Понятие технологического образования. Мастер-класс «Технология проектной деятельности: метод проектирования "Зеркало прогрессивных преобразований"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

В XX веке человечество вступило в технологический этап своего развития. Используя различные технологические средства, человек начал активно создавать искусственный мир, свое предметное бытие.

На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире.

Проблема отчужденного человека стала рассматриваться в философии экзистенциализма (НА. Бердяев, А. Камю, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Марсель, Ж.П. Сартр). Это была реакция на кризис гуманизма, проявившегося в начале XX столетия. Проповедовался бунт как способ существования человека, обретения им свободы и смысла существования в мире, человеку было необходимо найти в себе силы жить в гармонии с природой и техносферой.

Технологическое развитие общества осуществлялось в два этапа. На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия (греч. techne - мастерство, искусство, kratos - власть) буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.

В начале XX века господствовали технократические философские теории, согласно которым техника и ее планомерное развитие сами по себе, независимо от других факторов, могут разрешать все социальные проблемы. Поэтому власть и управление в капиталистическом обществе должны перейти от собственников и политиков к инженерно-технической интеллигенции (технократии), выступающей якобы в виде главной движущей силы прогресса.

Технократические теории отразили возросшее значение науки и техники для производства и общества, но они недооценили роль таких факторов, как политика, культура, классовые и национальные интересы и др.

К началу 40-х годов XX века технократические философские теории потеряли свою актуальность.

Во второй половине XX века человечество вступило в научно-технологический этап развития. Появление новых технологий привело к тому, что в 1950-1990 годы мировое общественное производство выросло примерно в 7 раз. Создание вычислительных машин обусловило возникновение информационного мира и высоких, наукоемких технологий.

Еще в 70-е годы широко использовался термин «научно-техническая революция», в котором особо выделялась роль техники в ущерб технологии. Однако с появлением универсальной техники способы производства стали различаться своими технологиями, которые начали доминировать.

Страны, которые своевременно поняли приоритет научно-технологического способа производства, в настоящее время составляют мировое технологическое ядро (Англия, США, Франция, Германия, Япония, Южная Корея и др.), обеспечивают более высокое качество жизни своих сограждан за счет инвестиционного и инновационного развития. Они получают научно-технологическую и другие ренты. Государства, которые стоят на позициях развития только научно-технического прогресса, постепенно отстают в темпах развития. Это явление не обошло и Россию. Отсталые технологии во многих сферах производства явились причиной неконкурентности нашей продукции на мировом рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем для российской экономики присущ ресурсный способ производства.

Если раньше существенное внимание уделялось созданию техноградов, то в конце XX века достаточно активно развиваются технополисы, которых и мире уже насчитывается свыше 60, около половины из них приходится на Японию. Технополисы - это города новейших, высоких, наукоёмких технологий, но технология - это не только место, это состояние ума, философия перемен и творчества.

Академик П.Р. Атутов справедливо отмечает: "Сегодня человечество живет в условиях, когда уходит в прошлое индустриальный этап научно-технического прогресса с его экстенсивной, технократической идеологией (любой ценой получить максимальный результат). Новый - технологический - этап устанавливает приоритет способа над результатом деятельности с учетом ее социальных, экологических, экономических, психологических, эстетических и других факторов и исследований".

Эта культура зародилась в недрах антропологической культуры. Мир человека постепенно становился центром его внимания, сферой его достижений. Возникли новые представления об отношении к природе, новые средства познания, которые уже перестали быть просто посредником между мыслью и природой. Началось активное вмешательство человека в естественные процессы.

При характеристике технологического этапа общественного развития необходимо учесть два момента.

Во-первых, вмешательство человека в ход естественных процессов становится постоянным, принимает небывало широкие масштабы и необратимые последствия (поворот течения рек, мелиорация и ирригация земель, освоение космоса и др.). Во-вторых, среда обитания человека - Земля перестает быть неиссякаемым источником разнообразных ресурсов, неким "рогом изобилия". Укоренившееся в сознании "царя природы" потребительское отношение к миру все чаще становится причиной расстройства природного равновесия, в итоге оно может привести к окончательному его нарушению.

В технологической культуре человек осознает себя властелином всего сущего. Прежде недоступное человеческому разуму постепенно становится все более ясным. Утверждается представление о временном характере понятия недоступного, о наличии еще не познанных явлений и законов, которые будут открыты со временем.

Подкрепленная современными технологическими средствами (в том числе биотехнологическими) человеческая активность диффундирует в сфере действия еще не открытых законов природы.

Человек оказался способным заставить природу проявить действие некоторых из ее потенциально существующих законов. Сейчас он живет в условиях открытой инструментальной цивилизации, отдавая себе в этом отчет. Им созданы технологические "организмы" - системы взаимозависимых компонентов, действия которых направлены на достижение целей, поставленных их создателем.

Мощь и диапазон современных технологических средств - компьютеров, промышленных роботов, управляемых биотехнологических реакций или ядерных реакторов - не сопоставимы с их предшественниками. Они, с одной стороны, улучшают жизнь людей, а с другой - повышают ответственность человека за свои действия.

Для каждой универсальной культуры существует базовое, ключевое понятие: сверхъестественная сила (мифологическая культура), природа, космос (космологическая культура); человек (антропологическая культура).

Для современной - технологической - культуры таким базовым понятием является "технология".

Наиболее распространенным является утверждение, что слово "технология" происходит от греческого "techne" - искусство, мастерство, умение и "logos" - учение, наука. Таким образом, под технологией понимается наука о мастерстве, способах взаимодействия человека, орудий и предметов труда.

Ранее термин "технология" употреблялся только применительно к производственным процессам. Так, в словаре "Научно-технический прогресс" технология определена как "совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности".

Технология играла важную роль в развитии всех цивилизаций, но, несмотря на это, объектом теоретического анализа она стала относительно недавно. На рубеже XIX-XX веков философской мыслью стала изучаться одна из сторон технологии - техника как средство производства. Большинство исследователей и простых людей в англоязычном мире понимают технологию как технические объекты: машины, компьютеры, оборудование и т.п. Другие составляющие этого понятия (знания, качества человека, процесс преобразовательной деятельности) не изучаются, что приводит к искажению сущности технологии. Этот разрыв между сложностью понятия "технология" и узкой его трактовкой является одним из источников непонимания необходимости, целей и основ технологического образования, хотя с конца 80-х годов оно и стало составной частью учебных планов во многих странах мира.

В современных условиях, когда технология проникает во все области производственной и непроизводственной сфер экономики, пронизывает все формы жизнедеятельности человека (учебную, профессиональную, досуговую, управленческую, коммуникативную, игровую деятельность), есть основания утверждать, что технология является многоаспектным и многоуровневым понятием и должно изучаться философскими, психологическими, экономическими, педагогическими и другими науками.

В настоящее время можно говорить о всеобщности технологии, которая присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам: например, технология роста растений и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.

Поэтому технология - это, прежде всего, философская категория, обозначающая процесс преобразования единичного и особенного во всеобщее и наоборот.

С появлением универсальной техники технологии стали доминировать, а способы производства начали различаться своими технологиями. Технология является средством и критерием развития общества и человека, что показано на следующем рисунке.

Технологию можно рассматривать на различных уровнях, что видно из следующей таблицы:

«Технология» - это идеология перемен и творчества. Сейчас технологии становятся важнейшим фактором политического, социально-экономического и культурного развития общества и улучшения на этой основе качества жизни людей.Карачев А.А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство. - 2004. №4. Не случайно в развитых странах технологии обновляются через 2-3 года.

Техника и способ производства по своему происхождению являются порождением культуры, поэтому «технология» - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и творческой преобразовательной деятельностью человека. Она определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы. Технология как общекультурная парадигма, обеспечивает единство материальной и духовной культуры, взаимосвязь всех видов культуры (политической, правовой, нравственной, художественной и др.), а также обусловливает необходимость выделения универсальной культуры, которая связывает общество изнутри.

Взаимосвязь развития технологии, человека и общества

Технология Человек Общество

Технология имеет гносеологический аспект, который заключается в том, что она является всеобщим способом познания, обеспечивающим активность личности в «добывании» знаний, единство индукции и дедукции, теории и практики, логического и эмоционального, анализа и синтеза, опредмечивания и распредмечивания знаний, превращение знаний в убеждения в процессе познания, формирует личностный смысл обучения.

«Технология» как психолого-педагогическая категория является ключевым понятием в технологическом образовании, в котором основной познавательной единицей является проектная деятельность, то есть процесс проектирования и изготовления (с использованием научных знаний) качественных и оригинальных изделий, имеющих практическое применение.

«Технология» является универсальным способом преобразовательной деятельности. Она учит не выполнению отдельных операций (например, выпиливанию лобзиком), а формирует алгоритм этой деятельности, который включает в себя два основных компонента: процесс проектирования и процесс изготовления. Вариативный компонент преобразовательной деятельности составляют её этапы: выявление потребности, формулировка задачи, исследование, составление спецификации, выработка идей, планирование, изготовление, экономическое обоснование, маркетинг и т.д.

Таким образом, «Технология» - многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология» является, по меньшей мере, философской, социально-культурологической, гносеологической, психолого-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.

В личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Технологическая культура оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Во-первых, она предполагает наличие у человека системы технологических знаний, умений и личностных качеств.

Технологические знания включают в себя понимание базовых технологических понятий, представление о техносфере, способах преобразовательной деятельности, современных и перспективных технологиях производства и форм жизнедеятельности человека и др.

Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. К ним относятся умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности, быстро осваивать новые профессии и технологии, проектировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, проводить дизайн-анализ, пользоваться ЭВМ, осуществлять проектную деятельность, выполнять графические построения и др.

Технологически важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.

Технологическая культура формирует определенный (технологический) взгляд на мир и проявляется в технологическом мировоззрении. Под технологическим мировоззрением следует понимать систему технологических взглядов на природу, общество, человека и его мышление.

В его основе лежит глобальный, планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, социосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом должен сознательно поддерживать равновесие в мире.

Планетарная система получила толчок к развитию благодаря космической энергии, она имеет также открытый выход в космическое пространство. Графически эту систему можно представить следующим образом:

Нарушение планетарного равновесия может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому резко повышается роль человека как стабилизатора и гаранта поддержания этого равновесия. А для этого каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

Технологическое мировоззрение строится также на положении о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей, а также уровень технологической культуры человека и общества. И в то же время технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.

Современная технологическая эпоха резко обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.

Каждый человек должен быть специально подготовлен к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.

Это обстоятельство обуславливает необходимость осуществления технологического образования молодежи, предусматривающее формирование у учащихся технологической картины мира, эффективных способов преобразовательной деятельности, обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека с природной и технологической средой и улучшающей качество его жизни.

Составной частью технологической культуры является технологическое мышление.

Технологическое мышление - это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы. Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт.

Технологическое мышление характеризуется следующими особенностями.

1. Оно направлено не столько на познание окружающей действительности, сколько на изменение ее в интересах человека. Целевая установка здесь связана, прежде всего, с поиском ответа на вопрос "Как?", а не на вопрос "Что?". Такая установка более содержательна и созидательна, она направлена на создание нового объекта или придание ему новых инновационных качеств.

2. В технологическом мышлении знания должны носить комплексный характер и иметь гностический, изыскательный и преобразовательный аспекты.

3. В технологическом мышлении ведущее место отводится методам и средствам усвоения и применения нового учебного материала. Особое внимание должно уделяться таким современным методам поиска решения различных задач, как метод проектов, мозговой штурм, метод морфологического анализа и синтеза, метод сфокусированных объектов, функционально стоимостный анализ, игры, мыслительный эксперимент, дизайн изделий и др. Муравьев Е. В., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии.- Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, НМЦ «Технология», 2000.

4. Технологическое мышление предполагает сформированность таких умственных действий, как умение оценивать собственную деятельность и ее результаты на основе рефлексии, быстро переходить с одного уровня обобщения на другой, анализировать и прогнозировать экономические, экологические последствия, строить образ оптимального конечного результата этой деятельности.

5. Технологическое мышление должно быть проектным и представлять собой процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого человек использует технологические, технические, экономические и другие знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.

6. Технологическое мышление имеет две основных тенденции. С одной стороны, высокая скорость происходящих перемен способствует выработке мышления, направленного в будущее. Переход от технократического к технологическому мышлению - это революция в самом человеке.

Одновременно направленность сознания в будущее притупляет чувство ответственности человека за настоящее, поэтому необходимо постоянно повышать его технологическую культуру.

В условиях все возрастающего вмешательства человека в развитие естественных и социальных процессов вопросы этики обретают новое значение. Этика оценивает соответствие действий отдельного человека с точки зрения последствий этих действий для "этического партнерства". Раньше в роли "этических партнеров" выступали только другие люди. Сейчас круг таких партнеров заметно расширился.

В новых условиях создатели современных технических систем оказались не в состоянии предвидеть все последствия своих проектов, так как многие из них проявляются уже после смерти их авторов. Все это повышает ответственность создателей и потребителей технических систем за результат их деятельности, что требует формирования технологической этики.

Технологическая этика (техноэтика) - это система норм и принципов этического партнерства, которым должны соответствовать создаваемые техносистемы.

Технологическая культура связана с технологической эстетикой. Технологическая эстетика - это эстетическое отношение человека к средствам, процессу и результатам преобразовательной деятельности, которое выражается в дизайнерских знаниях, умениях и способностях преобразовывать технологическую среду по законам красоты.

Технологическая эстетика тесно связана с понятием дизайна. Дизайн (англ. design - чертеж, рисунок, проект) - творческая деятельность (и продукты этой деятельности), направленная на формирование и упорядочение предметно-пространственной среды, в процессе которой достигается единство ее функциональных и эстетических аспектов.

В настоящее время дизайн является одним из ведущих видов предметного художественного творчества наряду с архитектурой и декоративно-оформительским искусством.

Технологическая эстетика является теоретической основой дизайна. В свою очередь, она развивается на стыке ряда научных достижений: эстетики, искусствознания, социологии, эргономики (инженерной психологии), экономики, технологии производства и др.

Технологическая эстетика изучает эстетические аспекты конструирования как вида творческой продуктивной деятельности человека.

Приобретение комплекса дизайнерских знаний, умений и качеств является необходимым условием жизнедеятельности личности в условиях технологической среды.

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической средой.

Современная жизнь требует новой работы с содержанием образования. Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается: функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой технике, поиск в интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.. Требуется умение отбирать главное в море информации. Этому противоречит традиционное массовое восприятие процесса обучения: «все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания»

Актуальный вопрос сегодняшнего дня – внедрение новых ФГОС. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • ориентацию на результаты образования, цель которого – развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

Классическая система образования имеет традиционный взгляд: «Основная задача школы – дать хорошие прочные знания» А в соответствии с новыми Стандартами основной педагогической задачей становится – организация деятельности учеников: развитие способности к самоорганизации в решении учебных задач, прогресс в личностном развитии, умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий.

Достичь нового результата возможно, внедряя СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Используя современные педтехнологии учителю необходимо организовать деятельность учащихся.
Позиция учителя должна быть следующей: к классу не с ответом (готовыми знаниями, умениями, навыками), а с вопросом. Знания обучающихся должны стать результатом их собственных поисков. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Достичь этих целей можно, используя метод проектов.

Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника)

Если выпускник приобретает указанные выше навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни в современном обществе.

Учебный проект

Этапы работы методом проектов

1 этап – погружение в проект
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формулирует: Осуществляет:
проблему проекта личностное присвоение проблемы
сюжетную ситуацию вживание в ситуацию
цель и задачи принятие, уточнение и конкретизации цели и задач
2 этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
организовать группы разбивку на группы
распределить задания в группах распределение ролей в группе
спланировать деятельность по решению задач проекта планирование работы
возможные формы презентации результатов выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости каждый в соответствии со своим заданием и сообща
ненавязчиво контролирует консультируется по необходимости
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость «добывают» недостающие знания
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов готовят презентацию результатов
4 этап – презентация
Подводит итоги обучения: Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты понимание проблемы, цели и задач
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение умение планировать и осуществлять работу
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе найденный способ решения проблемы
рефлексию деятельности и результата
дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Наиболее значимым и важным является 1 этап проектирования – погружение в проект.
Это первый шаг в работе, именно этот этап чаще всего представляет наибольшую трудность и от его грамотного планирования зависит дальнейшая деятельность. Определить проблему поставить цель, конкретизировать задачи, спланировать мероприятия и прогнозировать результат помогает метод проектирования «Зеркало прогрессивных преобразований»

МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ

«Зеркало прогрессивных преобразований»

1. Постановка проблемы: рост заболеваемости СПИДом
Формулировка проблемы, темы и построение «дерева проблем» – причины нерешения проблемы

2. Причины:
(формулировка начинается с «не…», «нет…»)

Ситуация «плюс»

3. Цель проекта:

Цели – э то наиболее общие утверждения типа: создать дополнительные источники информации о СПИДе

4. Задачи – конкретные и поддающиеся измерению результаты работы Вашего проекта.

Задачи – это возможные улучшения ситуации, формулируются относительно причин «нерешения проблемы».

5. Мероприятия – те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов, для решения задач: как будет выполняться работа; какие потребуются устройства и оборудование; кто ответственные, чем будут заниматься исполнители;

  • Результат/продукт: создание источников информации о заболевании
  • Критерии результативности: сроки, финансирование, ответственные
  • Анализ ресурсов: достаточно ли времени для осуществления проекта, полное ли финансирование, источники информации, работники службы и т.д.

Задание: Рассмотреть пример проблемы «Низкий уровень результатов ЕГЭ» (работа в группах, рефлексия)

Список лтературы:

  1. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений/И.Г. Захарова. – М., 2005.
  2. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/А.В. Хуторской. – М., 2005.
  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под ред. В.С. Кукушина. – М., 2006.

СУЩНОСТЬ И СПОСОБЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слово "технология" происходит от древнегреческого "techne " - искусство, мастерство, умение и "logos " - учение, наука. Таким образом, технология буквально - наука о мастер­стве, искусстве.

К технологии как к науке могут быть применены различ­ные подходы.

Философский - технология рассматривается как мас­терство, искусство, как наука о преобразовании вещества, энер­гии и информации по плану и в интересах человека, включая необходимые для этого методы и средства. Можно выделить несколько способов анализа технологии: техника и человек - антропология, техника и природа - натуралистическая онтоло­гия, техника и бытие - онтология (понятия техники и техноло­гии иногда совпадают),

Межпредметный - технология как интегрированная об­ласть знаний о способах преобразования материи, энергии и информации в интересах человека. Она интегрирует знания ос­нов наук (физики, химии, биологии и др.), показывая их прак­тическое применение. Следовательно, образовательная область "Технология" - это прикладная область знаний;

Обобщающий - технология как наука о способах произ­водства в конкретных сферах человеческой деятельности;

Эмпирический - технология как наука о конкретных технологических процессах, как определенная последователь­ность производственных операций и действий, обеспечиваю­щих изготовление конкретных товаров и услуг (технология из­готовления космического корабля, пошива платья, изготовле­ния стола, приготовления салата и т.д.).

Под деятельностью понимается "специфический для че­ловека способ отношения к внешнему миру, состоящий в пре­образовании и подчинении его человеческим целям". Дея­тельность человека социально обусловлена и строится в соот­ветствии с законами объектов. Она определена предметом и в то же время с ее помощью предмет выделяется как отличный от нее. Поэтому человеческую деятельность К. Маркс назвал предметной. По своему содержанию деятельность есть произ­водство материальных и духовных благ, создание условий для развития общества и самого человека.

Преобразовательная деятельность - это специфический для человека способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его своим целям.

Преобразовательная деятельность может рассматриваться на различных уровнях:

Здесь явно проявляется действие закона перехода количе­ственных накоплений в новое качественное состояние. Можно сделать вывод, что энергия солнца, преобразуясь на Земле в форму неорганического и органического ряда веществ и преоб­разователей энергии и веществ, доходит до своего совершенст­ва - создания человека, как преобразователя вещества и энер­гии, преобразователя и накопителя информации. Именно ра­зумный Человек может стать спасителем Земли от ее разруше­ния избыточной энергией, он же может и усилить разрушение планеты Земля.

Генеральная цель технологии на мегауровне - познать за­коны, закономерности, средства преобразовательных процес­сов вещества, энергии в другие виды и создать такие оптималь­ные преобразователи, которые позволяют сохранять баланс вещества и энергии.

Эту сверхзадачу может выполнить только гуманная про­изводительная сила трудовой деятельности общества. "Следовательно, труд как созидатель потребительных стоимо­стей, как полезный труд, есть независимое от всяких общест­венных форм условие существования людей, вечная, естествен­ная необходимость: без него не был бы возможен обмен ве­ществ между человеком и природой, т.е. не была возможна са­ма человеческая жизнь" (К. Маркс).

Именно через труд, человек, человечество творит и пре­образует нашу естественную и искусственную среду.

В мегатехнологии осуществляется неоднократное, перма­нентное преобразование вещества, энергии и информации. От­метим, что:

Вещество в процессах преобразуется, переходя из одно­го состояния в другое, сохраняет свою массу и после преобра­зования (закон сохранения массы);

Энергия в процессах преобразуется из одного вида в другой, и общая сумма энергий до и после процессов сохраня­ется (закон сохранения энергии);

Информация порождается в процессе преобразования вещества и энергии, свидетельствует о формах и количестве преобразований и накапливается в соответствующих формах на носителях (человеческая память, технические устройства и др.) (закон накопления информации).

Технологии на макроуровне рассматривают преобразова­тельные процессы в различных сферах человеческого бытия (материальной и духовной культуры), отраслях м производств. На макроуровне можно выделить следующие виды технологий.

Технологии в производственных отраслях

Технологии в непроизводствен­ных отраслях

Универсальные технологии

Энергетические технологии. Тех­нологии метал­лургии. Техноло­гии машино­строения. Техно­логии строитель­ства. Технологии легкой промыш­ленности. Техно­логии сельскохо­зяйственного производства. Технологии пере­возки грузов. Технологии связи и др.
Педагогические технологии. Техно­логии проведения научных исследо­ваний Художест­венные технологии. Медицинские тех­нологии. Техноло­гии торговли. Тех­нологии бытового, художественного и информационного обслуживания. Тех­нологии перевозки пассажиров. Техно­логии управления (менеджмента) и др.
Технологии позна­вательной деятель­ности. Технологии трудовой деятель­ности и предпри­нимательства. Тех­нологии художест­венного и техниче­ского творчества. Технологии обще­ния Технологии игровой деятель­ности. Технологии досуговой дея­тельности. Инфор­мационные техно­логий и др.

Технологии на мезауровне - это технологии производства различных технических систем и устройств: станков, тракто­ров, холодильников и т.д.

Микротехнологии - это операционные и подетальные тех­нологии. Они предусматривают изготовление технических сбо­рочных единиц, выполнение различных технологических опе­раций: посев зерновых, фрезерование зубьев шестерен, выбор программы, приготовление блинов и т.д.

В каждой из этих технологий используются различные способы преобразовательной деятельности.

Способ преобразовательной деятельности - это совокуп­ность средств, методов и приемов преобразования материалов, сырья, энергии и информации. В зависимости от этих, средств, методов и приемов различают следующие способы преобразо­вательной деятельности.



Мыслительные и проектные способы используются при переработке информации, поиске наилучшего решения про­блем, выдвижении гипотез, разработке и выполнении проектов.

Механический способ охватывает такие технологические процессы, которые совершаются благодаря механическому воздействию на предмет труда. Например, резание, рубка, со­единение деталей винтами, прессование и т.п.

Химическим способом осушествляются технологические процессы изменения предметов труда за счет химических реак­ций (химическая, электротехническая промышленность, сель­ское хозяйство и др.).

Биологические способы характеризуются тем, что предмет труда изменяется под воздействием биохимических процессов, происходящих в живых организмах. Эти способы широко рас­пространены в ряде отраслей промышленности (пищевая, хи­мическая, легкая), металлургии и др.

Энергетические способы охватывают такие технологиче­ские процессы, которые осуществляются благодаря использо­ванию электрической, ядерной, световой и других видов энер­гии. Например, получение меди, алюминия путем электролиза и т.д.

Информационные способы предполагают использование в технологических процессах электронно-вычислительной тех­ники и информационной базы данных.

В ряде технологий используются комбинации рассмот­ренных выше способов.

Примерами комбинированных технологий могут служить генная инженерия, электромеханический метод нанесения за­щитных и декоративных покрытий на металлы, электрофизиче­ские способы обработки деталей и др.

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при изготовлении

какого-либо вида продукции в сфере производственной деятельности. (Большойэнциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Порохов. -М.: Советская энциклопедия. 1993.

Технология – это преобразующая деятельность, направленная на удовлетворение нужд и

потребностей людей, решение их проблем. Она включает процессы преобразования

вещества, энергии, информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и

общество, создает новый мир. Технология, как наука, изучает эту человеческую

деятельность. (М.Б. Павлова и Дж. Питт)

Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.

Признаки технологии (Т.В. Горбунова, В.А. Терешков, А.И Ракитов):

1. Системность

2. Научность

3. Интегративность содержания

4. Прогнозируемость и эффективность результата

5. Оперативность управления

10. Подходы к определению понятия «Технологическая культура». Роль в образовательной области «Технология» в формировании технологической культуры школьников.

Т.К:тех.мышление,тех.мировоззрение,изайн,образование,этика

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением.

Под технологической культурой следует понимать такую преобразовательную деятельность человека в материальной, духовной и социальной сферах, когда главным критерием оценки и применения им новых технологий и технологических процессов становится их способность обеспечивать гармоничное взаимодействие человека и природы, человека и общества, человека и человека.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности.

Личностный подход – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению.

Предметный подход- это освоенные учащимся в ходе изучения учебного предмета умения, формирование научного типа мышления и т.д.

Метапредметный подход- это освоенные обучающимся межпредметные понятия и универсальные учебные действия.

Метапредметный подход в образовании и соответственно метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка.

Острая необходимость внедрения метапредметного подхода в массовую образовательную практику связана с тем, что традиционные средства и способы педагогической работы не позволяют сделать обучение в школе адекватным уровню развития других сфер практики, в первую очередь промышленности.

Главные особенности метапредметов

1. Метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория… Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. На их основе могут быть выстроены учебные предметы нового типа – метапредметы.

2. Необходимо очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов. Собственно, это и позволяет грамотно переорганизовать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.

3. Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.

4. Многообразие методических форм и приемов, позволяющих в разы интенсифицировать работу на уроке

Итак, метапредметы нужны, во-первых, с точки зрения развития мышления и профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То есть они задают новые возможности для всех учащихся. Поэтому метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования.

Приоритетная роль образовательной области “Технология” заключается в подготовке учащихся к преобразовательной деятельности, жизненному и профессиональному самоопределению и адаптации к новым социально-экономическим условиям.

Предмет «Технология» обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний, умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

Важнейшими принципами развития и обучения школьников в образовательной области «Технология» являются:

1. Политехнический подход к формированию содержания технологической подготовки молодежи, ознакомление ее с современными и перспективными технологиями преобразования материалов, энергии и информации с привлечением экономических, экологических, предпринимательских и профориентационных знаний, овладение общетрудовыми усилиями и навыками, этикой трудовых отношений.

2. Овладение жизненно необходимыми технологическими знаниями и умениями, в том числе культурой труда, поведения и бесконфликтного общения.

3. Творческое и эстетическое развитие учащихся.

4. Профессиональное самоопределение и социально-трудовая адаптация молодежи.

Именно технология, как ни какая другая предметная область позволяет в полном объеме применять в практической созидательной деятельности знания, полученные на данном этапе обучения, потому что в основе стандарта обучения технологии обязательным является проектная деятельность. Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью и научно – техническим творчеством, учащиеся решают одновременно несколько задач, связанных с культурой труда, дизайна, потребительской, информационной, графической, экологической культурой.


Концептуальные аспекты технологического образования

школьников

В результате научно-технической революции второй половины 20 века наибольшее значение в развитии общества приобретает человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные, ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и самообразованию. Поэтому изменяется роль образования.

Общеобразовательная школа в начале 21 века призвана создать условия для развития способностей и познавательных интересов учащихся, процессуальных умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации. Существенная роль в решении этой задачи принадлежит общему технологическому образованию. Его основной задачей является подготовка учащихся к преобразовательной деятельности с использованием знаний из различных научных областей.

В современном понимании технология – это область знаний, методов и средств деятельности человека по созданию материальных и духовных ценностей. Такая деятельность включает преобразование материалов, энергии и информации в интересах человека и общества. Технология синтезирует знания, полученные другими науками, и вырабатывает новые идеи. Базовые понятия и знания технологии являются неотъемлемой частью культуры современного общества – технологической культуры.

Понятие культура включает в себя (как один из компонентов) человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения). Любая преобразовательная деятельность состоит из двух обязательных взаимосвязанных частей – проектной и технологической. Следовательно каждый работник должен в определенной степени владеть как технологической, так и проектной культурой.

Владение учащимися основами технологической культуры, на наш взгляд, предполагает понимание роли технологии в развитии человеческого общества, знание общих принципов, методов и средств преобразовательной деятельности, умения выполнять основные технологические операции. Проектная культура требует владения алгоритмом преобразовательной деятельности, методами и изобразительными средствами дизайна и графики, умениями выполнять конструирование и моделирование объектов.

Министерство образования включило в инвариантную часть базисного учебного плана российской школы новую образовательную область "Технология" (ООТ) вместо прежних предметов труд и черчение . С современных позиций цель преподавания ООТ – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и преобразовательной деятельности в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой. Область «Технология» призвана способствовать формированию целостной картины о мире технологий и профессий, освоению учащимися культуросообразной преобразовательной деятельности человека. Наиболее эффективно технологическое образование школьников осуществляется при использовании в преподавании ООТ метода проектов.

Метод проектов в преподавании образовательной

области "Технология"

В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Концепция образовательной области «Технология» (ООТ) предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьником учебного материала в процессе выполнения проектов. Проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся в познавательной и преобразовательной деятельности повышает мотивацию к учению, способствует развитию их интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем в будущей самостоятельной жизни.

Логика построения проекта соответствует общей структуре проектной деятельности . Проект учащегося включает следующие основные компоненты:

Определение потребностей: учащийся самостоятельно или совместно с учителем выявляет актуальную проблему, требующую разрешения;

Краткая формулировка задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;

Исследование и анализ: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;

Выработка требований: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;

Первоначальные идеи: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;

Выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование);

Изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;

Проверка и оценка: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.

Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию и благоустройству окружающей среды. Умения работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Наиболее важными результатами выполненных учащимися проектов являются: освоенные в ходе проектной деятельности знания и умения, развитые личностные качества и способности школьников, реализованный на практике объект проектирования (изделие, услуга, мероприятие), оформленное описание проекта (дневник проектирования или проектная папка (Приложение 1)).

Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии (таблица 1).

Виды проектов учащихся Таблица 1

Критерии

Виды проектов

Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);

Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);

Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)

включенность проектов в учебные планы

Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)

Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);

продолжительность выполнения проекта

Мини-проекты, (несколько недель);

Средней продолжительности (несколько месяцев);

Долгосрочные (в течение года)

количество участников проекта

Коллективные,

Индивидуальные,

Групповые

Организация обучения на основе метода проектов предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива . При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.

Тематика проектных заданий должна быть достаточно широкой и разнообразной, чтобы охватить возможно больший круг учебных вопросов и учесть интересы учащихся. Организуя учебное проектирование, учитель должен уметь осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. для этого нужно использовать различные по уровню сложности проектные задания.

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить свой творческий потенциал, разнообразить организационные формы проведения занятий, применять на них не только традиционные методы обучения, но и эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. Занятия по учебному проектированию можно организовать в виде игры, используя ассоциативные методы поиска решений: метод мозгового штурма, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др. Учителю не следует предлагать учащимся наилучший вариант решения проблемы. Он должен создавать условия для творческого и успешного осуществления работы учащихся над проектом, постоянно стимулируя их интерес к проектированию.

Педагогическое проектирование в профессиональной деятельности

учителя технологии

Рассмотрение процесса обучения на основе метода проектов как взаимодействия формирующейся личности и пространства ее деятельности в социальной среде, определяющего настоящий и будущий опыт учащегося, предполагает проектирование учителем условий и способов такого взаимодействия. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что усвоение учащимися новой информации в процессе проектной деятельности происходит в сфере проблемной неопределенности. Поэтому возникает необходимость проектирования и организации учителем этой деятельности учащихся. Эти процессы в педагогике связывают с педагогическим проектированием.

Использование понятия "проектирование" к образовательной сфере, его адаптация к новой среде, трансформация в понятие "педагогическое проектирование" связано с решением целого ряда методологических проблем, поскольку влечет расширение терминологического пространства науки, пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, необходимость их соотнесения между собой и т. д. Педагогическое проектирование и его приложения исследовались в работах, -Бек, и др. Однако несмотря на интенсивные поиски ученых в целях создания единой теории, пока остаются мало изученными вопросы терминологии данной проблематики, ее содержательного наполнения.

Анализ существующих исследований свидетельствует о расхождениях в толковании термина " педагогическое проектирование " и о его использовании в контексте педагогики.

В технической отрасли знаний (М. Азимов, В Гаспарский, Дж. К. Джонс, Я. Дитрих, П. Хилл и др.) проектирование традиционно понимается как подготовительный этап производственной деятельности. Оно предназначено для решения актуальной технической проблемы, основу которого составляет изобретение; содержание проекта определяется ценностными ориентациями; в процессе проектирования моделируется некоторый объект действительности; итговый проект приспособлен к массовому производству.

В педагогической области существуют различные варианты трактований педагогического проектирования: деятельность, направленная на разработку и реализацию образовательных проектов, под которыми понимаются оформленные комплексы инновационных идей в образовании, в социально-педагогическом движении, в образовательных системах и институтах, в педагогических технологиях (); предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов (-Бек)и др.

Проектирование требует синтеза различных знаний: педагогических, психологических, философских, социологических, экологических, медицинских, правовых, технических, информационных и др. Обращение к ним вызвано колоссальной ответственностью не только за технологическую сторону образовательного процесса, но и за жизнь и психическое состояние людей, участвующих в реализации данного проекта. Если для технического проекта можно перечислить и описать все элементы, конструктивные узлы и условия, обеспечивающие его внедрение, то для педагогического проделать такую работу бывает крайне трудно в силу многофакторности педагогических явлений и индивидуальных особенностей людей как субъектов его реализации. Педагогические проекты более гибки по сравнению с техническими и в отличие от них имеют некоторый резерв для коррекции некоторых конструктивных элементов.

В современной педагогике проектирование рассматривается в двух аспектах как "идеальная" (мыслительная) деятельность и как деятельность, связанная с реализацией замысла. Первая из них включает в себя целеполагание, планирование, конструирование, моделирование и прогнозирование (), вторая – организацию взаимодействия (субъектов проектирования между собой, с объектами и средой), диагностику, анализ результатов и коррекцию проектов (-Бек). Поэтому проектная деятельность учителя заключается в разработке и реализации в учебном процессе педагогических проектов (системы планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения поставленных целей).

Главной составляющей методологии проектировочной деятельности является технология проектирования, его логика и этапность. Деление на этапы (шаги) в педагогическом проектировании может быть различным, прежде всего это зависит от того, что является объектом проектирования, характера и уровня его сложности. На наш взгляд разработка любого педагогического проекта требует осознанной организации процесса, определенной логики действий, которую в обобщенном виде можно представить в следующем виде: замысел ® реализация ® рефлексия.

Наиболее важным объектом педагогического проектирования в преподавании ООТ является процесс обучения на основе метода проектов. Последовательность проектирования этого объекта, на наш взгляд, можно наглядно представить в виде схемы-алгоритма, содержащего три этапа: проектировочный этап, этап реализации педагогического проекта, аналитический этап (схема 1).

Выполняя педагогический проект, учитель проходит все этапы проектно-преобразующей деятельности от идеи до ее реализации и оценки. Проектный этап начинается с процесса целеполагания. Затем проводится начальная диагностика развития учащихся для оценки их индивидуальных особенностей, уровня развития качеств личности, степени сформированности знаний и умений. С учетом выбранных целей в соответствии с государственным стандартом и программой области "Технология", а также данных начальной диагностики производится отбор содержания обучения, осваиваемого школьниками в процессе учебного проектирования. Во время планирования учитель оценивает имеющиеся ресурсы (время, методическое, дидактическое и материальное обеспечение, собственные способности и умения и т. д.) и возможные педагогические ситуации, предусматривает контроль за выполнением проектов учащимися и разрабатывает в итоге календарно-тематический план


В конце первого этапа учитель оформляет разработанные дидактические и методические материалы и подготавливает материально-техническую базу.

На этапе реализации педагогического проекта учитель организует проектную деятельность учащихся – проводит консультации, упражнения, обучение новым приемам работы, контроль и оценку деятельности школьников, текущую диагностику, организует их самоанализ и рефлексию. Осуществление этого этапа происходит в процессе педагогического взаимодействия учителя с учащимися и их родителями, учащихся между собой. В конце этапа проводится заключительная диагностика развития учащихся. Они представляют на защиту объекты проектирования и оформленные проекты. Итоговая оценка за выполнение проекта выставляется учителем с учетом промежуточных оценок деятельности учащихся, качества выполнения объекта проектирования и описания проекта, освоения алгоритма проектирования, оригинальности проектных решений, самостоятельности, а также самооценки учащегося.

На аналитическом этапе учитель проводит анализ разработанного педагогического проекта, его реализации и достигнутых результатов. При этом следует определить соответствие результатов поставленным целям, оценить развитие личностных качеств и способностей учащихся. Необходимым компонентом деятельности учителя на III этапе является рефлексия – самоосмысление и самоанализ педагогического проектирования. По результатам анализа корректируется разработанный проект с целью его совершенствования.

Таким образом, проектировочная деятельность учителя технологии является самостоятельной деятельностью, со своим особым объектом – процессом обучения на основе метода проектов. Вместе с тем, мы считаем, что педагогическое проектирование, с одной стороны, является ведущим процессом в структуре деятельности учителя по реализации метода проектов в обучении и с другой - выступает важным условием осуществления этой деятельности.

Литература:

1. Безрукова. Проективная педагогика. Учебное пособие. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996, 344 с.

2. Заир-Бек педагогического проектирования. Учебное пособие. – С.-Пб., 1995, 234 с.

3. , Петряков проектов в преподавании образовательной области «Технология». Методическое пособие. – Великий Новгород: НРЦРО, 1999 – 88 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»