Балеты а и хачатуряна спартак краткое описание. Билеты на балет «спартак» в большом театре

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
"Спартак" - это не только футбольная команда и фильм Стенли Кубрика, но и балет Арама Хачатуряна)))

ТАМАРА КАМИНСКАЯ О БАЛЕТЕ "СПАРТАК"

Инициатором создания балета "Спартак" на античный сюжет был известный либреттист и театровед Николай Дмитриевич Волков, предложивший в 1940 году Араму Хачатуряну взяться за его сочинение. Собственно создание музыки балета заняло восемь с половиной месяцев, хотя вся работа затянулась на три с половиной года.

Счастливой сценической судьбой балет "Спартак" обязан трём талантливым хореографам. Первая постановка балета принадлежала Леониду Якобсону - премьера состоялась в Ленинградском Государственном театре оперы и балета имени Сергея Мироновича Кирова. "Спартак" в постановке Якобсона отличался великолепным актерским составом: Аскольд Макаров, Ирина Зубковская и Алла Шелест.

Следующей была на сцене Большого театра. Её постановкой руководил Игорь Моисеев, в роли Эгины выступила Майя Плисецкая.

Но самую замечательную, а потому ставшую знаменитой, постановку осуществил в 1968 году главный балетмейстер Большого театра Юрий Григорович, назвавший свою трактовку произведения "спектаклем для четырех солистов с кордебалетом". Арам Ильич Хачатурян признавал постановку Григоровича наиболее удачной: "Здесь на первом месте прекрасная работа хореографа, проникнутая умом и логикой, блестящие исполнители, великолепный художник Вирсаладзе...".

Театр - искусство синтетическое, соединяющее в себе драматургию, художественное и музыкальное оформление и, конечно же, игру актёров. Балетный театр в ещё большей мере есть соединение музыки, хореографии, работы художника и искусства танцовщиков.

Балет "Спартак" выделяется из всех других балетов тем, что это мужской балет. Если в других балетных спектаклях главным действующим лицом на сцене является балерина или несколько балерин, то здесь, хотя и есть две интересные женские партии - Фригии и Эгины, всё же главные партии мужские - партии Спартака и Красса. Да и мужская часть кордебалета занята в спектакле не в пример другим балетным постановкам.
Поэтому захотелось вспомнить не только композитора и замечательных балетных артистов, но и всех тех, кто создавал знаменитую постановку этого балета, ибо чаще всего именно в этой редакции балет ставят и в России, и за рубежом, хотя на сегодняшний день в мире существует более 20 версий постановки балета "Спартак".

"Спартак" (1960) - художественный фильм производства США, снятый по одноимённому роману Говарда Фаста
Режиссёр Стенли Кубрик
Спартак - Кирк Дуглас (отец Майкла Дугласа)
Марк Лициний Красс - Лоуренс Оливье

Несмотря на то, что роман Говарда Фаста, по мотивам которого снял свой фильм Стенли Кубрик, называется так же, как и роман Рафаэлло Джованьоли, его сюжетная линия несколько отличается от той, которая взята за основу для либретто балета Хачатуряна. Да, собственно, и в либретто есть отличия от первоосновы - отличается даже имя возлюбленной Спартака и её социальный статус. У Джованьоли это римская патрицианка Валерия - любовница Спартака, в балете это фракийка Фригия - жена Спартака.


Арам Хачатурян - документальное видео

Балет "Спартак" в постановке Большого театра СССР, снятый киностудией "Мосфильм" в 1975 году
Балетмейстер - Юрий Григорович
Художник - Симон Вирсаладзе
Дирижёр - Альгис Жюрайтис
Партия Спартака - Владимир Васильев
Партия Красса - Марис Лиепа


Юрий Григорович

С биографией Юрия Николаевича Григоровича можно ознакомиться

Вирсаладзе Симон Багратович родился 31 декабря 1908 года в Тбилиси - грузинский советский театральный художник, Народный художник Грузинской ССР, Народный художник СССР.

Учился в Тбилисской академии художеств и в Ленинградской академии художеств.

В 1927 году начал работать художником в Тбилисском рабочем театре, затем в Тбилисском театре оперы и балета.
1932-1936 годы - главный художник Тбилисского театра оперы и балета.

С 1937 года работает в Ленинградском театре оперы и балета (1940-1945 годы - главный художник).

Вирсаладзе оформлял спектакли в театре имени Руставели в Тбилиси, создавал эскизы костюмов для многих программ Ансамбля народного танца Грузии, был художником-постановщиком всех балетов в постановке Юрия Григоровича в Большом театре.



Симон Вирсаладзе. Музыка цвета - документальное видео в 2-х частях

Альгис Марцелович Жюрайтис родился 27 июля 1928 года в Расейняй (Литва) - советский и российский дирижёр, народный артист РСФСР (1976), дирижёр Большого театра.

В 1950 году закончил Вильнюсскую консерваторию.
В 1958 - Московскую консерваторию по классу дирижирования.

В 1951 году дебютировал в Литовском театре оперы и балета в опере Станислава Монюшко "Галька".
С 1947 года - концертмейстер Оперной студии Вильнюсской консерватории.
С 1950 - концертмейстер, а с 1951 - дирижёр Литовского театра оперы и балета.
С 1955 года - дирижёр-ассистент Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио.
С 1958 года - дирижёр Москонцерта.
С 1960 года - дирижёр Большого театра СССР.

Фрагмент портрета Альгиса Жюрайтиса кисти художника Александра Шилова

В 1990-е годы активно участвовал в забастовке, которой была ознаменована смена власти в Большом театре.

В равной степени дирижёр отдавал дань как опере, так и балету, как классической музыке, так и современной - его репертуар насчитывал более 60 названий.

Альгис Жюрайтис неоднократно выступал в роли дирижера-постановщика, в частности, поставил оперы "Бал-маскарад" Джузеппе Верди (1979), "Сельская честь" Пьетро Масканьи (1981, концертное исполнение), "Паяцы" Руджеро Леонкавалло (1982, концертное исполнение), "Вертер" Жюля Массне (1986), "Мазепа" Петра Ильича Чайковского (1986).
Постановкой "Вертера" дебютировала в режиссуре его жена солистка Большого театра Елена Образцова, с которой он неоднократно выступал и в Большом театре, и в концертных залах.

Участвовал в постановке балетов "Спартак" Арама Ильича Хачатуряна (1960), "Ванина Ванини" Николая Николаевича Каретникова, "Скрябиниана" на музыку Александра Николаевича Скрябина в оркестровке Дмитрия Романовича Рогаль-Левицкого, (1962), "Лейли и Меджнун" Сергея Артемьевича Баласаняна (1964), "Весна священная" Игоря Фёдоровича Стравинского (1965), "Асель" Владимира Александровича Власова (1967), "Видение Розы" на музыку Карла-Марии фон Вебера (1967), "Лебединое озеро" Петра Ильича Чайковского (1969) и в Римской опере (1977), "Икар" Сергея Михайловича Слонимского (1971), "Иван Грозный" на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева в Париже (1975), "Ангара" Андрея Яковлевича Эшпая (1976), "Подпоручик Киже" на музыку Сергея Сергеевича Прокофьева (1977), "Ромео и Джульетта" Сергея Сергеевича Прокофьева в Париже (1978), "Раймонда" Александра Константиновича Глазунова (1984).
Возможно, именно потому, что Альгис Жюрайтис принимал участие в постановке многих балетов, его называли балетным дирижёром.

Профессиональные призы и награды:

Лауреат международного конкурса Академии Санта-Чечилия в Риме (1968),
- Государственная премия СССР (1977).

Умер Альгис Марцелович Жюрайтис 25 октября 1998 года в Москве.
Дирижёр похоронен на Аксиньинском кладбище в Одинцовском районе Московской области.

Владимир Викторович Васильев родился 18 апреля 1940 года в Москве - советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, актёр, театральный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1973).

В 1958 году окончил Московское академическое хореографическое училище. и сразу же стал солистом балетной группы Большого театра, где проработал больше тридцати лет.

С 1971 года Владимир Васильев выступает в качестве хореографа - он поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты "Анюта" и "Дом у дороги" на музыку Валерия Александровича Гаврилина. Снимался в фильмах-балетах.

В 1982 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982-1995 преподавал там же хореографию (с 1989 - профессор).

С 1995 по 2000 год Владимир Викторович Васильев работал художественным руководителем-директором Большого театра.

Муж и постоянный сценический партнёр выдающейся советской балерины Екатерины Сергеевны Максимовой (1939-2009), с которой познакомился ещё в детстве на вступительных экзаменах в хореографическое училище.

За годы балетной карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых: Базиль - "Дон Кихот" Минкуса (1961), Петрушка ("Пертрушка" Стравинского (1964), Щелкунчик ("Щелкунчик" Чайковского (1966), Спартак ("Спартак" Хачатуряна (1968), Ромео ("Ромео и Джульетта" Прокофьева (1973), принц Дезире ("Спящая красавица" Чайковского (1973) и многие другие.
Выступал также в балетах зарубежных постановщиков: Ролана Пети, Мориса Бежара, Леонида Фёдоровича Мясина. Васильев создал яркие, запоминающиеся образы, зачастую предлагая новое их прочтение.
Артист обладает высочайшей техникой танца, даром пластического перевоплощения и большим

актёрским мастерством.


Владимир Васильев награждён: орденом Ленина (1976), орденом Дружбы народов (1981), орденом Трудового Красного знамени (1986), двумя орденами За заслуги перед Отечеством и орденами других государств за достижения в профессиональной деятельности. Он лауреат множества профессиональных отечественных и зарубежных премий

Вместе с женой балериной Екатериной Максимовой Владимир Васильев приложил много усилий для проведения Открытого конкурса артистов балета "Арабеск".
В 2008 году "Арабеск" совпал с пятидесятилетием творческой деятельности супружеской пары и поэтому X конкурс был им посвящён. На следующий конкурс, одиннадцатый по счёту, посвящённый памяти Екатерины Максимовой, Васильев приехал отметить свой 70-летний юбилей

Из интервью разных лет:

Вы с Екатериной Сергеевной - великие артисты. Но во всем мире вас всегда называли и продолжают называть "Катя и Володя". Не коробит?

Васильев: Напротив - это так приятно! Это, наверное, наша высшая награда

Каким образом вы преодолевали в себе это чувство утраты?

Васильев: А как это возможно преодолеть? Это бессмысленно. Это непреодолимо и останется теперь со мной до конца моей жизни. Но я просто старался работать ещё больше. Гораздо больше, чем я работал, когда Катя была со мной. Чтобы у меня не было времени на мои воспоминания… Это - единственное лекарство. Оно было у меня всегда. И все мои невзгоды я мог лечить только этим.



Монологи о себе. Владимир Васильев - документальное видео

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге (Латвия) - советский солист балета, балетный педагог, актёр кино. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).

Отец отдал Мариса в хореографическое училище, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически. Во время обучения Марис Лиепа танцевал небольшие детские и юношеские партии в различных балетных постановках Рижского оперного театра. Наряду с танцами Марис занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции и получил радикулит.

В 1950 году во время Всесоюзного смотра хореографических училищ в Москве Рижское училище, наряду с Московским, Ленинградским и Алма-Атинским, заняло первое место, а Мариса, представлявшего в Москве своё училище, пригласили учиться в Москву.

В 1955 году Марис Лиепа окончил Московское академическое хореографическое училище, после чего вернулся в родную Ригу, но уже через полгода благодаря благоприятному стечению обстоятельств он был принят солистом в Московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1957 году участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве принесло Марису Лиепе золотую медаль. Председателем жюри конкурса была Галина Сергеевна Уланова.

В 1960 году сбылась мечта Мариса - его приглашают солистом в труппу Большого театра СССР. На сцене Большого он протанцует более 20-ти лет.

Официальный дебют на сцене Большого состоялся в начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в балете "Дон Кихот". МарисЛиепа перетанцевал почти весь тогдашний балетный репертуар театра: "Тропою грома", "Жизель", "Раймонду", "Лебединое озеро", "Золушку", "Шопениану", "Ночной город", "Ромео и Джульетту" и "Спартака" в постановке Леонида Якобсона, которая, впрочем, особого успеха не имела.

В роли Ромео Марис Лиепа впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.
В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище.

"Уча других, я учился сам", - скажет артист позднее. Выпустив шесть учеников из взятого класса, Марис Лиепа стал преподавать классический дуэт.
В 1973 году его ученики приняли участие в творческих вечерах учителя на сцене Концертного зала "Россия".

В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Николаевич Григорович. Поначалу сотрудничество артиста и хореографа складывалось удачно: в балете "Легенда о любви" Марис Лиепа станцевал Ферхада.

В 1966 году Лиепа восстановил балет в постановке Михаила Фокина "Видение розы" на музыку Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра.

В балете "Спартак", в новой редакции, принадлежащей ЮриюГригоровичу, он получил партию заглавного героя, но вскоре Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания - в 1970 году творческая группа балета и Марис Лиепа в том числе удостоилась Ленинской премии. Роль Красса стала визитной карточкой танцовщика. В этой роли его до сих пор никто не превзошёл

Арам Хачатурян - Адажио из балета "Спартак"

Триумфальные гастроли по всему миру, работа с зарубежными и советскими знаменитыми танцовщицами.
Английская критика нарекает Мариса Лиепу "Лоуренсом Оливье" в балете. Тем более, что в фильме "Спартак" в постановке Стенли Кубрика именно Лоуренс Оливье исполнял роль Марка Красса.

В 1971 году за исполнение роли Альберта в "Жизели" Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского. Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Григоровичу, а статью, опубликованную в газете "Правда" в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда.

За 14 последних лет в Большом театре Марис Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в "Анне Карениной", Принц Лимон в "Чиполлино" и Солист в балете "Эти чарующие звуки".

Марис пытается найти себя в новом деле, благо, опыт есть. В кино Лиепа впервые снялся в 1969 году, станцевав Гамлета в одноименном фильме-балете.
В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме "Могила льва".
В 1973 году - Джека Уиллера в фильме "Четвёртый". Для фильма "Четвёртый" Лиепа ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет "Икар на три минуты".


Марис Лиепа - Танец птицы из кинофильм "Четвертый"

Свое 40-летие Марис Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете "Кармен-сюита" на сцене античного театра.
В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в "Бахчисарайском фонтане", а в Исландии Клавдио в балете "Любовью за любовь".
Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете "Идиот" и Солиста в "Автографах". Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года.
Марис Лиепа заканчивает балетмейстерское отделение ГИТИСа, после чего ставит в Днепропетровске "Дон Кихота".

30-летие творческой деятельности Марис Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской Народной Опере он ставит "Спящую красавицу" и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.
Но перед отъездом в Софию Лиепа последний раз выходит на сцену Большого - 28 марта 1982 года он танцует Красса, его последний партнёр, танцующий Спартака, - техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Это выступление Мариса Лиепы было встречено публикой шквалом оваций, но последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора. Для Мариса Лиепы, который не мыслил себя без Большого и который сам о себе говорил: "Я - лошадь Большого театра", начинаются годы безвременья. В это время он пишет в своём дневнике: "Бесперспективность… Для чего ждать, жить, быть?".

В 1989 году Моссовет принимает решение создать "Театр Мариса Лиепы" в столице.
В газете "Советская культура" 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре "Балет Мариса Лиепы". Он должен был состояться 15 марта, а 27 марта 1989 года газеты публикуют некролог о смерти Мариса Лиепы.

Умер великий танцовщик 26 марта 1989 года. Почти неделю шла борьба за место прощания с Марисом Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20-ти лет.

Мариса Лиепу похоронили в Москве на Ваганьковском кладбище. Но и на Рижском кладбище есть кенотаф (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного, своего рода символическая могила), на плите которого начертано "Марис Лиепа, который вдали".



"Марис Лиепа... Я хочу танцевать сто лет" - документальное видео


Сцена из балета "Спартак" в современной постановке Красноярского театра оперы и балета

Арам Хачатурян - Вариации Эгины и вакханалия из балета "Спартак"

"Спартак" ставят на многих сценах и не только на таких знаменитых, как сцены Большого театра и Мариинского. Постановка этого балета предполагает наличие в театре высокопрофессионального балетного коллектива, причём не только солистов, но и кордебалета, что, казалось бы, не каждому театру под силу, тем не менее, в провинции тоже ставят этот балет.

Ниже приведены фотографии, сделанные во время спектакля в Новосибирском театре оперы и балета. Судя по ним, это должна быть интересная интерпретация балета. Ещё лучше можно представить себе эту балетную постановку, если посмотреть все фотографии в большом размере (фотографий более 600) - фотографии сделаны во время спектакля и в антрактах. Посмотреть фотографии можно .




Арам Хачатурян - "Адажио" (дуэт Спартака и Фригии) из балета "Спартак"


Арам Хачатурян - "Марш гладиаторов" из балета "Спартак"

источник - http://katani08.livejournal.com/29665.html

Каминская Тамара

Действие I
Картина 1
Нашествие
Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким и коварным Крассом. Захваченные им в плен люди обре-чены на рабство. Среди них - Спартак.

Монолог Спартака
У Спартака отняли свободу, но он не может смириться с этим. Гордый и мужественный человек, он не мыс-лит свою жизнь в рабстве.

Картина 2
Рынок рабов
Пленных гонят на рынок рабов. Силой разлу-чают мужчин и женщин, в том числе и Спартака с Фригией.
Спартак протестует против бесчеловечности римлян. Но силы не равны.

Монолог Фригии
Фригия тоскует об ут-раченном счастье, с ужасом думая о предстоя-щих ей испытаниях.

Картина 3
Оргия у Красса
Мимы и куртизанки развлекают гостей, потешаясь над Фригией, новой рабыней Красса. Куртизанку Эгину насторажи-вает его интерес к молодой девушке. И она во-влекает Красса в неистовую пляску. В разгар оргии Красс приказывает привести гладиаторов. Они должны биться насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. С победившего снимают шлем. Это Спартак.

Монолог Спартака
Спартак в отчаянии - он стал невольным убийцей своего товарища. Трагедия пробуждает в нем гнев и желание протестовать. Спартак принимает решение бороться за свободу.

Картина 4
Казарма гладиаторов
Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Они отвечают ему клятвой верности. Сбросив оковы, Спартак и гладиаторы бегут из Рима.

Действие II
Картина 5
Аппиева дорога
На Аппиевой дороге к "спартаковцам" присоединяются пастухи. Всех объединяет мечта о свободе и ненависть к рабству. Народ провозглашает Спартака вождем восставших.

Монолог Спартака
Все помыслы Спартака устремлены к Фригии.

Картина 6
Вилла Красса
Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Велика радость встречи влюбленных. Но им приходится скрыться - к вилле направлется процессия патрициев во главе с Эгиной.

Монолог Эгины
Она давно жаждет обольстить и под-чинить себе Красса. Ей надо завоевать его и законно войти в мир римской знати.

Картина 7
Пир у Красса
Красс празднует свои победы. Патриции славят его. Но войска Спартака окружают дворец. Гости разбегаются. Бегут в страхе и Красс с Эгиной.Спартак врывается на виллу.

Монолог Спартака
Он пере-полнен радостью победы.

Картина 8
Победа Спартака
Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь - пусть все узнают о его позоре. Ликующие повстанцы славят победу Спартака.

Действие III
Картина 9
Месть Красса
Эгина стремится вселить мужество в Красса. Восстание должно быть подавлено. Красс собирает легионеров. Эгина напутствует его.

Монолог Эгины
Для нее Спартак - тоже враг, ибо поражение Красса сулит гибель и ей. Эгина замышляет коварный план - опсеять раздор в стане восставших.

Картина 10
Лагерь Спартака
Спартак счастлив с Фригией. Но внезапной бедой обрушивается весть о новом походе Красса. Спартак предлагает принять бой. Но многие из его военачальников проявляют слабость и покидают своего вождя.

Монолог Спартака
Спартак предчувст-вует трагический конец. Но свобода превыше всего. И ради нее он готов отдать свою жизнь.

Картина 11
Разложение
Пробравшись к струсившим гладиаторам, которые еще могли бы присоединиться к Спартаку, Эгина вместе с куртизанками соблазняет их и заманивает в ловушку, предавая в руки отрядов Красса.

Монолог Красса
Красс преисполнен жажды мести. Ему недостаточно одержать победу. Ему нужна гибель унизившего его Спартака.

Картина 12
Последний бой
Легионеры окружают войска Спартака. В нерав-ном бою гибнут его друзья и он сам. Спартак сражается до последнего вздоха.

Реквием
Фригия находит тело Спартака. Она опла-кивает его, полная веры в бессмертие его подвига.

Балет в двух действиях, одиннадцати картинах.
Постановка и хореография Наталии Касаткиной и Владимира Василёва .
Либретто по историческим материалам, мотивам романа Р. Джованьоли и собственным фантазиям Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Сценография: народный художник СССР, Лауреат Государственных премий СССР Иосиф Сумбаташвили.
Костюмы: Елизавета Дворкина.
Постановщик трюков: вице-президент Федерации вольного боя, вице-президент Федерации «Русского боя» Александр Малышев.

Вождь восставших гладиаторов Спартак в ХХ веке стал одним из самых главных балетных персонажей, потеснив на сцене традиционных лебедей, виллис и сильфид. Знаменитый балет на музыку Арама Хачатуряна - настоящий хит балетной сцены и представлен на ней в разных прочтениях. В оригинальной версии Наталии Касаткиной и Владимира Василёва история Спартака разыгрывается в трагической и чувственной атмосфере эпохи упадка Римской империи. Выразительная хореография, яркие образы, 6 тонн уникальных декораций по эскизам Иосифа Сумбаташвили, 300 потрясающих своей роскошью костюмов Елизаветы Дворкиной… Приемам настоящего римского боя артистов обучал профессиональный каскадер Александр Малышев.

Грандиозное зрелище и захватывающая драма - именно этого мы и ждем в балетной версии сюжета, так хорошо известного по литературе и кино.

Впервые в постановке «Спартака» использована музыка, хоть и написанная композитором для этого балета, но никогда ранее не включавшаяся в спектакли другими хореографами. Партитура этих фрагментов эксклюзивно предоставлена Касаткиной и Василёву наследниками композитора.

«На сцене чисто по законам современного музыкально-пластического шоу развивается представление на темы „Спартака“, в котором есть и классический танец, и приемы боевых искусств, и намеки на римские игры, мистерии, сатурналии и театральные представления».

Виолетта Майниеце.


Спартак

Сцены из римской, жизни. Балет в четырех действиях

Автор балета - Арам Ильич Хачатурян
Либретто Н. Волкова .
Балетмейстер Л. Якобсон .
Первое представление: Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 27 декабря 1956 г.
Действующие лица
Спартак. Фригия. Эгина. Гармодий. Красе. Умирающий раб. Лентулл Батиат. Глашатай. Египтянка. Африканец. Нумидиец, Галл. Афинский шут. Этруски, гадитанские девы, гетеры. Мимы. Центурионы. Сподвижники Спартака.

Римский полководец Красс возвращается из похода с победой. Ликующая толпа приветствует прославленных в боях легионеров.

В золотую колесницу Красса впряжены пленные рабы. Среди них - фракиец Спартак. Его исполинская фигура полна силы и достоинства. Рядом с ним - его возлюбленная, молодая фракийка Фригия, и юноша Гармодий.

В толпе римской знати патрициев и сенаторов, встречающих Красса,- его наложница, куртизанка Эгина.

Рынок рабов. Торг начинается продажей египетской танцовщицы. Ее разлучают с матерью. Спартака и скованного с ним цепью Гармодия покупает владелец школы гладиаторов Лентулл Батиат. Горестна минута расставания Фригии и Спартака. Фригию покупает Эгина.

Цирк. В центре амфитеатра - ложа Красса и Эгины. Начинаются бои гладиаторов. Сражаются галл, нумидиец и африканец. Раненый нумидиец просит даровать ему жизнь, но толпа требует убить его. На арену выходят два гладиатора. Один из них гибнет; умирая, он посылает проклятие Риму. Всеобщее внимание привлекают два отряда: гладиаторов. Закипает яростный бой. Чудеса храбрости и ловкости показывает Спартак. Он побеждает, ему восторженно рукоплещет толпа.

Площадь перед дворцом Красса. Фригия изливает" Спартаку свое горе, жалуется на тяжкую жизнь в неволе и разлуке.

Под покровом ночи Спартак условливается со своими сподвижниками о тайной встрече. Их замечает Эгина. Желая раскрыть их замысел, она очаровывает одного из заговорщиков - юного Гармодия.

Празднество в честь бога Сатурна (сатурналии). Толпа славит его вакхическими плясками. Из дворца на роскошных носилках выносят Красса. Один из рабов, несущих носилки, споткнулся. Красе приказывает убить его. Телохранитель Красса пронзает раба кинжалом. Все в ужасе замирают.

На тайной встрече Спартак призывает своих сподвижников начать восстание. Верность делу борьбы за освобождение заговорщики скрепляют клятвой.

Спартак проникает в каменную тюрьму гладиаторов. и зовет заключенных поднять восстание: лучше смерть на поле брани, чем на арене цирка, на потеху толпе! Вот уже разбиты цепи, снята стража. Спартак открывает ворота тюрьмы и уводит за собой восставших.

Широкой огненной рекой разливается по Италии восстание рабов. Победу за победой одерживают войска Спартака. Римляне склоняют «орлы» - знаки своих легионов - перед вождем восставших рабов.

Военачальники Спартака возвращаются из похода с пленными легионерами, награбленным добром, бочонками вина и гетерами. Среди гетер скрывается Эгина. Она приводит Гармодия в палатку пирующих военачальников.

Неожиданно появляется Спартак. Он приказывает немедленно изгнать из лагеря гетер. Гармодий протестует. Между группой военачальников и Спартаком возникает ссора. Давно назревавший конфликт приводит к расколу лагеря. Группа недовольных военачальников вместе со своими воинами покидает лагерь Спартака. Эгина увлекает за собой Гармодия. Со Спартаком остаются только верные делу свободы его сподвижники.

Пир у Красса. Эгина рассказывает полководцу, что ей удалось привести рассорившегося со Спартаком Гармодия, а также о расколе среди восставших. Красе отдает приказ напасть на лагерь отколовшихся от Спартака.

Эгина остается наедине с Гармодием. Проходит ночь. Пир возобновляется. Красе велит привести Гармодия. Распахиваются пурпурные занавеси. Гармодий с ужасом видит распятых на крестах гладиаторов, своих недавних сподвижников. Он понимает, что его предала Эгина, и порывается убить ее, но его схватывают и закалывают. Красе и Эгина покидают пиршество.

Рабы во главе со Спартаком стремительно врываются во дворец. Им навстречу радостно устремляются Фригия и рабы Красса.

В сражении с легионерами Красса Спартак терпит поражение и отступает. Фригия благословляет его на новые битвы; она подает Спартаку щит, целует его меч. Она сердцем предчувствует надвигающуюся катастрофу.

Римляне наступают. Окруженные несметными полчи­щами, гибнут в жестоком бою спартаковцы. Гибнет и Спартак.

Звучит сигнал отбоя. Войска римлян уходят.

Ночь. Мгла окутывает поле битвы. Появляется скорбная Фригия, отыскивающая тело Спартака. В зловещей тишине она оплакивает павшего героя.

А. Хачатурян балет «Спартак»

Идея создать балет «Спартак» пришла А. Хачатуряну в непростое время для нашей страны – в декабре 1941 года. Этой работой, композитор хотел показать героического образ человека древней истории, что было особенно актуально в условиях военных событий, для поддержания волевого духа народа в борьбе за свою свободу и независимость.

Краткое содержание балета Хачатуряна «Спартак» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

лидер восставших гладиаторов, фракиец
Фригия жена Спартака
Красс полководец, командующий римскими легионами
Эгина невольница Красса, куртизанка
Гармодий фракиец, предатель

Краткое содержание


События спектакля развиваются в 73-71 годах до н.э. в Римской империи. Спартак – это фракиец, захваченный в плен вместе со своей женой и вынужденный теперь быть подневольным, он участвует в гладиаторских боях. Он поднимает восстание среди борцов, мотивируя их покончить с такой жизнью и бороться за свою свободу. Остальные гладиаторы поддерживают его и поднимается народное восстание. К их лагерю по приказу полководца Красса примыкает фракиец Гармоний. Он узнает все планы Спартака и в нужный момент рассказывает о них своему хозяину. Благодаря этому римляне устраивают восставшим засаду и нападают на них. В результате жесточайшей схватки погибает Спартак, а предателя Гармония Красс приказывает убить. Уцелевшие воины фракийцев находят тело поверженного Спартака и поднимают его на щит. В этот момент линию горизонта озаряет золотое сияние - восходит солнце.

Автор либретто Н. Волков при работе использовал подлинные исторические источники: «Жизнеописания» Плутарха, сатиры Ювенала и некоторые художественные произведения. В сюжете балета тесто сплетаются тема героизма, борьбы и преданной любви.

Фото:





Интересные факты

  • Существует монета номиналом 100 рублей, на которой можно увидеть сцены из «Спартака». Её выпуск приурочили к 225-летнему юбилею Большого театра.
  • Несмотря на то, что сюжет балета получил одобрение среди властей, работу над своим самым известным произведением Хачатурян вынужден был отложить на некоторое время. Так, он вновь приступил к нему лишь в 1950 году после поездки в Италию. Возможно, посетив Колизей и Аппиеву дорогу, где когда-то и произошла судьбоносная битва восставшего народа, он решился написать давно задуманное произведение.
  • Премьера балета состоялась в феврале 1954 года и была по достоинству оценена публикой и критикой, более того, она стала настоящей сенсацией и вызвала бурю эмоций. Все были поражены необычайной постановкой, казалось, что герои – это ожившие скульптуры, которые сошли с исторических страниц, античных мозаик, а над ними всеми возвышался образ героя – Спартака. Даже исполнители танцевали не на пуантах, а в сандалиях, облаченные в туники, чтобы не отходить от исторического сюжета.
  • Хореограф Леонид Якобсон поначалу раскритиковал балет! Ему не понравилось в нем практически все: либретто схематичное и слишком затянутая музыкальная часть. Естественно, Араму Ильичу это пришлось не по нраву, тем более он категорически был против того, чтобы сокращать партитуру. В результате между ними вспыхнул настоящий скандал прямо на Невском проспекте посреди улицы! В ход пошли даже кулаки, настолько сильно каждый отстаивал свою правоту, что пришлось вызывать полицию. Однако, законы театра таковы, что последнее слово всегда остается за балетмейстером. Поэтому Леонид Якобсон все же внес некоторые корректировки для своей новаторской постановки.
  • «Спартак» - остаётся самой великой и известной постановкой Хачатуряна, за которую автор был награждён орденом Ленина.
  • Фрагменты данного произведения можно встретить в двух сериях популярной мультипликационной франшизы «Ледниковый период», а именно: «Глобальное потепление» и «Эра динозавров».
  • Любопытно, что о таком известном герое, как Спартак, до наших дней дошло крайне мало информации, поэтому либреттистам пришлось где-то досочинить его биографию.
  • Хачатурян сочинил балет за 3,5 года.
  • Еще до премьеры в театре, слушатели смогли познакомиться с некоторыми номерами из балета благодаря сюите, которая часто исполнялась на симфонических концертах, пользуясь огромной популярностью.
  • Постановка Якобсона разрушила все существующие традиции. Его исполнители были облачены в свободные одеяния и сандалии, что поначалу вызвало шок у всех.
  • Хачатурян остался недоволен премьерой спектакля «Спартак», потому что мыслил его все же в классическом исполнении. Во многом это было связано и с тем, что Якобсон нарушил симфонические законы в партитуре, позволив себе некоторые купюры и перестановку номеров.
  • Одно из главных отличий этого спектакля в том, что он мужской, ведь главные партии принадлежат здесь Спартаку и Крассу, что было большой редкостью для балета.
  • На сегодняшний день в мире насчитывается около 20 версий постановок этого произведения, но самыми популярными считаются лишь две: Григоровича и Якобсона.

Популярные номера

Адажио Спартака и Фригии - слушать

Вариации Эгины - слушать

Танец пиратов - слушать

Триумфальный марш - слушать

История создания

С первого взгляда трудно представить, но «Спартак» - это вполне советский балет по своей идеологии, хотя в нем повествуется о непростых событиях в истории Римской республики, датируемых 73-71 гг до н. э. В этом нет ничего удивительного, ведь именно в советский период на первый план выступают героические произведения, заменившие собой постепенно сказочные и легкие спектакли. Главная идея – борьба, является основной для всего искусства того времени.

В 1941 году Арам Хачатурян впервые сообщил о своих намерениях сочинить балет «Спартак» в небольшой газетной заметке. Он написал о том, что начинает работу над произведением и мыслит его монументальным героическим спектаклем. По мнению композитора балет должен показать публике наилучшего человека всей древнейшей истории. Известно, что образ этот очень давно привлекал внимание композитора, тем более в такое непростое время он показался ему особенно уместным. Администрация Большого театра пригласила маэстро к работе над спектаклем. Однако в связи с большими изменениями в театре, а также военными действиями в стране, на некоторое время работа была прекращена.

Возобновить ее он смог только спустя несколько лет после войны, посетив солнечную Италию во время своей командировки в 1950 году. Вернувшись в страну, он сразу же принялся сочинять музыку к балету и уже в феврале 1954 года произведение было написано полностью.

Любопытно, что первоначальная работа над либретто началась еще в 1933 году. Хореограф Большого театра И. Моисеев и либреттист Н. Волков задумали этот балет, однако грандиозную идею пришлось отложить на несколько лет. Это было связано с тем, что балетмейстер был оставить Большой театр. Когда либретто было завершено, официально его автором обозначили Волкова, хотя доподлинно неизвестно, что конкретно было написано в соавторстве с Моисеевым.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»