Анализ фрагмента главы “Княжна Мери”. Анализ фрагмента главы «Княжна Мери

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - психологический. Он посвящен незаурядной личности, человеку, который, к сожалению, не может найти применения своим способностям. Чтобы глубже раскрыть характер главного героя, автор изображает его друзей и недругов. Так, страдающему Печорину противопоставлен Грушницкий – его «кривое зеркало», которое носит «маску разочарованности», постоянно играет «в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».
Этот юнкер считает себя честным и порядочным человеком, но стоит затронуть его самолюбие, и он сразу забудет о своем благородстве. Лучшее тому подтверждение – ссора и дуэль героя с Печориным. Эпизод поединка является одним из ключевых в романе: здесь, находясь между жизнью и смертью, каждый из соперников открывает свое истинное лицо.
Дуэль в «Княжне Мери» не похожа ни на какую другую в русской литературе, потому что этот трагический способ решения ссоры обычно исключает любое коварство и отличается безупречной честностью участников. Здесь же в основе поединка – подлый сговор Грушницкого с неким драгунским капитаном. Последний, конечно, не помышляет о страшном исходе дела, его цель – позабавиться, представив Печорина трусом и опозорив, но это не уменьшает вины. Грушницкий глуп: он доверился самоуверенному и безответственному человеку.
В начале дуэли капитан убежден, что события будут разворачиваться по его плану:
«Мы давно уж вас ожидаем», - говорит он с иронической улыбкой Вернеру и Печорину, намекая на их опоздание. А ведь герои прибыли вовремя! Вместо того чтобы примирить участников поединка, капитан пытается усилить конфликт. Секундант Грушницкого нарушает первое правило поведения на дуэли. Но Вернер дипломатично исправляет ситуацию: «… вы бы могли, господа, объясниться и кончить это дело полюбовно». Печорин выражает свою готовность помириться, но тут опять вступает драгунский капитан, который «мигнул Грушницкому». Вот здесь мы понимаем, насколько опасен секундант юнкера. Он олицетворяет мнение общества, которое с огромным удовольствием будет издеваться над Грушницким, если тот откажется от дуэли. Теперь для юнкера нет пути назад. «Мы будем стреляться», - говорит Грушницкий, еще не подозревая, что подписывает себе смертный приговор.
Печорин - хороший психолог. Я думаю, из него получился бы также прекрасный педагог, потому что он искусно пытается «перевоспитать» соперника, пробудить его совесть. Грушницкий и раскаялся бы, но он так слаб духом, а тут еще рядом драгунский капитан!
Надо также отметить мужество Печорина. Смертельно рискуя, он держится уверенно. Успевает заметить даже красоту пейзажа. И без того жестокие условия дуэли герой усложняет, продолжая испытывать не только Грушницкого, но и себя, а еще заранее освобождаясь от грядущих мук совести. По жребию юнкеру выпадает стрелять первому.
«Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного… но как признаться в таком подлом умысле?..» Жаль беднягу: за самолюбие и эгоизм он заплатил очень дорого.
Грушницкий целит Печорину в лоб. Неужели он хочет совершить убийство? Зачем? Ответ один: чтобы избавиться от позора, от обвинений в трусости.
В роковой для Печорина момент интересно ведет себя Вернер. Он обязан предотвратить трагедию, как честный секундант, знающий о заговоре, наконец, как врач, дававший клятву Гиппократа, однако не делает этого. Как же так? Я осуждаю Вернера и сочувствую Печорину, который обречен на гордое одиночество среди безвольных людей. Главному герою все подчиняются, но ему от этого только хуже.
Грушницкий не успел довести до конца свое черное дело: помешала та же слабость. Пуля оцарапала Печорину колено, и он смог удержаться на узкой площадке. Можно сказать, что здесь уже судьба дает Грушницкому еще один шанс. Но вместо раскаяния герой продолжает свою гнусную игру. Он спокоен, даже весел: вот-вот все закончится. Сейчас Грушницкого не интересуют ни Бог, ни душа. А зря. «Доктор, эти господа, вероятно второпях, забыли положить пулю в мой пистолет: прошу вас зарядить его снова, - и хорошенько!» - обращается Печорин к своему секунданту.
Тут наконец Грушницкий понимает истинный смысл всех предыдущих фраз соперника. Юнкер опозорен. Вот куда привел его неправедный путь. Смелость драгунского капитана тут же сменяется растерянностью. Он бросает «истинного друга» в самый трудный момент, предает, уходя от ответственности.
Печорин до конца пытается избежать кровопролития: «Грушницкий, … еще есть время. Откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все; тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено, - вспомни, мы были когда-то друзьями».
Благородство Печорина, его искренняя доброжелательность выводят Грушницкого из себя: «Стреляйте!… Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…»
Истоки злобы Грушницкого в том, что рядом с Печориным он всегда чувствует себя ущербным, несостоятельным человеком. И мучительно завидует. Этот юнкер теперь честно признается себе, всем, что он подлец. И еще какой! Он воплощение зла ровно настолько, насколько Печорин – воплощение добра, поэтому их сосуществование невозможно: кто-то один должен погибнуть.
Справедливость в этой борьбе побеждает, так проявляется гуманизм автора. В целом эпизод, пожалуй, нагляднее всех прочих свидетельствует о неиссякаемой энергии Печорина, непреклонности его воли, стремлении отстаивать свое достоинство во что бы то ни стало и безумном одиночестве среди людей, «на все случаи жизни» имеющих «готовые пышные фразы», за которыми … пустота.

Задачи и тесты по теме "Дуэль Печорина с Грушницким. (Анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)."

  • Орфоэпия - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку

    Уроков: 1 Заданий: 7

  • Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функция в слове - Звуки и буквы 1 класс

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

Выполнил преподаватель русского языка и литературы

Гавришев Павел Александрович

Тверь

2013

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий учебным отделом

И.Моряков

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА УРОКА: «Анализ повести «Княжна Мери» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ : Использование элементов технологии критического мышления при анализе повести М.Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ :

    Дать представление о психологическом романе, о понятии «диалектика души».

    Проанализировать содержание повести «Княжна Мери».

    Познакомить с философскими концепциями, необходимыми для понимания замысла романа.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ :

    Развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное в художественном произведении.

    Развивать умения грамотного и свободного владения речью.

    Развивать интеллектуальную и эмоциональную сферу мышления читателя.

    Продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

    Повысить мотивацию к познанию, формирующую интерес обучающихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня обученности.

    Развивать творческие способности и образное мышление c уворовцев.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ :

    Воспитывать гуманное отношение к человеческой личности.

    Содействовать осознанию специфической особенности литературы, отражающей мировоззрение автора и особенностей исторической эпохи.

    Содействовать развитию умений аргументировать свою точку зрения, уважать мнение своих оппонентов.

    Воспитывать умение работать в группе, дисциплину и собранность.

    Формировать культуру общения на уроке.

    Воспитывать интерес к русской литературе.

ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний, умений, навыков

ВИД УРОКА: комбинированный.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

демонстрационно-компьютерный комплекс, тексты романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», презентация к уроку.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ :

    Особенности психологического романа.

    «Система» Печорина».

    Оценка «системы» Печорина.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ : 2 урок (9 40 – 10 25 ).

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ : кабинет русского языка и литературы № 121.

Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература)

Гавришев П.

п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП

Этапы урока/занятия, на которых технология применяется

Компетенции

Технология критического мышления

1.Организационный этап Самоопределение к деятельности. Включение в деловой ритм. Устное сообщение преподавателя. Подготовка взвода к работе.

2.Рефлексия деятельности

Суворовцы осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Личностные: самоопределение; смыслообразование;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

познавательные: рефлексия

ИКТ + технология развивающего обучения

1.Актуализация знаний

Актуализация темы урока через познавательную деятельность обучающихся..

2.Формирование знаний, умений и навыков

Учебно-познавательные: межпредметная связь (русский язык, литература, история, МХК);

коммуникативные: выступать с устным сообщением;

общекультурные: знакомство сособенностями национальной и общечеловеческой культуры; информационные: владеть навыками работы с учебниками, словарями

Технология проблемного обучения

Организация закрепления знаний

Формирование практических умений и навыков по решению заданий разной степени сложности

Регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Со Содержание урока

Время

Работа суворовцев

Организация начала урока.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Актуализация знаний. Формулировка темы и цели урока

1 учебный вопрос. Особенности психологического романа.

Слово преподавателя.

Герой нашего времени” - первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя “одна душа, одни и те же муки”. Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе “героя времени”. Через сложность и противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в 4 и 5 повестях), то есть от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Запись в тетради :

Психологический роман - разновидность романа, в котором автор ставит за цель изображение и исследование «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души». В своей классической форме выступил в XIX веке преимущественно в русской и французской литературе. В XX веке его влияние распространилось на всю мировую литературу.

Слово преподавателя .

Сведения из биографии Лермонтова говорят о том, что он еще со времен обучения в Благородном пансионе и вплоть до окончания обучения в Московском университете изучал философию, как и все образованные люди своего времени.

В частности, критики признают, что на его творчество оказал огромное влияние журнал «Московский вестник» - философско-эстетический журнал с повышенным интересом к немецкому романтическому движению, к немецкой философии.

Э.Кант, А. Шопенгауэр, Г. Гегель и др. – наиболее известные и популярные философы-современники М.Ю. Лермонтова.

Вопрос. Откуда у писателя в столь молодые годы такое знание психологии человека, его слабостей и особенностей характера, продемонстрированные в романе «Герой нашего времени»?

Ответ. Личный жизненный опыт и умение использовать знания, почерпнутые из книг известных современников. Наиболее ярким оказывается совпадение высказываний героя романа и цитат из философского труда А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» (1819 г.)

Анализируя повесть, мы возьмем лишь одну линию сюжета, связанную со взаимоотношениями Печорина и женских персонажей, воссозданных Лермонтовым на страницах «Княжны Мери». Отношение к женщинам в 19 веке очень сильно отличалось от современного, поэтому не удивляйтесь тем высказываниям, с которыми нам придется познакомиться.

Задание взводу:

По стилю определить, какому из двух авторов принадлежат высказывания, выявить смысловые сходства и различия.

    Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной. Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины.

    Женщины более мужчин оказывают к несчастным сострадания, а потому и более человеколюбия и участия, зато уступают им в деле справедливости и добросовестности.

    С тех пор как поэты пишут и женщины их читают, их столько раз называли ангелами, что они, в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплементу…

    Низкорослый, узкоплечий, широкобедрый пол мог назвать прекрасным только отуманенный рассудок мужчины…

    Между мужчинами существует от природы простое равнодушие, между женщинами уже природная враждебность… уже при встрече на улицах они смотрят друг на друга, как гвельфы и гибеллины.

    Что женщина не сделает, чтобы огорчить соперницу? … нет ничего парадоксальнее женского ума: женщин трудно убедить в чем-либо, надо довести их до того, чтоб они убедили себя сами…

Ответ. 1, 3, 6 высказывания принадлежат перу М. Лермонтова (роман «Герой нашего времени»). В этих высказываниях прослеживается желание показать различие между типичными психологическими портретами мужчин и женщин.

Слово преподавателя. В 18 – 19 веке равенства между мужчиной и женщиной не мыслилось, женщине отказывали и в уме, и в порядочности, и даже в красоте, наделяя ее коварством, хитростью, лицемерием. Женщина – существо «низшего ранга». Поэтому Печорин среди дам не ищет друга. Это стыдно!

    Учебный вопрос. «Система Печорина».

Слово преподавателя.

Сегодня мы попытаемся проанализировать повесть, исходя из понимания того, что в ней больше психологизма, чем острого сюжета. Мы попытаемся разобраться в чувствах героев и в мотивах их поступков.

Исходя из личного опыта, Печорин приходит к выводу, что женщинами можно манипулировать, управлять их чувствами, чтобы покорять их сердце, одерживать верх в любовной игре (чем сильно напоминает Евгения Онегина). Играя чувствами женщин, как клавишами музыкального инструмента, он добивается необходимой ему «мелодии».

Отношение Печорина к дамам, к сожалению, не единично, в этом он скорее похож на современное ему большинство, которому внешне противостоит.

Необходимо проанализировать отношения главного героя и княжны, в рамках которых и действует печоринская «система» - система, благодаря которой в течение одного месяца он смог добиться пылкой любви неопытной девушки. Поняв суть этой системы, мы сможем попытаться разобраться в психологии главного героя, её противоречивости.

Ведь именно противоречия внутри самого героя (конфликт Печорина с самим собою) являются яркими признаками жанра психологического романа. Без подобного конфликта психологический роман не мыслим.

Задание взводу:

Проанализировать поступки Печорина по отношению к княжне, рассмотреть «систему» в действии, попытаться объяснить ее суть (подтвердить текстом).

Ответ .

Первое правило «системы» - стать центром внимания людей, дать повод для разговора, стать интересным для окружающих, но не входить в круг общения обольщаемой дамы, дабы разжечь искру интереса в ее сердце (чтение отрывка из романа).

Втрое правило – вызвать в сердце дамы чувство досады, заставить думать о себе, может быть, даже причинив какую-либо неприятность, исходя из принципа, что даже ненависть ближе к любви, чем равнодушие (чтение отрывка из романа).

Третье правило – проявить интерес, вдруг выделить даму среди всех. Если возможно, оказать какую-либо услугу, требующую от мужчины мужества и т.д. И не искать благодарности, вызвав удивление резкой сменой отношения (чтение отрывка из романа).

Четвертое правило – смеяться над всем на свете, особенно над чувствами. Добиться женского изумления, испуга (чтение отрывка из романа).

Пятое правило – лишить избранницу своего внимания, избегать ее общества, заставить женщину засомневаться в своих чарах (чтение отрывка из романа).

Шестое правило – рассчитывать на женское сострадание, чувство, которому так легко поддаются все женщины (чтение отрывка из романа).

Седьмое правило – рассчитывать на первое прикосновение, которое решает дело – это начало страсти (чтение отрывка из романа).

Восьмое правило – добиться того, чтобы женщина была недовольна собой, обвиняла себя в холодности. «Это первое и главное торжество», «Завтра она захочет вознаградить вас. Я все это уже знаю наизусть – вот, что скучно».

Вопрос взводу. Рад ли Печорин тому, что «система» в очередной раз «сработала»?

Ответ. Разочарован.

Читатель убеждается в том, что Печорин – знаток души человеческой. Он способен вызывать в людях нужные ему эмоции. Печорин, говоря современным языком, психолог. Нам как читателям дана возможность следить за зарождением страсти в души молоденькой княжны, дана возможность разобраться в мотивах, которыми руководствовался Печорин, ухаживавший за неопытной девушкой.

Вопрос взводу. Ради какого весьма опасного чувства всего этого добивается Печорин?

Ответ. Ради удовлетворенной, насыщенной гордости.

Печорин сам анализирует свои поступки и обозначает их причины и мотивы. Подобный анализ свойственен жанру психологического романа, поскольку на обозрение выставляется «жизнь души человеческой», «внутренний мир человека». Более тщательно описывается не то, что сделал главный герой, а то, что его подвинуло к подобным действиям.

Вопрос взводу. Зачем Печорин столько времени и труда тратит на столь неблаговидное дело, в чем причина его поступка?

Ответ.

1. Зависть.

«Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – зависть; я говорю смело «зависть», потому что привык себе во всем признаваться; и вряд ли найдется молодой человек, который, встретив хорошенькую женщину, приковавшую его праздное внимание и вдруг явно при нем отличившую другого, … который бы не был этим поражен неприятно».

2. Желание показать княжне Мери и Грушницкому истинное положение вещей.

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно…»

3. Желание борьбы, страдание от скуки, поиск развлечений.

3 Учебный вопрос. Оценка «Системы» Печорина.

Мы смогли понять причины, подтолкнувшие Печорина к решительным действиям, смогли понять его психологию, но не вынесли оценки его поступкам.

Вопрос взводу. Как мы должны оценить «систему» Печорина с точки зрения морали, если в результате своего «подвига» Печорин высказывает следующую мысль?

(«И княгиня внутренне радовалась, глядя на свою дочку; а у дочки просто нервический припадок: она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъяснимое наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого звания»)

Ответ. Система Печорина превращает людей в механизмы, омертвляя, убивая чувства в нем самом. Главный герой полон противоречий, раздирающих его душу. Он сам готов броситься к ногам княжны и просить у нее прощения, но не делает этого. И для читателя все равно остаются тайной причины многих поступков Печорина.

Слово преподавателя. И вроде бы здесь надо поставить точку, выяснив, что Печорин – это собранье пороков в полном их развитии, но что-то при чтении романа заставляет сочувствовать герою, и в момент дуэли мы переживаем за Печорина, не желая ему смерти. Значит, герой не совсем понят нами. Остается желание разобраться в сути характера, представленного на обозрение читателям.

Вопрос взводу. Почему Печорин, зная, что принесет страдания княжне Мери, продолжал свои действия, не испытывая особенных угрызений совести?

Ответ. Как один из вариантов ответа вспоминаются слова Печорина о будущей собственной смерти от злой жены. Речь идет о предсказании, услышанном главным героем в детстве. Но вряд ли это является истинным объяснением причины. Возможно, главный герой видел перед собою девушку, кавалером которой быть никогда не хотел (считал ее избалованной излишним вниманием, пустой и напыщенной светской красавицей). Возможно, Печорин намеренно причинил ей страдание.

Слово преподавателя. Мы и современники Лермонтова по-разному относимся к такому понятию, как «страдание». В чем же разница?

А. Шопенгауэр называет страдание «ближайшей и непосредственной целью нашей жизни». Для современников Лермонтова страдание – чувство наиболее глубокое, чем радость, радоваться жизни немодно, глупо, пошло. Печорин уверен, исходя из этого, что запоминается женщинам именно потому, что причинил им страдание.

«Может быть, - подумал я, - ты оттого именно меня и полюбила: радости забываются, а печали никогда…

Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего не дал мне, кроме страданий» (разговор с Верой).

Слово преподавателя . Напрашивается сам собою странный вывод. Печорин хочет, чтобы его любили, и видит единственный путь – приносить страдания любимому человеку. Современники Лермонтова считали, что страдания очищают душу человека, делают его лучше, возвышеннее.

Подобные парадоксы свойственны жанру психологического романа (то, что, на первый взгляд, кажется скверным и злым, может оказаться справедливым и человечным, и наоборот…)

Вопрос взводу . Верно ли, что княжна Мери после «истории» с Печориным стала другой, стала лучше? Опишите, какой она была до знакомства с Печориным.

Ответ . Да. Ее душа, испытав страдания, стала способна к глубоким чувствам. Она смотрит на мир другими глазами.

Вопрос взводу . В чем истинная причина такого состояния души, такого мировоззрения главного героя и многих его современников?

Вывод (записывается в тетради).

Созданная обществом прослойка дворян, не знающих, чем себя занять, искусственна. Лишения и нужды их не коснулись, единственный путь для жизни души – страдания. Скука гнетет их.

Приведем в пример слова известного немецкого философа А. Шопенгауэра:

«Работа, беспокойство, труд и нужда есть, во всяком случае, доля почти всех людей в течение всей жизни. Но если бы все желания исполнялись, едва успев возникнуть, - чем тогда наполнить человеческую жизнь, чем убить время? Если бы человеческий род переселить в ту благодатную страну, где в кисельных берегах текут медовые и молочные реки, … то люди частью перемерли бы со скуки… частью воевали бы друг с другом, и резали, и душили бы друг друга, и причиняли бы себе гораздо больше страданий, чем возлагает на них природа».

Роман «Герой нашего времени» не может быть полностью понят читателем, если тот не почерпнул определенных (необходимых) знаний из психологии и философии, если читатель сам не способен глубоко чувствовать.

Особенностью жанра психологического романа является то, что писатель рассчитывает на подготовленную читательскую аудиторию, на ее познавательный интерес, на её стремление разобраться не только в сути характеров главных героев, но и, прежде всего, в себе самих.

4.Подведение итогов урока . Выставление оценок.

5. Задание на самоподготовку

Письменно ответить на вопрос: «Почему Печорин во время дуэли не пощадил Грушницкого?»

2 мин

3 мин

10 мин.

15 мин.

10 мин.

3 мин.

2 мин.

Рапорт ЗКВ.

Приветствие взвода.

Анализируют иллюстрации, отвечают на вопросы, формулируют цели урока

Анализируют слайды презентации, делают выводы, обобщают.

Осмысляют, сопоставляют, анализируют, делают выводы

Работают в тетрадях

Слушают. Делают записи в тетрадях

Слушают, анализируют, делают записи в тетрадях

Отвечают на вопросы

Выполняют задания преподавателя, реализуют творческое задание

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Записывают в тетради.


Преподаватель (руководитель ОД русский язык и литература) П.Гавришев

1 слайд

Анализ повести «Княжна Мери» У меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку.

2 слайд

Пейзаж в повести Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растуших в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури» ; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом… Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?.

3 слайд

Пейзаж в повести Какие выразительные средства использованы в описании? сравнения (как мохнатая персидская шапка), метафоры(амфитеатром громоздятся горы), олицетворения(ветки черешен смотрят мне в окна) , эпитеты)(серебряная цепь снеговых вершин)

4 слайд

Пейзаж в повести Каким настроением проникнуто описание? (восторженным, лирическим) Как это характеризует Печорина? (Он человек, обладающий чувством прекрасного, владеющий даром слова) Какие стихотворения Лермонтова напоминает вам последнее предложение(риторический вопрос)? (И скучно, и грустно…», «Когда волнуется…») Сделайте вывод о сходстве характеров автора и его героя

5 слайд

Печорин в системе образов повести Какие герои романа помогают читателю узнать характер Печорина?

6 слайд

Печорин в системе образов романа Максим Максимыч называет Печорина «странным», рассказчик замечает противоречивость его характера, отраженную во внешности. Является ли «водяное общество» идеальным для героя, ведь он принадлежит к нему? Сам Печорин отвечает на этот вопрос отрицательно: « Во мне душа испорчена светом…»

7 слайд

Печорин в системе образов романа Они пьют – однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом; они играют и жалуются на скуку. Они франты: опуская свой оплетенный стакан в колодец кислосерной воды, они принимают академические позы: штатские носят светло-голубые галстуки, военные выпускают из-за воротника брыжи. Они исповедывают глубокое презрение к провинциальным домам и вздыхают о столичных аристократических гостиных, куда их не пускают - Найдите соответствия между этим описанием и стихотворением « Как часто, пестрою толпою окружен»

8 слайд

Печорин и доктор Вернер Можно ли портрет Вернера считать психологическим? Что в нем привлекает внимание? Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.

9 слайд

Печорин и доктор Вернер Сопоставляются или противопоставляются герои? Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом… Почему они не стали друзьями? Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!

10 слайд

Печорин и Грушницкий Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. Грушницкий – юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.

11 слайд

Печорин и Грушницкий Какое впечатление производит Грушницкий? Прав ли Печорин, говоря о нем: «Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился.» В каких эпизодах раскрывается позерство и подлость Грушницкого?

12 слайд

Анализ эпизода дуэли 1. Роль эпизода в повести 2. Причина и повод дуэли 3. Условия дуэли 4. Поведение героев. Психологические детали, раскрывающие их состояние 5. Речевая характеристика 6. Роль пейзажа 7. Роль других персонажей

13 слайд

Печорин и княжна Мери Рассмотрите иллюстрации, охарактеризуйте историю Печорина и Мери

14 слайд

Княжна Мери У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят…

15 слайд

Почему Печорин решил завоевать Мери? Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы.

16 слайд

Мери и Бэла. Одинаково ли отношение к ним? Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей? Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, – только мне с нею скучно… Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. – Или вы меня презираете, или очень любите! – сказала она наконец голосом, в котором были слезы. – Может быть, вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить? Это было бы так подло, так низко, что одно предположение… о нет! не правда ли, – прибавила она голосом нежной доверенности, – не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение? Ваш дерзкий поступок… я должна, я должна вам его простить, потому что позволила… Отвечайте, говорите же, я хочу слышать ваш голос!.. – В последних словах было такое женское нетерпение, что я невольно улыбнулся; к счастию, начинало смеркаться. Я ничего не отвечал. – Вы молчите? – продолжала она, – вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?.. Я молчал…

Самоанализ Печорина Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни. И с той поры сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия: я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их радости и страданья – и никогда не мог насытиться. Так, томимый голодом в изнеможении засыпает и видит перед собой роскошные кушанья и шипучие вина; он пожирает с восторгом воздушные дары воображения, и ему кажется легче; но только проснулся – мечта исчезает… остается удвоенный голод и отчаяние! И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить? а все живешь – из любопытства: ожидаешь чего-то нового… Смешно и досадно!

20 слайд

Подведем итоги «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец». Дайте свою оценку Печорину Прочитайте новеллу «Фаталист» Составьте словарь афоризмов печорина

21 слайд

Источники Фильм со страницы Рябизовой В.С http://www.sch1262.ru/lermontov/1121.html http://lermontov.sch1262.ru/1121.html http://www.kino-govno.com/movies/knjazhnameri/gallery/images/15 http://900igr.net/kartinki/literatura/Bela/060-Povest-Knjazhna-Meri.html http://history-life.ru/post64451910/ http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-vkl/Lre304-9.htm http://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2007/11/blog-post_8500.html http://il.rsl.ru/html/057/j05637.html http://www.proshkolu.ru/user/vik-navigator/file/1226538/ - шаблон презентации Писаревская Т.А http://artcyclopedia.ru/portret_voennogo_(pechorin_na_divane)_1889-vrubel_mihail.htm http://900igr.net/fotografii/literatura/Bela/028-Pechorin.html- Печорин http://forum-slovo.ru/index.php?PHPSESSID=0i7ko7k5jl6mjgm3k85d8sp016&topic=28746.20- Даль и Миронов http://www.photosight.ru/photos/2195264/- цветок Слайд из презентации http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Bela/027-Povest-Taman.html

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»