Этнический состав населения. Самопровозглашенный народ чуваши

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.



Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).

Таблица 56

ГРУППИРОВКА НАРОДОВ ПО ИХ ЧИСЛЕННОСТИ (1992 г.)

Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).

Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Таблица 57

ЧИСЛЕННОСТЬ КРУПНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА В НАЧАЛЕ XXI В.

Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

50. Этнолингвистическая классификация народов

Язык важнейшее средство человеческого общения. Непосредственно связанный с мышлением, он служит средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык возник одновременно с развитием общества и с течением времени подвергался разного рода изменениям. Как уже было отмечено, язык служит также важным признаком любого этноса.

Языки бывают живые и мертвые (т. е. вышедшие из употребления, как, например, древнегреческий). Среди живых языков выделяют родной язык, усвоенный человеком в детстве; его называют также материнским. Часто говорят о национальном языке – главном языке той или иной нации; иногда в этом случае употребляют понятие «титульный язык». Существует также понятие об официальном (государственном) языке, который обычно совпадает с родным и национальным (русский в России, китайский в Китае, английский в англоязычных странах, арабский в странах Ближнего Востока). Но в многонациональных государствах с особенно сложным национальным составом населения (например, в Индии, ЮАР) такого совпадения может и не быть. Иногда употребляется также понятие о литературном языке той или иной нации.

По мнению этнографов, общее число языков в мире достигает примерно 5000, т. е. в целом соответствует числу народов. При этом в подавляющем большинстве случаев названия народа и языка совпадают.

Тем не менее нередки случаи, когда несколько народов говорят на одном и том же языке (так, на английском говорят англичане, американцы США, австралийцы, новозеландцы, англоканадцы; на испанском – испанцы и большая часть латиноамериканцев; на немецком – немцы, австрийцы, германошвейцарцы). Может быть и противоположный вариант, когда какая-то часть народа или даже целый народ двуязычны, т. е. пользуются в обиходной жизни двумя языками. Такое двуязычие характерно для двунациональных стран (Бельгия, Канада), для стран с более или менее значительными национальными меньшинствами (Франция) и тем более для многонациональных стран (Индия). Двуязычие характерно также для стран с массовым притоком иммигрантов.

По численности говорящих на них языки, как и народы, подразделяются на крупнейшие, крупные, средние, небольшие и совсем небольшие. Естественно, что повышенный интерес вызывают прежде всего самые крупные языки, определяющие этнолингвистическую картину мира. Имеющиеся в статистике данные об этих языках довольно сильно расходятся, поскольку в одних случаях учитывают родной язык, а в других – государственный, поэтому приведенные ниже цифры надо считать в известной мере ориентировочными.

По числу говорящих первое место занимает китайский язык – более 1200 млн человек. Второе место принадлежит английскому языку, на котором почти в 60 странах мира говорят 520 млн человек. На третьем месте – крупнейшие языки Индии, хинди и урду (более 440 млн). На четвертом месте – испанский язык, который служит государственным для более чем 20 стран мира; численность говорящих на нем приближается к 400 млн. На пятом месте – русский язык, на котором говорят более 250 млн человек. На шестом месте оказывается арабский язык, родной и государственный в 25 странах мира (около 250 млн человек). Далее следуют бенгальский (более 225 млн человек), португальский (210 млн), японский (125 млн), немецкий, французский и пенджабский (примерно по 120 млн человек) языки. В целом на этих 13 языках говорят более 3/5 населения мира. Шесть из них – английский, французский, русский, испанский, арабский и китайский служат официальными и рабочими языками ООН. Их с полным основанием можно назвать языками межнационального общения; в наибольшей степени это относится к английскому языку.

Изучение языков народов мира особенно важно потому, что именно языки обычно кладутся в основу классификации народов (этносов). Генеалогическая по своему существу, она называется этнолингвистической классификацией и исходит из принципа родства языков. Высшей таксономической единицей в этой классификации выступает семья языков. Вторую таксономическую единицу образуют группы близкородственных языков, третью – их ветви (подгруппы) и четвертую – отдельные языки.

Всего языковых семей около 20. Наиболее крупная из них – индоевропейская семья, на языках которой говорят примерно 45 % всего населения мира. Ареал ее распространения также самый большой. Он охватывает Европу, Юго-Западную и Южную Азию, Северную и Южную Америку, Австралию. Наиболее многочисленная группа в составе этой семьи – индоарийская, к которой относятся языки хинди, урду, бенгальский, пенджабский и др. Очень крупной является также романская группа, включающая испанский, итальянский, французский и некоторые другие языки. То же можно сказать о германской группе (английский, немецкий и ряд других языков), славянской группе (русский, украинский, белорусский, польский, чешский, болгарский и др.), иранской группе (персидский, таджикский, белуджский и др.).

Вторая по численности говорящих – китайско-тибетская (сино-тибетская) семья, языками которой пользуются 22 % всех жителей планеты. Ясно, что такую большую долю в мире ей обеспечивает китайский язык.

К числу крупных относятся также нигеро-кордофанская семья (распространена в Африке, к югу от Сахары), афразийская семья (в основном на Ближнем и Среднем Востоке), австронезийская семья (в основном в Юго-Восточной Азии и Океании), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Азии и Европе).

При использовании этнолингвистической классификации языков следует иметь в виду два дополнительных обстоятельства. Во-первых, то, что географические границы распространения языковых семей и групп на протяжении истории человечества неоднократно изменялись и продолжают, хотя и не так существенно, изменяться в наши дни. Во-вторых, то, что эта классификация еще далека от совершенства. Так, нет полной ясности в вопросе о том, к каким семьям следует относить некоторые даже хорошо изученные языки (японский, корейский). А многие языки, распространенные в Африке южнее Сахары, в Юго-Восточной Азии, в Океании, индейские языки Америки вообще еще слабо изучены. Нужно учитывать также, что некоторые современные языки небольших по численности народов фактически относятся к категории вымирающих. И в еще большей степени – то, что едва ли не 2/3 всех языков современного мира – только разговорные и не имеют своей письменности.

Рис. 43. География основных систем письменности (по Д. В. Зайцу)

Однако все крупные языки имеют свою письменность, картирование которой представляет большой интерес (рис. 43). Как видно из этого рисунка, наибольшее распространение в мире получила письменность, сформировавшаяся на основе латинской графики. Значительны также ареалы распространения письменности на основе кириллицы, санскрита, арабского алфавита, а также иероглифической письменности.

Большинство народов России относится к четырем языковым семьям – индоевропейской, алтайской, северокавказской и уральской. Преобладает среди них индоевропейская семья. В многонациональном Советском Союзе русский язык был главным языком межнационального общения. В Российской Федерации он остается им и в наши дни: статистика свидетельствует о том, что на русском языке могут свободно объясняться между собой 98 % ее жителей.

Этнос, нация – это исторически устойчивая общность людей, объединенных общим языком, культурой, традициями, самосознанием, общей территорией, где сформировалась нация.

– это многонациональная страна, в которой проживает 130 народов, среди которых 78% составляет русская нация, численностью в 116 млн. чел. Среди других крупных народов, с численностью более 1 млн. чел. – татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне. Население других народов колеблется от нескольких сотен (малые народы Крайнего Севера) до 1 млн. чел. Число народностей, насчитывающих до 10 тыс. чел., в России более 60.

Среди российских национальностей около половины относится к «иноземным», т.е. имеющим вне России свои государственные образования. Эти представители бывших республик СССР, а также немцы, корейцы, греки и другие (общая численность их немногим превышает 5 млн. чел.), а наиболее крупную группу составляют украинцы. Коренные народы России имеют разные этнические корни – индо-европейские (в т.ч. славянские), угро-финские, тюркские, монгольские, палеоазиатские и др.

В России сформировались следующие ареалы проживания коренных наций. Ареал проживания русского народа – это зона основного хозяйственного развития, протянувшаяся с запада на восток России, с концентрацией большинства населения в Центральной и Южной России.

Вместе с тем русское население расселено повсеместно, на всем пространстве России. За – в проживает более 20 млн. чел. русских, в т.ч. в приграничных районах и их доля составляет 30–50%, около 2 млн. русских проживает в дальнем зарубежье. Общая численность русской нации в мире
составляет около 150 млн. чел.

Главными ареалами проживания других народов России являются:

  • Урало-Поволжский регион, где находятся республики Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, с севера к ним примыкают республика Коми и Коми – Пермяцкий национальный округ. Народы этих республик издавна жили в тесном соседстве между собой и с русским населением, поэтому их поселения перемешаны между собой и размещаются часто вне пределов своих республик. Так, на территории Татарстана проживает менее 40% татар России, остальные расселены от Москвы до Енисея. Во многих республиках большинство населения составляют русские. По религии это в основном православные и мусульмане.
  • Северо-Кавказский регион включает , Карачаево-Черкесскую, Кабардино-Балкарскую, Чеченскую, Северо-Осетинскую, Дагестанскую и Калмыцкую республики. История этих народов протекала сложно как в период Российской Империи, так и в советские времена, когда ряд народов был в годы Великой Отечественной войны депортирован – это , балкарцы, ингуши, чеченцы, . По религиозной принадлежности они мусульмане, калмыки – буддисты, – православные.
  • Сибирский регион – ареал размещения нескольких республик – Якутской, Бурятской, Хакасской, Тувинской, Горно-Алтайской. Общей чертой населения является их тюркское и (у бурят) происхождение и принадлежность к православной, буддистской религиям и шаманизму. Это народы слабо ассимилированы русской культурой, сохраняют свои традиции, занятия, образ жизни, слабо перемешиваются с другими народами.
  • Крайний Север – регион, где проживает около 30 малочисленных северных народов, часть из которых имеет свои национальные округа – Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Эвенкийский, Долгано-Ненецкий (Таймырский), Чукотский, Корякский. Другие народы или очень сильно рассеяны по пространству Севера (эвены) и Дальнего Востока, или столь малочисленны, что расселяются в нескольких административных районах, сельских округах, населенных пунктах. По религии это в большинстве православные и приверженцы местных верований.
  • Европейский северо-запад, самым крупным народом которого являются , проживающие в Карельской республике, а также другие угро-финские немногочисленные народы – вепсы, саамы, ижорцы, часть которых ассимилировалась русским населением.

Проживание множества народов в тесном соседстве между собой, со своими обычаями и традициями представляет достаточно сложную проблему. Вместе с тем для экономики страны многообразие форм хозяйственной деятельности, связанное с образом жизни и традициями каждого народа, несомненно является благом. Оно помогает, например, вести рациональное хозяйство и осваивать ресурсы в таких суровых районах, как тундра и лесотундра, северная тайга и побережье , полупустыни и горы.

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
Таблица 56


Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Таблица 57


Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

Россия - одно из самых многонациональных, полиэтнических государств мира. Этнический состав населения представляет собой исключительно сложную пеструю мозаику. Динамику изменения численности народов можно установить на основе сравнения данных первой переписи 1897 г. и последующих, включая последнюю - 1989 г.

Все народы России можно подразделить на 3 группы . Первая - коренные этносы, сформировавшиеся на территории России, большая часть которых живет в России, а за пределами ее составляют лишь небольшие группы. Число этих народов - более 100. Вторая группа - те народы стран ближнего зарубежья (т. е. республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев с компактным расселением. К ним относятся 26 этносов: украинцы, белорусы, узбеки, казахи, армяне, азербайджанцы, молдаване, грузины, корейцы, поляки, литовцы, киргизы, таджики, болгары, гагаузы, греки и др. И наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в подавляющем большинстве живущих за пределами России (в ближнем и дальнем зарубежье), этнических групп - более 30. Это - турки-месхетинцы, ассирийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды, чехи, арабы, уйгуры, иранцы, вьетнамцы, халха-монголы, сербы, евреи, афганцы, словаки, дунгане, белуджи, талыши, ливы и др.

К коренным этносам относятся 94% всего населения России . Народы второй группы на начало 1989 г. составляли в пределах Российской Федерации 5,5% всего населения. Что касается народов третьей группы, то общая численность их составляет 0,5% населения России.

Кроме русских, которые составляют 81,5% всего населения (1989), наиболее многочисленны татары - 3,8%, украинцы - 3%, чуваши - 1,2%, народы Дагестана - 1,2% (среди них аварцы - 544 тыс.), башкиры - 0,9%, белорусы - 0,8%, мордва - 0,7%.

Общая численность населения в 32 национальных образованиях в 1989 г. - 25,8 млн. человек, 17,6% жителей России, в том числе в 21 республике - 23,1 млн. человек, или 15,7% . Все республики, автономная область и автономные округа отличаются сложным этническим составом населения, причем доля титульного (давшего название соответствующему образованию) народа в ряде случаев сравнительно невелика. Из 27,2 млн. нерусских в России в пределах всех национальных образований живет 9,7 млн. человек титульных народов республик, автономной области и автономных округов и 4,3 млн. представителей других нерусских народов. Таким образом, почти половина (48,5%) всего населения (кроме русских) живет за пределами своих национальных образований, т. е. в других регионах России. Так, 70,8% мордвы, 68% татар, 49,6% марийцев проживают за пределами своих республик.

Из 21 республики России лишь в шести титульные народы составляют большинство (Чечня, Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия) . Кроме того, в полиэтническом Дагестане 10 коренных народов образуют 80,2% всего населения. В 9 республиках титульное население составляет менее трети всего населения (в том числе в Карелии - только 10% и Калмыкии - 11,8%). Увеличение доли титульных народов происходит как за счет более высокого у них естественного прироста по сравнению с русскими, так и за счет выезда представителей нетитульных народов.

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах . Заселенные очень редко и обладающие огромными запасами полезных ископаемых, они уже в течение нескольких десятилетий привлекают иммигрантов, и не только русских, но и украинцев, белорусов, татар и представителей других этносов. В результате за 30 лет (1959 - 1989) численность титульных народов округов увеличилась всего на 5,7%, а русских - почти вчетверо; что касается остальных народов, то их численность в округах возросла в 7,2 раза. В результате этническая структура населения автономных округов резко изменилась и сейчас титульные народы в большинстве округов составляют лишь незначительный процент. Так, их доля во всех округах сократилась с 35,2 до 11,2%, а в Ханты-Мансийском автономном округе в 1989 г. она составляла 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6. Чукотском - 9,5, Ненецком - 11,9%. В то же время в Коми-Пермяцком округе коми-пермяков было 60,2%, в Агинском Бурятском - 54,9% бурят.

По переписи 1897 г. в Российской Империи насчитывалось 146 языков и наречий, что несколько занижало действительное число этнических общностей из-за недостаточной этнографической изученности окраин. Свыше 190 этнических общностей учла всеобщая перепись 1926 г. в СССР. К переписи 1959 г. в результате произвольного объединения близкородственных территориальных и племенных групп число официально признанных этнических единиц сократилось до 110. Эта тенденция к упрощению национально-этнической структуры проявилась также и при подготовке переписей 1970 - 1989 гг. По данным переписи населения 1989 г. в России проживали 128 этносов. Однако специалисты считают, что число наций, народностей, этнических групп в России составляет 176 единиц.

Этнический состав (структура) населения - одна из основных социально-демографических характеристик населения, описывающих распределение населения по признаку этнической (национальной) принадлежности.

В России этническая принадлежность учитывается двояким образом: при проведении переписей населения - по самоопределению респондента, при регистрации определенных демографических событий (в органах ЗАГС), для фиксации гражданского статуса - на основании официальных документов (в отдельных случаях - с учетом мнения субъекта регистрации).

Основным источником сведений об этнической структуре населения являются данные переписей.

В ряде стран этническая принадлежность приравнена к гражданству с указанием на происхождение (например, француз алжирского происхождения). Этническая структура населения может быть определена как для отдельной страны и ее административно-территориальных подразделений (областей, районов, городов и т.п.), так и для групп стран и для мира в целом.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Этнический состав" в других словарях:

    ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ - ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ, распределение нас. по признаку этнич. принадлежности (или по признаку национальности), учитываемое при переписях нас. и др. формах массового статистич. учёта (см. также Национальный состав (структура)… … Демографический энциклопедический словарь

    Этнический состав населения Болгарии - К 1 февраля 2011 года население Болгарии составляло 7 364 570 человек, из которых 51,3% женщины и 48,7% мужчины. В городах живут 72,5%, в селах 27,5%. В периоде 2001 2011 году население страны уменьшилось на 564 331 человек, при среднегодичном… … Википедия

    Этнический состав населения административных образований КНР - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Население. Этнический состав - Народы. Население. Этнический состав Этнический и расовый состав современного населения Латинской Америки отличается большой сложностью, что связано с особенностями её исторического развития. Здесь живут представители всех трёх больших рас… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, этническая, этническое (от греч. ethnos народ) (научн.). прил., по знач. связанное с принадлежностью к какому нибудь народу, с его культурой. Этнические элементы. Этнический состав. Этнические коллективы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - (греч., ethnos народ). 1) языческий. идолопоклоннический; 2) свойственный какому либо народу, племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНИЧЕСКИЙ греч. ethnikos, от ethnos, народ. Свойственный какой … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к происхождению какого н. народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей. Э. состав населения. Этническая группа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - Связанный с принадлежностью к какому либо народу, народности. Э. состав населения состав населения по народностям … Словарь политических терминов

    этнический - см. этнос; ая, ое. Э ая группа. Этни/ческий состав населения … Словарь многих выражений

    этнический терроризм - Под Э. Т. понимают неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этнических групп. Идейно политической основой Э. Т. является национализм в самых разных формах от умеренных до крайне… … Террор и террористы

Книги

  • Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг) , . Энциклопедический справочник "Африка" содержит материалы, характеризующие современную жизнь народов Африки и их историческое прошлое. Справочник открывается Общим обзором, характеризующим… Купить за 1080 руб
  • Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав , В. М. Кабузан. Книга посвящена малоисследованным в советской историографии сюжетам. На обширном, почти исключительно архивном материале раскрыты особенности формирования многонационального населения…

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»