Символика света в «Преступлении и наказании. Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Тезисы к работе «О символах Достоевского в романе «Преступление и наказание»

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска.

Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

В данной работе рассматриваются символы:

    Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя)

    Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад)

    Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты)

    Символы и смерти, и духовного возрождения (порог)

  • Символы-цифры (3,4,7)

Введение. 3

1. Символы преступления. 5

1.1. Слово «преступление» 5

1.2. Слово «нерешительность» 6

1.3. Фамилия главного героя 7

2. Символы смерти. 7

2.1. Топор. 7

2.2. Камень. 8

2.3. Медь. 9

2.4. Заклад Раскольникова. 10

3. Символы духовного возрождения. 11

3.1. Символика чистого белья. 11

3.2. Тлетворный дух. 12

3.3. Нательные кресты. 14

4. Символы и смерти, и духовного возрождения. 15

4.1. Порог. 15

5.1. Цифры. 16

Заключение. 18

Список используемой литературы 19

Введение.

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Целью данной работы является: рассмотреть символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского. Для решения этой цели необходимо выделить следующие задачи:

    Разобраться в «лаборатории символов»;

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов по их значению;

3. Проследить, как изменяются значения символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

1. Символы преступления.

Медь тоже присутствует при сценах убийства, однако её роль совсем другая. Медь знает о готовящемся или уже свершившимся убийстве, она свидетель трагедии. Убивает же железо, независимо от того, в какую форму оно отлито – топора, револьвера Медь – материя иного свойства. Медь мягче железа. Её цвет напоминает цвет человеческого тела. Медь утоляет боль; железо – металл сугубо мужской, медь – женский: в алхимической традиции железо означает Венеру. Если же говорить о смыслах, более близких уму русского человека, то среди них прежде всего окажутся церковность и государственность меди: «Медь Богу и царю честь воздает». Символ меди у Достоевского – странный колокольчик над дверью старухиной квартиры. Особый звук колокольчика (звонка) упоминается настойчиво, напряженно. Помимо медного колокольчика, медь присутствует в момент, когда Свидрагайлов собирается нажать на курок своего револьвера. Появление меди здесь неожиданно, до самого последнего мига предугадать очень трудно. Свидрагайлов свернул к большому каменному дому с каланчой «У запертых больших ворот дома стоял, прислонясь к ним плечами, небольшой человек, закутанный в серое солдатское пальто и в МЕДНОЙ ахиллесовой каске. Дремлющим взглядом холодно покосился он на подошедшего Свидригайлова»(гл.6, ч.6). Вот так, стоя ровно напротив медной каски пожарника, «в трех шагах» от нее, Свидригайлов приставил револьвер к своему виску. Медь и смерть сблизились, почти соприкоснулись друг с другом, Похоже, медь каким – то образом облегчила задачу Свидригайлова, помогла сделать шаг, переступить порог. Мысль застрелится при «официальном свидетеле» для Свидригайлова не более, чем насмешка над собой: его притянул к себе СИМВОЛ МЕДИ, хотя сам он себе в этом отчета, разумеется, не отдавал.

2.4. Заклад Раскольникова.

Заклад Раскольникова становится свёрнутым сюжетом убийства и его последствий. Поэтому важно обратить внимание на подробности его устройства. «Этот заклад был впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. Эту дощечку он случайно нашёл в одну из своих прогулок, на одном дворе, где во флигеле помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к дощечке гладкую и тоненькую ЖЕЛЕЗНУЮ ПОЛОСКУ, - вероятно, от чего-нибудь отломок, которую тоже нашёл на улице тогда же. Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, КРЕСТ-НАКРЕСТ, НИТКОЙ; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую бумагу и обвязал тоненькою тесёмочкой, тоже НАКРЕСТ, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы отвлечь внимание старухи, когда она начнёт возиться с узелком и улучить, таким образом, минуту. Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь» деревянная» (гл. ч.). Главные части «заклада» – это деревянная дощечка и железная полоска. Первая представляет собой «изображение» тела жертвы, а железная «гладкая» полоска – орудие убийства. Заклад становится свёрнутым сюжетом, моделью, схемой убийства. С описания ложного заклада Раскольникова и начинается вещественно представленная и документированная история преступления и наказания Раскольникова. Это своего рода мини-преступление, макет, проба, в чём-то родственная той, что сделал сам Раскольников, навестив старуху незадолго до убийства. Находит своё место в этой «репетиции» и нитка с тесёмкой, которыми был скреплён внутри и обвязан снаружи «заклад». Удачная выдумка Раскольникова – устроить петлю под мышкой, чтобы можно было незаметно нести топор под одеждой – была осуществлена с помощью тесьмы, которую он оторвал от своей старой рубашки. Следуя намеченной линии сопоставлений, мы получим примерно следующую картину: тесьма держит настоящий топор, спрятанный под пальто, она же держит, скрепляет топор символический, условный, спрятанный в раскольниковском закладе. Поскольку же тесьма была взята им от одежды и связана с одеждой, то выходит, что нитка, навернутая на сами, спрятанные под бумагой – одеждой пластинки, оказывается своего рода «снурком», прилегающим к телу жертвы. На теле старухи был снурок с висящими на нем крестами; тема крестов, таким образом, через ходы метонимии просачивается в устройство раскольниковского заклада: деревянная дощечка, представляющая тело жертвы, и прижатая к ней металлическая полоска – топор, были связаны друг с другом «крест накрест ниткой», а бумага – одежда была замотана «тесемочкой, тоже накрест».

3. Символы духовного возрождения.

3.1. Символика чистого белья.

Символика чистого белого белья универсальна для всей европейской культуры, но тот способ, которым она заявляет о себе в романе Достоевского, выглядит необычно. Вспомним, кто помешал Раскольникову осуществить задуманное – прачка! Ею временно стала хозяйкина служанка Настасья. Раскольников уже шел на дело, уже занес ногу, чтобы переступить порог, когда возникло некоторое замешательство. Войдя на кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще и занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» (гл.6, ч.1). Найдя топор в дворницкой, Раскольников все-таки совершает убийство. И сразу же после этого сталкивается снова с чистым бельем, но уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню». Чистое белье выступает то как помеха, то как подспорье в его действиях. Сначала белье, висевшее на Настасьиной кухне, пыталось помешать Раскольникову, однако после того, как он уже добился своего, оно превращается в его помощника, «перелетев» из Настасьиной кухни на кухню старухи. Чистое белье, сушившееся на кухне в доме Раскольникова и на кухне старухи-процентщицы, - саван для убийцы и его жертв. Значительно одно место в романе: Раскольников через несколько дней после убийства приходит в квартиру старухи и застает там работников: «Они оклеивают стены новыми обоями, белыми с лиловыми цветочками, вместо прежних желтых истрепанных и истасканных». Раскольникову это почему-то уже ужасно не понравилось, он смотрел на эти новые обои враждебно, жаль было, что все так изменили». (гл.6, ч.2) Чистые обои – намек на возможное возрождение или излечение, что-то обнадеживающее.

3.2. Тлетворный дух.

Размышления о природе, загадке человеческого тела составляют своего рода смысл идеологии Достоевского: иногда он говорит об этом напрямую, чаще же это сказывается в интуитивно найденных деталях, в положениях, которые содержат в себе этот исходный онтологический подтекст. Запах тленья, исходящий от тела умершего человека, именно человека, - самый страшный и загадочный из всех запахов. Формально, умершее тело не имеет ничего общего с прежним живым человеком; умершее тело есть часть внешней природы и в том смысле, что оно уже не хранит в себе ничего духовного, осмысленного, т.е. того высшего, что позволяет человеку оставаясь существом природным, не быть существом только лишь природным. Если есть мертвое тело, значит, будет и дух. Это своего рода онтологическое ожидание нередко сбывается у Достоевского в формах знака, намека, детали, дающих о себе знать в моменты наивысшего напряжения смысла, как, например, в эпизоде самоубийства Свидригайлова.

В рисунке предсмертных действий Свидригайлова проступают очертания уже известной нам схемы: здесь есть и тяжелый сон, и видения и внезапный прилив сил (Свидригайлов «очнулся, вздрогнул, встал и решительно пошел из комнаты. Через минуту он был на улице»(гл.6, ч.6). Здесь есть и мертвое тело, но, однако, не тело самоубийцы, а тело теленка, которое в виде «порции телятины» было подано Свидригайлову в гостинице. На эту деталь можно было бы не обратить внимания, если бы не настойчивое и подчеркнутое напоминание о ней: «порция телятины» здесь не просто еда, а нечто отмеченное, наделенное особым смыслом. Заказав себе телятину, Свидригайлов, тем не менее, не способен проглотить и куска; всю ночь порция лежит нетронутой на столе в гостиничном номере. Свидригайлов вспоминает об этом под утро, хочет встать с кровати, чтобы прикрыть мясо от мух, но не может. Наконец, проснувшись, Свидригайлов видит мух, которые налетели на лежащий на столе кусок холодного мяса. («Проснувшиеся мухи лепились на нетронутую порцию телятины…») Мухи – это еще не тлетворный дух, но это уже явный намек на него. Тяжелый дух появляется в финале романа «Преступление и наказание», когда Раскольников готовит свое признание в конторе, причем очевидно, что здесь этот запах выполняет ту же самую задачу, что и тлетворный дух – сам эффект. Раскольников задыхается от «спертого воздуха» конторы, он едва не теряет сознание, затем выходит на улицу и, возвратившись, делает свое признание.

Особое значение истории о воскресшем Лазаре для Достоевского общеизвестно. В «Преступлении и наказании» эта тема идет как символ нравственного обновления, однако присутствует здесь и намек на смысл буквальный, телесный, что позволяет включить цитирование эпизода с воскресшим Лазарем в ряд упоминаний о «спертом духе», «тлетворном духе» и «мефитическом запахе» В смердящем и воскресшем, т.е. победившем свою природу, свою погибшую телесность Лазаре скрыт основной, исходный смысл, давший все остальные – производные – варианты тяжелых запахов в романе Достоевского. У Достоевского смысл тела воскресающего сказался в летучей субстанции тлетворного духа. Запах стал смысловым стержнем, вокруг которого начали собираться подробности, психологические, бытовые, идеологические. Появляясь в те мгновения, когда герои Достоевского стоят перед порогом или уже переступают этот порог, запах определяет характер ситуации, подталкивает к действию, предостерегает, указывает на возможное направление, которое примут события.

Урок литературы в 10 классе по теме:

«Значение деталей, символов в романе

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

учитель русского языка и литературы

МОУ «Кадетская школа»

Тип урока : урок – исследование текста, интегрированный урок (литература и информатика).

Цели урока :

Образовательные :

побуждение к внимательному, вдумчивому чтению произведения, развитие умений определять роль системы изобразительно-выразительных средств в их единстве; обучение учащихся необходимым навыкам использования средств ИКТ в литературе на примере создания мультимедийных учебных материалов по произведению с помощью Мicrosoft PowerPoint .

Воспитательная : формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений при оценке поступков героев романа; совершенствование коммуникативных навыков учащихся при работе в творческих группах;

Развивающая : развитие речевой деятельности учащихся при литературоведческом анализе произведения; развитие потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации ученика. Развитие творческих способностей и информационно-технологических навыков при взаимосвязи изучения литературы и информатики.

Задачи урока :

    Проанализировать значение выбранных учащимися из текста эпизодов, в которых встречаются различные детали.

    Организовать групповую деятельность по обсуждению материала презентаций учащихся, подготовленных к уроку в качестве домашнего задания.

    Обеспечить возможность каждому учащемуся выразить своё мнение по обсуждаемой проблеме.

Оборудование урока :

Компьютер, мультимедиапроектор, презентации по темам сообщений.

Актуализация учебного материала урока.

Учащиеся класса разделены на 5 групп по интересам и получили домашнее задание:

    Выписать в тетрадь примеры использования автором значение деталей интерьера в комнатах героев; цветов, используемых в романе; предметов (топора, денег, часов); определить значение библейских символов: крестики, Библия, перекресток; выделить и проанализировать действия героев, происходящие на лестницах, описанных в романе.

    Составить вопросы по теме презентации (можно с гиперссылками).

Ход урока.

    Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Заключительный урок мы проведем в виде семинара с использованием информационных технологий. Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: создание презентации по определенной теме.

По словам Д. С. Лихачёва, роман «Преступление и наказание» не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые вопросы. Ф. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.

При чтении романа “Преступление и наказание” имеет значение буквально всё: и числа, и имена, и петербургская топография, и время действия, и даже отдельные слова, – лишь медленное чтение романа даст возможность читателю постигнуть весь его замысел и понять редчайшее искусство мысли Ф. Достоевского.

Ваше внимательное чтение поможет понять значение некоторых деталей романа.

Вопрос : С чего начинается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(С описания каморки Родиона Раскольникова, зачитать текст ).

Каморка – это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

А на что еще обращает внимание читателя автор произведения на первых страницах?

(На условия, в которых живет герой ).

Вопрос: Какие детали подчеркивают убогость жилища?

Выступление учащихся 1 группы : Писатель рисует углы, коморки, обращает внимание читателей на детали.(Презентация «Комнаты героев романа» (см.Приложение)

    Комната Раскольникова : три старых стула, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; неуклюжая большая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. Главная деталь: всюду отставшие от стены обои. Вместо слово комната – каморка, шкаф, угол, гроб, скорлупа.

    Комната Мармеладовых : закоптелая дверь, протянута дырявая простыня;

ободранный диван, перед которым стоял кухонный сосновый стол; сальный

огарок в железном подсвечнике. Главное качество – комната проходимая.

    Комната Сони Мармеладовой : Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетеных стула; Небольшой, простого дерева комод. Главная деталь - тупой угол комнаты, который отражает Сонину душу, зашедшую в тупик.

    Комната старухи процентщицы : Диван с огромною выгнутою деревянной крышкой; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном.

Задание : Распределить по комнатам героев вещи, предметы интерьера.

Комната Раскольникова

дырявая простыня

Комната Мармеладовых

отставшие от стены обои

Комната Сони Мармеладовой

картинки в желтых рамках

Комната старухи процентщицы

сальный огарок в железном подсвечнике

похожа на сарай

разбросанное детское тряпье

стол, покрытый синенькой скатертью

стол овальной формы перед диваном

тупой угол комнаты

три старых стула

Слово учителя: Деталей в интерьерах много, но они приобретают особое значение,

когда узнаешь судьбы героев. А судьба героев во многом определена условиями, в

которых они живут. Получается замкнутый круг. Прежде чем мы рассмотрим детали,

поговорим о цветах этих деталей. Какое значение у Достоевского имеет цвет?

Выступление учащихся 2 группы:

В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои , само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои , в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева , лицо следователя тёмно-жёлтое ; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева. Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова...

Гнетущее звучание приобретает само слово «жёлтый». В первой части романа его синоним – «жёлчный». Стоит прочитать вслух следующие предложения: «Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке».

При жизни Достоевского слова «жёлтый» и «жёлчный» писались через «о». Вот что отмечает по этому поводу критик: «...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский».

Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Красный цвет – символизирует кровь. Раскольников приносит старухе золотое кольцо с тремя красными камешками, похожими на капельки крови, – отождествляется с бесконечной любовью и кровным родством Родиона, Дунечки и их матери.

Кровь после убийства долго преследовала героя, ему казалось, что все, к чему он прикасается, испачкано кровью. Цветовая деталь повторяется ещё: красные отвороты на сапогах Мармеладова, красные пятна на пиджаке героя.

Зеленый цвет у Достоевского почти всегда связан с символикой Богородицы - всему миру Заступницы. Зеленый купол церкви из сна Раскольникова прямо соотносится с зеленым платком Сони, в самые тяжелые минуты ее покрывающим (равно как и в самые торжественные). Соня, укрываясь платком, как епитрахилью, - с головой, и кается, и получает отпущение грехов, и отдает себя "под покров" Богородицы. Это и знак ее нахождения - всегда - под сводом детской церкви Раскольникова.

В сцене дачи Раскольникову подаяния на мосту пожилой купчихой и купеческой дочерью с зеленым зонтиком. Здесь как бы протягивается милующая рука из-под купола оставленной им церкви - простить и поддержать (подаяние протягивается герою после того, как его ударил кучер и народ смеялся над ним). Но Раскольников выбросит подаяние с моста в воду.

Таким образом, цвета в романе Ф.М. Достоевского выполняют значимую, порой зловещую роль. Автор подчеркивает оттенки вещей постоянно, чтобы усилить впечатление.

Слово учителя : Зная значение цвета, теперь мы по-другому посмотрим на некоторые вещи. Слово третьей группе о деталях романа.

Выступление учащихся 3 группы :

(Рассказ сопровождается презентацией «Детали в романе «Преступление и наказание») (см.Приложение).

Часы. Отцовские часы с изображенным на оборотной стороне глобусом – символом времени и мира. Их герой принес в заклад старухе, будто говоря, что капитал правит миром, пожирает деньги и время. В первом закладе было колечко с красными камушками, во втором – часы. Кровное родство, и время, и весь мир переходят во владение к миру денег.

Деньги. Нельзя не обратить внимание и на то, как часто возникает на страницах романа упоминание о реальных деньгах. Лужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненный собственной значительности, вручит Соне «десятирублевый кредитный билет» и незаметно опустит в её карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках, он с ледяным спокойствием, ни разу не дрогнувшим голосом обличает ни в чем неповинную Соню в краже.

Часто упоминание о деньгах связано с евангельским числом 3. Соня молча положит на стол свой первый «заработок» - 30 целковых, а потом и отцу на похмелье 30 копеек внесет, и он, как и раньше Катерина Ивановна, не мог в эту минуту не ощущать себя Иудой, который предал Христа за 30 сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч, а он потом, покушаясь на её жизнь, её предал.

Таким образом, деньги в романе тесно связаны с мотивом предательства : жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких.

Топор. В нем было что-то необычное. Раскольников убил старуху и ее сестру совсем не тем топором, каким собирался сделать это первоначально. Эта деталь требует к себе особого внимания. На кухне Настасья стирала белье и развешивала его на веревках, и только по этой причине Раскольников был вынужден взять топор не на кухне, а в дворницкой. Сама по себе внешне незначительная, эта подробность становится важной, когда оказывается в окружении других, родственных ей подробностей. Новый топор Раскольникова - это уже не инструмент его воли, его идеи, а подарок, подлог случая-беса («Не рассудок, так бес! - подумал он, странно усмехаясь»). Не случайным выглядит и местоположение каморки, откуда был взят топор: это полуподземное помещение дворницкой. Топор, таким образом, был взят из-под земли, вернее, из-под огромного камня-дома; это своего рода «меч-кладенец», наделенный самостоятельной злой силой.

Раскольников не зарубил старуху - процентщицу, а "опустил" топор на «голову обухом». Поскольку убийца намного выше своей жертвы, то во время убийства лезвие топора угрожающе «глядит ему в лицо». Лезвием топора Раскольников убивает добрую и кроткую Лизавету, одну из тех униженных и оскорбленных, ради которых и поднят был топор.

Обсуждение в группах: Какая деталь, вещь играет наиболее значимую роль в романе?

().

Слово учителя : Ф.М. Достоевский в христианстве, в Боге видел возможность решения многих социальных проблем: добро и зло, правда и справедливость, общественное лицемерие и гнёт власти, сопротивление ей «маленького» человека - вот основные мотивы, которые углублённо анализируются в романе «Преступление и наказание». В нём явственно дают о себе знать христианские идеи. Весь роман пропитан христианской лексикой и символикой. Следующая группа приготовила сообщение о значении библейской символики.

Выступление учащихся 4 группы: (Презентация «Христианская символика в романе «Преступление и наказание »)(см.Приложение) .

Христианские мотивы в романе позволили лучше выразить взгляды Достоевского. «Воскрешение Лазаря», когда Раскольников читает библию, является символом воскрешения Раскольникова в конце романа. Соню спасает вера в бога. В романе присутствуют такие фразы, как "страшный грех", "креста на тебе нет", "тебя бог наказал и дьявол предал".

Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий и т.п., которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной. Он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде.

Крест и поругание видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны. Поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней.

Во время убийства старухи-процентщицы появляется незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…».

Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ: «Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила. Он сначала не понял вопроса.

Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем!..

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне: « Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекресток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила?» Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Перекрестись, помолись хоть раз, - дрожащим, робким голосом попросила Соня.

О, изволь, это сколько тебе угодно! И от чистого сердца, Соня, от чистого сердца…»

Таким образом, крест является важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий.

Перекресток также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику. Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова. И вдруг его охватило какое-то «цельное, новое ощущение». Раскольникову открылся в полной мере глубинный смысл жизни, высокий смысл человеческого бытия. И он «с наслаждением и счастьем» поцеловал землю, которую осквернил своим преступлением. Счастье приходило к Раскольникову лишь изредка, какими-то отдельными вспышками, «припадками». И сейчас он понял, что сам своим преступлением лишил себя счастья, задавил в себе «ощущение полной и могучей жизни».

Вопрос к группе : Почему не спасают старуху висящие у нее на груди кресты?

«На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок, и тут же, вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелек с стальным ободком и колечком. Кошелек был туго набит…» В этом «тут же» - разгадка: ибо оберег и кошелек – вещи несовместимые, и то, что старуха их делает равноценными, обрекает ее.

Слово учителя : События в романе почти всегда происходят в помещениях, стены и потолки которых теснят, давят, подчеркивая границы возможностей героев. Мы узнали об интерьерах помещений героев. Фоном и участницей событий часто выступает лестница. И учащиеся из пятой группы дадут нам характеристику событий на лестнице.

Выступление учащихся 5 группы с презентацией (см.Приложение): Лестницы - это особое место романа. Христианская семантика лестницы связана с духовным восхождением. В романе по лестницам постоянно то поднимаются, то спускаются вниз. Это создает движений героев параллельно с их житейскими проблемами. « Лестница была тёмная и узкая, «чёрная», но он всё уже это знал и изучил, и ему вся эта обстановка нравилась: в такой темноте даже и любопытный взгляд был не опасен» , «В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь не притворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла». Самые важные моменты напряжений или колебаний происходят на лестницах. Герой поднимается и спускается по лестнице 48 раз.

(ответы на вопросы презентации ).

Вывод : весь роман построен как восхождение и нисхождение.

Заключительное слово учителя :

На уроке мы дали характеристику многим деталям.

Вопрос: зачем Ф.Достоевский использовал этот прием?

1. Деталь – значимая подробность, позволяющая передать эмоциональное и смысловоезначение эпизода или всего произведения.

2. Кроме прямого вещественного значения какую детали еще выполняют символическое значение, которое помогает понять иное значение вещей.

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

Роман выдающегося русского писателя Ф. М. Достоевского был написан в 1866 году и посвящен сложным социальным, философским и морально-этическим отношениям в обществе того времени, которые волновали не только писателя, но и представителей более прогрессивной части человечества.

Уже само название произведения достаточно символично и заставляет читателей задуматься, почему Ф. М. Достоевский назвал свое произведение именно так. Первое слово названия достаточно понятно, ибо главный герой романа убил двух женщин и совершил преступление. А вот насчет наказания, то здесь может быть много мнений. Это и осознание самим Раскольниковым губительности выведенной им теории «исключительной личности», которая оправдывала себя и давала себе право на убийство, и муки совести героя романа за содеянное. Лишив жизни старуху и ее сестру, Раскольников убил часть своей души, часть самого себя. Именно в этом, по моему мнению и заключается символика названия романа.

Что побудило героя осуществить такое жестокое преступление, что же стало его мотивом? Это деньги и стремление улучшить свою жизнь и жизнь своих близких? Это, созданная Раскольниковым теория, которая побудила его проверить свои взгляды на жизнь в реальности и испытать, сможет ли он, несмотря ни на что, нарушить закон и на этом основании считать себя незаурядной личностью? Размышляя над этими вопросами, можно прийти к выводу, что достаточно много факторов предшествовало преступления, ибо в судьбе Раскольникова тесно переплелись психологические, философские и социальные факторы, которые в совокупности и подтолкнули бедного студента к убийству.

Ответ на то, что сформировало первую часть названия романа, мы находим уже с первых его страниц. Главный герой романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников — студент, очень подавлен бедностью и нищетой своей жизни. Это жизнь в тесной и грязной каморке с низкими потолками для него невыносима. Особенно это ранит душу такого человека, как Раскольников, потому что у него достаточно ранимое чувство собственного достоинства и несколько извращенные взгляды на жизнь, которые постоянно подогреваются эгоистичностью героя. Он воображает себя неким «высшим существом», которое имеет право встать над обществом и законами. Для жизни, согласно своей теории, ему не хватает только денег, но они совсем рядом — у процентщицы, ограбить которую ничего не стоит. Даже то, что при этом надо убить человека, его не останавливает, потому что он не бедный студент, а «сверхчеловек». Кроме того, по мнению Раскольникова, он избавит общество от никому не нужного, даже вредного творения, позволив себе совершить преступление по собственному разумению морали и совести.

Но такая логика главного героя романа происходит вопреки моральными ценностями и законами общества, и никак не может служить оправданием поступка Раскольникова. Это подтверждается уже первыми днями существования Родиона после преступления, он не смог почувствовать себя победителем, не смог найти успокоение и счастье, используя теорию «необыкновенных людей». Так, его теория оказалась ошибочной, ибо Раскольников не имеет права лишать жизнь другого человека, как не имеет этого права это любой другой. Закон божий «Не убий» сильнее всех теории, а наказание за его нарушение — вечные душевные муки, как это и произошло с главным героем романа.

Сызранов Игорь

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызранова Игоря

Научный руководитель:

Сызранова Наталия Владимировна

Тема работы

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смирись, гордый человек!

Ф.М.Достоевский

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Цели:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа,
  • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

Задачи:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Введение.

Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Основная часть.

Число 30 – предательство Иуды.

Обратимся к тексту.

«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
  • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

так как тот хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

Символика числа 4.

Отмечаем в тексте:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11- число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Выводы

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

Список литературы.

  1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
  4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  5. http://www.noisette-software.com/

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»