Что такое культурное общество. Социальные институты культуры

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Традиционно культура рассматривается в обществознании, в том числе и в социологии, как часть общества, его подсистема, наряду с экономикой, политикой, собственно социальной сферой. Однако в условиях современного общества более продуктивным становится другой – социокультурный – подход к анализу взаимодействия социального и культурного. В науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Это свидетельствует об усилении внимания к культуре, о возрастающем интересе к соотношению между культурой и формами отношений людей, об отказе от упрощенного понимания общества лишь как совокупности общественных отношений, о конституировании социокультурной теории и методологии изучения человека и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации.

Основополагающие начала социокультурного подхода заложены в работах М. Вебера и П. Сорокина. Веберовские исследования капитализма из духа и буквы протестанской этики, морального аскетизма – пример влияния идей, ценностей (т.е. культуры) на общественное развитие. Вебер как исходную предпосылку понимающей социологии использует положение о том, что человек – существо культурное, и на этом основании пытается построить здание социологии. Понимающая социология М.Вебера стала родоначальницей определенной социологической традиции. В противовес объективисту, принимающему объективность социального мира на веру, «понимающий» социолог исследует эту объективность. По Веберу, предметом социологического анализа является многообразие идей, мнений, убеждений, представлений, составляющих в совокупности то, что было названо впоследствии репрезентативной культурой (Ф. Тенбрук). Ее главная характеристика заключается в том, что все представления, идеи, убеждения, верования, которые входят в репрезентативную культуру, являются действенными в силу их активного принятия или пассивного признания.

Специфика социокультурного подхода в том, что он интегрирует три измерения человеческого бытия (человек в его соотношении с обществом, характер культуры, тип социальности) как фундаментальные, каждое из которых не сводится к остальным и не выводится из них, но при этом они взаимосвязаны и влияют друг на друга. Само действие субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами, как простейшее культурное явление. К изучению общества нужно подходить как к изучению культурных продуктов. Все социальные факты являются не чем иным, как фактами культуры. Культурное видение и социальное видение – это просто два разных аспекта видения одного и того же феномена.


Распространение социокультурного подхода связано с возрастанием роли культуры в регуляции человеческого поведения. Так, наиболее существенными факторами развития современной экономики являются культурные – наукоемкие технологии и высококвалифицированная, с высоким уровнем трудовой этики рабочая сила. Культура сегодня – не только важнейшая производительная сила, но и существенный фактор накопления. Перемещение работников в сферу услуг и в сферу обработки информации означает изменение предмета труда и его главной конечной продукции: вместо материалов и вещей им становится сам человек.

Культура становится важнейшим фактором дифференциации и интеграции общества. Особенно существенна роль культуры в гражданском обществе. Она строит отношения людей как граждан, имеющих равные права, на основе сотрудничества, общения, диалога, т.е. на культурных практиках, в силу чего становится все более «полезной». Однако здесь возникает своеобразный парадокс: все большее количество явлений, компонентов культуры все более очевидно демонстрируют свою полезность, но в то же время остаются определенные слои, элементы, явления культуры, которые можно охарактеризовать как «бесполезные» – высокая поэзия, классическая музыка, философия и др. Они «бесполезны» не в том смысле, что не нужны, а в том смысле, что не все в жизни общества и человека может быть описано с помощью понятия «польза». Это важно подчеркнуть особенно сегодня, в эпоху прагматизма, который, будучи весьма эффективным во многих сферах жизни общества и человека, не является все же универсальным качеством.

Основной единицей в исследованиях культуры является культурная группа , т.е. общность людей, имеющих сходные потребности и интересы, близкие установки и ориентации на определенные ценности культуры, сопоставимое отношение к самостоятельному культурному творчеству. Социологические исследования культуры помогают раскрыть роль культуры в развитии личности, выявить и спрогнозировать тенденции развития культурных потребностей и запросов, ориентаций и установок.

Важная сторона социологии культуры – изучение культурной коммуникации . Культура диалогична по своей природе. У писателя должен быть читатель, у артиста, художника – зритель. Коммуникация бывает непосредственная, когда между ее участниками есть прямая и обратная связь (беседа, дискуссия, семинар, лекция, спектакль, концерт). Преимущество ее – в прямом воздействии личности на личность, в многообразии, целостности этого воздействия. В прямом контакте значение имеет не только о чем говорят собеседники, но и как они говорят, эмоциональная окраска, тон, интонация, внешнее выражение, мимика. Однако возможности непосредственной коммуникации ограничены для целого ряда видов культуры, искусства. Основная форма коммуникации читателей и зрителей с писателями, художниками, композиторами, режиссерами происходит не в виде встреч с ними, а в процессе знакомства с их произведениями. Кроме того, ограничена и аудитория непосредственной коммуникации. Опосредованно же, с помощью СМИ, в культурную коммуникацию могут вступать миллионы людей. Коммуникаторы (создатели ценностей культуры) исследуются социологами с точки зрения их социальных характеристик (пол, возраст, образование, стаж работы, статус), условий творческой деятельности, взаимоотношений в творческом коллективе; возможностей повышения квалификации и профессионального мастерства, культурного уровня.

Важную роль играет социологическое изучение процессов распространения и потребления культурных ценностей. Потребление культурных ценностей в отличие от материальных – это активный процесс, требующий от потребителя со- переживания, со-чувствия, со-творчества. Вот почему культурная ценность, произведение воспринимаются человеком в зависимости не только от того, что в них заложено, но и от того, что человек способен взять, усвоить, понять, прочувствовать. В этом смысле потребление культурных ценностей имеет личностный характер. К усвоению глубоких, сложных явлений, произведений культуры человек должен быть подготовлен, воспитан. Согласимся с выводом известного уральского социолога В.С. Цукермана: «Не существует легкой культуры... Культура зарабатывается: чтобы овладеть ею, нужны большие усилия, время, размышления, деньги. Ради чего люди идут на это? Ради того, чтобы ощутить более полную и более длительную радость, чем та, которую приносят обычные развлечения? Это, конечно, так, но существуют и более глубокие причины. Обрести определенный культурный уровень означает получить возможность выбирать, иметь собственные суждения, глубже мыслить, а значит, развивать свою личность. Одним словом, быть в большей степени самим собой». Материальные ценности не могут потребляться беспредельно. Потребление культурных ценностей в этом смысле не имеет пределов, требует затрат времени. Если учесть, что количество их огромно и постоянно увеличивается, а время человека на эти цели ограничено, как и сама жизнь, то возникает трудная проблема выбора – что предпочесть? Избирательный подход многопланов:

· предпочтение разных видов культуры (живопись, музыка, наука, философия...);

· выбор из национальной культуры определенных субкультур;

· выбор видов и жанров самодеятельного культурного творчества.

Потребление культурных ценностей может иметь (и нередко имеет) статусный, престижный характер. Человек зачастую демонстративно, публично потребляет какие-то культурные ценности, посещает учреждения культуры не по внутренней духовной потребности, не из интереса именно к этому явлению культуры, а из стремления выглядеть «на уровне», создать впечатление культурного человека.

Культура выполняет ряд важнейших функций по отношению к личности и обществу. При этом все они социальны, обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей. Число таких функций весьма велико. Выделим лишь ряд основных. По отношению к личности важнейшей является человекотворческая функция культуры. Она выступает как механизм самореализации и развития личности. Одна из основополагающих функций культуры как общественного явления – формировать определенный тип личности, характерный для данного общества. Культура выступает, по Гегелю, как «преодоление субъективности». Осваивая ее нормы, ценности и смыслы, личность поднимается до всеобщего, родового. Именно с помощью культуры происходит социализация личности , приобщение ее к социальным общностям, социуму. В ходе деятельности личность овладевает общими ценностями, нормами, согласуя с ними свои субъективные желания, устремления, ориентации, подчиняя их интересам социума. Культура - нормативная общественная система, система требований к способам деятельности личности. Но в то же время (и в этом противоречие) культура выполняет функцию сохранения и развития субъективности . Благодаря ей происходит индивидуализация личности, обретение ею уникальности, своего неповторимого «Я».

Для общества как целостной системы большое значение имеет функция социальной интеграции людей. Единые стандарты, образцы поведения, нормы, ценности, традиции делают возможной организацию людей на огромных территориях, объединяют их в единое общество, в то же время отделяя их от групп людей с иными нормами и ценностями. Еще одна важная социальная функция культуры – регулятивная . С помощью норм, ценностей, обычаев культура упорядочивает, направляет, ориентирует действия людей, благодаря культуре люди оценивают пользу или вред, добро или зло.

Реферат

На Тему:

Общественная культура

И

Партийные системы

1. Культура в общественной системе.

Культура как объект социального познан

2. Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры.

1. Политические партии и партийные системы.

2. природа партий и их типология.

Партия как разновидность политических сил

Отличительные признаки партии

Причины возникновения партий и их природа

Типология партий.

Фукции партий.

3. Партийные системы.

Критерии типологии партийных систем.

Типология партий и партийных систем по количественному критерию.

Типология партий и партийных систем по качественному критерию.

4. Партийная система в России.

Особенности партийной системы: природа и функции.

Тенденции развития партийной системы России.

Литература

Культура в общественной системе

Культура как объект социального познания.

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстаёт как сотворенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой естественной, природой, как весь созданный человеком мир. Культура включает в себя результаты материального и духовного производства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой1 существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определённых структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура – это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющие социальную природу и выражающиеся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обуславливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развитие культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создаёт на протяжении многих веков свою собственную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индивида на протяжении всей его жизни и передаётся из поколения в поколение. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встаёт проблема определить, существует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь научным языком, существуют ли культурные универсалии. Американский социолог и этнограф Джорж Мердок выделил более 60 культурных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т.д. Эти универсалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентризмом. Энтноцентризм – весьма широко распространённое явление. Ярким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионерская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покорённым народам в период колонизации и кончая современными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «или советский образ жизни» в других странах мира.

Этноцентризму противостоит культурный релятивизм, провозглашающий абсолютную самобытность любой культуры. В соответствии с этой установкой, любая культура может быть понята только в её собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в её целостности. Вывод о том, что не одна ценность, ни один обычай не могут быть поняты полностью, если их рассматривать в в отрыве от целого, бесспорно, правилен. Но представляется не верным делать акцент только на самобытности культуры, не увязывая данную культуру с другими, не рассматривая культурный процесс как общечеловеческий процесс, развитие мировой цивилизации в целом.

Здесь перечислены только некоторые важные проблемы социологии культуры. Строго говоря, проблемы культуры являются одними из важнейших в социологическом исследовании, и мы их будем постоянно касаться. Сейчас следует отметить, что основное внимание в социологии уделяется исследованию культуры как символической, ценностной и нормативной системы, направляющей и регулирующей деятельностью людей.

Основные элементы культуры.

Понятия и виды субкультур.

Культура в широком смысле слова включает в себя все достижения человечества, в том числе и материальные: орудия труда, здания, сооружения и т.д. Социологию интересуют эти элементы в том случае, если она изучает различные аспекты взаимодействия человека с окружающей средой, то есть социологические аспекты экологической проблемы. Но всё же главное внимание в социологии отводится функционированию различных элементов в духовной культуре. Каковы же эти элементы?

1. Первым, и наиболее важным, элементом является познавательный, знаково-символический элемент, т.е. знания, сформулированные в определённых понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык- это объективная форма аккумуляции, хранение и передачи человеческого опыта. Рассмотрим кратко, что что представляет собой язык как важнейший элемент культуры. Язык-это система знаков и символов, наделённых определённым значением. Знаки и символы выступают в процессе общения в качестве представителей (заместителей) других предметов и используются для получения, хранения, преобразования и передачи информации о них. Знаки и символы всегда имеют определённое значение. Люди устраивают это значение знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2. Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-познавательная система. Ценность- это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира, т.е. в результате ценностного отношения, реализуемого а акте оценки. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности:

1) смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);

2) универсальные:

а) витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, родственники, образование, квалификация, правопорядок и т.д.);

б) общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т.д.);

в) межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжелательность);

г) демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет и т.д.);

3) партикулярные:

а) привязанность к малой родине, семье;

б) фетишизмы (вера в Бога, стремление к абсолюту).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации, деятельности и отношений, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная установка является своеобразной предваряющей программой деятельности и общения, связанное с возможностью выбора вариантов деятельности и общения, и представляет собой социально-детерминированную предрасположенность социального субъекта к заранее определённому отношению к данному объекту, вещи, человеку, явлению, событию и т.д. Ценностные установки вырабатываются обществом в процессе общественно-исторической деятельности и передаются индивидами и последующими поколениями в процессе социализации: обучения, воспитания и т.д.

Введение

1. Определение понятия «культура»

2. Взаимодействие культуры и общества

3. Культура духовная и материальная

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Мы – люди - живем в постоянном общении с себе подобными. Это называется научным термином - общество. Вся история человечества - это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Однако у всех обществ можно найти постоянные свойства и признаки, без которых ни одно объединение людей невозможно. Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами. Актуальность данной темы обусловлена тем, что культура влияет на ход истории человечества, где она взаимодействует с обществом, с социумом.

Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.

Таким образом, культура помогает людям жить в своей природной и социальной среде, сохранять единство общества при взаимодействии с другими обществами, осуществлять производственную деятельность и воспроизводство людей.

Целью данного реферата является анализ культуры и общества, а также их взаимодействие.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 20 страниц.

1. Определение понятия «культура»

Культура возникла в результате длительного исторического развития и существует в обществе, передаваясь от поколения к поколению. Термин «cultura» ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания, т.е. культура - это исключительно человеческий, социальный по своему происхождению и назначению механизм. Правомерно сказать, что культура является универсальной формой человеческих коммуникаций, ее функционирование обеспечивает преемственность развития общества, взаимодействие отдельных подсистем, институтов, элементов общества. Возникновение и развитие человеческой личности, существование общества невозможны вне культурного контекста.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей, так немецкий философ Ф.Ницше, провозгласил тезис о том, что человек по своей природе - существо антикультурное, а сама культура - это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества. Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

В XIX и первой половине XX вв. культуру определяли в основном через отличие результатов человеческой деятельности от чисто природных явлений, то есть давали «определение через отрицание». При таком подходе понятие «культура» практически сливалось с понятием «общество». Поэтому вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т.д. Десятилетия исследований и дискуссий значительно продвинули понимание сущности культурных явлений, современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Эту мысль можно пояснить на примере. Скажем, дерево, растущее в лесу, остается частью природы. Но если оно выращено (или пересажено) человеком в парке, саду, лесополосе и т.д. - это уже объект культуры, «вторая природа», созданная человеком для каких-либо своих человеческих целей: укрепить почву, создать зону отдыха, получить плоды, украсить ландшафт и т.д. Существует также бесчисленное количество изделий из дерева, которые с древнейших времен создает человек, - все они, безусловно, творения человека, т.е. предметы культуры. Таким образом, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества. Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения, передачи накопленного человечеством опыта;

2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;

3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Если проанализировать наиболее распространенные подходы к определению культуры, принятые в современной науке, можно выделить следующие составляющие: культура - это:

Опыт общества и составляющих его социальных групп, накапливаемый в результате деятельности по удовлетворению потребностей и адаптации к окружающей природной и социальной среде;

Это не любой опыт, а только тот, который становится достоянием всей группы или всего общества. Опыт, которым индивид не поделился с членами своей группы, не входит в состав культуры;

Это опыт, который передается с помощью языка, а не через биологические механизмы (генофонд);

И наконец, лишь тот опыт входит в культурный багаж, который не остается в пределах одного поколения, а передается из поколения в поколение.

Таким образом, культура - это групповой опыт общества или группы, который передается из поколения в поколение посредством языка.

Культура как понятие представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Понятие культуры

Основными элементами культуры (рис.2) являются:





Рисунок 2 – Структурные элементы культуры

Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения (терминальные и инструментальные).

Нормы социальные - стандарты (правила), регулирующее поведение в социальной обстановке.

Образцы поведения - устойчивые комплексы поведенческих актов, которые принято демонстрировать в каком-либо обществе в ответ на стандартный социальный стимул и/или социальную ситуацию.

Знания - представления о свойствах природы и общества и закономерностях, управляющих ими, функционирующие в данном обществе, или социальной группе.

Навыки - практические приемы манипулирования природными и социальными объектами, распространенные в данном обществе (группе).

Символы - Знаки, в которых связь между ними и отображаемыми ими значениями является условной. К символам каждой конкретной культуры принадлежат различные знаки, позволяющие классифицировать явления природы и общества, а также алфавит письменности.

Артефакты - совокупность предметов, произведенных в рамках какой-либо культуры, и отражающих ее нормы, ценности, содержащиеся в ней знания, достигнутые технологические приемы, служащие символами данной культуры.

Механизмом трансляции культуры , передачи ее норм и ценностей из поколения в поколение, является язык . В большинстве современных обществ культура существует в следующих основных формах (рис.3):


Рисунок 3 – Формы культуры

1) высокая, или элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой;

2) народная культура - сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи;

3) массовая культура - культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. Существует точка зрения, что массовая культура - продукт самой массы. Владельцы средств массовой информации лишь изучают потребности масс и дают то, что хотят массы. Границы между ними весьма проницаемы и условны.

Соотношение культуры и общества — это одна из самых сложных теоретических проблем, решаемых в рамках социологии культуры. Эти понятия практически тождественны – таково мнение, распространённое в обиходе.

Представление о культуре

Однако теоретики заявляют о конкретном тождестве и общества, или таком тождестве, которое, кроме совпадения, предполагает и различие, не жёсткое, не возводящее между понятиями глухой преграды.
В литературе встречаются различные трактовки отношения культурного и общественного.

Так, в сочинениях М. Кагана

Культура и общество — понятия

культура предстаёт как продукт деятельности общества, само общество представляется как субъект этой деятельности.

Иначе видит это соотношение Э. Маркарян, представляя культуру как одну из функций общества.

Понятие общества

Неоднозначно понимается и само общество, воспринимаемое как специфическая часть бытия или самобытная реальность.

Различные социально-философские концепции примиряет общее положение:

Общество — определение

общество – не просто совокупность людей, не собрание индивидов, а определённая система, внутри которой люди объединены комплексом различных отношений, связей.

В частности марксистская формула, определяющая общество не как простое собрание индивидов, а как сумму отношений и связей, в которых они пребывают между собой, не теряет актуальности и поныне.

Взаимодействие людей – необходимое условие деятельности человека. Младенец, едва появившийся на свет, наделённый совокупностью индивидуальных качеств, унаследованных от родителей, попадает в общественную среду, не зависящую от него. Проходя жизненный путь, человек находит место в конкретной системе общественных связей, обретает социальные роли, соотносит себя с определёнными культурными традициями и получает возможность действовать в качестве субъекта культуры. Если воспринимать культуру как способ деятельности людей, то общественные отношения следует считать основой, полем, плацдармом для этой деятельности. Общество – основа, на которой создаётся обоснованное – культура.

Культура и общественные отношения не соотносятся как целое и часть, они тесно переплетаются, взаимопроникают.

О социальном бытие культуры

Теоретики выделяют традиционные (срединные) и специфические культуры.

Традиционная (срединная) культура

Традиционная и специфические культуры

Специфические культуры: маргинальная, субкультура и контркультура

Маргинальный культурный тип начинает формироваться при отходе людей от срединного типа. Это происходит при резком изменении жизненных условий, когда люди переезжают, например, из города в деревню или в другую страну. Люди, оказавшиеся в иной культурной среде, становятся маргиналами, испытывающими затруднения с самоидентификацией, часто не могут определённо заявить о своей принадлежности к той или другой культуре.

Термин «субкультура» принято применять для характеристики специфической формы организации жизни людей и социальных групп, которые стремятся к созданию внутри доминирующего, традиционного культурного типа собственного, достаточно обособленного культурного пространства.

Социальной базой для формирования субкультуры выступают следующие социальные группы:

Понятие субкультуры

  • возрастные группы,
  • религиозные сообщества,
  • этнические образования,
  • неформальные группы.

Различные общественные образования стремятся оптимальным образом приспособить под себя доминирующую культуру, поэтому есть смысл говорить о субкультуре как способе адаптации господствующего типа для социальных групп. Специфическая субкультура выступает также как альтернативная общепринятой форма социальной активности, позволяющая социальным группам придать смысл своему обособленному культурному существованию. В качестве примера субкультуры можно привести разные групповые культуры: молодёжные, спортивные, профессиональные, музыкальные и другие.

Субкультура не посягает на изменение традиционной культуры, довольствуется относительно автономным положением, изолируя при этом свои ценности и специфические признаки. Причём, эти ценности и идеалы не противоречат срединному типу, они взаимодействуют с ним.

Когда периферийные, локальные культурные ценности не вмещаются в рамках субкультуры, выходят за них, стараются подменить собой фундаментальные ценности срединной культуры, имеет смысл говорить о формировании контркультуры.

Характеризуя проблему культуры и общества, исследователи обращаются также к анализу этнической и национальной культур, организующих органическое единство. В основе этих культур лежат национальные и этнические ценности.

Основные взгляды на связь культуры и общества

Можно выделить две стороны в этом вопросе:

Связь культуры и общества

  • Первая: культура есть характеристика развития общества, его технологичности и способа функционирования. Общество является субъектом культурной деятельности.
  • Вторая: культура характеризует общество и его движение с точки зрения активного участия человека. Отношения между отдельными людьми, их группами образуют «субстанцию» культуры. Другими словами, уровень развития общественных отношений является показателем как развития человека, так и его культуры, следовательно, не будет ошибкой считать культуру обществом в его человеческом значении.

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Кто знает лад с Природою и волей,
Кого враги повергнуть не смогли
На поле Куру, Куликовом поле,
На льду Чудском, в дыму Бородино,
Под Сталинградом, в западнях столицы,
ТОМУ ХОЛОПОМ СТАТЬ НЕ СУЖДЕНО,
Как не дано с лукавством примириться.
Раскинув сеть усобиц и разрух,
Жирует враг на пиршестве кровавом...
Но жив еще Исконный Русский Дух,
И мы совет ведем со Светославом!
Светобор

Цели культурного общества
Для себя жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.

Русская пословица

Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы вы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки.

Евангелие от Иоанна

Телесная жизнь моя подлежит страданиям и смерти, и никакие усилия не могут избавить меня ни от страданий, ни от смерти. Духовная же жизнь моя не подлежит ни страданиям, ни смерти. И поэтому спасение мое от страданий и смерти только в одном: в перенесении моего сознания в свое духовное "Я", в слиянии своей воли с волей Бога.

Л.Н.Толстой

Для скорейшего и успешного духовного развития человека требуется культурное общество, которое поставит своей целью создание каждому жителю всех необходимых для этого условий, благодаря чему упорядочится само общество в целом. ОБЩЕСТВО ВЫРОЖДАЕТСЯ, КОГДА НОРМОЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ СТАНОВИТСЯ ЛИШЬ САХАДЖИЯ-ДХАРМА - УДОВЛЕТВОРЕНИЕ СВОИХ ЖИВОТНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ ЕДОЙ, СНОМ, ЗАЩИТОЙ, СОВОКУПЛЕНИЕМ, КОГДА ТЕРЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ЗНАНИЮ.

Общественное устройство, обеспечивающее человечеству нормальную развитие, называется ВАРНА-АШРАМА -ДХАРМА. Это общество основано на представлении о том, что миропорядок, установленный Творцом, обеспечит каждого всем необходимым, так что ни в чем не будет недостатка, если человечество будет жить в согласии с естественными законами. Цель такого одухотворенного общества состоит не просто в обеспечении мирного материального существования, но в том, чтобы дать каждому все возможности для быстрейшего достижения духовного совершенства. ЕСЛИ ОБЩЕСТВО НЕ СТАВИТ ПЕРЕД СОБОЙ ЧЕТЫРЕ ЦЕЛИ: ЗНАНИЕ /ДХАРМА/, ХОЗЯЙСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ /АРТХА/, ЧУВСТВЕННОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ /КАМА/ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЗ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА /МОКША/, ТО ОНО СЧИТАЕТСЯ НЕКУЛЬТУРНЫМ. Знание отличает человека от животного. Она рекомендуется Ведами, потому что обеспечивает хозяйственное развитие, которое является целью знания на материальном уровне, ибо хозяйственного развития можно достичь лишь при соблюдении объективных Законов Мироздания, Природы и общества. Дхарма учит, как жить в согласии с этими Законами. Хозяйственное благосостояние необходимо для того, чтобы увеличить чувственное наслаждение, а освобождение начинает привлекать только после разочарования этим временным, мнимым счастьем, которое приносят чувственные наслаждения.

Придя из животного царства в человеческое, живатма естественно стремится получить каму - наслаждение через свои чувства; но для осуществления камы в полной мере ей приходится овладеть и артхой - хозяйственным развитием, и дхармой - объективными законами Природы, без которых услаждать свои чувства у нее нет возможности.

По Ведическому мировоззрению из всех четырех вышеперечисленных положений деятельности освобождение считается самым важным. Бхагавата-Пурана поясняет: из четырех основ, а именно: знания, хозяйственного развития, чувственного наслаждения и освобождения последнее должно приниматься наиболее серьезно. Остальные три обречены на уничтожение властью неумолимого закона природы - смерти.

Общественные ступени жизни
Гораздо лучше человеку выполнять свои обязанности, пусть даже несовершенным образом, чем чужие - в совершенстве.

Лучше изведать неудачи, исполняя свой собственный долг, чем выполнять чужой,

Ибо следовать по чужому пути опасно.

Бхагаван Кришна

Для успешного достижения любой из четырех целей общества каждому человеку необходимо выполнять свой долг.

Личные обязанности человека определяются действительным уровнем его способностей. Для определения способностей человека Ведические писания советуют пользоваться устройством ВАРН - общественных ступеней и АШРАМОВ - духовных ступеней развития.

Великий законодатель Ману, прародитель человечества, учит: люди разделяются естественным развитием на четыре касты: ведуны, витязи, веси и судры.

ВЕДУНЫ - те, кто способен держать под контролем ум и чувства, обладают терпимостью, простотой, чистотой, знанием, правдивостью, верой в ведическую мудрость и преданностью Господу. Они преподавали все разделы ведического знания, были священнослужителями и совершали ведические обряды.

ВИТЯЗИ - те, кто обладает доблестью, силой, решительностью, находчивостью, отвагой в бою, благородством и умением руководить. Хотя они и изучали Ведические писания, но никогда не выступали в роли проповедников и учителей. Их обязанность - сражаться за справедливость.

ВЕСИ - те, кто занимается земледелием, торговлей, выращиванием и охраной коров. Корова считается одной из матерей человека, так как кормит его своим молоком, поэтому по нормам арийцев убийство коров считается варварством. Как царь обязан защищать своих подданных, так веся должен защищать коров. Когда животное умирает насильственной смертью, его развитие останавливается, ему придется вновь родиться в таком же теле и прожить до естественного конца всю жизнь, приобретя тем самым полный опыт жизни. Кроме того, убийца и его жертва являются одним организмом, так как на уровне биосферы они неотделимы друг от друга; их можно сравнить с разными "существами" внутри человеческого тела: например, если лимфоцит вредит красному кровяному тельцу, то он приносит вред всему организму, а значит и самому себе.

Если замедляется развитие жертвы, то, естественно, замедляется развитие всей биосферы, а значит, и развитие убийцы, и по закону Кармы вся греховная ответственность за совершенные действия ложится на него, созидая его судьбу как в этой, так и в следующей жизни.

Ведическое общество не нуждается в индустриальном развитии и урбанизации. Согласно утверждениям Вед, можно жить счастливо, имея немного земли, выращивая на ней зерно и содержа коров, ибо обогащает страну не мышечный труд - как это утверждают демоны , пытаясь оправдать диктатуру пролетариата и ГУЛаги, подготавливая таким образом сознание человечества к подчинению единоличной диктатуре антихриста, - а экспорт зерна, являющегося чистейшим даром Природы.

Но если продаются цветные металлы, нефть и другое сырье, чтобы купить хлеб, страна не только не обогащается при этом, а приводит свой народ к обнищанию и впрягает его в колониальное ярмо других стран, дающих хлеб. Поэтому богатство весей составляют не деньги, а коровы, зерно, молоко и масло. Но, тем не менее, они носят драгоценности, красивую одежду и даже золото, получая их в обмен на свои сельскохозяйственные продукты.

СУДРЫ - это те, кто служит трем остальным кастам, ибо они не имеют склонности к интеллектуальной, военной и торговой деятельности и, как следствие, довольны своим положением.

Долг всех четырех каст - непричинение вреда, правдивость, честность, чистота и самообладание. Включение в одну из каст зависит от личных природных способностей и наклонностей, наглядно прослеживающихся по той жизненной цели, которую человек избрал себе для достижения. Этой целью могут быть:

КАМА - вожделение, бесконтрольная деятельность жизненных чувств: это состояние судры;

АРТХА - выгода, осуществление желаний, сознательно контролируемое: это состояние веси;

ДХАРМА - ответственность за правильность действий: это состояние витязя;

МОКША - освобождение, жизнь в духовности и проповедование вероучения: это состояние ведуна.

Каждая из каст имеет свое соответствие с вечными гунами или качествами природы и отражает следующее:

Судры - ТАМАС - тьму, неведение, инерцию, кинетическую энергию;

Веси - ТАМАС-РАДЖАС - соединение неведения и активности; раджас - страсть, ускорение, потенциальная энергия;

Витязи - РАДЖАС-САТТВУ - соединение правильной активности и просветления;

Ведуны - САТТВУ - просветление, покой, равновесие.

Судры поэтому живут в страхе и унынии;
веси - в горе и радости;
витязи - в гневе и ярости;
ведуны - в спокойствии и умиротворении.

Так отметила природа каждого человека признаками своей касты - преобладанием в нем одной или соединением всех трех гун в разных соотношениях, уровнем сознания и отношением к жизни. Те, кто находится под влиянием тамас гуны, воспринимают мир в черно-белом наваждении приятных и неприятных ощущений; находящиеся под влиянием раджас гуны воспринимают его в заблуждении непрерывно сменящегося многоцветия своих страстей; а восприятие находящихся под влиянием саттва гуны искажены наложением позитивов добродетели на негативы пороков; лишь те, кто не совершая никаких усилий, в любых ситуациях оставясь раскованными и естественными в безразличном спокойствии Ведения, достигают освобождения от власти морока.

Согласно своей карме и в соответствии с уровнем своего развития живатма созидает свое органическое тело в определенной гуне.

Именно от этого зависит уровень сознания людей, определяющий их варну. Однако на духовном уровне не существует ни кастовых, ни каких-либо других материальных различий. В то же время на материальном уровне эти различия дают возможность каждому члену общества всецело отдать себя служению Верховному Богу. В Бхагавад-гите Господь Кришна говорит: "Те, кто находит прибежище во Мне, будь они даже низкого рождения - женщины, веси /торговое сословие/ и судры /рабочий класс/ - могут достичь высшей цели" (БГ, 9.32).

Ведические писания утверждают, что такой общественный строй является самым совершенным, потому что его создал не человек, а Сам Бхагаван Кришна, сказавший в Бхагавад-гите: "В соответствии с тремя гунами материальной природы и деятельностью, связанной с ними, Мною были созданы четыре касты человеческого общества" (БГ, 4.13). Иначе говоря, система варна-ашрама существует со времени возникновения человечества. Вишну Пурана /3.8.9/ поясняет далее: "Верховная Личность, Господь Вишну, должен почитаться надлежащим исполнением предписанных обязанностей в системе четырех варн и четырех ашрамов".

Сторонники устройства варна-ашрама-дхармы (Варна-ашрама-дхарма - "вар" - цвет эфирного тела, соответствую -щий уровню развития человека, духовная ступенька жизни; "ашрам"-"шрам" - отметина, определенная общественная ступенька, соответствующая возрасту; "дхарма" - от слова "хара " - центр) утверждают, что идея истинного коммунистического общества была заимствована именно из нее - именно это устройство обеспечивает осуществление основного закона коммунизма: "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". И хотя в ней присутствует возможность выродиться в систему наследственных каст, тем не менее, каждая варна определяется уровнем сознания, наклонностями и способностями каждого человека, а не его происхождением; изначальная структура этой системы была дана Творцом - она логична и естественна.

В действительности общество обретает благополучие только тогда, когда люди, принадлежащие к этим естественным ступеням общества, сотрудничают друг с другом во имя духовного развития. Бхагавата Пурана /1.3.13/ говорит об этом так: "Высочайшее совершенство , которого может достичь человек, состоит в исполнении предписанных обязанностей в соответствии со своей варной и своим ашрамом, удовлетворяя этим Всевышнего Господа".

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»