Оружие способное чувствительно ранить. О тех кого никогда не было

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов? А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная! »

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

Департамент образования

администрации Сургутского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»

Спецификация заданий для промежуточного контроля по русскому языку

Пояснительная записка

10 класс

Промежуточная тестовая контрольная работа предназначена для обучающихся 10 класса как базового, так и профильного уровня.

Тест составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней. Данный тест построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала по русскому языку.

1.Назначение КИМ

Контрольные измерительные материалы позволяют оценить качество подготовки по русскому языку обучающихся 10 класса с целью установления уровня освоения учащимися учебного материала за 5-9 класс. Тексты заданий предлагаемой модели контрольной работы в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках и учебных пособиях, включенным в Федеральный перечень. Результаты мониторинга используются для определения коррекционных мероприятий по предмету.

2. Документы, определяющие содержание контрольных измерительных материалов

Содержание работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования, ООП ОСО МАОУ «Лянторская СОШ№7».

3. Структура КИМ ЕГЭ

КИМ содержит 20 заданий с кратким ответом.

В КИМ предложены разновидности заданий с кратким ответом:

задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

4 . Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной контрольной работе (тест) по русскому языку

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-)

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

речи

Слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей

речи

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Стили и функционально-смысловые типы речи

Анализ средств выразительности

23балла

Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям и видам деятельности.

Проверяемые умения и виды деятельности

Уметь правильно определять постановку ударения в слове и формах слов.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять л ексическое значение слова.

Уметь правильно определять морфологические нормы образования форм слов

Уметь правильно определять синтаксические нормы в предложениях с деепричастным оборотом.

Уметь правильно определять

Уметь правильно определять синтаксические нормы согласования и управления, нормы построения предложений с однородными членами и сложноподчинённых предложений.

Уметь применять правило «Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи».

Уметь отличать корни с чередующимися и безударными непроверяемым гласными от корней слов с безударной гласной, проверяемой ударением.

Уметь применять правила при правописании приставок: правописание неизменяемых приставок; правописание приставок на з-(с-); правописание приставок пре-/при-, правописание гласных ы/и на стыке корня и приставки.

Уметь применять правила правописания личных окончаний глаголов и суффиксов причастий.

Уметь применять правила правописания суффиксов различных частей речи

(кроме -Н-/-НН-).

Уметь различать на письме слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи.

Уметь различать на письме слитное, дефисное, раздельное написание слов различных частей речи

Уметь производить анализ текста, определять смысловую и композиционную целостность текста.

Уметь производить анализ текста, определять функционально-смысловые типы речи.

Уметь правильно определять средства выразительности русской фонетики, словообразования, грамматики, лексики и фразеологии.

5. Перечень требований к уровню подготовки обучающихся

1.Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.

2. Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм.

3. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов.

4. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных

текстов, справочной литературы, средств массовой информации.

5. Работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте.

6. Система оценивания.

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися наряду с традиционной отметкой «2», «3», «4» и «5» применяется и ещё один количественный показатель – общий балл, который формируется путём подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение работы. Каждое задание оценивается в 1 балл, таким образом, за работу обучающийся может набрать максимальное количество баллов – 23. Оценивание работ может дифференцироваться в зависимости от уровня учебных возможностей класса.

Шкала перевода набранных баллов в отметку:

«5» - 23-20 баллов;

«4» - 19-15 баллов;

«3» - 14-10 баллов;

«2» - 9-6 баллов.

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.

Тест 1

сливОвый бАловать квАртал начАв

запишите предложение правильно.

Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.

В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАННОЙ сфере.

ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

запишите предложение правильно.

Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНЯНОГО сланца.

Давыдов принес из кухни ГЛИНЯНУЮ чашку с холодными щами.

В историческом музее я впервые увидел ГЛИНЯНЫЕ черепки посуды эпохи неолита.

Однажды я увидел возле этой хаты женщину, она растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

запишите слово (словосочетание) правильно.

пара носков

наиболее уместный

около пятиста фотографий

поезжайте в город

Определяя значение непонятных слов,

    мной овладели сомнения.

    обращайтесь к словарю.

    учитывается контекст.

    некоторые из них оказались многозначными.

Ответ_____________________________________

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П.И. Чайковского.

    Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

Ответ_____________________________________

    Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам».

    Кемь является одним из самых старых городов России, расположенных на Белом море.

    Все, кто написал рецензию на «отлично», дали глубокий анализ произведения и обосновали свою точку зрения.

    В рассказе Паустовского «Скрипучие половицы» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора Чайковского.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?

Золотилось солнце на востоке, за тума(1)ой синью отдалё(2)ых лесов, за белой снежной низме(3)остью, на которую глядел с невысокого берега древний русский город.

Ответ________________________________________________________

    экз_менатор, парад_ксальный, пол_скать (кошку)

    ав_нгард, утр_мбовать, возг_рание

    фил_рмония, рест_врировать, безотл_гательный

    ц_ремония, зам_розить, неприк_сновенность

    п_дписать, с_гласив, поз_вчера

    ра_положиться, бе_деятельный, в_помнить

    пр_образовать, пр_неприятный, пр_следовать

    под_грать, сверх_нтересный, небез_звестный

    беспоко_шься, заброш_нный

    накорм_шь, потревож_нный

    поджар_шь, независ_мый

    сыпл_шь, подмеч_нный

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква Е?

перестра_ваться

магни_вый

зашпакл_вать

незатейл_вый

Ответ___________________________________________________________

Со мной поздоровался (не)знакомый человек.

Всех смутили (не)проверенные слухи.

А.Н. Толстой умер, (не)успев дописать роман «Пётр I».

(Не)лёгкий, но достойный удел ожидает нашего героя.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется слитно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

С середины XIX века русские ученые (не)раз организовывали экспедиции на вулканы Камчатки.

(Не)понятное поведение героя объяснено автором в последней главе.

(Не)всякий способен вести себя в разговоре с малознакомыми людьми естественно.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

(И)ТАК, лирический герой Пастернака чувствует, что любовь помогает преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.

(В)ТЕЧЕНИЕ двадцати лет изъездил я Россию по всем направлениям, но ВСЁ(ЖЕ) лучшего места, чем отчий край, не нашел.

Исходя из представления о предопределённости, можно (НА)ПЕРЁД оправдать любой поступок человека, СКОЛЬ(БЫ) отталкивающим или преступным он нам ни казался.

Теперь Чацкому ДА(ЖЕ) не о чем поговорить с Софьей, но ВСЁ(РАВНО) он любит её.

Ответ___________________________________________________________

выпишите эти два слова .

Воспитательное значение художественной литературы огромно, (ПО)ТОМУ что она действует на мысль ТАК(ЖЕ) сильно, как и на чувство.

Заплакала она (ОТ)ТОГО, что Саша уже не казался ей таким новым, интеллигентным, интересным, каким представлялся (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого года.

Фаина, по-старушечьи строго поджав губы, следила (ЗА)ТЕМ, как Степан шумно и грузно передвигался по избе, ЧТО(БЫ) выпить воды и подбросить дрова в печь.

На разрезе волнушки выделяется горький белый сок, (ПО)ЭТОМУ эти грибы нужно сначала подержать в холодной воде, ЧТО(БЫ) вся горечь из них вышла.

Ответ___________________________________________________________

(1)Вилъгелъм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.1814

(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?1825

(3)Какие разные оценки одного человека - одним и тем же, дружеским, пером!

(4)Где истина? (5)В каком году?

(6) …

(7)Однажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю:

(9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения».

(14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными».

(15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд - его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться...

(21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они - нас?

(29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо...

(По Н.Я. Эйдельману*)

*Натан Яковлевич Эйделъман (1930-1989) -
писатель, историк, литературовед.

18. Какое предложение должно быть на месте пропуска под цифрой 6?

    Нигде...

    Везде...

    Пушкин никогда в этом не признается...

    Свидетельства истинного отношения Пушкина к Кюхельбекеру утрачены...

    В предложениях 7 - 8 представлено повествование.

    В предложениях 11 - 13 представлено рассуждение.

    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

    Предложение 9 содержит описание.

Талантливый пушкинист Н.Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского выпуска, используя такой приём, как _____ (предложения 9-13), и синтаксические средства: _____ (например, в предложении 16) и _____ (предложения 21-23, 27-28). _____ («дружба» - «насмешка», «дружба» - «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами».

Список терминов:

    риторические вопросы

    контекстные антонимы

    эмоционально-оценочные слова

    разговорные слова

    ряды однородных членов

    метафоры

    вопросно-ответная форма изложения

    сравнительный оборот

    цитирование

Ответы (тест №1)

1. НачАв
2. В последние десятилетия проводится серьёзная работа по развитию и укреплению сотрудничества государств в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

3. Оба берега реки были высоки и обрывисты, можно было видеть залегающие пласты серо-чёрного ГЛИНИСТОГО сланца.

4. 3
5. 2
6. 3
7. 1

8. 1,3,4
9. 1,2,3
10. Экзаменатор, парадоксальный, поласкать (кошку)
11. Преобразовать, пренеприятный, преследовать

12. Поджаришь, независимый

13. Магниевый, зашпаклевать
14. Не успев
15. Непонятное

16. Итак, потому
17. Поэтому, чтобы

18. 2

19. 4

20. 9,5,1,2

Тест 2

(промежуточный контроль 10 класс)

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? Выпишите это слово.

сливОвый значИмость вручИт квАртал

Ответ_____________________________________

2. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Анастасия Викторовна ДЕЛОВИТОЙ походкой прошла к рабочему столу.
ДЕЛОВИТЫЕ прохожие, озабоченные своими мыслями, не обращали внимания на шумную компанию ребят.

Дежурный с ДЕЛОВИТЫМ видом перечислил те задания, которые предстояло выполнить в течение дня.
Старшеклассники стараются придерживаться в одежде ДЕЛОВИТОГО стиля.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

3. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово, исправьте ошибку и запишите предложение правильно.

Коллекционер придирчиво разглядывает картину Левитана, любуется КРАСОЧНЫМ пейзажем осени.

В необъятном мире русской природы зимние, холодные цвета достойно соперничают с летними, КРАСОЧНЫМИ.

Язык, которым написаны произведения устного народного творчества, богатый, яркий, КРАСОЧНЫЙ.

Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

Ответ­­­­­­­­­­_____________________________________

4. В одном из словосочетаний допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово (словосочетание) правильно.

пара сапог
килограмм помидоров
ехай вперёд
в две тысячи пятом году

Ответ____________________________________

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Укажите номер ответа.

Внимательно прочитав задание,

1) у меня возникли вопросы.
2) приступайте к его выполнению.
3) мне всё стало понятно.
4) нужно выполнить его по образцу.

Ответ_____________________________________

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    Благодаря находчивости Алексей вышел из словесного поединка абсолютным победителем.
    2) Футболист, игравший в нападении и который забил два гола, был воспитанником известного тренера.
    3) Задержавшись у дверей, сестра ещё раз помахала рукой и сказала, что будет рада всех нас видеть в воскресенье у себя на даче.
    4) Те, кто хотя бы раз любовался закатом солнца, не сомневаются, что это одно из самых прекрасных зрелищ.

    Ответ_____________________________________

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). Укажите номер ответа.

    На предсказания метеорологов ориентируются как городская хозяйственная, так и медицинская службы.

    Большинство книг, рассказывающих о жизни рептилий, издано в нашей стране.

    Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

    Те, кто не изучает иностранный язык, лишены возможности читать в подлиннике шедевры мировой литературы.

Ответ_____________________________________

8. Укажите цифры, на месте которых пишется Н?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших его поздравить гостей.

Ответ________________________________________________________

9. Укажите цифры, на месте которых пишется НН?

На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж - широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.

Ответ________________________________________________________

10. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

оз_рять, утр_мбовать, в_негрет
парад_ксальный, экз_менатор, пол_скать (бельё)
ст_ринный, заг_релый, препод_ватель
увл_каться, безотл_гательный, дост_яние

Ответ_________________________________________________________

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр_брежный, пр_интересный, пр_свистнуть
раз_граться, меж_нститутский, небез_звестный
и_пользовать, бе_доказательный, ни_вергнуть
по_сказать, пре_начертанный, на_кусить

Ответ___________________________________________________________

12. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

помн_шь, незабыва_мый
раскол_шь, слыш_мый
постро_шь, знач_мый
задерж_шься, несгиба_мый

Ответ___________________________________________________________

13. Выпишите слово(а) , в котором(ых) пишется буква И?

забывч_вый
подпрыг_вающий
рул_вой
раскашл_лся

Ответ___________________________________________________________

14. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

(Не)зачем повышать голос, вас прекрасно слышно.
Кате вдруг стало (не)стерпимо обидно за тех людей, которые не слышат сейчас этой прекрасной музыки.
Не хотелось сейчас думать о (не)выполненном вчера обещании.
Усадьбу окружал (не)частый, но высокий забор.

Ответ___________________________________________________________

15. Определите словосочетание, в котором НЕ со словом пишется раздельно? Раскройте скобки и выпишите это слово.

Наш спутник оказался молчаливым, (не)разговорчивым человеком.

Егор слыл (не)утомимым тружеником.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие корма.

Домашним животным (не)чего было опасаться людей.

Ответ___________________________________________________________

16. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

ТАК(ЖЕ), как и её родители, Варя всегда стремилась говорить только правду, (ПО)ЭТОМУ ей нечего было стыдиться.
(В)ТЕЧЕНИЕ всего месяца спортсмены серьёзно готовились к отборочному туру, ЧТО(БЫ) завоевать право представлять свою страну на чемпионате мира. в
(В)ПОСЛЕДСТВИИ туристы с улыбкой вспоминали своё первое восхождение к вершине, которая (ПО)НАЧАЛУ казалась им недосягаемой.
(ИЗ)ЗА сильных дождей ТАК(ЖЕ) нарушилось движение городского транспорта, и многим пришлось добираться до работы пешком.

Ответ___________________________________________________________

17. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспоминать ту самую женскую арию из оперы Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) и с драматическим итогом любви Обломова к ней.

Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (В)СЛЕДСТВИЕ ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.

Ответ___________________________________________________________

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Фамилия! (2) Удивительное всё-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.
(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, её носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря - порою её даже трудно заподозрить.
(8) Человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают её в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень
часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.
(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьёзные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чём тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.
(17) Писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и ещё не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьёз сетовал Андреев, - что имя моё решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое «Андреев»? (.21) Даже запомнить нельзя...»
(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, - писал он. - (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». (25) Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»
(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это - и диву даёшься!

(По Л. Успенскому*) *Лев Васильевич Успенский (1900-1978) - русский писатель, прозаик, филолог. Автор книг «Слово о словах», «Ты и твоё имя».

18. Какое место в тексте должны занимать предложения? Укажите номер ответа.
Почему всё строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми?

1) между 1 и 2
2) между 15 и 16
3) между 19 и 20
4) между 26 и 27

19. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.

1) 4 предложение текста поясняет, конкретизирует то, о чём говорится в 3 предложении.
2) 29 предложение содержит эмоционально-оценочное суждение автора по поводу того, что высказывается в 22-28 предложениях текста.
3) В предложениях 8-11 представлено рассуждение.
4) В предложениях 22-25 представлено описание.

20. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Вовлекая читателя в разговор, Лев Успенский использует такой приём, как _____ (предложения 14-15). Автор использует такие тропы, как ______ («оружие, способное чувствительно ранить» в предложении 10), ______ (например, «”удачную” фамилию» в предложении 13), усиливающие эмоциональность и образность текста. Такой приём, как ______ (предложения 18-21), помогает передать чувства персонажа.

Список терминов:
1) ряды однородных членов
2) вопросно-ответная форма изложения
3) сравнительный оборот
4) метафора
5) парцелляция
6) цитирование
7) диалектизм
8) вопросительные предложения
9) эпитеты

Ответы (тест №2)

1. вручИт
2. Старшеклассники стараются придерживаться ДЕЛОВОГО стиля
3. Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСЯЩИМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

4. 3
5. 2
6. 2
7. 3

8. 1
9. 3
10. Парадоксальный, экзаменатор, полоскать (бельё)
11. Подсказать, предначертанный, надкусить
12. Построишь, значимый
13. Забывчивый, подпрыгивающий
14. Не выполненном
15. Не наступающий

16. В последствии, по началу
17. Наедине, сначала

18. 2

19. 4

20. 8,4,9,6

Скажите, как по-вашему: мог ли бы Пушкин, приступая к самой знаменитой из своих поэм, дать ее героине, Татьяне, скажем, фамилию Скотининой, а герою- Скалозуба или Молчалина?

О, конечно, нет! Такого романа в стихах - «Евгений Скалозуб» - не могло появиться на свет; а если бы он и был написан, то содержание его должно было бы стать совершенно не тем, какое мы видим у Пушкина. Светского льва Евгения Попсуйшапки так же не могло быть, как не мыслимы ни юный помещик поэт Владимир Пудель, ни «Клеопатра Москвы» - блестящая Нина Кособрюхова, ни шумные захолустные помещики Майский и Струйский на месте Панфила Харликова и Буянова.

Этого мало; даже внутри самой поэмы нельзя безнаказанно перебрасывать фамилии от героя к герою. Пушкин, с таким вниманием, так терпеливо и тщательно объяснявший читателям, почему именно он выбрал - должен был выбрать, не мог не выбрать! - для старшей сестры Лариной имя Татьяна, отлично понимал это. Он сам создал всех своих героев; казалось бы, - его герои; как кого хочет, так того назовет!

Но нет, эта свобода кажущаяся. Нельзя было ни Онегина назвать Буяновым, ни из Ленского сделать Петушкова. Немыслимо дать Тане фамилию Воровской, а великолепную светскую львицу, чудо петербургских гостиных, окрестить Ниной Лариной. Такая перестройка все изменила бы в облике действующих лиц, и, может быть, она повлияла бы на роман ничуть не меньше, чем попытка автора внезапно сделать Татьяну пухленькой блондинкой, а Ольге дать задумчивый взор и темные волосы.

Не поразительно ли это? В чем тут секрет? Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, как его фамилия, может играть в литературном произведении такую большую роль? Почему все строгое здание «Войны и мира» зашаталось бы, приди в голову Л. Толстому изменить фамилию своих героев Ростовых хотя бы на Перерепенко? И почему Гоголь точно так же не имел ни права, ни возможности уверить нас, будто его старосветские помещики могли быть не Товстогубами, а, скажем, Болконскими или Иртеньевыми? Нет, тут скрыта какая-то тайна. Чтобы разгадать ее, полюбопытствуем для начала: а как дело с этим обстоит не в литературе, а в жизни? Такой ли вес, такое ли значение имеет человеческая фамилия и там?


Умерший не так давно писатель Н. Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л. Андреева (пока он был молод и еще не успел

прославиться), его собственная фамилия. «Оттого и книгу мою издатель не печатает, - всерьез сетовал Андреев-что имя мое решительно ничего не выражает. Андреев! Что такое «Андреев»? Даже запомнить нельзя… «Л. Андреев» - вот так автор…»

Можно, хоть и не без труда понять, что огорчало будущую знаменитость. Ничего неблагозвучного или обидного в фамилии Андреев, конечно, нет. Но мы теперь уже знаем, что она собою представляет. Это фамилия-отчество, из числа самых обыкновенных, самых распространенных. На Руси всегда были тысячи и тысячи Андреевых, и еще большее число Ивановых, Петровых, Васильевых и т. п. Вот это-то и смущало молодого писателя. Он боялся затеряться среди множества тезок и полутезок: поди отличи Андреева от Андреянова, Андреянова от Андрейчука, Андрейчука от Андрюшина! Между тем ему казалось, что писатель по всему - и по облику, и по образу жизни, и по речи, и, между прочим, по фамилии! - должен выделяться из ряда вон; быть во всем непохожим на простых смертных, быть во всем особенным… Смешные претензии, но тогда они были свойственны многим.

По-иному негодовал живший в те же времена ретроградный литератор Василий Розанов, человек самолюбивый и вечно уязвленный в своем мелком самолюбии. «Удивительно противна мне моя фамилия, - как всегда, желчно и раздражительно писал он.-Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: „Немецкая булочная Розанова“. Ну, так и есть: все булочники - Розановы, следовательно, все Розановы - булочники! Хуже моей фамилии только Каблуков. Я думаю, Брюсов (речь идет об известном поэте В. Брюсове.-Л. У.) постоянно радуется своей фамилии…»

Читаешь это и диву даешься. Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»… Как же было не позавидовать Брюсову; ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут… Но…

Вспомнишь эти смешные терзания, и волей-неволей придет на ум жалкий и противный персонаж из «Села Степанчикова» Ф. М. Достоевского, Григорий Видоплясов, лакей и поэт, дуралей и виршеплет.

Лакей Видоплясов писал стихи. Он собирался даже печатать их за счет доброго барина. Все было прекрасно, кроме той фамилии, которою его наградила судьба.

« -…Он - ко мне, - рассказывает его барин, - жалуется, просит, нельзя ли как-нибудь переменить его фамилию, и что он давно уж страдал от неблагозвучия…

- Необлагороженная фамилия-с,- ввернул Видоплясов.

Ну, да уж ты молчи, Григорий!» - сердито обрывает лакея барин, но тут же замечает, что коли и впрямь придется Видоплясову издать стихи, «то такая фамилия, пожалуй, и повредит».

«- Представь себе, если на заглавном-то листе будет написано: „Сочинения Видоплясова“… Ну что за фамилия Видоплясов?.. А все эти критики… Просмеют за одну только фамилию…»

Очень похоже на огорчения Андреева и Розанова: у тех ведь тоже фамилии были «необлагороженные». Но вот что удивительно: критики-то, оказывается, и на самом деле имели обыкновение «просмеивать» людей по таким неожиданным поводам.

Когда мы слышим слово «Гоголь», перед нами возникают тома замечательных книг, шум театральных представлений, бронза памятников… «Гоголь» - какая прекрасная, звучная фамилия! Каждый хотел бы ее носить.

А ведь было время, когда журналы пренебрежительно печатали: «Кто бы ни был автор, гоголь или кулик - все равно…» Тогда слово «гоголь» сохраняло еще свое исконное значение - «дикая утка», нырок, и даже хороший друг писателя Павел Нащокин сделал ему довольно оригинальный комплимент:

«Если вы и птица, Николай Васильевич, то - небесная!..»

Трудно себе представить, сколько пошленьких шуточек приходилось в свое время выслушивать самым прославленным нашим людям по поводу их фамилий. «Какие, однако, странные у теперешних писателей фамилии - ехидничал известный пошляк, лебезивший перед властями критик Буренин в начале 900-х годов,-то водку напоминают, то чихание…»

Он имел при этом в виду Максима Горького и А. П. Чехова (Сам Чехов относился к этому «вопросу» иронически. В. Тихонов пожаловался ему на свою, недостойную писателя, фамилию. Антон Павлович насмешливо посоветовал заменить ее более красивой и звучной, скажем - Беневоленский, типично поповской.

Известно, правда, и прямопротивоположное отношение к собственным фамилиям. «Я, - пишет в своей биографии Ч. Чаплин, - выучился в школе писать свою фамилию: „Чаплин“. Это слово меня пленяло; мне казалось - оно и впрямь похоже на меня…»).

Глупо? Конечно, глупо. Но даже и этот пример лишний раз подтверждает: человеческие фамилии - вещь хитрая и тонкая. Видимо, их наличие играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. Случается, фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает - недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг. Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова; недаром авторы вечно «играли» ими в своих произведениях, радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, печалились, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях…

Тот же А. П. Чехов тщательно регистрирует в своих записях всевозможные причудливые и странные фамилии: Зикзаковский, Ослицын, Свинчутка, Дербалыгин… Он вслушивается, прикидывает - к какому из его будущих героев могла бы подойти та или другая из них.

«Провизор (Провизор - работник аптеки, фармацевт, в дореволюционном русском языке.) Проптер», - записывает он латинское слово «проптер», означающее по-русски «для», «вследствие». «Действующее лицо: „Соленый"». Тут еще не определилось, кем может быть такое лицо, но кем-то, безусловно, может…

Зато некий «Киш» сразу рисуется писателю как «вечный студент»;

зато «мадам Аромат» для него тоже ясна: пухлую, толстую, ее должны звать «Розалия Осиповна». И комическое сочетание «Розалии» с «ароматом», а обоих этих «душистых элементов» с обыкновеннейшим отчеством «Осиповна», до конца определяет облик женщины, которую так зовут…

Много лет спустя другой известный писатель, уже советский автор, Илья Ильф подбирает уморительные пары к чеховским находкам, занося в свою записную книжку и Бориса Абрамовича Годунова, председателя жилтоварищества (может быть, это внук Розалии Аромат?), и доктора Страусяна, и дантистку Медузу Горгонер, а то и просто неизвестных граждан - Шарикова и Подшипникова…

Николай Васильевич Гоголь также, как известно, заботливо записывал, выискивал в памяти, выспрашивал у друзей и знакомых нужные ему характерные фамилии. Помните; «Вискряк не Вискряк, Мотузочка не Мотузочка, Голопуцек не Голопуцек…» (Н. В. Гоголь. Пропавшая грамота..) Он тоже не зря, не по случайному капризу называл одного из своих героев Собакевичем, другого Плюшкиным, третьего Петром Петровичем Петухом или госпожой Коробочкой. Фамилии помогали ему дорисовывать образы людей.

Лев Толстой прибегал к особому приему: заимствуя фамилии действующих лиц из самой жизни, он только слегка изменял их звучание,-осторожно, немного, чтобы не нарушить связь между словом и типом человека. Так, фамилия Толстой превращалась у него в Ростов, Волконский - в Болконский, Куракин - в Курагин, Безбородко - в Безухов.

Ф. М. Достоевский, наоборот, смело изобретал прозвища, стараясь самим их звучанием выразить сущность персонажа, его душевные свойства. Иногда он шел по совсем неожиданному пути. Фамилия «Свидригайлов» звучит у него так, что внушает брезгливость, неприязнь, почти жуткое чувство к герою, и на самом деле зловещему и отвратительному. А ведь создана она из имени «Свидригайла» (Svitrigaila), великого князя литовского… Жалкий и несчастный маленький человечек носит фамилию «Голядкин»… Кажется, сами звуки этого дрябленького слова выражают ничтожность, нищету, бесконечную слабость… Между тем слово «Голядь» не имеет никакого отношения к нищете: это название одного из балтийских племен, живших в древности на территории нынешней Смоленской области и Белорусской Республики.


Давайте попробуем проанализировать работу ученика по исходному тексту и оценить в соответствии с утвержденными критериями


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Фамилия! (2) Удивительное все-таки это слово... (3) Конечно, фамилии появляются на свет далеко не случайно и не беспричинно. (4) Но дело в том, что почти всегда рождаются они, так сказать, применительно к каким-то временным обстоятельствам, а потом переживают эти обстоятельства на годы, десятилетия и даже на века.


(5) Конечно, сравнительно короткое время спустя люди утрачивают память о том, откуда фамилия пошла и почему она связалась с данным родом. (6) То, что было по отношению к далекому предку естественно и закономерно, становится по отношению к его праправнукам странным и непонятным. (7) Связь между фамилией и людьми, ее носящими, становится совершенно случайной, а точнее говоря – порою ее даже трудно заподозрить.

(8) Человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая. (9) Видимо, наличие их играет в жизни людей куда большую роль, чем кажется, если они могут так огорчать и радовать, нравиться и внушать отвращение, быть предметом досады или гордости. (10) Нередко случается, что фамилия становится источником бесконечных неприятностей для своего носителя; бывает – недоброжелатели превращают ее в оружие, способное чувствительно ранить. (11) Очень часто выходит, что мы встречаем новое лицо по его фамилии, как «по одежке» в известной пословице; должно пройти известное время, чтобы человек это впечатление изменил или опроверг.

(12) Видимо, недаром они, фамилии, всегда привлекали к себе такое повышенное внимание писателей, мастеров художественного слова. (13) Недаром авторы радовались, измыслив для героя «удачную», «подходящую» фамилию, огорчались, если это не получалось, зорко приглядывались и прислушивались к семейным именам современников, записывали звучные, курьезные, характерные имена в своих тетрадях... (14) В чем тут секрет? (15) Почему нечто столь случайно приписанное к человеку, столь внешнее по отношению к нему, может играть такую большую роль? (16) Действительно, тут скрыта какая-то тайна.

(17) Писатель Н.Телешов вспоминал о забавном огорчении, которое вызывала у его современника, другого русского писателя начала XX века, Л.Андреева (пока он был молод и еще не успел прославиться), его собственная фамилия. (18) «Оттого и книгу мою издатель не печатает, – всерьез сетовал Андреев, – что имя мое решительно ничего не выражает. (19) Андреев! (20) Что такое “Андреев”? (21) Даже запомнить нельзя...»

(22) По-иному негодовал живший в те же времена литератор Василий Розанов. (23) «Удивительно противна мне моя фамилия, – писал он. – (24) Иду раз по улице, поднял голову и прочитал: “Немецкая булочная Розанова”. (25) Ну, так и есть: все булочники – Розановы, следовательно, все Розановы – булочники! (26) Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии...»

(27) Понятно, конечно, что задевало далеко не высокородного спесивца: сама фамилия как бы приравнивала его к «разным там булочникам, токарям и пекарям»... (28) Как же было не позавидовать Брюсову: ближайшим его «тезкой» был знаменитый генерал и вельможа прошлого, тот самый Яков Брюс, который даже в пушкинской «Полтаве» упомянут... (29) Но читаешь это – и диву даешься!

(По Л.Успенскому)

СОЧИНЕНИЕ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО

Влияет ли фамилия человека на отношение к нему? Играет ли она важную роль в жизни каждого человека? Над этими интересными вопросами размышляет Л.В. Успенский, писатель и филолог.

Стремление убедить читателя, «заразить» своими мыслями проявляется в построении текста. В самом начале автор обращает наше внимание на то, что фамилия появляется не просто так, а «применительно к каким-то временным обстоятельствам». Успенский подчеркивает, что фамилии привлекают писателей: великие мастера литературы всегда стремятся подобрать такие, которые будут отражать характер и поступки того или иного героя. В конце автор говорит о людях, для которых фамилия сыграла важную роль. Такое построение текста придает выводам и размышлениям Успенского глубину и выразительность.

Писатель считает, что «человеческие фамилии – вещь хитрая и тонкая». Они могут «огорчать и радовать», «нравиться и внушать отвращение», «быть предметом досады и гордости». Часто бывает так, что фамилия определяет отношение к «новому лицу», поэтому должно пройти время, чтобы «человек это впечатление изменил или опроверг».

С мнением Успенского трудно не согласиться. Действительно, фамилия, подобно одежде, может сформировать мнение окружающих. Не зря большинство писателей придумывают «говорящие» фамилии. Фамилия каждого героя несет определенную идейно-стилистическую нагрузку в произведении. Так, у Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» она соотнесена с латинским словом «молва». Этим автор подчеркивает важные черты героя – он зависим от мнений общества и любит разносить слухи.

Не могу не вспомнить Н.В. Гоголя, который так виртуозно нарекает своих героев «говорящими» фамилиями. Это и Хлестаков, мастер безудержного, «хлесткового» вранья, и ТяпкинЛяпкин, главная черта которого небрежность, и многие другие.

Таким образом, фамилия – это не просто «удивительное слово», которое связано с рождением человека, но и история его семьи, его рода. Зачастую она формирует неправильное мнение о человеке, но каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его. Все в наших силах.

(282 слова)

АНАЛИЗ И ОЦЕНИВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

ПО ТЕКСТУ Л.УСПЕНСКОГО

(В СООТВЕТСТВИИ С УТВЕРЖДЕННЫМИ КРИТЕРИЯМИ)

Баллы

I. СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К1

Формулировка проблем исходного текста

Экзаменуемый в принципе верно сформулировал одну из проблем исходного текста.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы,

Однако, исходя из содержания работы, думается, необходимо внести некоторые уточнения (см. отредактированный текст)

1

К2

Комментарий к сформулированной проблеме

исходного текста

1

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована, но не совсем полно. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет.

Однако есть некоторые недочеты.

1.Анализ структуры исходного текста является лишним, т.к. не соответствует поставленной задаче, не способствует ясному всестороннему освещению выбранной проблемы.

2. В комментарии нужно сказать о происхождении фамилий, отразить отношение к своим фамилиям выдающихся деятелей науки и искусства, т.к. этого требует дальнейший текст сочинения



К3

Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет

1

К4

Аргументация экзаменуемым собственного мнения

по проблеме

Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором текста, согласившись с его позицией. Приведено 3 аргумента: 2 – из художественной литературы и 1 из личных наблюдений (в последнем предложении текста).

2 аргумента из художественной литературы являются однотипными, поэтому можно было ограничиться примером из какого-либо одного произведения.

Аргумент, связанный с личным опытом учащегося, оформленный как вывод следует расширить, чтобы он стал полновесным аргументом.

Например, таким образом: «…каждый способен изменить это первое впечатление и опровергнуть его». Никому сейчас не придет в голову каламбурить по поводу фамилий известного русского адвоката Ф.Плевако или видного государственного деятеля царской России И.Н. Дурново . «Все в наших силах!»

3

II. РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ

К5

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения.

В работе нет нарушений абзацного членения текста.

Допущена 1 логическая ошибка: в выводе содержится мысль, отсутствующая в основной части работы, – о том, что фамилия связана с историей рода, семьи человека

1

К6

Точность и выразительность речи

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

2

ЕГЭ. Задание 24. Языковые средства выразительности. Тесты с ответами.

Просмотр содержимого документа
«otvety_k_testam»

1.Метафора - скрытое сравнение (переносное значение слова): "купель зрелости".
Эпитет - образное определение (переносное значение слова): "пытливые, вопросительные глаза".
Гипербола - преувеличение: "в тысячу раз легче".
Лексический повтор слов «отступаем» в предложении 12, «я не трус» в предложении 21 является средством выразительности, потому что фиксирует внимание читателя на главном, подчеркивает важнейшие мысли автора.
Ответ: 2, 8, 3, 6

2. .Вопросительные предложения - «Но что может значить это определение?» «Но что он скажет тому, кто прочитал тысячу?»
Ряды однородных членов - «Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи...», «...он купался, летал, рвал цветы...»
Метафора - скрытое сравнение: «..."капсула" всего человечества». Автор сравнивает «пространство знаний», которое разработал вокруг себя человек (предложение 7) с капсулой.
Эпитет - образное определение «ЗАГАДОЧНЫЙ мир».
Ответ: 7, 3, 5, 9

3.«Не наблюдать, ...а жить» - контекстные антонимы (конструкция "не,...а" указывает на противопоставление).
«...свежий росточек таланта желтеет, сохнет» - развернутая метафора (помимо использования простой метафоры талант-росточек, в тексте свойства и действия таланта согласуются со свойствами и действиями ростка).
В предложениях 15-23 наблюдается вопросно-ответная форма изложения: автор задает себе вопрос и сам на него отвечает.
В предложениях 11, 13 - ряды однородных членов. В 11 - «товарищи писатели, заседания секций, ресторанчики, клуб писателей», в 13 - «выезжает, ходит с блокнотом и «набирает материал»».
Ответ: 1,5,7,9

4.На месте пропусков должны быть:
9) риторическое восклицание
3)лексический повтор
4)индивидуально-авторские слова
1)эпитет
Ответ: 9, 3, 4, 1

5. На месте пропусков должны быть:
6). сопоставление
4). ряды однородных членов
5). олицетворение
7). вводные слова и конструкции
Ответ: 6, 4, 5, 7

6. На месте пропусков должны быть:
1) сравнительный оборот
5) метафора
3) эпитет
9) восклицательные предложения
Ответ: 1, 5, 3, 9

7. Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 8, 17 автор задает вопрос, а в предложениях 9, 18 сам отвечает на него.
Ряды однородных членов - в 13-м предложении есть однородные подлежащие.
Антонимы - в 20-м предложении слова «почетно» и «непочетно» антонимы, слова «интересно» и «неинтересно» - тоже.
Общественно-политическая лексика - ей сопутствует определенная терминология, которая и встречается в тексте.
Ответ: 7, 6, 3, 8

8. Метафора - скрытое сравнение, в предложении 11 происходит скрытое сравнение учения со сладким плодом.
Лексический повтор - в предложении 6 наблюдается лексический повтор слова «личность».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных дополнений «к людям, обществу, государству».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 15 и 16 есть цитаты.
Ответ: 1,3,4,8

9. Вопросно-ответная форма изложения - в этом тексте в предложениях 27, 37, 38 автор задает сам себе вопросы, а в предложениях 28, 29, 39 сам отвечает на них.
Просторечное слово - в предложении 24 наблюдается слово «вранье», относящееся к просторечным словам.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
В предложении 34 используется словосочетание «перепахавшая душу».
Ответ: 8,7,9,1

10.Диалог с читателем - в этом тексте в предложениях 20-23 автор задает читателю наводящие вопросы.
Синтаксический параллелизм - в предложениях 1, 6, 7, 11, 12 используются одинаковые синтаксические конструкции: односоставное предложение, состоящее из сказуемого, дополнения к нему и обстоятельства образа действия.
Книжная лексика - лексика, связанная с книжными стилями речи, употребляющаяся в научной литературе, публицистических произведениях, официально-деловых документах и т. п.
Ответ: 8,1,3,7

11.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2 и 21 есть цитаты.
Индивидуально-авторское слово - в 13-м предложении слово «духоподъемно» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 8 автор задает вопрос, а в предложении 9 сам отвечает на него.
Противопоставление - в предложениях 18, 19 наблюдаются противопоставления: «высокие» и «низкие», «добрые» и «дурные», «конечные» и «бесконечные».
Ответ: 6,7,8,9

12.Метафора - скрытое сравнение, в предложении 24 происходит скрытое сравнение света, излучаемого лампой, с некой жидкостью, так как по отношению к нему употреблен глагол «разбрызгивать».
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих «женщины, ... старики, старшеклассницы».
Разговорные синтаксические конструкции - особая организация речи, которая создаёт экспрессию, так как отражает особенности разговорного стиля. В предложении 39 признаком использования этой организации речи являются вводная конструкция «ну, тогда».
Ответ: 9,8,4,3

13. Инверсия - изменение нейтрального порядка слов в целях усиления выразительности, введение дополнительных оттенков смысла.
Риторический вопрос -вопрос, не требующий ответа. «Гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его?».
Сравнение - в предложении 7 правителя канцелярии сравнивается с орлом и Прометеем, а в 8-м предложении он же сравнивается с куропаткой.
Литота - преуменьшение свойств, качеств (в противоположность гиперболе). В предложении 9 конструкция «муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку» является литотой, так как является преуменьшением действительных размеров правителя канцелярии.
Ответ: 9,1,8,5

14.Просторечные слова - слова «выпендрёж» и «раскрутка».
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 8 язык сравнивается со стихией.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «обогащается-портится». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ряд однородных членов - предложение 17 осложнено однородными сказуемыми.
Ответ: 7,1,6,4

15.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 8, 13, 14 формализация речи отождествляется болезни.
Ряд однородных членов - предложения 7, 14, 20 осложнены однородными членами.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 21-23 являют собой риторические вопросы.
Ответ: 1,3,5,4

16. Олицетворение - в предложении 11 деревьям присвоено действие, характерное для живого существа.
Лексический повтор - в предложениях 12 и 11 наблюдается лексический повтор глагола «вспомниться».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 17 наблюдаются однородные определения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 2,1,5,6

17. Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 1 и 2 Земля сравнивается с космическим кораблем.
Вводные слова и вставные конструкции - в предложениях 8, 13, 14 есть вводные конструкции: «по-моему», «К сожалению» и «с одной стороны, ..., с другой стороны».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 5,6,3,1

18.Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 17-20 жизнь сравнивается с кольцами на срезе дерева.
Ряд однородных членов - предложение 15 осложнено однородными сказуемыми.
Сравнительный оборот - оборот, выражающий сравнение и представляющий собой часть простого предложения.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 22 есть цитаты.
Ответ: 5, 4, 1, 6

19. Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 7 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Лексический повтор - в предложениях 18-19 наблюдается лексический повтор слов «честь и имя».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,3,2,6

20.Лексический повтор - в предложении 13 наблюдается лексический повтор слова «потребляют».
Метонимия - способ художественного формообразования, который заключается в сближении, соотнесении и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит воображаемое замещение одного значения другим (переименование), рождается новый образ, в котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных.
Контекстные антонимы - в предложении 7 контекстные антонимы - «потребительское-активное, живое, творческое». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 24 автор задает вопрос, а в предложениях 25, 26 сам отвечает на него.
Ответ: 2,6,5,7

21. Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «неброской, неяркой, скромной» и «ярких, выразительных». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Риторическое восклицание - восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 17 являются риторическими восклицаниями.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряды однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 18 наблюдается ряд однородных определений.
Ответ: 4, 9, 2, 8

22. Олицетворение - в предложении 42 шуму присвоено определение, характерное для человеческого существа.
Ряды однородных членов - в предложении 14 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 15 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Лексический повтор - в предложении 41 наблюдается лексический повтор краткого прилагательного «нежен».
Термин - слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и т. п.
Ответ: 6, 2, 3, 4

23.Ряды однородных членов - в предложении 15 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 29 употребляются однородные дополнения.
Восклицательные предложения - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 13 и 20 являются восклицательными.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 17 и 22 есть цитаты.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 8,3,4,6

24. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 4-6, 7-9, 10-11 есть цитаты.
Ряды однородных членов - в 13-м и 14-м предложениях есть ряды однородных членов.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 18, 23 автор задает вопрос, а в предложениях 19, 24 сам отвечает на него.
Ответ: 4,8,3,9

25.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 1 есть цитата.
Ряд однородных членов - в предложениях 4, 6, 8 наблюдаются ряды однородных членов.
Противопоставление - в предложениях 31-33 наблюдается противопоставление мнения знанию.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 4,8,5,3

26.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 3 есть цитаты.
Контекстные синонимы - в предложениях 1, 2 контекстные синонимы - «детский классик Маршак - всемирно известный переводчик - замечательный педагог - воспитатель поэтов». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Ряд однородных членов - в предложении 3 наблюдаются однородные дополнения, в предложении 13 наблюдается ряд однородных определений.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 38 является восклицательным.
Ответ: 4,3,8,5

27. Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 30 автор задает вопрос, а в предложениях 31-34 сам отвечает на него.
Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 14, 15, 16 начинаются со слова «вот».
Ряд однородных членов - в предложении 9 наблюдается ряд однородных сказуемых, в предложении 10 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 27 происходит скрытое сравнение души с источником света.
Ответ: 6,5,1,3

28.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 16, 17 и 18 есть цитаты.
Ряд однородных членов - в предложении 19 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 23 автор задает вопрос, а в предложениях 24, 25 сам отвечает на него.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 4,8,7,3

29.Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям?».
Вводные конструкции - в предложениях 11, 24 есть вводные конструкции: «правда» и «как можно видеть».
Противопоставление - в предложениях 1, 2 наблюдается противопоставление профессиям, которые обычно относят к романтическим, профессии ученого.
Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Ответ: 3,5,7,2

30. Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 24, 25 начинаются со слова «это благо, если».
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 происходит скрытое сравнение имени с чем-то притягивающим, например, с магнитом.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Назывные предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. В предложениях 5-9 идет перечисление имен погибших.
Ответ: 1,2,6,4

31. Сравнение - в предложении 3 одиннадцатый класс сравнивается с песочными часами.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 20 используется словосочетание «улетаем за горизонты школьной программы».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания.

Предложения 6 и 9 являются восклицательными.
Ответ: 1, 5, 2, 8

32."Жил тысячами тысяч листьев" - гипербола. В предложении 6 представлено олицетворение. В предложении 27 представлено противопоставление. Словосочетание "прекрасных ветвей" является эпитетом. Правильный ответ: 7, 3, 2, 8.
Ответ: 7, 3, 2, 8

33. Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложении 13 есть цитата.
Лексический повтор - в предложении 23 наблюдается лексический повтор слова «слово».
Ирония - явно-притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. «Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?».
Ответ: 2, 4, 3, 9

34.Эмоционально-оценочное слово - лексическая единица, которая включает в себя элемент оценки.
Индивидуально-авторское слово - в 20-м предложении слово «недообразованность» придумано непосредственно автором этого текста.
Вопросительные предложения - предложения 15-18 кончаются на знак вопроса.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 23 ирония сравнивается с кислотой.
Ответ: 9, 6, 8, 1

35.На месте пропусков должны быть:
6) восклицательные предложения
3) развёрнутая метафора
5) цитирование
4) эпитет
Ответ: 6, 3, 5, 4

36.Вопросительные предложения - предложения 2 и 11 кончаются на знак вопроса.
Ряды однородных членов - в предложении 13 наблюдаются однородные подлежащие, в предложении 22 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 13 происходит скрытое сравнение объема знаний с капсулой.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ответ: 7, 3, 5, 9

37.Анафора - единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший. Предложения 11, 12, 14 начинаются со слов «мы узнали, что».
Гипербола - преувеличение. Зачастую опознается с помощью слов, употребляющихся в форме превосходной степени. Здесь на гиперболу уазывает местоимение «все».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Противопоставление - в предложении 10 наблюдается противопоставление «... мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет...».
Ответ: 1,5,6,3

38. Ряды однородных членов 1) автомашины, бронетранспортёры и танки. 2)гарью, запахом и вонью... с огурцами и капустой.
эпитет - образное определение - звериным, душным запахом
вводное слово - 5)Никого в помещении, казалось, не было...
олицетворение - признаки "живого у неживого" - книги... пережили
Ответ: 9, 1, 6, 4

39.Противопоставление - в предложениях 8 и 9 наблюдается противопоставление справедливости равенству.
Восклицательные предложения - предложения, усиливающие эмоциональность высказывания. Предложение 13 является восклицательным.
Ряд однородных членов - предложения 14, 15, 23 осложнены однородными членами.
Метафора - скрытое сравнение, в предложениях 6 и 7 происходит скрытое сравнение предрассудков с материальной субстанцией.
Ответ: 6,8,7,3

40.Противопоставление - в предложении 9 наблюдается противопоставление настроению осенней Балтики настроения штурмана.
Метафора - скрытое сравнение.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Ряд однородных членов - в предложении 6 наблюдается ряд однородных подлежащих.
Ответ: 4, 5, 3, 8

41.Лексический повтор - в предложениях 1, 13, 31 наблюдается лексический повтор слов «нес», «восемь километров». В предложении 5 наблюдается лексический повтор слова «помню».
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Контекстные антонимы - в предложении 32 контекстные антонимы - «спас-предал». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 33 происходит скрытое сравнение переживаний с сердечным кровотечением.
Ответ: 9, 4, 1, 2

42.Противопоставление - в предложениях 4, 5 наблюдается противопоставление материальных благ духовному содержанию.
Вопросно-ответная форма изложения - в предложении 14 автор задает вопрос, а в предложении 15 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 1 наблюдается ряд однородных дополнений, в предложении 20 - ряд однородных определений.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 10 используется словосочетание «духовное око».
Ответ: 7,5,2,6

43. Контекстные синонимы - в предложениях 21, 28 контекстные синонимы - «атмосферу, обстановку» и «столкновения, конфликта». Вне контекста эти слова синонимами не являются.
Антонимы - в 28-м предложении слова «общественный» и «личный» антонимы.
Противопоставление - в предложениях 20-25 наблюдается противопоставление книг «без которых жить трудно» книгам «без которых можно спокойно прожить».
Ряды однородных членов - в предложении 9 наблюдаются однородные обстоятельства, в предложении 14 употребляются однородные сказуемые.
Ответ: 8, 2, 6, 7

44. Олицетворение - в предложении 26 буквам присвоено действие, характерное для живого существа.
Термин - специальное понятие, искусственный знак, используемый в той или иной области знаний, мышления, практической деятельности.
Вводные слова - в предложениях 8, 9 есть вводные слова: «во-первых», «во вторых» и «в-третьих».
Контекстные антонимы - в предложении 16 контекстные антонимы - «примитивной-современной». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 5,1,9,6

45.Вопросно-ответная форма изложения - в предложениях 2, 3 автор задает вопрос, а в предложении 4 сам отвечает на него.
Ряд однородных членов - в предложении 11 наблюдаются однородные определения, в предложении 28 наблюдается ряд однородных сказуемых.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложениях 23-27 общество сравнивается с организмом.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Ответ: 6, 9, 8, 2

46.Разговорные слова - слова, использующиеся при неформальном стиле общения.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложение 40 является восклицательным.
Контекстные антонимы - в предложениях 8, 9 контекстные антонимы - «умом-сердцем». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Сравнение - в предложении 33 сравнение выражается словом «словно».
Ответ: 4,6,3,1

47.Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. Предложения 9-13 являются цитатой.
Ряды однородных членов - в предложении 8 наблюдаются однородные сказуемые и однородные дополнения, в предложении 27 употребляются однородные определения.
Риторический вопрос - вопрос, не требующий ответа. Предложения 27, 28 являют собой риторические вопросы.
Контекстные антонимы - в предложении 15 контекстные антонимы - «дружба-насмешка, эпиграмма». Вне контекста эти слова антонимами не являются.
Ответ: 9,5,1,2

48.На месте пропусков должно быть:
1 развернутая метафора - злокачественная болезнь нашей речи (в 8 предложении), окаянный и зловредный недуг речи (в 13 предложении), чужеродные, губительные клетки - постылые штампы (в 14 предложении); 5 - использованы эпитеты); 7, 9.
Ответ: 1, 5, 7, 9

49.Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 8, 9, 35, 36 являются восклицательными.
Парцелляция - это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Метафора - скрытое сравнение, иносказание.
Ответ: 9,7,6,4

50.Ряды однородных членов - в предложении 22 наблюдаются однородные дополнения.
Лексический повтор - в предложении 17 наблюдается лексический повтор слова «разные».
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 2, 3, 8, 9 есть цитаты.
Развернутая метафора - развёрнутое высказывание, в котором содержится скрытое сравнение на основе сходства. В предложении 22 литературе приписываются действия, совершающиеся обычно человеком.
Ответ: 1, 3, 5, 7

51.Вопросительные предложения - предложения 14, 15 кончаются на знак вопроса.
Метафора - скрытое сравнение, в предложении 10 есть метафора «оружие, способное чувствительно ранить».
Эпитет - определение при слове, влияющее на его выразительность.
Цитирование - использование дословной выдержки из какого-либо текста. В предложениях 18-21 есть цитаты.
Ответ: 8,4,9,6

52. Лексический повтор - в предложениях 21-22 наблюдается лексический повтор слова «хотелось», в предложениях 28-40 - лексический повтор слов «по Толстому», «Толстой», «Наполеон».
Метафора - скрытое сравнение, иносказание. В предложении 11 реквием, придуманный автором, сравнивается с траурным шлейфом.
Фразеологизм - устойчивое словосочетание, значение которого невыводимо из значений составляющих его компонентов.
Восклицательное предложение - предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Предложения 10 и 27 являются восклицательными.
Ответ: 6, 2, 4, 1

53.Обособленные определения и обстоятельства - в этом тексте постоянно встречаются причастные обороты, стоящие после определяемого слова (предложения 1, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 20, 21), а также деепричастные обороты и уточнения (предложения 3, 7, 12, 13, 19, 20, 21, 22).
Ряды однородных членов - в предложении 20 наблюдается ряд однородных обстоятельств и ряд однородных сказуемых, в предложении 21 наблюдается ряд однородных определений и сказуемых.
Обращение - обособленная интонационно и грамматически часть предложения, служащиая для обозначения лица или предмета, являющегося адресатом речи. На французском хозяин обращается к гостям «ma chère» или «mon cher», к официанту - на русском - «Митенька».
Эпитеты - образное, художественное определение предмета, действия.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»