Русское возрождение (xvii–xviii века). Культура Руси второй половины XIII – XIV века

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Русь XIII века. В 1237-1240 гг. в пределы русской земли «посекая людей как траву» вторглись полчища монголо-татар.

Враг разорил большую часть Руси, а также Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию и Венгрию. Было разрушено 49 русских городов. На месте прекрасных городов оставались развалины и пожарища, на месте деревень – пепелища. Врываясь в города, захватчики в считанные дни уничтожали то, что создавалось десятилетиями: дворцы и терема, храмы и жилые строения. Не успевшие спрятаться в лесах горожане и сельские жители безжалостно истреблялись или угонялись в плен, в рабство. Многие ремесла пришли в упадок. Русь была вынуждена платить дань Золотой орде. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги («серебро»). У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника.

Монголо-татарское нашествие в Самарском крае. Не избежал разорения и Самарский край. В нем враги встретили жестокое сопротивление. По преданию, на их пути оказался хорошо укрепленный Муромский городок (настоящее название неизвестно). Его окружали глубокие рвы и высокие земляные валы. Защитники города были хорошо вооружены. Не один раз бросал хан Батый все свои силы на приступ города. Но люди не сдавались. Однако силы были не равны. Город пал, был разрушен и сметен с лица земли. Все жители были убиты.

Нашествие монголо-татар внезапно прекратило блестящий расцвет культуры Руси. И прошло немало времени, прежде чем освободившиеся русские люди стали творить как раньше.

Культурная деятельность русских монастырей XIII века. В тринадцатом веке на Руси в монастырях создается немало летописей. В них записывали все главные события страны. Летопись – описание событий по годам. Из этих летописей мы узнаем историю нашей Родины – России. Начинается создание литературы прославляющей ратный подвиг русских людей. Наибольшую известность получило «Сказание о житии Александра Невского» . Оно повествует об истории Руси и судьбе великого полководца.

В монастырях Ярославля, Новгорода, Москвы за XIII век было написано немало икон. Христос, Апостолы, Пророки, Мученики и Святители приобретают черты человека. Известно имя одного из иконописцев, который творил в Новгороде в это время. Подпись Алексы Петрова былаобнаружена на иконе святого Николая Липного.

Музыка XIII века. В тринадцатом веке музыкальное искусство включало два направления: народное и духовное.

Народное творчество скоморохов по-прежнему необходимо было русским людям. Их песни, танцы и шутки сопровождали княжеские пиры. Появляется театр петрушки, в котором веселый и предприимчивый персонаж храбро решает все проблемы.

Особую известность приобретает жанр исторической песни. Часто по деревням и селам скоморохи пели историческую песню «Сказание о граде Китеже» . В песне говорится о древнерусском, «чудном» городе. Он стоял на берегу озера Светлояр. Напали враги на город. Защитники все погибли у стен своего города. Хан Батый приказал сжечь его утром. Но когда солнце поднялось, никакого города на берегу уже не было. Он опустился ночью на дно озера, чтобы избежать разорения и огня.

В XIII веке развивается храмовая музыка, или, как ее принято называть - духовная музыка . В храмах пели не только русские певцы, но и греческие, болгарские.

Каменное строительство на Руси XIII века. На Руси ведется каменное и храмовое строительство. Многие русские города на окраине страны, такие как Киев и Владимир, были разрушены. Строительство вели в основном в центре страны. Русские зодчие использовали все достижения своих предков. Крепли русские города Тверь и Москва.

Таким образом, несмотря на огромные потери, которые понесла Русь в XIII веке, но страна сохранила единство народа, языка и культуры.

1. Прочитай текст рассказа и ответь на вопрос. Как повлияло монголо-татарское нашествие на русскую культуру XIII века?

2. Расскажи о русском искусстве XIII века (литературе, иконописи, музыке, архитектуре).

Русская культура XIV века

Русь XIV века. В четырнадцатом веке началось постепенное возрождение Руси. Восстанавливается сельское хозяйство и развивается ремесло. Если в тринадцатом веке на Руси количество ремесел равнялось 90, то в четырнадцатом веке их было более 200.

Начинается возвышение Москвы, а вместе с этим и возрождение русской культуры. Московское княжество окружено лесами. Врагу трудно было дойти до Москвы. Московским князем стал Иван Данилович (1325-1340). Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во–первых, удалось ему скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Он покупал села и города, увеличивая свои владения. В наследство своим сыновьям он оставил почти сто сел и городов. Во–вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита известен как князь-строитель. При нем Москву обносят крепким дубовым Кремлем, сооружают дворец самого князя. Возводит князь новые каменные соборы.

Расширяя и укрепляя свое княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель. Это объединение продолжили его дети и внуки. Начинается возрождение русской культуры.

Сергий Радонежский. В XIV веке Русь одержала решающую победу за свое освобождение на Куликовом поле. Перед тем как отправиться на бой Дмитрий Донской взял благословение у Сергия Радонежского - основателя Троицкого монастыря под Москвой.

По свидетельству современников, Сергий Радонежский предсказал победу русского войска и воодушевил мужеством князя и его дружинников. Он страстно выступал за объединение Руси. Сергий стремился примирить враждующих русских князей и сплотить их для борьбы с Ордой. Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах искоренить зло на земле, ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Сергий Радонежский так и умер в безмолвии, но память о великом русском деятеле жива. После его смерти он был причислен к лику святых на Руси.

Русские монастыри XIV века. В монастырях жили монахи – люди, которые посвятили свою жизнь Богу.

Они сообща владели строениями и землей. Возглавлял монастырь настоятель. Сначала монастырь был маленьким и бедным: деревянная церковь и несколько келий (комнат) для немногочисленных монахов. Жили они в больших трудах и лишениях. Бывало, не имелось ни куска хлеба и приходилось несколько дней голодать.

В монастыре были свои строгие правила – устав . Человек, принятый в монастырь, должен был их выполнять. Со временем он становился монахом, при этом отрекался (отказывался) от всего, что его окружало прежде. Даже имя менял. Все монахи были равны и называли себя братьями, лишь к настоятелю почтительно обращались: отец.

Монахи в монастыре жили трудом рук своих: возделывали огороды, растили хлеб, пасли скот. Даже ложки и ножи они делали сами. Сами рубили в лесу деревья и строили церкви и жилые помещения. Грамотные монахи переписывали церковные книги и летописи, некоторые писали иконы. Так в трудах и молитвах день за днем проходила жизнь монахов.

1. Почему Москва в четырнадцатом веке становится центром русской культуры?

2. Объясни, кто такие монахи? Что такое монастырский устав? Расскажи о деятельности Сергия Радонежского.


Похожая информация.


Развитие культуры в Русских землях во второй половине xiii-xvi в.РА З В И Т И Е К УЛ ЬТ У РЫ В
РУСС К И Х З Е М Л Я Х В О ВТО Р О Й
П ОЛ О В И Н Е X I I I - X V I В.
Презентацию подготовила:
Ученица 6Б класса
Пашкова Кристина

Что мы узнаем из этой презентации?

ЧТО МЫ УЗНАЕМ ИЗ ЭТОЙ
П Р Е З Е Н ТА Ц И И?
1) Какие общие явления в развитии культуры
произошли в странах Западной Европы и Руси в XIII-XIV в.
2)О живописных шедеврах, созданных на Руси в конце
XIV в.
3) О достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.
4) О причинах культурного возрождения русских земель.

В этой презентации вы увидите такие изображения как:

В Э Т О Й П Р Е З Е Н ТА Ц И И В Ы У В И Д И Т Е
ТА К И Е И З О Б РА Ж Е Н И Я К А К:
1) Спаситель. Роспись купола церкви Спаса
Преображения на Ильине улице в Новгороде. (Художник:
Феофан Грек)
2) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде. XIV в.
3)Успенский собор в Коломне. XIV в.

Начало возрождения культуры в русских землях

Н АЧ А Л О В ОЗ Р ОЖ Д Е Н И Я
К УЛ ЬТ У Р Ы В Р УСС К И Х З Е М Л Я Х
Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Лучшие
ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В
результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Тем не
менее примерно через 100 лет, почти в одно время с началом эпохи
Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в.
Начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что способствовало

Ч ТО С П О СО Б С Т В О ВА Л О
1) Освоение новых территорий
2) Успехи в хозяйственном развитии
3) Центр политической и культурной жизни постепенно
перемещался в Москву
4) Единство Русской земли стала одной из ведущих во
всех русских землях.

Книжное дело, летописание

К Н И Ж Н О Е Д Е Л О, Л Е Т О П И С А Н И Е
С XIV В. НА РУСЬ СТАЛИ ВВОЗИТЬ БУМАГУ-БОЛЕЕ УДОБНЫЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА, ЧЕМ БЕРЕСТА, И ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ
ДЕШЕВЫЙ, ЧЕМ ПЕРГАМЕНТ.
КНИГ СТАЛО БОЛЬШЕ, ОНИ ПОДЕШЕВЕЛИ. ИЗМЕНИЛАСЬ И ТЕХНИКА
ПИСЬМА. НА СМЕНУ УСТАВУ, КОГДА БУКВЫ ВЫПИСЫВАЛИСЬ С
НЕОБЫЧАЙНОЙ ТОЧНОСТЬЮ И ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ, ПРИШЕЛ
ПОЛУУСТАВ-БОЛЕЕ БЕГЛОЕ И СВОБОДНОЕ ПИСЬМО.
В КОНЦЕ XIII-XIV В. СЛОЖИЛИСЬ НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ЛЕТОПИСАНИЯ –
ПСКОВ, СУЗДАЛЬ, РОСТОВ, МОСКВА.

Устное народное творчество, литература

У С Т Н О Е Н А Р ОД Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О,
Л И Т Е РА Т У РА
Наивысшего расцвета достиг в XIV в. Былинный
героический эпос. Слагатели былин обращались к славному
прошлому своей страны, к временам Киевской Руси.
Любимым героем былин стал князь Владимир Красное
Солнышко. А стольный град Киев представал в них как
воплощение единства Русского государства. Так же освоился
новы жанр устного творчества – исторические песни.

Зодчество

ЗОДЧЕСТВО
С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное
строительство: в Твери по образу владимиро Успенского
собора был построен собор Спаса Преображения. При Иване
Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви
Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. На кануне Куликовской
битвы в коломне начали возводить Успенский собор,
превосходивший по размерам все московские храмы.

Живопись

ЖИВОПИСЬ
С XIV в. Начался расцвет русской живописи. Большой
вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала
в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Руст из
Византии в 70-х гг.XIV в. Уже известным живописцем.
Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

10. Иллюстрации

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Успенский собор в Коломне
Церковь Спаса
Преображения
на Ильине улице
в Новгороде
Спаситель. Роспись купола церкви
Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде

Культура русского возрождения.

С XIV века идея объединения русских земель становится доминирующей. Об этом говорит рост национального самосознания, что в немалой степени способствует расцвету русской культуры, это период синтеза локальных культур, государственно-политических институтов, собирание и осмысление ценностей и идеалов предшествующего этапа культурного развития. XV – XVI века – это время не только формирования единого русского государства, но и время становления русского национального характера. Для русского национального характера характерно проявление негативных крайностей. Большинство исследователей обозначают их как два начала: святого, человеческого и звериного. Наличие этих двух начал объясняется рядом культурологов тем, что русский человек не прошел трудностей морального выбора, взяв сразу из византийского православия идеал аскетизма и святости. Такая моральная позиция человека, не искушенного жизненными соблазнами, может легко вызвать переход на противоположные позиции, легко свалиться в отрицании морали вообще (отсюда русская смута XVII века, безнравственность нашего времени). Еще одна особенность: ненависть ко всему формальному и официальному, ко всему бюрократическому. Русский человек готов получить отказ и потерпеть неудачу, если с ним хорошо поговорили. Одним из отрицательных последствий этого качества является пьянство, распространенное в русском народе веками. Это способ дойти до такой степени расслабленности, при котором любая социальная форма в отношениях людей уходит прочь и позволяет общаться напрямую, на стыке душ, без оглядки. Еще одна черта: патриотизм, никогда в прежней истории, ни при каких режимах не оспаривался. Постоять за Отечество, пожертвовать собой ради Отечества – были главной ценностью русской нации. И только сегодня лозунги патриотизма и демократии разделились. Это привело к появлению национал-демократических движений, лишило демократию народной поддержки, в моральном плане позволило проявиться тем самым звериным чертам русского народа: частое присвоение общественных богатств, воровство, расхищение национального достояния, раболепие перед заграницей, работу на себя государственных чиновников, не прикрытые цели наживы наших предпринимателей и бизнесменов, сострадательность, чувство справедливости. Справедливость имела также негативные черты в русском народе, так как всегда вела к фактическому равенству по принципу «не то плохо, что моя корова сдохла, а что она у соседа жива», отсюда анекдоты, негативное отношение к новым русским.

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.

1. Начало возрождения культуры в русских землях Со второй половины XIV в. , одновременно с началом эпохи Возрождения в Западной Европе начинается постепенное культурно возрождение русских земель. Основная идея – единство Русской земли, борьба с иноземным владычеством.

2. Книжное дело, летописание С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу На смену уставу пришел полуустав Монастыри - крупнейшие центры книжного дела Новые центры летописания: Псков, Суздаль, Ростов, Москва.

3. Устное народное творчество, литература Эпос – совокупность произведений народного творчества Обращение к временам Киевской Руси Любимые герои: Владимир Красное Солнышко, купцы Василий Буслаев и Садко (Новгород) Жанры русской литературы Исторические песни (песнь об Авдотье Рязаночке, песнь о Щелкане) Воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем») Житие («Житие Александра Невского» , «Житие Михаила Тверского»

4. Зодчество Тверь В конце XIII в. – возобновление каменного строительства Собор Спаса Преображения Церковь Николы на речном острове Липно, XIII в.

4. Зодчество Москва Во второй четверти XIV в. – возобновление каменного строительства Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника Церковь Спаса на Бору Каменный кремль Церковь Иоанна Лествичника, современный вид

4. Зодчество Новгород Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, XIV в. Церковь Федора Стратилата, XIV в.

4. Зодчество Псков Стены Изборской крепости, XIV в.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»