«Наша эпоха» в домике Романа Клейна – необычный московский музей! Музей изобразительных искусств клейн.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Родился в семье купца первой гильдии Ивана Макаровича Клейна и его жены Эмилии Ивановны. Есть версия, что родители Клейна были крещенными немецкими евреями. Известно, что с 1878 года им принадлежал дом И.Г. Григорьева - В.П. Писемской на Малой Дмитровке, где прежде жил И.С. Аксаков. В гостях у Клейнов бывали музыканты Антон и Николай Рубинштейны, архитектор Александр Вивьен, который десятилетнего Романа начал возить на строительство и показывать архитектурные чертежи, художники, литераторы, поэты, музыканты.

В 1873 – 1874 годах Роман Клейн учился в гимназии Креймана и посещал курсы Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где был отмечен двумя наградами за свои успехи в учебе.

В 1875 году будущий архитектор решил отделиться от родителей. Он отказался от финансовой поддержки и, сняв вместе с другом крохотную каморку без мебели, спал на пружинном матрасе, купленном у старьевщика. Матрас на ночь ставился на чертежные козлы, а днем снимался. В это время Роман Клейн начал работать младшим чертежником в мастерской архитектора В.О. Шервуда, строившего здание Исторического музея на Красной площади.

В 1877 году Роман Клейн поступает в Императорскую Академию художеств, которую оканчивает в 1882 году со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После этого он отправляется в пенсионерскую поездку в Италию и Францию, где участвует в создании павильонов для Парижской выставки 1889 года в мастерской архитектора Шарля Гарнье.

Вернувшись в 1885 году, молодой архитектор работал помощником в архитектурных мастерских В.О. Шервуда и А.П. Попова.

В 1886-1888 годах Роман Клейн осуществил свой первый самостоятельный проект – особняк В.А. Морозовой на Воздвиженке, 14. Эта постройка ввела его в круг заказчиков купцов-старообрядцев.

11 ноября 1888 года был объявлен конкурс на строительство Верхних торговых рядов и 26 февраля конкурсной комиссией первая премия в 6 000 рублей была присуждена проекту под названием «Московскому купечеству» А.Н. Померанцева, вторая премия в 3 000 рублей под названием «По программе» - Р.И. Клейну, третья премия в 2000 рублей досталась проекту под названием «С богом» архитектора А.Е. Вебера.

В 1889 году Роман Клейн, благодаря этой премии, получил заказ на возведение Средних торговых рядов на Красной площади.

В 1888 – 1889 году им также было перестроено здание для Сибирского и Русского для Внешней торговли банков на Ильинке, 12/2.

В 1888 – 1903 году был построен Торговый дом Серпуховского городского общества в Ипатьевском переулке.

В 1890 – 1892 годах построен Торговый дом «Варваринское подворье» на углу Варварки, 7 – Никольского переулка, 11.

В 1893 – 1896 годах архитектор Роман Клейн строит Гинекологический институт им. А.П. Шелапутиной при Московском университете.

В 1896 году Академией художеств был объявлен конкурс проектов здания Музея изящных искусств им. Александра III. Роман Клейн получил золотую медаль и в течение почти двадцати лет возводил здание, совмещающее функции университетского и художественного музеев – просветительского центра. Музей изящных искусств был построен при участии архитекторов Г.Б. Бархина, И.И. Рерберга, А.Д. Чичагова, инженера В.Г. Шухова, художников И.И. Нивинского, П.В. Жусковского, А.Я. Головина, скульптора Г.Р. Залемана на Волхонке, 12, в 1912 году.

В 1901 – 1902 годах были построены Средние торговые ряды на Красной площади, 5. Московский путеводитель того времени сообщал: «Главный корпус здания представляет из себя неправильный четырехугольник, выходящий фасадом на 4 окружающих его улицы, образующих двор, внутри которого находятся остальные 4 корпуса. В главном кольцевом здании три этажа, местами с палатками. Во внутренних корпусах два этажа и также с палатками. Два внутренних корпуса разделены коридорами, перекрытыми стеклом. Наружные въезды на поверхности двора находятся с трех сторон». «Площадь, занимаемая рядами, простирается до 4000 саженей. Здание вмещает более 400 торговых помещений и вместе с землею оценивается в 5 миллионов рублей».

В 1900-1903 годы Роман Клейн построил Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых по заказу Московского университета на Малой Пироговской, 20.

В 1900 году он выстроил собственный дом в Олсуфьевском переулке, 6.

В 1905 – 1907 годах архитектор Роман Клейн построил электростанцию Общества электрического освещения на Раушской набережной, 8.

В 1908 – 1910 годах им выстроено новаторское здание на железном каркасе, изобретенном американскими инженерами, – Торговый дом товарищества Мюр и Мерелиз, ставший позднее магазином ЦУМ, на Петровке, 2.

В 1903 году в промышленной архитектуре Роман Клейн расширил пристройками здание Трехгорного пивоваренного товарищества на Кутузовском проспекте, 12. В 1906, 1909 – 1910 годах он перестроил там элеватор и водонапорную башню.

В 1907 – 1914 годах построил восемь производственных корпусов шелковой фабрики К.О. Жиро на улице Тимура Фрунзе, 11.

В 1915 – 1916 годах Роман Клейн построил здания фабрики Акционерного Общества «Каучук» на улице Усачева, 11.

После 1917 года и смены власти, архитектор Роман Клейн пытался продолжать заниматься архитектурой. Он работал штатным архитектором Пушкинского музея, состоял в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ.

В 1924 году, начав руководить проектным бюро Наркомпроса, через четыре месяца после назначения архитектор Роман Клейн скончался. П охоронен на Введенском кладбище.

Архитектор Роман Иванович Клейн (настоящее имя и отчество - Роберт Юлиус) родился в марте 1858 года в городе Москве в еврейской купеческой семье, проживавшей в то время на Малой Дмитровке.

В гостях у его родителей часто бывали такие известные люди, как композитор и дирижер Антон Рубинштейн со своим братом Николаем - пианистом-виртуозом, архитектор Александр Осипович Вивьен и многие представителе культурной общественности (художники, писатели, поэты и музыканты).

Скорее всего, занятия с Александром Вивьеном определили будущий выбор специальности Романа Ивановича.

Далее была учеба в Императорской Академии художеств в Петербурге, которую Роман Иванович закончил в 1882 года с присвоением звания «Классного художника архитектуры». Для совершенствования своих умений был направлен в пенсионерскую (пансионерскую) поездку в Европу от этого заведения.

Там ему посчастливилось поработать с таким мэтром архитектуры, как Шарль Гарнье, участвовавшим тогда в возведении построек для Парижской выставки, состоявшейся в 1889 года.

После своего возвращения в Москву в 1885 году, архитектор Клейн работает помощником в архитектурных мастерских Владимира Шервуда и Александра Попова.

С 1888 года Роман Иванович начинает самостоятельную практику. Первой постройкой стал дом Морозовой на улице Воздвиженке. Именно благодаря Варваре Алексеевне, молодой человек знакомится с представителями старообрядческого купечества - Шелапутиными, Прохоровыми, Морозовыми и Коншиными.

Двадцать лет своей жизни архитектор Клейн посвятил одному из самых значимых своих творений - Музею изящных искусств им. Александра III (ныне - ГМИИ им. А.С. Пушкина).

Роман Иванович признан и как специалист по промышленной архитектуре. По его проектам возводились производственные здания для промышленников Москвы - Юлия Гужона, Альберта Гюбнера, семьи Жиро и многих других.

Большой вклад внес архитектор в облик южной части района Китай-город. Там по его проектам были построены здания нескольких банков и Средние торговые ряды.

После революции 1917 года Клейн остается в России и продолжает заниматься архитектурной деятельностью, но создать что-то значимое не успел. В 1924 году Романа Ивановича не стало. Похоронили мастера на .

Дома и здания работы архитектора Клейна Р.И. в Москве

Фото 1. Кинотеатр "Колизей" на Чистопрудном бульваре, 17





Фото 2. Доходный дом графини Милорадович на Поварской, 22

Клейн, Роман Иванович

Роман Иванович (Роберт Юлиус) Клейн (1858-1924) - российский архитектор, работавший в Москве. Один из самых плодовитых и востребованных архитекторов конца XIX - начала XX века. Строитель Музея изящных искусств (Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ), Средних торговых рядов, Бородинского моста и десятков других памятников. Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле. Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и др.

Клейн, Роман Иванович , фото 1890х гг., фото

Биография

Родился в купеческой (потомственного почётного гражданина) семье. Во время обучения в гимназии посещал курсы в МУЖВЗ, в 1875-1877 работал чертёжником у В. О. Шервуда на постройке Исторического музея, в 1877-1882 окончил петербургскую Академию художеств, затем два года стажировался в Европе, работал у Шарля Гарнье. В 1888 открыл собственную практику в Москве. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - Ф. О. Шехтеля. Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - Кекушеву, Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю. - М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896-1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым, архитектором-самоучкой без разрешения на право производства работ, который не мог быть допущен к строительству такого масштаба (и, вероятно, не собирался посвятить многие года такому длительному проекту). В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему длительное турне в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера и ученики Клейна, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Через школу фирмы Клейна прошли десятки молодых архитекторов, инженеров и художников. Например, фасад и интерьеры знаменитого чайного магазина Перлова на Мясницкой, выстроенного фирмой Клейна, фактически проектировал К. К. Гиппиус.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса авиазавода в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).


Клиника на Девичьем Поле, 1893, фото Attribution-Share Alike 2.5

Доходный дом князя А. Г. Гагарина, 1898, фото

"Мюр и Мерилиз" (ЦУМ), 1906-1908, фото Attribution-Share Alike 2.5

Особняк Некрасова, Хлебный переулок, 20, 1906, фото Attribution-Share Alike 2.5

Шелапутинское училище, Ленинский проспект, 15, 1900-1903, фото Attribution-Share Alike 2.5

Работы Клейна во многом определили облик южной части Китай-города - он построил Средние торговые ряды на Красной площади, банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстрои школы на Ленинском проспекте, 15, в проезде Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на Введенском кладбище.

Литература

  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты - Издание 3-е. - М.: Жираф, 2005. - С. 254-274. - 2 500 экз. - ISBN 5-89832-043-1.

См. также

  • Фабрика Жиро в настоящее время

источник : статья в русскоязычной Википедии на дату публикации ru.wikipedia.org


Бывшие доходные дома, фабрики, торговые предприятия, построенные по проектам знаменитого архитектора, сегодня превращаются в элитные жилые комплексы

Роман Клейн — один из самых важных и узнаваемых российских архитекторов конца XIX — начала XX веков. Почти за 40 лет работы он только в Москве спроектировал больше полусотни построек, в том числе здание Торгового дома товарищества «Мюр и Мерелиз» (ныне ЦУМ), корпуса Трехгорного пивоваренного завода и Бородинский мост. Всемирную известность архитектору принесло здание Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ им. А. С. Пушкина).

Основная часть московского наследия Клейна — многочисленные доходные дома и бывшие фабричные корпуса, которые сегодня перестраиваются под элитное жилье. «РБК-Недвижимость» рассказывает о некоторых таких примерах.

Доходный дом Клейна

Одним из первых проектов реновации клейновских построек стала реконструкция бывшего доходного дома Клейна (1889, 1896), расположенного в Олсуфьевском переулке, 6, стр. 1. После революции трехэтажное строение постигла участь большинства доходных домов — его перепланировали и приспособили под коммунальные квартиры. В 1993 году компания «Реставрация Н» расселила здание и приступила к его реконструкции. «В результате был создан новый и необычный для середины 1990-х годов тип жилья — элитный дом с просторными планировками квартир, самой современной на то время инженерией и оригинальным интерьером входной группы. Кстати, это один из первых столичных домов, подъезд которого в 1990-х годах вновь стал называться парадным», — говорит генеральный директор девелоперской компании «Реставрация Н» Энвер Кузьмин.

«Клубный дом Depre на Петровском бульваре»

Девелоперская компания KR Properties занимается реконструкцией сразу нескольких объектов Романа Клейна. Один из них — здание бывшего «Торгового дома К. Ф. Депре» на Петровском бульваре, 17/1. Одноэтажное здание в стиле модерн было построено в 1899-1902 годах для «Торгового дома К. Ф. Депре», официального поставщика вин для императорского двора. До революции здесь находился фирменный магазин предприятия, а в советские годы — завод по розливу кавказских вин и коньяков «Самтрест». В 1993-м здание надстроили вторым этажом. Сейчас клейновский дом реконструируют, проект называется «Клубный дом Depre на Петровском бульваре». Девелопер обещает восстановить архитектурный облик здания по оригинальным эскизам Романа Клейна более чем вековой давности.

Лофт «Рассвет»

Здание складов и выставочных сооружений торгового дома «Мюр и Мерилиз», официального поставщика императорского двора, в начале ХХ века считалось одним из самых передовых в техническом отношении. Постройка 1910-х годов, стилизованная под английскую готику, была выполнена из металлических конструкций по проекту инженера Владимира Шухова и оснащена электрическими лифтами. В советские годы здесь располагался машиностроительный завод «Рассвет», один из корпусов которого, в Столярном переулке, 3, сейчас реконструируется под жилой проект.

Задачу превратить бывший заводской корпус позднесоветской постройки в лофт-аппартаменты компания KR Properties пригласила российское бюро ДНК аг. Фасад вытянутого промышленного корпуса визуально разбит на несколько объемов, напоминающих средневековые домики. Бетонные панели заменены на кирпичную кладку разных тонов и фактур.Условный «дом» по фасаду соответствует в плане большому лофту — с видом на музей на западной стороне здания и двум поменьше — на восточной стороне. Дома отличаются фактурой кирпичной кладки, обрамлением окон и балконами. Кроме того, западные и восточные фасады имеют разную ширину, пропорции и количество окон. После реконструкции здесь планируется разместить двухуровневые апартаменты и таунхаусы в составе клубного комплекса «Рассвет».

ЖК «Садовые кварталы»

В 1915-1916 годах по проекту Романа Клейна на улице Усачева были построены корпуса фабрики акционерного общества «Каучук», из которых сегодня сохранился лишь один — шестиэтажное здание заводоуправления (корпус 3.9). Он расположен на территории элитного комплекса клубных домов «Садовые кварталы», возведенного на месте фабрики по проекту архитектурного бюро «Сергей Скуратов Architects» (девелопер — ГК «Интеко»). От исторической постройки архитекторы сохранили только фасад — основной объем, облицованный клинкерным кирпичом четырех оттенков, выстроен заново.

«К сожалению, от клейновского здания удалось сохранить лишь одну стену, и то с большим трудом, потому что она была в очень плохом техническом состоянии. Почти век там размещалась фабрика по производству каучука, и вредные химические выхлопы, оседая на стенах, разрушали их. Москомнаследие не признало эту постройку памятником архитектуры, поэтому сохранение единственной стены и контура здания (включает высоту, ширину, площадь) было моей личной инициативой, — рассказывает Сергей Скуратов. — Мы пригласили реставраторов, чтобы восстановить исторический фасад и первоначальную форму окон. Роман Иванович Клейн — один из лучших российских архитекторов, и работать с его наследием — большая честь. Но вместе с тем это чрезвычайно сложная задача, потому что не всегда просто объяснить девелоперу, почему нужно сохранить полуразрушенную заводскую постройку или аварийный доходный дом. Восстанавливать старые здания сложнее и дороже, чем строить новые». После завершения строительных работ в бывшем здании заводоуправления расположится один из жилых корпусов всего на 15 квартир. Рядом с «Садовыми кварталами» находятся еще свыше десятка других построек знаменитого архитектора, в память об этом сквер между Большой и Малой Пироговскими улицами назвали аллеей Архитектора Клейна.

И десятков других памятников.

Мастер эклектики, стилизатор, в конце карьеры - строил в неоклассическом стиле.

Преподаватель, педагог, подготовивший таких профессионалов, как И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин и других.

Биография

Родился в московской многодетной купеческой (позже перешедшей в сословие потомственных почётных граждан) семье еврейского происхождения. Семья жила на Малой Дмитровке; в их доме часто бывали Антон Рубинштейн и его брат Николай, архитектор Александр Вивьен, многие другие известные художники, литераторы и музыканты. Уже в детстве Клейн проявлял склонности к музыке и рисованию, а занятия с Вивьеном предопределили окончательный выбор будущей профессии.

Во время обучения в гимназии Креймана в 1873–1874 годах посещал курсы в МУЖВЗ, где получил две училищных награды. В 1875–1877 годах работал чертёжником у архитектора В. О. Шервуда на постройке . В 1877–1882 годах обучался в Императорской Академии художеств, закончил её со званием классного художника архитектуры 3-й степени. После окончания ИАХ был направлен в пенсионерскую поездку за границу: полтора года стажировался в Европе - в Италии и Франции; работал в мастерской известного архитектора Шарля Гарнье, принял участие в работе Гарнье по сооружению исторических жилищ разных народов для парижской выставки 1889 года. После возвращения в Москву в 1885–1887 годах работал помощником в мастерских разных архитекторов, в том числе у В. О. Шервуда и А. П. Попова.

неизвестен , Public Domain

В 1888 году начал самостоятельную архитектурную практику. Первая крупная постройка Клейна, принёсшая ему славу - дом В. А. Морозовой на Воздвиженке, 14, - ввела его в круг старообрядческого купечества - Морозовых, Коншиных, Шелапутиных, Прохоровых.

«Количество его произведений сопоставимо с результатом работы самого плодовитого московского мастера того времени - . Вместе с тем по масштабу своего дарования Клейн заметно уступал своим современникам - , Фомину, Бондаренко, Иванову-Шицу и, конечно, самому Шехтелю».

М. В. Нащокина

Почти двадцать лет своей жизни (1896–1912) Клейн посвятил строительству Музея изящных искусств имени Александра III. Проведенный в 1896 публичный конкурс был выигран П. С. Бойцовым В итоге, правление МГУ - организатор постройки - пригласил Клейна возглавить проект, организовав ему турне в европейские музеи.

Клейн использовал общий градостроительный план и внутреннюю планировку Бойцова, но подробная архитектурная разработка фасадов в стиле неогрек и интерьеров - безусловно, авторская работа Клейна и его команды. В неё входили такие мастера, как В. Г. Шухов, И. И. Рерберг, Г. Б. Бархин, А. Д. Чичагов, И. И. Нивинский, А. Я. Головин, П. А. Заруцкий и др. Работы проводились Торговым домом В. Залесский и В.Чаплин, который устраивал в здании Музея паро-водо-духовое отопление. И. И. Рерберг был помощником Клейна и отвечал за качество производимых работ и за ведение отчетности строительства.

Клейн - возможно, самый плодовитый мастер промышленной архитектуры своего времени, совмещал руководство постройкой музея с множеством частных проектов. Среди его постоянных клиентов крупнейшие московские промышленников - семья Жиро, Ю. П. Гужон, А. О. Гюбнер. Среди построек Клейна - фабрика «Красная Роза» на улице Тимура Фрунзе и первые корпуса "Второго автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях (нынешний ГКНПЦ имени Хруничева).

Работы Клейна во многом определили облик южной части - он построил Средние торговые ряды на , банковские здания на Варварке, 7 и Ильинке, 12 и 14. Псевдорусские особняки работы Клейна сохранились в Огородной слободе, 6 и на Шаболовке, 26. Там же, на Шаболовке, 33 - дворянская богадельня имени Ю. С. Нечаева-Мальцова, а на Малой Пироговской улице, 20 - Институт злокачественных опухолей имени Морозовых (первый в Москве раковый хоспис, ныне старое здание МНИОИ имени Герцена). По заказу благотворительного фонда П. Г. Шелапутина Клейн выстроил школы на Ленинском проспекте, 15, в переулке Хользунова, 14-18 и др. В 1906-1911 завершил строительство Московской хоральной синагоги по проекту умершего С. С. Эйбушица. В Серпухове Клейн выстроил здание городской думы, особняк Мараевой (ныне Серпуховский историко-художественный музей и Храм Спаса Нерукотворного Образа.

Клейн остался в революционной России и был достаточно востребован новыми властями, но не дожил до строительного подъёма середины 1920-х гг. С 1918 и до самой смерти он работал штатным архитектором Пушкинского музея, служил в правлениях Казанской и Северной железных дорог, возглавлял кафедру МВТУ. Выполнил много проектов, оставшихся не реализованными. Последние четыре месяца жизни руководил проектным бюро Наркомпроса. Похоронен на (15 уч.).

Проекты и постройки

  • Особняк В. А. Хлудова (1884-1885 (?), Москва, Новая Басманная улица, 19) снесён в 1960 году;
  • Доходный дом И. И. Афремова (1885, Москва, Неглинная улица, 5), не сохранился;
  • Доходный дом князя Урусова (1885, Москва, Плотников переулок, 13), снесён в 1983 году;
  • Торговый, конторский и доходный дом В. Д. Перлова (С. В. Перлова), проект перестройки сделан архитектором К. К. Гиппиусом (1885-1893, Москва, Мясницкая улица, 19);
  • Доходный дом Л. Э. Адельгейма (1886, Москва, Большая Дмитровка, 23), перестроен;
  • (1886, Москва, Театральная площадь), не сохранился;
  • Особняк В. А. Морозовой (1886-1888, Москва, Воздвиженка, 14);
  • Церковь-усыпальница князей Шаховских в их имении (1888, под Санкт-Петербургом), не сохранились;
  • Доходный дом (1888, Москва, Страстной бульвар, 8);
  • Конкурсный проект здания Верхних торговых рядов (2-я премия) (1888-1889, Москва, Красная площадь), не осуществлён;
  • Перестройка здания Русского для Внешней торговли и Сибирского банков (1888-1889, Москва, Ильинка, 12/2);
  • Торговый и конторский дом Серпуховского городского общества (1888-1903, Москва, Ипатьевский переулок);
  • Перестройка доходного дома В. О. Гаркави (1889, Москва, Сивцев Вражек, 38/19);
  • Трибуны и беговая беседка Московского бегового общества (1889-1890-е, Москва), не сохранились;
  • Перестроки и надстройка собственного особняка (1889, 1896, Москва, Олсуфьевский переулок, 6, в глубине участка), здание заменено новой постройкой, отчасти напоминающей оригинал;
  • Дом Эджубова (1880-е, Москва, Воскресенская площадь, 3);
  • Конторский и торговый дом «Варваринское подворье» (1890-1892, Москва, Варварка, 7 - Никольский переулок, 11);
  • Особняк А. Зиберта (1891, Москва, Долгоруковская улица, 27);
  • Особняк профессора В. Ф. Снегирёва (1893-1894, Москва, Плющиха, 62);
  • Московский гинекологический институт им. А. П. Шелапутиной при Московском университете (1893-1896, Москва, Большая Пироговская улица, 11/12);
  • Храм Спаса Нерукотворного на Занарском кладбище (1893-1896, Серпухов, улица Чернышевского, 52), частично разрушен;
  • Церковь Всех Святых в Высоцком монастыре (1893-1896, Серпухов, Калужская улица, 110);
  • Церковь Троицы Живоначальной (1894-1895, Карабаново, ул. Луначарского), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1894-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1), надстроен;
  • Церковь (1894-1896, с. Осеченки, Раменский район Московской области);
  • Доходный дом И. Т. Кузина (1895-1898, Олсуфьевский переулок, 8);
  • Доходный дом Товарищества виноторговли К. Ф. Депре и К° (1895-1898, Москва, Петровка, 8);
  • Конкурсный проект Музея изящных искусств (золотая медаль ИАХ) (1896, Москва);
  • Перестройка Церкви Жён Мироносиц (новой) (1896, Серпухов, Вторая Московская улица), не сохранилась;
  • Доходный дом А. А. Пантелеева (1896-1897, Москва, Олсуфьевский переулок, 1а), надстроен двумя этажами;
  • Магазин торгового дома «Мюр и Мерилиз» во владении князя А. Г. Гагарина, совместно с архитектором В. А. Коссовым (1896-1898, Москва, Кузнецкий Мост, 19);
  • Музей изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете, при участии архитекторов Г. Б. Бархина, И. И. Рерберга, А. Д. Чичагова, инженера В. Г. Шухова, художников И. И. Нивинского, П. В. Жуковского, А. Я. Головина, скульптора Г. Р. Залемана и др. (1896-1912, Москва, Волхонка, 12);
  • Особняк Г. Симона (1898, Москва, Шаболовка, 26);
  • Беседка для церемонии закладки Музея изящных искусств (1898, Москва, Волхонка), не сохранилась;
  • Винный склад «Товарищества К. Ф. Депре» (1899, Москва, Первый Колобовский переулок, 12 - Третий Колобовский переулок, 3);
  • Надворные постройки при особняке В. П. Берга (1899, Арбат, 28), не сохранились;
  • Классическая мужская гимназия № 8 имени П. Г. Шелапутина с церковью Святого Григория Богослова (1899-1901, Москва, Хользунов переулок, 14);
  • Доходный дом А. К. Депре (1899-1902, Петровский бульвар, 17), надстроен двумя этажами;
  • Конкурсный проект трибун Московского бегового общества (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Церковь (1890-е, с. Быково Московской области);
  • Шёлковая фабрика Симона (1890-е, Москва, Шаболовка, 26);
  • Ткацкий корпус Прохоровской Трёхгорной мануфактуры (1890-е, Рочдельская улица, 13-15);
  • Клеевой завод Терлинера (1890-е, Москва, Кожевники);
  • Доходный дом Ефремова (1890-е, Москва, Манежная улица);
  • Приёмная Трёхгорного пивоваренного завода (1890-е, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Перестройка здания Московского купеческого банка (1890-е, Ильинка, 14);
  • Участие в отделке Дворцового моста (1890-е, Санкт-Петербург);
  • Дом Тургенева (1890-е, Санкт-Петербург, Английская набережная);
  • Комплекс усадьбы фон Вогау (главный дом, скотный двор, птичник, хозяйственные постройки) (1890-е, станция Юдино, Московская область);
  • Конкурсный проект студенческого общежития при Московском университете на Девивичьем поле (1-я премия) (1890-е, Москва), не осуществлён;
  • Трапезная Казанской Амвросиевской женской пустыни (рубеж XIX-XX вв., с. Шамордино Козельского района Калужской области);
  • Собственный доходный дом (1900, Москва, Олсуфьевский переулок,6, на красной линии);
  • Студенческое общежитие Московского университета (по проекту, получившему на конкурсе 1-ю премию) (1900, Москва, Большая Грузинская улица, 10);
  • Дворянская богадельня имени С. Д. Нечаева-Мальцева с церковью Стефана Архидиакона (1900-1901, Москва, Шаболовка, 33);
  • Приёмная и фабричные корпуса Ситцевой фабрики А. Гюбнера (1900-1901, Москва, Малый Саввинский переулок);
  • Особняк Х. Б. Высоцкой (1900-1901, 1910, Москва, Огородная слобода, 6);
  • Студенческое общежитие имени императора Николая II при Московском университете (1900-1902, Москва, Большая Грузинская улица, 10-12);
  • Женское ремесленное училище имени Г. Шелапутина (1900-1903, Москва, Ленинский проспект, 15);
  • Общежитие для студентов медицинского факультета Московского университета имени Великого князя Сергея Александровича (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 16);
  • Институт для лечения злокачественных опухолей имени Морозовых при Московском университете (1900-1903, Москва, Малая Пироговская улица, 20);
  • Средние торговые ряды (по конкурсному проекту получившему 2-ю премию) (1901-1902, Москва, Красная площадь, 5);
  • Проект торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1902, Москва, Петровка, 2), не осуществлён;
  • Пристройки (первые) к зданию Трёхгорного пивоваренного товарищества (1903, Москва, Кутузовский проспект, 12);
  • Училище памяти И. П. Боголепова в Покровском-Филях (1903)
  • Перестройки и хозяйственные постройки во владении А. Ф. Михайлова (1903, 1907, 1914, Москва, Хамовнический (?) переулок, 17);
  • Проект усыпальницы Великого князя Сергея Александровича в Чудовом монастыре (1904, Москва, Московский Кремль), не сохранился;
  • Дом-музей (картинная галерея) К. -М. (К. О.) Жиро (1904-1905, Москва, улица Тимура Фрунзе), перестроен;
  • Дом Серпуховского городского общества (1904-1906, Москва, Ильинка, 12);
  • Доходный дом (1905, Москва, проспект Мира, 62);
  • Электростанция Общества электрического освещения (1905-1907, Москва, Раушская набережная, 8);
  • Особняк И. И. Некрасова (1906, Москва, Хлебный переулок, 20/3);

NVO , CC BY-SA 2.5
  • Сторожка при шёлкоткацкой фабрике Жиро (1906, Москва, улица Льва Толстого);
  • Торговый дом «Мюр и Мерилиз» (1906-1908, Москва, Петровка, 2);
  • Пристройки и надстройки зданий, элеватор и водонапорная башня во владении Трёхгорного пивоваренного товарищества (1906, 1909-1910, Москва);
  • Строительство по проекту С. С. Эйбушица и отделка интерьеров Хоральной синагоги Московского еврейского общества (1906-1911, Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, 10);
  • Проект школы при костеле Св. Людовика (1907, Москва), не осуществлён;
  • Доходный дом К. О. Жиро (1907-1908, Москва, улица Тимура Фрунзе,11), надстроен;
  • Доходный дом Г. А. Кеппена (1907-1914, Москва, Мясницкая улица, 5);
  • Производственные корпуса шёлковой фабрики К. О. Жиро (8 строений) (1907-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11), частично сохранились;
  • Перестройка дома К. О. Жиро (1908, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Проект памятника (1908, Бородино);
  • Бородинский мост через Москву-реку, совместно с инженером Н. И. Осколковым, при участии Г. Б. Бархина, А. Д. Чичагова, П. П. Щёкотова, А. Л. Обера (1908-1913, Москва), позднее перестроен;
  • Конкурсный проект здания Северного страхового общества (3-я премия) (1909, Москва), не осуществлён;
  • Педагогический институт с музеем имени П. Г. Шелапутина и реальное училище имени А. П. Шелапутина (1909-1911, Москва, Хользунов переулок, 16-18);
  • Храм-усупальница князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов, совместно с Г. Б. Бархиным (1909-1916, Архангельское);
  • Торговый дом инженера М. Я. Масленникова и К° (1900-е, Фуркасовский переулок, 1 (?)), перестроен;
  • Больница при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Общежитие при Тверской мануфактуре (1900-е, Тверь);
  • Здание Городской думы имени Фирсанова (1900-е, Серпухов, улица Советская, 31/21);
  • Доходный дом Патрикеева (1900-е, Москва, Гоголевский бульвар);
  • Церковь (1900-е, Ораниенбаум);
  • Участие в постройке моста (1900-е, Брюссель);
  • Завод металлических изделий Жака (напротив Симонова монастыря) (1900-е, Москва);
  • Участие в архитектурной разработке одного из мостов Московской окружной дороги (1900-е, Москва);
  • Мужское ремесленное училище имени А. П. Шелапутина (1900-е, Москва, Миусская площадь, 7 - Первая Миусская улица, 3);
  • Загородный дом Н. А. Зверева (1900-е);
  • Церковь (1900-е, Томск);
  • Шёлкова фабрика Муси-Гужон в Рогожской части (1900-е, Москва);
  • Шелково-прядильная фабрика Катуар (1900-е, с. Даниловка Московской области);
  • Железно-прокатный цех завода Гужона (1900-е, Золоторожский Вал, 11);
  • Церковь (1900-е, с. Сторожево Рязанской губернии);
  • Фабричные здания, склады, выставочные сооружения Торгового дома «Мюр и Мерилиз» (1900-е, Москва, Столярный переулок, 3);
  • Сахарный завод (близ Высокого моста) (1900-е, Москва);
  • Подольский цементный завод (1900-е, Подольск);
  • Особняк Депре (?) (1900-е, Москва);
  • Земская больница (1900-е, Алексин)
  • Завод в Филях (сейчас - Авиационный) (1900-е, Москва);
  • Клиника Московского университета (1900-е, Москва);
  • Фабрика «Электросвет» (1900-е, Москва, Малая Пироговская улица, 8-10);
  • Дом во владении Общества французской ваксы (1910, Москва, Дербеневская набережная, 34);
  • Доходный дом К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Льва Толстого, 18);
  • Жилой дома для мастеров Шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1911-1914, Москва, улица Тимура Фрунзе, 11);
  • (1912, Москва, Поварская улица, 22);
  • Дом-музей фабрикантши А. В. Мараевой (1912, Серпухов, улица Чехова, 87/3);
  • Доходный дом бесплатной лечебницы военных врачей для бедных всякого звания (1912-1913, Москва, улица Жуковского, 2 - Большой Харитоньевский переулок, 8);
  • Здание кинематографа И. М. Тимонина «Колизей», при участии архитектора Г. Б. Бархина (1912-1916, Москва, Чистопрудный бульвар, 17), перестроено;
  • Проект комплекса доходных домов П. А. Гуськова (1913), не осуществлён;
  • Геологический и Минералогический институт при Московском университете (1913-1918, Москва, Моховая улица, 6, правое здание);
  • Реставрационные работы во дворце Юсуповых, совместно с художником И. И. Нивинским (1913-1914, Архангельское);
  • Пристройка флигеля и склад во владении П. П. Смирнова (1913-1914, Москва, Тверской бульвар, 18);
  • Чаеразвесочная фабрика «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°» (1914, Москва, Нижняя Красносельская улица, 7);
  • Дом на территории шелкоткацкой фабрики К. О. Жиро (1914, Москва, улица Льва Толстого);
  • Проект перестройки Третьяковской галереи (1914, Москва), не осуществлён;
  • Проект жилого и хозяйственного флигеля во владении П. А. Гуськова (1915, Москва, Чистопрудный бульвар), не осуществлён;
  • Конкурсный проект мемориальных музеев на Московском братском кладбище (1915, Москва, Сокол);
  • Проведение подготовительных работ по реставрации зданий Московского университета (1915-1916, Москва);
  • Корпуса фабрики Акционерного Общества «Каучук» (1915-1916, Москва, улица Усачёва, 11);
  • Проект превращения Московского Кремля в музейный городок (1917, Москва), не осуществлён;
  • Храм-усыпальница семьи Левченко (1910-е, Москва, Донской монастырь);
  • Конкурсный проект Дворца отдыха со службами (2-я премия) (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект надстройки здания Биржи (3-я премия) (1920-е, Москва, улица Ильинка), не осуществлён;
  • Конкурсный проект посёлка для Грознефти (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект рабочих жилищ для Донбасса (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки фабрики «Проводник» для Русско-Германской выставки (1920-е), не осуществлён;
  • Проект перестройки завода и столовой в Филях (1920-е);
  • Проекты совхозных птичников, крольчатников и др.(1920-е, пос. Тарасовка Московской области);
  • Типовые дома для рабочего посёлка Грознефти (1920-е), не осуществлены;
  • Проект завода по первичной обработке льня и пеньки для совхозя при Совнаркоме (1920-е);
  • Проект школы имени В. И. Ленина (1920-е), не осуществлён;
  • Проект трудовой школы для Северной железной дороги (1920-е), не осуществлён;
  • Конкурсный проект доходного дома Акционерного общества «Аркос» (1920-е), не осуществлён.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»