юго-Западной Азии. Религия основана на вере в Иисуса Христа, имеющего божественную природу и сошедшего на Землю, чтобы своей мученической смертью искупить грехи людей.

Главный источник христианского вероучения - Священное Писание (Библия). В основе религии лежит вера в Иисуса Христа как Бого-человека, Спасителя и Бога Сына. Христиане верят в равенство всех людей перед Богом, в то, что вера в Бога приведет к вознаграждению на небесах. Христианство делится на 3 основные ветви: католицизм, протестантизм, православие.

Центр самой многочисленной ветви христианства - католической - находится в Ватикане. Здесь размещена резиденция главы Римско-католической церкви - Папы Римского. Ватикан выполняет роль государства, участвует в деятельности международных организаций, имеет постоянных наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО, вносит определенный вклад в защиту мира.

В Беларуси больше всего проповедуются православие и католицизм. Они дали миру много культурных памятников и произведений искусства.

Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. Он распространен в Юго-Западной Азии, на севере Африки, в некоторых странах Центральной и Восточной Азии, Индонезии, в меньшей мере в Европе. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед. Вероучение основано на поклонении единому Богу - Аллаху и признании Мухаммеда посланником Аллаха.

Главные принципы ислама (или мусульманства) изложены в священной книге Коран. Мусульмане, подобно христианам, верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад. Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина в Саудовской Аравии. Центром сразу трех распространенных в мире религий - иудаизма, христианства и ислама - стал город Иерусалим. Здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира. В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества.

Буддизм , основателем которого считается Будда, возник в Индии и распространен в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Индии, Непале и др. Это одна из древнейших религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Основной упор в этой религии делается на чистую, высоко моральную жизнь человека, а не на веру в Бога. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уже о культурах Тибета.

Религия была и остается важным фактором в развитии любого государства. Ее место в жизни стран определяется уровнем развития общества, культуры, традициями. В начале третьего тысячелетия придается большое значение религии в решении международных конфликтов. Людей объединяет не только сходство общих задач, стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем), но и видение духовных ценностей, их сущности, доброжелательного отношения человека к человеку, которые и проповедуют религии.

Этнический состав населения мира очень разнообразен: ученые выделяют в современном мире более 5 тыс. народов и более 2 тыс. языков. К мировым религиям относятся христианство, ислам и буддизм. Религии содействуют формированию терпимого отношения к людям другого вероисповедания, иной этнической принадлежности, гражданам других стран.

РАСОВЫЙ И ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные, передаваемые по наследству внешние (телесные) признаки.

Состав и структура человеческих рас, (%).

Этносы (народы) - сложившаяся устойчивая общность людей, объединяемых языком, территорией, хозяйством, культурой, национальным самосознанием и противопоставляющая себя всем прочим аналогичным коллективам.

Всего в мире насчитывается 3-4 тыс. народов, или этносов, часть которых сложилась в нации, а другие представляют собой народности и племена. Естественно, что при таком количестве народов необходима их классификация. Для географии населения наибольшее значение имеют классификации народов, во-первых, по численности и, во-вторых, по языку.

Классификация народов по численности свидетельствует прежде всего об исключительно больших различиях между ними: от китайцев, которых уже более 1,3 млрд., до племени веддов в Шри-Ланке или ботокудов в Бразилии, которые насчитывают менее 1 тыс. человек. Основную часть населения Земли составляют большие и в особенности самые большие народы, тогда как на долю многих сотен небольших народов приходится всего несколько процентов населения земного шара. Но свой вклад в мировую культуру вносили и вносят и большие, и малые народы.

Классификация народов по языку основывается на принципе их родства.

Все языки объединяются в языковые семьи, которые делятся на языковые группы. Самая распространенная из них - индоевропейская семья.

На языках этой семьи говорят 150 народов общей численностью более 2,5 млрд. человек, принадлежащих к 11 языковым группам и живущих во всех частях света. В зарубежной Европе и Америке на языках этой семьи говорит 95% всего населения.

Свыше 1 млрд. человек говорит на языках сино-тибетской семьи, в основном китайском, более 250 млн. - на языках афразийской семьи, в основном арабском. Численность большинства остальных семей значительно меньше.

В тех случаях, когда национальные (этнические) границы совпадают с политическими, образуются однонациональные государства ; больше всего их в Европе, в Латинской Америке, в Австралии и Океании, на Ближнем Востоке. Существуют также двунациональные государства - Бельгия, Канада. Наряду с этими есть немало стран, которые представляют собой многонациональные государства ; в некоторых из них живут десятки и даже сотни народов. Во многих случаях они имеют федеративное или конфедеративное административно-территориальное устройство.

Задачи и тесты по теме "Расовый и этнический состав населения"

  • Население Евразии - Евразия 7 класс
  • Численность населения и его состав - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Население и страны Южной Америки - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Бразилия - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

Ведущие идеи: Население представляет собой основу материальной жизни общества, активный элемент нашей планеты. Люди всех рас, наций и народностей одинаково способны к участию в материальном производстве и в духовной жизни.

Основные понятия: демография, темпы роста и темпы прироста населения, воспроизводство населения, рождаемость (коэффициент рождаемости), смертность (коэффициент смертности), естественный прирост (коэффициент естественного прироста), традиционный, переходный, современный тип воспроизводства, демографический взрыв, демографический кризис, демографическая политика, миграция (эмиграция, иммиграция), демографическая ситуация, половозрастная структура населения, половозрастная пирамида, ЭАН, трудовые ресурсы, структура занятости; расселение и размещение населения; урбанизация, агломерация, мегалополис, раса, этнос, дискриминация, апартеид, мировые и национальные религии.

Навыки и умения: уметь рассчитывать и применять показатели воспроизводства, обеспеченности трудовыми ресурсами (ЭАН), урбанизации и др. для отдельных стран и групп стран, а также анализировать и делать выводы (сравнивать, обобщать, определять тенденции и последствия этих тенденций), читать, сравнивать и анализировать половозрастные пирамиды различных стран и групп стран; используя карты атласа и других источников характеризовать изменения основных показателей по территории мира, давать характеристику населения страны (региона) по плану с использованием карт атласа.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»