Подробное развитие ребенка по месяцам до года. Как должен развиваться малыш от рождения до года

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь. Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными. Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.

Этапы развития ребенка до года по месяцам

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.

Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:

  • рост;
  • количество зубов;
  • параметры тела;
  • приобретенные функции.

Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.



  • 1 месяц – новорожденные появляются на свет с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчики обычно на 2-3 см длиннее девочек. Ребенок пока не владеет многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, и другие. Большую часть времени занимает сон. На неприятные раздражители младенец реагирует громким плачем.
  • 2 месяц – грудничок способен удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш активно гулит, следит взглядом за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится более эмоциональным.
  • 3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует больше общения, изучает мир, пробуя пеленку или игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
  • 4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него появляются любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку или тянется за ней. От приятных впечатлений ребенок смеется.
  • 5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся более скоординированными. Он узнает близких людей и опасается незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
  • 6 месяц – ребенок заметно подрастает, его рост в среднем составляет около 70 см, вес — до 8 кг. Он научился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова «ба-ба », «ма-ма ».
  • 7-8 месяц – дети начинают активно ползать, самостоятельно вставать, держась за опору. Они учатся играть с простыми предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, названия животных и показывать знакомые предметы. В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
  • 9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок умеет концентрировать внимание, не только удерживать, но бросать предметы. Малыш самостоятельно садится и ползает, учится ходить с поддержкой.
  • 11-12 месяц – к этому периоду большинство детей начинает ходить самостоятельно. В речи появляется набор простых слов, малышам интересна компания детей. Они изучают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет различные звуки. Он способен надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный запас достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры или плохо говорит, это не повод для переживаний. При нормальном физическом развитии он скоро догонит сверстников.

Этапы развития речи у детей

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно «агукает ». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету. На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.



К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы. Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.

Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.

Возрастные этапы развития ребенка

Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:



  • зигота – до 2 недель в этот период оплодотворенная яйцеклетка интенсивно делится, создавая эмбрион;
  • эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает биться его сердце;
  • стадия плода – с 9 до 40 недели плод активно растет, увеличивается в размерах, все системы готовятся к самостоятельной жизнедеятельности.

К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.



Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.

Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.

Психическое развитие детей

Каждый ребенок имеет комплекс врожденных рефлексов, помогающих ему выжить. Благодаря психическому развитию малыша они дополняются социальными навыками, ответной реакцией, зачатками темперамента, формирующего новую личность. Возрастные периоды развития тесно взаимосвязаны с эмоциональным и интеллектуальным ростом детей.



Для младенчества характерен моторный этап, связанный с приобретением двигательных функций. Далее начинается этап сенсорных ощущений, включающий слуховое, зрительное, тактильное восприятие окружающего мира. Сенсорное развитие длится до 3 лет, оно закладывает основу абстрактного восприятия и мышления.

Аффективный период (3-12 лет) – усложняется восприятие увиденного, ребенок задумывается над понятиями «плохо» и «хорошо». С 3 лет появляется тенденция к самостоятельности. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста происходит через игру и другие виды деятельности (рисование, лепка).

Идеаторный этап – системы мышления становятся сложнее, дети предварительно просчитывают свои поступки. Этот период приходится на подростковый возраст, сопровождающийся гормональной перестройкой организма. От позиции родителей зависит, как воспримет себя подросток – найдет свое место в жизни или будет бунтовать.

Развитие ребенка – масштабный процесс, в который вовлечены и его родители. Создать комфортные условия для физического и психического совершенствования малыша – это миссия семьи.

1 месяц.

Уже в первый месяц, малыш реагирует на звуки, например звон погремушки или колокольчика. Он отдергивает ножку, если вы дотрагиваетесь пальцем до его стопы, крепко сжимает предметы, попавшие ему в руки. Стоит едва коснуться пальцем до его губ, как он складывает их трубочкой и начинает причмокивать. Ребенок может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете, пытается, на короткое время, поднять голову, когда лежит на животике. Если вы будите постоянно с ним разговаривать, то к концу первого месяца, он будет агукать вам в ответ.

2 месяц.

Ко второму месяцу малыш может отвечать улыбкой на улыбку, издавать разные звуки, реагирует на звуки и поворачивает в их сторону, свою головку. Чувствует прикосновение и проявление к нему внимания, успокаивается, когда, берут его на руки. Почти все время, сжимает ручки в кулачок. Может следить за движущимися, перед ним, предметами, встречать и провожать вас взглядом, поднимать голову, лежа на животике.

3 месяц.

В три месяца, ваш ребенок, начинает смеяться, пытается схватить ручками игрушки, висящие над манежем, а поймав, обязательно тянет в рот. В этом возрасте малышу уже легко удается перевернуться со спины на бок, он уже поднимает голову и крутит ей во все стороны. Ручки становятся более послушными, он может разжимать кулачки, дотрагивается до своего лица и головы.

4 месяц.

В четыре месяца, малыш не только узнает маму, но и отдает ей свое предпочтение, перед остальными. Пытается разговаривать, но пока его речь, больше похожа на лепетание. Поймать, висящую над ним игрушку, стало гораздо проще. Громко смеется, реагирует на щекотку, наблюдает свое отражению в зеркале и улыбается ему.

5 месяц.

Пятимесячный ребенок, уже уверенно держит голову, пытается засунуть в рот свои ножки, с большим интересом рассматривает картинки. Пришло время купить ему развивающую игрушку, ваш малыш, с огромным увлечением, ощупывает, хватает и бросает разные предметы. Ему уже удается самому держать бутылочку, он начинает делить людей на знакомых и незнакомых.

6 месяц.

К достижению полугода, ребенок начинает ползать, и может проползти расстояние в полметра, что бы достать нужную игрушку. Наклоняется и поворачивается в разные стороны, начинает самостоятельно сидеть. Перекладывание предметов и игра едой становятся любимым занятием. Узнает и откликается на свое имя, постоянно лопочет что-то непонятное.

7 месяц.

К семи месяцам, ваш малыш становится необычайно подвижным, начинает произносить слоги, па, ма, ба. Любуется и трогает свое отражение в зеркале. Ему становится понятно значение слова, «нет».

8 месяц.

В восемь месяцев, малыш проявляет ко всему повышенный интерес, может подолгу играть с какой-нибудь игрушкой, ползает на «большие расстояния» - из одной комнаты в другую. Пытается встать, опираясь на стенку или держась за стул. Ни за что не пойдет к чужому, на руки. Осознанно говорит, «папа» и «мама», машет ручками и хлопает в ладоши. Пробует на вкус, все, что попадается под руку.

9 месяц.

В девять месяцев, начинает листать детские книжки с толстыми страницами, большие предметы берет двумя руками, а маленькие, пальцами. Прыгает и приседает, придерживаясь за мамины руки или держась за что-нибудь. Начинает засовывать пальцы во все дырочки, самое время поставить заглушки на розетки. Может самостоятельно лечь. Показывает ротик носик, глазки и другие части тела, мамы. Любит обращать на себя внимание, выполняет простые просьбы. Ждет, когда его похвалят.

10 месяц.

В десять месяцев ваш ребенок уже ходит, держась за руки, может самостоятельно сесть и лечь. Из-за большого желания двигаться его трудно уложить спать. Любит подвижные игры, танцует, крутится, вертится, топает ножками. Складывает предметы друг в друга, может унести несколько мелких предметов в одной руке, открывает ящики, начинает везде лазить, и берет все, до чего может дотянуться.

11 месяц.

В одиннадцать месяцев, ваш малыш понимает слово «нельзя», протягивает руку, когда здоровается, машет, когда уходит. Бегает по комнатам на короткие расстояния, придерживаясь за мебель. Четко произносит слова «дай», «мама», и «папа». Постоянно, что-то бормочет на своем языке. Если уделять ребенку должное внимание, то к этому возрасту, он уже научится самостоятельно пить из чашки.

12 месяц.

К году, большинство детей могут самостоятельно ходить, стоять, приседать и прыгать. Ваш малыш может построить несколько фигур из кубиков или собрать пирамиду. Начинает показывать свой характер, капризничает, реагирует на уход кого-нибудь из родителей. В этом возрасте ребенок в состоянии пользоваться ложкой и чашкой. Проявляет привязанность к любимой игрушке. Ищет животных на картинке. Понимает все, что ему говорят, и произносит, с небольшим искажением, около 15 слов.

За первый год жизни, ваш ребенок многому научится, и эти 12 месяцев пролетит незаметно. Запомните это время, в будущем, вы с трепетом будете вспоминать эти трогательные моменты. Конечно, приведенные этапы развития, условны, и невозможно, да и не нужно, всех детей загонять в строгие рамки норм развития. Помните что Ваш малыш особенный!

Более подробно о развитии ребенка до года:

Многим родителям интересно развитие новорожденного по неделям. Самые основательные изменения происходят в первый месяц после родов. Появляются проблемы, которые беспокоят родителей, но с ними вполне можно справиться. Изменения в 1 год жизни происходят каждый день. Разберемся, как развивается малыш до года. Продемонстрируем примерный календарь появления у него различных навыков.

В первый год жизни ребенок развивается наиболее интенсивно

Изменения на 1 неделе жизни

Познавать мир человечек начинает с помощью обострившихся органов чувств. Он и раньше, в утробе матери, слышал неясные звуки извне. Теперь малыш может слышать, видеть окружающий мир, осязать и обонять его, познакомиться со своими родителями.

У новорожденного зрение развито слабо, он видит только крупные предметы. Зрение пока не фокусируется и все выглядит расплывчатым - таким образом организм защищается от обилия впечатлений, появляющихся сразу после рождения. Зато слух и обоняние развиты хорошо. Они появились у зародыша еще у мамы в животе.

Самое значительное изменение происходит у новорожденного в способе питания. Если раньше он получал питательные вещества из организма мамы в любой момент, теперь придется ждать, пока его покормят. В первое время ребенок почти все время находится у матери на руках и постоянно требует грудь.

Он еще не научился хорошо сосать, да и молока у мамы маловато. Его выработка в достаточном количестве наладится постепенно. Самое же главное во время кормления грудью - малыш чувствует свою физическую связь с мамой. Это его успокаивает, а не только насыщает.

Наиболее волнительный момент для молодых родителей – первое купание младенца. Если вы все сделали правильно, вода в ванночке имеет нужную температуру, кроха лежит в ней так, как ему удобно, все будет хорошо. Малыш полюбит купаться и не будет капризничать.



Первое купание - экстрим для родителей, но при правильном подходе малыш полюбит водные процедуры

Поводы для беспокойства

Многие дети в первое время часто срыгивают после кормления. В норме это может происходить, поскольку пищеварительный тракт еще плохо сформирован, неразвита нервная система и не совсем правильно происходит процесс кормления. Срыгивание присуще первым неделям жизни. Если ребенок при кормлении вместе с пищей заглатывает воздух, он может срыгнуть. Ничего страшного в этом нет. Постарайтесь поменять позу так, чтобы в рот крохи попадало меньше воздуха.

Вторая причина волнения родителей – небольшая потеря в весе новорожденного (рекомендуем прочитать: ). Тут не о чем беспокоиться. Когда у мамы начнет обильно вырабатываться молоко и процесс кормления наладится, ребенок начнет снова прибавлять в весе.

Часто на 2-3 день жизни ребеночек немного желтеет - это физиологически оправданное явление. В крови образуется большое количество билирубина, который и способствует пожелтению кожи. На 7-14 сутки цвет кожи должен нормализоваться.

Иногда у младенца в первые дни . Когда он рождается, тело покрыто природной смазкой для облегчения прохождения по родовым путям. Затем на воздухе смазка высыхает и начинает отшелушиваться. Это естественный процесс, беспокоиться не о чем.



Ребенок очень скоро восполнит небольшие потери веса, которые отмечаются в первые дни жизни

Вторая неделя жизни

Самая трудная неделя позади. Малыш начинает привыкать к новому способу существования. У мамы увеличивается количество молока и процесс питания становится более устойчивым. Привыкает к перевариванию желудок и кишечник. Ребенок стабильно испражняется по 3-4 раза в день. Заживает пупочек.

Малыш начинает прибавлять в весе. Он с возрастающим любопытством разглядывает окружающие его предметы. С расстояния 25-30 сантиметров ему видно даже некоторые детали. У человечка появляется мимика - он может скривить личико, если что-то пришлось не по вкусу, после еды порадует родителей милой улыбкой. Детские фото этого периода долго будут умилять маму с папой. Единственное, что омрачает жизнь здорового малыша – кишечные колики. Он выражает свое недовольство плачем и от боли сучит ножками. Врачи не пришли к единому мнению, почему колики начинаются и как с ними бороться. Вас может утешить, что это временное явление, которое постепенно пройдет.

Третья неделя жизни

К этому времени приурочены первые достижения малыша. Он старается поднять головку - хотя это получится только ненадолго, но наполнит родителей гордостью. Кроха с любопытством рассматривает игрушки, которые вы повесите перед ним поперек кроватки. Он пытается до них дотянуться ручкой.

Новорожденный реагирует на голос. Когда взрослый обращается к нему доброжелательным тоном, он в ответ начинает агукать и улыбаться. На малыша валом наваливаются новые впечатления. Их так много, что нервная система напряжена до предела. Перед сном малыш может плакать, чтобы снять напряжение. Некоторые плачут каждый раз по 20 минут. Меняется интонация плача, она становится требовательной.



На третьей неделе малыш уже улыбается, реагирует на маму и папу

Четвертая неделя жизни

Время летит очень быстро. Проходит первый месяц жизни. Это стадия перехода от статуса новорожденного к статусу младенца. У малыша укрепляется вестибулярный аппарат. Он осознает свое положение в пространстве. Вскоре это поможет ему научиться переворачиваться и хватать игрушки.

Ножки и ручки пока полусогнуты, поскольку сгибательные мышцы пока сильнее разгибательных. Гипертонус мышц у малыша первого месяца жизни – нормальное явление. Беспокоиться пока рано. Когда ребенку исполнится месяц, надо посетить педиатра, который определит степень его развития и соответствия возрастным нормам. В конце 4 недели:

  • ребенок способен сфокусировать взгляд на рассматриваемом предмете;
  • он поворачивает голову в сторону раздающегося неподалеку звука;
  • поднимает и недолго держит голову, лежа на животе;
  • узнает родителей и реагирует на их появление.

С 5 по 8 неделю

Если рассматривать развитие по неделям, про этот период можно сказать, что у ребенка устанавливается определенный режим. Он по-прежнему много спит, но теперь родители знают, когда примерно уснет и сколько проспит их чадо. Малыш начинает хватать ручками игрушки и другие предметы. Что еще умеет малыш в этот период:

  • он фокусирует взгляд как на неподвижных, так и на движущихся предметах;
  • переворачивается с бока на спину;
  • приподнимает голову, лежа на животе;
  • приподнимается на ручках и выгибает спину, поворачивает голову на звук;
  • если поставить его на твердую поверхность, придерживая, он отталкивается ногами от опоры;
  • доброжелательно реагирует на появление родителей – гукает, улыбается, машет ручками и ножками, поет.


С 5 по 8 неделю малыш учится переворачиваться, узнает голос родителей

С 9 по 12 неделю

Средний ребенок к 3 месяцам умеет переворачиваться со спины на живот, приподнимается на руках, держит такую позу в течение нескольких минут. Если ваш малыш еще этого не умеет, не стоит отчаиваться. Он всему научится через месяц или два.

Ребенок набирает вес, у него появляется подкожный жир. На ручках и ножках появляются складки-перевязочки. Тельце приобретает округлые очертания. Малыш все тянет в рот, чтобы попробовать на вкус. В 3 месяца полагается пройти еще один осмотр у педиатра (рекомендуем прочитать: ). К умениям можно отнести:

  • перевороты со спины на живот;
  • поднятие корпуса на руках из положения лежа на животе, удерживание тела в такой позе непродолжительное время;
  • активизация реакции на появление взрослого – малыш пытается отвечать гуканьем на мамины и папины фразы.

С 13 по 16 неделю

К счастью родителей, кишечные колики в этом возрасте остаются позади. Передышка, тем не менее, будет недолгой - у некоторых малышей уже начинают резаться зубки, хотя трудно сказать по неделям, на какой именно начинается этот процесс. Этапы роста носят приблизительный характер.

Ребенок начинает избирательно относиться к окружающим, как правило, выделяя из всех маму. Речь у него немного меняется. Он вводит в употребление согласные звуки: «п, б, м». Может случайно сказать: «мама» или «папа», но это будет неосознанно. В этом возрасте ребенок:

  • удерживает ручками небольшие предметы, игрушки;
  • гукает и лепечет, произносит: «ба, па, ма»;
  • реагирует, когда кто-то произносит его имя;
  • на руках у взрослого сидит уверенно, удерживая голову в вертикальном положении;
  • хватает и пробует на вкус различные предметы;
  • пытается приседать.


В этот период ребенок уже уверенно держит головку, находясь на руках у мамы

С 17 по 20 неделю

Ребенок начинает активно двигаться. Ему уже не хватает кроватки, его тянет обследовать всю квартиру. После тщательной влажной уборки его можно выпустить на пол. За каждым движением необходимо следить, поскольку в квартире множество опасностей для несмышленыша. У среднего ребеночка начинают прорезываться первые зубки - этот процесс сопровождается беспокойством и обильным отделением слюны. Десны у ребенка чешутся и он пытается грызть разные предметы, чтобы их почесать. В этом возрасте ребенок:

  • может переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • приподнимает верхнюю часть тела на руках;
  • понемногу начинает ползать;
  • может сам себя занять, играя своими игрушками по 5-10 минут;
  • его лепет, состоящий из отдельных слогов, начинает походить на осмысленную речь.

С 21 по 24 неделю

У некоторых грудничков получается ползать. Они садятся в кроватке, но могут сидеть совсем недолго – позвоночник пока недостаточно развит. Зубки продолжают резаться и доставлять всем беспокойство. Если малыш капризничает - скорее всего, это из-за зубов. В полгода следует еще раз показаться педиатру. Навыки полугодовалого ребенка:

  • ребенок сидит некоторое время в коляске или на детском стульчике (можно подпереть его спинку подушками, чтобы помочь держать позу);
  • он успешно ползает;
  • он смеется, бормочет и лепечет, поет;
  • кроха любит прыгать, когда взрослый поддерживает его за подмышки.

С 25 по 28 неделю

Заметно проявляется интеллект грудничка. Его развитие проявляется в том, что человечек понимает слова, показывает пальцем на предметы, которые называет мама. Его труднее обхитрить – если спрятать за спину игрушку, он знает, где ее искать. Прогрессирует и психика. Ребеночек начинает испытывать беспокойство, когда мама уходит из комнаты.

Самые заметные изменения происходят в двигательной сфере. Кроха встает самостоятельно, держась за спинку кровати или за другую опору. Он передвигается, держа маму за руки или опираясь о мебель, хорошо ползает (хотя некоторые дети так и не начинают ползать, а сразу встают и передвигаются при помощи опоры).

С 29 по 32 неделю

У ребенка проявляется характер. Он учится добиваться от взрослых желаемого, понимает, что от него хотят, знает слово «нельзя». Это знание не доставляет ему удовольствия. Он разделяет людей на своих и чужих, не доверяет чужим.

У многих детей к этому возрасту во рту от 4 до 6 зубов. Если зубов нет, не стоит огорчаться – процесс их прорезывания индивидуален и у каждого грудничка происходит по своему графику.

Ребенок умеет:

  • садиться без помощи взрослых;
  • играет игрушками, перекладывая их из правой руки в левую и наоборот, швыряет кубики и погремушки из кроватки на пол;
  • делает первые шаги, держа маму за руку.


Умение самостоятельно сидеть появляется у ребенка с 29 по 32 неделю

С 33 недели по 36

Ребенок взрослеет, это бросается в глаза. Он старается делать все самостоятельно, хотя это не всегда получается. Самостоятельно садится и встает, ходит, держась за руку или за мебель. Становится более осмысленной речь. Человечек может первый раз сказать «мама» или «дай». Если ваш ребенок не начал говорить первые слова, не огорчайтесь – это произойдет позже.

Чтобы донести до взрослого свое желание, кроха произносит слоги и короткие слова, помогает себе жестами и мимикой. В возрасте 9 месяцев снова надо пройти осмотр педиатра. В этом возрасте ребенок:

  • пытается постигнуть премудрость самостоятельного питания с помощью ложки;
  • умеет пить из кружки или поильника;
  • берет в ручки предмет, который называет мама или папа;
  • садится без помощи взрослого, сидит довольно долго;
  • ползает и ходит, держась за опору;
  • его лепет постепенно превращается в осмысленные слова.

С 37 недели по 40

Навыки, которые проявились к 9 месяцам, закрепляются и получают развитие. Их список стремительно пополняется. Кроха может:

  • играть игрушками согласно их назначению – кидает мячик, складывает кубики, гремит погремушкой;
  • постигать игру музыкальными игрушками, ударяет палочкой по клавесину, бьет ручкой по барабану;
  • кушать ложкой, пить воду из кружки либо поильника;
  • сидеть и стоять без поддержки; быстро ползать, ходить, держа маму за руку;
  • несколько смазано произносить отдельные слова.


Многие детки к 40 неделе уже делают первые неуверенные шажки с поддержкой мамы и папы

С 41 недели по 48

В этом возрасте ваше чадо закрепляет навыки, полученные в 9 -10 месяцев. Развитию навыков способствует укрепление мышц и активизация интеллекта. Формируется речь, координация движений руками и ногами, умение сидеть, стоять и ходить с поддержкой. Некоторые дети пытаются сделать самостоятельно первые шаги. Таблица навыков ребеночка к 1 году жизни может включать следующие пункты:

  • он ходит без поддержки;
  • кушает ложкой и пьет из кружки без помощи мамы;

Пролетели девять бесконечных месяцев. Позади ожидания и тревоги, утренний токсикоз и дневная сонливость, рекомендации по беременности врачей и советы подруг, первые толчки маленькой жизни внутри мамы и предродовые схватки. Все то, что бывает в жизни каждой женщины перед началом настоящего чуда – рождением на свет нового человека.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Ребенок в первый месяц жизни

Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.

Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.

В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр. Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов. Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.

Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.

Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.

Что может ребенок в конце первого месяца:

  • фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
  • лежа на животе, делать попытки поднять голову;
  • прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
  • узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
  • пытаться общаться с мамой первыми звуками.

Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.

Ребенок во второй месяц жизни

На втором месяце начинается активное физическое и психологическое развитие малыша. Более осмысленными становятся его реакции, начинает формироваться внимание к окружающему миру. В ответ на общение он активнее машет ручками и ножками, пытается издавать первые звуки. Становится более фокусированным зрение. Над кроваткой можно подвешивать игрушки, что поможет ребенку переводить взгляд с одного предмета на другой. За месяц малыш набирает в среднем граммов 800 и подрастает на 3-4 см.


Теперь после кормления младенец может не спать до полутора часов. Это время можно общаться с ним, петь песенки, агукать. Дневной сон состоит из нескольких периодов: двух длинных (один-три часа) и трех коротких (до 30 минут). У некоторых ночной сон может длиться до утра, просыпаются они только на кормление.

Что может ребенок в конце второго месяца:

  • лежа на животе, поднимать и держать голову несколько секунд;
  • следить глазами за предметами, поворачивать голову на звук;
  • пытаться удержать в кулачке игрушку на несколько секунд;
  • рассматривать свои ручки, сосать пальцы;
  • в ответ на общение издавать звуки;
  • лежа на боку, переворачивать на спинку;
  • активно реагировать на появление мамы.

Малыши второго месяца начинают получать удовольствие от купания и отвечают плачем на попытки родителей вынуть их из ванны.

Ребенок в третий месяц жизни

Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.

Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу. Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки.

Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.

Что может ребенок в конце третьего месяца:

  • удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
  • улыбаться при узнавании родных людей;
  • управлять своими руками;
  • переворачиваться на бок, лежа на спине;
  • лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.

Ребенок в четвертый месяц жизни

Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.


Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.

Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».

Что может ребенок в конце четвертого месяца:

  • самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
  • пытаться поднимать верх туловища;
  • разглядывать в зеркале свое отражение;
  • реагировать на произнесение своего имени;
  • проползти немного на животе;
  • улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.

Ребенок в пятый месяц жизни

В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.

Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.

Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.

Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.

Что может ребенок в конце пятого месяца:

  • лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
  • с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
  • недолго сидеть, опираясь спинкой;
  • выбирать понравившуюся игрушку;
  • долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.

Ребенок в шестой месяц жизни

Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.

Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.

Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.

Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.

Что может ребенок в конце шестого месяца:

  • садиться самостоятельно;
  • ползать способом «по-пластунски»;
  • пытаться подняться на четвереньки;
  • брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
  • играть в простые игры, хлопать ладошками;
  • находить глазами крупный предмет, который называет мама.

Ребенок в седьмой месяц жизни

Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.


Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.

Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.

Что может ребенок в конце седьмого месяца:

  • уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
  • вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
  • уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
  • показывать на предметы, запоминать их названия;
  • повторять некоторые действия взрослых;
  • смотреть на картинки в книжках, листать страницы.

Ребенок в восьмой месяц жизни

В этом возрасте малыш самостоятельно сидит без посторонней помощи. Может удерживать игрушки в обеих руках сразу. Продолжается осваивание навыка ползания.

У большинства детей появляется в это время до шести зубов, они учатся жевать пищу. Для этого варятся более густые каши, а тушеные овощи мнутся, а не протираются до жидкого состояния. Детские специалисты рекомендуют учить пережевыванию по возможности раньше, чтобы подготовить переход организма на «взрослое» питание. Ребенок может пить из специального поильника или из кружки.

Ест малыш через каждые 4 часа, а сон длится до 15 часов в сутки. Вес прибавляется примерно на 600 гр, а рост – на 1,5-2 см.

С удовольствием общается с родными людьми, может пытаться ими манипулировать, требуя постоянного присутствия. Узнает маму и папу на фотографиях. Много и охотно говорит, меняя громкость голоса, учится шептать за взрослыми.

Что может ребенок в конце восьмого месяца:

  • самостоятельно сидеть, вставать и переступать у опоры;
  • ориентироваться в знакомой обстановке;
  • выражать разные эмоции: восторг, удивление, недовольство;
  • говорить осознанно простые слова;
  • выполнять несложные действия по просьбе: покажи, принеси и т. д.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.


Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания. На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком.

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Ребенок в десятый месяц жизни

Месяц характерен тем, что ребенок меньше набирает вес — до 350 гр, рост увеличивается всего на 1 см. Но у него все лучше получается контролировать свое тело, быстрее осваивая при этом новые навыки и совершенствуя старые. Хорошо садится и встает без посторонней помощи, но еще придерживаясь за опору.

Меняется и режим дневного сна. Многим малышам бывает достаточно и одного отдыха. Но тогда стоит вечером укладывать спать пораньше. Продолжает увеличиваться рацион малыша, добавляется творог и кефир (можно давать до 100 гр в день). Не стоит кормить насильно, это может сформировать негативное отношение к определенным продуктам.

На десятом месяце ребенок все увереннее контролирует свои движения, совершает множество мелких действий пальчиками: мнет пластилин, рвет бумагу, перебирает маленькие игрушки. Чем лучше развитие получает мелкая моторика, тем быстрее развивается интеллект. Можно обратить внимание на то, какой рукой ребенок больше пользуется, левой или правой, от этого зависит, будет ли он левшой или правшой.

Начинают развиваться первые социальные навыки, родители помогают малышу играть в компании детей. С удовольствием хлопает в ладошки, топает и пританцовывает при появлении музыки.

Что может ребенок в конце десятого месяца:

  • из стоячего положения самостоятельно садиться;
  • пытаться называть окружающие предметы;
  • выполнять более сложные действия: открывает - закрывает, берёт - кладёт;
  • осознанно играть с игрушками: машинку катает, строит башню;
  • повторять за взрослыми жесты и мимику.

Ребенок в одиннадцатый месяц жизни

Энергия у малыша бьет через край, он использует любую возможность познакомиться с окружающим миром. Поэтому пытается забираться на стулья и диван, интересуется содержимым шкафов и тумбочек. Делает первые шаги самостоятельно и с удовольствием ходит за ручку с мамой. Может долгое время заниматься игрушкой или понравившимся предметом.

Малыш уже имеет несколько зубов, поэтому каждодневное меню обязательно включает в себя мясо и один раз в неделю нежирные сорта рыбы. Можно давать небольшие кусочки отварного картофеля и моркови. И специальные детские печенья и йогурты. За месяц прибавка роста составляет всего 1 см, вес увеличивается на 350 гр.

В этот период малыш понимает слово «нет», разбирается в маминой реакции, осознает, как поступил – хорошо или плохо. Некоторые называют предметы из окружающей обстановки.

Что может ребенок в конце одиннадцатого месяца:

  • пройти несколько шагов без опоры;
  • пытаться быть самостоятельным, сам одевает носки, ест ложкой;
  • кивать в утверждение, при отрицании качать головой;
  • брать маленькие вещи двумя пальцами – указательным и большим;
  • играть с родителями в сюжетные игры;
  • «читать», перелистывая книгу.

Ребенок в двенадцатый месяц жизни

Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.


Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.

Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.

Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:

  • сидеть на корточках, вставать из этого положения;
  • пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
  • проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
  • понимать, что ему говорят;
  • знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
  • разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
  • разыскивать требуемый предмет.

Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.

Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие - включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка - вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.


Антропометрическая таблица развития ребенка - показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них газоотводная трубочка

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.


Я не сплю, я не сплю - сплю - плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, пытается держать голову . Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.


Пожалуй на животе больше обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком - улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь - немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.


Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить - идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне самостоятельная личность . Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.


Моя погремушка

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.


Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна - разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.


Могу укусить

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы быстрее ребёнок научился ползать , необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.


Ага - это уже интересно

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.


Могу пить сам - но не буду

9 месяцев

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.


Забавная телега - пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.


Так - что-то новенькое

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении - встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.


Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре - большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»