Витторино де Фельтре «Дом Радости». История создания придворной школы

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Ольга Пустакина
Особенности НМС «Детский сад-дом радости», автор Н. М. Крылова

В детском саду , в котором я работаю, уже 19 лет реализуется НМС "Детский сад - дом радости "(автор :Н. М. Крылова ) и это дает прекрасные результаты : выпускники детского сада показывают высокий уровень подготовки к школе, абсолютное большинство детей в начальных классах учатся на "4" и "5".

Почему «Детский сад – дом радости » научно – методическая система? Потому, что она включает в себя :

Программу, с её задачами, принципами, методами, ориентирами в развитии детей,

Технологию – научно разработанным проектом внедрения Программы в практику работы воспитателя с заранее заданными показателями эффективности. На каждый день разработаны маршрутные листы (перспективные планы, отражающие все виды деятельности детей, разработаны сценарии каждого дня от приема до позднего вечера детей 3-7 лет.

Инноватику – научное обоснование закономерностей внедрения технологии в практику работы.

Программа впитала все лучшее, созданное отечественными и зарубежными педагогами и психологами, сложившееся на основе взаимообогащения национальных культур разных народов. На нее оказали влияние исследования выдающихся ученых и разработки целого ряда научных школ, опыт новаторов-специалистов дошкольного воспитания различных регионов страны, прогрессивные идеи зарубежной педагогики, особенно гуманистические подходы в теориях формирования личности.

Обеспеченность Программы "Дома радости " Технологией и Инноватикой – вариант преодоления сложившейся в практике межпредметной, междеятельностной раздробленности, разобщенности парциальных программ и методик развития ребенка, что соответствует требованиям ФГОС. Ведь не для кого не секрет, что реализуемые комплексные программы "От рождения до школы", "Детство " и др. включают в себя ряд разобщенных программ, методик и только от уровня мастерства педагога зависит конечный результат. В Технологии «Дома радости » все направления развития связаны воедино, прописано все : начиная от организации развивающей среды и заканчивая детальной работой с каждым ребенком. Это позволяет добиваться устойчивых положительных результатов, не зависимо от стартовых возможностей детей.

Итак, воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду - Доме радости » - это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности.

Она ориентирована на достижение и превышение стандарта дошкольного уровня образования, обеспечивающего основу целостного и разностороннего развития детей конкретного возраста, а также преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. Жизнь ребенка в детском саду проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня. Все виды деятельности : игра, труд, учеба связаны воедино и вытекают один из другого.

Направления Программы :

ПЕРВОЕ - приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.

ВТОРОЕ - содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества.

ТРЕТЬЕ - приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности.

Развивающая среда групп "Детского сада - дома радости " немного отлична от среды других программ. В группе есть экологическое окно отражающее экосистему. Оно содержит : воздух, воду, землю с растущими на ней травами, кустарниками, деревьями. На него, в соответствии с технологией, выставляются силуэты представителей фауны и ведется работа по обогащению знаний детей о том или ином животном. Имеются в группе тематические полочки :"Будущей постройки","регионального компонента","России","миров", "ассоциативного мышления","технической игрушки" и др.

Два раза в месяц меняется их содержание. Оформление данных полочек, работа по их материалам позволяет расширить зону "неясных знаний", расширить их кругозор, что оказывает огромное значение на развитие умственных способностей детей .

Особенность НМС есть и в приеме детей. Она состоит в том, что прием детей прописан по времени. Соотнеся пожелания, возможности родителей, воспитатели так строят график приема детей, чтобы с каждым ребенком была возможность проведения индивидуальной работы. Ведь кому - то достаточно сказать один раз и он это усвоит, а кому-то несколько раз. Дело в том, что в соответствии с Технологией занятие проводится только тогда, когда 70% детей усвоили материал, который будет обобщен на занятии. В итоге проведенной индивидуальной работы к занятию, дети знают весь материал и чувствуют себя уверенными, а успешность детей в познании создает мощный психологический стимул. Дети в садик бегут с радостью . Именно поэтому данную НМС и назвали «Дом радости » .

Главный персонаж технологии во второй младшей, средней группе - мишка, в старшей и подготовительной к школе группе - незнайка. Персонажи отражают саму суть детей данного возраста. Мишка - недотепа, дети всегда ему все объясняют, Незнайка - ничего не знает, дети его учат. Герои присутствуют в группе каждый день, дети их очень любят, потому что с ними всегда происходят забавные ситуации.

У многих дошкольных учреждений при введении ФГОС встает проблема интеграции образовательных областей, интеграции видов деятельности в воспитатель – образовательный процесс. В данной НМС таких проблем нет. Все настолько интегрировано, гармонично, что дети, не замечая того обучаются, развиваются, воспитываются.

Хочется затронуть одну из самых главных особенностей НМС , благодаря которой практически с трех лет у ребенка развивается потребность учиться, планировать свою деятельность от цели до результата, оценивать результат своей деятельности для саморазвития. Это методика «5 пальцев» . Благодаря ей, каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели - как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель - система из пяти компонентов : задумки, материала, инструментов, порядка действия и результата.

Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки :

1. Что я задумал сделать? О ком позаботиться?

2. Из чего буду делать?

3. Чем буду делать?

4. Буду делать по порядку…

5. У меня получилось то, что я задумал!

Происходит это всегда, независимо от вида выполняемой деятельности : задумал - доведи до результата! Именно поэтому выпускники "Дома радости " успешны в школе.

Данная методика " 5 пальцев" положена в основу разработанного алгоритма содействия овладению ребенком каждым видом деятельности, будь то игра, труд или учеба и назван Н. М. Крыловой "Лесенкой успеха". Каждому виду деятельности, по мнению автора программы , необходимо учить и учеба должна быть в удовольствие!

Что же представляет собой "Лесенка успеха"?

Первая ступенька "Лесенки успеха" (этап целенаправленной работы педагога) называется "театр взрослого". Цель педагога - вызвать у ребенка желание научиться выполнению демонстрируемой им деятельности. Здесь воспитатель - "артист", а ребенок - "очарованный зритель". "Научи меня, я тоже так хочу!" - вот тот итог, который должен быть услышан педагогом на данной ступеньке "Лесенки успеха".

Вторая ступенька - "желанные", "вкусные" собеседники. Цель педагога - содействовать ребенку (с учетом его возраста, темперамента, характера, пола) в овладении им деятельностью до уровня самостоятельности, а затем и до уровня творчества. Однако существует необходимое условие : успех воспитателя зависит от желания ребенка; поэтому программа воспитателя будет выполнена только тогда, когда она станет программой самого ребенка (Л. С. Выготский) .

Третья ступенька - фронтальная форма обучения (занятие, труд, игра и т. д.) . Цель педагога двойная : с одной стороны, предоставить ребенку возможность в коллективе сверстников самоутвердится в самодеятельности, а с другой - в форме общегрупповой организации диагностировать достижения каждого воспитанника в той деятельности, которую он осваивал в индивидуальном обучении. Здесь воспитатель выступает в роли "дирижера" или "режиссера", а дети - "оркестр заботливых исполнителей" с нравственной направленностью поведения.

Четвертая ступенька "Лесенки успеха" - внутренний "театр" ребенка. По мере достижения уровня самодеятельности он стремится к проявлению своей одаренности - к творчеству. Дошкольник способен к сотрудничеству со сверстниками, к развитию коллективных взаимоотношений, создающих новые возможности для саморазвития каждого как индивидуальности. Цель педагога - любоваться ребенком, радоваться самовыражению им своей индивидуальности. Воспитатель здесь словно "очарованный зритель", а ребенок - "артист".

Нельзя не сказать, что в программе много таких режимных моментов, каких не встретишь в других программах. Это : "минутка тишины" и "минутка шалости", опробование, "мамины и папины" занятия и др. О «маминых и папиных» занятиях следует остановиться поподробнее. В соответствии с ФГОС предусмотрено взаимодействие с родителями, а не работа с родителями, как было раньше. Именно эти занятия позволяют осуществлять данную задачу. Родители приходят в группу и принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе. Они шьют платья для кукол, делают скворечники, кормушки для птиц, ящики под рассаду, изготавливают вертушки и пр.

Хочется заметить, что в программе полностью разработана система мониторинга по всем направлениям развития детей.

Основные характеристики воспитанников «Дома радости » :

1. Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.

2. Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха . Он открывает смысл необходимости учиться в школе.

3. У ребенка на основе развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.

4. Выполнение каждого вида деятельности обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа - Мишки, Незнайки) . Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым.

Педагоги, работающие по программе "Детский сад - дом радости " понимают, что каждый день недели - это тот день жизни, который неповторимо строит судьбу девочки и мальчика, да и тех взрослых, которые их окружают.

Вниманию педагогов и родителей предлагается необычное пособие, с помощью которого дети смогут расширить запас сведений об окружающем, пополнить и систематизировать словарный запас, овладеть словообразовательными навыками, развить связную речь, внимание и память. Все задания представлены в интерактивной форме: ребенок не только смотрит и слушает, а обводит, соединяет, раскрашивает. Такой подход способствует более активному запоминанию и позволяет избежать быстрого утомления.
Задания в тетради расположены по принципу "от простого к сложному", что позволяет использовать это пособие в работе с детьми разного возраста и имеющими разный уровень речевого развития.
Данная рабочая тетрадь - продолжение "Лексической тетради" № 1, но может использоваться и самостоятельно.
Рабочая тетрадь рассчитана как для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с речевой патологией, так и для детей с нормальным речевым развитием.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических и массовых садов, родителям и гувернерам.

90 руб


В этой книге собраны скороговорки, чистоговорки, загадки и считалки для постановки и автоматизации звуков [Р].

Для дошкольного и младшего школьного возраста.

45 руб


Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л], [л"], дифференциации сонорных звуков и звука [j]

В тетради-тренажёре представлены упражнения и игровые задания для автоматизации произношения и дифференциации звуков [л] и [л"], [j]. Ребенок может выполнять задания тетради под руководством взрослого.

Адресована учителям-логопедам, педагогам ДОО, учреждений дополнительного образования и родителям дошкольников.

100 руб


От слова фразе. Глаголы. Методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи. Для детей 3-7 лет

Уважаемые родители и педагоги!
Предлагаемое методическое пособие является результатом логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи.
В пособии представлен иллюстративный материал для формирования глагольного словаря. Простые сюжеты позволяют ребенку составить самостоятельно или повторить за взрослым и запомнить короткие предложения. Работа с пособием предусматривает обогащение словаря ребенка следующими глаголами: "везёт", "чистит", "слушает", "делает", "катается", "гладит", "собирает", "лепит", "вырезает", "поёт", "рисует", "играет", "качается" и др., которые также часто используются в разговорах с детьми.
Проговаривая предложения, ребенок учится согласовывать между собой различные части речи.
Работая с сюжетными картинками, ребенок отвечает на вопросы по содержанию изображения. Разнообразные упражнения направлены на знакомство со словообразованием, использованием в речи предлогов, на составление сравнительно-описательных рассказов, продолжение предложений по образцу и др.
Данное пособие является продолжением работы, начатой авторами "Читать раньше, чем говорить", адресованной детям с алалией.
Созонова Надежда Николаевна - логопед-практик высшей категории с многолетним стажем работы в дошкольных учреждениях для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Куцина Екатерина Владимировна - логопед-практик высшей категории, кандидат педагогических наук.

187 руб


В первый том настоящего издания вошли очерк "Марш тридцатого года", первый две части "Педагогической поэмы".
Во второй том вошли повесть "Честь" и третья часть "Педагогической поэмы".
В третий том включены повесть в трех частях "Флаги на башнях" и рассказы.
В четвертый том вошли известная работа "Книга для родителей", статьи о литературе, переписка А. С. Макаренко с А. М. Горьким.

790 руб


Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения ля детей 5-6 лет. В 3 тетрадях. Тетрадь 2

Вторая тетрадь пособия по развитию речи для детей старшей группы содержит материал по лексическим темам, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 5-6 лет. Это и словесные игры, и рекомендации педагогам по развитию речи детей, и упражнения для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания и многое другое, что в конечном итоге поможет сделать речь ребенка богаче и разнообразнее.

80 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 1

159 руб


Практический тренажер по развитию. Выпуск 2

"Практический тренажёр..." предназначен для занятий с дошкольниками 5-7 лет, в том числе для детей с ОНР, и рекомендуется для коррекции и развития психических процессов (речи, внимания, мышления, памяти, восприятия). Тренировочно-игровые задания подобраны с учётом лексических тем, изучаемых в ДОУ в соответствии с рекомендациями программы и требованиями ФГОС ДО. Выполнение заданий поможет детям в игровой форме развить необходимые навыки и подготовиться к обучению в школе.

Витторино да Фельтре (1378-1446) - итальянский педагог-гуманист эпохи Возрождения. Необходимо отметить, что сохранившиеся сведения о его жизни крайне скудны. Известны только основные вехи его жизни, некоторые подробности биографии. Объясняется это прежде всего тем фактом, что Витторино не оставил никаких записей, которые касались бы его жизни или педагогических методов. Все, что мы знаем о нем, почерпнуто из воспоминаний современников, учеников, переписки и других источников личного происхождения. Из этих же текстов мы можем узнать о том, как велось преподавание в его школе.

Известно, что его настоящее имя - Витторино Рамбальдони. Псевдоним был им взят по названию родного города. Витторино рано потерял отца, который был нотариусом. В Падуе он изучал сначала греческий язык, а затем математику, в которой добился больших успехов. В Падуе же началась его педагогическая карьера, там он преподавал грамматику и математику. Нельзя не сказать еще о прекрасном знании Витторино музыки, которое он приобрел в Падуе.

Закончив Падуанский университет, он был назначен профессором философии. Через какое-то время, в 1423 году, герцог Мантуанский Джанфранческо Гонзага предлагает Витторино стать воспитателем его детей. Именно в Мантуе он основал свою знаменитую школу, которую назвал «Дом радости».

В этой школе он обучал не только детей герцога и других аристократов города, но и талантливых детей из бедных семей. Дети из богатых семей учились за деньги, а из бедных – бесплатно. В школьных делах учитель был вполне самостоятелен и не допускал никакого вмешательства в них, даже со стороны Гонзаги. Хорошо было поставлено физическое воспитание: дети занимались верховой ездой, плаванием, гимнастикой, фехтованием. Телесные наказания допускались лишь за проступки против нравственности.

Школа Витторино да Фельтре пользовалась широкой известностью, а его самого называли «первым школьным учителем нового типа». Больше всего внимания уделялось классическим языкам, изучению литературы. Среди форм и методов обучения Витторино отдавал предпочтение тем, которые наиболее полно раскрывали возможности учащихся, активизировали их познавательную деятельность – это игры, экскурсии, занятия на природе и беседы с детьми.



Школа Витторино да Фельтре получила всеевропейскую известность, а его педагогические установки и методы были высоко оценены в последующие эпохи и оказали влияние на европейскую педагогическую мысль. Витторино да Фельтре ввёл новые методы преподавания, использовал в преподавании элементы игры, отказался от такой популярной в Средние века формы обучения, как диспут, применял различные наглядные пособия, прежде всего в преподавании математики. Известно, что он считал необходимым пробудить у учащихся интерес к предмету, стремился учитывать их индивидуальные способности. Созданное им учебное заведение было светской школой, дававшей образование классического типа.

Сохранилось довольно большое количество писем учеников школы Витторино, в которых они вспоминают время обучения у да Фельтре. Например, в своем письме Сассоло да Прато пишет о нравах и жизни своего учителя. Витторино для него самый чистый человек и опытный учитель, и его наука - путь к добродетели. Он приводит в пример Джованни Франческо Гонзага, который, будучи наслышан о невероятных добродетелях Витторино, приглашает его для обучения своих детей.

Витторино глубоко почитал религию и благочестиво относился к Богу, старался соблюдать самым тщательным образом все христианские предписания. «Эти вещи он каждодневно делал столь охотно, словно убедил себя, что весь род человеческий – его семья и что он – отец для всех, предназначенный к этому самой природой». Сассоло говорит о доброте своего учителя, о том, как он принимал под свою защиту и покровительство обездоленных. Витторино де Фельтре в отличие от Сократа, пишет Соссоло, не только даром обучал молодежь, но и выполнял роль «наилучшего и милостивейшего отца».



Кастильоне в своих воспоминаниях рассказывает также и о жизни Витторино да Фельтре. Он сравнивал своего учителя с архиепископом Антонином, потому как считал, что их связывает добродетель и благочестие и их устремления во многом схожи. «Ибо один из них, как мы писали, посвятил себя религии; другой постоянно занимался делами светскими, внося в само исполнение дел чистейшее религиозное чувство, которое было у него в душе». «Всякий, кто любит добродетель, кто старателен в добрых искусствах и прежде всего сведущ в доброй литературе, должен прочитать то, что написано о Витторино».

Витторино, как писал Кастильоне, обладал незаурядным умом, что подходило для любой науки, красноречием, а также безмерным благоговением перед Богом. В юности он старательно занимался гуманистическими науками, проявляя огромное старание. Витторино был также знаком с гражданским правом священными канонами.

Витторино да Фельтре, по словам Кастильоне, был щедрым благотворителем. «От Витторино не получал ничего только тот, кто ничего не просил».

В своем письме к Балдассаре Суардо Бартоломео Платина называет Витторино да Фельтре свои «дедом». «Платина говорит о духовном родстве ученика и учителя; его учитель Оньибене да Лониго учился у Витторино, и тот был его «отцом», а для Платины – ученика Оньибене, Витторино является «дедом»».

Далее Бартоломео описывает жизнь Витторино да Фельтре. В юности Витторино оставляет родину и уезжает в Падую – «общее средоточие знаний». В Падуе он по решению падуанского Сената был включен в число докторов. Желая освоить математику, он становится учеником Бьяджо Пелакани.

«Витторино вызывал у всех восхищение любой своей добродетелью». Он был очень терпелив, его не пугал труд, голод, недостаток средств. Ради своего здоровья он много уделял времени телесным упражнениям. «Ему нравилось соревноваться в прыжках, играть в мяч, бегать со сверстниками, так как упражнения этого рода укрепляли и тело, и ум, после перерыва в умственном труде он с большей готовностью возвращался к тому, что предстояло изучить».

Бартоломео пишет, что Витторино не избежал также и любви, как и другие юноши. Но по природе и воспитанию он был очень застенчив и простодушен. Он никогда не вызывал у ровесников ни ненависти, ни зависти. «Часто он говорил, что был бы удовлетворен, если бы ученики научились искусно говорить и нравственно жить».

«Тело у него было маленькое, но крепкое и живое, без какой-либо полноты, достойное чело, скромное лицо, голова с сединой. Он получал удовольствие больше всего от простой пищи, беря простое блюду, а не изысканное, вторым блюдом для него иногда были свежие фрукты. Потреблял умеренное вино, некрепкое и приятное. Он хотел, чтобы за трапезой хранили молчание, особенно во время чтения». Бартоломео отмечает, что Витторино любил знатность и при спорах склонялся на сторону знатного. «Говорил, что с людьми надо так обращаться, чтобы из друзей сделать еще больших друзей, а тех, кто враждует с нами по причине какого-то соперничества, сделать друзьями».

Витторино всегда жил воздержанно и умеренно, что заболел только в последний период жизни. Даже страдая, он показывал себя очень терпеливым, от него никогда нельзя было услышать стона или жалобы.

Джованни Андреа Бусси в своем предисловии к изданию Тита Ливия говорит о том, что он в то время первым начал публичное чтение слушателем Ливия, чем вызвал огромное восхищение и похвалу. «Витторино да Фельтре – Сократ нашего времени, краса и гордость своего века, хвала и слава мантуанской академии, при жизни почитаемый за последовательную жизнь, восхитительный лектор, нужный, когда его нет рядом, желаннейший после смерти; гостеприимный хозяин и, даже вернее, отец бедных студентов, возбудитель человечности». Джованни называет Витторино «воссоздателем латинской культуры, учителем мудрости, образцом высокой нравственности, примером доброты, человеком, презирающим богатство, поддерживающим дарования». Далее Джованни рассказывает о жизни Витторино: где он был рожден, где преподавал, о стиле его обучения. Он говорит, что если преуспел в чем-то в науке, то все узнанное идет от его руководителя Витторино.

Амброджо Траверсари был флорентийским гуманистом и монахом. В своих воспоминаниях, он рассказывает, что когда прибыл в Мантую, Витторино да Фельтре поспешил ему навстречу. Амброджо вспоминает, что нигде не встречал большей человечности. Он был большим знатоком старых книг, и увидел в библиотеке Витторино множество книг неизвестных еще во Флоренции. Среди них были такие как: речи императора Юлиана, «Жизнеописания Гомера» Псевдо-Геродота, трактат Августина «О троице» и другие. «Он оставил нам некоторые книги, прежде всего иноземные, чтобы они послужили нам утехой, и одарил небольшими и очень достойными подарками; и от нас он, насколько ему это было позволено, не отходил». Духовная культура Витторино и его рвение в преподавании греческого языка очень восхищала Амброджо Траверсари и его спутников.

В своем письме к Николо Никколи, Амброджо рассказывает о гостеприимстве Витторино, когда он прибыл в Мантую. Витторино послал Николо некоторые книиг: сочинение блж. Августина «О Троице», «Законы», письма и «Государство» Платона и том творений св. Иоанна Златоуста.

В другом письме к Николо, Амброджо упоминает о том, как он отправился вновь повидать Витторино и посмотреть греческие книги. Перевод из Иоанна Златоуста, сделанный одним из учеников. очень впечатлил его. Доброта Витторино также восхитила Амброджо.

Помимо писем учеников, мы можем узнать о Витторино из такого источника, как «Жизнеописания» Веспасиано да Бистиччи. В этом своем сочинении Бистиччи в том числе пишет и о Витторино.

По его словам, Витторино имел очень много достоинств. Среди своих сверстников он был самым воздержанным. «Стал ученейшим [мужем] во всех семи свободных искусствах, [а также] в греческом, не менее, чем в латыни». Витторино также был глубоко верующим человеком. Все, кто его знал, вспоминали, что когда он шел к столу, то всегда благословлял пищу и читал благодарственную молитву, когда поднимался из за стола. Витторино часто исповедовался и хотел того же от своих учеников. «Дом его был святая святых нравов, дел и слов».

Веспасиано да Бистиччи пишет, что из школы Витторино вышли достойнейшие люди как в жизни, так и в науке. Делом Витторино было дать удивительный пример своей жизни, он вдохновлял каждого жить нравственно.

«Был Витторино низкого роста, худой, очень веселый от природы, так что казалось, он всегда смеется». Говорил мало, одевался в темную одежду, носил длинные до земли платья.

Письма правителей Мантуи и самого Витторино дают дополнительные данные об образе учителя. К Витторино обращались carissime noster, так правители обращались друг к другу. «Письма подтверждают постоянную заботу Витторино о людях – о женщине, почему-то не оформившей «вид на жительство» в Мантуе. И что характерно, Джанфранческо Гонзага по просьбе Витторино дает разрешение вопреки порядкам города, и оба правителя сообщают Витторино, что они это делают вовремя». Это подтверждается словами Гонзаги в письме к Витторино: «мы постановили, чтобы та женщина, которая пришла сюда из Бреши, и ее спутники никакому наказанию не подвергались и не претерпели его из-за небрежности, которую проявили, не получив ночную грамоту, согласно нашим порядкам, и их благодаря твоему усилию мы освобождаем о всякого осуждения». Видно, что они уважительно относятся к просьбам Витторино. Также из этой фразы можно судить о настойчивости и характере Витторино. Тон писем Гонзаги показывает его большое доверие к Витторино.

В письме Виторино к Андреа Корреру можно заметить уже упомянутую заботу о других. В этом письме он просит разузнать о положении Якопо Скудели, у которого отняли имущество и довели до нищеты. Витторино хочет защитить его права и освободить его от податей, чтобы хотя бы немного облегчить его несчастья. Из письма видно, что он доверяет Андреа Корреру: «Я решился возложить это дело на тебя, [к тому] меня склоняют как твоя исключительная благожелательность по отношению ко мне, так и моя не меньшая постоянная забота о Джованни Франческо, которого из-за того, что он ваш, я уважаю и нежно люблю не иначе, как сына».

Из школы Витторино вышло множество ученых, педагогов, государственных деятелей, военачальников, которые пополняли ряды новой интеллигенции и правящих групп населения.

Из воспоминаний учеников можно сделать вывод, что Витторино остался в памяти современников как благородный, сдержанный человек, всецело преданный своему делу и имевший авторитет среди учеников и друзей и оказывавший большое влияние на окружающих.

1.2. Традиция ренессансного воспитания в "Доме радости"

XV в. – время рассвета педагогических идей гуманизма. Светские формы социальных отношений становятся на порядок выше религиозных. На смену средневековью в Западную Европу пришла эпоха Ренессанса, прошедшая под знаком гуманистических идей. В этот период идет постепенное изживание старых форм экономической деятельности, старых феодальных структур. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты -провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции.

«В центр был поставлен человек, представитель рода, а семья – это место, где начинает формироваться человек – будущий член общества, где ребенок обучается первым социальным навыкам. В качестве главной задачи выдвигали воспитание нового, более совершенного человека». «Гуманистический идеал – это и социальность, и нравственность, представления о гармонично развитом человеке и важности физического воспитания, выстроенные на христианской основе».

Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях.

Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это связывалось с воспитанием и обучением. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю.

По мнению Н.В. Ревякиной, целью гуманистического воспитания является подготовка человека к жизни в обществе. Необходимо научить его жить совместно с людьми и поэтому он должен быть сформирован определенным образом. «Эта социальная цель объединяет всех гуманистов, у некоторых из них она наполнена гражданским содержанием и осуществляется в воспитании достойного гражданина». Одной из главных задач гуманистов в воспитании было сформировать добродетельного человека. «Нравственное воспитание начинается с ранних лет ребенка в семье, при этом на родителей возлагается огромная ответственность по такому воспитанию; продолжается оно на протяжении всех школьных лет, роль учителя при этом становится первостепенной». Другая важная задача воспитания – сделать человека культурным и образованным.

Свои идеи педагоги-гуманисты находили не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека. «Умственное движение гуманизма и Возрождения возникло как следствие перемен в средневековом мировоззрении, оплотом которого являлась католическая церковь. Если церковь учила, что человек в земной юдоли должен обращать надежды к Богу, то в центре нового мировоззрения оказался человек (homo), который возлагал надежды на себя». Интенсивное развитие искусства, научных знаний, литературы привело к подъему педагогической мысли. В середине XV в. было изобретено книгопечатание и это привело к росту образованности и развитию культуры.

Колыбелью европейского Возрождения считается Италия. В то время шла борьба итальянских городов за независимость, благодаря этому пробуждалось чувство причастности к единому этносу, и это порождало духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Этим занимались видные итальянские педагоги, такие как Леон Баттиста Альберти(1404-1472), Леонардо Бруни (1369-1444), Лоренцо Валла (1405/1407-1457), Витторино да Фельтре (1378-1446), Баттиста Гуарини (1374-1460). Идея обучения состояла в том, чтобы сформировать члена общества, «чуждого христианскому аскетизму, развитого телесно и духовно, воспитанного в труде». Альберти замечал, что это в конечном итоге даст "совершенные добродетели и полное счастье".

Освоение классической греко-римской культуры – лучший способ воспитания, по мнению итальянских гуманистов. В качестве образца педагогических идей рассматривались идеи Квинтиллиана. К этим идеалам, обратились, например, в 20-е гг. XV в. Витторино да Фельтре и Баттиста Гуарини.

Все, что мы знаем о Витторино, мы знаем по свидетельствам его учеников. Витторино посвятил всю свою жизнь школе и не написал о собственном стиле преподавания. Это за него сделали его ученики, которые не позволили его имени исчезнуть из памяти людей и со страниц истории. О Витторино помимо учеников писали и его современники. «О его жизни и деятельности известно многое, даже внешний облик, привычки, шутки Витторино запечатлели ученики и современники в своих воспоминаниях».

Сассоло да Прата стал учеником Витторино ла Фельтре в 1438 году, после смерти родителей. У Витторино Сассоло был ассистентом по математике и музыке. Подобно своему учителю, Сассоло презирал богатство и уважал бедность и как говорил другой ученик Витторино Прендилаква, он «был весь как бы сделан из Витторино». По письмам-воспоминаниям Сассоло можно говорить о том, что он был благодарен и искренне предан своему учителю. В них он выразил свою любовь к наставнику и сове безграничное уважение. Он старался во всем походить на него. В письме к Леонардо Дати он призывал принять учение Витторино. «Именно в ней воспитанные и наставленные, древние греки и наши [римляне] обессмертили свое имя». Витторино «наилучший и общий отец всех, кто стремиться учиться». Сассоло пишет, что Витторино примет всех желающих у него учиться с гостеприимством. В письме Сассоло побуждает «представить молодежи нашего Витторино».

В своем письме анонимному другу, Сассоло да Прата пытается убедить своего собеседника в ошибочности своих суждений, который, по-видимому плохо отзывался о Витторино. Сассоло упрекает друга в том, что тот неверно судит о Витторино и набрасывается на столь достойные науки и искусства, как арифметика, музыка. Не зная, что за человек Витторино де Фельтре, друг Сассоло берет на себя смелость осуждать его и способ его преподавания, говоря о том, что «старости свойственно безумие» и Витторино стал безрассудным и безумным.

Сассоло упрекает друга и его друзей в восприятии исключительно красоты речей и стиля Цицерона, но не их содержания.

«Витторино полагает, что при обучении детей надо следовать тщательным образом четырем известным правилам грамматиков: показать и истолковать слова, изучить и объяснить поэтов, узнать истории, читать с определенным ударением; узнав хорошо их, каждый легко и уверенно приступит к прочим трудным вещам; пренебрегая же ими, с необходимостью разрушит, словно убрав фундамент, все оставшееся сооружение».

«Свидетельство Сассало о том, что Витторино предписывал постоянно упражняться в произнесении вымышленных речей, означает отход от средневековой традиции в преподавании риторики прежде всего как науки составления писем; Витторино возвращает риторику к древнему ее значению ораторского искусства».

Другой ученик Витторино, Франческо Кастильоне проучился в его школе восемь лет. Впоследствии он сам начал преподавать греческий, а также изучал теологию. Благодаря своей учебе в школе Витторино да Фельтре хорошо знал священные тексты. В своих воспоминаниях Франческо говорит о воспитании и упоминает то, что в школе да Фельтре никогда не били учеников или били редко. Тех, «кто пренебрегал старательно заниматься чтением, наказывали так: им приказывали вернуться к занятиям, в то время как другие получали разрешение пойти поиграть или развлечься». Лжецам, ворам, драчунам не было никакого снисхождения. «Витторино бил очень сильно и руками и плеткой и применял эту строгость не только в отношении маленьких и более юных, но и старших по возрасту и подчас более высоких чем он».

Кастильоне вспоминает, что учитель был усерден в чтении лекций, был внимателен и всегда выслушивал учеников. «Он заставлял каждого, даже невежду, становиться образованным». «Витторино говорил, что человек не сможет обучиться литературе, если не будет как можно чаще пережевывать, подражая быку, то, что он прочитал ранее». Он старался, чтобы ученики больше читали произведения классиков, также заботился о нравственном воспитании учеников и старался оградить их от литературы, которая, по его мнению, была слишком откровенной и малопристойной. Но иногда, как вспоминают ученики, их учитель пересказывал пристойно своими словами слишком откровенные или неприличные фрагменты текста.

Из воспоминаний Кастильоне, мы видим, что он отдает предпочтение в основном гуманитарным наукам.

Бартоломео Платина учился у ученика Витторино Оньибене да Лониго, затем некоторое время руководил школой, созданной Витторино да Фельтре..

Бартоломео рассказывает, что Витторино уезжает в Венецию, взяв в этом городе для обучения лишь немногих, отличавшихся своими способностями и скромностью. Вознаграждения он требовал только от богатых и от тех, кто мог заплатить.

«Он хвалил тех, кто выходил встречать людей, старших по возрасту, и кто сопровождал со всей почтительностью стариков. Он не позволял никому приходить в школу, если тот не заявлял твердо, что сразу же оставит на пороге любой принесенный порок; предлагал ему распорядок всей жизни (в школе), (а) кто намеренно пренебрегал им, исключался как недостойный этого добродетельного ученья». Бартоломео говорит о том, что Витторино каждого побуждал к труду и терпению. Призывал ненавидеть наслаждение и безделье, т.к. любовь к занятиям и наслаждение не могут сосуществовать.

Не следовало говорить юношам «дерзко и бесстыдно». Юношам нужно было следить за походкой и одеждой, но при этом, их учили, что недопустимо чрезмерно заботиться о своей внешности и увлекаться женственными украшениями. Связи с женщинами не одобрял, но более менее допускал. Также Бартоломео Платина упоминает о том, что Витторино удерживал учеников от чревоугодия и пьянства. Он предлагал пищу скромную и простую, чтобы «от излишней пищи и вина они не становились тупее умом и слабее телом». Также Витторино держал учеников подальше от пустяков, безделья, пирушек, так как «юноше лучше думать, как стать образованным и нравственным, чем тратить зря время в пустых разговорах».

«Никого он не порицал сильней, чем тех, кто клянется и хулит Бога и святых». Бартоломео приводит пример: сын государя Карло, во время игры в мяч, высказался неблагочестиво о Боге и святых и Витторино на глазах всех присутствующих побил его. Витторино советовал ученикам почитать Бога и религию, говоря, что знание и наука даны людям от Бога. Бартоломео отмечает, что Витторино часто посещал храмы, особенно когда шла служба.

Три вещи необходимы детям: природные способности, наука, упражнение. «Природные способности он сравнивал с полем, упражнение – с его возделыванием, из каковых вещей возникает плодородие; наука все это превосходит, - и потому, что благодаря добродетели люди становятся лучше, и потому, что она дает им, пока живы, убежище от доброй и злой судьбы». Лекции Витторино были простыми, его речь была разнообразной, ясной и краткой. Современники отмечали, что он никогда не использовал неприличных слов.

Витторино очень рекомендовал ученикам учить стихи известных поэтов наизусть. «Он радовался способностям юношей и плакал от радости, если они говорили изящно прозой или стихами. У кого язык был сух и бесцветен, того он побуждал говорить много; слишком многословных не порицал, так как с возрастом, говорил он, можно с большей легкостью обуздать природные способности, чем усилить». Он слушал, как юноши читают и декламируют, чтобы сразу исправить недостаток, если он был замечен при произношении. Витторино порицал в письме и речи обилие пустых слов и острословие. Хвалил в письменных работах учеников ясность, использование собственных выражений, правильный порядок слов.

Бартоломео говорит и том, что Витторино побуждал юношей к изучению диалектики. Она пригодилась бы для решения спорных вопросов. Необходимо постоянно читать Цицерона, потому что «оттуда берется все, что формирует жизнь общества и частную жизнь». Из античных авторов Витторино очень любил Гомера и часто его читал. Он «подобен океану и изобилует всяческими добродетелями». «Гесиода – полезного в наставлениях, Феокрита – восхитительного в любом виде, Пиндара – лучшего из лириков в мыслях, оборотах речи, богатстве сюжетов и слов; Аристофана – способного знанием языка, чистотой аттической речи формировать добродетельного мужа, поскольку порицал пороки; Еврипида- приятного и убедительного в мыслях; восхитительного Софокла; страстного Эсхила – первого создателя трагедий».

Для изучения медицины и гражданского и папского права он посылал некоторых учеников в публичные школы. Бартоломео приводит сведения о том, как относились к Витторино его ученики. Они свидетельствуют, что «он был ученейшим и наилучшим наставником». Витторино также заботился и о здоровье своих учеников. Летом он отсылал их в здоровые и красивые места и назначал им время возвращения.

Таким образом, мы узнаем из воспоминаний и писем учеников, какие методы обучения практиковал Витторино в своей школе, как заботился не только об образовании своих учеников, но и об их физическом и нравственном состоянии.

Его педагогическую деятельность можно с полным правом назвать успешной. Это стало возможным благодаря личностному фактору – самоотверженному труду самого Витторино и общественной поддержке, которой он смог заручиться.

Витторино стремился реализовать основные принципы гуманистического воспитания, бережно относился к ученикам, старался развивать их природные задатки, и тело, и душу, сочетая в процессе обучения внимание к античному наследию и традиции христианской этики. Выпускники его школы получали классическое, энциклопедическое образование, что позволяло им в дальнейшем выбирать разнообразные сферы профессиональной деятельности. «Он воспитывал детей в духе гуманистических принципов, учил их быть способными выбрать в жизни любо дело и добиться в нем похвальных результатов, учил уважать культуру и знание, быть людьми достойными, всесторонне образованными».

Таким образом, гуманисты оказали большое влияние на развитие итальянской и общеевропейской ренессансной культуры. Частные школы, такие, как школа да Фельтре, становились подлинными центрами новой гуманистической культуры и педагогики, способствуя процессу социализации и формированию нового типа человека. Идеи гуманизма пронизывали педагогическую теорию, наполняли собой практику преподавания и воспитания.

Витторино де Фельтре родился в 1378 году в городе Падуе. В свое родном городе занимался изучением греческого языка и математики, в чем добился большого успеха. Позже он использовал полученные знания в своей педагогической практике.

В эпоху Возрождения, когда начал свою профессиональную деятельность итальянский педагог Витторино де Фельтре, основным достижением образования и науки стал тот факт, что в центре учебно-воспитательного процесса находились не методы и средства работы, а человек, ученик, как субъект основного воздействия. Именно тогда педагоги стали учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, планировать их развитие, опираясь на возможности, интересы и потребности.

Именно такие идеи преследовал и де Фельтре, ведь основной его идеей было не заставить ребенка учиться, а мотивировать его к обучению. Это один из немногих педагогов того времени, которые уважительно относился к своим ученикам. Он был убежден, что интеллектуальное и физическое развитие, формирование ценностей должно происходить одновременно, формируя таким образом гармоничную личность. Организовывая процесс обучения, он руководился тем, что ученики должны иметь энциклопедические обширные знания, которые помогут им выбрать любую специализацию в будущем. С помощью организации труда ребят, учил их быть трудолюбивыми, а показывая уважительное отношение к ним, формировал уважение к окружающим.

Это один из педагогов, который воспитывал с помощью своего примера, что является одним из самых крепких методов воздействия на психику и процесс развития ребенка.

Все эти взгляды и принципы он пытался обобщить и внедрить в процесс обучения в своей собственной школе, которая получила название «Дом радости». Назвав так свое детище, Витторино де Фельтре пытался сказать о том, что в его школе обучение будет приносить не только пользу, но и удовольствие, что являлось большим новшеством в то время, когда физическое наказание находилось в центре наиболее часто используемых учителями методов.

Школа была большим достоянием эпохи, поскольку олицетворяла идеи гуманистической теории. Основана она была по инициативе герцога Гонзага, который, заметив успехи педагога в педагогической деятельности, предложил ему заняться воспитанием своих детей. Так и началось развитие школы, где позже обучались не только дети герцога, но и потомки других знатных семей. Для школы было отведено специальное помещение, которое находилось среди прекрасной природы. Здание со всех сторон было разрисовано фресками, что существенно отличало их от классических школ того времени, которые характеризовались особой сдержанностью, даже аскетизмом. Позже там начали обучаться и дети из обычных семей, которые могли получить образование совершенно бесплатно.

В школе происходило частое чередование деятельности: сначала дети занимались умственным развитием, потом практиковали физические упражнения. Педагог способствовал формированию художественного восприятия, то есть эстетических чувств, преподавая танцы, пение и музыку. Большое внимание уделялось этическому и религиозному воспитанию, что является основой ценностной ориентации личности. Он впервые начал применять в школе игры, как метод обучения. Стараясь раскрывать личность, ее интересы, педагог становился кумиром своих учеников.

Среди основных наук, которым обучал Витторино, было изучение греческих и латинских языков, математики, в состав которой входили геометрия, алгебра и арифметика. В преподавании данных предметов педагог применял наглядность и практические работы.

Исходя из принципов современной педагогики, можно сказать, что методы работы Витторино де Фельтре были совершенно оправданы и максимально близки к современным. Данный факт переопределяет то, что основными категориями современной педагогики является обучение, воспитание и социализация. Соединение всех этих компонентов способствует формированию гармоничной личности, что является одним из принципов работы Витторино.

Организовывая учебный процесс в «Доме радости», он не только обогащал знаниями своих учеников и способствовал их воспитанию, но и помогал им социализироваться. Ведь суть социализации лежит в принятии принципов, убеждений, норм общества и их присваивании. Такое возможно только в том случае, если человек находится в постоянном контакте с социумом, который ему дает это знание и понимание. Общаясь в коллективе, хоть и маленьком, с людьми совершенно разных взглядов и слоев, дети принимали друг друга, как личностей со своими особенностями.

Что касается его идеи о гуманном подходе, то следует заметить, что современная система образования также ориентирована на личность. Изучение индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка является главным условиям нормальной организации учебного процесса. С такой целью была создана дифференциация на уроках, которая позволяет ученикам выбирать задание с таким уровнем сложности, которое ему под силу. Изучение личности, развитие личности, воспитание личности и формирование личности – основные принципы современного обучения, которое, как уже стало видно, во многом соприкасается с принципами де Фельтре.

Совершенно неприемлемыми для гуманной педагогики современности являются физическое наказание и наказания любого другого характера, ведь оно способно разрушать личность, а значит, о гармоничности речи быть не может.

Частое чередование деятельности учеников в школе (умственное развитие – физическое развитие) способствует повышению продуктивности организма, а значит, и лучшему усваиванию нового материала. Данный принцип активно используется современными педагогами на уроках, не смотря на то, какой возраст учеников.

Существует прекрасное выражение, которое гласит, что труд из обезьяны сделал человека. Приучая детей к труду, педагог облагораживает их, способствует их личностному росту. В современной школе также приучают к труду посредством распределения школьных обязанностей, дежурств или организации субботников.

И, наконец, вероятно, самым важным положением, которое стоит осветить является то, что в основе обучения лежит добровольное получение знаний, ребенок учится только тогда, когда хочет, и заставить его можно только одним способом – мотивировав его. Мотивация – это то, что заставляет человека действовать. В нашем случае мотивировать ученика к учебе можно интересным материалом, разнообразным учебным процессом, системой поощрений и наказаний. Примерно также действовал и де Фельтре, заинтересовывая и мотивируя своих учеников к деятельности.

Итак, современная педагогика много полезного и качественного взяла из арсенала мировых образователей. Одним из них оказался Витторино де Фельтре, который чуть ли не впервые показал, как правильно относится к ребенку и его обучению.

Подход к обучению, предложенный Витторино де Фельтре, намного упрощает работу учителя и делает результат в несколько раз заметнее, поскольку исключает физический примус и насилие.

Однажды мне пришлось наблюдать два эпизода из жизни одной учительницы: на работе и дома… Учился в нашей школе тогда один пятиклассник – мальчик с непростой судьбой и «соответствующим» поведением. В тот день я стала свидетельницей общения моей героини с этим мальчиком: много ласковых слов, нежные интонации в голосе. В итоге ей удалось с ним договориться о чем-то… В тот же вечер я оказалась в качестве гостьи в ее доме. Не успели мы переступить порог, прозвучало грозное: «Оля, тапки!». Эта фраза была адресована дочери учительницы – подростку лет 12.

С тех пор прошло больше десяти лет, но эти две сцены все не стираются из моей памяти. Я хорошо помню свои чувства в тот день: диссонанс между настолько разным отношением к двум детям – на работе и дома. Было очевидно наличие скопившегося напряжения в душе этой женщины. Вот только в одной ситуации она его сдерживает, а в другой – нет. А что должна чувствовать девочка-подросток, которая почти каждый вечер принимает на себя поток маминого негатива?.. Подобную ситуацию, к сожалению, часто можно наблюдать в учительских семьях.

Проработав в системе образования больше десяти лет, наблюдая за детьми педагогов, я пришла к однозначному выводу: нельзя допускать, чтобы мама (учитель) и ее ребенок находились в стенах одной школы. Главная выгода мамы от такого пребывания очевидна: есть возможность постоянного контроля за чадом. Но каково этому самому чаду постоянно находиться под пристальным оком не только родительницы, но и всех ее коллег! Да еще и нести бремя ответственности «учительского ребенка». (О, как велик соблазн у взрослых сказать ему: «Как ты можешь? Ведь твоя мама учительница! Ты позоришь свою маму!»). А между тем, кто может отнять право у такого ребенка быть ПРОСТО РЕБЕНКОМ, который может озорничать, дергать за косички одноклассниц, прийти неготовым к какому-то уроку? Получается, мама-учитель – это приговор!

И если отследить судьбы этих детей в дальнейшем, сколько среди них искалеченных перфекционизмом (стремлением во всем быть идеальным), комплексом неполноценности и откровенно асоциальных личностей (судимых, наркоманов, алкоголиков, социопатов). Психологам понятно, что такое поведение – чаще всего выступает своеобразной формой протеста против жестких требований в детстве.

Отношение учительницы к своему ребенку – это один аспект проблемы. Но есть еще огромное множество детей, с которыми ей приходится каждый день иметь дело. И образец разговора, который я привела в начале, к сожалению, далеко не всегда можно наблюдать в школьных стенах. Если пройтись по школьному коридору во время уроков, можно составить очень точное представление о коммуникативной культуре наших педагогов.

Согласно результатам одного исследования, к педагогической деятельности стремятся в основном люди с нереализованным комплексом власти. Согласно определению, «Комплекс власти связан с желанием быть сильным, быть победителями и управлять другими людьми. Сильная сторона такого комплекса – лидерство, умение брать ответственность за других, направлять их. Но этот комплекс часто опьяняет человека своими возможностями, и тогда мы видим уже не подлинных лидеров, но скорее диктаторов, для которых сама идея власти становится важнее идей и ценностей, ради которых такая власть была дана этому человеку».

У каждого из нас есть опыт общения с педагогами. И для кого-то он весьма травматичный. Я хорошо помню эпизод из начальной школы, когда нас за что-то наказала учительница, и мы вынуждены были стоять во время урока какое-то время, весь класс. Я обратила внимание, что на стульчике моей соседки по парте образовалась небольшая лужица. Эта ситуация вселила в девочку такую тревогу, что произошло непроизвольное мочеиспускание. А ведь это невротический симптом. Другими словами, ребенок тогда пережил психологическую травму. Кто дал учительнице на это право?

Безусловно, управлять большой группой детей непросто. И не зря в частных школах одно из главных правил – ограниченное количество детей, как правило, 12 – 20 человек. В массовых школах встречаются классы наполненностью 36 человек. Учителю, и правда, непросто. Но вопросы дисциплины каждый педагог решает по-своему: кто-то использует игровые методы, кто-то индивидуальный подход, а кто-то силу голоса.

Работая школьным психологом, я часто сталкивалась с жалобами отдельных учителей на поведение того или иного ученика. Тогда я подходила ко всем учителям, работающим в классе, где учился этот ребенок и спрашивала об особенностях его прилежания. Надо сказать, что ВСЕГДА находилось несколько педагогов, у которых не было претензий к данному ученику. И не потому, что учитель проявлял равнодушие к детям, а потому что у него были ДРУГИЕ методы работы. Эти мудрые педагоги понимали, что вызывающее поведение ребенка – это призыв о помощи, стремление обратить на себя внимание, чаще всего свидетельство эмоциональной депривации (нехватки душевного тепла в семье). И на уроке такого учителя ребенок получал это внимание в виде индивидуальных заданий, значимость которых особенно подчеркивалась учителем, либо наделением его лидерскими полномочиями.

Могу представить себе, что эти строки читает учитель со стажем и говорит: «Милочка, да Вы себе не представляете, КАКИЕ бывают дети!». Так вот я не просто представляю. Я ЗНАЮ. Как знаю и то, что к любому ребенку МОЖНО найти подход. Для этого нужно желание и душевные силы. С желанием все понятно. Далеко не все учителя идут «на работу как на праздник». Но даже имея желание, не всегда есть на это силы . И это объективно! Профессия педагога считается одной из самых энергоемких и подверженных эмоциональному выгоранию. В европейских странах педагог может позволить себе заграничный отдых два раза в год, во время которого есть возможность восстановиться эмоционально. Наши же соотечественники из материальных соображений чаще всего стараются летний отдых совместить с работой в детских оздоровительных заведениях. Таким образом, круглый год нервная система педагога истощается, практически не получая эмоционального ресурса.

Вот, на мой взгляд, источник извечного конфликта на уровне учитель-ученик. Оба являются заложниками образовательной системы, которая подвергается бесчисленным реформам, но гармоничнее, увы, не становится.

Многие родители обеспокоены сложившейся ситуацией и находятся в поиске оптимального образовательного режима для своих детей. Закон об образовании Украины дает им право на домашнее обучение, но и здесь система выдвигает бюрократические препятствия, которые каждый родитель обходит в меру своей изобретательности и социальной адаптивности…

Проблема, поднятая в этой статье, имеет широкий социально-нравственный аспект, и решение ее найти не так просто. Но пока мы можем хотя бы говорить об этом. Ведь наша пассивность – причина жизненной рутины и отсутствия перемен.

И, похоже, все забыли, что в переводе с греческого языка школа – это досуг, то есть, возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Давайте вспомним, что к досуговой деятельности относятся: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. И ведь все это присутствует в школе. Только в каком-то карикатурном виде. Мало во всем этом личной мотивации школьников, да и самих учителей. А ведь известно, что никакая деятельность не будет успешной, если не имеет начала в индивидуальной заинтересованности человека. И только тогда школа станет домом радости, когда каждый, и ребенок, и взрослый, будет спешить в ее стены в ожидании красочных эмоций и ярких впечатлений!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»