Школьный театр как средство развития творческой индивидуальности, инициативы и формирования личности школьника. Школьный театр

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Появление школьного театра на Руси в 17 веке связано с развитием школьного дела. Ученые, монахи, преподававшие в духовных школах, в частности из Киево-Могилянской Академии, где школьная драматургия и театр достигли высокого уровня развития, прекрасно понимали их воспитательное значение.Школьный театр в России17 века формировался как театр социально - политической ориентации и поэтому несет на себе отпечатки придворной эстетики.

Поскольку католический прозелитизм шел главным образом из Польши, близко расположенной к Украине, то естественно, что духовные школы на юге начали распространяться раньше, чем на севере. Особенно благоприятные условия для развития школьного театра создались в 30-х годах 17 в.- после реорганизации Киевской духовной академии митрополитом Петром Могилой. И Москве же школьный театр появился только в конце 17в.- в стенах основанной в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Затем, в связи с расширением сети духовных школ, школьные театры стали возникать и в других городах.

При постановке школьных пьес драматурги следовали специальным руководствам, из которых они черпали знания о сценической игре, режиссуре и оформлении спектаклей. Согласно законам школьного театра мизансцены строились таким образом, чтобы актеры всегда находились лицом к зрителям, а главное действующее лицо обязательно должно было стоять посредине сцены, а второстепенные - по бокам от него.

В общем наши школьные драмы были подобны своему прототипу. Они также отличались абстрактным характером и дидактизмом. Сюжеты для них заимствовались из Библии и Житий святых. Писались и исполнялись они, за исключением интермедий, на латинском языке.

Поведение актера на сцене определялось правилами "изящной игры" , следуя которым левую руку следовало держать на боку, а двигать только правой ; в редком случае, если надо было показать отчаяние, поднимать ее выше плеча. Особое внимание уделялось выразительности кисти руки: жест и мимика актера предваряли слова , изображали то, о чем он собирался говорить. Ходить и стоять актеры обязаны были, сохраняя так называемый "сценический крест" (стопы ног развернуты в стороны). Главное требование сценической игры заключалось в естественности изображения подлинных лиц и пробуждении "душевных ощущений" у зрителей.

Возможности духовного воздействия школьного театра в 16 веке использовались в религиозно-политических целях: Лютером в борьбе с католиками, иезуитами - с лютеранством и православием.

Украинские ученые-монахи, сопротивляясь римско-католическому влиянию, использовали средства своих противников-иезуитов, в том числе и школьный театр, который пришел на Украину из Польши. Однако, в отличие от пышных спектаклей иезуитов, тяготевших к произведениям эпохи Возрождения, украинский школьный театр в значительной степени сохранял приверженность к условным приемам средневековой драмы, ее жанрам - "мистерии" и "моралите" . В схоластической, оторванной от жизни, основанной на церковных догмах драме действовала в основном не люди, а аллегорические персонажи: Добро, Зло, Надежда, Зависть и т. д. По форме это были "декламации" - монологи персонажей в сопровождении хора , исполнявшиеся в праздничные дни.


Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киево-Могилянской академии-образованного человека, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого (1629-1680). В 1664 году Полоцкий переезжает в Москву, где выполняет различные обязанности: переводчика, учителя латинского языка, воспитателя царских детей. Много времени он отдавал чтению и литературной работе. С Полоцкого "начинается, хотя еще в самом глубоком зародыше, поворот литературной жизни, искание нового содержания и новой формы". В сборнике его произведений "Рифмологион" (1679) были напечатаны две пьесы: О Навуходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных" и "Комидия притчи о блудном сыне".

Пьеса "О Навуходоносоре..." была написана Полоцким на основе того же библейского сюжета, что и "Пещное действо", которое к этому времени было запрещено. В "Предисловие" (прологе) к пьесе "О Навуходоносоре...", обращенном к царю Алексею Михайловичу, прославлялись его добродетели: благочестие и "смирение", соблюдение приличий царского сана, и доброты, которые противопоставлялись нечестию и "гордости" царя Навуходоносора, возомнившего себя превыше "всех богов". После изложения содержания пьесы, указывалась цель: дать "утеху сердцам" царя и верным ему князьям и боярам.

ПЬЕСА О ЦАРЕ НАВУХОДОНОСОРЕ

… Имена юношей те же, что и в библейском рас­

сказе: Седрах, Мисах и Авдена го. Гневная речь к ним Навуходоносора

заканчивается словами: «Кто бог есть могущ вас мук свободити, от рук

всесильных наших исхитити?». Это не что иное, как перефразировка

библейского текста: «и тогда какой бог избавит вас от руки моей?».

Диалог юношей с царем в пьесе Полоцкого очень краток, каждый из

них говорит только один р а з, реплики их коротки и слова первого (С е д-

раха) точно воспроизводят 16-й и 17-й стихи 3-й главы книги пророка

Даниила. Отроков тут же бросают в печь. Речи воинов при этом несколько

напоминают речи «халдеев» из «Пещного действа», произносимые при

том же моменте представления. Действие быстро идет к р а з в я з к е: огонь,

пощадивший отроков, опаляет слуг ц а р я, Навуходоносор и его сановники

поражены этим чудом, царь раскаивается в своем поступке, призывает

юношей выйти из печи и приказывает чтить бога евреев. Юношей он при-

глашает в свои палаты. Ремарка поясняет: «И отыдут за завесы. По сих

епилог». Пьеса заканчивалась «игранием», т. е. музыкой.

В пьесе Полоцкого Навуходоносор не несет на к а з ания за свое з лодея­

ние, он раскаивается, и действие заканчивается общим примирением, но

все же царь, возомнивший себя богом, получает суровый урок: он ок а з а л ся

бессильным перед иной высшей силой и должен был признать эту силу и

покориться ей. Юноши Полоцкого не христианские мученики, как у Кос-

сена, а еврейские отроки - верные слуги и поклонники Иеговы.

Т о, что пьеса Полоцкого одноактная, не портит ее; наоборот, она даже

выигрывает бл а годаря своей компактности и краткости. В библейском

рассказе большую роль играет музыка. Полоцкий сохраняет эту красочную

деталь: в его пьесе Навуходоносор слушает «ликовствования мусикий» в то

время, когда по его прик а зу отливают из золота изображение его особы,

Музыкой, как и в Библии, подается зна к, что настало время поклоняться

«телу златому».

Ник а ких упоминаний и сведений о постановке пьесы не сохранилось,

в то же время эта постановка должна была быть очень яркой и красочной:

обилие музыки, драматический эффект с пьілающй печью и чудесным спа­

сением юношей - все это вместе с легко воспринимающимся стихотвор­

ным текстом должно было увлекать зрителей и сильно действовать на их

воображение.

Х отя в прологе добродетели царя Ал е к с ея Михайловича противопо­

ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания. В России школьные театры были в духовных учебных заведениях: академиях - Киево-Могилянской (1670-е гг.), Славяно-греко-латинской (кон. 17 - нач. 18 вв.) и др. Лучшее произведение для школьного театра - "Владимир..." Феофана Прокоповича (1705).

  • - В. с 7 до 16-18 лет, т. е. до момента окончания средней школы...

    Большой медицинский словарь

  • - его функции - помочь учащимся выбрать специальность или работу, особенно соответствующую их интересам и способностям. Рекомендации чаще всего основаны на результатах собеседований или тестов...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - театр, возникший в учебных заведениях Западной Европы в эпоху средневековья как средство изучения латинского языка и воспитания; впоследствии был использован для утверждения католицизма и протестантизма...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ШКОЛЬНЫЙ театр - театр, возникший в учебных заведениях Зап. Европы в средние века с целью изучения латинского языка и воспитания...

    Большой энциклопедический словарь

  • - шко́льный прил., употр. сравн. часто 1. Школьным называется то, что связано с пребыванием, учёбой в школе. Школьная олимпиада по математике. | Школьные предметы. | Школьное сочинение. 2...

    Толковый словарь Дмитриева

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ШКО́ЛА, -ы,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ШКО́ЛЬНЫЙ, школьная, школьное. 1. прил. к школа в 1, 2 и 3 знач. «Развернулось по всей стране грандиозное школьное строительство.» История ВКП. Школьное имущество. Школьная сеть в городах. Школьное здание...

    Толковый словарь Ушакова

  • - шко́льный прил. 1. соотн. с сущ. школа I 1., 2., 3., связанный с ним 2. Свойственный школе, характерный для неё. 3. Принадлежащий школе. отт. Предназначенный для школы. отт. Работающий в школе, обслуживающий школу. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - шк"...

    Русский орфографический словарь

  • - Принадлежащий школе, к ней относящийся...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

"ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР" в книгах

Школьный хор

Из книги Мастер-класс автора Исупова Лада Семеновна

Школьный хор Пошла как-то на концерт школьного хора, в котором поют мои дочери. Обычная общеобразовательная государственная школа, никакого музыкального уклона, дети ходят по желанию.Выходит на сцену хор, человек сто тридцать, и среди них четыре мальчика-инвалида –

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!»

Из книги Оскар Уайльд автора Ливергант Александр Яковлевич

Театр масок, тайн и парадоксов, или «Люблю театр, он гораздо реальнее жизни!» «Хорошая женщина» (первоначально комедия «Веер леди Уиндермир» так и называлась - «Пьеса о хорошей женщине») Маргарет, леди Уиндермир, производит впечатление счастливой жены, обласканной

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007

Из книги автора

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ Михайловский театр, Санкт-Петербург, Большой театр, Москва, сентябрь 2007 ПРОСЛУШИВАНИЕЕще в предыдущий приезд в Петербург, на Конкурс Образцовой (см. первую часть этой книги), я дал волю своему любопытству и отправился на разведку через Площадь Искусств,

Школьный быт

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда, как

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр

Из книги Детские праздники дома. Сказочные сценарии и викторины автора Коган Марина Соломоновна

Глава 4. Театр сказок. Домашний театр «День рождения Андерсена». Литературно-музыкальная композиция Предлагаемый сценарий посвящен празднованию дня рождения датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. В него включены викторины и инсценированные отрывки из

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус

Из книги Искусство памяти автора Йейтс Фрэнсис Амелия

XVI. Театр Памяти Фладда и Театр Глобус Огромные деревянные театры, способные вместить тысячи зрителей и ставшие обителью драмы английского Ренессанса, действовали во времена Фладда. Первый театр Глобус, возведенный на Бэнксайде в 1599 году и служивший приютом для труппы

Малорусский школьный театр

автора

Малорусский школьный театр „Школьными“ назывались театры духовных учебных заведений. Первый, упоминающийся в литературных источниках, такой спектакль состоялся в Киево-Могилянской академии.В основании школьного театра лежала школьная драма, сочиненная по

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ)

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Театр РСФСР. Первый и театр имени Мейерхольда (ТИМ) Театр РСФСР Первый - достаточно фантастическое предприятие, рожденное революцией 1917 года. Фантастическое потому, что слава его была весьма обширна, несмотря на то, что всего только один сезон (1920–1921) этот театр

Школьный театр

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШК) автора БСЭ

Школьный быт

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Школьный быт Каждый понедельник перед началом уроков японские ученики строятся на «линейку», и перед ними в течение пятнадцати минут выступает директор школы. В остальные дни это время отводится для общешкольных объявлений и проверки, все ли присутствуют. Правда,

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный

Из книги Ненавижу школу автора Зинна

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и

Школьный дом

Из книги Шестеро в доме, не считая собаки автора Сталькова Ирина Львовна

Школьный дом День рождения ребенка и день рождения школьника, т. е. 1-е в его и в родительской жизни первосентябрьское утро, определяют наши общие с ним жизни на долгие-долгие годы. С коляской и малышкой-дочкой мы провожали нашего старшего в школу, и я, в предвкушении

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!)

Из книги Ненавижу школу автора

Школьный психолог (а скоро, наверное, понадобится и школьный нарколог, и школьный венеролог и т.д. - у нас ведь школа не хухры-мухры, вон сколько специалистов!) А закончился этот вышеописанный случай тем, что ко мне подошла школьный психолог и сделала мне замечание о том,

«Школьный» хор

Из книги Литературная Газета 6276 (№ 21 2010) автора Литературная Газета

«Школьный» хор ТелевЕдение «Школьный» хор А ВЫ СМОТРЕЛИ? Обсуждение сериала «Школа» в программе «Судите сами» началось необычно: ведущий Максим Шевченко сразу дал фильму высокую оценку. Задал тренд. Многочисленные гости программы его с энтузиазмом поддерживали.

ШКОЛЬНЫЙ

Из книги 100 разнообразных оргазмов в течение месяца автора Чулков Леонид Петрович

ШКОЛЬНЫЙ Для этого оргазма вам также необходимо тщательно разработать план действий, то есть сценарий игры. Суть его в том, что между вами разыгрывается сценка из школьной жизни, где вы - строгая молоденькая учительница, только что пришедшая на работу в школу, а ваш

Организация деятельности

школьного театра

Из опыта работы.

учитель начальных классов.

Введение………………………………………………………..3

1. Исторические корни театральной педагогики………………………6

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенок………..7

3. Организация работы школьного театра (из опыта работы)……….9

Заключение………………………………………………………………12

Литература………………………………………………………………13

Приложения………………………………………………………………14

Введение.

Очевидно, что на рубеже веков произошла переоценка духовных ценностей, норм по­ведения, мировоззрения. Кардинально изменилась социально-экономическая ситуация в стране. Но, несмотря на коренную ломку обще­ственной жизни, одно остается неизменным - это человек.

Воспитательный процесс как особое социальное явление обретает свою жизнеспособность в резуль­тате постоянной творческой деятельности, ее раз­вития и совершенствования, в которых реализуются потенциальные возможности человека. Поэтому творческая деятельность выступает основой разви­тия личности. И именно в творче­ской деятельности реализуется потребность быть личностью.

Особенно ярко это прослеживается в школьном коллективе - в классе. Главное внимание в воспитательной работе не­обходимо обращать не на мероприятия, а на реали­зацию триединства - деятельность, общение, отно­шения. Вот почему важно включать школьников в коллективную творческую деятельность, которая неизбежно побуждает к самовоспитанию, само­сознанию и, следовательно, к формированию ребенком адекватной самооценки.

Занятия по театральному искусству полезны всем детям, но особенно тем, у кого плохо сформирован уровень самооценки. На основе театральных заня­тий, проводимых в условиях внеурочной работы, овладевают способностью правильно оценивать свою деятель­ность и стремлением к саморазвитию и самовоспи­танию своей личности.

Школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, поскольку способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Федеральный Закон «Об образовании» так формулирует первый принцип государственной политики в области образования: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности» . Это положение аргументирует личностную направленность образовательных программ, что означает необходимость коррекции педагогических целей и технологий, реализуемых в каждой из дисциплин учебного плана. Школьная театральная педагогика, выступая как инструмент междисциплинарной интеграции, предполагает освоение культурного опыта поколений на пути непосредственного включения ребенка в культуротворческую деятельность.

Школьный театр как вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием новых граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера.

Школьная театральная педагогика предлагает богатый спектр возможностей развития творческих способностей подростка не только в восприятии и понимании искусства, но и в собственном творчестве. Она развивает активность внимания, наблюдательность, умение фантазировать и, что особенно важно, формирует чувство личностного присутствия в культуре. Кроме того, и это сегодня особенно важно, методы и приемы школьной театральной педагогики способствуют междисциплинарной интеграции, становлению целостного образа мира и человека в нем, то есть существенно повышают интенсивность и качество освоения школьной учебной программы.

Проблема. К сожалению, сегодня театр в учебных заведениях не более чем внеурочная «самодеятельность», некое «отвлечение-развлечение». И связано это с ориентацией школы на сообщение знаний, развитие интеллекта, а не личности подростка во всей полноте ее качеств. Это приводит к формированию «технократического мышления» учащихся, к обеднению их воображения, ограниченности фантазии как основы творчества, что, в свою очередь, отражается и на общем развитии личности, снижает ее креативность. Возрождение школьного театра как активной формы учебно-воспитательной деятельности, разработка и освоение современным учителем методов школьной театральной педагогики – необходимое условие становления гуманистической школы.

Цель: Развитие созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

Организовать театральную группу из учащихся школы;

Подобрать репертуар;

Обучиться учащихся навыкам актёрского мастерства;

Создать фотолетопись, презентацию сборника сценариев и видеозапись театральных постановок.

Как же проникнуть в эту волшебную страну по имени Театр? Как соединить друг с другом театральные системы и Детство? Чем вообще должны быть театральные занятия для их юных участников - началом пути в профессию, путешествием по различным художественным эпохам, расширением кругозора, а может быть, просто разумным и увлекательным отдыхом?

Театр в состоянии выявить и подчеркнуть индивидуальность, неповторимость, единственность человеческой личности, независимо от того, где эта личность находится - на сцене или в зале. Осмыслить мир, увязывая прошлое, настоящее и будущее в целостный опыт человечества и каждого человека, установить закономерности бытия и предвидеть грядущее, ответить на вечные вопросы: «Кто мы?», «Зачем и для чего живем на Земле?» - всегда пытался театр. Драматург, режиссер, актер говорят зрителю со сцены: «Вот как мы это ощущаем, как чувствуем, как мыслим. Объединись с нами, воспринимай, думай, сопереживай - и ты поймешь, что такое на самом деле жизнь, которая окружает тебя, что ты есть на самом деле и каким ты можешь и должен стать».

1.Исторические корни театральной педагогики.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Театр Смольного института - особый этап развития школьного театра в России, когда он, перерастая рамки классической школьной драмы, становится профессиональным, оставаясь в пределах образовательного пространства.

Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

Школьный театр не был театром, который занимали частные, отдельные отрывки действительности. Драматурги постоянно обращались к миру в целом, словом и сценическим жестом объясняли устройство мироздания и смысл жизни человека.

Школьный театр органически входил в систему культуры своего времени, выражал многие ее основные черты, служил важнейшим звеном связи культуры и образования.

В 20-х годах XVIII века возник школьный театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, который пишет о значении театра в школе с ее строгими правилами поведения и суровым режимом интерната: «Комедии услаждают молодых человек житие стужительное и заключению пленническому подобное».

Таким образом, школьный театр как особая проблема имеет свою собственную историю в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике.

В современной педагогике возможности школьного театра трудно переоценить. Этот вид учебной деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен как жанр от Средневековья до Нового времени. Школьный театр способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников». «Школьный театр был театром пользы и дела и только попутно с этим - театром удовольствия и развлечения».

2.Театр как возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

Театр может быть и уроком и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности. Он помогает усваивать в практике диалога нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Иными словами, театральная деятельность - путь ребенка в общечеловеческую культуру, к нравственным ценностям своего народа.

Детство и юность нуждаются не только и не столько в модели театра, сколько в модели мира и жизни. Именно в «параметрах» такой модели способен молодой человек наиболее полно осознать и проверить себя как личность. Соединяя такие тонкие и сложнейшие явления, как театр и детство, необходимо стремиться к их гармонии. Сделать это можно, строя с детьми не «театр» и не «коллектив», а образ жизни, модель мира. В этом смысле задача школьного театра совпадает с идеей организации целостного образовательного пространства школы как культурного мира, в котором он, школьный театр, становясь художественно-эстетическим образовательным действом, проявляет свою неповторимость и глубину, красоту и парадоксальность.

Становится «театральной» и педагогика: ее приемы тяготеют к игре, фантазии, романтизации и поэтизированию - всему тому, что свойственно театру с одной стороны, и детству - с другой. В этом контексте театральная работа с детьми решает собственно- педагогические задачи, включая и ученика и учителя в процесс освоения модели мира, которую выстраивает школа.

Итак, многочисленные исследования педагогов и пси­хологов подтверждают тот факт, что отношение ребенка к самому себе, восприятие себя, самооцен­ка во многом определяют его поведение и успехи в жизни.

Специальные психолого-педагогические иссле­дования последнего десятилетия убедительно по­казали, что самооценка, принятие себя ребенком имеют большое значение для его полноценного раз­вития, раскрытия способностей и возможностей.

В подростковом возрасте все силы ребенка на­правлены на самоутверждение - вот где театральная деятельность выходит на первый план.

Театр дает возможность самоутвердиться любо­му ребенку.

В процессе театральной деятельности можно выделить три основных задачи воспитания:

1. Воспитание положительного отношения к дру­зьям, ровесникам, одноклассникам, взрослым.

2. Пробуждение гуманистических чувств.

3. Формирование позитивных представлений о себе.

Театральная деятельность эффективно влияет на становление личности в целом и на адекватность процесса самооценки в частности. Особенностью театральной деятельности является то, что она мо­жет быть единовременно массовой, т.е. число уча­щихся, занятых в каком-либо творческом процессе, может быть не ограничено.

Что же привлекает детей в театральной деятель­ности?

1. Сама театральная деятельность, увлеченность каким-либо любительским занятием.

2. Демократичная форма общения.

3. Способ показать себя.

4. Общение, т.е. особые отношения, которые не могут проявляться в других сферах.

5. Игра как процесс.

А.С. Макаренко в результате своей педагогиче­ской деятельности пришел к выводу, что «в воспи­тании есть один важный метод – игра». А в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть. Театральная деятельность - это не что иное, как игра.

3.Организация работы школьного театра (из опыта работы).

Наиболее важный этап в организации постановок - подготовительный. Сначала все вместе мы читаем пьесы, чтобы отобрать нужную и интересную всем. Выбор пьесы дает мне широкое поле для наблюдений за детьми, за их интересами, за их принципиальными позициями, особенностями характера. Совместная творческая деятельность детей дает педагогу великолепную возможность узнать ребенка с такой стороны, которая может в других обстоятельствах и не раскрыться.

Когда пьеса выбрана, дети самостоятельно распределяют роли, ищут и придумывают декорации, костюмы. Здесь учитель должен быть очень внимательным, так как распределение ролей, как и в настоящем театре, - процесс болезненный. Моя цель, правда, отличается от целей режиссера. Главное для меня поддержать тех детей, которые стесняются предложить себя на какую-то роль, или найти хоть маленькое, но поручение для учащихся, которым в данный момент это необходимо. Но мое слово никогда не носит характер приказа, я только подкидываю детям аргументы и факты, которые помогают мне направить спор в нужное русло. Обсуждая, вступая в спор, ученики лучше узнают друг друга, получают возможность для самовыражения и самоутверждения в классном коллективе.

Когда наш выбор определился и роли распределены, ученики разбиваются на группы (по действиям), выбирают ответственного и репетируют сначала сами, затем показывают мне. В процессе игры главные реплики и ценные советы мы получаем как раз не от «отличников». Зачастую многие дети, которые на уроках нуждаются в постоянной помощи, практически незаменимы в организационных вопросах. Поэтому в моем классе нет изолированных и мало пренебрегаемых.

Данная деятельность часто помогает тем учащимся, которые испытывали затруднения в учебе, проявить хорошие организаторские, личные способности. Дети дают дельные советы, что повышает их авторитет в глазах одноклассников. На уроках труда и ИЗО весь класс прикладывает массу усилий для подготовки реквизита, что очень повышает работоспособность и результативность. Стабильно в моих классах труды и рисование - это всегда успешные у детей предметы с качеством знаний 100%.

Кроме того, мы привлекаем к спектаклям и родителей, что особенно нравится детям. После такой совместной работы в классе складывается дружный и сплоченный коллектив, которому все по плечу. Иногда родители присутствуют на общей репетиции, когда мы показываем все действия вместе, т.е. на генеральной репетиции. Они тоже дают советы или помогают нам в постановке. Когда спектакль готов- мы отправляемся «за аплодисментами». Первыми зрителями всегда бывают ученики нашей школы. А потом уже мы выезжаем на гастроли. Наши постановки всегда нравятся детям. Так «Золушку» на новый лад мы показывали семь раз. «Путешествие колобка» - 9 раз. «Сказку про настроение», которую, кстати, мы написали сами вместе с детьми ко дню психологии, мы показывали аж 2 года, конечно же в разных местах. Со своими постановками мы ездим во все детские сады нашего города, в центр для детей-инвалидов «Солнышко» (эти дети всегда ждут с нетерпением новых наших спектаклей). Так же ездим и в детские дома нашего района (их у нас два). Как всегда приятно и волнительно видеть «горящие» детские глаза в тот момент, когда они смотрят наши постановки.

Ещё мы частые гости дома-интерната для пожилых людей. Бабушки и дедушки этого заведения очень нас любят и всегда рады встрече с нами. А на Рождественские праздники мы ходили вместе со студентами Российского государственного социального университета по квартирам инвалидов со мини-спектаклем «Коляда на дворе». За что эти люди были очень нам признательны и благодарны.(Приложение 1)

Со своим театром мы готовим многие школьные праздники, выступаем в различных конкурсах. Нас приглашают на городские праздники. Так совсем недавно мы со своим спектаклем «Равняйсь! Смирно!» выступали в городском клубе «Метроном» на празднике, посвящённом проводам в Армию призывников.

Ещё мы бываем на различных предприятиях нашего города со своими постановками, таким образом устанавливаем шефские связи, знакомимся с разными профессиями.

Очень часто небольшие театральные постановки я беру на уроках для объяснения нового материала. В классе всегда найдутся дети, которые уже знают материал следующего урока, вот этих детей я и беру в актёры, чтобы они разыграли небольшую пьеску для лучшего усвоения нового материала остальными учащимися.

Заключение.

Ребята, которые входят в состав школьного театра очень уверенно держатся на сцене, умеют свободно и красиво говорить, читать стихи. Часто они являются победителями конкурса чтецов разного уровня (школьного, городского, районного). (Приложение 2).

Спектакли не только развлечение. Такая деятельность многое значит для создания условий сплочения коллектива и улучшения психологического климата в коллективе. Дети получают умение публичных выступлений, учатся аргументировано демонстрировать свою позицию и отстаивать ее. А это, в свою очередь, создает условия для успешной социализации учащихся разных уровней и способностей, ведь каждый нам нужен, способности и желания каждого необходимы.

Для развития учебных навыков данная деятельность также полезна, ведь дети получают навыки декламирования, их речь стает более выразительной, развивается память, внимание, собранность. Дети учатся концентрироваться, быть собранными. Даже подготовка реквизита развивает учеников: моторика, воображение, трудолюбие, настойчивость и умение доводить начатое до конца необходимы в учебном процессе. Дети видят результат своих усилий, пользуются этим результатом, что повышает значимость их деятельности.

Литература

    Антонова О.А. Очерки по истории театра в учебных заведениях

России (XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГАСЭ, 2004 г. – 12,7 п.л.

  1. Антонова О.А. Школьный театр в истории образования России

(XVII -XXI вв.) - СПб: изд-во СПбГУСЭ, 2005 г. – 21,5 п.л.

    Антонова О.А. Школьный театр в системе культуры и образования//Нравственно-эстетические основания гуманитарного образования: Комплекс учебных программ. – СПб.: Изд-во «Астерион», 2003 г. – 0,4 п.л.

    О. Безымянная «Школьный театр», Москва, «Рольф», 2001 год.

    Е.А. Воронова «Сценарии праздников, КВНов, викторин», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 год

    Лапина О.А.Школьная театральная педагогика - опыт междисциплинарного синтеза. . Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 22. СПб.: , 2002.

    Казарина Н. «Энциклопедия праздника», Новосибирск, «РИФ плюс-книга», 2000 год.

Приложение1

Фотосюжеты со спектаклей

Приложение 2.

Наши достижения

Федеральный Закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Принят Государственной Думой 12 июня 1995 г. Ст.2. Принципы государственной политики в области образования. М.,1998. С.4.

Всеволодский-Гернгросс В.Н. История театрального образования в России. - СПБ.: Дирекция Императорских театров, 1913. С.370.

Театр это искусство коммуникации. Он позволяет многое: высказать мнение и чувства, объясниться, развить свои мысли и идеи посредством палитры эмоций разных и порой неоднозначных. Причем все это богатство и все разнообразие чувств и эмоций органично для человека, театральная постановка это же кусочек жизни.

Отрочество - трудный период в жизни человека, это болезненный процесс самопознания, самопринятия и самоосознания как уникальной личности. Это время бунта и смятения чувств, время принятия трудных решений.

Задача каждого, кто работает с подростками знать и уважать взрослеющую личность., что бы внутренние конфликты не превратили милого умного ребенка в инертного, замкнутого, мрачного индивидуума, который, тем не менее, готов взорваться при малейшем давлении. Театр – это способ дать волю своим чувствам, мыслям, своей креативности, своему самолюбию и, что очень важно, также способ завоевать признание и уважение сверстников и взрослых, что так необходимо в этом возрасте.

Дать волю своей эмоциональности, своему гневу и восторгу в процессе спектакля, в пределах заданной роли, не лучший ли это способ решить личностные проблемы подростка?

Задача школьного театра – развить личность. И не только ее творческий потенциал. Придать уверенности в общении, привить навыки коммуникации вне школьного коллектива, показать пути для самореализации.

Группа как живой организм, непостоянный и личностно-окрашенный, в процессе коллективного сотворчества помогает каждому подняться до уровня выше обыденного. И в смысле актерской игры и в осознании себя как яркой индивидуальности.

Театр это средство социализации. Речь идет о своеобразном « братстве» актеров, потому что все и вся в группе нацелено на одно: передать зрителю материализованную мысль и чувство. Лучшее, что есть в нас. То, что выстраивалось на репетициях с терпением и любовью и то, что стоило большого труда.

Мы воссоздаем жизнь в мучительных попытках доказать что мы достойны любви. Каждый наш жест и каждое слово на службе у чувств, Театрализация, сценические упражнения и служат для того определения и называния эмоций и ощущений, которые так трудно произнести в реальной жизни.

Театр придает уверенность в себе, в том, что тебя ценят, любят, понимают. Это стремление дойти до глубины, максимально выложиться и в ответ получить признание и понимание, это стоит того, что бы много и упорно трудиться.

Позволю себе несколько практических советов.

Прежде, чем начать читать сценарий и выбирать актеров, нужна, на мой взгляд, подготовительная работа с группой. Несколько простых тренингов-игр. Сразу оговорюсь, что тренингов и игр существует огромное количество. Приведу только некоторые для примера выстраивания алгоритма.

С чего начать? Конечно самое главное - это создание команды единомышленников. Поэтому первое: подготовка и налаживание дружеской, позитивной, творческой атмосферы

Игра «Дружеское пожатие» Все встают в круг. Все участники один за другим (первым должен быть руководитель) подают друг другу руку ладонью вверх, противоположная сторона отвечает пожатием и так по кругу. Когда все пожали руки, руководитель адресует своему соседу несколько добрых искренних слов (например: какие теплые у тебя руки или как тебе идет этот галстук и т. п), сосед должен тоже сказать добрые слова (комплимент) своему соседу и так по кругу.

Когда отношения «налажены», можно перейти к этапу тренировки необходимых умений

  1. Тренировка концентрации.

Игра в группе « Лимон»

Простое задание встать на одну ногу, закрыть глаза и с силой « вкручиваться в землю», покачиваться и балансировать имитирую выжимание сока. Задача не потерять равновесие и «выжать лимон»

Игра в паре « Фотоаппарат».

Внимательно посмотреть вокруг, запомнить все предметы. Повернуться спиной и все подробно описать. Затем поменяться ролями.

Следующий этап сложнее, это

  1. тренировка взаимодействия , развивает гибкость и доверие к партнеру.

Игра в паре « Зеркало»

Один из участников делает движение или жест, его партнер должен точно имитировать движение первого в зеркальном отражении. Затем роли меняются. Движения должны усложняться по мере того как доверие и внимание партнеров растет.

Игра в группе « Кривое зеркало» Начинается как « Зеркало» только партнер должен повторить движение первого и добавить свое. Таким образом, задача все время усложняется.

  1. Не обойтись, конечно, без Тренировки дикции и интонации (и правильного дыхания)

Игра в группе. Кто быстрее произнесет скороговорку, кто больше вспомнит скороговорок, кто не сделает ни одной ошибки.

Игра в группе « Снеговик»

Руководитель произносит простую фразу, например: «Какая прекрасная погода») следующий должен произнести эту фразу и добавить слово или два (например: «Какая прекрасная погода была вчера ») .И так далее…Побеждает дружба или тот, кто придумает и произнесет самую длинную фразу-продолжение.

  1. Тренировка коммуникации .

Игра в группе «Крокодил» Игрок должен жестами и мимикой показать какое-то явление или предмет так, что бы участники догадались, о чем идет речь.

Игра в группе « Слепой» Нужно с закрытыми глазами потрогать руками пространство, предмет (не очевидный), человека, так как это делают слепые. Затем на основе собственных ощущений (тактильных и обонятельных) рассказать что это или кто это.

  1. Очень важная Тренировка сотрудничества и доверия

Игра в паре «Есть контакт»

Один из партнеров аккуратно, но внятно прикасается к другому. Задача второго податься от прикосновения строго в соответствии с силой прикосновения (например: если партнер положил руку на плечо, то второй должен, соответственно, опустить это плечо) Через некоторое время партнеры меняются. Разумеется, степень воздействия может меняться в процессе. В идеале, это должно выглядеть как контактная импровизация. И возможно, лучше под музыку

Таков примерный алгоритм работы с театральной группой.


Школьному театру принадлежала заметная историческая роль в культурной жизни многих европейских стран. Возникнув в XII веке в гуманистических школах, он первоначально имел лишь учебно-воспитательное назначение. В XVI веке Лютер использо­вал школьный театр в качестве орудия борьбы с католичеством. Иезуиты в ответ на это обратили театр против лютеранства, а при своей экспансии на Восток - и против православия. Православ­ная церковь в свою очередь использовала школьный театр для борьбы против католицизма. С конца XVI века школьный театр получил широкое распространение на Украине и в Белоруссии. Позже украинское духовенство принесло его в Великороссию - сперва в Москву, а затем и в другие русские города.

Появление школьного театра на Руси было связано с развити­ем школьного дела в целом. Русская церковь в XVII веке нужда­лась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам. Кроме того, в духовных школах в XVIII веке до учреждения свет­ских учебных заведений обучались дети дворян. В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учеб­ные планы и программы. Оставаясь в ведении церкви и официаль­но ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях.

Основание русскому школьному театру было заложено в XVII веке. В 1656 году по случаю войны с Польшей царь Алексей Ми­хайлович прибыл к войскам в Полоцке. Его двукратное посещение города сопровождалось пышными торжествами. В состав послед­них входили и «декламации», сочиненные ученым монахом Симео­ном Петровским-Ситниановичем - Полоцким (1629-1680), воз­можно, совместно с учениками полоцкого Богоявленского монасты­ря, что вообще было в практике школьного театра. Так царь Алексей Михайлович познакомился с новым для пего видом искусства.

Симеон Полоцкий окончил в 1650 году Киевскую академию, где декламации по случаю праздников (например, Вирши рождественские) и по поводу современных событий (например, на погребе­ние гетмана Сагайдачного) были известны еще с 1620-х годов. В 30-40-х годах слушателями академии при участии Лазаря Барановича, впоследствии наставника Полоцкого, была разыграна ка­кая-то трагедия об Иосифе Прекрасном. Симеон Полоцкий позна­комился с театром в Киевской духовной школе и, по всей вероят­ности, сам участвовал в школьных декламациях и спектаклях на библейские сюжеты. До окончании академии он ездил за границу для усовершенствования в науках. Несомненно, что там он позна­комился с иезуитскими школами, с господствовавшей в Европе рационалистической философией и классицистской поэтикой, ко­торые нашли свое отражение во всей его последующей литератур­ной деятельности. В 1656 году Полоцкий уже оказывается в По­лоцке, где принимает монашество и становится учителем братского училища Богоявленского монастыря. К этому времени относятся его первые известные нам опыты декламаций.

Декламации (позднее этот жанр Полоцкий называет «стихами краесогласными») представляли собой пространные лирические произведения, обычно с прологом и эпилогом, исполнявшиеся не­сколькими лицами по очереди, но допускавшие и монологическую форму исполнения. Иногда речи чередовались с хоровым пением, но элементы диалога отсутствовали. Этот жанр стоит у колыбели зарождающейся школьной драматургии. Теория декламаций была тщательно разработана в сочинениях по поэтике, в которых был вкратце затронут и вопрос об их исполнении. Более сложные декла­мации исполнялись в зале школьного театра, перед сценой, а на открытой авансцене в это же время показывались живые картины соответствующего содержания. Там же могли выставляться кое-какие бутафорские и подлинные вещи: монументы, победные тро­феи, царский трон, лес и т. п. Декламации читались или по памяти, или по написанному тексту. Их исполнение должно было состоять не только в соответствующем смыслу интонировании, но и в жести­куляции, чтобы декламаторы не походили на «неподвижные пни»53. Декламации, исполненной двенадцатью учениками Симеона Полоц­кого в присутствии царя в 1656 году, предшествовало особое вступление - «Предисловие от малых», в котором участники про­сили снисхождения своей неискусности («немощни суще») и в пышных риторических выражениях величали царя «солнцем свет­лым» и «европейской звездой». Царя не мог не поразить новый вид искусства. Его привлекли возможности политической пропаган­ды, которые были в них заложены.

Следующая встреча Симеона Полоцкого с царем произошла лишь в начале 1660 года в Москве. В этот промежуток времени ученый монах продолжал свои драматические опыты. К этому же периоду относятся произведения в новом для Полоцкого и более не повторявшемся у него жанре - «Беседы пастушеские» "-. Эта бытовая сцена из популярной в школьном театре «Рождест­венской драмы» была уже не простой монологической декламацией, а подлинным развитым диалогом. Здесь была сделана попыт­ка разработать образы пастухов: один из них был простоват, дру­гой, наоборот, смышлен и сведущ. Однако образы еще не получили законченных очертаний, они даже не имели собственных имен. Таким образом, на примере сочинений Симеона Полоцкого просле­живается постепенный ход развития школьной драмы от простей­шей, разбитой на голоса декламации до развитого диалога.

Можно думать, что при первой же встрече с царем Алексеем Михайловичем у Полоцкого зародилась мысль переехать работать в Москву. Он стал изучать русский язык и постепенно отходил от языка украинско-белорусской книжности 66. В 1663 году Полоц­кий уже в Москве. Он поступает учителем в Заиконоспасскую шко­лу, этот зародыш будущей Московской духовной академии, а так­же обучает царских детей. Популярность Полоцкого растет с каждым годом. Он становится другом и сотрудником наиболее передовых людей своего времени - бояр Матвеева, Хитрово, Ромодановского, Милославского и высших церковных деятелей. Ему доверяются также ответственные политические выступле­ния- против Никона, против раскола, против протопопа Аввакума и других. Полоцкий организует типографию и составляет проект открытой уже после его смерти Московской славяно-греко-латин­ской академии.

Особенно активно работал Симеон Полоцкий в области поэзии, используя все известные в ту пору поэтические жанры, в том числе и торжественные декламации. Поводом к их исполнению служили церковные и придворные праздники. Декламации Симеона Полоц­кого исполнялись в руководимой им школе, в церквах, в частных домах ве, в дворцовых помещениях - в Коломенском и в Москве.

Полоцкий вводит и популяризирует новое для России силлаби­ческое стихосложение. К поэтическому творчеству и декламации он привлекает детей царя - Федора и Алексея, а также бояр. Даже царь начинает писать стихи. По замечанию биографа Полоц­кого И. Татарского, «благодаря инициативе Симеона и его необык­новенной продуктивности в этом направлении при дворе царя Алексея Михайловича образовалась своего рода пиитическая ат­мосфера, обильно насыщенная дутыми хвалебными стихотворе­ниями, всюду проникавшими и на все налагавшими здесь отпеча-токхвоеобразной торжественности».

Все более и более входя в русские общественные интересы, Полоцкий пришел, к мысли испытать свои силы и в собственно дра­матическом жанре. К этому он был подготовлен благодаря знаком­ству с опытом западного школьного театра, с его развитой драма­тургией, с ее разнообразными жанрами, изощренными поэтичес­кими и сценическими приемами и т. п. Полоцкий легко мог ими воспользоваться, подобно тому как он это сделал при написании известного панегирического произведения «Орел Российский» и в ряде декламаций. Но Полоцкий сознательно избегал этих прие­мов, ибо учитывал, что они отдалили бы его пьесы от русской аудитории. Если автор и учел опыт школьной драматургии, то в том жанре, который тяготел к простейшему изложению действия - к «моралите», к простому поучительству. Перу Симеона Полоц­кого принадлежат по крайней мере два драматических произведе­ния. Это «История, или Действие евангельския притчи о блудном сыне» и «Комедия о Навходоносоре царе, о теле злате и триех от-роцах, в пещи не сожженных». Точные даты их написания неиз­вестны, но косвенные данные для датировки имеются.

В эпилоге к «Комедии о Навходоносоре» говорится о том, что ее исполнители будут

Господа молити,

Да во всем тебе

Изволит простити,

К тому да подаст мирно царствовати,

А противники вскоре побеждати...

В пьесе повествуется об уничтожении гордого «неверного» царя Навходоносора при столкновении с «благоверными» еврей­скими отроками. Комедия, как видно, была написана во время или незадолго до войны с Турцией, начатой Россией в 1673 году 69. «Комедия о Навходоносоре» перекликается с другими пьесами - «Алексеем, божиим человеком», «Юдифью», «Баязетом и Тамер­ланом», которые были написаны и поставлены в России в связи с турецкой войной.

Комедия о блудном сыне была исполнена не при дворе и не в присутствии царя, а очевидно, в частном доме, ибо в прологе ав­тор обращается лишь к «благородным, благочестивым государям премилостивым». Комедия эта стоит в связи с обычаем посылать молодых дворянских детей за границу для пополнения образова­ния. У всех в памяти был отъезд за границу Воина Ордын-Нащо-кина в феврале 1660 года, то есть вскоре после первого приезда Симеона Полоцкого в Москву. Воин был сыном одного из крупных русских государственных деятелей XVII века Афанасия Ордын-Нащокина. Посланный с важными поручениями за границу, Воин там остался,и находился на службе сперва в Данциге у польского короля, а затем во Франции. Это вызвало негодование царя, приказавшего найти и вернуть его любой ценой или «извести» его. Наконец в 1665 году молодой Нащокин раскаялся и получил прощение царя. Симеон Полоцкий был близок к Ордын-Нащоки-ну - отцу. Можно не сомневаться, что непосредственным поводом к написанию комедии о блудном сыне и послужила история его сына.

В эпилоге говорилось:

Юным ее образ старейших слушати,

На младый разум свой не уповати,

Старим, да юных добре наставляют,

Ничто на волю младых не спущают, Наипаче образ милости явися,

В нем же божая милость вобразися,

Да и вы богу в ней подражаете.

Покаявшимся удобь прощаете.

Таким образом, автор просил о прощении виновного юноши. Если вспомнить преследования, которым Воин Нащокин подвер­гался со стороны царя, можно думать, что Симеон Полоцкий пы­тался этой пьесой смягчить государев гнев. Надо полагать, коме­дия о блудном сыне предшествовала «Навходонасору». Если так, то она является старейшей русской письменной драмой.

Будучи откликом на случай с сыном Ордын-Нащокина, эта пьеса по своей теме и сюжету имела для того времени более общий смысл. Биограф Симеона Полоцкого считал, что «мысль об отноше­ниях между родительскою властью и волею детей имела особое значение в московском обществе второй половины XVII века» 60. Пьеса во многом перекликается с повестями XVII века о Горе-Злосчастии и Савве Грудцыне. Юноша, неопытный в жизни и недо­статочно устойчивый морально, не в силах противостоять соблаз­нам и легко поддается их тлетворному влиянию (пьянству, разгу­лу, азартным играм, распутству). Но его попытка нарушить веко­вые устои, жить по своей воле терпит крушение; это ведет к рас­каянию юноши.

Автор хотел создать пьесу на материале, хорошо знакомом зрителям. Поэтому он и обратился к евангельской притче. Пьеса состоит из шести частей (актов), разделенных на сени (явления): между частями вставлены музыкальные интермедии. Следуя в основном евангельскому тексту. Полоцкий, однако, вводил не­которые новые сцены; такова, например, шестая (последняя) часть, сближающая комедию о блудном сыне с злободневными события­ми. Наибольший сценический интерес представляют вторая, третья, четвертая и отчасти пятая части комедии. Вторая часть изображает сцену кутежа. Блудный сын, вырвавшись на волю, грустит, что ему не с кем веселиться, и нанимает слуг, которые принимают участие в кутеже.

Начинается кутеж: вино, карты, зернь. По ремарке автора:

И тако сядут играми, будут похищати добро Блуднаго и проигравати... И напиются.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»