План конспект экскурсия в краеведческий музей. Конспект экскурсии в краеведческий музей с детьми подготовительной группы

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

находим.

КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми подготовительной группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Новохоперска;

Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

Город Новохопёрск ведет свое летописание с середины 17 века, когда в Прихопёрье были образованы казачьи городки: Пристанский, Беляевский, Григорьевский. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина в городке Пристанский сосредоточился повстанческий отряд разинского атамана Никифора Чертка. С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу царя Петра 1 было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии, это положило начало созданию русского военно-морского флота. Одна из судоверфей располагалась на реке Хопер Пристанского городка.

В 1710 году по указу Петра 1 на месте Пристанского городка основывается военная крепость. С этого времени начинается летоисчисление города Новохопёрска.

С 1779 года город Новохопёрск становится уездным центром. На гербе изображалась река в зеленом поле с надписью "Новый Хопёр". В период с конца 18 до середины 19 века город жил тихой размеренной жизнью, типичной для России этого периода. В период крымских войн в Новохопёрске был сформирован Хопёрский казачий полк, отличившийся в боях с турецкими войсками на Балканах. Последние десятилетия 19 века - годы интенсивного строительства и обновления города Новохопёрска. Развивается судоходство по реке Хопёр, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба. В 1866 году из Михайловской станицы в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка. Воздвигались православные храмы, строились промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения. Воскресенский собор воздвигнутый в 1861 году, построен на средства купца В М. Степанова по типу проектов церквей архитектора К. Тона. действует и поныне.

В 1895 год - была проложена железная дорога Валуйки - Поворино, прошедшая через Новохопёрск. 20 век принес с собой огромные изменения в жизни России. Революции 1905, 1917 годов, первая и вторая мировые войны прошли кровавыми тропами по истории Новохопёрского края, но именно эти годы стали и знаменательными В разное время с 1900 по 1920 годы Новохопёрский край посетили известные люди: художник С.Петров-Водкин, композитор С.В Рахманинов, писатели Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, им здесь был собран материал для романа "Чевенгур".

открывается мемориал-комплекс посвященный 30-летию Победы, Аллея Героев к 55-летию Победы. Начиная с середины 20 века район и город развиваются и расширяются.

На территории района действуют ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из крупнейших в России Елань-Коленовский сахарный завод, завод растительных масел, молокоперерабатывающий завод, два спиртовых завода, консервный и ремонтно-механический заводы. Продукция предприятий нашла своих потребителей, высоко оценена на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время на территории района проживают более 50 тысяч человек. Природа Прихопёрья славится своей первозданностью. Реки края Хопер, Савала, Елань, Татарка признаны экологически чистыми в России. Хопёрский государственный заповедник славится своей уникальной флорой и фауной далеко за пределами России. Гостям края предоставляется прекрасная возможность: полюбоваться чудесными пейзажами, увидеть красоту Прихопёрья, познакомиться с достопримечательностями края.

Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела

Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей ). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.

У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти . Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки) , короба, головные уборы.

Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

В годы Великой Отечественной войны более 8 тысяч новохопёрцев встали на защиту государства. 13 новохопёрцев стали Героями Советского Союза. В 1943 году в Новохопёрске формировалась отдельная чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы. В послевоенный период на территории Новохопёрского края открываются памятники и мемориальные доски основным историческим событиям, в 1924 году на ст. Новохопёрск устанавливается первый в области памятник В.И. Ленину отлитый на ремонтно-механическом заводе Новохопёрска, в городе создаются Советско-чехословацкий и краеведческий музей, Благодаря акции « Бессмертный полк» в музее появилась стена памяти с фотографиями солдат защищавших нашу Родину!

На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Что вы видели в музее?

Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.

ЭКСКУРСИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»

Евтухова О.А.

Мария Абрашина
Конспект занятия «Экскурсия в музей» (старший дошкольный возраст)

Конспект занятия «Экскурсия в музей »

Старший дошкольный возраст

Задачи :

* Обучающая : учить передавать эмоциональное состояние, свое настроение; упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета. Учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет.

* Развивающая : развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей , выставка) . Развивать творческие способности, музыкальный слух; развитие эмоционально-чувственной сферы детей.

* Воспитывающая : воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Цель :

Ознакомление детей с историей и культурой русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства;

Создание единого образовательного пространства «Детский сад – семья» ;

Получить радость от совместного творчества, танца;

Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом; дать представление о других народных промыслах (хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ;

Учить создавать композицию, развивать творческое воображение, чувство ритма;

Упражнять в чтении стихотворений, развивать силу голоса, тембр речи, постановку ударений;

Развивать музыкальный слух.

Материал для занятия :

Силуэты деревянных изделий;

Образцы узоров;

Фрагменты городецкой росписи;

Дидактическая игра «Собери картинку» ;

Демонстрационный материал народно-прикладного искусства;

Деревянные расписные изделия;

Игра «Весёлый – грустный»

Предварительная работа : экскурсия на выставку , знакомство с историей народных промыслов; сбор информации о промыслах; разучивание стихотворений по теме; показ детям иллюстраций, репродукций, связанные с темой; показ образцов народного прикладного искусства, детские рисунки, провести беседу, дидактическую игру «Узнай по описанию» . Самостоятельное изготовление заготовок для коллективной работы. Анкетирование родителей.

Итоговый предварительный результат : Дети знают историю и культуру русского народа через произведения устного народного творчества и народно-прикладного искусства; знают характерные особенности и различия народных промыслов (городец, хохлома, гжель, филимоновская игрушка, дымковская) ; Знают стихотворения по теме; получают радость от совместного творчества;

Анкета для родителей.

Уважаемые родители, подчеркните (или напишите) ответы на следующие вопросы.

Ф. И. О. ребёнка___

1. Сколько детей воспитывается в семье?___

2. Имеется ли у ребенка, посещающего детский сад, своя комната или игровой уголок?___

3. Наличие в игровом уголке художественной литературы и произведений народного фольклора?___

4. Название русских народных сказок, стихов, которые знают ваши дети___

5. Ежедневно ли вы читаете своему ребенку? В какое время дня___

6. Обращаете ли вы внимание ребенка на яркие иллюстрации книг, их содержание и смысл. Задает ли ваш ребенок вопросы после чтения или рассматривания книжек. ___

7. Как часто вы покупаете художественные книги своему ребенку?___

8. Считаете ли вы важным для своего ребёнка привития любви и бережного отношения к книгам или предпочесть купить компьютер и смотреть телевизионные передачи?___

Ход занятия

Слава русской стороне!

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня в зал!

А давайте проверим у кого какое настроение? Помогут нам вот эти кружки, берите кто какой хочет. Проводится игра «Весёлый-грустный» .

Давайте посмотрим какие цвета вы выбрали (рассматривают и подытоживают обсуждения)

Так что же такое комплимент?

А теперь закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете?

А теперь закрасьте все белой. Каким цветом было труднее закрашивать? А вам бы хотелось, чтобы мир вокруг вас был черно-белым?

Правильно, вас окружает красивый, разноцветный мир, красивые вещи.

Дети, а кто мне подскажет, где хранятся красивые редкие вещи?

Правильно, в музее .

Ребята, сегодня утром придя на работу, я на своем столе увидела что! (показываем большой конверт) . На нем написан адрес нашего садика и указано : «Детям старшей группы № 1 » от директора музея . Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе. Хотите посмотреть, что в этом письме? Кто может его прочесть?

«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея . Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий».

Воспитатель : но для… (ответы детей : экспозиции) не хватает… (ответы детей : экспонатов) . Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».

Дети : да!

Игра «Собери картинку» .

Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись? (Ответы детей : Городецкая роспись.)

По каким элементам вы догадались?

Но мы ещё знаем стихотворения об этом народном промысле : чтение стихотворения «Городец» .

Есть на Волге город древний,

По названью – Городец.

Славится по всей России

Своей росписью, творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают!

Сейчас я вам загадаю загадки, а вы найдите эти элементы на сенсорной решетке.

1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон) .

2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка) .

3. Словно чудо тут и там распускается … (розан) .

4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка) .

Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Ну а теперь мы вместе с родителями составим композицию по мотивам Городецкой росписи. В зале на полу, под музыку выкладывают коллективную композицию по образцу.

Ребенок :

Ох, Россия, ты Россия,

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Воспитатель :

Все работы хороши,

А мы спляшем от души!

Танец «Самовар»

Воспитатель : Но не только Городецкой росписью славится наша Россия. В музее есть ещё один зал и о нём мы сейчас расскажем :

(Ребенок показывает дымковскую игрушку или трафарет и читает стихотворение)

Кони глиняные мчатся

На подставках что есть сил!

И за хвост не удержаться

Если гриву отпустил!

Вот индюк нарядный

Весь такой он складный

У большого индюка

Все расписаны бока! (Филимоновская игрушка)

Синяя сказка - глазам загляденье

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая гжель!

Как волшебница Жар-птица

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица

Золотая хохлома!

Посуда наша – для щей, для каши

Не бьётся, не ломается,

Порчи никакой не подвергается! (хохлома)

Воспитатель : Украшением русского стола был самовар.

Сверху пар, снизу пар –

Кипит русский самовар!

С чая лиха не бывает!-

Так в народе говорят.

Чай здоровье, всякий знает,

Пей, хоть пять часов подряд!

Тары-бары, тары-бары-

Выпьем чай из самовара!

Слышится кашель, входит Лесовечок

Здравствуйте ребята! (кашляет)

Воспитатель : Лесовичок, что ты заболел?

Лесовичок : да вот простудился, а весна всё не приходит. Услышал, что у вас тут чай из самовара наливают, решил зайти погреться.

Воспитатель : Пей, грейся!

Лесовичок : ох хорошо, и кашель прошёл. Чай – здоровье, каждый знает. А может вы мне, ребята, и весну поможете позвать!

Дети : Да!

Солнышко! Солнышко!

Красное ведрышко!

Выгляни из-за горы

Да до весенней поры!

Жаворонки! Прилетите!

Холодную зиму унесите,

Тёплую весну принесите!

Выходит ребёнок – солнышко :

Видело я, солнышко, красную весну!

Видело я, ясное, свою сестру!

Воспитатель : и правда теплее стало!

Лесовичок : ой спасибо, согрели меня. А за это я вам тоже подарочки сделаю, да вот беда слова волшебные забыл.

Воспитатель : а мы тебе Лесовичок поможем

Ой ты, печка – сударыня,

Помоги нам, боярыня!

Обогрей, освети

И ребят угости.

Лесовичок : Верно, а теперь в печку загляну, да угощение найду. Достаю печенье, да необычное – «жаворонки» оно называется. В старину , как придёт Весна, запоют птицы, пекли «жаворонки» детям, а они подбрасывали его к небу, да просили, чтобы Весну принесли! Угощайтесь! А мне в лес пора.

Музей археологии Москвы предлагает московским школьникам серию выездных лекций-демонстраций с возможностью прикоснуться к древней истории Москвы, не выходя из класса.

Выездная программа «Музей в школе»

Лекции-демонстрации

Что такое археология? (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации школьники познакомятся с основными археологическими понятиями, многообразием древних поселений и погребений, а также правилами организации их раскопок. Узнают о том, где и когда в нашей столице проводились и проводятся археологические исследования. Кроме того, у участников будет возможность подержать в руках подлинные находки и создать объёмную модель культурного слоя, поочерёдно насыпая в стеклянной банке прослойки песка, опилок, угля и бытового мусора.

Заруби себе на носу (для 1 — 4 классов)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, какие меры длины использовали средневековые москвичи, как зародился счёт, что такое абак и как им пользоваться. Помимо этого, школьники познакомятся с тем, как писали и чему учились в средневековой Москве. Отдельно будет рассказано про «нос» и зачем на нём зарубали. И всё это на основе реальных археологических находок. Участники смогут самостоятельно «процарапать» на цере и бересте различные знаки.

Досуг средневековых москвичей (для 1 — 4 классов)

Лекция-демонстрация посвящена тому, как отдыхали и во что играли в стародавней Москве. Сначала ученики познакомятся с древними глиняными игрушками, в том числе подлинными. Ребята поучаствуют в занимательных играх и забавах, узнают о том, что такое «бабки» и бирюльки. Затем речь пойдёт о древнерусских музыкальных инструментах. Наглядная презентация позволит увидеть фрагменты старинных дудочек, погремушек и даже варганов. В завершении участники попробуют воссоздать звучание таких инструментов, организовав небольшой оркестр.

Древнейшее прошлое Московского края (для 4 — 7 классов)

Лекция-демонстрация посвящена истории нашего края в эпоху каменного и бронзового веков. Слушатели узнают, когда сюда пришли люди, где находится древнейшая стоянка Ледникового периода.. Выяснят, что такое индустрия каменного века, как делались орудия и как их различают. Получат ответы на вопросы, что можно сделать кремнёвым отщепом, можно ли просверлить камень и как охотились на гигантов эпохи палеолита — мамонтов. Школьники смогут подержать в руках некоторые древние находки.

Московские клады (от 7 класса)

На лекции-демонстрации ученики узнают, что такое клады с точки зрения науки археологии, какие они бывают и как часто их находят. Дети познакомятся с самым крупным кладом из обнаруженных в Москве, увидят фотографии предметов, из которых он состоял. Не останутся без внимания и другие, некогда спрятанные москвичами ценности. В завершении участники попробуют определить дату сокрытия предложенного им «клада», предварительно проанализировав его состав.

Способы археологического датирования (от 5 класса)

На лекции-демонстрации ребята узнают о том, как археологи определяют, к какому времени относятся найденные ими вещи и постройки, чем отличается стратиграфический метод от радиоуглеродного, как в условиях проведения археологических раскопок можно ориентировочно определить возраст находки. В практической части школьники распределят подлинные предметы по времени и самостоятельно продатируют клад монет.

Возраст Москвы (от 7 класса)

Научно-дискуссионная лекция посвящена проблеме определения истинного возраста нашей столицы. Ученики познакомятся с основными научными взглядами по этому вопросу. Они также узнают, когда появились первые люди на территории Москвы, как они жили, чем занимались, во что одевались. Школьники познакомятся с тем, как на основании археологического материала определяется возраст города. Лекция сопровождается показом подлинных находок и муляжей предметов, относящихся к различным историческим эпохам.

Длительность каждой лекции-демонстрации: 1 академический час (45 минут).

Необходимое оборудование: компьютер, телевизор/экран/интерактивная доска

ИКТ: презентация Microsoft Power Point/слайд шоу.

Цена одной лекции-демонстрации для школьников: 7000 рублей. 100% предоплата. Возможны как наличная, так и безналичная формы оплаты. Лекция-демонстрация рассчитана на один класс.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №15 ГОРОДА БЛАГОВЕЩЕНСКА.

Конспект занятия-экскурсии в подготовительной группе

по разделу «Ребенок и окружающий мир»

по теме: «Экскурсия в краеведческий музей»

с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения.

Подготовила воспитатель1 квалификационной категории

Дикович Эльвира Владимировна

Благовещенск 2016 год

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного находим.

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных ценностей, материальной и духовной культуры нашего города, области;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Благовещенска и Амурской области.

Пополнение словарного запаса:

Экспозиция, экспонаты и т.д.

Ход экскурсии:

Ребята, у нас с вами сегодня необычное занятие. Посмотрите на эти фотографии, кто из вас узнал, что на них изображено.

Ответы детей.

Правильно на этих фотографиях изображен наш Краеведческий музей. Сегодня мы свами совершим экскурсию в краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в далекие времена. Мы узнаем с вами историю возникновения музея, познакомимся с залами музея, конечно все это мы с вами совершим, не выходя из группы. Ребята скажите: «Кто из вас ходил в музей»

Ответы детей.

А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (в музее надо вести себя тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея). Правила поведения мы знаем и можем начинать наше знакомство с музеем.

Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского

один из старейших на Дальнем Востоке - основан 16 (28) августа 1891 г. по инициативе Благовещенской Городской Думы. В этом году музею исполнится 125 лет. Его открытию предшествовала выставка, устроенная золотопромышленниками в честь приезда в г. Благовещенск цесаревича Николая, будущего императора Николая II. Музею присвоено имя выдающегося краеведа, автора многочисленных научных трудов Григория Степановича Новикова-Даурского, проработавшего в музее 34 года.

Музей находится в старинном двухэтажном кирпичном здании г. Благовещенска (памятник архитектуры федерального значения), где в конце XIX – начале XX века размещался магазин торговой немецкой фирмы «Кунст и Альберс». В музее 2 этажа, 26 экспозиционных залов.

Будущее нашей Родины, её завтра принадлежит нашим детям, а их воспитание – в наших руках сегодня. Мы должны привить детям любовь к своему Отечеству, воспитать чувство патриотизма и доброты. Пренебрегая своими традициями, мы отторгаемся от своих корней. Именно восстановление исторической памяти, сохранение языковой культуры, возрождение народных традиций, интеграция православной и светской культур – это путь к возрождению России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115 г.о. Самара

«РАССМОТРЕНО»

Центром методического объединения

«Воспитательная деятельность»

Протокол №______

от «___»__________20____г.

Зам. директора по УМР

Л.С. Ткаченко

«УТВЕРЖДЕНО»

Методическим советом

школы-интерната №115

Протокол №_____

от «___»_________20____г.

Председатель МС

Т.Ю. Томенко

Занятие – экскурсия в музей народного быта

Разработала:

Рязанцева Галина

Васильевна,

воспитатель

Самара, 2015

Занятие – экскурсия в музей народного быта.

Цель:

1. Формировать у детей «образ музея», как храма искусства, в котором хранятся художественные коллекции культурно-исторического значения.

2. Дать представления о предметах быта и их назначении.

Учить понимать взаимосвязь назначения предмета и материала, из которого он изготовлен.

3. Учить детей умению выделять и обобщать характерные признаки народных ремёсел.

4. Упражнять в связной речи, точном использовании слов. Расширять словарь детей.

5. Углубить понимание необходимости беречь народные традиции.

Словарная работа:

1. Объяснить значение слов: экскурсовод, экскурсия, экспонат.

2. Тренировать в словообразовании.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием музей. Чтение русских народных сказок. Отгадывание загадок.

Материал:

Экспонаты музея. Шкатулка с загадками. Корзинки с баранками. Тесто солёное. Дощечки и лоточки для лепки.

Ход занятия:

Воспитатель.

Ребята, вы знаете, куда вы пришли? (В музей) Как называется наш музей? (Музей русского народного быта). Как называются предметы в музее? (Экспонаты).

Правильно, и экспонаты нашего музея рассказывают о том, как жил русский народ, как трудился и отдыхал.

Вы знаете, что в музее проводятся экскурсии? Кто рассказывает об экспонатах музея? (Экскурсовод).

Правильно. Хотите, я для вас сегодня проведу экскурсию по музею. Я расскажу вам об экспонатах музея. А поможет мне в этом волшебная шкатулка с загадками. Вот первая загадка. Летом спит, зимой горит, пасть открывает, что дают глотает. (Печь) Конечно, это печка. Печь занимает почти половину избы, с ней связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Она обогревает избу, в ней пекут хлеб, варят пищу и корм скоту, на ней спят. Люди считали, что за печкой живёт хозяин дома домовой, которого люди старались задобрить, чтобы в доме всегда был достаток и порядок. Народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских народных сказок. А вы помните сказки, в которых рассказывается о таких печках?

А вот другая загадка. Зубов много, а ничего не ест. (Пила) Да, ребята, печку в те времена топили дровами. Заготавливали их с помощью пилы и её помощника. А кто этот помощник, вы узнаете, если отгадаете следующую загадку. Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (Топор)

Молодцы, ребята, хорошо умеете загадки отгадывать. Печка без этих предметов была бы неполной. О каких предметах пойдёт речь, узнаете из следующих загадок. Чернец – молодец, в красно золото залез. До смеху хохочет, выскочить хочет. (Чугунок) Правильно – чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Сделан он из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь.

А о чём эта загадка? Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Что схватит – отдаёт, сам в угол идёт. (Ухват) А для чего он? Им хозяйка ставила в печь горшок или чугунок. (Показывает детям чугунок и ухват)

В каждом доме на столе стоял этот предмет. А какой вы узнаете из следующей загадки. Чистопородный барин дородный всему народу наливает воду. (Самовар) Гостей всех близких привечаем мы ароматным нашим чаем. От всех невзгод, от всех болезней, что может быть его полезней? Но в крестьянской избе самым важным местом считался «красный угол» с иконами и лампадой – место для семейной молитвы. В центре горницы стоял стол, на нём посуда глиняная и деревянная. Как хорошо, чинно и спокойно сидела семья за обедом! Как вы думаете, какие из представленных экспонатов из чего сделаны? Горшок, крынка сделаны из глины. Холодную, сырую и скользкую глину мяли, вытягивали в руках. Глина разогревалась, становилась пластичной, податливой и из неё можно было изготавливать различные предметы. А затем их обжигали в печке. Некоторые гончары, так называли людей, работающих с глиной, на сырой глиняный горшок острой деревянной палочкой наносили узор. Из дерева русские люди делали не только дома – избы и мебель, но и посуду, потому что жили среди лесов. Посмотрите, какую делали красивую посуду. Её украшали различными узорами, использовали всевозможные краски и у каждого был свой секрет, который передавался от старших к младшим.

А вот следующая загадка. Сама не ем, а всех кормлю. (Ложка)

Семьи были большими и у каждого была своя ложка, которая отличалась размером и рисунком. Ели из одной большой чашки. Первым попробовать мог самый старший в семье, а младшие должны были ждать своей очереди. А те, кто баловался за столом, получали от старшего ложкой по лбу.

А как вы думаете, что делали этим предметом? Спросим у нашей шкатулочки. Загадка. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним гладь – ни морщинки не видать. Что это? Это первый утюг. Он называется рубель. Позже, когда люди научились обрабатывать металл, появились вот такие утюги. Дерево часто использовали, как материал для поделок и игрушек. Но дерево быстро разрушается, легко горит. Лесов становиться всё меньше и меньше. Их надо беречь и охранять.

Из чего сделан туесок? (Из бересты) Весной из ствола срубленной берёзы снимали кору, надрезав её по кругу. Кусок бересты – это корпус туеска. Сбоку шов заплетали «в замок». Затем вставляли выструганное по размеру деревянное дно и крышку с ручкой в форме дужки. Туесок не пропускал воду.

И ещё одна загадка из шкатулочки. О чём она? Эту обувь не забыли, хоть давным-давно носили. Влезут дети на палати, у печи оставят что? (Лапти) Из чего плелись лапти? (Из лыка) Лыко – это тонко надранные из липы ленты. Про липу существовала такая загадка: «На какое дерево можно забраться разутым, а спуститься обутым?» Получается, что за лапти ничего не надо платить, поэтому их носили самые бедные люди, не имеющие возможность купить сапоги.

Доброй славой пользовались в народе умельцы. О мастере, который никакой работы не боялся, говорили «мастер – золотые руки». Вот такой мастер сделал эту прялку, которую вы видите. Ребята, а как вы думаете, для чего нужна была прялка в крестьянском доме? С помощью прялки из овечьей шерсти пряли нитки для вязания. А для хранения вещей и одежды использовали сундуки. Они были большие и маленькие, простые и украшенные драгоценностями, деревянные и железные. И в нашем сундучке хранятся богатства наших бабушек и прабабушек. Посмотрите, с какой любовью вышиты и связаны эти изделия. Долгими зимними вечерами любили заниматься рукоделием. Для детей делали игрушки. Как вы думаете, из каких материалов они сделаны? Эти из дерева, они деревянные. Эти из глины, они глиняные. Эти из ткани, они тканевые. Эти из ниток, они нитевые. Эти из соломы, они соломенные.

Ребята, вам понравились экспонаты музея? А что вам больше всего понравилось? А сейчас я вам расскажу ещё об одной традиции русского народа (достать хлеб-соль). Посмотрите, какой мягкий каравай! Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, посыпает солью и съедает. Когда вручают хлеб-соль, все очень серьёзны. Лишь позже начинается веселье: приветствия, знакомство, объятия, поцелуи. Такова традиция русского народа. И сегодня мы вручим хлеб-соль нашим гостям.

А вот ещё одна загадка просится из шкатулки выйти. Маленькое, сдобное колесо съедобное. (Баранка) Я приготовила для вас угощение. Посмотрите, чем отличаются эти сдобные колёсики? Вы правы размером, а ещё тестом и названием. Все эти баранки – традиционные русские изделия из теста. А вот баранка, напоминающая восьмёрку, называется кренделем. Хотите, я вас научу делать крендели? Проходите за стол. Это солёное тесто, из которого можно делать различные поделки для игры, например, в магазин. Для того, чтобы сделать крендель, нужно взять небольшой кусочек теста, сделать из него жгутик, а затем свернуть колёсиком и перекрутить восьмёркой. Давайте их сложим на лоточки, а когда они высохнут, вы сможете ими играть.

До свидания! Буду рада новой встрече с вами в нашем музее.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»