Что искусство часть духовной культуры человечества. Искусство как элемент духовной культуры общества

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Искусство как форма духовной культуры

Искусство - одно из самых удивительных созданий человечества. Это многоярусные буддийские пагоды, скорбный лик Богоматери на русских иконах, совершенство античных статуй и грандиозность средневековой готики, прекрасные образцы мадонн Возрождения, величайшие произведения Пушкина, Шекспира, гениальная музыка Баха, Бетховена, Чайковского, скульптуры Фидия, Родена, Вучетича, спектакли Станиславского, Брехта, фильмы Феллини, Тарковского и богатейший мир других творений.

Что же такое искусство? Существует множество определений этого феномена культуры:

«Искусство в широком смысле – это художественное творчество» .

«Искусство – это специфический род духовного освоения человеком действительности, формирующий и развивающий его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты» .

«Искусство – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачу интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах» .

«Искусство – особый способ освоения действительности, специфическая – художественно-образная – сфера человеческой деятельности» .

При всем различии этих определений они едины в том, что основанием искусства является художественное творчество, а специфика искусства, отличающая его от других форм духовной культуры, заключается в художественно-образном отражении жизни. Художественность искусства следует рассматривать как особое свойство, выражающееся в его высоком совершенстве, в эстетическом воздействии. Если наука познает бытие, то искусство творчески воссоздает его, преображая, дополняя, расширяя мир, жизненный опыт, создавая искусственную вторичную реальность.

Формой мышления в искусстве является художественный образ. Это особая, присущая искусству форма отражения действительности характерными для каждого вида искусства художественными средствами. Художественное отражение жизни может совершаться в зрительных образах (ИЗО), в звуковых (музыка), в слове (художественная литература), посредством синтеза всех вышеназванных образов (театр, кино) и т.д.

Образное отражение жизни отличается ассоциативностью, иносказательностью, целостностью, умением отделять существенное, типичное от второстепенного. Художественный образ не просто копирует, «списывает натуру». Он проявляется в виде творческого отношения к действительности, сделанного с субъективных авторских позиций. В искусстве все личностно. Это образ мира и человека, переработанный в сознании художника. Неслучайно, искусство называют субъективным образом объективного мира. Именно это слияние объективного и субъективного объясняет наличие в искусстве «вечных тем»: тем любви, дружбы, материнства и т.д.(сравните любовную лирику А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, Ф.И. Тютчева, А.А. Ахматовой).

В художественном произведении автор всегда имеет право на свое «я». И чем крупнее личность, тем талантливее произведение. Мы можем соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора, но мы должны ее уважать (это особенно актуально для России, где всегда со сменой власти идет «перестройка» учебных программ).

В современном искусстве делается упор на отход от объективного изображения жизни, искусство рассматривается прежде всего как «способ самовыражения и самосознания художника» . Но как бы далеко не уносилось от реального мира воображение художника, оно бессильно порвать нити, связывающие его с миром, оно не способно творить «само по себе», не пользуясь тем материалом впечатлений, наблюдений, которые дают художнику опыт, непосредственное восприятие окружающего мира.

Вместе с тем, даже в тех случаях, когда искусство обращается к изображению предметов реального мира, оно оказывается предельно условным. Художественное освоение действительности не претендует на то, чтобы быть самой действительностью. Как бы ни был правдив художественный образ, он всегда придуман, иллюзорен. И это следующая особенность художественного образа. Характер и мера условности в зависимости от вида искусства, того или иного стиля могут быть различными (например, кино или балет; реалистическое или символическое произведение и т.д.)

Важнейшей особенностью художественного образа является также слитность интеллектуального и эмоционального, «единство мысли и чувства»,взгляда и настроения, убеждения и ощущения, понимания и симпатии или антипатии. Не случайно, искусство называют школой чувств. Эмоциональную выразительность искусства нельзя трактовать односторонне: сводить содержание искусства только к выражению чувств, эмоций, а деятельность мысли - отдавать науке. Искусство выражает и чувства, и мысли художника. Нельзя не согласиться с М.С. Каганом, который отмечает, что «эмоциональные реакции свойственны и животным, однако, пение птиц не становится музыкой, а прыжки обезьяны – танцем, потому что у животных нет сознания, мышления…»

Все вышесказанное представляется особенно актуальным в свете наводнившей наш экран низкопробной продукции массовой культуры (триллеры, мыльные оперы, песни - однодневки и т.д.), апеллирующей прежде всего к эмоциям и не дающей пищи мысли, разуму. Соотношение эмоционального и рационального может быть различным в творчестве разных художников, в разных видах искусства, в разных художественных направлениях (музыка и литература; рационализм классицизма и эмоциональность сентиментализма и т.д.) Однако, художественность, поэтичность сохраняются лишь до тех пор, пока интеллектуальная сторона содержания не вытеснит эмоциональную, или же наоборот.

Особенности содержания в искусстве определяют характер художественной формы, которая в искусстве играет важнейшую роль. Однако, повышенное внимание к художественной форме в отрыве от содержания является также крайностью, ибо ведет к поверхностному, чисто «технологическому» пониманию произведения искусства.

Причины художественного освоения мира не остаются неизменными. Изменение картины мира в XX веке вызвало к жизни и новое художественное видение. Модернизм порывает с традициями предшествующего искусства, с традициями художественно-образного отражения жизни: происходит расставание с предметностью, с реальным миром. Начинается период художественных экспериментов, поисков, идет опора на внутренние ресурсы искусства. Доминантой нового искусства является нечто расплывчатое, неуловимое, усиливается доля иррационального, парадоксальности, ироничности.



Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. В ходе развития искусства система видов искусства постоянно изменялась. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни один из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую картину мира. Такую картину создать может только вся художественная культура в целом.

Искусство - явление социальное и выполняет в обществе множество функций. В научной литературе нет единого мнения в определении количества функций искусства и их иерархии.

Искусство невозможно свести к какой-либо одной функции. Оно полифункционально и выполняет познавательную, воспитывающую, ценностно-ориентационную, коммуникативную, эстетическую, прогностическую (предвидения), гедонистическую и др. функции.

Как правило, в художественном произведении они наличествуют почти все, хотя в историческом развитии искусства структурные изменения в системе функций прослеживаются.

Соотношение функций может изменяться в зависимости от политических, идейно-эстетических позиций, творческого метода. Так, в буржуазно-индивидуалистической культуре на первый план выдвигается гедонистическая и компенсаторная функции (искусство как радость, удовольствие, наслаждение, как отдых для «усталых нервов»), в советской культуре – воспитывающая и идеологическая функции. Критический реализм 19 века исходил из активного воздействия искусства на человека и жизнь (искусство – «учебник жизни»), поэтому превалировали познавательная и воспитывающая функции, модернизм ХХ века отрицает способность искусства «учить и поучать», не выходит за пределы формотворчества, а поэтому на первый план выдвигает эстетически-гедонистическую функцию.

Превалирование какой-либо одной функции за счет другой влияет на качество произведения, делая его или дидактически поучающим или поверхностно-развлекательным, а также приводит к неравномерному развитию разных областей искусства. Только в полноте, равномерности, разносторонности реализации всех функций – залог успешного развития искусства и выполнения его великой роли в жизни общества.

Литература

1. Каган М.С. Эстетика как философская наука [Текст] / М.С. Каган. – СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. –544 с.

2. Кравченко А.И. Культурология [Текст]: учебное пособие для вузов /А.И. Кравченко. – М: Академичкский Проект, 2004.- 512 с.

3. Культурология [Текст]: учебник для студ. техн. вузов. / ред. Н.Г. Багдасарьян.- М.: Высшая школа, 2007. – 528 с.

4. Мировая художественная культура [Текст]: учебное пособие / ред. Б.А. Эренгросс.-М.: Высшая школа, 2001-767с.

5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я. Флиер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.-492с.

В духовной культуре общества особое, важное место занимает искусство – сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира; один из способов эстетического освоения мира.

Искусство так же древне, как и культура. Его зарождение восходит к первобытной эпохе. По археологическим данным, искусство появилось еще в древнекаменном веке, т.е. 35-10 тыс. лет до н.э. К этому времени относятся найденные археологами росписи в пещерах и скульптурные изображения из камня и кости.

Художественному творчеству человека предшествовало его умение изготовлять орудия труда. Был очень долгий исторический период, исчисляемый десятками тысячелетий, в течение которого люди уже умели производить необходимые для себя предметы и вещи, но еще не делали ничего, напоминающего искусство. Потому что рука и мозг человека должны были созреть для творчества, и это созревание происходило в процессе трудового освоения окружающего мира.

Момент обращения человека к художественному творчество стал величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Для первобытного человека первоначальными формами его художественной деятельности являлись создание мифов, песен и танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда и тела человека. Они способствовали в целом сплочению людей, развивали их духовно, помогали им осознать свою социальную природу и отличие от животных, в конечном итоге они служили великому историческому процессу – развитию человеческого общества.

Первобытное искусство еще не было самостоятельной формой деятельности и носило в целом синкретический, т.е. целостный характер, в нем не было отчетливого деления на виды. Только с развитием культуры искусство постепенно обособляется в специфическую область деятельности, и со времени появления первых цивилизаций, существует как самостоятельный вид человеческой деятельности, и отдельные виды искусства начинают развиваться более или менее самостоятельно.

С самого начала своего существования искусство было призвано облагораживать, совершенствовать, гуманизировать общество, человека и природу. В современном обществе оно является важной сферой его культуры, его специфическим языком, на котором она говорит с человеком, утверждая красоту и добро.

В современном обществе искусство выполняет многочисленные функции: эстетическую, связанную с преобразованием мира на основе красоты; гедонистическую, доставляя человеку радость и особое духовное удовольствие; познавательную, познавая мир и человека в образно-художественных формах; воспитательную, формируя личность человека оказывая воздействие на его поступки и действия; компенсаторную, возмещая неудовлетворенность человека реальной жизнью; коммуникативную, являясь эффективным средством общения в пространстве культуры.

В основе искусства лежит понятие прекрасного. Человеку свойственно стремиться к прекрасному, поскольку потребность давать эстетическую оценку явлениям действительности заложено в его природе. Прекрасное можно найти повсюду - в природе, технике, человеческих отношениях. Однако в искусстве прекрасное находится на первом плане, является основным объектом отражения. К сожалению, в современном искусстве нередко игнорируется различие между красотой и уродством, развивается даже «эстетика шизофрении». Но не безобразие, а лишь красота в искусстве способны вызвать в человеке эстетическое переживание и наслаждение.

Искусство есть одна из форм познания жизни. Непосредственно следуя за жизнью, конкретно ее охватывая, искусство нередко дает такую полную картину, освещает такие важные жизненные подробности, которые остаются незамеченными даже общественными науками. Искусство познает мир в образно-художественных формах, в которых соединяется реальное и идеальное, индивидуальное и типичное, изобразительное и выразительное. Через художественные образы, силой фантазии и воображения человек может перенестись в любую страну, любую эпоху, обретя те знания и тот опыт, которые никогда не были бы ему доступны в его реальной жизни. Особенно велика роль искусства в познании духовного мира человека. Оно проникает в глубинные процессы психологии личности, раскрывает сложнейшее взаимодействие мыслей, чувств и воли.

Искусство воспитывает и формирует личность человека, его отношение к жизни, позволяет ему лучше осознать свое место в жизни. Помогая формировать поведение человека в определенных жизненных ситуациях, искусство становиться учебником жизни. Оно помогает ему выбрать правильный путь в жизни, учит его доброте, мужеству, справедливости, честности, трудолюбию - словом, всему прекрасному, что свойственно людям. Через примеры и идеалы искусство морально влияет на человека, ориентирует и совершенствует его нравственно. Поэтому модная ныне практика провоцирования в нем биологических реакций, отнюдь не дань реализму, а ускоренный путь к потере им цивилизованного облика, ибо высшая цель искусства – возвышение человека до идеала, сообщение ему истинно человеческих качеств, его окультуривание.

Замечательным свойством искусства является его способность объединять людей, вызывать у них одинаковые чувства и мысли. Это позволяет ему играть особую роль в системе межнационального и межчеловеческого понимания, превращает его в универсальный язык международного общения. Оно сближает народы, позволяет им лучше узнать друг друга.

Очень важно и то, что искусство способно вплотную приблизить людей к величайшим духовным сокровищам человечества, дают им возможность приблизиться к мыслям и чувствам гениев.

Искусство является достаточно самостоятельной и важной сферой культуры общества, но оно активно взаимодействует и с другими формами духовной культуры - религией, моралью, наукой, философией.

Каждое произведение искусства представляет собой результат человеческой деятельности, за которым стоит личность художника. Чтобы стать художником, надо иметь соответствующее природное дарование. Определенной мерой художественной способности обладает каждый человек. Но художественные способности у художника выступают в особенно развитом и сконцентрированном виде. Художник, как правило, обладает многогранностью, особой гибкостью восприятия и широтой охвата жизни.

Сила искусства заключается в его общедоступности. Но это вовсе не значит, что восприятие искусства не требует подготовки. Книгу нужно научиться читать, картину – смотреть, музыку – слушать. Восприятие искусства – это тоже талант, духовный труд, творческий акт, требующий от человека напряжения его эмоций, чувств, воображения, воли и интеллекта. Чем больше человек узнает в сфере художественной культуры, тем ярче и глубже он воспринимает художественное произведение.

Тема: «Искусство – как часть духовной культуры»

Цель: содействовать формированию у детей понятия «искусства» – как части духовной культуры.

Задачи:

Предметные:

    сформировать понятие искусство,

    определить значение искусства,

    дать представление о видах искусства.

Метапредметные: создавать условия для развития у учащихся

    вести дискуссию;

    интереса к новому учебному материалу, умения принимать и сохранять учебную задачу;

    умения строить рассуждения, анализировать, обобщать;

    умения работать с информацией;

    умения работать с разными видами текстов – учебным, художественным, словарной статьей

Личностные

    формировать ответственное отношение к учебе

    прививать любовь к животным.

Учитель : Давайте вспомним, что мы знаем о культуре. Что такое культура?

Дети: Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции.

Какой бывает культура?

Дети: Культура бывает духовной и материальной.

Что относится к духовной культуре?

Все что вы назвали можно назвать, одним словом.

Мотивация познавательной деятельности

Учитель : Соберите слово из букв.

Дети: Получилось слово – искусство.

Учитель : Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока.

Дети : высказывают свои предположения

Учитель : Тема сегодняшнего урока «Искусство – как часть духовной культуры»

О том, что искусство возникло 30 тыс.лет назад стало известно не так давно, после посещения археологами пещеры Альтамира. А произошло это так:

Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах.

Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Однако никто из тогдашних ученых не верил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми. Предположите, почему.

Какие возражения возникли у ученых?

(«ученые считали, что люди еще не умели так красиво рисовать»)

«Ученым казалось, что «дикари», не знавшие земледелия и скотоводства, не умевшие читать и писать, делать глиняную посуду и выплавлять металлы, не были способны воссоздать с таким мастерством мощную фигуру животного, крутизну его хребта, все выпуклости массивного тела».

Так и зародилось искусство у первобытных людей.

К какому виду искусства относятся наскальные рисунки первобытных людей? (живопись)

Какие еще виды искусства вы знаете?

Архитектура, изо (скульптура, живопись, графика), музыка, литература, хореография, театр, кино, декоративно- прикладное искусство.

Говорят, что искусство – это диалог. Как вы думаете, между кем проходит диалог?

Многие скульптуры изображают не только великих людей, но и... животных.

Сегодня мы рассмотрим образ собаки в разных видах искусства.

Иван Петрович Павлов первым в России выступил с идеей поставить памятник собаке - как верному соратнику и помощнику учёных. Российские чиновники восприняли идею в штыки. Когда Иван Петрович ходил по инстанциям с прошением по поводу устройства памятника, про это узнали западные учёные. И сказали, что дадут денег для того, чтобы поставить такой памятник во Франции или Германии. Павлов отказался. Он считал, что такой памятник должен стоять только в России и только в Петербурге. В итоге хлопот академика Павлова Петербург стал первым в мире городом, где был установлен памятник безымянной собаке.

Памятники ставятся не только знаменитостям, пусть и среди животных. Например, на Малой Садовой улице стоит памятник никому не известной бродячей собаке Гаврюшке. Он напоминает нам о том, что животные наши друзья, и их нельзя оставлять в беде.

Многие художники изображают собак в качестве главных героев в своих произведениях, и отводят им особую роль – роль миротворца, психолога.

Например, картина Ф. П. Решетникова “Опять двойка”, где мы видим, как из школы домой вернулся нерадивый ученик с “двойкой”. Мама очень расстроена; сестра, похоже, отличница, смотрит презрительно; младший брат ехидно улыбается. Видно, что вся семья, не взирая на его раскаяние, отвернулась от двоечника, лишив его семейной опоры и поддержки, что так необходимо ребенку в период становления личности. Психолог бы посоветовал маме в этой ситуации не отворачиваться от сына и не осуждать, а, наоборот, приласкать, подбодрить, что в следующий раз обязательно все получится, главное, верить в себя и в свои силы. Именно так поступает в картине собака, лаская мальчика, она, как профессиональный психотерапевт, пытается наладить испорченные отношения в семье.

Вот другая картина Ривьера “Сочувствие”. Маленькая девчушка демонстративно обиделась на “весь белый свет”, усевшись одиноко на лестнице. Похоже, что взрослые слишком заняты и не замечают этого протеста. Зато маленькая собачка осталась неравнодушной к детской обиде и с провинившимся видом кладет ей на плечо свою мордочку. Песик всем своим видом просит обратить на нее внимание и простить за все грехи мира, призывает к сочувствию и милосердию. И кажется, что девичье сердце вот вот растает, и снова будет звучать радостный детский смех.

Давайте вспомним художественные произведения о преданности собак (Белый Бим черное ухо)-эта книга рассказывает о полной приключений трагической судьбе охотничьей собаки по кличке Бим, о его хозяине, о друзьях и недругах Бима среди людей.

Человек должен помнить, что в отношениях с животными у него много прав и еще больше обязанностей. Особенно перед теми, кого он приручил и ввел в свой дом, сделал "домашними. История хранит немало примеров искренней доброты и благодарности человека по отношению к братьям нашим меньшим. Эти примеры говорят о душевном облике самого человека.

"Если зверь не боится вас, то уже это говорит о благородстве ваших чувств",- утверждал известный русский писатель М.М.Пришвин.

А о благотворном влиянии искусства на здоровье заметили еще в древности. Известную пословицу «В здоровом теле – здоровый дух» можно перефразировать иначе: «Здоровый дух делает и тело здоровым». Все взаимосвязано! Чтобы иметь физическое и психическое здоровье, нужно жить в позитиве. Не так уж сложно – окружить себя гармонией и красотой, тем более, что человек инстинктивно стремится к красоте.

Закрепление знаний

Учитель : Давайте познакомимся с притчей Василия Александровича Сухомлинского «Красота»

Учитель : Как ты думаешь, чем отличались эти два путника?

Дети : (высказывают свое мнение)

Учитель : Искусство очень субъективно – отражает взгляд только одного человека. Каждый зритель и слушатель становится соавтором, так как воспринимает, сопереживает, формирует свое отношение.

Подведение итогов

Учитель: Перед вами 3 высказывания об искусстве. Прочитайте их. Каким высказыванием вы бы завершили сегодняшний урок и почему?

«Задача искусства – волновать сердца» Гельвеций

«Каждое произведение искусства, ваяния или живописи должно выражать какое-нибудь правило жизни, должно поучать, иначе оно будет немо» Дени Дидро

«Искусства смягчают нравы» Овидий

Дети : (высказывают свое мнение)

Рефлексия

Учитель:

Душа человека ассоциируется с бабочкой. Раскрасьте бабочку, передайте свое настроение, свои чувства.

Дети раскрашивают бабочку под музыку Моцарта.

Домашнее задание.

Есть ли такое произведение искусства: книга, картина, музыкальное сочинение, спектакль, фильм, - которое заставило тебя думать о том, что раньше казалось неважным, малозначительным? Подготовь об этом рассказ.

Духовная культура – это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке. Все эти формы человеческой жизни взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.В морали фиксируется представление о добре и зле, чести, совести, справедливости и т.д. Эти представления, нормы регулируют поведение людей в обществе.

Принципы морали:

Гуманизма

Патриотизма

Оптимизма

Толерантность

Нравственность – система ценностей, существующих в форме всеобщих безусловно принципов человеческого бытия; система неписанных законов, в которых находят отражение общепринятые нормы и оценки человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к друзьям, к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.

Основным критерием нравственности является чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.

Мораль – должное, а нравственность - сущее

Совесть – внутренний регулятор всех наших поступков.

Нормы морали – правила поведения, предписывающие человеку какие поступки он должен или не должен совершать.

Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемая ими поведение людей. На основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человека.

Мировые религии: Буддизм, Христианство, Ислам

Национальные религии: Конфуцианство(Китай), Иудоизм(Полестина), Синтаизм.

Религия обслуживает запросы духа, человек обращает свой взор к Богу. Наука демонстрирует успехи познающего ума человека.

В ценностях духовной культуры (нравственных, эстетических, религиозных) воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеческого бытия.



· МОРАЛЬ выступает, как правило, в качестве "неписаного закона", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания.

· РЕЛИГИЯ (благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей и формы его концептуализации, определяемые верой в существование сверхъестественной сферы, артикулируемой в зрелых формах.
Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом (Богом, богами) . Это идеологический механизм, обеспечивающий солидаризацию людей и целостность общества через сакрализацию базовых общественных связей. В этике и ритуале религтя раскрывает перед людьми широкий горизонт понятий, объясняет ему смысл жизни, гарантирует высшие ценности и нормы, делает человека членом духовного сообщества, наделяет его духовной родиной, дает обоснование для протеста и сопротивления всему неправедному.

Исследование возможностей созидательной искусства в системе духовной культуры предполагает уяснение прежде всего тех важнейших социальных задач, потребностей и предпосылок, которые обусловливают процесс культурного освоения и преобразования мира, духовного совершенствования человека. В связи с этим объектом пристального научного внимания должны стать теоретико-методологические вопросы, связанные с особенностями формирования коммунистического сознания, раскрытие смысла мировоззрения, его взаимодействия с духовной культурой. Эти вопросы нельзя упускать из вида при осмыслении проблемы культурного развития общества, целенаправленного воспитания человека.

Решая сложную проблему созидания таких форм социальной жизни, которые бы обеспечивали условия для наиболее полного раскрытия творческих потенций и духовных сил личности, нельзя опускать и осуществление тех задач, которые предусматривают сознательное участие самой личности в выполнении общезначимых социальных целей и требований, ее индивидуальное саморазвитие.

Творческий характер человеческого сознания определяется его становлением как общественного сознания, как продукта общественной творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности, природной и социальной. Поэтому, если даже индивидуальная жизнедеятельность человека не имеет творческого характера, человеческое сознание всегда отражает мир через призму его преобразования, через призму не только сущего, но и должного, не только через настоящее, но и через будущее.

Формирование творческого характера человеческого сознания и умения видеть перспективы деятельности осуществляется путем освоения форм общественной жизнедеятельности в обществе и через общество, посредством усвоения культуры данного общества, языка, жизненных целей, общественных идеалов, норм поведения, всего того, что составляет его духовную жизнь.

Основным элементом духовной жизни общества выступает духовная культура. В широком смысле к духовной культуре относят всю совокупность созданных человечеством духовных богатств и ценностей (философию, науку, идеологию, нравственность, искусство и т.д.), опыт передачи этих ценностей от поколения к поколению. В сфере духовной культуры реализуются духовно-теоретическая деятельность человека, связанная с производством идей, взглядов, мнений, и его духовно-практическая деятельность, направленная на внедрение выработанных обществом духовных образований в сознание людей, человеческое общение, социальное творчество.

Важнейшей особенностью духовной культуры является опредмечивание и распредмечивание человеческих сущностных сил: здесь не только создаются духовные ценности, но и осуществляется активная человеческая жизнедеятельность по их освоению, приумножению духовного потенциала общества. В духовной культуре раскрываются внутренняя сущность человека, его мысли, чувства, идеалы, стремления. Фундаментальная целенаправленность духовной культуры – созидание самого человека как общественного существа, субъекта истории. Гуманистический смысл и предназначение духовной культуры состоят в совершенствовании мира и человеческой личности, формировании ее творческих сил и самосознания, потребностей и ценностных ориентации. Без овладения духовной культурой невозможно развитие личности, а без развития и совершенствования личности теряет смысл культуро-созидательная деятельность.


Нормативно-регулирующие функции духовной культуры активно проявляются в формировании человеческих запросов и интересов, в выборе ориентиров самоутверждения, определении смысла жизни.

Духовной основой формирования личности является мировоззрение. Это определяется тем, что мировоззрение – форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает и оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое предназначение и участие в нем. В мировоззрение входят обобщенные представления о мире и самом человеке, о направленности хода событий в мире, о смысле человеческой жизни, исторических судьбах человечества и т.п., а также система опирающихся на чувства убеждений, принципов и идеалов по мироустройству и миропереустройству.

Понятно, что мировоззрение – это обобщенные представления о мире, природе и обществе в их единстве, о человеке и его месте в мире, смысле бытия и др. Но эти представления становятся элементами мировоззрения только тогда, когда они интегрируются в форму общественного самосознания человека, где узловыми критериями выступают понятия «человек» и «мир», через которые субъект мировоззрения (индивид, социальная группа, класс или социум в целом) осознает свое место и назначение в мире.

Мировоззрение есть форма общественного самосознания и самоопределения человека во всей системе общественной жизнедеятельности. Поэтому оно отличается универсализмом, его специфика определяется его основной функцией – решать важнейшие проблемы человеческого бытия в природном и социальном мире. Отсюда ясно, что функциональный центр мировоззрения – не знание как таковое, а самосознание: оно обращено на человека, является его сущностным определением, выражает, так сказать, «мировую линию» его жизнедеятельности, основные императивы его поведения и смысл его бытия.

Мировоззренческое сознание имеет различные уровни. Таковыми являются мироощущение, мировосприятие, миропонимание, а также собственно мировоззрение, которому в наибольшей мере присущ элемент рефлексии и самопознания.

Таким образом, мировоззрение представляет собой единство теоретического (как форма общественного самосознания человека) и духовно-практического освоения мира (как способ и средство его преобразования). Именно в силу этого органическая взаимосвязь мировоззрения и духовной культуры выявляется не только в том, что духовная культура немыслима без выработки и выражения в ней общественного самосознания человека, но и в том, что культура включает в себя мировоззрение как способ духовно-практического освоения мира. Культура (в широком смысле – материальная и духовная) – это общественно-историческое материальное и духовное освоение (очеловечивание) природы, превращение ее в мир человеческого бытия. В свою очередь этот мир человеческого бытия тогда выступает как культура, когда он осуществляет функцию «формообразований человеческого духа», т.е. развития человека.

Наиболее ярко чувственная сфера человека выражается в нравственных чувствах. В них проявляются внутренняя стойкость человека, его способность возвыситься над обстоятельствами, пойти на самоотречение, даже умереть, выполняя свой нравственный долг. Можно просто знать, что такое долг, справедливость, а можно иметь чувство долга, справедливости. Знание долга и справедливости побуждает действовать из-за боязни быть наказанным или непризнанным, тогда как чувственное осознание приводит к нравственным поступкам. Ведь любое ущемление чувств вызывает душевную боль, муки совести, а удовлетворение чувственных побуждений способствует возникновению такого состояния, которое Г. Сковорода называл «веселием душевным», составляющим важнейший компонент человеческого счастья. Всемерное развитие нравственных чувств человека как основы всей его чувственной сферы – одна из важнейших задач коммунистического воспитания.

Сфера человеческих чувств имеет важное значение для развития творческих потенций человеческого сознания, ибо на их основе формируется способность воспринимать воображаемое как действительное, идеал как жизнь, прошлое и будущее как настоящее. Первым шагом к формированию этой способности являются детские игры и сказки. Детские игры – это исторически выработанная форма приобщения детей к деятельности взрослых, к их нравственным отношениям в воображении. Игра формирует способность вживаться в образы и способы деятельности других людей, усваивать лучшие общечеловеческие нравственные качества– сочувствие, справедливость, человечность. Эти же воспитательные функции выполняет и сказка, в которой нравственные категории добра и зла, справедливости и несправедливости, честности и бесчестия персонифицированы в систему сказочных образов. Сказка – это не просто развлечение, а исторически выработанная форма воспитания нравственных чувств. Если ребенок не научится огорчаться в случае торжества зла и радоваться добру, у него не сформируется чувство совести, человечность.

Сплав чувств и интеллекта в мировоззренческом сознании придает ему особую органическую целостность, слитность с внутренним миром и характером личности, с ее «я» и тем самым сообщает ему действенность, активность, волевую целеустремленность и признаки самосознательнои ориентации в мире. Эта сторона мировоззрения в равной мере важна и для практической, и для теоретико-познавательной деятельности человека.

В мировоззрении как духовно-практическом освоении мира реализуются общественно выработанные понятия о добре, справедливости, счастье, иначе говоря, идеи истины, добра, красоты. И не просто идеи, а идеалы. Мир будущего формируется именно теми идеями, которые, превращаясь в предмет человеческих чувств, становятся идеалами.

Чтобы стать человеком, обладающим широким мировоззренческим кругозором (а лишь такой человек в современных условиях может стать творческой личностью), необходимо освоить не одну отрасль знаний и даже не основы всех наук, а культуру во всех ее основных общественно значимых компонентах, начиная от сказок, песен, рисования и кончая восприятием идей, скажем, о сингулярном состоянии мира. Именно посредством культуры человек обретает возможность адекватно осознавать свое место и предназначение в мире, достигать новых высот в развитии цивилизации, материальной и духовной жизни, утверждении идей гуманизма. От того, какая культура формирует человека, зависит его мировоззрение, его индивидуальные духовно-культурные ориентации и свойства.

Как неотъемлемая часть духовной культуры искусство способно не только аккумулировать социально-исторический опыт освоения действительности, но и накапливать свой духовно-созидательный потенциал. Специфичность искусства состоит в том, что оно организует не сферу теоретического осмысления мира, а является духовно-практическим способом освоения действительности, включающим отражение многообразных взаимоотношений человека с миром. Нельзя недооценивать в этой связи способность искусства к целостному, всеобъемлющему охвату действительности, синтезированию универсального человеческого опыта, обобщенному выражению конкретно-исторического характера мировосприятия и мироотношения человека. Искусство как бы берет на себя функцию гармонизации общественного разума и чувства, постигает мир в противоречивом единстве реального и идеального, действительного и возможного, конечного и бесконечного. Тем самым искусство не ограничивается лишь освоением наличного, уже свершившегося, а стремится распознать предстоящее, постичь возможный опыт человечества, отразить проекции человеческого бытия в будущее. При этом характерно проникновение искусства в самые сокровенные глубины человеческого отношения к миру, в жизнечувствование людей. Это дает возможность представить целостное человеческое мировосприятие, выразить духовное умонастроение и мирочувствование эпохи, внутренние душевные силы и устремления масс.

Существенно и то, что искусство обладает уникальными возможностями не только в раскрытии духовности человека, представлении ее во всем богатстве чувств и раздумий, радостей и страданий, но и в закреплении опыта всесторонней жизнедеятельности человека как субъекта общественно-исторической практики и культуры. Сущность искусства наиболее действенно проявляется в «очеловечивании» мира, в создании целостного образа человеческого рода. Подлинная сфера деятельности искусства – выражение полноты и разносторонности человеческих связей с миром, обнаружение проявлений универсальности и гармонии. Причем искусство не просто удерживает в памяти культуры человеческий образ жизни, но и проявляет незаурядное прогрессивное чутье на новое, еще не получившее отражение в других сферах общественного сознания. Именно в силу всего этого искусство оказывается способным вырабатывать свои представления о мире, человеке, культуре, раскрывать такие стороны взаимоотношений человека и мира, которые не выявляются другими способами духовно-практического освоения действительности.

Искусству как специфическому виду «духовного производства» органично присущ интерес к духовным самопроявлениям и потенциям человеческой индивидуальности, к изменениям в сфере сознания. Оно издавна погружено в поиски смысла человеческого существования, в определение ценностей бытия, в раздумья над судьбой человека и человечества. Искусство отвечает исконной человеческой потребности в распознании мотивов деятельности и поступков, выявлении истинно человеческого в человеке. По сути, в искусстве осуществляются осмысление и переживание меры очеловеченного мира, испытание идеалов, духа гуманизма. Не случайно искусство выступает незаменимым средством духовно-практического синтеза человеческого самосознания.

Показательно, что и в художественном постижении идеи человека, и в раскрытии средствами искусства многообразных отношений человека к миру непосредственно затрагиваются мировоззренческие вопросы. В содержательном плане искусство не только дает представление о мире, но и задает способ видения мира, определенные мировоззренческие ориентации. Было бы неправомерно недооценивать эти сущностные возможности искусства в мировоззренческом плане, хотя, разумеется, здесь немаловажен учет собственных потенций искусства как способа духовно-практического освоения мира. Искусство включает мировоззренческое начало, но оно проявляется специфическим образом: в соответствии с характером художественно-эстетической деятельности.

Как феномен духовной культуры искусство играет значительную роль в утверждении искомого принципа всеобщей культурной целостности – принципа единства истины, добра и красоты. Искусство приобщает индивида к интеллектуальным вершинам человеческого духа, способствует нравственному и эстетическому преображению.

Посредством постижения художественной культуры человек входит в мир других людей, живет их жизнью, переживает молодость и старость, прошлое, настоящее и будущее, включает в свой духовный мир жизнь всего человечества. Только в результате освоения и претворения в свое достояние исторически созданного богатства художественной культуры человеческий индивид становится эмоционально богатым, способным глубоко, сильно и тонко чувствовать и переживать.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»