Главное про византийскую выставку в третьяковке. Третьяковская галерея представляет новую экспозицию — «Шедевры византийского искусства

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

"Шедевры Византии" - третье событие перекрестного года России и Греции, организованное при участии Третьяковской галереи. Открытие первой выставки в присутствии глав обоих государств состоялось в мае 2016 года в Византийском и Христианском музее в Афинах перед образом "Вознесение" Андрея Рублева. В сентябре в Афинах с большим успехом проходил показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV–XIX веков из Третьяковской галереи. Продолжает культурный обмен открывающаяся выставка произведений византийского и поствизантийского искусства из музеев и частных собраний Греции.

Экспонируемые памятники датируются концом X - началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах.

Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира.

На выставке каждое из произведений - уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства. Самый ранний памятник в экспозиции - серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. В собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.

Один из самых ярких экспонатов выставки - рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев - интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи

Икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Зримым свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является замечательный двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века. Эта икона - современница произведений Феофана Грека. Оба мастера используют одни и те же художественные приемы; в частности, тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, символизирующие энергии божественного света. Образ "Богоматерь Одигитрия…" является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе.

О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея? (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду?х (покров) на Святые Дары. Представленные рукописи - кодексы Евангелия (XIII век и около 1300 года) – знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью.

Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Эти произведения позволяют проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Византийская художественная традиция стояла у истоков формирования искусства многих народов. С самого начала распространения христианства в Киевской Руси греческие художники и архитекторы передавали русским мастерам навыки храмового строительства, фресковой живописи, иконописания, оформления книг, ювелирного искусства. Это культурное взаимодействие продолжалось на протяжении многих столетий. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру.

Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Лаврушинский переулок, 10, зал 38

Перекрестный год России и Греции завершает культурный проект, который стартует сегодня в Третьяковской галерее - выставка «Шедевры византийского искусства». Уникальные памятники X-XV веков, собранные из греческих музеев и частных коллекций. Посетители смогут представить историю великой империи, проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Артефакты исчезнувшей Византийской империи. Самый ранний - церковный крест X века. Современник Крещения Руси. В центре - другой металл, не оригинальный. Вставка появилась, когда отсюда вырвали реликвию - частицу Креста Господня.

«Мы с вами видим две руки великомученика, которые подняты к Христу. И фигура его здесь хорошо видна, объемна. Он практически как бы выходит с поверхности иконы, с плоскости иконы к нам, к молящимся», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

Куратор выставки у «объемной» иконы - такие появились в XIII веке, после прихода крестоносцев. Столкнулись два христианских мира: западный и восточный. Техника резьбы, одеяния, даже щит у ног Святого Георгия - европейские, а техника росписи - византийская

И это - далеко не все сюрпризы от византийских мастеров. Двусторонние иконы - большая редкость. Например, на этой, конца XIV века, с одной стороны изображено распятие Христа, а с другой стороны - Богоматерь. Такие иконы также называют процессиоными, то есть они участвовали в церковных службах, торжествах, крестных ходах. Но самое интересное другое - искусствоведы предполагают, что и внутри храма они располагались особым образом. Одной стороной были обращены к молящимся, то есть сюда. А другой стороной - внутрь алтаря, к священнослужителям.

Рассохшиеся края, местами утраченные краски, а где-то и намеренно сбитые лица святых потрясают сильнее отреставрированных образов. Эти иконы дышат временем, живут каждой трещинкой, назло всем завоевателям Византии.

«Когда турки взяли Константинополь, они стали уничтожать убранство храмов, обезображивать иконы: выкалывали глаза, лики святых», - рассказывает сотрудник Византийского и Христианского музея Федра Калафати.

Уникальных 18 экспонатов приехали из музеев и частных собраний Греции. Этот визит - ответный: осенью 2016-го в Афинах прошла выставка русских икон. Перекрестный год России-Греции календарно уже завершился, но фактически закрывается сейчас.

Рукопись Евангелия XIV века - в драгоценном окладе, с богатыми миниатюрами, прекрасно сохранившимся текстом и пометками на полях. Основа - телячья кожа тончайшей выделки.

Рядом еще менее привычный для слуха «воздУх» - шитый покров на Святые Дары. Его использовали во время Литургии. Судя по узору, накрывали вино. Даже нити сохраняют свою яркость у византийских мастеров, ведь красители создавали из природных пигментов. Киноварь - красный, лазурит - синий, охра - телесно-оранжевый. Палитра - небольшая, но как искусно ей владели художники.

«Рассматривать эти иконы - огромное наслаждение для глаза, потому что это тончайшая живопись, тончайшая работа с краской, с цветом, с золотом», - говорит директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

А еще - деталями. Казалось бы, каноническое изображение Богоматери с младенцем, но как по-человечески игриво с одной ноги Христа съезжает сандалик.

Новая выставка в Третьяковской галерее - «Шедевры Византии». Это восемнадцать экспонатов из греческих музеев. Их возраст от конца X века до начала XVI, когда Восточной Римской империи уже не было, а наименования Византия ещё не было. Редчайшие образцы иконописи расположены рядом с залами древнерусского искусства. Так что можно тут же сравнить работы родоначальников стиля и их учеников, в том числе и величайшего из них - Андрея Рублева.

Вольтер считал, что византийская культура в целом - это сборник высокопарных фраз и описаний чудес, позорящих человеческий разум. Именно в эпоху просвещения, как принято считать, родились все мифы про Византию, о её деспотизме, суеверии, алчности, и нравственном разложении. С мифами бороться, как известно, не стоит. Надо изучать. Выставка византийских шедевров - полезнейший предмет изучения, глава государства проявил к нему интерес.

Выставка «Шедевры Византии» оформлена с аскетизмом монашеской кельи. Но, как известно, все по-настоящему стоящее не слишком эффектно. Обычно перед съемкой коррепонденты всегда уточняют у куратора выставки, чтобы дать задание оператору: что нужно снять обязательно, а что можно пропустить. Но на этот раз «Новостям культуры» посоветовали снимать все экспонаты. Второстепенных произведений здесь нет.

«Первая половина XIV века. "Распятие" - двусторонняя икона. Это действительно шедевр. Константинопольские мастера, столичная работа. Вы посмотрите, как при минимализме художественных средств достигается максимум выразительности! Здесь золото, мы видим различные оттенки синего и различные оттенки охры. Больше ничего. Посмотрите, какое колористическое богатство», - рассказывает куратор выставки Елена Саенкова.

На этой выставке можно увидеть как блестящие образцы иконописи, созданные в константинопольских мастерских для столичных соборов, так и образа, написанные в тиши монашеских келий для небольших провинциальных храмов. Есть и такие, глядя на которые и не скажешь, что это икона.

«Святой великомученик Георгий. Это фактически скульптура, выполненная из дерева, раскрашенная в окружении клейм великомученика. Традиция раскрашенного рельефа не типична для Византии. Это первая встреча Византии и Запада», - поясняет Елена Саенкова.

Ошибаются те, кто думает, что в Третьяковской галерее открылась выставка об искусстве Византии. Эта выставка не об искусстве и даже не о самой Византии. Она о чем-то неизмеримо большем, чего не поняли ни крестоносцы, разорившие империю в начале XIII века, ни османы, захватившие Византию в середине XV. По-настоящему Византию поняли только в России.

«Особенность этой выставки не только в том, что впервые в залах галереи византийское искусство. У нас впервые есть возможность реально ощутить истоки всего того, что мы называем Россия, Русь, Святая Русь», - говорит заведующая отделом древнерусского искусства Третьяковской галереи Наталья Шередега.

Владимиру Путину, побывавшему прошлым летом на Афоне на торжествах, посвященных тысячелетию русского присутствия на Святой Горе, в числе первых экспонатов показали небольшую икону, представленную на выставке. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова рассказывает: стилистические особенности иконы позднее взяли на вооружение русские иконописцы.

Еще более древний памятник Византии - процессионный серебряный крест конца Х века. Именно тогда Русь приняла христианство. Возможно, таким же крестом святой князь Владимир крестил свой народ.

На выставке можно увидеть пять столетий блестящей византийской культуры. Здесь есть экспонаты, которые формально демонстрируют и ее закат. Например, икона Святителя Николая написана спустя 50 лет после падения Византии. Но в действительности Византия жива и не только в памятниках иконописцев, уехавших после краха империи на Крит. Прежде всего, она жива в культуре Руси - наследницы Византии.

Оценить работы византийских мастеров, в том числе тысячелетней давности, могут гости Третьяковки в Лаврушинском переулке. На новой выставке представили экспонаты конца X — начала XVI века.

В 38-м зале галереи выставили иконы и рукописи с миниатюрами. Каждое произведение — уникальный памятник своей эпохи. Они помогают понять историю византийской культуры и проследить взаимное влияние традиций восточного и западнохристианского искусства.

Выставку «Шедевры Византии» открыли рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI-XVII веков. Это позволяет проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Византийские традиции стояли у истоков искусства многих народов. Когда на Руси начало распространяться христианство, греческие художники и архитекторы передавали мастерам навыки строительства храмов, фресковой живописи, иконописания, оформления книг и ювелирного искусства. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства. Но в нём сохранялась память о Византии как об источнике, долгие годы питавшем русскую культуру.


Самый древний экспонат выставки в Третьяковской галерее — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нём образами Христа, Богоматери и святых.

Искусство XII века представляет икона «Воскрешение Лазаря», воплощающая утончённый стиль живописи того времени. В Третьяковской галерее есть икона «Богоматерь Владимирская» этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезённая на Русь.

Один из самых ярких экспонатов — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Это пример взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положивший начало феномену мастерских крестоносцев XIII века. Фигура святого Георгия выполнена в технике резьбы по дереву, что не характерно для византийского искусства, — это заимствование из западной традиции. При этом обрамление из клейм создано по канонам византийской живописи.

Другой путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада демонстрирует икона «Богоматерь с Младенцем», датируемая XIII веком. В период возрождения империи и династии Палеологов движение к античным традициям воспринимали как поиск своей культурной идентичности.



Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии стал двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный». Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Оба мастера использовали одни и те же приёмы, в частности тонкие линии, пронизывающие лики Богоматери и Младенца, которые символизируют энергию Божественного света.

Ещё несколько экспонатов дают представление о богатстве декоративно-прикладного искусства Византии. Среди них кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Рукописи кодексов Евангелия (XIII век и около 1300 года) познакомят с феноменом средневековой книги. Она была не только носителем информации, но и сложным организмом, где, помимо текста, были виртуозные миниатюры и элементы декоративного убранства.

Поствизантийский период представляют три иконы греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году. Здесь можно проследить синтез творческих находок европейского искусства и традиционного византийского канона.

Выставка «Шедевры Византии» стала уже третьим событием перекрёстного Года России и Греции, которое было организовано при участии Третьяковской галереи. Первая выставка открылась в присутствии глав обоих государств в мае 2016 года в Музее византийского и христианского искусства Афин. В сентябре там с большим успехом прошёл показ уникальных икон и деревянной скульптуры XV-XIX веков из Третьяковской галереи.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»