Конкурс на лучший проект «Модельная сельская библиотека – центр местного сообщества. Публикации о модельных библиотеках в местной печати (2004 г.) Проекты по открытию модельных библиотек

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Модельная библиотека – это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии .

В 2002 году Министерством культуры России и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек на средства Региональной общественной организации «Открытая Россия», а также региональных и местных органов власти и спонсоров начал реализовываться проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

С 2009 года при поддержке ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)» Национальная библиотека Удмуртской Республики реализует проект «Создание модельных библиотек в Удмуртской Республике». В рамках проекта в 2009 году 2 сельские библиотеки получили статус модельных. Министерство Культуры Российской Федерации предоставило для каждой из библиотек компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 140 тыс. руб., оплатило обучения сотрудников библиотек работе с информационными технологиями, укомплектовало фонды новыми печатными и электронными изданиями на сумму 250 тыс. руб. Ремонт помещений библиотек и обеспечение пожарной и охранной безопасности осуществлялось за счет средств муниципальных бюджетов.

В 2011 году при поддержке республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010–2014 годы)» в рамках реализации проекта «Создание модельных сельских библиотек в Удмуртской Республике» на базе сельских библиотек была открыта 1 модельная библиотека. Библиотека получила компьютерное оборудование стоимостью 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 225 тыс. руб.

В 2012 году открылось еще 2 модельных библиотеки. Каждая получила компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 100 тыс. руб.

В 2013 году были открыты 2 модельные библиотеки – в Киясовском и Ярском районах. Каждая библиотека получила из средств РЦП 175 тыс. руб., в том числе 61 тыс. руб. на оснащение библиотеки оргтехникой и 114 тыс. руб. на пополнение фонда печатными и электронными изданиями.

МОДЕЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

[ Н.Т. Чуприна, кандидат педагогических наук, директор Белгородской государственной универсальной научной библиотеки ]

Говоря о модельных библиотеках, мы должны четко себе представлять о каких библиотеках идет речь.
Модельная библиотека – что это такое? Новый вид или тип библиотеки? Мы пришли к выводу, что модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является своего рода платформой для эффективного и качественного обслуживания населения.
Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.
На первом этапе он кардинально изменил материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники потребовало модернизации библиотечного пространства: были приобретены новая мебель, сделан ремонт, созданы условия для сохранности полученного оборудования. Преобразились интерьеры библиотек, были благоустроены территории библиотек.
Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки было для населения и власти важным и самым заметным результатом.
Проект преобразил фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состояли из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой почти 1000 экземпляров книг актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекло в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составила 5,6 раза.
А уже тот факт, что сельского библиотекаря, для которого самым главным методическим центром являлась районная библиотека, пригласили обучаться в Москве, а потом преподаватели из Москвы обучали его на месте, заложил в подсознание население и власти новый взгляд на библиотечную профессию и библиотеку.
Техническое и ресурсное обеспечение стало основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, изменило саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.
Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека стала востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.
Кроме того, библиотека стала полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.
Модельная библиотека стала центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.
То, что раньше нельзя было найти в фондах библиотеки, теперь можно разыскать с помощью Интернет. Около 60% всех запросов выполняется с помощью электронных технологий в режиме отдаленного доступа.
Например, в Великомихайловской библиотеке для администрации района была найдена информация о порядке проведения инаугурации главы районной администрации. Фермеру, обратившемуся с вопросом, где можно приобрести семена озимой пшеницы, библиотека предложила адреса хозяйств, которые занимаются селекцией.
Заочники, проживающие в сельской местности, всегда были обделены возможностью заниматься дома, так как литературы просто не было в фонде сельской библиотеки. Теперь с помощью электронной доставки документов они могут заказать необходимую литературу из фондов Белгородской государственной универсальной научной библиотеки. За полгода отдел МБА нашей библиотеки отправил в модельные библиотеки более 40 документов в электронной версии.
Все чаще учителя местных школ стали использовать библиотеку как площадку для проведения учебных занятий по биологии, истории, музыке и другим предметам, используя видеоиздания и СD-RОМы. Так, например, учитель биологии Новотаволжанской средней школы использует на уроках СD-RОМы «Энциклопедия животных», «Репетитор по биологии», видеоиздания по экологии («Экология. Охрана природы», «Экологические системы», «Секреты природы», «Увлекательная природа» и др.).
Таким образом библиотека стала видеообразовательным центром.
Модельные библиотеки стали центрами обучения населения работе с информационными технологиями.
На сегодняшний день в среднем 12% пользователей свободно, самостоятельно работают с текстовым редактором, электронными таблицами, занимаются с мультимедийными энциклопедиями, ищут информацию в Интернете и т.д.
Библиотеки, используя имеющуюся технику, создают собственные электронные базы данных. Так, в Гостищевской модельной библиотеке в электронном виде записаны история и современные хроники села.
Библиотека стала работать не только на читателей, но и на все население, стала многофункциональным социальным учреждением, необходимым всему местному сообществу.
Новые возможности библиотеки повысили ее авторитет в обществе и изменили приоритеты муниципальной социальной политики, так как библиотека стала первым сельским учреждением, уравнявшим возможности сельских жителей с городскими, в частности, в получении информации.
Работа над реализацией проекта позволила выстроить новую модель социального партнерства библиотек и власти. Предложение о создании модельных библиотек звучало не как просьба улучшить материально-техническую базу библиотек, а как приглашение участвовать в совместном проекте Министерства культуры Российской Федерации, Региональной общественной организации «Открытая Россия», Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и заставило посмотреть органы местного самоуправления на библиотеку как на делового партнера, а не как на просительницу.
Работа над проектом повлияла на региональную культурную политику. Очень важно, что проект «Создание модельных публичных библиотек на селе» стал известен всем руководителям районных администраций, руководству отраслевых отделов культуры и губернатору области. Идея создания модельных библиотек нашла поддержку с его стороны, в результате чего в областной целевой программе «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2003-2005 годы» предусмотрено создание в каждом районе не менее 3 модельных библиотек.
Еще раньше, до появления этой программы модельная библиотека у нас в области была создана в с. Скородное Губкинского района. Совсем недавно такие библиотеки были открыты в Прохоровском районе в с. Журавка и Яковлевском районе в с. Яковлево.
Таким образом, создание 5 модельных библиотек послужило своеобразным катализатором, ускоряющим процесс открытия подобных библиотек в других районах области.
Сам проект, мы считаем, находится только в начале пути. У него много перспектив.
Открытие в Грайворонском районе модельной библиотеки получило дальнейшее развитие. Здесь осуществляется проект создания территориальной информационно-библиотечной сети. Сегодня она включает 11 объектов. В 2004 году запланировано подключение к сети уже 15 учреждений.
Таким образом, модельные библиотеки практическими делами показали значимость библиотек, открыли возможности партнерского сотрудничества, тем самым, обеспечив себе перспективу развития.
А по большому счету, с точки зрения изучения библиотеки как социального института, реализация проекта дает возможность пересмотреть саму концепцию и философию библиотечного дела.

Приложение
Сравнение показателей работы Бессоновской модельной сельской библиотеки за 2001–2003 годы

Читатели


Посещения


Модельная библиотека — это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии.

Первые модельные библиотеки в нашей стране появились благодаря реализации в 2002 году федерального проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» Министерства культуры Российской Федерации и общественной организации «Открытая Россия». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

На базе двадцати сельских библиотек Белгородской, Рязанской, Самарской и Тверской областей опробовалась новая модель современной библиотеки универсального профиля, имеющей компьютерную технику и доступ в Интернет. Они и были названы модельными.

Проект по модернизации сельских библиотек Российской Федерации, меняя своё название, действовал и продолжает действовать сегодня. География проекта: Мордовия, Чувашия, Архангельская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Нижегородская, Новосибирская, Рязанская, Самарская, Тверская области. Лидерами проекта являются Чувашская Республика (500 сельских библиотек — модельные) и Белгородская область (182 модельные библиотеки).

В Чувашии Президентом республики Н. В. Федоровым было принято решение создать сеть модельных сельских библиотек. В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек — 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых...».

За 4 года были модернизированы все сельские библиотеки. В каждой центральной районной библиотеке было установлено не менее 5 компьютеров, сельской — по 1-2. Практически все районные библиотеки Чувашии получили доступ к всероссийской телекоммуникационной сети посредством высокоскоростного канала спутниковой связи.

В результате проведенного комплекса работ модельная библиотека получила возможность осуществлять свою деятельность в качестве многофункционального учреждения культуры. Второе лидирующее место в стране по количеству модельных библиотек занимает Белгородская область, из 646 муниципальных библиотек 182 модельных. Особенность работы по созданию модельных библиотек в Белгородской области заключается в том, что разработана Концепция модельной библиотеки, которая действует как модельный стандарт деятельности библиотеки этого статуса. На муниципальных уровнях приняты документы, регламентирующие основные требования к работе модельных библиотек. Федеральная Концепция модельной библиотеки, по которой статус модельной может быть присвоен только сельской библиотеке, получила в Белгородской области свое методологическое развитие. Принято методическое решение, согласно которому статус модельной может быть присвоен как сельской библиотеке, так и городской библиотеке-филиалу, а также детской сельской или городской библиотеке.

На Межрегиональном фестивале модельных сельских библиотек Приволжского федерального округа «Модельная сельская библиотека — окно в мир информации» (1-2 ноября 2011 года) заместитель Генерального директора Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» М. В. Новикова рассказала об основных этапах и тенденциях дальнейшего развития проекта «Модельные сельские библиотеки» Федеральной целевой программы «Культура России». Она отметила, что программа «Культура России» и один из её приоритетных проектов «Модельные сельские библиотеки» будут и дальше работать, но в 2012 году возникают проблемы с его финансированием. Предполагается, что финансирование будет осуществляться только с 2013 года. Говоря о развитии проекта и о состоянии модельных библиотек в регионах, М. В. Новикова сделала акцент на так называемом принципе «единого рывка», когда сначала при поддержке федеральных и муниципальных средств начинается активная работа, а потом, постепенно на местах всё затихает. Не везде проект получает поддержку муниципалитетов. Многое держится только на энтузиазме самих библиотекарей. Но качественные изменения возможны только в том случае, если проект будет носить системный характер


Модельные библиотеки Кировской области

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

Этой осенью Министерство культуры утвердило «Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки», призванный превратить не слишком посещаемые хранилища книг в современные социальные пространства. Каких конкретно перемен стоит ждать и в каком направлении движутся современные библиотеки - об этом The Village поговорил с дизайнером бюро KIDZ Егором Богомоловым, превратившим районную библиотеку им. Н. В. Гоголя в самый обсуждаемый читальный зал Петербурга, и одним из кураторов проектов в ней Анатолием Бузинским.

анатолий бузинский

куратор проектов в библиотеке, коммуникационное агентство «Код города»

Егор Богомолов

дизайнер бюро KIDZ

Библиотеки будущего?

Егор: С новым «модельным стандартом библиотек» история очень простая. Сотрудничать нам предложила Академия переподготовки работников искусства , культуры и туризма (АПРИКТ) и Министерство культуры. Смысловое наполнение шло не от нас: они сами разработали методологию, а мы должны были раскрыть её с помощью дизайнерского языка, создать что-то в духе библиотеки Гоголя. Ключевая идея - отталкиваться не от нужды расставить где-то книги, а от самого человека.

В итоге получилось три модели для разных масштабов помещений: 400, 700 и 1 100 метров квадратных. В этих пространствах ставятся акценты: в одном - на организацию мероприятий, в другом значительную роль сыграет коворкинг, в третьем маленькое пространство расширится за счёт гиперфункциональной мебели.

АНАТОЛИЙ: Даже если модель не будет реализована полностью, каждый библиотекарь может использовать какую-то идею. Например, подоконник может быть рабочим столом, а ярусная посадка - и местом для чтения, и релакс-зоной. Каким образом библиотекари о проекте узнают? Я скептически к этому отношусь, но надежда умирает последней: Министерство культуры должно выстроить коммуникацию со всеми библиотеками региона. В первую очередь этот проект - пример для местных властей: вот модели, которые рекомендуется реализовать. Но мы не смотрим так глобально, наша задача - преобразовать петербургские библиотеки.

Е: В 2016 году должна завершиться реконструкция библиотеки «Ржевской». Там появится гиперфункциональная мебель, которая делит пространство на зоны; закрытые пространства (где можно провести, например, урок иностранного языка) будут варьироваться с полуоткрытыми. Большая часть поверхностей, насколько это возможно, превратится в книжные полки. Есть привязки к контексту, к истории места. «Ржевская» занимается в основном краеведческой темой, и это будет отражено в дизайне.



А: В случае с «Ржевской» мы решили работать не только с внутренним наполнением, но и с внешней составляющей: рядом есть большая аллея и парк, в том же здании находится детская библиотека. Важно показать прохожим, что внутри библиотеки что-то происходит.

О библиотеке Гоголя в Петербурге

А: Первый шаг сделала сама библиотека, а точнее сказать новый директор Центральной библиотечной системы Красногвардейского района Марина Швец. Её инициативу поддержала администрация района. Финансирование проекта было самым обычным - то, что заложено в районный бюджет. Причём до нас уже была потрачена половина средств - на покраску стен и так далее. Всё дело в эффективном распределении денег и мотивации сотрудников.

Е: Мы отталкивались от того, что кругом всё такое серое и мрачное. Возможно, кое-где мы переборщили с цветастостью, но на тот момент мы всё сделали правильно. Даже пожилые посетители говорили: «Как у вас здорово!» Они не жаловались, что, мол, превратили библиотеку в Диснейленд, хотя, по идее, именно они должны быть самыми суровыми критиками.




Важно делать пространство, которое приспособлено к изменениям. Когда задаётся очень жёсткая функция, она со временем может просто отмирать. И всё - больше ничего не будет происходить. Есть несколько вещей в библиотеке Гоголя, которые используются не так, как мы планировали, но всё равно это удобно. Например, арт-холл, задуманный как площадка для творчества, сейчас воспринимается больше как детская зона, и это классно. Мы делаем пространство как можно более мобильным. Мы не можем предугадать, что в помещении будет через год, когда наполнение меняется даже в течение дня.

Книги - не главное

А: Когда мы открывали детскую библиотеку «Город», у нас был круглый стол, и кто-то из библиотекарей сказал: «Ой, а представляете, есть библиотеки, где нету книг! Это так ужасно!» Будучи модератором, я не мог оппонировать, но заметил, что всё зависит от потребностей аудитории. Если есть электронные базы и людям хочется не читать бумажную книгу, а делать в библиотеке что-то другое, то в этом нет ничего ужасного.

Е: Для меня библиотеки - это место коммуникации. Книгу ты можешь и дома почитать, в интернете много чего доступно. Речь идёт скорее о взаимодействии людей: не хватает мест, где они могут собраться, что-то обсудить, устроить своё событие - превратиться из потребителей пространства в его создателей. В Хельсинки, например, находится музыкальная библиотека, где очень мало книг, зато есть своя звукозаписывающая студия.

А: Могу сказать на примере библиотеки Гоголя, где я администрирую социальные сети. . Ко мне через день кто-то обращается: Филармония, Кирхе, экофестиваль, сейчас ещё хотят снимать телевизионную программу про книгу - и так постоянно. То есть запрос очень большой. Мне кажется, что библиотеки для Петербурга имеют особое значение. В Москве процесс городских трансформаций легче запустился в парках, а у нас из-за климатических и интеллектуальных условий, мне кажется, движущей силой должны быть библиотеки.

А: Со следующего года мы хотим запустить проект с главными книжными магазинами - чтобы в библиотеку поступали лучшие новинки. Недавно у нас была встреча с Татьяной Москвиной, и мы дополнительно закупали её книги, чтобы она подписала их. Вдвойне приятно читать книги, подписанные автором.

Е: Вместить абсолютно все книги невозможно в принципе, каким бы пространство ни было, - нужно как-то выбирать. У районных библиотек должна быть своя специфика. На этом нужно сделать и визуальный акцент. Получилось бы, что каждая библиотека отвечает за какую-то часть информации.



А: В Красногвардейском районе логично, чтобы у Библиотеки Гоголя были хорошие книжные фонды по урбанистике и дизайну. Раз так совпало, что она стала жутко стильной и молодёжной. В прошлом году мы получили премию «Открытие года» The Village, в этом «Собака.ру» дала премию за лучший дизайн-проект. Да, дизайн взял на себя очень большую часть, но меняются и сами библиотекари. Мы делаем много социальных проектов, люди сюда приходят и для своих нужд. Например, сидит шестиклассница и делает домашнее задание. Говорит: «Здесь же круто».

23 ноября была годовщина реконструкции - время подводить итоги. Около 60 % - это новая аудитория, а 40 % - ядро, которое уже было: бабушки и дедушки, приходящие за детективами и романами. Изначально нам важно было донести идею, что библиотеки меняются, что читать - это модно, интересно. Сейчас мы хотим увеличить посещаемость, в первую очередь за счёт мероприятий.

Государственные учреждения не открыты к инициативам. Попробуй прийти в какую-нибудь библиотеку и проведи там что-нибудь. Это то же самое, что прийти в ЖКХ и сказать: «А давайте мы сейчас лавочки поставим новые». А у библиотеки Гоголя другие принципы - мы абсолютно открыты. Мы понимаем, что это стратегически важно: чем больше будет у нас мероприятий, тем больше интересных и разных людей придёт и станет читателями. Сейчас, например, в библиотеке любой желающий может посетить художественную выставку о котах. Я не фанат котов, но они собирают 100 человек на открытии. Кроме этого, у нас были громкие международные события - например, турнир по дебатам или мероприятие в рамках Urban Week. Есть и наши инициативы, которые нам симпатичны, например «Урок литературы» с участием известных писателей.

О смелых библиотекарях

А: Библиотеки районов почти не взаимодействуют между собой. Единый читательский билет - это формальность. Конечно, это хорошо, что ты взял книгу в одном районе, а сдал в другом. Но библиотекам не хватает циркуляции информации, в первую очередь, о тех интересных и актуальных событиях, которые бывают в книжных залах. В этом библиотеки не отличаются от других пространств города, но им объединиться легче, чем каким-нибудь креативным коворкингам. Наше главное преимущество - то, что мы государственные, бюджетные и бесплатные для посетителей. Мне кажется, что библиотекари - самые смелые и инициативные из бюджетников. Взять, например, мелкие музеи - их не видно, не слышно. Про библиотеки же если и говорят, то, например, в связи юбилеем президентской библиотеки им. Н.Б.Ельцина. Но для кого она? Просто так с улицы туда не зайдёшь. Зато районные библиотеки не стоят на месте.




Сейчас к нам пришло осознание того, что вместе с культурными деятелями нужно брать библиотечную тему и поднимать её на новый уровень. К сожалению, пока это идёт на уровне администрации района или по инициативе снизу. В этом есть свои преимущества, потому что мы абсолютно открыты и свободны, но с другой стороны, если бы была поддержка города - как в Москве, - то многие задачи решались бы в семь раз быстрее. Для нас важно, что многие библиотекари на низовом уровне к нам обращаются за советом. В следующем году мы собираемся организовать обучение для всех сотрудников библиотек Красногвардейского района. Основные направления - связи с общественностью, организация событий и дизайн.

Текст: Александра Боровикова

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»