Развитие моторики дети 6 7 лет. Развитие различных видов мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Игры на развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

Струйка из фасоли

Развиваем координацию движений, мелкую моторику рук, внимание, сосредоточенность, целеустремленность

Описание : суть этой игры, как и предыдущей, — закинуть как можно больше фасолин в бутылку. Но в этом случае задача значительно усложнена: все фасолины участник должен зажать в кулачке и затем по одной закинуть в бутылку. При этом рука его должна быть строго в вытянутом состоянии на расстоянии 30 см от бутылки.

Если ребята справляются с этим заданием, его тоже можно усложнить. Можно дать задание поднять руку на расстояние 50 или 100 см от бутылки. Можно увеличить число фасолин до такого количества, чтобы их стало неудобно держать в руке и т. д.

Пол-литровая бутылка из-под молока, по горсти фасоли на каждого участника.

Ловкие ручки

Развиваем мелкую моторику рук, координацию, внимание, усидчивость

Описание : эту игру необходимо проводить за столом. Перед началом игры разложите все перечисленные предметы следующим образом. Поставьте оба бруска на расстоянии 15—20 см друг от друга. На один из них наденьте колпачок. Затем объясните ребенку, что его цель — перенести колпачок с одного бруска на другой с помощью палочки. Для этого нужно подхватить колпачок снизу и, надев его на палочку, аккуратно, чтобы не уронить, попытаться перенести.

Усложнения в этой игре могут быть самыми разнообразными: за счет увеличения расстояния между брусками, сокращения диаметра колпачка по отношению к бруску и т. д.

Материалы и наглядные пособия для игры

Несколько брусков цилиндрической формы, колпачок или крышка от какой-нибудь емкости, диаметром больше бруска на 1 см, тонкая палочка.

Водоносы

Развиваем координацию, внимание, находчивость

Описание : эту игру лучше всего проводить как эстафету. Всех ребят нужно разделить на 2 команды и выбрать участок, который необходимо преодолеть. Затем нужно выбрать место, где будет стоять емкость с водой. На финише для каждой команды должно стоять свое ведро. Участники должны распределить между собой порядок прохождения дистанции. Когда первые участники встанут на стартовую линию, им выдают блюдца и объясняют задание. Их цель — добраться до емкости, набрать в блюдце воды и донести его на голове до ведерка. Затем нужно вылить воду в ведро, возвратиться на старт и передать блюдце следующему участнику команды.

Если кто-то из участников уронил блюдце, он должен возвратиться к емкости, заново набрать воды и преодолеть эту дистанцию еще раз.

Эту игры можно ограничивать как временем, так и просто прохождением этой дистанции всеми участниками.

Победителем объявляется та команда, которая наберет в ведерке наибольшее количество воды.

Материалы и наглядные пособия для игры

Пластмассовые блюдца для каждого команды, 2 ведерка и 1 большая емкость с водой, веселая музыка.

Слива в ложке

Развиваем мелкую моторику рук, координацию движений, внимание, целеустремленность

Описание : эта игра идеально подходит для летнего отдыха и для большого количества участников. Желательно проводить ее в форме эстафеты.

Для начала все участники делятся на две команды. Определяются границы дистанции и порядок ее прохождения внутри команд. На финише ставится блюдо для каждой команды. Затем первым игрокам каждой команды раздают ложки и по 1 сливе и объясняют, что цель каждой команды — донести свою сливу в ложке до финиша, возвратиться на старт и передать ложку следующему игроку. По команде ведущего участники кладут сливу в ложку и отправляются в путь. Если кто-то из участников уронил сливу, он все равно должен продолжить свой путь и только потом возвратиться на финиш.

Победителем считается та команда, которая донесет до финиша как можно больше слив.

Материалы и наглядные пособия для игры

Две столовые ложки, несколько крупных слив или других фруктов этого размера, 2 блюда и веселая музыка.

Ягоды и грибочки

Развиваем координацию движения, мелкую моторику ног для предупреждения плоскостопия, внимание, художественные способности

Описание : в эту игру лучше играть в большой и веселой компании на дне рождения или другом празднике.

Если вы решили провести эту игру, то для нее вместе с ребенком нужно будет приготовить емкости для сбора грибов и ягод. Для этого вам нужно вырезать из цветной бумаги разнообразные фигурки (цветочки, листочки, грибочки и т. д.) для аппликации. Предложите ребенку сделать это самостоятельно. Следите внимательно, чтобы он не поранился. Затем готовые фигурки нужно приклеить на емкости с помощью клея или скотча. Главное, чтобы ваши емкости приняли веселый и немного сказочный вид.

Перед началом игры необходимо разбросать все приготовленные игрушки на чистом полу или ковре. Предложите всем ребятам разделиться на 2 команды и представить, что они отправились в лес собирать грибы и ягоды. Но делать они это будут необычным способом: руками грибы трогать нельзя, они должны будут собирать их ногами, зажимая пальцами.

Начинают игру по одному представителю от каждой команды. По команде «Старт» они выбегают на полянку, подхватывают ногой один из предметов и дальше уже на одной ноге скачут до кузовка, в который складывают свою добычу. Когда они возвращаются на старт, в путь отправляются следующие участники. Та команда, которая соберет наибольшее количество предметов за определенное время, станет победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Небольшие пластмассовые игрушки, 2 емкости для сбора игрушек (это могут быть старые кастрюли или детские ведерки), цветная бумага, ножницы, клей или скотч.

Накорми зайчонка

Развиваем координацию, память, внимание, аналитическое мышление

Описание : перед началом игры на плакате вместо рта зайца вырезается дырка. Затем нужно вырезать еще несколько дырок в разных местах плаката. Во время игры он вешается на стену или какой-нибудь стенд.

Выбирается один участник, ему завязывают глаза и дают в руки морковку. Затем несколько раз его крутят вокруг собственной оси и подводят к плакату. Ребятам сообщают, что заяц голодный и его надо покормить.

Цель участника — вложить морковку зайчику в рот. Так как дырок на картинке много, сделать это будет не так просто.

В этом конкурсе главное — не победа, а участие. Он поднимает настроение и прекрасно подходит для самых различных праздников.

Материалы и наглядные пособия для игры

Плакат или большая картинка, на которой изображен заяц (желательно нарисовать этот плакат заранее вместе с ребенком), морковка (можно использовать пластмассовую или сделать ее из бумаги).

Петушиные бои

Развиваем координацию движений, аналитические способности, внимание, целеустремленность

Описание : эта игра проводится на свежем воздухе или в достаточно большом помещении.

На полу или на земле надо начертить круг. Это будет зона поединка.

Затем выбираются первые два участника. Затем объясняются правила поединка: участники должны встать в круг на одной ноге, вторую придерживая руками. Их цель — вытолкнуть друг друга из этого круга. При этом нельзя пользоваться руками. Тот участник, который первым и без нарушения правил вытолкнет своего противника из круга, считается победителем.

Материалы и наглядные пособия для игры

Веселая музыка, мел.

Колечко

Развиваем координацию движений, внимание, память, умение сосредоточиться

Описание : это игра рассчитана на 2 участников, но чем больше в ней игроков, тем она веселее и увлекательнее.

Колечко подвешивают на такой высоте, чтобы участники могли попасть в него пальцем вытянутой руки. Выбирают первого игрока и ведущего. Ведущий подводит участника к подвешенному кольцу на расстояние вытянутой руки, затем отводит его на три шага назад и поворачивает его несколько раз вокруг себя, приговаривая:

Выходил я на крылечко —

Потерял свое колечко.

Укатилося кольцо

Под дубовое крыльцо.

Отыщи мое кольцо!

Все остальные участники встают полукругом и наблюдают.

После того как первого смельчака раскрутили, он с вытянутой рукой должен сделать три шага по направлению к кольцу и точно попасть в него пальцем. Если с первого раза это не по лучилось, у него есть еще несколько попыток нащупать пальцем кольцо.

Усложнить эту игру можно различными способами. Во-первых, можно увеличить количество шагов. Во-вторых, игроку можно завязать глаза и мешать различными комментариями и неправильными указаниями.

Победителем считается тот, кто быстро и без ошибок преодолеет это расстояние.

Материалы и наглядные пособия для игры

Длинная нитка, кольцо средних размеров (чуть больше указательного пальца), большое помещение, в котором можно подвесить колечко.

Палочки-выручалочки

Развиваем мелкую моторику ног, внимание, умение концентрироваться, целеустремленность

Описание : усадите ребенка на стул и поставьте 2 корзины близко друг к другу (в одну из них положите карандаши). Объясните малышу, что его цель — перенести карандаши из одной корзины в другую, не уронив их, сначала правой, затем левой ногой.

Во втором варианте игры корзины расставляются подальше друг от друга. Цель та же — перенести карандаши из одной корзины в другую. Добавляется одно усложнение: карандаши переносятся не одной ногой, а передаются из одной ноги в другую. Например, если корзина с карандашами стоит у правой ноги ребенка, он должен взять первый карандаш правой ногой, передать его в левую и уже левой ногой положить в пустую корзину.

Помимо этих двух вариантов можно усложнить задачу, увеличив количество карандашей.

Материалы и наглядные пособия для игры

Карандаши (10—30 штук), 2 одинаковые корзины.

Необычный художник

Развиваем координацию движений, мелкую моторику ног, внимание, умение концентрироваться, целеустремленность

Описание : усадите ребенка на невысокий стул, чтобы он мог свободно доставать ногами до пола. Положите перед ним чистый лист бумаги и карандаш. Затем предложите ему нарисовать любую картину или портрет, но не руками, а ногами, зажимая карандаш между пальцами. Начинать нужно с простых картинок — домика или цветочка. Постепенно нужно просить прорисовывать более мелкие детали.

Если у вашего малыша сразу не получается справиться с заданием, возможно, он быстро устает. Предложите ему отдохнуть, поговорите о картинке, которую он рисует, и продолжайте. Важно, чтобы ту картинку, которую он задумал, он дорисовал, а не оставлял на следующий день. Старайтесь подбодрить его, заинтересовать.

Материалы и наглядные пособия для игры

Чистый лист бумаги форматом A3, карандаш.

Домик

Развиваем мелкую моторику рук, внимание, умение концентрироваться

Описание : в эту игру можно играть как со взрослым, так и одним детям самостоятельно.

Участники игры усаживаются за стол, высыпают из коробка спички. Цель игроков — собрать колодец, не разрушив его.

Первый участник выкладывает 2 спички параллельно друг другу так, чтобы следующий участник мог перпендикулярно им положить на них 2 свои спички. Затем первый участник выкладывает свои спички и т. д. Тот участник, который первым неаккуратно положит спички и разрушит колодец, считается проигравшим.

Материалы и наглядные пособия для игры

Коробок спичек.

Кто успел?

Развиваем координацию, внимание, скорость реакции, аналитические способности

Описание : в эту игру лучше всего играть на свежем воздухе или в комнате с высоким потолком.

Все приготовленные предметы, кроме мяча, выкладываются на полу. Игра заключается в следующем: ребенок должен подкинуть мяч как можно выше и за время его полета собрать как можно больше предметов, лежащих на полу. Главное — вовремя поймать мяч. Если игрок не успевает это сделать, ход передается следующему игроку, а предметы, которые первый участник успел собрать, возвращаются на пол.

Победителем считается тот участник, который собрал больше всех предметов.

Материалы и наглядные пособия для игры

10—20 мелких предметов (это могут быть камешки, игрушки, фишки). Главное, чтобы они были легкими и не поранили ребенка.

Пальчики

Развиваем мелкую моторику рук, внимание, умение сосредоточиться

Описание: предложите вашему малышу сесть за стол и поговорите с ним о человеческих возможностях, о том, какие тяжелые вещи люди могут поднимать, как далеко и быстро они могут бегать. Затем расскажите о том, что даже такая небольшая часть тела, как пальцы, могут быть очень сильными, если заниматься их развитием. Сейчас вы как раз и займетесь их тренировкой.

Затем пусть ваш малыш положит на стол правую руку. Он должен поднимать по очереди каждый палец, при этом не отрывая от стола всей руки: сначала большой, затем указательный, средний, безымянный и мизинец. То же самое упражнение необходимо проделать с левой рукой. Следите, чтобы ребенок не перенапрягал руки и не зажимал их в плече и предплечии.

Когда задание будет выполнено, можно переходить к следующему, более сложному упражнению. На стол нужно положить обе руки и выполнять те же самые упражнения, но уже обеими руками одновременно.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая, спокойная музыка.

Пальчики-солдатики

Развиваем мелкую моторику рук, координацию, внимание, умение сосредоточиться

Описание : эта игра является усложненной разновидностью предыдущей и требует хорошей тренировки.

Предложите ребенку положить правую руку на стол и представить, что его пальчики — это дружные солдатики. Сейчас они должны промаршировать попарно. Рука вашего малыша должна это изобразить, поднимая те пальчики, которые соответствуют номеру солдатика. Первый палец — первый солдатик, указательный — второй солдатик, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый.

Так, например, если вы называете второго и пятого солдатиков, должны подниматься указательный палец и мизинец, если вы называете первого и четвертого солдатиков, должны подниматься первый и безымянный палец и т.

Материалы и наглядные пособия для игры

Негромкая спокойная музыка.

Вырезаем снежинки

Развиваем мелкую моторику руки

Описание: подготовьте квадратный лист тонкой бумаги, сложите его по диагонали. Правый острый угол согните на левую сторону со смещением вверх, левый угол — в противоположную сторону. Линии сгиба должны совпасть. Сложите заготовку пополам. Сделайте вырезы на обеих сторонах, по сгибам. Разверните заготовку, снежинка будет готова.

Материалы и наглядные пособия для игры

Юлия Сергеевна Кравцова
Упражнения для развития мелкой моторики рук у детей 6–7 лет

"Истоки способностей и дарований

детей находятся на кончиках их

пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые

питают источник творческой мысли"

В. А. Сухомлинский

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности , быстроты движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Родители дают задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность

Ребёнку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь

Ребёнок получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

Для развития мелкой моторики рук и упражнения в счете, я придумала вот такой простой тренажёр из бусинок. Цель: помощник в решении простейших.

Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики Авторские стихотворные упражнения для развития мелкой моторики с использованием различных предметов.

Игры и упражнения для мелкой моторики рук Игры и упражнения для мелкой моторики рук. 1. Пальчиковые бассейны представляют собой открытые емкости (чаще пластмассовые лотки, заполненные.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев В возрасте от 2 до 6 лет самое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики Уже с десяти месячного возраста активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движения больше пальцев с достаточной амплитудой. Так, малышам.

Консультация для воспитателей и родителей «Упражнения по развитию мелкой моторики» У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук,.

Развитие мелкой моторики для детей с ДЦП Детский церебральный паралич - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Читайте в этой статье:

Практически каждый родитель, имеющий детей в возрасте до 7 лет, знает о том, что физическое развитие детей дошкольного возраста должно идти в соответствии с нормативами данной возрастной категории. Все знают, что мелкую моторику детей необходимо развивать, однако не всем известно, что необходимо для ее развития. С физиологической точки зрения, мелкая моторика — это работа небольших мышц, которые расположены в кистях рук.

Для чего необходимо развивать моторику

Развитие мелкой моторики рук очень важно, так как центр, отвечающий за активную речь, располагается в голове, в непосредственной близости с центром, который несет ответственность за движения конечности кисти.

Следовательно, если мы активно стимулируем один из этих центров, то вместе с ним активируется и другой.

Кроме того, есть и еще одна не менее важная причина, на основании которой необходимо развивать мелкую моторику. Полученные навыки пригодятся ребенку в дальнейшем, когда ему будет нужно самому застегивать пуговицы или завязывать шнурки. Кроме того, от того, насколько развита мелкая моторика, зависит, с какой скоростью ребенок научится держать в руках карандаш, кисточку и ручку.

Развитие мелкой моторики дошкольников

Уже с самого раннего возраста можно развивать детские пальчики при помощи легкого массажа, тем самым оказывая воздействие на речевые зоны. Для детей младшего дошкольного возраста самые простые упражнения, которые очень часто бывают в стихотворной форме, могут способствовать развитию мелкой моторики. Помимо упражнений, развитие ловкости у детей младшего возраста может происходить во время того, как они осваивают навыки самообслуживания.


Ну а в возрасте 6-7 лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой частью учебного процесса, так как на данном этапе просто необходимо подготовить руку ребенка к нагрузкам, с которыми он столкнется в школе.

Если вы решили развивать мелкую моторику своего малыша, то при подборе упражнений обращайте внимание на физическое развитие ребенка, так как каждый этап развития маленького человечка имеет свои особенности.

Упражнения для развития мелкой моторики

Существует большое количество упражнений, игр и занятий для развития детей дошкольного возраста. Самыми распространенными из них являются:

Постепенно, исходя из возрастных особенностей детей, игры усложняются и могут дополняться различным реквизитом, например, кубиками, домиками и прочими мелкими предметами.
Из всего разнообразия лучше всего выбирать те игры, где тренируется каждый палец в отдельности, а также существуют чередующиеся элементы расслабления, напряжения и растяжки. Во время тренировки необходимо выполнять упражнения в полную силу, иначе ожидаемого результата не будет. Однако, давая нагрузку, учитывайте особенности физического развития детей, не требуйте от них сразу многого.


Пальчиковая гимнастика — это великолепное средство для повышения тонуса коры головного мозга, поэтому, занимаясь с детьми, имеющими судорожную готовность повышенного уровня, нужно быть крайне осторожными.

Чтобы привлечь внимание детей, во время занятий можно использовать различные иллюстрации, стихи, рассказы или другой наглядный материал. Можно предложить ребенку выучить потешку или прибаутку наизусть, тем самым, помимо мелкой моторики, вы разовьете еще и память.
Продолжительность занятий зависит от возраста и физического развития детей. Для малышей оптимальное время для гимнастики составляет от 3 до 5 минут, а для старших дошкольников — до 15 минут.

Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел.

  • Игры с различными мелкими предметами. Для подобных занятий идеально подойдут:
    • крупа;
    • бусинки;
    • пуговицы;
    • маленькие камешки.

Игры такого типа полезны не только для моторики, но и для общего развития детей. Существует большое количество вариантов тех заданий, которые можно придумать, используя эти предметы. Можно предложить ребенку угадать предмет на ощупь, покатать его между большим и указательным пальцами, надавливать на предмет каждым пальцем по очереди, нанизывать пуговицы на нитку или придумать еще множество других увлекательных занятий.

  • Песочная терапия. Полезные свойства песка известны уже очень давно, не зря его активно используют в своей работе опытные психологи, педагоги и другие специалисты. Работа с песком помогает ребенку проявить себя и раскрыть творческий потенциал.

Для того чтобы организовать деятельность с песком, вам понадобится большая коробка, наполовину засыпанная песком. Лучше использовать речной песок, только его нужно для начала вымыть и высушить. Возьмите небольшую игрушку, покажите ее ребенку, пусть малыш отвернется, а вы в это время спрячьте игрушку в песке, после этого попросите ребенка найти спрятанный предмет. Со временем количество игрушек можно увеличить.



Можно совместно с ребенком украсить дом к празднику, вырезав листочки или цветочки.

  • Аппликация. Подобное занятие позволит вам вместе с ребенком создавать различные картинки, открытки или другие оригинальные композиции. Для занятия вам потребуются цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, картон и старые журналы.
  • Оригами, плетение бумажных ковриков. Подобные занятия необходимы для развития памяти и глазомера. Кроме того, создавая из бумаги фигурки животных, букеты цветов, кораблики и так далее, ваш ребенок развивает воображение и усидчивость.

Для плетения ковриков можно использовать ивовые прутья, солому, шпон, бумагу или картон, ткань, ленты и тесьму.

Кстати, оригами — довольно популярное занятие. Эту технику в своих занятиях активно используют психологи и педагоги.

  • Лепка. Все дети очень любят лепить из пластилина. Для того чтобы сделать это занятие не только приятным, но и полезным, можно предложить ребенку сделать поделку из глины или соленого теста. Такие фигурки получаются более крепкими и долговечными, к тому же они очень красиво смотрятся.

Можно разнообразить занятия, к примеру, покрыть пластилином бутылку или тарелку, а потом добавить элементы их природного материала: семечки, веточки, фисташки, ореховые скорлупки или что-нибудь другое.

  • Сегодня стали набирать популярность всевозможные шнуровки. Можно выделить несколько видов:
    • Сюжетные;
    • Художественное плетение;
    • Тканевые шнуровки.

Сюжетные шнуровки — чаще всего это незаконченная картинка, которую необходимо закончить, присоединив недостающую деталь при помощи шнурков.

Художественное плетение — создание картины на цельном предмете. Основа картины чаще все сделана из дерева или других безопасных материалов. К таким играм обязательно прилагается инструкция и веревочки.

Тканевые рисунки — игра представляет собой пазл, части которого необходимо соединить между собой при помощи шнуровки.

  • Рисование и раскрашивание картинок. Эта деятельность очень полезна для детей, имеющих такие отклонения физического развития, как слабый двигательный аппарат активной руки. Такие дети очень плохо держат ручку, плохо контролируют свою деятельность. Рисование позволяет устранить этот дефект и укрепить пишущую руку.

С чего начинается развитие детского воображения

Во время рисования происходит развитие детского воображения, прививается интерес к искусству, ребенок учится различать цветовую гамму и так далее. На занятиях можно использовать разнообразные техники, тем самым расширяя детский кругозор.

Начинать лучше всего с таких заданий как:

  1. Обводка по контору.
  2. Рисование по точкам.
  3. Рисование второй части рисунка.
  4. Рисование элементов, не отрывая руки.
  • Графические упражнения. Если ребенок посещает детский сад, то подобные упражнения входят в обязательную программу. Однако для более успешного развития мелкой моторики необходимо закреплять полученные знания и дома.

Благодаря графическим упражнениям ребенок лучше ориентируется на листе бумаги, а также получает хорошую подготовку руки для учебы в школе.

  • Штриховка. Подобные занятия необходимо выполнять на чистом листе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не отрывал руку от бумаги во время ведения линии. Многие считают, что штриховка — это один из наиболее легких упражнений, однако это не уменьшает ее эффективности.

Выделяют несколько видов штриховок:

  1. Короткая и частая.
  2. Мелкая штриховка с возвратом.
  3. Центрическая.
  4. Длинная параллельная.

Каждый вид штриховки подразумевает определенные правила.

Как можно развивать моторику рук дома

Сегодня довольно важным является физическое развитие детей дошкольного возраста, однако не стоит забывать и о других критериях. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, не стоит огорчаться, так как развивать мелкую моторику можно и в домашних условиях.

Не нужно быть профессионалом, чтобы придумать полезное и увлекательное занятие для своего любимого чада. К примеру, можно попросить его перемотать клубок с нитками или завязать, а потом развязать ленточку, застегнуть пуговицы, перебрать крупу и многое другое.
Старайтесь давать ребенку больше возможностей, чтобы проявить себя, не забывайте его хвалить, так как похвала и уважение близкого человека являются залогом развития личности. Но будьте осторожны, с похвалой не стоит перебарщивать.

Консультация для родителей

«Развитие мелкой моторики рук ребенка»

Уважаемые родители! Мелкая моторика рук тесно связана с развитием речи и мышления детей. И если она плохо развита, 6 - 7 -летний ребенок считается плохо подготовленным к школе. Это не только из - за того, что ему будет трудно писать, но и из - за того, что ему вообще будет тяжело учиться.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Рисование, конструирование, лепка, аппликация и создание разных поделок из природного и бросового материала, рисунки нитью, крупами, квиллинг, а так же различные упражнения (переборка круп, застегивание пуговиц и т.д.) играют важную роль в развитии ребенка – дошкольника. Все предметы, с которыми действует ваш малыш, и которые создаются им в результате продуктивной деятельности, играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.

Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки косвенным образом влияют на общее интеллектуальное, психическое развитие и на развития речи ребенка. А также готовят его к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

1. Рисование кистью, карандашами, пальцами, ладошкой, раскрашивание картинок. Разнообразьте тематику рисунков, обратите внимание вашего ребенка на основные детали, без которых рисунок становится искажённым.

2. Лепка из глины и пластилина, теста. В этом занятии развивается сила кисти и пальцев, обеспечивается смена тонуса мускулатуры рук. Старайтесь использовать мягкий пластилин или глину хорошего качества, и мягкое теплое тесто, так как неокрепшая рука ребенка нуждается в щадящих нагрузках. Зимой прекрасным материалом для лепки становится снег - лепка снежков, снеговиков.

3. Изготовление поделок из бумаги, например, выполнение салфеточной аппликации. Путем сминания кусочков бумажной салфетки получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка. Рисование на мятом листе, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.

4. Изготавливайте вместе с ребенком поделки из природного материала: жёлудей, шишек, соломы и других доступных материалов. В качестве дополнительных материалов можно использовать: бумагу различного качества и цвета, фольгу, пластилин, проволоку, нитки, камешки, клей и т.д. Создавайте вместе с ребенком поделки и из бросового материала. Обратите внимание на соблюдение техники безопасности в этом виде деятельности.

5. Конструирование – дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). В конструировании развивается координация кисти, логическое мышление и пространственное воображение.

6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; завинчивание и развенчивание крышек банок и пузырьков; всасывание пипеткой воды; открывание и закрывание дверцы или шкатулки - это хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

11. Хорошо формирует мелкую моторику рук нанизывание на леску пуговиц, бусинок, макарон, сушек, бисера и выкладывание фигур, создание картин с помощью этих материалов. Делайте вместе с детьми бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов, скрепок.

12. Плетение косичек из ниток, венков из цветов способствует укреплению здоровья ребенка. Его иммунитет также находится на кончиках пальцев.

13. Все виды ручного творчества: для девочек - вязание, вышивание и т.д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т.д. Рукоделие играет важную роль в развитии мелкой моторики: вышивка, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к точности, аккуратности, внимательности, настойчивости. При некотором количестве созданных поделок можно организовать дома выставку и пригласить ваших родных и друзей вашего ребенка.

14. Организуйте игры с песком в летнее время на улице, а в зимнее - в домашней песочнице. Дети, сооружая сказочные замки и украшая их мелкими камешками, прилагают при этом силу рук, ловкость пальцев, воображение. Происходит релаксация, гармонизация эмоционально - волевой сферы дошкольника.

14. Переборка круп. Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Для будущих первоклассников это тоже весьма полезное занятие.

15. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками, пальцами всё, о чём говорится в стихотворении. Так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Такой маленький спектакль поможет вашему ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.

16. Теневой театр. Он является одним из видов работы, который может быть использован для развития мелкой моторики рук. Кроме того, что теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики, позволяет ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным и т.д.

17. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Все эти упражнения приносят пользу ребёнку: развивают его руки, подготавливая к овладению письмом, формируют у него художественный вкус. Детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить вашему ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Уважаемые родители, не откладывайте развитие мелкой моторики рук малыша на потом. Это действительно очень важно для ребенка! Научите ваших детей всему, что умеете сами!

Использованные материалы:

Стефанова Н.Л. Комплексные занятия с детьми 3-7 лет. Формирование мелкой моторики, развитие речи - 2012

Позднякова, Я.Ю. Игры и упражнения для развития речи и мелкой моторики: для детей 4-6 лет. Пособие для детей, родителей и воспитателей. - СПб.: Литера, 2004

Знакомим ребёнка с искусством оригами.

"Расскажи мне – и я услышу, покажи мне – я запомню,

дай мне сделать самому – я пойму"

(японская пословица)

О пользе оригами для развития детей известно давно. Это одна из увлекательных форм познания мира.

Когда у вас появляется малыш, вы даёте ему нежность, любовь, заботу, но также семья является первым источником познания мира. Не только "что такое хорошо и что такое плохо", но и различных итересов. Ребёнок узнаёт как поливать цветы, что из снега лепят фигуры, а из бумаги можно делать различные поделки: фигурки зверей, цветы, маски, кораблики и многое другое.

Начинать работать можно с детьми трёхлетнего возраста. Маленькие ребята иногда боятся листа бумаги – страшно взять его в руки, сделать с ним что-то. На первых занятиях с детьми следует сначала ознакомиться со свойствами бумаги как материала.

Навыки работы подаются в сказочной форме. Например, можно рассказать такую немудрёную сказку: "Жил был квадратик бумаги. Пошёл он погулять – видит лужа! Подошёл поближе и вдруг -бух! -упал в неё. Давайте спасём квадратик! Кто же придёт на помощь и спасёт его? Может лисичка? (зайчик, мышка, котик, собачка…?) Во время занятия поставьте тазик с водой(лужа). Появляется фигурка (лисы или другой персонаж). "Спасите" квадрат- вытащите, посушите….

Со старшими детьми от 4 -7 лет "игры" усложняются. Постепенно переходите к более сложным моделям. Следите, чтобы дети правильно разглаживали бумагу, а не "пришлёпывали" ручками. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приёмом нужно учиться!

Во время занятий ребёнок всегда нацелен на положительный результат – хвалите ребёнка за изготовленную работу.

От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно! Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше.

При постоянных занятиях у детей развивается мелкая моторика рук, происходит знакомство с геометрическими понятиями (угол, сторона, диагональ), с геометрическим фигурами(квадрат, треугольник, прямоугольник..) Оригами используется как хорошее лечебное средство при повышенной возбудимости(ребёнок отвлекается незаметно для самого себя от посторонних мыслей),развивает память.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма-выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.

8. После того, как игрушка будет полностью готова,необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

НЕ ПЕРЕЧИСЛИТЬ ВСЕХ ДОСТОИНСТВ ОРИГАМИ. ВЫ ПОЙМЁТЕ ЭТО, КОГДА ОТКРОЕТЕ ДЛЯ СЕБЯ И СВОИХ ДЕТЕЙ ВОЛШЕБНОЕ ИСКУССТВО – ОРИГАМИ!

Формирование мелкой моторики рук

Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития движений руки у детей оказывается недостаточным для усвоения письма.

Вот почему специалистам и родителям важно следить за уровнем развития общей и мелкой моторики. Например, в 3 года неправильно требовать от ребенка быстрого застегивания кнопок и молний. Но в 4,5 года большинство детей уже справляется с завязыванием бантика, шнурованием ботинок и способны нарисовать человека из семи частей тела.

Для занятий по формированию сложнокоординированных движений руки можно дать следующие рекомендации.

1 Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начинать с тех упражнений, которые будут получаться, и доставлять удовлетворение.

2 Выполнение упражнений должно быть регулярным.

3 Занятия должны проходить только совместно с взрослыми. Это определяется необходимостью точного выполнения движений.

4 Время выполнения упражнений не должно быть долгим, ребенку всегда предлагается инструкция. Она должна быть, так как внимание и интерес ребенка быстро иссякают.

5 Нужно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения.

6 Очень важны участие и одобряющее поведение взрослого.

7 Задания простые, короткие и точные. Например, к упражнению «Шофер»: «Ты - шофер, а эта фишка - твоя машинка. Прижми фишку указательным пальцем и медленно двигай по столу, чтобы объехать «дома и людей»

Известный педагог В.А.Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу.

Интерес к графической деятельности у детей начинается развиваться достаточно рано - на втором году жизни, когда малыш впервые берет карандаш и производит первые манипуляции на бумаге. Начиная с этого возраста родителям необходимо поддерживать интерес своего ребенка к этим занятиям; создать необходимые условия (бумага, карандаши); формировать правильные навыки выполнения графических упражнений (посадка за столом, правильное удерживание карандаша, выполнение линий различной формы); активизировать интерес ребенка к этой деятельности. Надо постараться ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев руки.

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук мы используем следующие приемы и упражнения:

Массаж кистей рук;

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);

Лепка из пластилина и глины;

Выполнение «закручивающих» движений (закручивание гаек в конструкторе);

Специальные упражнения для подготовки руки к письму.

Большую роль в развитии мелкой моторики руки и подготовке руки ребенка к письму играют книжки-раскраски. Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя, обводя контуры по точкам. При этом необходимо обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур. Специалисты не рекомендуют учить дошкольников написанию письменных букв и тем более использовать для подготовки к школе школьные прописи.

Успешность развития мелкой моторики руки во многом зависит от уровня развития других важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Консультация для воспитателей «Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами»

Оригами (в переводе с японского «оригами» — сложенная бумага) - древнее искусство складывания фигурок из бумаги, зародившееся в Древнем Китае, на родине изобретателей бумаги. За много веков искусство оригами смогло найти своих поклонников по всему миру, но самое широкое распространение оригами получило в Японии. Удивительное искусство оригами долгое время после своего появления было доступно только людям, принадлежащим высшим сословиям, где владение техникой оригами являлось признаком хорошего тона. В Японии оригами - это великая традиция, передающаяся из уст в уста на протяжении многих поколений, переписывается в новые книги из старых записей.

Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики рук и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно, на развитие интеллекта в целом.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

ОРИГАМИ ПОМОГАЕТ:

сделать рывок в развитии речи;

подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там им придется много писать;

предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;

развить внимание, терпение, так называемый внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

стимулировать фантазию, проявить творческие способности;

играя, освоить начало геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.

Систематические занятия с ребенком оригами – гарантирует его всестороннее развитие и успешную подготовку к обучению.

Доступность бумаги как материала, простота её обработки, привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Малыш радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: самолет летает, лодка плавает и т. д.

Фигурки получаются яркие, образные, на их изготовление, как правило, достаточно 5-15 минут.

Уже на первых занятиях надо начать знакомить детей со схемой складывания фигурки. Как показывает опыт, у большинства дошкольников работа со схемами вызывает значительное затруднение. Схема, показывает последовательность изготовления бумажной фигурки, какую геометрическую форму нужно взять, с чего начать работу, что сделать потом и т. д.

Это значительно облегчает работу, и дети быстрее овладевают техникой складывания бумажных фигурок.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ:

1. Заготовки должны иметь точно квадратную форму.

2. Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.

3. Показ должен проводиться на столе, заготовка должна быть в два раза больше, чем у ребёнка.

4. При показе не должно быть лишних переворотов и поворотов изделия.

5. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение ребёнком, показ второго – выполнение ребёнком.

6. Линии сгибов должны тщательно проглаживаться.

7. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

8. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.

Татьяна Новикова
Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет

Как развить мелкую моторику рук

Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного , тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка , которые я использую. Задания способствуют развитию точности , быстроте движения, развивают глазомер , воображение, речь ребенка. Дети с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки .

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет .

Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий :

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета) .

Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Взрослый дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет, другое - светлое (самолет виден хорошо) .

Варианты заданий :

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т. д.

Игра развивает точность

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения , точность.

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки) .

Волшебный лес

Игра развивает воображение , речь.

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий :

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т. д.

Вниз по реке

Игра развивает точность , быстроту движения, глазомер.

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий :

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Публикации по теме:

«Пальчик, толстый и большой, в сад за сливами пошел», или Как развивать двух-трехлетнему ребенку мелкую моторику рук Последнее время рождается много детей с задержкой психомоторного развития. У них надолго сохраняется повышенный тонус или наоборот – пониженный.

Игры, развивающие мелкую моторику рук, для детей с проблемами в речевом развитии Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями.

Консультация для родителей неблагополучных семей «Развиваем мелкую моторику у детей» Консультация для родителей "Развиваем мелкую моторику у детей" Цель консультации познакомить родителей с понятием мелкая моторика и упражнениями.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей вместе!» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» В. А. Сухомлинский. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»