Византийская икона в третьяковской галерее. Выставка «Шедевры Византии

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

"Шедевры Византии" - третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи. Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Экспонируемые памятники датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.

Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи

Икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ "Богоматерь Одигитрия…" является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея? (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду?х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи - кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Бывает ведь так, и у вас, наверное, тоже — ждешь от события чего-то необычного, идешь с таким настроением, что прикоснешься к прекрасному или хотя бы интересному. Так вышло у меня с выставкой «Шедевры Византии», статью о которой я прочла на сайте Арнамик Информ, и впечатлилась.

Может еще, сработала ассоциация с проходящей в это же время в Третьяковке выставкой «Шедевры Ватикана», распиаренной настолько, что билеты на нее невозможно купить задолго до окончания.

Как бы то ни было, собрались. В Третьяковской галерее мы бываем время от времени, поэтому экспонаты постоянных экспозиций нам знакомы. Шли именно на «Шедевры Византии».

Выставка размещается в 38 зале.

Можно, проходя через множество предшествующих ему залов, окинуть взглядом картины любимых художников, кивнув им, словно приветствуя хороших знакомых. Репин, Суриков, Перов, Иванов, Врубель, Куинджи, Верещагин — все на местах.

А вот и «Шедевры Византии». Посмотрим…

На выставке всего 18 экспонатов, представляющих произведения византийского и поствизантийского искусства, привезенных в рамках культурного обмена из музеев и частных собраний Греции.

Иконы, кацеи, воздУхи, экземпляры Библии — все это должно показать единство культуры русской и византийской. И обозначить византийские предметы поклонения как источник вдохновения русских мастеров.

Хотя в целом к иконописи я отношусь ровно, без благоговейного поклонения, на выставке оказались экспонаты, поразившие мое воображение.

Это даже не вырезанный из дерева образ Великомученика Георгия XIII века из Афин (он слева на фото, молодой человек пристально рассматривает его) — уж резных икон и резных деревянных скульптур я насмотрелась, путешествуя по миру.

Удивили меня двусторонние иконы. Таких оказалось две. Одна «пара» с изображением с одной стороны того самого Великомученика Георгия со сценами жития, а с другой — Великомучениц Марины и Ирины. Вторая — с изображением с разных сторон Богоматери с младенцем и Распятия с другой стороны.

Самым древним экспонатом выставки считается процессионный крест Х века, созданный в правление Македонской династии.

На нём выгравированы образы Иисуса Христа, Богоматери, некоторых святых.

В общем, экспонаты выставки «Шедевры Византии» — да, вызывают почтение… Но культурного шока я не испытала.

Повторюсь, я не знаток и не ценитель храмовой живописи. Мне сюжеты показались знакомыми. Так, окинула взглядом. Можно пытаться заставить себя прочувствовать «пыль веков», глядя на изображения, но не сложилось.

Скажу честно, выставка оставила равнодушной. Видать, недостаточно развит мой культурный уровень.

Сожалею, что не смогла передать и донести до вас, дорогие читатели, то прекрасное и возвышенное, которое, вероятно, надеялись вызвать организаторы выставки. Предлагаю сходить самим и посмотреть. Выставка продлится ориентировочно до 9 апреля, если не продлят, как это бывает. Лучше, если сложится свое впечатление.

Выставка «Шедевры Византии» – большое и редкое событие, которое нельзя пропустить. Первый раз в Москву привезли целое собрание византийских икон. Это особенно ценно потому, что получить серьезное представление о византийской иконописи по нескольким произведениям, находящимся в Пушкинском музее, не так просто.

Хорошо известно, что вся древнерусская иконопись вышла из византийской традиции, что на Руси работало очень много византийских художников. О многих домонгольских иконах до сих пор идут споры по поводу того, кем они написаны – греческими художниками-иконописцами, работавшими на Руси, или их талантливыми русскими учениками. Многие знают, что одновременно с Андреем Рублевым, как его старший коллега и, вероятно, учитель, работал византийский иконописец Феофан Грек. И он, судя по всему, был отнюдь не единственный из великих греческих художников, которые творили на Руси на рубеже XIV-XV веков.

И потому для нас византийская икона практически неотличима от русской. К сожалению, точных формальных критериев для определения «русскости», когда мы говорим об искусстве до середины XV века, наука так и не выработала. Но это отличие существует и в этом можно убедиться воочию на выставке в Третьяковке, ведь из афинского «Византийского и христианского музея» и некоторых других собраний к нам приехало несколько настоящих шедевров греческой иконописи.

Хочу еще раз поблагодарить людей, которые организовали эту выставку, и в первую очередь инициатора и куратора проекта, научного сотрудника Третьяковской галереи Елену Михайловну Саенкову, заведующую отделом древнерусского искусства Наталью Николаевну Шаредегу, да и весь отдел древнерусского искусства, который принял активное участие в подготовке этой уникальной выставки.

Воскрешение Лазаря (XII век)

Самая ранняя икона на выставке. Небольшого размера, находится в центре зала в витрине. Икона представляет собой часть тябла (или эпистилия) – деревянной расписанной балки или большой доски, которая в византийской традиции ставилась на перекрытие мраморных алтарных преград. Эти тябла были первоосновой будущего высокого иконостаса, возникшего на рубеже XIV-XV века.

В XII веке на эпистилии обычно были написаны 12 великих праздников (так называемый Додекаортон), а в центре часто размещали Деисус. Икона, которую мы видим на выставке – фрагмент такого эпистилия с одной сценой «Воскрешения Лазаря». Ценно, что мы знаем, откуда происходит этот эпистилий – с Афона. По всей видимости, в XIX веке он был распилен на части, которые оказались в совершенно разных местах. За последние годы исследователям удалось обнаружить несколько его частей.

Воскрешение Лазаря. XII век. Дерево, темпера. Византийский и Христианский музей, Афины

«Воскрешение Лазаря» находится в Афинском византийском музее. Другая часть, с изображением «Преображения Господня» оказалась в Государственном Эрмитаже, третья – со сценой «Тайной вечери» – находится в монастыре Ватопед на Афоне.

Икона, будучи не константинопольской, не столичной работой, демонстрирует тот высочайший уровень, которого достигла византийская иконопись в XII веке. Судя по стилю, икона относится к первой половине этого столетия и, с большой вероятностью, была написана на самом Афоне для монастырских нужд. В живописи мы не видим золота, которое всегда было дорогостоящим материалом.

Традиционный для Византии золотой фон здесь заменен красным. В ситуации, когда в распоряжении мастера не было золота, он использовал символический заменитель золота – красный цвет.

Так что перед нами один из ранних примеров краснофонных византийских икон – истоки традиции, получившей развитие на Руси XIII-XIV вв.

Богоматерь с Младенцем (начало XIII века)

Эта икона интересна не только своим стилистическим решением, которое не вполне вписывается в чисто византийскую традицию. Предполагают, что икона написана на Кипре, но, возможно, в ее создании принимал участие итальянский мастер. Стилистически она очень похожа на иконы Южной Италии, в течение столетий находившейся в орбите политического, культурного и религиозного влияния Византии.

Впрочем, кипрское происхождение также исключить нельзя, потому что в начале XIII века на Кипре существовали совершенно разные стилевые манеры, и рядом с греческими работали и западные мастера. Вполне возможно, что особый стиль этой иконы – результат взаимодействия и своеобразного западного влияния, которое выражается, в первую очередь, в нарушении естественной пластики фигуры, которого греки обычно не допускали, и нарочитой экспрессии рисунка, а также декоративности деталей.

Любопытна иконография этой иконы. Младенец на ней показан в бело-голубой длинной рубахе с широкими полосами, которые идут от плеч к краям, при этом ноги Младенца обнажены. Длинную рубаху покрывает странный плащ, больше похожий на драпировку. По замыслу автора иконы, перед нами – некая плащаница, в которую обернуто тело Младенца.

На мой взгляд, эти одеяния имеют символический смысл и связаны с темой священства. Младенец Христос представлен и в образе Первосвященника. С этим замыслом связаны широкие полосы-клавы, идущие от плеча до нижнего края, – важная отличительная особенность архиерейского стихаря. Сочетание бело-голубых и золотоносных одежд, по всей видимости, связано с темой покровов на алтарном Престоле.

Как известно, Престол и в византийском храме, и в русском имеет два главных покрова. Нижнее одеяние – плащаница, льняной покров, который кладется на Престол, а поверх уже выкладывается драгоценная индития, часто сделанная из драгоценной ткани, украшенная золотой вышивкой, символизирующая небесную славу и царское достоинство. В византийских литургических толкованиях, в частности, в знаменитых толкованиях Симеона Солунского начала XV в., встречаем именно такое понимание двух покровов: погребальная Плащаница и одеяния небесного Владыки.

Еще одна очень характерная деталь этой иконографии – ножки Младенца обнажены до колен и Богоматерь зажимает рукой Его правую пятку. Эта акцентация пятки Младенца присутствует в целом ряде Богородичных иконографий и связана с темой Жертвоприношения и Евхаристии. Мы видим здесь перекличку с темой 23-го псалма и так называемого Эдемского обетования о том, что сын жены поразит искусителя в голову, а сам искуситель ужалит этого сына в пятку (см. Быт. 3:15).

Таким образом, обнаженная пятка – это одновременно намек на жертву Христа и грядущее Спасение – воплощение высокой духовной «диалектики» общеизвестного пасхального песнопения «Смертию смерть поправ».

Рельефная икона святого Георгия (середина XIII века)

Рельефные иконы, которые непривычны для нас, в Византии хорошо известны. Кстати, в рельефе довольно часто изображался именно святой Георгий. Византийские иконы делались из золота и серебра, и их было довольно много (об этом мы знаем из дошедших до нас описей византийских монастырей). Несколько таких замечательных икон сохранились, и их можно увидеть в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции, куда они попали в качестве трофеев Четвертого крестового похода.

Деревянные рельефные иконы – попытка заменить драгоценности более экономичными материалами. В дереве привлекала и возможность чувственной осязаемости скульптурного образа. Хотя в Византии скульптура как иконная техника была не очень распространена, надо помнить, что улицы Константинополя до разорения его крестоносцами в XIII веке были уставлены античными статуями. И скульптурные образы были у византийцев, что называется, «в крови».

На иконе в рост показан молящийся святой Георгий, который обращается к Христу, как бы слетающему с небес в правом верхнем углу средника этой иконы. На полях – подробный житийный цикл. Над образом показаны два архангела, которые фланкируют не сохранившийся образ «Престола Уготованного (Этимасии)». Он вносит в икону очень важное временное измерение, напоминая о грядущем Втором пришествии.

То есть речь идет не о реальном времени, или даже историческом измерении древнехристианской истории, а о так называемом иконном или литургическом времени, в котором в единое целое сплетено прошлое, настоящее и будущее.

В этой иконе, как и на многих других иконах середины XIII века, видны определенные западные черты. В эту эпоху основная часть Византийской империи занята крестоносцами. Можно предположить, что заказчица иконы могла быть связана с этой средой. Об этом говорит очень не византийский, не греческий щит Георгия, который весьма напоминает щиты с гербами западных рыцарей. По краям щит окружает своеобразный орнамент, в котором легко узнать имитацию арабского куфического письма, в эту эпоху оно было особенно популярно и считалось знаком сакрального.

В нижней левой части, у ног святого Георгия – женская фигурка в богатом, но очень строгом облачении, которая в молитве припадает к стопам святого. Это и есть неизвестная нам заказчица этой иконы, по всей видимости соименная одной из двух святых жен, изображенных на обороте иконы (одна подписана именем «Марина», вторая мученица в царских одеяниях является изображением святой Екатерины или святой Ирины).

Святой Георгий – покровитель воинов, и, учитывая это, можно предположить, что заказанная неизвестной женой икона – обетный образ с молитвой о муже, который в это очень неспокойное время где-то сражается и нуждается в самом непосредственном покровительстве главного воина из чина мучеников.

Икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте (XIV век)

Самая замечательная в художественном отношении икона этой выставки – большая икона Богоматери с Младенцем с Распятием на обороте. Это шедевр константинопольской живописи, с огромной вероятностью написанный выдающимся, можно даже сказать, великим художником в первой половине XIV века, время расцвета так называемого «Палеологовского Ренессанса».

В эту эпоху появляются знаменитые мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе, многим известного под турецким именем Кахрие-Джами. К сожалению, икона сильно пострадала, видимо, от целенаправленного разрушения: от образа Богоматери с Младенцем сохранилось буквально несколько фрагментов. К великому сожалению, мы видим в основном поздние дописи. Оборот с распятием сохранился гораздо лучше. Но и тут кто-то целенаправленно уничтожил лики.

Но даже то, что сохранилось, говорит о руке выдающегося художника. Причем не просто большого мастера, а человека незаурядного таланта, который ставил перед собой особые духовные задачи.

Он убирает из сцены Распятия все лишнее, концентрируя внимание на трех главных фигурах, в которых, с одной стороны, прочитывается античная основа, никогда не исчезавшая в византийском искусстве – потрясающая скульптурная пластика, которая, однако, преображена духовной энергией. К примеру, фигуры Богоматери и Иоанна Богослова – словно бы написаны на грани реального и сверхъестественного, но эта грань оказывается не перейденной.

Фигура Богоматери, укутанная в одеяния, написана лазуритом – очень дорогой краской, ценившейся буквально на вес золота. По краю мафория – золотая кайма с длинными кистями. Византийского толкования этой детали не сохранилось. Однако в одной из своих работ я предположил, что она тоже связана с идеей священства. Потому что такие же кисти по краю одеяния, еще дополненные золотыми колокольчиками, были важной особенностью одеяний ветхозаветного первосвященника в Иерусалимском храме. Художник очень деликатно напоминает об этой внутренней связи Богоматери, которая приносит в жертву Своего Сына, с темой священства.

Гора Голгофа показана как небольшой холмик, за ним видна невысокая стена града Иерусалима, которая на других иконах бывает значительно более внушительной. Но здесь художник словно бы показывает сцену Распятия на уровне птичьего полета. И поэтому стена Иерусалима оказывается в глубине, а все внимание за счет выбранного ракурса концентрируется на главной фигуре Христа и обрамляющих Его фигурах Иоанна Богослова и Богоматери, создающих образ возвышенного пространственного действа.

Пространственная составляющая имеет принципиальное значение для понимания замысла всей двусторонней иконы, которая обычно является процессионным образом, воспринимаемым в пространстве и движении. Сочетание двух изображений – Богоматери Одигитрии с одной стороны и Распятия – имеет свой высокий прототип. Эти же два изображения были на двух сторонах палладиума Византии – иконы Одигитрии Константинопольской.

Вероятнее всего, эта икона неизвестного происхождения воспроизводила тему Одигитрии Константинопольской. Не исключено, что она могла быть связана с главным чудесным действом, которое происходило с Одигитрией Константинопольской каждый вторник, когда ее выносили на площадь перед монастырем Одигон, и там происходило еженедельное чудо – икона начинала летать по кругу на площади и вращаться вокруг своей оси. У нас есть свидетельство об этом многих людей – представителей разных народов: и латинян, и испанцев, и русских, которые видели это удивительное действо.

Две стороны иконы на выставке в Москве напоминают нам, что две стороны Константинопольской иконы образовывали нерасторжимое двуединство Воплощения и Искупительной Жертвы.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Икона выбрана создателями выставки как центральная. Здесь тот редкий случай для византийской традиции, когда мы знаем имя художника. Он подписал эту икону, на нижнем поле по-гречески написано – «Рука Ангела». Это знаменитый Ангелос Акотантос – художник первой половины XV века, от которого осталось достаточно большое число икон. О нем мы знаем больше, чем о других византийских мастерах. Сохранился целый ряд документов, и в том числе его завещание, которое он написал в 1436 году. Завещание ему не понадобилось, он умер значительно позже, но документ сохранился.

Греческая надпись на иконе «Матерь Божия Кардиотисса» – не особенность иконографического типа, а скорее эпитет – характеристика образа. Думаю, что даже человек, который не знаком с византийской иконографией, может догадаться, о чем идет речь: все мы знаем слово кардиология . Кардиотисса – сердечная.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век)

Особенно интересной с точки зрения иконографии является поза Младенца, который, с одной стороны, обнимает Богоматерь, а с другой – как бы опрокидывается назад. И если Богоматерь смотрит на нас, то Младенец смотрит в Небеса, как бы вдаль от Нее. Странная поза, которую иногда в русской традиции называли Взыграние. То есть на иконе – вроде бы играющий Младенец, но играет Он довольно странно и очень не по-младенчески. Именно в этой позе опрокидывающегося тела есть указание, прозрачный намек на тему Снятия с Креста, и соответственно страдания Богочеловека в момент Распятия.

Здесь мы встречаемся с великой византийской драматургией, когда трагедия и торжество объединяются в одно, праздник – это и величайшее горе, и одновременно замечательная победа, спасение человечества. Играющий Младенец провидит Свою грядущую жертву. И Богоматерь, страдая, принимает Божественный замысел.

В этой иконе – бесконечная глубина византийской традиции, но, если приглядеться, мы увидим изменения, которые приведут к новому пониманию иконы в очень скором времени. Икона написана на Крите, принадлежавшем в ту эпоху венецианцам. После падения Константинополя он стал главным центром иконописания во всем греческом мире.

В этой иконе выдающегося мастера Ангелоса мы видим, как он балансирует на грани превращения уникального образа в своего рода клише для стандартных воспроизведений. Уже несколько механистическими становятся изображения светов-пробелов, которые выглядят жесткой сеткой, положенной на живую пластическую основу, чего никогда не допускали художники более раннего времени.

Икона Богоматери Кардиотисса (XV век), фрагмент

Перед нами – выдающийся образ, но в определенном смысле уже пограничный, стоящий на рубеже Византии и пост-Византии, когда живые образы постепенно превращаются в холодные и несколько бездушные реплики. Мы знаем, что происходило на том же Крите менее чем через 50 лет после написания этой иконы. До нас дошли контракты венецианцев с ведущими иконописцами острова. По одному такому контракту 1499 года за 40 дней три иконописные мастерские должны были изготовить 700 икон Богоматери. В общем, понятно, что начинается своего рода художественная промышленность, духовное служение через создание святых образов превращается в ремесло на рынок, для которого пишутся тысячи икон.

Прекрасная икона Ангелоса Акотантоса являет собой яркий рубеж в многовековом процессе девальвации византийских ценностей, наследниками которой мы все являемся. Тем драгоценней и важнее становится знание о подлинной Византии, возможность лицезреть ее воочию, которую нам предоставила уникальная «выставка шедевров» в Третьяковской галерее.

Вчера в Третьяковской галерее открылась выставка «Шедевры Византии», проводимая в рамках года кросс-культурных коммуникаций России и Греции. Представленные иконы, иллюстрированные рукописи и предметы мелкой пластики из музеев и частных собраний Греции относятся к разным эпохам (от X до XVI века), стилистическим направлениям и территориальным школам и дают представление о многообразии и богатстве художественного наследия великой восточнохристианской империи.

Уникальность и ценность выставки сложно преувеличить. Во-первых, византийское искусство представлено в отечественных музеях достаточно бедно, да и внимание к этой богатейшей и интереснейшей культуре в нашей стране незаслуженно мало. (Здесь сказывается и предубеждение советской эпохи против духовно и церковно ориентированного наследия, и сложность для восприятия среднестатистическим, слабо подготовленным современным зрителем этого изощренного, рафинированного и возвышенного искусства).

Во-вторых, каждый их представленных предметов - безусловный шедевр, каждый - красноречивый свидетель глубины философского осмысления бытия, высоты богословской мысли и интенсивности духовной жизни современного ему общества.

Самый ранний экспонат, показанный на выставке, - прекрасный серебряный процессионный крест конца X века с выгравированными изображениями Христа, Богоматери и святых. Характерная для эпохи строгость линий и совершенство пропорций дополнены изяществом тонко прочерченных гравированных медальонов с изображением Христа Пантократора, Богоматери и святых.

К XII веку относится краснофонная икона «Воскрешение Лазаря», шедевр так называемого «Комниновского ренессанса». Гармония пропорций, утонченность и пластичность жестов, полновесные, объемные фигуры, выразительные острые взгляды - характерные черты эпохи. Это время возврата к античной первооснове, с которой, впрочем, византийское искусство, в отличие от западноевропейского, никогда кардинально не расставалось. Поэтому применительно к Византии такие периоды особенного интереса к эстетике античности можно назвать «ренессансами» только условно.

В этом контексте очень интересна икона святого великомученика Георгия, являющая редкий пример взаимопроникновения западной и восточной традиций. Рельефное изображение святого в среднике относится к так называемому «крестоносному искусству» XIII века, когда почти столетие Константинополь находился под владычеством западных рыцарей, и мастера из Европы прибыли в восточную столицу. Сам жанр раскрашенного рельефа, характерный для готической образности, округлый, мало профилированный объем, несколько провинциальная выразительность фигуры с большими руками и головой, локальная, яркая цветовая гамма - очевидные черты «варварского» искусства. Однако сияющий золотой фон и более утонченная живопись клейм выдают руку греческого мастера. В житийных изображениях на полях бросаются в глаза ювелирные дробные формы, изящная пластика фигур, более нюансированный колорит, выдержанный при этом в цветах средника, и тонкие удлиненные черты лиц.

Оборот иконы с изображением святых мучениц Марины и Ирины опять возвращает нас к «крестоносной» выразительности с подчеркнутыми, крупными чертами лиц, «говорящими» руками и экспрессивными взглядами. Однако сияние золотых «светов» в одеянии Христа выдает безусловное преклонение автора перед столичными константинопольскими образцами.

Среди всех шедевров выставки особенно впечатляет великолепная двусторонняя икона «Богоматерь Одигитрия» и «Распятие» из Византийского и Христианского музея в Афинах, датированная XIV веком. Монументальное поясное изображение Богоматери с Младенцем на руках выполнено в лучших традициях столичной константинопольской школы эпохи Палеологов. Это и статуарная фигура Марии, изящным силуэтом выделяющаяся на золотом фоне, и грация жестов, и Ее утонченно-прекрасные черты: миндалевидные глаза, тонкий нос, маленький округлый розовый рот, припухший, девичий овал лица. Это была бы почти земная, чувственная красота, если бы не сияние иного мира, пронизывающее этот совершенный лик лучами пробелов, озаряющее его духовным светом.

С середины XIV столетия живопись отражает новое богословское учение и духовный опыт монахов-исихастов, последователей святителя Григория Паламы, о нетварных божественных энергиях. Именно этот свет, гармония тишины претворяют остро выразительную композицию распятия Христа на обороте иконы в надмирный и надэмоциональный образ, полный безмолвной скорби и молитвенного горения. На светящемся золотом фоне фигура скорбящей Богородицы в сияющих синих одеждах напоминает свечу, пламенем устремленную ввысь. Важно отметить, что при всей удлиненности и утонченности пропорций, античная основа всей художественной системы византийцев дышит в каждой детали: например, поза склонившегося в слезах апостола Иоанна вторит изгибу тела Христа, что придает статичной композиции движение и вибрацию.

К рубежу XIV и XV столетий относится большая икона святой мученицы Марины, написанная, безусловно, в той же позднепалеологовской традиции, как и «Богоматерь Одигитрия с двунадесятыми праздниками» второй половины XIV века. Тончайшие золотые пробела пронизывают эти изображения, свет вибрирует и оживляет, одухотворяет образы.

На выставке также представлены несколько поствизантийских икон, написанных уже после падения Константинополя в 1453 году. Большим художественным центром стал в это время Крит, однако постепенно греческая иконопись утратила монументальную выразительность и духовную напряженность образов, отличающие творения их предшественников.

В образе Богоматери Кардиотиссы первой половины XV столетия уже чувствуется тенденция к орнаментализации сетки пробелов, к сложности поз, одновременно и неестественно развернутых, изломанных, и застывших.

Икона святителя Николая, выполненная около 1500 года, отличается очевидным влиянием итальянского искусства эпохи Возрождения в области колорита и трактовки складок. Интересна иконография святого на троне, получившая в поствизантийском искусстве большое распространение.

Уникальны и рукописи, и предметы декоративно-прикладного искусства, привезенные на выставку. Вместе с великолепными иконами они погружают зрителей в возвышенный и рафинированный мир византийской образности. Они как будто реконструируют перед нашими глазами отблески того великолепия, которое родилось из античного представления о прекрасном, восточной экспрессии и христианской духовной наполненности.

Главное в этом искусстве, как и в этой выставке, - состояние надмирного парения и ликования духа, пронизывающее каждое изображение, каждое свидетельство о той удивительной стране, где богословие было не уделом избранного меньшинства, а основой жизни империи, где царский двор порой жил по монастырскому уставу, где столичное рафинированное искусство могло появиться как в отдаленных регионах северной Италии, так и в пещерных храмах Каппадокии. Нам выпало счастье прикоснуться к неизвестным граням этого культурного материка, из которого в свое время произросло и обширное древо русского искусства.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Искусствовед, специалист по византийской живописи, куратор выставочных проектов, основатель собственной галереи современного искусства. Больше всего люблю говорить и слушать об искусстве. Замужем, воспитываю двоих котов. http://arsslonga.blogspot.ru/

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»