Наскальные рисунки египтян. Развитие живописи в древнем египте

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:


В Египте найдены наскальные рисунки возрастом 15 тысяч лет, похожие на древние петроглифы, обнаруженные в Европе. Совпадения подтверждают то, что между континентами тогда существовал культурный обмен.

Скалы с нанесенными на них петроглифами находятся в районе современной деревни Курта — около 40 км к югу от верхнеегипетского города Эдфу. В древности он звался Бехдет и был культовым центром бога неба Гора (позднее отождествлялся с греческим Аполлоном). Наскальные изображения — петроглифы — были обнаружены там канадскими археологами еще в начале 60-х годов XX века, но потом место было забыто. Вновь эти петроглифы открыла экспедиция Йельского университета в 2005 году: соответствующая публикация была сделана в 2007 году в Project Gallery of Antiquity.

Изображения были выбиты или вырезаны в скале, они отличаются большой натуралистичностью: можно разглядеть зубров и других диких животных.

На основании характера рисунка (подложка, техника и стиль), методики чернения и степени выветривания, а также археологического и геоморфологического контекста петроглифы были отнесены в позднему плейстоцену, а точнее — к позднему палеолиту (23 000-11 000 лет назад). Эта датировка подверглась критике археологического сообщества.

В 2008 году экспедиция под руководством Дирка Хюйджа, организованная Королевским музеем искусства и истории Брюсселя (Бельгия) обнаружила недалеко от Курты новые наскальные рисунки. Отложения, покрывающие петроглифы, частично состояли из нанесенной ветром пыли: именно она была проанализирована в лаборатории минералогии и петрологии (группа люминесцентных исследований) Университета Гента (Бельгия). Люминесцентный метод датировки способен определить, сколько времени прошло с тех пор, как осажденные частички пыли были скрыты от солнечного света новыми наслоениями. Другими словами, он показывает, как долго пыль «не видела» света.

Эти петроглифы оказались древнейшими как минимум во всей Северной Африке: люминесцентный анализ показал, что их возраст составляет как минимум 15 000 лет.

Петроглифы Курты более или менее современны европейскому искусству последнего ледникового периода, например в знаменитых пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания). Европейские памятники, как предполагается, на несколько тысяч лет древнее.

Открытие древнейшего искусства такого уровня мастерства — важная, но не неожиданная новость, отмечают эксперты. В более южных частях континента известны гораздо более древние образцы искусства. Так, в 1969 году в Намибии найдены изображения животных возрастом 26 000 лет. В 1999 и 2000 годах на побережье ЮАР были обнаружены выгравированные геометрические мотивы, которым 75-100 тысяч лет.

Изображения на скалах в Курте стилистически очень близки к европейским петроглифам ледникового периода, хотя их разделяют значительные расстояния.

Однако между ними есть «мостик»: подобные изображения чуть более позднего периода были найдены уже в Северной Италии, на Сицилии, а также на севере Ливии, у побережья. Принимая во внимание то, что уровень Средиземного моря во времена палеолита был на 100 м ниже (а африканские нелегальные мигранты успешно путешествуют в лодках на Сицилию и при современном высоком уровне моря), весьма вероятно, что в эпоху палеолита существовал культурный обмен между континентами, который определил сходство изображений.

На территории России известны петроглифы (например, Онежский бес в Карелии), возраст которых достигает 4 000 лет.

Группа бельгийских археологов совместно с коллегами из Йельского университета обнаружила в Египте древнейшие в регионе наскальные изображения. Возраст найденных в районе восточного берега Нила рисунков, составил около 15 тыс. лет.

Объекты были найдены недалеко от деревушки Курта в 40 км к югу от города Эдфу. На плитах археологи обнаружили изображения туров и других диких животных. По словам ученых, найденные наскальные изображения являются древнейшими не только в Египте, но и на всей территории Северной Африки.

В Египте найдены наскальные рисунки возрастом 15 тысяч лет, похожие на древние петроглифы, обнаруженные в Европе. Совпадения подтверждают то, что между континентами тогда существовал культурный обмен.

Скалы с нанесенными на них петроглифами находятся в районе современной деревни Курта – около 40 км к югу от верхнеегипетского города Эдфу. В древности он звался Бехдет и был культовым центром бога неба Гора (позднее отождествлялся с греческим Аполлоном). Наскальные изображения – петроглифы – были обнаружены там канадскими археологами еще в начале 60-х годов XX века, но потом место было забыто. Вновь эти петроглифы открыла экспедиция Йельского университета в 2005 году: соответствующая публикация была сделана в 2007 году в Project Gallery of Antiquity.

Изображения были выбиты или вырезаны в скале, они отличаются большой натуралистичностью: можно разглядеть зубров и других диких животных.

На основании характера рисунка (подложка, техника и стиль), методики чернения и степени выветривания, а также археологического и геоморфологического контекста петроглифы были отнесены в позднему плейстоцену, а точнее – к позднему палеолиту (23 000–11 000 лет назад). Эта датировка подверглась критике археологического сообщества.

В 2008 году экспедиция под руководством Дирка Хюйджа, организованная Королевским музеем искусства и истории Брюсселя (Бельгия) обнаружила недалеко от Курты новые наскальные рисунки. Отложения, покрывающие петроглифы, частично состояли из нанесенной ветром пыли: именно она была проанализирована в лаборатории минералогии и петрологии (группа люминесцентных исследований) Университета Гента (Бельгия). Люминесцентный метод датировки способен определить, сколько времени прошло с тех пор, как осажденные частички пыли были скрыты от солнечного света новыми наслоениями. Другими словами, он показывает, как долго пыль «не видела» света.

Эти петроглифы оказались древнейшими как минимум во всей Северной Африке: люминесцентный анализ показал, что их возраст составляет как минимум 15 000 лет.

Петроглифы Курты более или менее современны европейскому искусству последнего ледникового периода, например в знаменитых пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания). Европейские памятники, как предполагается, на несколько тысяч лет древнее.

Открытие древнейшего искусства такого уровня мастерства – важная, но не неожиданная новость, отмечают эксперты. В более южных частях континента известны гораздо более древние образцы искусства. Так, в 1969 году в Намибии найдены изображения животных возрастом 26 000 лет. В 1999 и 2000 годах на побережье ЮАР были обнаружены выгравированные геометрические мотивы, которым 75–100 тысяч лет.

Изображения на скалах в Курте стилистически очень близки к европейским петроглифам ледникового периода, хотя их разделяют значительные расстояния.

Однако между ними есть «мостик»: подобные изображения чуть более позднего периода были найдены уже в Северной Италии, на Сицилии, а также на севере Ливии, у побережья. Принимая во внимание то, что уровень Средиземного моря во времена палеолита был на 100 м ниже (а африканские нелегальные мигранты успешно путешествуют в лодках на Сицилию и при современном высоком уровне моря), весьма вероятно, что в эпоху палеолита существовал культурный обмен между континентами, который определил сходство изображений.

На территории России известны петроглифы (например, Онежский бес в Карелии), возраст которых достигает 4 000 лет.

С самого начала египетской культуры живопись играла роль главного декоративного искусства. Живопись Древнего Египта неспешно развивалась в течение тысячелетий. Чего достигли египтяне за это время?

Основой для живописи чаще всего служили стены с барельефами. Краски наносились на оштукатуренные стены. Размещение росписей подчинялось строгим нормам, которые диктовали жрецы. Неукоснительно соблюдались такие принципы, как правильность геометрических форм и созерцание природы. Живопись Древнего Египта всегда сопровождалась иероглифами, поясняющими смысл изображаемого.

Пространство и композиция. В египетской живописи все элементы композиции выглядят плоскими. Когда требуется представить фигуры вглубь, художники накладывают их друг на друга. Рисунки распределяются горизонтальными полосами, которые разделены линиями. Самые важные сцены всегда располагаются в центре.

Изображение человеческой фигуры. Египетские рисунки людей в одинаковой степени включают черты в фас и в профиль. Для соблюдения пропорции художники чертили на стене сетку. Более древние образцы состоят из 18 квадратов (4 локтя), в то время как более новые насчитывают 21 квадрат. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет.

для соблюдения пропорций художники использовали сетку

Египетской живописи свойственен так называемый «иерархический» взгляд. К примеру, чем выше социальный статус изображаемого человека, тем больше размер фигуры. Поэтому в сценах битвы фараон нередко выглядит гигантом. Изображения людей можно разделить по архетипам: фараон, писец, ремесленник и т.д. Фигуры низших социальных слоев всегда более реалистичны и динамичны.

Применение цвета. Художники следовали заранее установленной программе, а значит каждый цвет имел определенную символику. Считается, что истоки значения цветов египетской живописи были в созерцании цветовых переливов Нила. Выделим значение главных цветов, использовавшихся художниками:

  • голубой – обещание новой жизни;
  • зеленый – выражение жизненных надежд, возрождения и молодости;
  • красный – символ зла и бесплодной земли;
  • белый – признак победы и радости;
  • черный – символ смерти и возвращения к жизни в потустороннем мире;
  • желтый – выражение вечности и нетленной божественной плоти.

Тон фона зависит от эпохи. Для Древнего Царства характерен серый фон, а для Нового Царства – бледно-желтый.

Живопись Древнего царства

Древнее Царство охватывает период с 27 по 22 века до н.э. Именно тогда происходило строительство Великих пирамид. В это время барельеф и живопись ещё не различались между собою. Оба средства выражения использовались для украшения гробниц фараонов, членов царской семьи и должностных особ. Во времена Древнего царства формируется единообразный для всей страны стиль живописи.

Особенности

Первые настенные росписи отличаются достаточно узкой цветовой гаммой, в основном это черные, коричневые, белые, красные и зеленые оттенки. Изображение людей подчинено жесткому канону, строгость которого тем выше, чем выше статус изображаемого. Динамизм и экспрессия свойственны фигурам, изображающих второстепенных персонажей.

В основном изображались сцены из жизни богов и фараонов. Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Живопись достигает высокой филигранности, как в изображениях персонажей, так и в силуэтах иероглифов.

Пример

Одним из самых значительных памятников Древнего царства считаются скульптуры царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (27 в. до н. э.). Мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, а женская - в желтый. Волосы фигур черные, а одежды белые. Полутона отсутствуют.

Живопись Среднего царства

Речь пойдет о периоде, который продолжался с 22 по 18 век до н.э. На протяжении этой эпохи в настенной живописи проявляется структура и упорядоченность, отсутствовавшие в эпоху Древнего Царства. Особое место занимает расписанный многоцветный рельеф.

Особенности

В пещерных гробницах можно увидеть сложные сцены, отличающиеся большим динамизмом, чем в предыдущие эпохи. Дополнительное внимание уделяется созерцанию природы. Росписи все чаще украшаются растительными орнаментами. Внимание уделяется не только правящему классу, но и обычным египтянам, например можно увидеть земледельцев за работой. При этом неотъемлемыми чертами живописи являются совершенный порядок и четкость изображаемого.

Пример

Больше всего на фоне других памятников выделяются росписи гробницы номарха Хнумхотепа II. Особого внимания заслуживают сцены охоты, где фигуры животных переданы с применением полутонов. Не менее впечатляют росписи гробниц в Фивах.

Живопись Нового царства

Новым царством ученые называют период с 16 по 11 века до н.э. Данная эпоха выделяется лучшими образцами египетского искусства. В это время живопись достигла своего наивысшего расцвета. Распространение гробниц способствует развитию живописи на стенах, покрытых штукатуркой. Ярче всего свобода выражения проявляется в гробницах частных лиц.

Особенности

Для эпохи Нового царства характерна неизвестная до той поры цветовая градация и светопроницаемость. Контакты с народами Азии привносят увлечение деталями и орнаментированные формы. Усиливается впечатление движения. Красители перестают наноситься ровным матовым слоем, художники стараются показать мягкие тональные переливы.

Через живопись фараоны демонстрировали свою силу пограничным народам. Поэтому распространенным было изображение сцен, воспроизводивших военные эпизоды. Отдельно стоит упомянуть тему фараона в запряженной боевой колеснице, последняя была привнесена гиксосами. Появляются изображения исторического характера. Искусство все чаще перекликается с национальной гордостью. Правители превращают стены храмов в «полотна», которые сосредотачивают внимание на роли фараона как защитника.

Пример

Гробница Нефертари. Это совершенный ансамбль живописи и архитектуры. В настоящий момент это самая красивая гробница Долины цариц. Росписи занимают площадь в 520 м². На стенах можно увидеть некоторые главы из Книги Мертвых, а также путь царицы в загробное царство.

  • Первая сохранившаяся древнеегипетская монументальная живопись была обнаружена в погребальном склепе 4 тыс. до н.э., расположенном в Гиераконполе. Она изображает людей и животных.
  • Древние египтяне рисовали минеральными красками. Черная краска добывалась из сажи, белая – из известняка, зеленая – из малахита, красная – из охры, синяя – из кобальта.
  • В древнеегипетской культуре изображение играло роль двойника действительности. Роспись гробниц гарантировала усопшим, что в загробной жизни их ждут те же блага, что и в мире людей.
  • В Древнем Египте считалось, что изображения обладают магическими свойствами. При этом их сила напрямую зависела от качества росписи, что объясняет особую тщательность, с которой египтяне относились к живописи.

Несмотря на многочисленные исследования, посвященные живописи Древнего Египта, разгаданы ещё далеко не все тайны этого искусства. Чтобы понять истинный смысл каждого рисунка и каждой скульптуры ученым придется трудиться ещё не один век.

Скалы с нанесенными на них петроглифами находятся в районе современной деревни Курта — около 40 км к югу от верхнеегипетского города Эдфу. В древности он звался Бехдет и был культовым центром бога неба Гора (позднее отождествлялся с греческим Аполлоном). Наскальные изображения — петроглифы — были обнаружены там канадскими археологами еще в начале 60-х годов XX века, но потом место было забыто. Вновь эти петроглифы открыла экспедиция Йельского университета в 2005 году: соответствующая публикация была сделана в 2007 году в Project Gallery of Antiquity .

Изображения были выбиты или вырезаны в скале, они отличаются большой натуралистичностью: можно разглядеть зубров и других диких животных.

На основании характера рисунка (подложка, техника и стиль), методики чернения и степени выветривания, а также археологического и геоморфологического контекста петроглифы были отнесены в позднему плейстоцену, а точнее — к позднему палеолиту (23 000-11 000 лет назад). Эта датировка подверглась критике археологического сообщества.

В 2008 году экспедиция под руководством Дирка Хюйджа, организованная Королевским музеем искусства и истории Брюсселя (Бельгия) обнаружила недалеко от Курты новые наскальные рисунки. Отложения, покрывающие петроглифы, частично состояли из нанесенной ветром пыли: именно она была проанализирована в лаборатории минералогии и петрологии (группа люминесцентных исследований) Университета Гента (Бельгия). Люминесцентный метод датировки способен определить, сколько времени прошло с тех пор, как осажденные частички пыли были скрыты от солнечного света новыми наслоениями. Другими словами, он показывает, как долго пыль «не видела» света.

Эти петроглифы оказались древнейшими как минимум во всей Северной Африке: люминесцентный анализ показал, что их возраст составляет как минимум 15 000 лет.

Петроглифы Курты более или менее современны европейскому искусству последнего ледникового периода, например в знаменитых пещерах Ласко (Франция) и Альтамира (Испания). Европейские памятники, как предполагается, на несколько тысяч лет древнее.

Открытие древнейшего искусства такого уровня мастерства — важная, но не неожиданная новость, отмечают эксперты. В более южных частях континента известны гораздо более древние образцы искусства. Так, в 1969 году в Намибии найдены изображения животных возрастом 26 000 лет. В 1999 и 2000 годах на побережье ЮАР были обнаружены выгравированные геометрические мотивы, которым 75-100 тысяч лет.

Изображения на скалах в Курте стилистически очень близки к европейским петроглифам ледникового периода, хотя их разделяют значительные расстояния.

Однако между ними есть «мостик»: подобные изображения чуть более позднего периода были найдены уже в Северной Италии, на Сицилии, а также на севере Ливии, у побережья. Принимая во внимание то, что уровень Средиземного моря во времена палеолита был на 100 м ниже (а африканские нелегальные мигранты успешно путешествуют в лодках на Сицилию и при современном высоком уровне моря), весьма вероятно, что в эпоху палеолита существовал культурный обмен между континентами, который определил сходство изображений.

На территории России известны петроглифы (например, Онежский бес в Карелии), возраст которых достигает 4 000 лет.

Есть что-то магически-притягательное и одновременно грустное в петроглифах. Имена талантливых художников древности и их истории мы никогда не узнаем. Все, что нам осталось, – наскальные рисунки, по которым можно попробовать представить жизнь наших далеких предков. Давайте заглянем в 9 знаменитых пещер с наскальными рисунками.

Пещера Альтамира

Открытую в 1879 году Марселино де Саутола в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.

Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.

Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.

После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.

Пещера Ласко

В 1940 году группа подростков случайно обнаружила рядом с Монтильяком во Франции пещеру, вход в которую открыло упавшее во время грозы дерево. Она небольшая, но под сводами находятся тысячи рисунков. Некоторые из них древние художники начали наносить на стены еще в 18 веке до нашей эры.

Тут изображены люди, символы и в движении. Исследователи разделили пещеру на тематические зоны для удобства. Далеко за пределами Франции известны рисунки Зала быков, другое его название – Ротонда. Тут находится самый крупный наскальный рисунок, из всех обнаруженных – 5-метровый бык.

Под сводами находится более 300 рисунков, в том числе тут можно увидеть животных ледникового периода. Предполагают, что возраст некоторых картин – около 30 тысяч лет.

Пещера Нио

На юго-востоке Франции находится , о живописи внутри которой местные жители знали еще в 17 веке. Однако должного значения рисункам они не придавали, оставляя рядом многочисленные надписи.

В 1906 году капитан Моляр обнаружил внутри зал с изображениями животных, который позже получил название Черного салона.

Внутри можно увидеть бизонов, оленей и козлов. Ученые считают, что в древности тут проводили ритуалы для привлечения удачи на охоте. Для туристов рядом с Нио открыт Пиренейский парк доисторического искусства, где можно больше узнать об археологии.

Пещера Коске

Недалеко от Марселя расположена , попасть в которую могут только те, кто умеет хорошо плавать. Чтобы увидеть древние изображения, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, расположенному глубоко под водой. Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения зверей и птиц, обнаруженные внутри, были сделаны 29 тысяч лет назад.

Капова пещера (Шульган-Таш)

Пещера Куэва-де-лас-Манос

На юге Аргентины в 1941 году тоже обнаружили древнюю живопись. Тут находится не одна пещера, а целая серия, общая протяженность которых 160 км. Самая известная из них – Куэва-де-лас-Манос. Ее название переводится на русский как « ».

Внутри много изображений человеческих ладоней – наши предки делали на стенах отпечатки левыми руками. Кроме того, тут можно увидеть сцены охоты и древние надписи. Изображения сделаны от 9 до 13 тысяч лет назад.

Пещеры Нерха

Пещеры Нерха находятся в 5 км от одноименного города в Испании. Наскальные рисунки были открыты случайно подростками, как это ранее случилось и в пещере Ласко. Пятеро ребят отправились ловить летучих мышей, но случайно увидели отверстие в скале, заглянули внутрь и обнаружили коридор со сталагмитами и сталактитами. Находка заинтересовала ученых.

Пещера оказалась внушительных размеров – 35 484 квадратных метра, что равнозначно пяти футбольным полям. О том, что в ней обитали люди, свидетельствует множество находок: орудия, следы очага, керамика. Внизу расположены три зала. Зал привидений пугает гостей необычными звуками и странными очертаниями. Зал водопадов оборудовали под концертный зал, в нем могут одновременно расположиться 100 зрителей.

Тут выступали Монсеррат Кабалье, Майя Плисецкая и другие известные артисты. Вифлеемский зал поражает причудливыми колоннами со сталактитами и сталагмитами. Наскальные рисунки можно увидеть в Зале копий и Зале гор.

До открытия этой пещеры ученые предполагали, что самые древние рисунки находятся в пещере Шове. По последним исследованиям, наши далекие предки начали заниматься творчеством еще раньше, чем считала современная наука. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что шесть изображений тюленей и морских котиков были сделаны предположительно 43 тысячи лет назад – соответственно, они еще старше наскальной живописи, обнаруженной в Шове. Однако выводы пока делать рано.

Пещера Магура

Изображения во всех этих пещерах и способы нанесения рисунков совершенно разные. Тем не менее, есть и общие черты. Художники древности передавали с помощью творчества свое восприятие мира и делились взглядом на жизнь, только делали это не словами, а рисунками.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»