Опыт нарративного анализа произведений современной массовой литературы. Современная литература (по выбору абитуриента)

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

нализ литературно-художественного произведения

При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму.

А. Идейное содержание включает:

1) тематику произведения - выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии;

2) проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении;

3) пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Пафос - высшая форма идейно-эмоциональной оценки жизни писателя, раскрываемая в его творчестве. Утверждение величия подвига отдельного героя или целого коллектива является выражением героического пафоса, причем действия героя или коллектива отличаются свободной инициативой и направлены к осуществлению высоких гуманистических принципов. Предпосылкой героического в художественной литературе является героика действительности, борьба со стихиями природы, за национальную свободу и независимость, за свободный труд людей, борьба за мир.

Когда автор утверждает дела и переживания людей, которым присуще глубокое и неустранимое противоречие между стремлением к возвышенному идеалу и принципиальной невозможностью его достижения, то перед нами трагический пафос. Формы трагического весьма разнообразны и исторически изменчивы. Драматический пафос отличается отсутствием принципиального характера противостояния человека внеличностным враждебным обстоятельствам. Трагический характер всегда отмечен исключительной нравственной высотой и значительностью. Различия характеров Катерины в «Грозе» и Ларисы в «Бесприданнице» Островского наглядно демонстрируют разницу в указанных видах пафоса.

Большое значение в искусстве XIX-XX веков приобрел романтический пафос, с помощью которого утверждается значительность стремления личности к эмоционально предвосхищаемому универсальному идеалу. К романтическому близок сентиментальный пафос, хотя его диапазон ограничен семейно-бытовой сферой проявления чувств героев и писателя. Все эти виды пафоса несут в себе утверждающее начало и реализуют возвышенное как основную и наиболее общую эстетическую категорию.

Общей эстетической категорией отрицания негативных тенденций является категория комического. Комическое - это форма жизни, претендующая на значительность, но исторически изжившее свое положительное содержание и поэтому вызывающая смех. Комические противоречия как объективный источник смеха могут быть осознаны сатирически или юмористически. Гневное отрицание социально опасных комических явлений определяет гражданский характер пафоса сатиры. Насмешка над комическими противоречиями в нравственно-бытовой сфере человеческих отношений вызывает юмористическое отношение к изображаемому. Насмешка может быть как отрицающей, так и утверждающей изображаемое противоречие. Смех в литературе, как и в жизни, чрезвычайно многообразен в своих проявлениях: улыбка, насмешка, сарказм, ирония, сардоническая усмешка, гомерический хохот.

Б. Художественная форма включает:

1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве);

2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа);

3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно-художественного произведения.

1. История создания.

2. Тематика.

3. Проблематика.

4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос.

5. Жанровое своеобразие.

6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях.

7. Центральные персонажи.

8. Сюжет и особенности строения конфликта.

9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия.

11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения.

12. Место произведения в творчестве писателя.

13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя.

А. Место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

б) тематики, проблематики;

в) творческого метода и стиля;

д) речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа.

Вступление. Место персонажа в системе образов произведения.

Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа.

1. Социальное и материальное положение.

2. Внешний облик.

3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:

а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;

б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).

4. Область чувств:

а) тип отношения к окружающим;

б) особенности внутренних переживаний.

6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью предыстории или биографии;

д) через цепь поступков;

е) в речевой характеристике;

ж) через «соседство» с другими персонажами;

з) через окружающую обстановку.

Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое своеобразие.

IV. Идейное содержание:

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

5. Преобладание общественных или личных интонаций.

V. Структура стихотворения:

1. Сопоставление и развитие основных словесных образов:

а) по сходству;

б) по контрасту;

в) по смежности;

г) по ассоциации;

д) по умозаключению.

2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание.

4. Основные особенности ритмики:

а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест.

5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм.

6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа).

7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах.

2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати.

3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие).

4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников).

5. Краткий план содержания.

Евгений Евтушенко (1932-2017) - поэт, писатель, сценарист, публицист. «Молитва перед поэмой»: «поэт в России - больше, чем поэт», он должен дать оценку своему времени. И лирический герой обращается к поэтам прошлого за помощью. У Пушкина он просит лёгкого слога, у Лермонтова - едкости и скрытой доброты, у Некрасова - ощущения боли за судьбу народа, у Блока - способности к предвестию и прочувствованию таинственного, у Пастернака - ощущения связи человека с природой, у Есенина - нежности ко всему сущему, а у Маяковского - решительности и способности прорубиться через любое сопротивление, чтобы сказать своё слово.

Евгений Евтушенко (1932-2017) - поэт, писатель, сценарист, публицист. «Молитва перед поэмой»: «поэт в России - больше, чем поэт», он должен дать оценку своему времени. И лирический герой обращается к поэтам прошлого за помощью. У Пушкина он просит лёгкого слога, у Лермонтова - едкости и скрытой доброты, у Некрасова - ощущения боли за судьбу народа, у

Йосиф Бродский (1940-1996) - выдающийся поэт, драматург, переводчик, эссеист. «Не выходи из комнаты»: ироничный монолог лирического героя, призывающего не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет «Шипка», не ездить на такси и не вступать в отношения с девушками. Стена и стул этой комнаты приравниваются к самым интересным вещам на свете. За пределами комнаты - только страдание. Лирический герой призывает довольствоваться этим домашним неуютом и больше ничего не писать - зачем?

Йосиф Бродский (1940-1996) - выдающийся поэт, драматург, переводчик, эссеист. «Не выходи из комнаты»: ироничный монолог лирического героя, призывающего не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет «Шипка», не ездить на такси и не вступать в отношения с девушками. Стена и стул этой комнаты приравниваются к самым интересным вещам на свете. За пределами комнаты

Николай Михайлович рубцов (1936-1971) - поэт. «Добрый Филя»: Филя, живущий в простой избе «без газа и ванной», - славный работящий человек, почти сказочный персонаж в силу своего бескорыстия. Молчаливый неприметный герой современности не привлекает к себе внимания («А о чём говорить?»).

Булат Окуджава (1924-1997) - поэт, прозаик, автор-исполнитель. «Полночный троллейбус»: ночной троллейбус становится для лирического героя волшебным помощником, другом, выручающим в сложной ситуации, снимающим боль чудом. Его молчаливая доброта указывает на то, что мир в принципе добр и ещё не всё потеряно.

Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) - поэт, актёр, автор-исполнитель. «Баллада о борьбе»: в стихотворении говорится о послевоенном поколении, к которому относится и сам автор. Жестокость войны не коснулась этих детей: война была для них только полем выяснения собственных сил и возможностей. Мальчишки дрались и взахлёб читали книги о той жизни, которая виделась им настоящей. И вдруг всё изменилось. Взрослая жизнь расставляет всё по своим местам: если, «слёзы на ус намотав», ты продолжаешь бороться - значит, ты читал в детстве нужные книги. А если поглядываешь на всё со стороны, не принимая участия, - ты в жизни «ни при чём».

Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980) - поэт, актёр, автор-исполнитель. «Баллада о борьбе»: в стихотворении говорится о послевоенном поколении, к которому относится и сам автор. Жестокость войны не коснулась этих детей: война была для них только полем выяснения собственных сил и возможностей. Мальчишки дрались и взахлёб читали книги о той жизни, которая виделась им настоящей. И вдруг

Идея и сюжет: В этой оде раскрыт рационалистический подход Ломоносова к пониманию мира. Он поднимает множество вопросов, волнующих творческие умы его времени. Текст произведения: Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне — дна. Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов, Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества. Что зыблет ясный ночью луч? Что топкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец?

Идея и сюжет: В этой оде раскрыт рационалистический подход Ломоносова к пониманию мира. Он поднимает множество вопросов, волнующих творческие умы его времени. Текст произведения: Лице свое скрывает день, Поля покрыла мрачна ночь, Взошла на горы черна тень, Лучи от нас склонились прочь, Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне — дна. Уста премудрых

ЛЮБОВЬ. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек может по-настоящему почувст вовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к ближнему. Только любящий может преодолеть свой эгоизм. Одним из примеров необычной трактовки любви служит рассказ «Сны Чанга». Рассказ написан в форме воспоминаний собаки, которая, чувствуя внутреннее опустошение своего хозяина, вспоминает о времени, когда оба они были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. В них, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек. СМЕРТЬ. В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются с концом, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»). ПРИРОДА. Для Бунина характерен особый способ изображения явлений, мира и духовных переживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рассказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

ЛЮБОВЬ. Концепция любви у Бунина трагедийна. Мгновения любви становятся вершиной жизни человека. Только полюбив, человек может по-настоящему почувст вовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к ближнему. Только любящий может преодолеть свой эгоизм. Одним из примеров необычной трактовки любви служит рассказ «Сны Чанга». Рассказ написан в форме воспоминаний собаки, которая, чувствуя

«Он (автор) представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен». «В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась в Обломове, и они расходятся, в четвертой она выходит замуж за друга его Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру... Но Гончаров хотел добиться того, чтобы случайный образ, мелькнувший перед ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение. Поэтому во всем, что касалось Обломова, не было для него вещей пустых и ничтожных». «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, — не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины. Слово это — обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни... В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени... Родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине и затем несколько раз встречаем их повторение в лучших наших литературных произведениях. Дело в том, что это коренной, народный наш тип, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников. Но с течением времени, по мере сознательного развития общества, тип этот изменял свои формы, становился в другие отношения к жизни, получал новое значение... В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей

«Он (автор) представляет вам живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью; а там уж ваше дело определить степень достоинства изображенных предметов: он к этому совершенно равнодушен». «В первой части Обломов лежит на диване; во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошиблась

Из статьи и. А. Гончарова «мильон терзаний» Статья написана в 1871 году. О комедии «Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку... Другие... дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый кладезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни». «Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия, и скажем сами за себя — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах, если принять совокупность всех прочих высказанных условий. Как картина, она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю. В картине, где нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука, зритель и читатель чувствуют себя и теперь, в нашу эпоху, среди живых людей. И общее, и детали, все это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и со всем «особым отпечатком» Москвы, — от Фамусова до мелких штрихов, до князя Тугоуховского и до лакея Петрушки, без которых картина была бы не полна». О фамусовском обществе «Этот муж (Горич), недавно еще бодрый и живой человек, теперь опустившийся, облекшийся, как в халат, в московскую жизнь барин, «муж-мальчик, муж-слуга», идеал московских мужей... Эта Хлестова, остаток екатерининского века, с моськой, с арапкой-девочкой, — эта княгиня и князь Петр Ильич — без слова, но такая говорящая руина прошлого, — Загорецкий, явный мошенник, спасающийся от тюрьмы в лучших

Из статьи и. А. Гончарова «мильон терзаний» Статья написана в 1871 году. О комедии «Одни ценят в комедии картину московских нравов известной эпохи, создание живых типов и их искусную группировку… Другие… дорожат более эпиграмматической солью языка, живой сатирой — моралью, которою пьеса до сих пор, как неистощимый кладезь, снабжает всякого на каждый обиходный шаг жизни».

О композиции «Постепенное проникновение во внутренний мир героя... Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидании с Максимом Максимычем, который рассказал ему повесть о Бэле... Наконец в руках автора журнал Печорина. В высшей степени поэтичном рассказе «Тамань» герой романа является автобиографом, но загадка от этого становится только заманчивее, и отгадка еще не тут. Наконец вы переходите к «Княжне Мери», и туман рассеивается... основная идея романа, как горькое чувство, пристает к вам и преследует вас. Вы читаете наконец «Фаталиста», и хотя в этом рассказе Печорин является не героем, а только рассказчиком случая... странное дело! Вы еще более понимаете его, более думаете о нем, и ваше чувство еще грустнее и горестнее». Замечания по системе образов Максим Максимыч. «Тип старого кавказского служаки... Умственный кругозор очень ограничен... Какое теплое, благородное, даже нежное сердце бьется в железной груди!» Азамат. «Дикарь, разбойник по рождению, для которого нет в мире ничего дороже оружия и лошади и для которого желание — медленная пытка на малом огне». Бэла. «Одна из тех глубоких женских натур, которые полюбят мужчину тотчас, как увидят его, но признаются ему в любви не тотчас, отдадутся не скоро, а отдавшись, уже не могут больше принадлежать ни другому, ни самим себе». Грушницкий. «Идеальный молодой человек... производить эффект — его страсть... В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии». Мери. «Эта девушка неглупая... ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой серой солдатской шинели». Вера. «Это скорее сатира на женщину, чем женщина». Печорин. «Его страсти — бурные, очищающие сферу духа, его заблуждения — острые болезни в

О композиции «Постепенное проникновение во внутренний мир героя… Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов. В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом, как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали. И вот автор тотчас показывает вам его при свидании с Максимом Максимычем,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Санкт-Петербургский Государственный Университет

Опыт нарративного анализа произведений современной массовой литературы

М. С. Черновская, ст. преподаватель, соискатель, кафедра социологии

С-Петербург, Россия

Аннотация

Статья посвящена анализу произведений массовой литературы (американский женский роман) с помощью нарративного метода. На основе синтеза различных подходов к анализу нарратива (подход Р. Барта, подход В. Дейка и структурно-событийный подход К. Гриффина), а также теорий В.Я. Проппа и К.Г. Юнга, проводится исследование нарративной структуры американского женского романа, актуализирующей социальные мифы и архетипы, выступающие в качестве схемы организации социальных отношений и механизма воспроизводства культурных норм и образцов

Ключевые слова: Нарративный метод, нарративная структура, социальный миф, архетип, космогоническая модель социального мифа, американский женский роман.

На сегодняшний день в социологической науке нет ни одного исследования текстов массовой литературы, в котором бы использовался нарративный метод. Этот пробел объясняется, во-первых, тем, что анализ нарративов в рамках художественных текстов остается епархией филологов и лингвистов, и, во-вторых, тем, что для социологического анализа художественного (как и любого другого) текста социологами и культурологами традиционно применяется контент-анализ. Метод контент-анализа как количественный метод сбора и анализа данных об изучаемом документе, контент (содержание) которого «вписывается» в социальный контекст, в изучаемую исследователем социальную проблему, был разработан еще в первой половине 20-го века. Однако уже с середины прошлого века позитивистские методики анализа текста, включая технику контент-анализа, стали подвергаться критике в связи с проблемой различия культурных (культурологических) и собственно социальных значений и интерпретаций изображаемого в литературе. Кроме того, на наш взгляд, для глубинного, качественного анализа структур и смыслов метод контент-анализа, подразумевающий количественный подход к сбору данных об изучаемом явлении и использующий математические приемы обработки данных, неприемлем. Появилась необходимость в использовании других, качественных исследовательских техник, одной из которых стал нарративный анализ как метод изучения индивидуальных и социальных практик, исторического и социокультурного контекста. Нарративный анализ позволяет, с одной стороны, произвести интенсивный анализ текста вне зависимости от количества исследуемых книг, а, с другой - выявить глубинный социо-культурный контекст содержания. Изучению подвергаются сюжетные структуры, характеры, ситуации, литературные формулы, рассматриваемые как символические образцы социального взаимодействия и поведения, как социокультурные механизмы, обеспечивающие интегрированность современного общества, идентификацию и интеграцию личности, воспроизводство традиционных и усвоение новых культурных норм и образцов (в рамках теорий Дж. Г. Мида, Э. Кассирера, С. Лангер, К. Берка) 1 .

При анализе произведений художественной (и, в частности, массовой) литературы целесообразно применять различные методики нарративного анализа. В рамках проведенного нами эмпирического исследования мы использовали элементы разных подходов к анализу нарратива: подход Р. Барта (функции-действия персонажей в нарративе) 2 , подход В. Дейка (понятия «микроструктуры» и «макроструктуры») 3 и структурно-событийный подход К. Гриффина (установление каузальных связей нарратива) 4 . Последний подход послужил основой для нашего синтетического метода, поскольку объект анализа - роман как литературный жанр «предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя/героини, то есть четкую, логическую и взаимосвязанную последовательность событий и действий» 5 .

Объектом нашего эмпирического исследования стала нарративная структура современного американского женского романа как жанра массовой литературы. Целью являлся анализ нарративной структуры американского женского романа, актуализирующей социальные мифы и архетипы как ценностно-ролевые образцы и схемы организации социальных отношений. Для исследования были отобраны 18 самых популярных за последние двадцать лет романов-экранизаций современных американских писательниц Даниэлы Стил, Норы Робертс и Мэри-Хиггинс Кларк согласно рейтингам amazon.com, крупнейшей в мире американской компании по обороту среди продающих товары массового спроса и услуги через Интернет, и IMDb.com, крупнейшей в мире базы данных и веб-сайта о кинематографе.

Итак, процедура эмпирического исследования включила в себя следующие этапы: литература роман нарративный

1. Рассматривается траектория жизненного пути главной героини в каждом романе в виде хронологии действий, образующих события.

Данное положение является отправной точкой в процедуре структурно-событийного анализа, в котором аналитик должен осуществить эту предварительную процедуру, самостоятельно решив, какие действия определяют событие. Выделенные события закладывают т.н. «макроструктуру» (термин Т. ван Дейка) как иерархию смысловых блоков в тексте относительно основной идеи (жизненный путь героини).

1.1. Производится отбор событий, являющихся значимыми в биографиях героинь на основе следующих индикаторов, выделенных в контексте социального космогонического мифа.

При отборе событий положение о «значимости» является первостепенным для процедуры нарративного анализа в целом. Значимыми являются повествовательные конструкции, с одной стороны, не являющиеся оценками и описаниями, а, с другой, следующие логике космогонической модели социального мифа, которая отражена в наборе индикаторов. Данные индикаторы составлены на основе подхода В. Васильковой, которая объединила структурный метод В. Я. Проппа к анализу волшебной сказки, а также психоаналитический подход К. Г. Юнга 6 , и включают в себя следующие компоненты нарратива: состояние начальной целостности - вред/потеря как нарушение целостности - блуждание Героини - встреча с ложным героем - узнавание/обличение ложного героя - встреча с дарителем/помощником - обретение волшебного средства - встреча с истинным героем - борьба/противостояние силам зла/роковым обстоятельствам - финальная схватка/борьба с силами зла - восстановление целостности на новом уровне.

2. Производится нарративизация выбранных событий с использованием грамматического метода (глаголы как маркеры действия). При «сквозном прочтении» текста происходит сокращение неважной информации путем селекции, обобщения пропозиций и их конструирования в «топики» текста (метод Т. ван Дейка). Данные «топики» описывают функции (действия) персонажей в нарративе (метод Р. Барта) и представлены глаголами. Приведем пример нарративизации романа Даниэлы Стил «Большей любви не бывает»:

* Эдвина, дочь владельца газеты (20 лет) возвращается из Англии в Америку на «Титанике» вместе с членами своей семьи (родителями, братьями и сестрами) и своим женихом Чарльзом.

* «Титаник» тонет.

* Во время крушения «Титаника» мать, не желая разлучаться со своим мужем, поручает братьев и сестер Эдвине, остается на корабле и погибает.

* Жених Эдвины, уступая место другим, также гибнет.

* В Америке Эдвина встает во главе дела отца, возглавив издательство. Она также ведет хозяйство и ухаживает за братьями и сестрами.

* Один из братьев Эдвины Филипп после окончания учебы отправляется добровольцем на фронт и погибает.

* Другой брат Джордж едет в Голливуд с целью сделать карьеру режиссера. Его наставником становится режиссер Сэм Горовиц, который знакомится с семьей Эдвины и проникается симпатией к ней.

* Алексис, сестра Эдвины (17 лет), едет в гости к Джорджу в Голливуд. Там она встречается с немолодым плейбоем Стоуном и увлекается им.

* Стоун похищает Алексис, увозит ее в Нью-Йорк, а затем в Лондон и делает своей любовницей.

* В поисках сестры Эдвина отправляется в Лондон за ними.

* На теплоходе она знакомится с Патриком Спаркс-Келли, кузеном ее погибшего жениха Чарльза.

* Они влюбляются друг в друга и становятся любовниками. Но Патрик женат и не может развестись, т.к. он католик.

* По прибытии в Лондон Патрик помогает Эдвине найти Алексис.

* Он притворяется судьей и грозит Стоуну тюрьмой за совращение несовершеннолетней.

* Стоун отказывается от Алексис.

* Эдвина расстается с Патриком и возвращается с сестрой в Америку.

* Там она принимает предложение Сэма Горовица выйти за него замуж.

3. На основе индикаторов выстраивается каузальная последовательность цепи событий для каждого романа.

Положение о каузальной (причинно-следственной) последовательности является необходимым как для структурно-событийного анализа (ССА). Каузальная последовательность закладывает т.н. «микроструктуру» нарратива (термин Т. ван Дейка), описывая связи между действиями. Методика ССА предполагает, что последующее действие не может произойти, если оно не обусловлено предшествующим; таким образом, крайне важной является логика разворачивания действий в событии. В рамках нашего эмпирического исследования данный принцип используется для логического выстраивания цепи событий, формирующих социальный мир героини и отражающих социальную мобильность и смену социальной и гендерной роли. Приведем пример нарративной последовательности для романа Даниэлы Стил «Большей любви не бывает» 7: П (помолвка) - ГС (гибель членов семьи) - ЗУН (обретение знаний, умений и навыков) -ПС (похищение антагонистом членов семьи) - НД, ЧЖД (обретение нового друга, который спасает жизнь) - СУАГ (символическое устранение антагониста героем) - ПО (помолвка/обручение). Данная нарративная последовательность соответствует логике выделенных индикаторов в рамках космогонического цикла.

4. Путем сопоставления каузальных связей действий, образующих хронологию событий в каждом индивидуальном романе, выделяется общая нарративная структура, которая интерпретируется в контексте социального космогонического мифа.

Сопоставление смысловых блоков макроструктуры, каузально связанных между собою, позволяет выделить обобщенную нарративную структуру, или «суперструктуру» нарратива (термин Т. ван Дэйка), которая, подобно повествовательной схеме Р. Барта представляет собой инвариантную структуру события в виде укрупненных блоков («акциональные» названия).

В результате выполнения таких операций, как сопоставление каузальных связей действий, образующих хронологию событий в каждом индивидуальном романе и их обобщение, выделена следующая структурообразующая нарративная последовательность в рамках космогонической модели мифа, которая, за исключением вариативных компонентов, включает в себя следующие базисные компоненты: состояние начальной целостности - вред/потеря как нарушение целостности - обретение волшебного средства - борьба/противостояние силам зла/роковым обстоятельствам - восстановление целостности на новом уровне.

5. На основе полученных нарративных последовательностей выделяются архетипические женские ролевые модели в рамках космогонической модели мифа и феминистской теории архетипов.

Исходя из полученных нарративных структур, описывающих каждый рассматриваемый роман, выделяются основные функции и роли, выполняемые Героиней (используя терминологию В. Я. Проппа и К.Г. Юнга), и выстраиваются ролевые модели в контексте космогонической модели социального мифа и феминистской теории архетипов. Данные типы затем обобщаются в архетипические ролевые модели, актуализируемые в современном американском женском романе.

По итогам исследования нами были выделены нетрадиционные архетипические функции, которые выполняет Героиня. Так, например, в приведенном нами примере анализируемого романа Героиня выполняет архетипическую функцию Героя, нисходящего в Хаос, обретающего волшебное средство (новые навыки и Помощника в борьбе с антагонистом) и, в финале, восстанавливающего нарушенный миропорядок. Что касается архетипической женской ролевой модели, то в данном романе актуализируется переходный тип полоролевого поведения: традиционная модель - нетрадиционная модель - смешанная модель, в рамках которой экспрессивная (женская) роль поведения как роль подруги, жены и матери вначале вытесняется радикально противоположной, инструментальной (мужской) ролью поведения в общественной и рабочей сфере, а затем уже устанавливается смешанная модель полоролевого поведения (нетрадиционного в общественной и рабочей сфере и традиционного в семейной сфере и сфере любовных отношений).

Таким образом, нарративный анализ жизненного пути персонажей современного американского женского романа (социального поведения и взаимодействия) вписывается в рамки производства, функционирования и динамики социальных институтов (семья) и позволяет определить, каким образом социальные изменения, происходящие в современном обществе (например, феминистские движения и теории), влияют на структуру социального мифа, актуализируя те или иные его аспекты (нетрадиционные архетипические функции героинь, отражающие нетрадиционные для патриархальной западной культуры роли женщин в обществе). Данные изменения затем закрепляются в массовой культуре в качестве новых культурных образцов и норм поведения, оказывая влияние на социальную структуру в целом.

Итак, можно сделать вывод, что применение метода нарративного анализа к исследованию произведений массовой литературы в рамках социологии является весьма перспективным, поскольку позволяет произвести качественное (глубинное) исследование смысловых структур нарратива. С другой стороны, в рамках данной методики исследователю нужно придерживаться строго социологического видения, поскольку существует опасность подменить социологический метод исследования литературоведческим. Необходимо учитывать, что анализу подвергаются не языковые, а смысловые, структурные единицы, не сами действующие лица и сюжетные конвенции perse, а ценности, идеи, коллективные представления и установки, укорененные в социо-культурном контексте нарратива.

Литература

1. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. - М.: РГГУ, 1998.

2. Барт В. Введение в структурный анализ повествовательного текста // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М.: МГУ, 1987. С. 387-422.

3. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. - Б.: БГК им. И. А. Бодуэна де Куртенэ, 2000.

4. Гриффин Л. Историческая социология, нарратив и структурно-событийный анализ. Пятнадцать лет спустя // Социологические исследования. 2010. №2. С. 131-140.

5. Новости литературы. Литературные жанры. [Электронный ресурс] / http://novostiliteratury.ru/2009/01/literaturnye-zhanry/ (дата обращения 23.06.2013).

6. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии» - СПб.: Издательство «Лань», 1999

7. Steel D. No Greater Love. Dell; First edition, 1992

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность библиотерапии. Значение произведений художественной литературы в библиотерапии. Методика использования художественной литературы. Рекомендации и требования по подбору литературы. Программа изучения произведений с библиотерапевтической целью.

    курсовая работа , добавлен 02.07.2011

    Комплексный анализ научно-критической рецепции семитомного цикла "Поттериана" Дж.К. Роулинг как специфического явления современной литературы. Соотношение массовой литературы и качественных текстов, границы понятий массовой и высокой литературы.

    статья , добавлен 17.08.2017

    Понятие массовая культура, её происхождение. Коммерциализация писательской деятельности. Феномен "глянцевого писателя". Жанры массовой литературы. Лики массовой литературы США. Русская словесность. Аспекты массовой литературы в России в XIX веке.

    реферат , добавлен 11.06.2008

    Выявление изменений в жизни женщины эпохи Петра I на примере анализа произведений литературы. Исследование повести "О Петре и Февронии" как источника древнерусской литературы и проповеди Феофана Прокоповича как примера литературы Петровской эпохи.

    курсовая работа , добавлен 28.08.2011

    Изучение истории развития детектива, специфического жанра массовой литературы и кинематографа ХХ века. Исследование основных видов детективного жанра. Леди Агата Кристи и ее детектив. Анализ особенностей детективного романа Агаты Кристи "Пять поросят".

    реферат , добавлен 02.05.2017

    Причины появления, проблематика полемической литературы на Украине. История и периодика полемических произведений. Обзор произведений этого жанра в конце XVI в. Специфика полемических литературных произведений XVII в., их значение для украинской культуры.

    реферат , добавлен 15.04.2014

    Явление "детской" литературы. Своеобразие психологизма произведений детской литературы на примере рассказов М.М. Зощенко "Лёля и Минька", "Самое главное", "Рассказы о Ленине" и повести Р.И. Фрайермана "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви".

    дипломная работа , добавлен 04.06.2014

    Анализ романа Н. Трублаини "Шхуна "Колумб" с точки зрения его идейной доминанты (соответствие советской идеологии), жанровой природы (приключенческий роман) и признаков детско-юношеских произведений. Материалы для проведения урока литературы в 5 классе.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Научно-теоретические основы изучения романа Мариам Петросян "Дом, в котором…". Специфика внутрипредметных связей в литературе. Методика изучения романа Мариам Петросян в контексте зарубежной литературы и в контексте современной русской литературы.

    дипломная работа , добавлен 18.06.2017

    Роберт Луис Стивенсон как представитель неоромантизма. Эрих Мария Ремарк как представитель литературы потерянного поколения. Чак Паланик в потоке современной литературы. Понятия "двойничество" и "раздвоение личности" в истории литературы.

Не то, что мните вы – Природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть послушный нам язык.
Тютчев
Литература всегда чутко реагировала на все изменения, происходя-щие в природе и окружающем мире. Отравленный воздух, реки, земля – все молит о помощи, о защите. Наше сложное и противоречивое время породило огромное количество проблем: экономических, нравственных и других, но, по мнению многих, среди них самов важное место занимает экологическая проблема. От ее решения зависит наше будущее и будущее наших детей. Катастрофа века – это экологическое состояние окружающей среды. Многие районы нашей страны давно уже стали неблагополучными: уничтоженный Арал, который так и не смогли спасти, Волга, отравленная стоками промышленных предприятий, зараженный радиацией Чернобыль и многие другие. Кто виноват? Человек, истребивший, уничтоживший свои корни, человек, забывший, откуда он родом, человек-хищник, который становился страшнее зверя. Этой проблеме посвящен ряд произведений таких знаменитых писателей, как Чингиз Айтматов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Сергей Залыгин и другие.
Не может оставить равнодушным читателя роман Чингиза Айтматова “Плаха”. Автор позволил себе высказаться по самым болевым, злободневным вопросам современности. Это роман-крик, роман, написанный кровью, это отчаянный призыв, обращенный к каждому. В центре “Плахи” конфликт человека и пары волков, потерявших своих детенышей по вине человека. Роман начинается темой волков, перерастающей в тему гибели саванны. По вине человека гибнет естественная природная среда обитания волков. Волчица Акбара после гибели своего выводка встречается с человеком один на один, она сильна, а человек бездушен, но волчица не считает нужным убить его, она лишь уходит его от новых волчат. И в этом мы видим вечный закон природы: не причинять зла друг другу, жить в единстве. Но и второй выводок волчат погибает во время разра-ботки озера, и опять мы видим ту же низость человеческой души. Никого не волнует уникальность озера и его обитателей, потому что прибыль, нажива для многих важнее всего. И вновь безгранич-ное горе матери-волчицы, ей негде найти убежище от извергающих пламя махин. Последнее убежище волков – горы, но и здесь они не находят успокоения. Наступает перелом в сознании Акбары – ведь зло должно быть наказано. В ее изболевшейся, израненной душе поселяется чувство мести, но нравственно Акбара выше человека. Спасая человеческое дитя, существо чистое, еще не тронутое грязью окружающей действительности, Акбара проявляет великоду-шие, простив людям причиненное ей зло. Волки не только противо-поставлены человеку, они очеловечены, наделены благородством, той высокой нравственной силой, которой лишены люди. Животные добрее человека, потому что они берут от природы только то, что необходимо для их существования, а человек жесток не только к природе, но и к животному миру. Без всякого чувства сожаления заготовители мяса расстреливают в упор беззащитных сайгаков, гибнут сотни животных, совершается преступление против природы. В повести “Плаха” волчица и ребенок погибают вместе, и кровь их смешивается, доказывая единство всего живого, несмотря на все существующие диспропорции.
Человек, вооруженный техникой, часто не задумывается над тем, какие последствия для общества и будущих поколений будут иметь его дела. Уничтожение природы неизбежно сочетается с уничтожени-ем всего человеческого в людях.
Литература учит, что жестокость к животным и к природе оборачи-вается для самого человека серьезной опасностью для его физиче-ского и нравственного здоровья. Об этом повесть Никонова “На волков”, она рассказывает о егере, человеке, по профессии призванном защитить все живое, в действительности же нравствен-ном уроде, который наносит природе непоправимый вред. Испытывая жгучую боль за погибающую природу, современная литература выступает в качестве ее защитника. Большой общественный отклик вызвала повесть Васильева “Не стреляйте в белых лебедей”. Для лесника Егора Полушкина лебеди, которых он поселил на Черном озере, – это символ чистого, высокого и прекрасного.
В повести Распутина “Прощание с Матерой” поднимается тема вымирания деревень. Бабка Дарья, главная героиня, тяжелее всех принимает новость о том, что прожившая триста лет деревня Матера, где она родилась, доживает свою последнюю весну. На Ангаре строят плотину, и деревня будет затоплена. И вот тут бабка Дарья, проработавшая полвека безотказно, честно и самоот-верженно, почти ничего не получавшая за свой труд, вдруг сопро-тивляется, защищая свою старую избу, свою Матеру, где жил ее прадед и дед, где каждое бревнышко не только ее, но и ее пред-ков. Жалеет деревню и се сын Павел, который говорит, что не больно ее терять только тому, кто “не поливал потом каждую борозду”. Павлу понятна и сегодняшняя правда, он понимает, что плотина нужна, но не может смириться с этой правдой бабка Дарья, потому что затопят могилы, а это – память. Она уверена, что “правда в памяти, у кого нет памяти – у того нет жизни”. Горюет Дарья на кладбище у могил своих предков, просит у них прощения. Сцена прощания Дарьи на кладбище не может не тронуть читателя. Строится новый поселок, но в нем нет стержня той деревенской жизни, той силы, которой набирается крестьянин с детства, общаясь с природой.
Против варварского уничтожения лесов, животных и вообще природы со страниц печати постоянно звучат призывы писателей, которые стремятся пробудить в читателях ответственность за будущее. Вопрос об отношении к природе, к родным местам – это и вопрос об отношении к Родине. Есть четыре закона экологии, которые сформу-лировал больше двадцати лет назад американский ученый Барри Коммонер: “Все взаимосвязано, все должно куда-нибудь деться, все что-нибудь стоит, природа знает это лучше нас”. Эти правила в полной мере отражают суть экономического подхода к жизни, но, к сожалению, их не берут в расчет. Но, мне кажется, если бы все люди земли задумались о своем будущем, то они могли бы изменить сложившуюся в мире экологически опасную ситуацию. Все в наших руках!

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Мы редко обращаем внимание на то, что слова “экономика” и “экология” – однокоренные. И если первое – это “умение вести дом”, то второе – “наука о доме”. К сожалению, эти два понятия были надолго разведены. И вот драматические результаты: болью Read More ......
  2. Двадцатый век принес человечеству множество проблем, и среди них – экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха. Естественно, литература не может обойти эту проблему. Наиболее остро экологическая тема стоит Read More ......
  3. Чтобы себя и мир спасти, Нам нужно, не теряя годы, Забыто все культы И ввести Непогрешимый культ природы. В. Федоров. Я в мир пришел не свянуть, не смириться, Не утонуть во тьме людских болот. Я жить хочу, но только – Read More ......
  4. Повесть В. Распутина “Прощание с Матерой”(1976) описывает, казалось бы, самую обычную ситуацию – затопление маленькой старинной деревни на Ангаре. Но этот единичный случай приобретает в повести философский, общечеловеческий смысл. В произведении автор пытается найти решение многих проблем: судьба “малой родины”, Read More ......
  5. Молчал, задумавшись, и я, Привычным взглядом созерцая Зловещий праздник бытия, Смятенный вид родного края. Н. Рубцов Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик Read More ......
  6. Произведения от Великой Отечественной войне, рассказывая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат добру, человечности, справедливости. Книги о войне – это нерукотворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм Read More ......
  7. Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии. Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего Read More ......
Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений)

1. Определить тему и идею /главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано;

2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции;

3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей/;

5. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;

6. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.

Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:

1. Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

2. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.

3. Развернутое обоснование выводов.

2. Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом раз¬личать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

Литературные направления эпохи;

Место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

Творческая история произведения;

Оценка произведения в критике;

Своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

Оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция- введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой и нет, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

В прямой хронологической последовательности событий;

С отступлениями в прошлое - ретроспективами - и «экскурсами» в

В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:

Вставные эпизоды;

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Наличие или отсутствие прототипа.

2) 0сновные приемы создания образа-персонажа:

Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

Психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений -внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение «диалектики души», т.е. движения внутренней жизни героя;

Характеристика героя другими действующими лицами;

Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3) Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);

эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).

4) Система образов-персонажей;

Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.

Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).

Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.

Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объемным;

Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определенной исторической эпохи).

Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).

Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы. Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста

Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.

Речь повествователя - оценка событий и их участников

Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).

Приемы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

План анализа стихотворения

1. Элементы комментария к стихотворению:

Время (место) написания, история создания;

Жанровое своеобразие;

Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.);

Пояснение неясных мест, сложных метафор и прочие расшифровки.

2. Чувства, выраженные лирическим героем стихотворения; чувства, которые вызывает стихотворение у читателя.

4. Взаимообусловленность содержания стихотворения и его художественной формы:

Композиционные решения;

Особенности самовыражения лирического героя и характер повествования;

Звуковой ряд стихотворения, использование звукозаписи, ассонанса, аллитерации;

Ритм, строфика, графика, их смысловая роль;

Мотивированность и точность использования выразительных средств.

4. Ассоциации, вызываемые данным стихотворением (литературные, жизненные, музыкальные, живописные - любые).

5. Типичность и своеобразие данного стихотворения в творчестве поэта, глубинный нравственный или философский смысл произведения, открывшийся в результате анализа; степень «вечности» поднятых проблем или их интерпретации. Загадки и тайны стихотворения.

6. Дополнительные (свободные) размышления.

Анализ поэтического произведения

Приступая к анализу поэтического произведения, необходимо определить непосредственное содержание лирического произведения - переживание, чувство;

Определить «принадлежность» чувств и мыслей, выраженных в лирическом произведении: лирический герой (образ, в котором выражены эти чувства);

Определить предмет описания и его связь с поэтической идеей (прямая - косвенная);

Определить организацию (композицию) лирического произведения;

Определить своеобразие использования изобразительных средств автором (активное - скупое); определить лексический рисунок (просторечие- книжно-литературная лексика...);

Определить ритмику (однородная - неоднородная; ритмическое движение);

Определить звуковой рисунок;

Определить интонацию (отношение говорящего к предмету речи и собеседнику.

Поэтическая лексика

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

Выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

Определить своеобразие и активность использования тропов

ЭПИТЕТ - художественное определение;

СРАВНЕНИЕ - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого;

АЛЛЕГОРИЯ (иносказание) - изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы;

ИРОНИЯ - скрытая насмешка;

ГИПЕРБОЛА - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление;

ЛИТОТА - художественное преуменьшение;

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать;

МЕТАФОРА - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слово «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Поэтический синтаксис

(синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

Риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

Повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

Антитезы – противопоставления;

Поэтическая фонетика

Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи.)

Аллитерация – повторение согласных звуков;

Ассонанс – повторение гласных звуков;

Анафора - единоначалия;

Композиция лирического произведения

Необходимо:

Определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

Выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

Определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

Определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

Выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

Анализ драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

Основной конфликт, этапы его развития;

Характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

Внешность героя,

Поведение,

Речевая характеристика

Манера /как?/

Стиль, словарь

Самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

Роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Драматическое произведение

Родовая специфика, «пограничное» положение драмы (Между литературой и театром) обязывает вести ее анализ по ходу развития драматического действия (в этом принципиальное отличие анализа драматического произведения от эпического или лирического). Поэтому предлагаемая схема носит условный характер, она лишь учитывает конгломерат основных родовых категорий драмы, особенность которых может проявиться по-разному в каждом отдельном случае именно в развитии действия (по принципу раскручиваемой пружины).

1. Общая характеристика драматического действия (характер, план и вектор движения, темп, ритм и т.д.). «Сквозное» действие и «подводные» течения.

2. Тип конфликта. Сущность драматизма и содержание конфликта, характер противоречий (двуплановость, внешний конфликт, внутренний конфликт, их взаимодействие), «вертикальный» и «горизонтальный» план драмы.

3. Система действующих лиц, их место и роль в развитии драматического деиствия и разрешения конфликта. Главные и второстепенные герои. Внесюжетные и внесценические персонажи.

4. Система мотивов и мотивочное развитие сюжета и микросюжетов драмы. Текст и подтекст.

5. Композиционно-структурный уровень. Основные этапы в развитии драматического действия (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка). Принцип монтажности.

6. Особенности поэтики (смысловой ключ заглавия, роль театральной афиши, сценический хронотип, символика, сценический психологизм, проблема финала). Признаки театральности: костюм, маска, игра и постситуативный анализ, ролевые ситуации и др.

7. Жанровое своеобразие (драма, трагедия или комедия?). Истоки жанра, его реминисценции и новаторские решения автором.

9. Контексты драмы (историко-культурный, творческий, собственно-драматический) .

10. Проблема интерпретаций и сценическая история.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»