Нравственные и социальные проблемы в романе А.Пушкина "Дубровский" (6 класс). А.С

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Зубенко Ольга Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУСОШ№ 89
Населённый пункт: г.Сочи
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина " Дубровский"
Дата публикации: 24.08.2017
Раздел: среднее образование

Технологическая карта урока в 6 классе по теме «

Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина «

Дубровский»».

литература. УМК под редакцией Г.С.Меркина

Тема урока.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.

Предмет ЛИТЕРАТУРА

УМК Под ред.Г.С.Меркина

Тема урока: Нравственные проблемы романа А.С.Пушкина « Дубровский»

1.Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

2.Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний по роману А. С. Пушкина «Дубровский».

3.Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе решения образовательных задач,

совершенствовать навыки работы учащихся с текстом

4. Формировать средствами урока нравственно – эстетические представления учащихся, адекватное отношение к

моральным ценностям

5. Формировать УУД:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение

речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного

произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих

действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того,

что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание ключевых проблем

отраженных в романе.

Понимание связи романа с эпохой

его написания, выявление

заложенных в нем нравственных

ценностей и их современного

звучания.

Формирование навыка осмысленного

чтения и адекватного восприятия.

Умение анализировать литературное

произведение

Познавательные УУД :

поиск и выделение

необходимой информации,

осознанное и произвольное

построение речевого

высказывания в устной

форме, свободная

ориентация и восприятие

Регулятивные УУД:

целеполагание,

планирование,

саморегуляция, выделение и

осознание обучающимися

того, что уже усвоено и что

еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД :

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

Формирование средствами урока

нравственно – эстетических

представления учащихся,

адекватное отношение к

моральным ценностям (дружба,

благородство). Личностные УУД:

самоопределение, нравственно-

этическая ориентация, способность

к самооценке своих действий,

поступков.

сверстниками, соблюдение правил

речевого поведения, умение

высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

Познавательные: формировать

понятие «нравственные

проблемы»; проверить знание

художественного произведения,

обобщить изученный материал.

Развивающие : развивать

мыслительно-речевую

деятельность учащихся, умения

обобщать, логически верно

излагать свои мысли.

Воспитательные : развивать

систему ценностных отношений в

обществе.

Тип урока: урок обобщения знаний

Оборудование: проектор, интерактивная доска.

Наглядно-демонстрационные материалы: карточки с заданиями

Используемые технологии: технология коллективного способа обучения, здоровьесберегающие технологии,

технология критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Методы обучения: словесный, частично – поисковый.

Новые понятия и термины: нравственность

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и

создание условий для осознанного

восприятия

нового

материала

ХОД УРОКА

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение вести

диалог. Начинать и

заканчивать

разговор в

соответствии с

нормами, форматом

Приветствие.

Формирование групп по пословицам.

Учащимся розданы разрезанные пословицы по темам: дружба, любовь,

честь, справедливость

Каждая группа называет тему своих пословиц.

Задание: нарисуйте эмблему вашей группы в соответствии с вашей темой

Защита детьми своих эмблем.

Слово учителя. Какое отношение к роману имеют все эти слова?(ответы

учащихся)

Рассмотрения

кластера.

Центральная

кластера

заполняется в конце урока)

Основной вид учебной деятельности

учащихся, направленный на формирование

данного образовательного результата

Форма организации

деятельности учащихся

Индивидуальная

Групповая

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

подготовка

класса к работе

Методы обучения,

приемы, техники

психологический

Что такоее

настоящая

Честь,отв

Нравственны

е проблемы

Справедливость и

несправедливость

Преданность

чувчтву долгу.

настрой,игровой

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация

учащихся в ходе дальнейшего

усвоения

материала. Организация обратной связи

Каждая группа работает со своей проблемой, отвечая на вопрос:

Как эта проблема решается Пушкиным в романе .(Группам розданы

подвопросы, которые направляют их рассуждения.)

1 группа Что же такое настоящая дружба?

1. Кто виноват в ссоре –Дубровский или Троекуров?

2.Переживает ли ссору Троекуров? Откуда это видно?

3. Почему дерзит Дубровский? Он что раньше не знал, как живут

крестьяне у Троекурова, не знал размаха богатства своего друга?

4. А Дубровский переживает ссору? Какие чувства им владеют?

5. Как ссора перерастает во вражду?

5. Опишите переживания Троекурова, когда он едет мириться к

Дубровскому.

Можно ли дружбу между Дубровским и Троекуровым назвать

настоящей?

Формирование

конкретного

образовательного

результата/группы

результатов

Умение обсуждать и анализировать

текст с точки зрения содержания.

Умение работать в группе, слушать

друг друга

2 группа

Справедливость и несправедливость -отчего она зависит?

Какие эпизоды романа заставили вас задуматься над этими

вопросами .

1.Опишите поведение судей во время суда (словесное рисование.)

2.Опишите

поведение

Шабашкина

Троекуровым? (словесное рисование)

3.Почему Дубровкский не выиграл суда?

4. Троекуров рад был исходу дела? Докажите текстом. Для чего он

тогда его затеял?

Вывод: Почему проснувшаяся в Троекурове человечность не

одержала победы

над реальными законами жизни?

уклад жизни губит людей, лишённых положения и прав).

3 группа. Анализ проблемы любви

1.На что способен человек в своём желании отомстить?

2.Что его может остановить?

3.Кого в романе остановила любовь?

4.Любил ли Владимир Машу? Докажите текстом.

5.Любила ли Маша Дубровского?

Как возникла любовь к Дубровскому? Каково было отношение

отреагировала на известие о том, что Дубровский и Дефорж

одно и тоже лицо? Почему она медлила

с просьбой

Почему Маша не приняла свободы из рук Дубровского?

Как Пушкин отнесся к решению Маши?

Учащимся для обоснования своего мнения предлагается составить

сжатый пересказ монтажа сцен для выразительного чтения на

Новый гувернёр .(гл 8)-гл 8 от слов « Сей учитель..до..неожиданным

Основной вид

деятельности

учащихся,

направленный на

формирование

данного образова-

тельного

результата

Работают с учебником, выделяют

главное. Выполняют простейшие

исследования (выбирать, сравнивать,

сопоставлять), обобщают.

Форма организации

деятельности

учащихся

Групповая,индивидуальная.

Функции/роль,

основные виды

деятельности

учителя на данном

Выявляет уровень знаний.

Активизирует знания учащихся,

создает проблемную ситуацию.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического мышления

образом получила она о нём совершенно новое понятие.»

«Маша в него влюбилась» (гл 8) от слов «Кирилла Петрович

вошёл изумлённый до конца главы.

Бал.(10гл

) от начала главы до слов «….барышни насмешливо за

ним примечали»

«Все

любили

молодого

учителя»(

11гл) от слов « Дубровский,

овладев бумагами француза» до слов«…в отсутствие начальника»

« Мне необходимо с вами поговорить»(глава12) до слов « Между

тем француза не находили»

Письмо

(начало14

главы) до слов «Кирилла Петрович был не

Кирилловна

воспользовалась

позволением удалиться».

«Я всё знаю» глава 15.

«Теперь

поздно»

(18гл) со слов «Обряд был кончен» до конца

ЭТАП

3.Выступление

групп.

Основной вид учебной

деятельности учащихся,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Распределяют функции и роли в

групповой работе, создают

выступление

Выступления учащихся . От каждой группы выступает

1 человек.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Устанавливает осознанность

восприятия

организует

деятельность по применению

новых знаний.

Методы обучения,

приемы, техники

Технология критического

мышления

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов.

Коррекция

Виды деятельности

учащихся для

проверки полученных

образовательных

результатов

Осуществляют самоконтроль и

корректировку хода работы и

конечного результата

Учащиеся отмечают удачные ответы одноклассников,

оценивают их.

Методы контроля

Самооценка, взаимооценивание

Способы коррекции

Исправление ошибок

Форма организации

деятельности учащихся

Осуществляют самооценку

собственной творческой работе и

работе своих товарищей, и

соотносят цель и результаты,

степень их соответствия.

Функции/роль,

основные виды

деятельности учителя на

данном этапе

Организует деятельность по

Анализу и самоанализу учащихся

Учитель. Ребята, как вы думаете, вопросы, которые мы

сегодня с вами рассматривали, Пушкина волновали?

А вас они волнуют?

Почему они волновали людей в 19 веке, волнуют и в 21

веке?(это нравственные законы жизни, нравственные

проблемы)

А что может произойти с человеком, если он нарушит

эти законы?

Как вы думаете, а Троекурова это волновало?

Заполнение центральной части кластера.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым

образовательным результатам

Понравился или не понравился Вам урок?

Что показалось сложным?

Продолжите фразу:

Этот урок помог мне понять…

На этом уроке я убедился в том, что…

На уроке мне было …, потому что…

Сделали ли Вы для себя какие-то выводы? Чему научились?

Проблематика повести дубровский

Ответы:

Месть, как социальный протест в романе «Дубровский»Сын провинциального помещика, после смерти отца, незаконно лишается крова. Он возглавляет бунт крестьян своего имения и становится разбойником. Месть – главная цель его жизни. Однако образ Владимира автор идеализирует. Перед читателем он предстает не простым разбойником, а борцом за справедливость. Он умен, добр, смел, красив. Все его действия, борьба против несправедливости, проснувшаяся любовь к дочери своего врага, не оставляют в сердце читателя равнодушия. Все поступки и характеристики главных героев романа «Дубровский» объясняются временем, в котором они живут. В романе затронута главная острая проблема прошлого века: взаимоотношения крестьян и помещиков. И с помощью крестьянского бунта под предводительством Владимира Дубровского Пушкин очень полно показывает картину несправедливости и угнетения крестьян помещиками. Вынужденный разбойНо Владимира Дубровского назвать единомышленником крестьян и их заступником трудно. Им руководит лишь чувство мести за обиду, которую нанес Троекуров его отцу. Тема романа «Дубровский» - как беззаконие может повлиять на судьбу человека. Владимир стал разбойником поневоле, а не по убеждениям. Он был вынужден стать бунтарем, бросив тем самым вызов обществу. Однако этот вызов не стал выходом из ситуации. Это не принесло ничего хорошего в жизнь героев.Выдвинутый Владимиров Дубровским протест – единственно возможная в то время форма самозащиты. Таким образом, герой пытается не стать таким же, как Троекуров. Он самоутверждается как личность. Но все изменения происходят только в судьбе героя, не затрагивая его характера. Отсутствие эволюции во внутреннем мире, Пушкин считает главной причиной поражения, которое потерпел Дубровский в своих начинаниях. Подводя итог, можно утверждать, что Владимир – жертва обстоятельств. Он чужой для крестьян. Он оказался за чертой закона, за чертой любви. И он не может исправить ситуацию и вернуть прежнюю жизнь и свой статус.

Главное достоинство прозы Пушкина заключается в том, что книги, написанные простым и доступным языком, заставляют, прежде всего, мыслить. Диапазон творчества писателя настолько широк, что каждый человек сумеет найти в пушкинских произведениях ответы на волнующие вопросы современности.

В период с октября 1832 по февраль 1833 года Пушкин работает над новым романом, который пишется поразительно быстро, карандашом. Но, закончив его, в печати не публикует. Видимо, для того были свои причины. «Дубровский» выходит в свет в 1841 году.

Задушевный друг писателя, П. В. Нащокин, «подарил» Пушкину «историю» дворянина Островского, которая стала отправной точкой в написании данного произведения. Один из героев (Владимир Дубровский) первоначально носил эту фамилию. Но потом Александр Сергеевич передумал. Персонажи старик Дубровский и Троекуров имели своих прототипов в реальной жизни: помещики проживали в Нижегородской губернии. Кистенёвка располагалась недалеко от Болдина, полученного поэтом в наследство от отца. Пейзажные зарисовки, нравы крепостного быта несут отпечаток псковских и михайловских впечатлений писателя.

Как Пушкин хотел завершить «Дубровского»? Замысел романа менялся. Первоначально главный герой женится на Маше. Когда она заболела, Владимир везёт жену в Москву, а «шайку» распускает. Но такой финал автора не устроил.

Жанр, направление

По жанру, с одной стороны, «Дубровский» — социально-бытовой роман. С другой стороны, широкая картина русской жизни 30-х годов XIX века, представленная в произведении, дает право говорить о романе историческом.

Мастерство Пушкина особенно ярко проявилось в создании типических характеров. Реалистический образ Дубровского наделён чертами романтизма.

Сюжет буквально захватывает читателя, так как включает элементы «авантюрного» жанра.

Суть

Основные события в романе разворачиваются в деревне. Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский — дворяне, ровесники, некогда бывшие товарищами по службе. Отдав свой воинский долг Родине, вышли в отставку и поселились в своих имениях. Рано овдовели. Между помещиками царило полное согласие.

Однажды старик Дубровский вслух произнёс, что крепостным у Троекурова живётся хуже собак. Крепостной Парамошка позволил себе неблаговидный намёк в адрес Андрея Гавриловича, который, в ответ ничего не сказав, «побледнел» и незаметно скрылся.

Кирила Петрович употребил свои многочисленные возможности, чтобы вернуть «непокорного друга». Однако Андрей Гаврилович потребовал выслать ему псаря Парамошку с повинною. Это требование взбесило богатого помещика. Данный случай посеял вражду между бывшими товарищами.

С помощью обмана заседатель Шабашкин проводит через суд решение о «возврате» Кистенёвки её «настоящему» хозяину. Кирила Петрович понимает, что это перебор, испытывает муки совести и пытается помириться с Андреем Гавриловичем. Но попытка заканчивается плачевно: старик Дубровский уходит из жизни.

Лишённый поместья, сын Дубровского, Владимир, становится разбойником. Он желает отомстить Троекурову. Случай предоставляет Владимиру возможность появиться в семье Троекуровых под именем Дефоржа в качестве учителя-француза. Встретив Машу, дочь своего врага, он отказывается от своей затеи.

Впоследствии Владимир признаётся Марье Кириловне в своих чувствах, открывается, что он — сын Дубровского. Обещает свою поддержку, если Маша окажется в затруднительной ситуации.

Богач Верейский сватается к Маше.

Но для неё лучше выйти замуж за разбойника Дубровского, чем стать женой нелюбимого человека. Она просит друга о помощи. Владимир спешит освободить Марью Кириловну, но поздно: обряд венчания состоялся. Маша вынуждена остаться с законным мужем. Дубровский же, распустив своих «разбойников», уезжает за границу. Вот, о чем рассказывается в книге.

Главные герои и их характеристика

  1. Кирила Петрович Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством. Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать. С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти. Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле». Кирила Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.
  2. Андрей Гаврилович Дубровский – обедневший дворянин, в чьём владении находилось сельцо Кистеневка с семью десятками крепостных душ. По характеру человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости. Опытный охотник, «тонкий ценитель псовых достоинств». Без него Кирила Петрович никогда не выходил на охоту.
  3. Владимира Дубровского судьба совсем не баловала. Материнской заботы и ласки он не знал: мать умерла рано. Отец отдал семилетнего мальчика на воспитание в Петербургский кадетский корпус, по окончании которого Владимир служил в гвардии. О своём будущем молодой человек нисколько не заботился, зная, что всегда найдёт богатую невесту. Позволял различные прихоти, ни в чём себе не отказывая. Получив письмо от Егоровны, решился поехать к отцу, которого очень любил, и, если понадобится, выйти в отставку. Владимир Андреевич обладал чутким и отзывчивым сердцем. С уважением и признательностью относился к своим дворовым. В Кистенёвке его любили, и дворня с радостью встречала своего молодого хозяина. Будучи честным и справедливым, он не предпринимал никаких мер, чтобы имение осталось за ним, так как верил в справедливое решение суда. Вынужденно став разбойником, славился великодушием, умом и отвагой. Поместий своего «обидчика» не грабил, чем вызывал у окружающих удивление. При первой встрече с Машей Владимир испытывает смущение, трепет. Его изменившийся голос говорит о том, что девушка произвела на него неизгладимое впечатление. Любовь к Маше помогает отказаться от мщения бывшему товарищу отца. Отныне все люди, связанные судьбой с Марьей Кириловной, становятся для героя неприкосновенными. Ненависть уступает место прощению. В доме Троекурова все почитают его своим человеком. Смелость, отвага, решительность, находчивость – важные качества его характера, в полной мере проявившиеся в столкновении с медведем, который был застрелен верной рукой «француза». Человек искренний, Дефорж «открывает» Маше своё настоящее имя. Он не хочет, чтобы в их отношения вкралась хоть капелька лжи, таков прямолинейный характер Дубровского. При этом он осознает, что Маша может быть с ним только при самых трудных для неё жизненных обстоятельствах. Она – дочь своего отца, и живёт по законам дворянского общества, а Владимир эти законы нарушил.
  4. Семнадцатилетняя Маша – дочь Троекурова, который искренне любит её, но не всегда считается с её желаниями. Доверия между ними не существует. Маша никогда не делилась с отцом своими сокровенными чувствами. Так же, как и Владимир Дубровский, не знала материнской нежности, выросла в полном одиночестве. Всё её образование заключалось в чтении романов французских авторов. Хорошо владея французским языком, выступала в качестве переводчицы для отца. При этом грубые обороты речи всегда деликатно смягчала. Девушка талантливая, Маша обладала прекрасными музыкальными способностями. Марья Кириловна, начитавшись французских книг, мечтала о романтической любви, героем её романа должен стать человек отважный, представитель аристократической среды. На появление в доме Дефоржа, учителя Саши, она никак не реагировала. Когда же француз, не растерявшись, справился с медведем, героиня вынуждена была признать его храброе сердце и гордое самолюбие. Полюбив «молодого разбойника», Марья Кириловна обращается к его помощи, когда отец даёт согласие на предложение князя Верейского о браке с его дочерью. Когда же Дубровский «предоставляет ей свободу», она отказывается её принять, объяснив, что чтит обряд венчания и не может пойти против него. Верная клятве перед богом, Маша остаётся с нелюбимым мужем.
  5. Образ Пушкина . Повествование в романе ведётся от лица автора, который описывает события в хронологическом порядке простым, доступным языком. Его отношение к происходящим событиям проявляется в описаниях поступков героев, психологических характеристиках, данных персонажам. Так, волнение мыслей Кир Троекурова за судьбу своего старого соседа сказалось в «насвистывании» им начальной строки из стихотворения Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся». Эпиграфом к IV главе первого тома не случайно Пушкин взял стих из оды Г. Р. Державина «На смерть князя Мещерского». Эти строки предопределяют трагические события, о которых пойдёт речь. Пушкин будто предупреждает: время скоротечно. В гостеприимный и светлый домик Дубровских пришло горе: не стало хозяина.
  6. Пейзаж у автора не «живёт» отдельно сам по себе. Он является средством психологической характеристики персонажей и средством выражения мыслей и чувств автора. Когда хоронили старика Дубровского, «день был ясный и холодный». «Осенние листья падали с деревьев», символизируя завершение жизни светлого, честного человека. Переживая смерть отца, Владимир уходит в рощу, чтобы побыть наедине с природой и насладиться покоем, царящим в ней. Долго созерцает он «тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев». Пушкин создаёт яркую метафору: жизнь на Земле не прекращается, а отжившие свой век простые смертные уходят из неё.
  7. Если говорить об отношении Пушкина к Владимиру Дубровскому, то он не идеализирует своего героя, не восторгается его «героическими» поступками, не восхваляет его лучшие черты характера. Он, скорее всего, сочувствует юноше, которому обстоятельства не дали раскрыться в полной мере, а, наоборот, сделали жизнь его никчёмной, никому не нужной, вынудили его покинуть родину. Авторская позиция – сочувствие.

    Темы и проблемы

    Темы и проблемы, затронутые в романе, не потеряли своего социального значения и сегодня.

    1. Основная тема – социальные противоречия жизни дворянства, отражение нравов и обычаев определённой эпохи.
    2. Особым образом проявляется тема народа. Пушкин хорошо знал его жизнь, тесно переплетающуюся с верой в чудеса и приметы. Когда Владимиру попался поп со всем причетом, молодой человек невольно скрылся за деревом, так как по народным приметам это предзнаменование несёт одни несчастья.
    3. Социальный конфликт господ и холопов. Радушие, доброта, преданность своим хозяевам – черты, испокон веков присущие русскому национальному характеру. Великодушному хозяину народ служит верой и правдой и готов пойти на самые крайние поступки. Так, приехавшего с чиновниками господина Шабашкина дворня готова была уничтожить. И только властный голос хозяина, уверившего, что государь заступится за них, не дал свершиться самосуду. И всё-таки самосуд свершился, когда кузнец Архип, вопреки приказанию Владимира, закрыл двери подожжённого молодым Дубровским дома на ключ. Все сгорели в этом огне.
    4. Проблема жестокости переплетается с проблемой милосердия. Тот же Архип, увидев, как мечется в огне кошка, забыв об опасности, спасает её («Божия тварь погибает, а вы … радуетесь»).
    5. Пушкин своеобразно подошёл к новой теме о растлевающей власти денег, «убивающих» в человеке все лучшие нравственные качества.
    6. Проблема бунта, перерастающая в крестьянские выступления против насилия над человеческой личностью. Руководит бунтовщиками дворянин, выступающий против самодуров-помещиков.
    7. Проблема власти, которой всё позволено, действующей по принципу: «Закон что дышло, куда повернёшь, туда и вышло».
    8. Проблема «отцов и детей». В романе представлены два поколения. История вражды «отцов» является «прелюдией» к несостоявшейся любви «детей». Социальная проблематика раскрывается во взаимоотношениях дочери и родителя. Марья боится папеньку, не доверяет ему, и одиночество толкает ее в объятия Дубровского. Сам отец поступает еще хуже, лишая ребенка свободы выбора и обрекая девушку на несчастную жизнь.
    9. Главная проблема, всегда волновавшая Пушкина и находящая живой отклик в сердцах читателей, проблема о взаимоотношениях человека и общества. Каждая личность индивидуальна в своём развитии, имеет свои взгляды на определённые события, свою точку зрения. Но жизнь общества тоже регламентируется своими законами, традициями. Можно ли добиться того, чтобы общественные взгляды совпадали с привязанностями и симпатиями простых людей? Возможна ли дружба и любовь между людьми, стоящими на разных ступенях социальной лестницы?

    Главная мысль

    Смысл романа заключается в сопоставлении судеб процветающей и обедневшей аристократии, которое выявляет неутешительный вывод: власть не на стороне благородства, она поддерживает только богачей. Пушкин показывает, как два человека с одинаковым положением, одинаковыми заслугами перед родиной оказываются не равными перед законом. Система управления прогнила, «справедливость» раздают за деньги. И пока это не изменится, такие прогрессивные, сильные и одаренные потомки дворянских родов, как Владимир, будут лишними людьми, жизнь которых разрушают продажные чиновники и капризные толстосумы. Автор порицает существующие порядки в России и сочувствует своему герою, в участи которого он видел свои проблемы. Пушкин тоже был знатен, но беден, и его тоже не признавали в обществе. Известно, что родители Н. Гончаровой не рассматривали его предложение всерьез, пока он не добился цели своим упорством.

    Также основная идея романа заключается в необходимости компромисса во всех сферах жизни. Эпохе Пушкина явно не хватает терпимости. Отец насильно выдает дочь за старика, товарищ не может простить товарища, обманутый человек не может добиться правды в суде, а работодатель пытается зверски убить работника, натравив на него медведя. Люди не умеют цивилизованно общаться и достигать взаимопонимания, из-за этого происходят все конфликты в книге. Автор пытался заняться просвещением

    Чему учит?

    Пушкин учит «лелеющей душу гуманности». Только искренняя, бескорыстная, верная, идущая из глубины души любовь и дружба, не зависящие от того, какое место занимает человек «в табеле о рангах», способны изменить общество, в котором каждый индивид будет чувствовать себя Личностью. Мораль романа доказывает необходимость стремления каждого гражданина к социальному равенству.

    Критика

    Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

    В. Г. Белинский, представитель демократического направления в литературе, первоначально отнёсся к произведению восторженно, назвав его «одним из величайших созданий гения Пушкина». Позже в своих сочинениях он отметил «дивные» стороны повести: описание быта русского дворянства, царящего в России коррупционного судопроизводства, создание крестьянских образов, характера героини. Не преминул подчеркнуть, что Дубровский «не возбуждает к себе участия».

    И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

    Мелодраматизм «Дубровского», который отмечал как слабую сторону романа в своих статьях и Белинский, критика 30 — 50-х годов XX века объясняет следствием пушкинского замысла, поставившего во главе крестьянского мятежа бунтующего дворянина.

    В работах о «Дубровском», написанных в конце XX века, художественные достоинства романа «реабилитируются».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман А.С.Пушкина "Дубровский"

Гипотеза

Я считаю, что любое произведение отечественной и зарубежной литературы,и в частности произведения А.С.Пушкина как прогрессивного поэта и писателя 19 века,имеет воспитательное значение.А значит,читая книги, мы невольно получаем определенный жизненный опыт.Так какой же опыт приобрела я, читая роман А.С.Пушкина "Дубровский"?

План исследования

  1. Прочитать роман А.С.Пушкина "Дубровский".
  2. Определить проблемы романа и отношение главных героев к этим проблемам.
  3. Проанализировать поведение геров романа и свое отношение к их поступкам.
  4. Сформулировать собственные выводы о том, какой жизненный опыт я получила после прочтения романа "Дубровский".

Исследование

Я прочитала роман А.С.Пушкина "Дубровский", определила группу главных героев произведения, вокруг которых развивается основной сюжет,это: друзья -помещики -Кирила Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский, Владимир Дубровский.Начало романа не предвещает никакого конфликта: перед нами старые помещики, судьбы котрых во многом схожи: они оба рано овдовели, оба воспитывают детей, оба являются обладателями определенного состояния.Но чем дальше я вчитывалась в произведение,тем больше понимала, что передо мной люди одного сословия, но совершенно разные в своих взглядах на жизнь.Кирила Петрович привык к восхитительным взглядам своих соседей -помещиков по поводу своей богатой псарни,где псари и собаки живут лучше многих подданых Дубровского.Троекуров является обладателем богатого состояния и шикарной усадьбы.Но это не мешает ему вести дружбу с Дубровским.Таким образом,одной из проблем романа является отношение к дружбе,проявление себя в дружбе.Постараюсь прокомментировать отношение героев романа к этой проблеме.Кирила Петрович Троекуров, привыкший к преклонению перед своей персоной со стороны соседей-помещиков, совершенно не не чувствует подобного отношения со стороны Дубровского,но он поддержиает отношения с этим человеком,я думаю, неспроста.Троекуров не видит в Дубровском достойного соперника в богатстве, но, видимо, его подкупает принципиальность, честность, чувство собственного достоинства Андрея Гавриловича.Рядом с Дубровским Кирила Петрович может быть абсолютно спокоен в том, что никогда не получит удар в спину, чего нельзя сказать о Троекурове.Совершенно непонятным по человеческим меркам остается тот факт, что Кирила Петрович буквально уничтожает друга,вначале никак не отреагировав на оскорбление Дубровского своим псарем, а впоследствии даже не наказав его, и в дальнейшем лишая Дубровского его имения-единственного того, что составляет основу материального состояния помещика.Андрей Гаврилович как человек высокого долга и чести не смог перенести жестокого оскорбления своего друга, тяжело заболел и умер. Таким образом,отношение героев к понятию дружба весьма различное.Троекуров окружает себя людьми нужными, но не способными к проявлению этого качества.Единственным человеком, способным к дружбе, был Дубровский, который не тяготился положением Троекурова, мог смело говорить о своих чувствах,мыслях.Такого человека явно не хватало Троекурову. Дубровский же, на мой взгляд,видел в Троекурове скорее приятеля нежели друга,но это не мешает ему уважать человеческое достоинство Кирила Петровича.Дубровский как человек высоких моральных принципов стал жертвой человека беспринципного, не способного к раскаянию даже после смерти друга.Таким образом, анализируя взаимоотношения главных героев, становится очевидной еще одна из проблем романа "Дубровский"- это проблема чести и бесчестия.Определив некоторые проблемы романа и прокомментировав отношение героев к данным проблемам, я могу сделать вывод о том, какой жизненный опыт я приобрела.Во-первых,я увидела одну из моделей дружбы и смогла соотнести с тем представлением, которое было сформировано в моем сознании.Во-вторых, я еще раз убедилась,что люди чести - это люди с высосими моральными принципами.

Результат

После прочтения романа "Дубровский"я приобрела опыт человеческих взаимоотношений. Не всегда дружбой называют то, что ею кажется.К выбору друзей нужно подходить очень ответственно.Людей, называющих себя друзьями, должно что-то связывать,объединять.Друзья способны на самопожертвования, помощь и словом,и делом.Настоящий друг никогда не ударит в спину,даже если отношения по каким-либо причинам прекратились. Возможно, разное социальное положение будет являться преградой для настоящей дружбы. Наряду с понятием дружбы я также определила для себя, что такое честь и бесчестье.Имея представление об этих понятиях,смогу корректировать свое поведение, мысли, поступки с точки зрения чести.

Проблема добра и зла была и остаётся очень актуальной в истории русской литературы. Эта тема начинает свое развитие ещё с устного народного поэтического творчества – сказок, былин, легенд. Во многих произведениях фольклора добрый герой сражается или борется со злым соперником или врагом и всегда побеждает, добро всегда торжествует. А. С. Пушкин в романе «Дубровский»(1832-1833гг.) усложняет эту проблему. И в данной работе мы хотели показать, как неоднозначно решается эта задача автором. И хотя в основу произведения положен случай, довольно характерный для отношений между помещиками и для судебного произвола, существовавшего в то время, когда, пользуясь своим влиянием, сильный и богатый помещик всегда мог притеснить бедного соседа и даже отнять у него законно принадлежащее ему имение, нет в романе чисто доброго и чисто злого персонажа. Это мы и попытаемся доказать.

На первый взгляд, в романе «злодеем» является помещик Кирилла Петрович Троекуров. В том, что Троекуров – олицетворение всех пороков, какое ж может быть сомнение: обжорство, пьянство и блуд, безделье, гордыня и гнев, злопамятство и упрямство основательно развратили его душу. Он затеял низкое и тёмное дело: решил отнять имение у своего бывшего друга Андрея Гавриловича Дубровского за то, что тот потребовал извинения от псаря Парамошки за оскорбление, за то что не выполнил приказ Троекурова немедленно вернуться. Троекуров посчитал сам себя оскорблённым тем, что от него требуют извинения. «В первую минуту гнева он хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвкуразорить её дотла и осадить самого помещика в его усадьбе – таковые подвиги были ему не в диковинку» Но затем он избирает самый низкий способ. Почему он это делает? Не корыстные цели преследовал он, пожелав завладеть Кистенёвкой. Он хотел создать своему бывшему другу такие условия, чтобы тот оказался от него в зависимости, унижался перед ним, он хотел сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство. К слову надо отметить, что и крепостные крестьяне были под стать своему помещику. «Троекуров с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина и в свою очередь позволяли себе много в отношении к их соседям, надеясь на его сильное покровительство». Достаточно вспомнить, что именно псарь Парамошка оказался виновником ссоры Троекурова и Дубровского.

Когда суд вынес решение в пользу Троекурова, «злодей» должен был только радоваться победе, но происходит обратное: «внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество». Почему так реагирует Троекуров? Проанализировав его образ, мы находим в нем задатки благородства и великодушия. Несмотря на разницу в богатстве, он уважает и любит своего старого товарища Дубровского, высказывает намерение выдать свою дочь Машу за сына Дубровского Владимира, собирается загладить свою несправедливость и вернуть старику Дубровскому отобранное имение. Таким образом, мы видим, что ему свойственны человеческие порывы. Пушкин пишет: «От природы не был он корыстолюбив, желание мести завлекло его слишком далеко, совесть его роптала. Он знал, в каком состоянии находился его противник, старый товарищ его молодости, и победа не радовала его сердца». В душе Троекурова происходит борьба между низкими и более благородными чувствами. «Удовлетворённое мщение и властолюбие» боролись с привязанностью к старому товарищу. Победило последнее, и Троекуров направился в Кистенёвку с «благим намерением» помириться со старым соседом, «уничтожить и следы ссоры, возвратив ему достояние. К сожалению, сделать он это не успел. Больной Дубровский умер при виде своего друга.

Мы видим, что у Троекурова были хорошие задатки, но все они гибнут в той атмосфере, в которой он живёт: все потакают его капризам, он ни в ком никогда не встречает сопротивления. «Избалованный всем, что только окружало его, - говорит Пушкин, - он привык давать полную волю всем порывам своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Эту власть над людьми он приобрёл, благодаря своему богатству. И эта безграничная власть над принадлежащими ему людьми превращает его в деспота, самодура.

Пушкин стремится показать, что богатство не делает людей лучше. Безнаказанность делает Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком. И лучшие человеческие черты Троекурова принимают уродливые формы. Он губит Дубровского только из-за того, что тот посмел перечить ему; несмотря на всю свою любовь к дочери, он по своей прихоти отдает её замуж за старого князя Верейского. Троекуров – типичный барин-крепостник, порочный и невежественный.

Много зла на нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он.

Антиподом Троекурову в романе является «добрый» помещик старик Дубровский. В нем сказывается та же дворянская порода, только в иных формах. Бедность (конечно относительная) не только не уменьшает, но ещё и обостряет дворянскую гордость. Однако, мы видим, что в столкновении с Троекуровым, в сущности, он является нападающей стороной, так как первый задел его: сам охотник, «он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения» своего богатого соседа и сказал ему колкость.

Дубровский, которому по схеме полагалось бы быть вполне добродетельным, на деле был сам во многом таким же Троекуровым, с которым "они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях". Нисколько не обольщаясь относительно своего героя сам, Пушкин и перед читателем предельно откровенен в мотивировке его поведения. Малое состояние не позволяло Дубровскому держать много собак, до которых он был большой охотник, и потому он "не мог удержаться от некоторой зависти" при виде псарни Троекурова. Его "суровый" ответ продиктован отнюдь не прямотой нрава или сочувствием к троекуровским крепостным, а банальной завистью и желанием хоть чем-нибудь принизить превосходство Троекурова над собой.

Вот как описана эта сцена в романе. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, псарня чудная, вряд ли людям вашим житьё такое ж, как вашим собакам». Пушкин неоднократно подчёркивает, что Дубровский и Троекуров были старыми друзьями, а это значит, что Андрей Гаврилович хорошо знал своего товарища, знал его своенравный характер, мог предположить, к чему это приведёт, но, тем не менее, не мог удержаться от резких слов. Тем самым именно он спровоцировал ссору.

Окончательный разрыв между друзьями последовал тогда, когда именно Дубровский, верный своим твёрдым дворянским правилам, потребовал присылки к нему троекуровского псаря для наказания за его дерзкий ответ («Мы на свое житьё, благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее»).

Возникшая из пустяков ссора растёт и приводит, в конце концов, к тяжёлым последствиям, как для самого старика Дубровского, так и для молодых героев повести – Владимира и Маши. Но, при всем сострадании к его положению обездоленного и ограбленного человека, все же нельзя не отметить, что не отчаяние и горе помрачили его разум, а неудержимая злоба. Достаточно вспомнить его поведение на суде. : он "топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал, и, схватив чернильницу, пустил ею в заседателя".

Да и сам главный герой произведения Владимир Дубровский является личностью неоднозначной, сложной. В Петербурге он жил, как жило большинство его товарищей-офицеров: играл в карты, позволял себе «роскошные прихоти», не задумывался о том, как удаётся отцу посылать ему денег больше, чем он мог ожидать. Но вместе с тем Владимир любит отца («мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце»). Получив известие о болезни отца, он, не задумываясь, спешит в Кистенёвку.

Из-за Троекурова Владимир потерял отца, лишился родного дома, имения, средств к существованию, поэтому не мог вернуться в полк. Тогда Дубровский замыслил отомстить своему врагу (а месть никогда не была положительной чертой характера). Он стал атаманом крестьян, которые боялись произвола нового барина: «у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, но и мясо-то отдерет». Он осуществлял военное руководство, поддерживал дисциплину. И крестьяне поддержали молодого барина, потому что только в нём надеялись найти хоть какую-нибудь защиту. «Не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем». Характерно, что в изображении Пушкина у более человечного и великодушного барина и крестьяне лучше, человечнее, в них больше чувства собственного достоинства и независимости.

Они становятся разбойниками, но именно такими разбойниками, о которых поётся в народных песнях: они никого не убивают, а грабят только богатых, и сочувствие народа на их стороне. Пока они не видят ещё иного выхода для своего протеста и гнева. Разбойничество для них – единственно возможный путь.

По описанию лагеря разбойников понимаешь, что обычность их занятий и мирного быта свидетельствуют о том, что Пушкин не стремился показать «гнездо злодеев»; крепость, окруженная рвом и валом, на котором у маленькой пушки сидит караульный, говорит о том, что Дубровский использовал свое знание военного дела и обучил сообщников ведению боя.

Единомышленники Дубровского сочувствовали и личной судьбе своего молодого предводителя: потеря отца, внезапная бедность, несчастная любовь. Вспомним, что Владимир со своими сообщниками отбирал деньги и имущество только у богачей, что он не пролил ни одной капли крови, никого не обидел напрасно. Помещица Глобова рассказала о благородстве «разбойника» Дубровского, который «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста».

Владимир Дубровский, гордый, дороживший своей дворянской честью так же, как и его отец, неоднократно оказался способным на благородный поступок: из-за любви к Маше Троекуровой отказался от мести, великодушие проявил, когда приказал своим сообщникам не трогать Верейского.

Очень важное место занимает в романе предпоследняя глава. Благодаря этой главе торжество добра над злом, не свершившись в сюжете, свершается в душах читателей. Перед нами столь любимый Пушкиным женский образ – чистая, кроткая душа, слабая в своей беззащитности и сильная своей добродетелью. Легко нанести ей обиду, причинить зло, но невозможно заставить оплатить свое счастье чужим несчастьем. Любые муки снесет она, кроме мук совести. "Ради Бога, – заклинает Маша Дубровского от преступления над князем, – не трогайте его, не смейте его тронуть. Я не хочу быть виною какого-нибудь ужаса". И в его обещании отражение ее нравственной высоты: "Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже в моих преступлениях".

Но Владимир Дубровский – дворянин, воспитанный в дворянских предрассудках, поэтому в отношении его к членам шайки временами сквозит барская пренебрежительность, похожая на презрение. Особенно проявляется это в последней его речи, обращенной к сообщникам: «но вы все мошенники и, вероятно, не захотите оставить ваше ремесло» Автор как бы говорит нам: Владимир ошибался, считая, что его «товарищи» не откажутся от разбоя. Можно предположить, что большинство их было искренне привязано к Дубровскому, поэтому поступят так, как он им говорит, о чем говорят нам последние строки повести.

Таким образом, мы видим, что и Владимир не является идеально «злым» или идеально «добрым» персонажем.

Сложность и глубину темы добра и зла в романе можно также проследить, анализируя отдельные образы крестьян. Одним из самых живых образов среди крестьян является кузнец Архип. В нем первом просыпается дух мятежа и бунта; он действует независимо от Владимира, не молодой Дубровский, а именно Архип высказывается против несправедливого приговора суда и он же первым берется за топор. Архип запирает приказных во время пожара, и они погибают по его вине. Эта жестокость порождена давно копившейся обидой народа. И, характерно, что уже в следующем эпизоде Пушкин показывает человечность и душевную красоту этого русского крестьянина: с риском для жизни кузнец Архип спасает кошку, очутившуюся на пылающей крыше: « Чему смеётеся, бесенята, - сказал мальчишкам сердито кузнец. – Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою».

Заключение.

Проанализировав черты характеров основных героев романа с точки зрения проявления добра и зла в их поступках, мы определили, что все персонажи очень сложные личности. Каждое из действующих лиц носит признаки своей социальной принадлежности и изображено в романе с величайшим художественным совершенством. Благодаря этому повесть даёт широкую социальную картину, написанную с глубоким реализмом.

Таким образом, из всего сказанного выше можно заключить, что проблема добра и зла, поставленная и решённая в романе «Дубровский», является художественным приёмом в изображении персонажей романа, который помогает представить жизнь России середины ХIХ века во всем её многообразии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»