Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования Ф М Достоевский По одному из произведений русской литературы XIX века. Аргументы на тему: Доброта и жестокость в романе «Преступление и наказание

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Раскольников Родион Романович - бедный и униженный студент, главный персонаж романа "Преступление и наказание". Автором произведения является Достоевский Федор Михайлович. Для психологического противовеса теории Родиона Романовича писателем был создан образ Сони Мармеладовой. Оба персонажа находятся в юном возрасте. Раскольников и Соня Мармеладова, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией, не знают, что делать дальше.

Образ Раскольникова

В начале повествования читатель замечает неадекватное поведение Раскольникова. Герой все время нервничает, его - постоянная тревога, а поведение кажется подозрительным. В ходе событий можно понять, что Родион - человек, который одержим своей идеей. Все его мысли - о том, что люди делятся на два типа. Первый тип - это "высшее" общество, также сюда он относит и свою личность. А второй тип - это "твари дрожащие". Впервые данную теорию он печатает в газетной статье, которая называется "О преступлении". Из статьи становится понятно, что "высшие" имеют право не обращать внимания на нравственные законы и уничтожать "тварей дрожащих" для достижения своих личных целей. По описанию Раскольникова, эти бедные люди нуждаются в библейских заповедях и моралях. Новыми законодателями, которые будут управлять серой массой, можно считать "высших", Бонапарт является примером для таких законодателей. Но сам Раскольников по пути к "высшим" совершает поступки совсем другого уровня, даже не замечая этого.

История жизни Сони Мармеладовой

О героине читатель узнает из рассказа ее отца, который был адресован Родиону Романовичу. Мармеладов Семен Захарович - алкоголик, живет с женой (Катерина Ивановна), имеет трех маленьких детей. Жена с детьми голодают, Соня приходится Мармеладову дочерью от первой жены, снимает квартиру "по Семен Захарович рассказывает Раскольникову о том, что дочь пошла на такую жизнь из-за мачехи, которая упрекала ее в том, что она "пьет, ест и теплом пользуется", то есть дармоедка. Вот так живет семья Мармеладовых. Правда в том, что сама по себе она безответная девушка, не держит зла, "из кожи вон лезет", чтобы помочь больной мачехе и голодным сводным братьям и сестрам, не говоря уже о родном отце, который болен алкоголизмом. Семен Захарович делится своими воспоминаниями о том, как он нашел и потерял работу, как пропил мундир, который дочь купила на свои заработанные деньги, и как у него хватает совести просить у дочери денег "на похмелье". Соня отдавала ему последнее, никогда не упрекнув в этом.

Трагедия героини

Судьба Сони Мармеладовой схожа во многом с положением Родиона. Они играют в обществе одинаковую роль. Родион Романович живет на чердаке в убогой комнатушке. Как автор видит эту комнату: клетка маленького размера, приблизительно в 6 шагов, имеет нищий вид. Высокий человек чувствует себя в такой комнате дискомфортно. Раскольников настолько нищ, что дальше уже невозможно, но к удивлению читателя чувствует он себя хорошо, его дух не упал. Та же бедность заставила Соню идти на улицу для того, чтобы заработать деньги. Девушка несчастна. Ее судьба жестока к ней. Но моральный дух героини не сломлен. Напротив, в, казалось бы, нечеловеческих условиях Соня Мармеладова находит единственный достойный человека выход. Она выбирает путь религии и самопожертвования. Автор показывает нам героиню как человека, способного проникнуться чужой болью и страданием, будучи при этом несчастным. Девушка может не только понять другого, но и направить на верный путь, простить, принять чужое страдание. Так, мы видим, как героиня проявляет жалость к Катерине Ивановне, называет ее "справедливой, ребенком", несчастной. Соня спасает ее детей, потом жалеет умирающего отца. Эта, как и прочие сцены, внушают и сочувствие, и уважение к девушке. И совсем не удивительно, что потом свои душевные муки Родион разделит именно с Софьей.

Раскольников и Соня Мармеладова

Свою тайну Родион решил поведать именно Софье, но не Порфирию Петровичу. Она, по его мнению, была, как никто другой, способна рассудить его по совести. При этом ее мнение будет существенно отличаться от суда Порфирия. Раскольников, несмотря на свое злодеяние, жаждал человеческого понимания, любви, чуткости. Он хотел увидеть тот "высший свет", который способен вывести его из тьмы, поддержать. Надежды Раскольникова на понимание со стороны Софьи оправдались. Родион Романович не может идти на контакт с людьми. Ему начинает казаться, что все над ним издеваются и знают, что это сделал именно он. Прямо противоположна его видению правда Сони Мармеладовой. Девушка выступает за гуманность, человеколюбие, всепрощение. Узнав о его преступлении, она не отвергает его, а наоборот, обнимает, целует и говорит в беспамятстве о том, что "нет в мире никого беспощаднее теперь".

Реальная жизнь

Несмотря на все это, периодически Родион Романович возвращается на землю и замечает все, что происходит в реальном мире. В один из таких дней он становится свидетелем того, как пьяного чиновника Семена Мармеладова сбивает лошадь. Во время последних его слов автор впервые описывает Софью Семеновну. Соня была роста небольшого, ей было около восемнадцати. Девушка была худенькая, но хороша собой, блондинка, с привлекательными голубыми глазами. На место несчастного случая приходит Соня. на ее коленях. Она посылает младшую сестру узнать, где живет Раскольников, чтобы вернуть ему деньги, которые он отдал на похороны отца. Спустя время Софья идет к Родиону Романовичу, чтобы пригласить на поминки. Так она проявляет ему свою благодарность.

Поминки отца

На мероприятии возникает скандал на почве того, что Соню обвиняют в краже. Все решилось мирным путем, но Катерину Ивановну вместе с детьми выселяют из квартиры. Теперь все обречены на смерть. Раскольников пытается узнать у Софьи, будь ее воля, смогла бы она убить Лужина, человека, который несправедливо оклеветал ее, сказав, что она воровка. На этот вопрос Софья дала философский ответ. Родион Романович находит в Соне что-то родное, наверное, то, что их обоих отвергли.

Он пытается увидеть в ней понимание, ведь его теория является неправильной. Теперь Родион готов на самоуничтожение, а Соня - "дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала". Софья Семеновна полагается на свой нравственный ориентир, который для нее является важным и четким - это мудрость, которая описана в Библии как очистительные страдания. Раскольников, конечно, поделился с Мармеладовой рассказом о своем поступке, слушая его, она от него не отвернулась. Здесь правда Сони Мармеладовой - в проявлении чувства жалости, сочувствия Родиону. Героиня убеждала его пойти и покаяться в том, что он сделал, опираясь на притчу, которую изучала в Библии о воскрешении Лазаря. Соня соглашается на то, чтобы разделить с Родионом Романовичем тяжелые будни каторжной жизни. Так не только проявляется милосердие Сони Мармеладовой. Делает она это ради того, чтобы очиститься, поскольку считает, что нарушает библейские заповеди.

Что объединяет Софью с Родионом

Чем можно охарактеризовать Мармеладову и Раскольникова одновременно? Например, каторжники, которые отбывают срок в одной камере с Родионом Романовичем, обожают Соню, которая регулярно его посещает, но с презрением относятся к нему. Раскольникова хотят убить и постоянно подшучивают над ним, что не царское это дело "топор за пазухой носить". Софья Семеновна еще с детства имеет свои представления о людях и на протяжении всей жизни придерживается их. Она никогда не смотрит на людей свысока, имеет к ним уважение и сожаление.

Вывод

Хотелось бы сделать заключение, исходя из взаимных отношений главных персонажей романа. Какое значение имела правда Сони Мармеладовой? Если бы на пути Родиона Романовича не появилась Софья Семеновна со своими жизненными ценностями и идеалами, то его закончился бы очень скоро в мучительных муках самоуничтожения. Вот в чем правда Сони Мармеладовой. За счет такой завязки в середине романа автор имеет возможность логически завершить образы главных героев. Два разных взгляда и два анализа одной и той же ситуации придают роману убедительность. Правда Сони Мармеладовой противопоставлена теории Родиона и его мировоззрению. Известный русский писатель смог вдохнуть жизнь в главных персонажей и благополучно разрешить все самое худшее, что происходило в их жизни. Такая завершенность романа ставит "Преступление и Наказание" рядом с самыми великими произведениями, которые есть в списке мировой литературы. Каждый школьник, каждый студент должен прочесть этот роман.


Человеческая жизнь полна трудностей, с которыми мы сталкиваемся неоднократно. Реакция людей на проблемы бывает разной – некоторые становятся злыми и безразличными, а некоторые, наоборот, как бы тяжело им не было, стараются помочь окружающим, не теряют веры в людей, проявляя по отношению к ним сострадание. Согласно словарю Ожегова, сострадание – это жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем.

Это та черта характера, которой, к сожалению, могут похвастаться не все. Достоевский сказал: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования», попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

При размышлении над этим вопросом невольно вспоминается образ Сони Мармеладовой – одной из героинь романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Соня – бедная девушка из неблагополучной семьи, её отец постоянно выпивает, тратя на алкоголь все деньги, мачеха болеет чахоткой, а сводным братьям и сестре порой нечего есть. Понимая бедственное положение своей семьи, девушка решает начать жить «по жёлтому билету», то есть продаёт собственное тело.

Она делает это не из желания получить лёгких денег, красивой жизни, а из желания помочь своим близким, из величайшего чувства сострадания к окружающим. Соня обладает сильным характером и чувством самопожертвования, ведь именно она помогает Родиону Раскольникову, совершившему ужасное преступление, встать на путь истины. Она, не жалея себя, отправляется следом за молодым человеком на каторгу, чтобы помочь ему справиться с этим. Соня является воплощением сильного духом человека, готового помочь окружающим в любой ситуации, несмотря на своё положение.

В мире есть отзывчивые люди, готовые прийти на помощь в любой ситуации, не жалея себя, своего времени и средств. Это люди с «горящим сердцем», полные любви к окружающим, к миру, готовые жертвовать собой ради человечества. В литературе огромное множество произведений с такими героями. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» основан на повествовании различных легенд, одна из таких – о горящем сердце Данко, народ которого оказался в бедственном положении. Молодой цыган, пытаясь спасти своих родных, предлагает пройти через лес. Слабые люди во время пути стали падать духом, умирать. Они обвиняют Данко в том, что тот не знает дороги. Герой не отчаивается, и не на минуту не задумываясь, вырывает из груди своё горящее сердце, которое и осветило людям путь. Его поступок – удивительный, отважный, я бы сказала, героический. Данко не побоялся пожертвовать своей жизнью ради других людей, он чувствовал огромную любовь к окружающим, его действиями можно лишь восхищаться и брать их в пример.

Невольно напрашивается вывод, что человеческая жизнь невозможна без сострадания, самопожертвования, отзывчивости, поэтому я согласна с высказыванием величайшего русского писателя. Я искренне надеюсь, что люди станут менее равнодушными по отношению друг к другу и более отзывчивыми к окружающим.

Обновлено: 2018-01-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Милосердие и сострадание в романе "Преступление и наказание"

Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Л.Н.Толстой

Милосердие и сострадание.

Я хочу, чтоб жили лебеди,

И от белых стай

Мир добрее стал…

А. Дементьев

Песни и былины, сказки и рассказы, повести и романы русских писателей учат нас добру, милосердию и состраданию. А сколько создано пословиц и поговорок! "Добро помни, а зло забывай", "Доброе дело два века живет", "Пока живешь, творишь добро, лишь путь добра - спасение души", - гласит народная мудрость. Так что же такое милосердие и сострадание? И почему сегодня человек несет другому человеку иногда больше зла, чем добра? Наверное потому, что доброта - это такое состояние души, когда человек способен прийти на помощь другим, дать добрый совет, а иногда и просто пожалеть. Не каждый способен почувствовать чужое горе как свое собственное, пожертвовать чем-то для людей, а без этого не бывает ни милосердия, ни сострадания. Добрый человек притягивает к себе как магнит, он отдает частицу своего сердца, свое тепло окружающим людям. Вот почему каждому из нас нужно очень много любви, справедливости, чуткости, чтобы было что отдавать другим. Все это мы понимаем благодаря великим русским писателям, их замечательным произведениям.

Поистине милосердными и сострадательными людьми являются герои романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Появление романа "Преступление и наказание" явилось следствием обобщения писателем важнейших противоречий 60-х годов. Свое произведение Достоевский обдумывал 15 лет. Еще в инженерном училище будущего писателя интересовала тема сильной личности и ее прав. В 1865 году, когда Достоевский был за границей, оформляется замысел будущего романа. В основе первоначального сюжета - драматическая история семьи Мармеладовых, затем на первый план выдвинулась история преступления, а центральной темой стала тема нравственной ответственности. "Преступление и наказание" - идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету. В центре внимания писателя - страшная действительность России конца 19 века, с ее нищетой, бесправием, растлением и разобщением личности, задыхающейся от сознания собственного бессилия.

Главный герой романа, недоучившийся студент Родион Романович Раскольников, идет на страшное преступление - лишение жизни другого человека - под влиянием теорий, популярных среди молодежи 60-х годов 19 века. Родион - мечтатель, романтик, гордая и сильная, благородная личность, всецело поглощенная идеей. Мысль об убийстве вызывает у него не только нравственное, но и эстетическое отвращение: "Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..". герой задается вопросами: позволено ли совершать малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство? У Раскольникова доброе и сострадательное сердце, уязвленное зрелищем человеческого страдания. Читатель убеждается в этом, читая эпизод, в котором Раскольников блуждает по Петербургу. Герой видит страшные картины большого города и страдания людей в нем. Он убеждается в том, что люди не могут найти выхода из социального тупика. Невыносимо тяжкая жизнь бедняков-тружеников, обреченных на нищету, унижение, пьянство, проституцию и гибель потрясает его. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем свою собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, дает деньги на похороны Мамеладова, с которым был едва знаком. Но герой понимает, что он не сможет помочь всем, будучи простым студентом. Раскольников приходит к сознанию собственного бессилия перед лицом зла. И в отчаянии герой решается "преступить" нравственный закон - убить из любви к человечеству, совершить зло ради добра. Раскольников ищет могущества не из тщеславия, а чтобы действительно помочь людям, погибающим в нищете и бесправии. Милосердие и сострадание - вот те нравственные законы, которые подвигли Раскольникова на преступление. Герой жалеет всех: мать, сестру, семью Мармеладовых. Ради них он пошел на преступление. Герой хотел сделать счастливой свою мать. Она всю жизнь помогала своим детям, высылая сыну последние деньги, пытаясь облегчить жизнь дочери. Раскольников хотел избавить сестру, живущую в компаньонках у помещиков, от сластолюбивых притязаний главы помещичьего семейства. С Мармеладовым Родион встречается в трактире, где Семен Захарович рассказывает о себе. Перед Раскольниковым предстает пьяница-чиновник, губитель собственной семьи, который заслуживает сочувствия, однако не снисхождения. Его несчастная жена вызывает у Раскольникова жгучее сострадание, но и она повинна в том, что хоть и "в болезни и при плаче детей не евших", а послала падчерицу на панель…да и вся-то семья живет ее позором, ее страданием. Вывод Раскольникова о подлости людей выглядит неотвратимым. Одно только застряло занозой в сознании героя: а в чем виновата Соня, отдавшая себя в жертву ради спасения сестер и брата? В чем виноваты они сами - этот мальчик и две девочки? Ради этих детей и всех других Раскольников решается на преступление. Он говорит, что детям "нельзя оставаться детьми". Герой втолковывает испуганной Соне: "Что делать? Сломать, что надо, раз навсегда, да и только: и страдание взять на себя! Что? Не понимаешь? После поймешь… Свободу и власть, а главное - власть! Надо всею дрожащей тварью, надо всем муравейником!.." О каких страданиях говорит Раскольников? Наверное об убийстве. Он готов переступить через себя, убив человека, чтобы последующие поколения жили в ладу со своей совестью.

Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям.

В романе практически каждый персонаж способен сочувствовать, сострадать и быть милосердным. Сонечка преступает через себя для других. Чтобы спасти семью, идет на панель. У Сонечи находит любовь и сострадание, готовность разделить его судьбу, Раскольников. Именно Сонечке герой признается в своем преступлении. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого "пострадать", искупить свою вину перед Богом и людьми. Благодаря любви к героине и ее любви к нему Родион воскресает к новой жизни. "Сонечка, Сонечка

Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного "ненасытимого" сострадания.

Сестра Раскольникова, Авдотья Романовна, которая, по мнению Родиона, "скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает", собирается замуж за Лужина. Авдотья Романовна не любит этого человека, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата и матери.

В этом произведении Достоевский показал, что нельзя совершать добро, опираясь на зло. Что сострадание и милосердие не могут ужиться в человеке вместе с ненавистью к отдельным людям. Тут либо ненависть вытесняет сострадание, либо наоборот. В душе Раскольникова происходит борьба этих чувств, и, в конце концов, побеждают милосердие и сострадание. Герой понимает, что не сможет жить с этим черным пятном, убийством старушки, на совести. Он понимает, что он - "тварь дрожащая" и никакого права не имел на убийство. Любой человек имеет право на жизнь. Кто мы такие, чтобы лишать его этого права?

Милосердие и сострадание в романе играют значительную роль. На них строятся взаимоотношения почти всех героев: Раскольникова и Сонечки, Раскольникова и Дуни, Раскольникова и семьи Мармеладовых, Пульхирии Александровны и Раскольникова, Сони и Мармеладовых, Сони и Дуни. Причем милосердие и сострадание в этих отношения проявлялось с обеих контактирующих сторон.

Да, жизнь сурова. Многие человеческие качества героев подверглись испытаниям. Некоторые в процессе этих испытаний затерялись среди пороков и зла. Но главное то, что среди пошлости, грязи и разврата герои смогли сохранить, пожалуй, самые важные человеческие качества - милосердие и сострадание.

Сочинение.

Дабы не отходить от источника сей пророческой реплики, обратимся к одному из замечательных творений Ф. М. Достоевского «Идиот».
Главный герой романа – князь Лев Николаевич Мышкин – являет собой образец христианского сознания в представлении автора. Он бесконечно добрый, всепрощающий, тонко разбирается в людских душах. Однако окружающий героя мир далек от идеала. Мышкину не удается ни спасти от смерти Настасью Филипповну, ни уберечь Рогожина от совершения преступления, ни удержать Аглаю от опрометчивого шага. Однако сам Мышкин тоже не выдерживает тяжести мира и своей скрытой вины перед этими людьми. С иронией называя своего героя идиотом, в то время как задумывался роман «о положительно прекрасном человеке», автор подробно описывает социальную среду, в которую попадает персонаж. Его герои все как один – обуреваемые страстями грешники, не стоящие, по словам Аглаи, поднять платок князя Мышкина, – не будучи в силах разобраться сами в своих прегрешениях и страстях, тянутся к нему как к свету. Он чист душой. Он утешает всех, кто просто говорит ему, что хочет покаяться. Его отношение к Настасье Филипповне определяется в тот момент, когда он видит ее портрет: «Ах, кабы добра! Все было бы спасено», но, осознав, что она не добра, а наоборот, под чувством своей тяжелейшей вины сама готова глумиться над правыми и неправыми, он решает для себя, что она безумна. Она же не безумная, а скорее бесноватая, и, чтобы исцелить ее, нужен действительно Христос, а Мышкин при всей доброте и чистоте не обладает твердостью в борьбе со злом, в отречении от лукавого. Он не видит зла в мире, для него все люди добрые, все несчастные и все страдают. Достоевский считает иначе. Он помещает своего героя в мир склок, раздоров и грехов. Мышкину удается своим бескорыстием вернуть отчасти на тропу истины, пусть и на короткий срок, Ганю Иволгина, но этот поступок в целом не оправдывается.
По сути, сострадание проявляется, когда человек забывает о своих насущных, эгоистичных интересах и отдает все, что может, нуждающемуся ближнему. Если человек способен на такой поступок, значит, он уверен, что с ним ничего не случится, он не пострадает, потому что его бережет Господь, а тому, кто нуждается, действительно нужно помочь, поскольку он отворотился от Бога и не верит в его помощь. Сострадание у Достоевского неразрывно связано с верой, а что может спасти душу, если не вера. Таким образом, человек эгоистичный отступает перед человеком духовным. Страдает тело, душа же принадлежит Богу, а потому источник душевной муки писатель видит в духовной слепоте, в неспособности отыскать божественный промысел в событиях жизни. Эта неспособность идет от человеческого малодушия, отсутствия истинной веры, страха за что-то суетное, в то время когда душа мучается и страдает не находя в потемках истинного света. Сострадание, способность ощутить душой и отчасти принять на себя страдания другого человека, его душевные муки и тем самым отречься хотя бы на короткий миг от собственного эгоизма показывают силу человеческого духа, а что если не духовная организация определяет смысл человеческого существования. Так, князь Мышкин являет собой воплощенный смысл духовных исканий писателя. Другой вопрос, что окружение вычурно безобразно и любви от него хотят совсем не христианской, а это в понимании писателя тяжкий грех. Достоевский имел верные представления о духовной сути, но основной конфликт произведения – в желании быть чистым и грязи окружающей обстановки, которая в свою очередь лишает героев веры в свои силы что-то изменить. Они не могут исправить свою жизнь, но могут и в этой обстановке оставаться людьми – прощать, любить, сострадать. Именно это определяет писатель смыслом существования человеческого. Пробуждение духовной сущности является масштабным прорывом для его героев. При совершении этого пробуждения, вспоминании человека о своем предназначении, смысле своего существования происходит оправдание совершенных им доселе в помраченном сознании деяний. Он оправдывает и Раскольникова, и Рогожина. Страдание искупает вину формально, сострадание же, открытие духовной сущности возносят человека на новый виток развития. Он уже не будет прежним. Познавший сострадание отрекается от зла, его жизнь наполняется любовью, светом и благодатью. Именно этого так хочет Мышкин. Чтобы люди о совести вспомнили, о ближних помолились, врагов пожалели. И пусть у него мало что получилось, он жил не зря. Возвращенный из безумия в мир помраченных разумом, он вынужден был испить и свою чашу страдания. Видна связь страдания и безумия, ибо лишь безумный, отворотившись от Бога, начинает страдать, а пребывающий с Богом испытывает благодать и понимание божественного промысла, а не страдание. Чистое намерение князя Мышкина помочь людям заведомо оправдывает его существование, поскольку его сострадание им излечивает души и дарует силу от Бога.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

1. Объективная действительность в романе.
2. Нравственная чистота Сони.
3.Любовь Сони и Раскольникова.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является в какой-то степени великим учебником жизни. Где еще можно обнаружить подобный накал страстей, где еще герои обнажают все самые тайные уголки своей души и где так правдиво и сурово показана человеческая действительность.

Соня Мармеладова, одна из главных героинь романа, является, пожалуй, наиболее идеальным образцом самопожертвования и милосердия. Она не рассматривает людей с точки зрения интеллектуального мудрствования, для нее каждый живущий нужен и ценен для Бога, а значит, и для жизни. Возможно, как испытание ей дается любовь к человеку, чьи рассуждения в начале книги звучат прямо противоположно.

Родион Раскольников, нищий студент, доведенный своим незавидным положением до отчаяния, разрабатывает целую теорию, согласно которой, каждый в таком несовершенном обществе, так или иначе, является преступником. Мир несовершенен и жесток, а значит, каждый человек вправе диктовать ему свои условия, хватило бы жизненных сил и стойкости. В соответствии с этим происходит деление на «право имеющих» и «вошь». Как любой порывистый юноша, Раскольников стремится доказать, и прежде всего самому себе, что относится именно к категории сильных мира сего. Поэтому поступок Родиона нельзя считать действием спонтанным и необдуманным. Он вынашивает свою идею в течение нескольких недель. Подготавливая убийство старухи-процентщицы, молодой человек искренне уверен, что принесет этим только благо окружающим. В убийстве никчемной старухи проявляется бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Но часто жизнь вносит свои коррективы в ход событий: «Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть».

Избавляясь от невольного свидетеля, Раскольников убивает и родственницу старухи, а с нею и ее еще не рожденного ребенка. Молодому человеку невероятно везет: он практически незамеченным покидает место преступления. Родион так и не смог переступить через себя и воспользоваться вещами убитой им процентщицы, более того, ее душу начинают терзать сомнения, он вдруг понимает, что не сможет дальше жить с этим грузом. Ему нужно обо всем кому-то рассказать. Доверенным лицом выступает Соня, которая и верит, что только искреннее раскаяние поможет возлюбленному возродиться к жизни: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». Ругая себя за малодушие, Раскольников все же приходит в полицию с повинной. Убийство старухи и ее сестры полностью «отрезает» главного героя от прошлого. Новое осознание свершенного приводит к тому, что Родион, чувствуя себя самым жалким и ничтожным человеком на свете, не решается даже обнять сестру и мать при встрече. Соня Мармеладова является полной противоположностью Раскольникова. Ее образ вобрал в себя идею Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Жертвуя ради семьи своей девичьей честью и достоинством, девушка вынуждена торговать своим телом. Она не может по-другому прокормить свою мачеху и сводных сестер и брата. Пребывая в «грязи физической», она тем не менее сохраняет свою нравственную чистоту. Соня покорно смиряется со своей несчастной долей. Выпавшее ей страдание только укрепляет ее веру. Девушка уверена, что Бог не допустит, чтобы ее маленькие сестры подверглись той же участи. Здесь как нельзя сильно проявляется стремление, а главное готовность Сони к самопожертвованию. При этом ее душа и сердце не ожесточаются. Она не прячется в своей обиде на судьбу и открыта добрым людям и поступкам, возможно, еще более чем раньше. Девушка не отталкивает своего непутевого пьяницу-отца, из-за которого во многом именно так сложилась ее судьба, и даже иногда дает ему деньги. Она с жалостью относится к мачехе и ее детям, понимая, насколько тяжело им приходится в этом мире.

Соня готова протянуть руку всякому, кто обратиться к ней за помощью. Возможно, именно поэтому она так близко сходится с богобоязненной и безотказной Лизаветой, вместе с ней читая строки священных книг. Безусловно, окружающие не могут не заметить нравственную чистоту девушки. Именно поэтому так неистово заступается за Соню мачеха, когда Лужин обвиняет девушку в воровстве. Она, понимая всю низменность натуры несостоявшегося Дуниного жениха, заявляет о том, что он и мизинца ее не достоин. Катерина Ивановна, возможно, более других знает, на какую великую жертву пошла ее падчерица ради чужих детей, и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Раскольников, слушая рассказ своего случайного знакомого Мармеладова, заочно проникается к Соне сочувствием и симпатией. Даже у закоренелых преступников в остроге девушка вызывает только светлые чувства, хотя ничего специально и не делает для этого. Несомненно, она бесконечно далека от рассуждений Родиона о человеческой роли в существующем обществе. Она цельная натура и воспринимает окружающий мир как что-то гармонично единое, где каждое существо находится на своем месте. И над всем этим стоит только один судья и защитник — Господь. Она недоумевает, выслуживая рассуждения молодого человека: «Это человек-то вошь?»

Для нее человек — это создание Божье, и только Бог может распоряжаться его судьбой. Узнав о преступлении Родиона, девушка не обижается на него за смерть подруги, она проникается к нему сочувствием, видя, как тяжело этому человеку нести в своей душе такой грех. Соня, воспринимающая несправедливые законы этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище, жалеет молодого человека: «Что это вы над собой сделали?» Она упрашивает его пойти на перекресток, поклониться и покаяться в содеянном. По своей нравственной чистоте и доброте Соня не может оттолкнуть главного героя, поскольку чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Анализируя другие поступки молодого человека и веря, что Родион по сути своей человек не злой (отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника), Соня понимает, что ее новый знакомый просто запутался. А преследующая его идея — это что-то вроде болезни, которая, как любой другой недуг, рано или поздно обязательно пройдет. Девушка любит Раскольникова, и всей своей душой жаждет его выздоровления. Она чувствует, что, только раскаявшись, ее возлюбленный может обрести покой и гармонию в этой жизни. После окончания романа в эпилоге Достоевский кратко рассказывает читателям о дальнейшей жизни главных героев. Безусловно, внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за своим возлюбленным на каторгу. Родион долгое время не чувствует своей вины, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Его болезнь стала тем переломным моментом, который определил все его дальнейшее мироощущение и миропонимание. Серьезное душевное внутреннее противоборство происходило в Раскольникове, когда тот метался в бреду. Ему чудилось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Эти вредные существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, насколько они подвержены заражению, многие уже просто больны, считая свое мнение самым верным. Родиону казалось, заболевший сам начинает убивать, пожирать окружающих. Преодолев болезнь, молодой человек чувствует свое обновление. Его пугает весть о плохом состоянии здоровья Сони.

Он стремится увидеть ее. Убедившись, что девушке ничего больше не угрожает, Родион вдруг осознает, что любит ее. Он понимает, сколько страданий из-за него перенесла эта маленькая хрупкая девушка. В порыве нахлынувших чувств Раскольников бросается к ее ногам и плачет. К нему приходит и раскаяние за все содеянное, что приносит ему духовное облегчение, и позволяет возродиться к новой жизни. Немалая заслуга в этом именно Сонина. Ее самопожертвование и доброта принесли свои плоды.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»