Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстратора

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

ПЛАН

Введение
Глава I. Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
1.2 Влияние иллюстрации на понимание детьми художественного текста книги
1.3 Правила, приемы и средства композиции
Глава II. Методика ознакомления детей с творчеством художников - иллюстраторов
Глава III. Констатирующий эксперимент (уровень восприятия детьми книжной иллюстрации).
3.1 Задачи и методика проведения эксперимента
3.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
Введение

С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Книга - одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.
Книга представляет собой сложный комплекс искусства слова, техники печати и изображения (иллюстрации). Отечественная иллюстрация к детской книге имеет богатые традиции. Несколько поколений художников посвятили этому благородному делу всю жизнь и создали книги, ставшие своеобразными эталонами. Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. иллюстировали книги, на которых воспитывалось не одно поколение.
Художник приходит к ребенку, когда тот ещё не умеет говорить, и наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е.А.Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но пока мало внимания обращается на художественную иллюстрацию. Она используется в основном как дидактический материал, в то время как иллюстрация несет в себе высокие художественные образы, дающие ребенку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.
Образы, созданные хорошим художником - иллюстратором, - это прекрасные образцы самобытного творчества. Вглядываясь в них, ребенок получает истинную радость и удовольствие от творческих открытий художника, от внутреннего созвучия литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Основная задача воспитания дошкольников -гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.В.Краевского, С Л. Рубинштейна и др. показывают, что решить эту задачу можно при условии правильного выбора средств, которые позволят ребенку в ходе освоения культурно-исторического опыта стать субъектом собственной деятельности.
Изобразительное искусство - составная часть этого опыта, играющая важную роль в становлении личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Самым распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, которая принадлежит графике. Иллюстрации, по определению Курочкиной Н.А. - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. С помощью графических средств они выявляют и передают социальную и художественную суть иллюстрируемого произведения (Н.М.Сокольникова). Книжная графика помогает детям глубже и полнее понять текст, дает знания об окружающем мире (это доказано в исследованиях В.А.Езикеевой, Р.И.Жуковской, В.Я.Кионовой, Т.А.Кондратович, И.О.Котовой, Т.А.Репиной, Е.А. Флериной, А.Ф.Яковличевой и др.). Вместе с тем, иллюстрация обладает уникальными художественными достоинствами самостоятельного вида изобразительного искусства, из всех его видов является первым подлинным произведением, входящим в жизнь ребенка. Это начальная ступень в понимании детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живописи, скульптуры и др.) Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусством, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к опыту художественной деятельности, который накоплен человечеством. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний по искусству (М.С.Каган, Ю.Н.Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие, в полной мере будет зависеть от общего культурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А.Абдуллиной, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.Г.Боброва, Ф.Н.Гоноболина, Н.Н.Кузьмина, И.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, А.И.Щербакова и других доказывают, что от уровня сформированности у педагога знаний, умений и навыков зависят знания, умения и навыки учащихся, а также результативность детской деятельности и развитие детского творчества (Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С. Комарова и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством художников-иллюстраторов будут способствовать:
- развитию сюжетных композиций у детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью;
- эстетическому воспитанию дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомления детей с творчеством художников-иллюстраторов.
Объект исследования: процесс ознакомления детей с дошкольного возраста с произведениями художников-иллюстраторов.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
Ш Поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Ш Знание методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Ш Организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
Разработать наиболее эффективный метод развития сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников- иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: воспитанники старшей группы дошкольного образовательного учреждения детского сада № 57 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников
Гипотеза - мы предположим, что эффективность работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов будет способствовать развитию сюжетных композиций у детей на занятиях изобразительной деятельности в детском саду.
Глава I . Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства
Книжная графика относится к изобразительным видам искусства. Как и все эти виды искусства (живопись, графика, скульптура), она отражает действительность через образное, наглядное воспроизведение её зримых форм, передает облик предметов и явлений объективного мира, все многообразие воспринимаемых зрением событий и жизненных процессов. Изобразительное искусство передает тот или иной момент развития и движения, как бы «Останавливая мгновение», и помогает человеку увидеть связи и отношения объектов реального мира, раскрывает красоту действительности, порой скрытую от человека частностями, случайными деталями.
Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения - рисунок, композиция, колорит - «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.
Графика (от греч. Grafo- пишу) более других видов изобразительного искусства приближена к письму, рисунку, условному знаку, так как важным её графическим средством является сама плоскость белого листа бумаги с нанесенными на неё линиями, точками, штрихами и пятнами. Графика делится на два вида:
Ш Рисовальная - художник создает изображение непосредственно на листе бумаги;
Ш Печатная гравюра.
Графика близка к живописи, но если цвет там является основным средством художественного выражения и выступает в неразрывной связи с линией, которая не всегда отчетлива, может бытиь приглушена, стушевана светотенью, порой еле угадывается, то в графике линия является основным выразительным средством.
Графика больше, чем живописи, схематизирует, рационализирует и конструирует предмет. Она в большей мере условна, чем остальные виды изобразительного искусства. Это чувствуется хотя бы потому, что рисунок может быть выполнен почти на любой плоскости, любом фоне. Его можно представить себе даже в отрыве от фона, в мыслимой плоскости или пространстве. В графике яснее, чем в живописи, подчеркнута её «сделанность».
Живопись создает убедительную иллюзию непосредственно увиденного. Обычно эта иллюзия возникает при отходе от полотна: живопись требует, чтобы на неё смотрели издали, откуда мазки неразличимы, сливаясь в естественную гармонию, подобную гармонию натуры. Графический же лист мы смотрим вблизи и видим условные штрихи, зигзаги, линии, то есть всю «технику» рисунка. Она рассчитана на то, чтобы быть очевидной.
Если в живописи пространство передается с помощью всех возможных средств, включая светотень и воздушную перспективу, то в графике пространство передается обычной линейной перспективой и построением планов, а также самим цветом белого листа.
Книжная графика - иллюстрация (от лат. Illustrare- прояснять) - это рисунки, образно поясняющие литературный текст, одновременно украшающие книгу, обогащающие её декоративный строй. Особенность иллюстрации как жанра изобразительного искусства состоит в том, что её образный строй опирается на данную литературную канву и подчинен определенной задаче - освещению и объяснению текста. Как средство наглядности иллюстрация находится в тесной зависимости от идейно-образной структуры литературного произведения.
Книжная иллюстрация выступает в синтез со всеми элементами книги, и главное - самим текстом литературного произведения, его сюжетом и стилем. Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, составляя с ним неразрывное единство.
Книга - это синтез искусств: искусства слова, графики и полиграфии.
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.
Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.
Образ героя - один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.
Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.
Цвет в детской книге - главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.
Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника - удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.
Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета - открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба - все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет - красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.
Принцип В.Конашевича - принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.
В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса - рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.
Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок - это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей - новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.
Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это - основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.
Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.
Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.
Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.
Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.
В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.
Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны - от книжки - игрушки, книжки - образа, книжки - ширмы до книжки -тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).
Особый характер оформления - его наглядность, стройность, занимательность - отличает книжную графику для детей.
1.2 Влияние иллюстрации на понимание деть ми художественного текста книги

Для того чтобы правильно осуществлять педагогическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой как произведением искусства, педагогу следует иметь некоторое представление о том, как иллюстрация влияет на понимание детьми художественного текста книги и об особенностях восприятия детьми разных возрастных групп книжной графики.
Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве (Р.И.Жуковская, В.А.Езикеева, Р.И.Чуднова и др.) Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги.
Исследования, проведенные В.А.Езикеевой и Т.А.Репиной, подтверждают, что художественная иллюстрация оказывает большое влияние на понимание текста детьми на протяжении всего дошкольного возраста. Это влияние наиболее значительно проявляется в младшем дошкольном возрасте. В дальнейшем оно уменьшается и возрастает роль самого текста, что свидетельствует о существенных изменениях в соотношении сигнальных систем ребенка.
Роль иллюстрации в понимании текста на ранних ступенях развития ребенка является не только более весомой, но и качественно отличной от того, что наблюдается у детей более старшего возраста. Для маленького ребенка рисунок выполняет не вспомогательную, чисто иллюстративную функцию, а играет роль основного материала, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественное произведение. Слова текста служат маленькому ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом зрительно проследить, рассматривая соответствующую картинку. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность, которую нельзя заменить словесным описанием.
В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать фабулу сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет большие трудности для ребенка. В преодолении этих трудностей существенную роль снова начинает играть иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к наглядному изображению и проследить на нем те действия, взаимоотношения персонажей, в которых ярче обнаружится их внутренний смысл.
1.3 Правила, приемы и средства композиции

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сюжетную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения, то есть о закономерностях построения композиции.
Мы рассмотрим в основном те из них, которые касаются процесса создания реалистического произведения. Реалистическое искусство не просто отражает действительность, а олицетворяет восторг художника перед удивительной красотой обычных вещей -- эстетическое открытие мира. Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствие художественных способностей и творческой одаренности. Талантливые художники могут интуитивно находить правильные композиционные решения, но для развития композиционного дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее практической реализацией.
Композиция строится по определенным законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны между собой и действуют во все моменты работы над композицией. Все направлено на достижение выразительности и цельности художественного произведения.
Итак, поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции.
Рассмотрим основные закономерности построения художественного произведения, которые можно назвать правилами, приемами и средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др. Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра. Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный -- на светлом.
Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер или пейзаж.
Итак, цельность композиции зависит от способности художника подчинить второстепенное главному, от связей всех элементов между собой. То есть недопустимо, чтобы сразу бросалось в глаза что-то второстепенное в композиции, в то время как самое важное оставалось незамеченным. Каждая деталь должна восприниматься как необходимая, добавляющая что-то новое к развитию замысла автора. Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха. Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.
Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).
К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность. Таким образом, средства композиции -- это все, что необходимо для ее создания, в том числе ее приемы и правила. Они разнообразны, иначе их можно назвать средствами художественной выразительности композиции.
Глава II и т.д.................

Выразительные графические средства, такие как линия, пятно, штриховка являются неотъемлемой частью освоения художественной грамоты по рисунку. Из опыта работы над рисунком известно, что для каждого предмета, формы, материала, фактуры используются разные средства. К примеру, гипс или портрет мы будем передавать тонким и маленьким штрихом, одежду или предметы быта - крупным и т.д. В зарисовках мы используем чаще всего быстрый динамичный штрих, отражающий легкость и сиюминутность натуры, штрих передаёт динамику или статику происходящего явления. В качестве материала для рисунка чаще всего применяют графитный карандаш. Еще в античную эпоху использовались свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый итальянский карандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графитным. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачкались. В 1720 г. француз Н. Конте предложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы уменьшить их ломкость и сделать более удобными в работе. До сих пор мы пользуемся графитным карандашом, но сейчас существует множество других материалов, такие как уголь, сангина, сепия, соус, тушь, чернила, гелевые ручки, линеры и множество других. Эти материалы помогают нам добиться огромной выразительности в рисунке . Следует отметить, что такой подход в настоящее время отражает в большей степени отечественную систему художественной подготовки .

Рассмотрим более точно, что же такое штрих и как он связан с пятном и линией. Штрих- изобразительное средство графического искусства, один из основных элементов рисунка. Он представляет собой короткую линию, выполненную одним движением руки. В зависимости от направления линий, штрихи могут быть прямыми, наклонными, перекрестными и другими. Различия в толщине, длине, динамике штрихов играют большую роль в формировании выразительных особенностей рисунка. Прием работы штрихом называется штриховкой или штрихованием. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи штрихов мы можем создавать эффекты света и тени. Близко расположенные параллельные штрихи воспринимаются глазом как тоновое пятно .

При использовании мягких материалов (карандаша, угля, сангины, соуса, пастели) структура штриха может уничтожаться. Такой прием называется тушеванием. С помощью тушевки создаются мягкие, плавные тональные градации, происходит растирание мягких рисовальных материалов на бумаге. В штриховке самое главное - это просветы, которые образуют пересечения линий или пятен. Они указывают на движение формы, фактуру и тон. Классической формой просвета в штрихе является ромб, с помощью этой косой клетки можно передать форму, пространство и материальность предметов. В зависимости от нажима карандаша, пера с тушью штрих становится темным или светлым, мягким или жестким. В штриховом наброске (как и в линейном) нанесение контура является первоочередным делом, и штриховая линия также при этом способна выполнять несколько функций. Рядом параллельных или перекрещивающихся в разных направлениях штрихов создается так называемое штриховое тональное пятно требуемой силы. К тому же штриховая линия может быть длинной, короткой, широкой, тонкой, едва заметной. Пластические качества штриха дают разнообразные художественные возможности. Непрерывность движения карандаша имеет существенное значение, так как в процессе работы художника одновременно происходит не только отбор нужного для обобщенного изображения, но и увязка отдельных частей, пластическое подчинение их целому. Лишь после нанесения контура можно отнять карандаш от бумаги, чтобы, заканчивая набросок, наметить внутри или вне его некоторые характерные детали, подчеркнуть штрихами объем или показать затененность. К графическим средствам изображения в набросках предъявляются особые требования: они должны быть просты, экономны и универсальны, чтобы способствовать быстроте работы при решении разнообразных задач в походных условиях. Такими графическими средствами, обладающими широкими возможностями и применяющимися при исполнении набросков, являются линия и ее видоизменение - штриховая линия, или штрих.

Рассмотрим более подробно линию. Богатейшие, неисчерпаемые возможности рисунка в первую очередь связаны с использованием линии, которая является квинтесенцией рисунка. Линией можно назвать абстрактное, условное средство для осознания границ, форм и изломов формы предметов. Но это средство рисунка крайне необходимо. Энгр говорил своим ученикам, что существует даже линейный рисунок у дыма . Линии бывают разные. Линия, оставляемая острием карандаша или рейсфедера с тушью, движение которого направляется каким-либо чертежным инструментом (линейкой, лекалом или циркулем), называется «чертежной». На всем протяжении она одинакова по ширине. Это считается ее достоинством. Но в наброске такая линия непригодна - она безжизненна .

Линия, свободно проведенная графитным карандашом или другим инструментом с красящим материалом, и есть основное графическое средство, применяемое в наброске и передающее плоскостность и двухмерность изображения. При этом линия может быть длинной, короткой и даже превратиться в точку. Наброски, исполняемые такой линией, принято называть линейными. Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок великих художников эпохи Возрождения. При использовании силуэтного абриса фигуры можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета . Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственные задачи.

Кроме того в рисунке мы используем тональное пятно. Им называют плоское цветовое пятно на более тёмном или более светлом фоне. Рисунок пятном может быть силуэтным и не силуэтным. В нём могут использоваться градации тона, от светлого к более тёмному и наоборот. В силуэтном изображении можно добиться большой выразительности с помощью форм, положения и освещённости изображаемого. Пятно при кажущейся непластичности может показать бесконечное разнообразие состояний и сюжетных ситуаций. Тональное пятно применяется при решении следующих задач: при выявлении или подчеркивании объемности натуры; для передачи ее освещенности; при желании показать силу тона, окраску формы и ее фактуру; для передачи глубины пространства, окружающего форму. Тональное пятно создается внутри контура параллельными или перекрещивающимися штрихами. В этом случае на силу тонального пятна воздействует ширина линий или штрихов и светлых промежутков, остающихся между ними, которые должны соответствовать размеру исполняемого рисунка . При использовании для наброска «сухих» материалов (мягкие графитные и угольные карандаши, обыкновенный и прессованный уголь, «соус», сангина) тональное пятно нужной силы достигается с помощью жесткой кисти, растушевкой или просто пальцем. Чернила и тушь в готовом виде или разведенные водой кладутся на бумагу мягкой или жесткой кистью. Бывает так, что тональное пятно наносится в начале работы, сразу, а затем уже по натуре уточняется контур изображаемой формы. Нередко в работе над набросками применяются все графические средства: линия, штрих и тональное пятно или в комбинациях: линия и тон. Следует иметь в виду, что выбор этих средств определённо связан с особенностями графического материала. Важно знать также, что при оценивании рисунка именно владение выразительными графическими средствами и материалами, умение быть гибким в выборе того или иного технического приема рисования, является одним из главных критериев .

Таким образом, все выразительные средства являются неотъемлемой частью любого рисунка. С помощью штрихов передают объем фигур и предметов, контур, форму, фактуру и пространство. При помощи них мы можем создавать эффекты света и тени. Линию можно назвать самым главным выразительным средством рисунка. Она может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Линейным абрисом можно добиться восприятия пропорциональности целого, гармонии общего и пластичности строения отдельного предмета. Линию в свою очередь поддерживает штрих и тональное пятно. Тональные пятна одной силы, выполненные штрихами или акварелью, отличны друг от друга по своему звучанию. Поэтому один и тот же объект, изображенный на бумаге разными материалами, зрительно воспринимается по-иному, имеет свой изобразительный язык, обладает особыми художественными качествами.

Книжная графика, как вид искусства, её выразительные средства: специфика средств художественной выразительности в работах художни-ках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге. Методика ознакомления детей с творчеством художников и иллюстраторов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Психолого-педагогические условия изображения сюжетных композиций в рисунках средних дошкольников: образная выразительность и специфика средств художественной выразительности. Знания, умения и навыки при композиционном построении рисунка дошкольником.

    дипломная работа , добавлен 18.11.2009

    Анализ психолого-педагогической литературы по теме восприятия. Художественное восприятие, которое движет к идее, заложенной автором произведения. Процесс развития художественного восприятия детей дошкольного возраста и творчество иркутских художников.

    дипломная работа , добавлен 15.02.2011

    Искусство детской книги. Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства. Своеобразие книжной графики, ее значение в художественном воспитании детей. Восприятие детьми книжных иллюстраций. Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией.

    контрольная работа , добавлен 25.07.2010

    Изучение средств выразительности в скульптуре. Задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Анализ современных программ воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм.

    контрольная работа , добавлен 22.06.2012

    Социальная основа лжи; процесс воспитания правдивости у дошкольников. Формирование честности и правдивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Методика обследования воспитанников ДОУ на выявление причин детской лжи.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

    дипломная работа , добавлен 12.06.2012

    Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста путем использования занимательных занятий аппликацией.

    дипломная работа , добавлен 18.09.2008

    Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений искусства. Технология ознакомления детей с натюрмортом и иллюстрацией.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Особенности основных жанров декоративно-прикладного искусства в историческом аспекте. Выразительные средства в построении графических композиций, специфика данного искусства. Создание декоративной композиции в технике графика на внеклассных занятиях.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2014

Екатерина Себень
Использование выразительно-изобразительных возможностей материалов и средств художественной выразительности

Художественно -творческий опыт дошкольников еще очень невелик, поэтому крайне важно познакомить детей с различными видами изобразительных материалов и на доступном для их возраста уровне рассказать об их свойствах. Необходимо дать ребёнку возможность экспериментирования и возможность убедиться на практике в том, что, например, гуашь имеет такую способность как укрывистость, и, используя её , мы можем сперва нарисовать тёмной краской вазу, а потом, дождавшись её высыхания, украсить её причудливыми узорами, нанесёнными белилами. Ребёнок, не знающий об этих свойствах гуаши, как правило, сначала рисует узоры внутри нераскрашенного контура вазы, а потом пытается, раскрашивая её краской, обводить уже нанесённые узоры, наползает на них кистью, узоры закрашиваются, расплываются, и у маленького художника портится настроение . Это тоже опыт. Но как облегчится труд малыша, когда рядом есть взрослый, готовый рассказать, что важна определенная последовательность работы, учитывающая особенности материалов . Например, в работе с акварелью, напротив, следует учитывать и использовать её лёгкость и прозрачность, наносить её поэтапно, понимая, что первый слой будет «просвечиваться» сквозь все последующие. Ребёнок может на практике убедиться, что работа с сухими материалами , такими как уголь, сангина, сухая пастель требует особой аккуратности и внимательности , иначе изображение будет испорчено отпечатками детских пальчиков. Ребёнку доступно понимание того, что при помощи сухой пастели можно насытить цветом большое пространство листа, что невозможно сделать так же быстро при помощи штриховки карандашом. Зато, работая с цветными карандашами и фломастерами, малыш может быть уверен, что линия будет чёткой и тонкой, такой, как толщина грифеля, а при работе с красками необходимо контролировать силу нажима на кисть. Педагог должен обращать внимание ребёнка на свойства материалов с точки зрения рациональности их использования , учить сочетать их в одной работе для достижения выразительности образа , побуждать к экспериментированию. Чем бы ни пользовался малыш, он должен получать удовольствие от общения с художественными материалами , не бояться их, а для этого ребёнку нужно внушить уверенность, что всегда можно исправить любую ошибку и неосторожность, невзначай допущенную в создании изображения. Например, вдруг капнула краска и расплылась некрасивой лужицей. Маленький художник готов расплакаться , ведь его труд испорчен . «Давай подумаем, что бы это могло быть, - скажет внимательный педагог , - возможно , краска капнула не случайно, и на этом месте должен вырасти кустик ? Нарисуем его!» И малыш «загорелся» новой идеей, и готов её воплощать!

Публикации по теме:

Использование технических средств на ООД Информация для РМО Суменкова Светлана Николаевна воспитатель МАДОУ ЦРР -детского сада № 3 Выступление на тему " Использование технических.

Использование художественных средств в трудовом воспитании дошкольников Введение Трудовое воспитание - это одна из важнейших сторон воспитания дошкольников. А начинается трудовое воспитание тогда, когда ребенок.

Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях Использование нетрадиционных материалов на логопедических занятиях детьми является мощным стимулом речевого, моторного и интеллектуального.

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации В настоящее время в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье Мастер-класс. Воспитатель Бибаева Е. П. Использование возможностей курорта при закаливании и оздоровлении ребенка в семье. Дата Форма прове.

Консультация «Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи» Роль художественной литературы как средство развития выразительности речи В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы Проблема.

Обучение дошкольников ПДД с использованием средств художественной литературы Обучение дошкольников ПДД с использованием средств художественной литературы. Знакомить детей с правилами дорожного движения надо начинать.

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству «Народные промыслы» Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге

Основным художественным средством искусства иллюстрации для детей является образное реалистическое раскрытие идей литературы и явлений жизни, смысла всего, что нас окружает. Оно опирается на образность детского мышления. Художник приходит к ребенку тогда, когда тот ещё не умеет говорить, и понять содержание книги ему помогает художник.

Сначала ребенок с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят африканский слон, море, самолет, спутник, ракета. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, олицетворенными.

Образ героя – один из самых важных моментов в иллюстрации для детей. В книге для маленьких художественный образ несет ребенку самые разнообразные понятия об окружающем его мире, служит первым мерилом жизненных явлений.

Создание художественного образа в иллюстрации для детей осуществляется с помощью комплекса специфических средств художественной выразительности графики - рисунка, цвета, композиции книжной страницы, макета книги в целом.

Цвет в детской книге – главный помощник художника. Он играет важную роль в процессе восприятия ребенком иллюстраций. Это связано с особой эмоциональностью детей, их повышенной отзывчивостью на цвет.

Сложность отношения детей к цвету ясно видна в их рисунках, где цвет выступает как способ различения предметов, выражения эмоции; нередко цвет выполняет и игровую функцию. Для художника, который обращается не только к цветовому восприятию, но и к «цветовому воображению» (определение С.Эйзенштейна) детей, важно, что это воображение управляется как впечатлениями зримого мира, так и эмоциональной реакцией на них, а также специфической игровой логикой ребенка. Задача художника – удовлетворить потребность законов цветовой гармонии. Приобщая детей к постижению законов цветовой гармонии, художник не только развивает их эстетические чувства, но и готовит своих зрителей к полноценному восприятию множества других явлений действительности.

Различными способами достигали сложной цветовой гармонии В.Лебедев, В.Конашевич, Ю.Васнецов и др. В.Лебедев предпочитает зрелищность, «парадный выход» цвета – открытого, яркого, насыщенного. Живое взаимодействие цветов, их борьба – все это происходит на глазах у зрителя. Рисунки к «Цирку» С.Маршака, выполненные в 1924г., - характерный пример лебедевского умения строить виртуозные цветовые композиции. В «Цирке» торжествует интенсивность цветов; художник вскрывает динамичную структуру пятна, стремящегося к противоборству с другим локальным пятном. Этот прием и создает ту динамику, которая пронизывает всю книгу. Рисунки производят впечатление нарядных красочных, между тем единственной по-настоящему «яркий» цвет – красный. Но цветовая ориентация книги так тонка и умела, что остальные цвета (серый, лимонно-жёлтый, зеленый, черный) звучат рядом с красным в полную силу.

Принцип В.Конашевича – принцип согласованности, сопоставления цветов. Художник обладает редчайшим умением «вселять» цвета друг в друга, заставляя во всех цветах звучать неуловимый, общий им всем, еле слышный оттенок, - и добивается с помощью этого приема единства цветового решения.

В иллюстрациях Ю.Васнецова удивительно точно определены пропорции реального и фантастического цвета; этот принцип равновесия имеет большое значение для верного восприятия книги. Цвет Васнецова «привязан» к предмету: волк у него серый, гуси- белые, лиса – рыжая. Кроме того, цвет его конкретен, прост, его легко назвать. Это в каком- то смысле цветовая азбука, помогающая ребенку осмыслить цвет и его значение.

Рисунок в детской книге существует на равных с цветом правах. Рисунок – это средство художественной выразительности, восприятие которого для детей – новая ступень в развитии. Именно рисунок делает книгу книгой, одновременно он является тем ограничением, которое накладывается на цвет законами книги и которое вводит цвет в систему книжного построения - макет.

Нельзя пройти мимо характерных признаков предмета: если в детской книжке нужно нарисовать, например, мяч, то он просто обязан быть круглым, так как это – основной его признак, для всех мячей общий. Такой общий признак есть у каждой группы предметов, но, отталкиваясь от него, художник наделяет предмет ещё и конкретностью существования в определенной среде.

Рисуя человека и стараясь передать характер персонажа или его душевное состояние, также следует иметь в виду и некоторые особенности детского восприятия. В книге постоянным и близким ребенку способом изображения и выражения проявлений душевной жизни, психологического состояния является жест, запечатленный момент движения.

Жест несет богатую смысловую нагрузку, но только жест наблюденный, острый и обобщенный до известного предела: в нем ценное живое зерно движения.

Особенностью рисунков для детей является их тесная связь с текстом, размещение их рядом с соответствующими строками. Особое внимание уделяется художественной доступности рисунка, что вызывается особенностями детского восприятия.

Специфической чертой детской книжной графики является выделение в иллюстрации самого основного, особая цельность и четкость композиции. Общие законы композиционного построения выражаются при этом более остро, подчиняясь особенностям детского восприятия, задачам детской книги.

В книге для маленьких детей специфично внешнее и внутренне оформление, требующее продуманности, стройности, занимательности решения, способного увлечь ребенка.

Макет книги объединяет все средства выразительности. Способы макетирования различны. Мастерски реализованная динамика книжной структуры рождает оригинальный пространственный и цветовой ритм книги. Типы макетов книжек для маленьких детей различны – от книжки – игрушки, книжки – образа, книжки – ширмы до книжки –тетрадки. Особые черты имеет и оформление детской книги. Нет необходимости сохранять в книге для детей всю структуру книги для взрослых (суперобложка, переплет, форзац, фронтиспис, титульный лист и т.д.).

Особый характер оформления – его наглядность, стройность, занимательность – отличает книжную графику для детей.


Информация о работе «Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций»




Как средство развития сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста После завершения намеченного плана работы по развитию сюжетных композиций в рисунках детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с иллюстрациями Ю.А.Васнецова, был проведен контрольный этап эксперимента. На данном этапе исследовалась эффективность использованных занятий формирующего...

В апреле 2010 года. В эксперименте принимало участие 16 детей старшей группы. 2.2 Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик...

Можно прочитать стихотворение об этом фрукте (ягоде). Игра заканчивается, когда все фрукты (ягоды) определены. В конце можно нарисовать любой из фруктов . 2. Формы работы детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с натюрмортом. В старшей группе продолжается работа по ознакомлению детей с натюрмортом, но уже на более сложном уровне. Детям предлагаются разные виды...

Вызывает в нас истинно художественное произведение, и, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию. 3. Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации. Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он...

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»