Чем история души человеческой интересна другому человеку. История души человеческой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени")

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

«История души человеческой» в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение так же подойдет к теме «Черты романтизма и реализма в романе». В своем романе «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов захотел показать «историю души человеческой». Несмотря на то, что пороки Печорина отображают пороки целого поколения молодежи30-х годов 19 века, этот образ очень индивидуален. Это очень умный, образованный, тонкий человек, не лишенный понятий о чести, достоинстве. Автор своеобразно выстраивает схему повествования, нарушая хронологию событий произведения. Этот прием помогает автору намного глубже раскрыть образ своего героя. Сначала Печорин дается глазами других людей. О нем рассказывает странствующему офицеру штабс-капитан Максим Максимыч. Так мы узнаем о Печорине, возмущаемся его отношением к молодой черкешенке Бэле, переживаем вместе с Максимом Максимычем ее трагическую гибель. Но штабс-капитан лишь схематично очерчивает образ Печорина, с его слов нельзя понять всей глубины, сложности и противоречивости этой натуры.

«при ходьбе не размахивал руками»), страстность (морщины на благородном лбу, «обозначавшиеся гораздо явственнее в минуты гнева ли душевного беспокойства»), злой нрав или, вернее, «глубокую постоянную грусть» («глаза его не смеялись, когда он смеялся»). Внешний портрет героя помогает глубже понять его характер. Затем на страницах романа появляется дневник самого Печорина. В нем герой очень точно, глубоко, правдиво описывает свои ощущения, переживания. Читатель погружается в сложный внутренний мир героя. «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - это яркий психологический автопортрет Печорина.

Несмотря на то, что Лермонтов писал «историю души человеческой», ни в романе в целом, ни в «Журнале» нет истории души Печорина. Все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено.

Но в повести «Княжна Мери» перед нами особенно детально предстает внутренний мир героя. Лермонтов использует все виды психологического самоанализа: герой рассказывает о событиях своей жизни в форме дневника-хроники.

В «Герое нашего времени» есть черты как реализма, так и романтизма. Реализм в основном заключает в психологичности романа. Печорин - типичный представитель своего времени. Автор глубоко раскрывает его внутренний мир, описывает переживания, мысли, чувства героя. Лермонтов отмечает, что у Печорина есть «силы необъятные», но он не может в полной мере реализовать их. Виной тому время и общество, в котором формировался характер главного героя. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений.

В тот же самый момент, в романе есть и черты романтизма. Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. Но Лермонтов не идеализирует горцев, их нравы описаны достаточно реалистично. Романтичен сам образ Бэлы и ее трагическая гибель.

«Тамани» романтичен образ «честных контрабандистов», особенно девушки Ундины.

«Фаталист» напоминает романтическую новеллу на философскую тему. В центре поступков и размышлений героев оказалось «предопределение», то есть судьба, рок.

«Герой нашего времени» соединяются реалистические и романтические черты.

Именно М. Ю Лермонтов впервые в русской литературе поставил проблему потерянного поколения. Писатель выразил в своем романе «Герой нашего времени» глубокую двойственность человека, его силу и слабость. Пассивное неприятие общественных перемен порождало одиночество, страхи, сомнения, душевное ожесточение.

плывет по течению. В своем осмыслении эпохи, бессмысленном протесте Печорин потерпел крах, но его раздумья - это наболевшие мысли лучших людей того времени.

«водяное общество», светские рауты, представителей дворянского сословия, Грушницкого, доктора Вернера. Поколение 30-х годов застало мрачную эпоху отказа от каких бы то ни было идеалов, устремлений. В этом кроется причина осуждения автором своего поколения: оно вянет в бездействии, пассивности, равнодушии. Поколение Лермонтова жило в страхе, покорности перед властью. Именно поэтому просматривается такая тесная связь идейного содержания всего романа и стихотворения «Печально я гляжу на наше поколенье».

по отрывкам из его дневника. Печорин формировался как личность в тех кругах дворянской интеллигенции, где было в моде осмеивать все искренние проявления человека. Это наложило отпечаток на его характере, искалечило героя морально: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собою и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли». Лермонтов изобразил не просто портрет героя эпохи, это «история души человеческой».

признается, что считает себя причиной несчастий других, ему надоели удовольствия высшего света.

«стал искусен в науке жизни». Герой замкнут в себе, страдает от одиночества. Печорин ждал от перевода на Кавказ многого, но скоро и опасность стала ему привычной. Не принесла душевного обновления любовь Бэлы. Но остаться одному Печорину не удается. Его постоянно влечет общение с людьми. Его привлекает опасность, всё, что волнует кровь.

Лермонтова выгодно отличается от других своих современников тем, что его тревожат вопросы осознания человеческого бытия, цели и смысла жизни. Он чувствует в себе силы необъятные, но не знает, как их применить

Окружающий Печорина мир построен на духовном рабстве - люди мучают друг друга, чтобы получить удовольствие от страданий другого. Обиженный в свою очередь мечтает лишь об одном - отомстить обидчику, унизить не только его, но и всё общество, весь мир.

Оставшись наедине с самим собой, Печорин беспощаден не только к своим оппонентам, но и к самому себе. Во всех неудачах он винит, прежде всего, себя. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность. Он постоянно говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души «высохла», «испарилась, умерла». Герой обвиняет мир, людей, время в своем духовном рабстве, разочаровывается во всем, что когда-то радовало его. Начиная со второй половины XIX века, за Печориным упрочилось определение «лишнего человека». Лермонтов искренне сожалеет о горькой судьбе своих современников, многие из которых оказались лишними людьми в своей стране. Рассуждая о том, есть ли предопределение в жизни, Печорин превращает свою жизнь в цепь экспериментов над собой и окружающими. По мысли Лермонтова, поколение, потерявшее веру в добро, справедливость, лишает себя уверенности в завтрашнем дне. Сам Печорин отмечает, что его поколение уже не способно на жертвы.

«водяного общества» с их мелкими страстями, с другой стороны - черты поколения находят свое выражение в образе главного героя, его страданиях и поисках. Автор призывает свое поколение не плыть по течению, не подстраиваться под зло и насилие, не ждать, а действовать, сопротивляться подлости и пассивности.

План сочинения:

1. О чем повествует книга? (жанр, композиция).

3. В каком порядке должны идти главы?

«Герой нашего времени» стал первым романом, затрагивающим реальные события, которые исследуются с психологической точки зрения. Сам Лермонтов говорил о книге, что изучить душу человека иногда интереснее, чем познать историю целого народа.

Последовательность событий романа

Раскрытием глубин человеческой души и занялся автор на страницах своего произведения. В первую очередь он стремился показать, насколько сложен и характер Печорина, напитанный противоречиями.

Эта цель заставила Лермонтова своеобразно подойти к построению сюжета. В результате в романе сознательно была нарушена хронология событий. книга состоит из 5 повестей, отличающихся друг от друга жанровыми особенностями и сюжетом. Однако Печорин служит связующей нитью для всех глав, в результате чего разрозненные, казалось бы, части объединяются в стройный замысел. Если изучить историю главного героя, то события будут выстраиваться в следующем порядке.

Юный офицер, за неизвестную нам провинность отправленный командованием на Кавказ, отправляется к месту военных действий, на новую службу. По пути следования он попадает в Тамань, где попадает в круговорот событий, рассказанных в одноименной главе. Затем он едет в Пятигорск, о чем мы узнаем в главе «Княжна Мери».

Смертельная схватка, произошедшая с Грушницким, послужила причиной ссылки героя в действующие войска, на войну. Служба в крепости описывается в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин, ставший отставником, будучи проездом в Персию, встречает по пути своего старого сослуживца (глава «Максим Максимыч).

Лермонтов намеренно разбил привычный ход повествования. Сначала идет глава «Бэла», затем — «Максим Максимыч», потом были опубликованы главы «Тамань» и «Княжна Мери», и завершается книга главой «Фаталист».

Изменение в композиции романа для характеристики персонажа

Глава «Бэла» раскрывает образ Печорина через взгляды Максима Максимыча, честнейшего человека, но малообразованного служаки, не сумевшего понять душевные метания героя. В повести «Максим Максимыч» мы сталкиваемся с главным героем вживую, о нем также рассказывает проезжий офицер.

Завершающие три главы были написаны самим Григорием Печориным. Мы то читаем дневниковые записи, то знакомимся с записками, созданные им намного позже после происходящих событий. Интимность личных записей показывает, что герой здесь предстает перед нами абсолютно искренним, полностью откровенным, судящим себя за слабости и пороки честно и очень жестко.

Сравнение героя с другими персонажами

Чтобы наиболее полно рассмотреть душевные качества Григория, автор показывает его в столкновении и отношениях с разными персонажами. Он помещает его в разные миры - то в мир простых, безыскусных людей, близких к природе (горцы, Максим Максимыч, Бэла, ундина с контрабандистом), то в мир высшего света, среди аристократов на кавказском курорте. Единственным героем, который сравнивается с Григорием, а не противопоставляется ему, стал доктор Вернер.

Разные элементы романа как обрамление человеческой души

Картины природы, создаваемые Лермонтовым в романе, служат фоном и проявителем душевных качеств главного героя. Все природные явления направлены на то, чтобы ярче оттенить настроение Печорина, глубже передать его переживания, обрисовать поступки и выпукло выделить пороки и достоинства персонажа. Мы лучше понимаем его, когда вдруг читаем в дневнике описание прекрасного утра, в которое произошла дуэль.

Быт своего героя не интересует Лермонтова, поэтому мы практически не сталкиваемся с подобными деталями. Автор не дает и подробной картины жизни общества, не указывает на политические и экономические особенности страны того времени, как, например, Пушкин в «Евгении Онегине». Однако по своей масштабности изображения души человеческой Лермонтов стал очень близок Пушкину. Недаром и Белинский, и Герцен сравнивали роман с «Евгением Онегиным».










Ход работы: - познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями; - познакомиться с историей создания романа, жанровыми особенностями; - выяснить причины несовпадения фабулы и сюжета; - выявить место Печорина - главного героя романа- в системе других персонажей.


История создания романа Роман начат в 1837 – 1838 гг. Закончен в 1839 году. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные В 1840 году Объединены в роман Сначала роман имел название «Один из героев начала века» «Герой нашего времени» н а з в а н и е








Жанр романа «Бэла» «Максим Максимыч» «Тамань» «Княжна Мери» «Фаталист» романтическая новелла путевой очерк психологическая новелла авантюрная новелла остросюжетная повесть дневник «светская» повесть записки романтическая новелла социально-психологический философский роман




Система рассказчиков ТРИ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ Путешествующий офицер Максим Максимыч Печорин Старый офицер Дает объективную оценку Сам себя судит и казнит КАКИМ ПРЕДСТАВЛЕН ГЕРОЙ Печорин – таинственный и загадочный человек. Попытка дать объяснение не- которым поступкам. Трагическая исповедь героя.








ОТНОШЕНИЕ ГЕРОЕВ К ПРОШЛОМУ Печорин Максим Максимыч Все прошедшее мучительно Не может и не хочет вспоминать спокойно, особенно историю с Бэлой Боль в душе – не может простить историю с Бэлой (ее гибель) Все прошедшее мило Общие воспоминания – основа для беседы, которую ждет с нетерпением Воспоминания о прошлом придают некую значительность Повесть «Максим Максимыч»








Отношение Печорина к персонажам повести: В начале повестиВ конце повести Слепой мальчик Ундина « Неприятное впечатление» Судьба мальчика вызывает сочувствие, несмотря на то, что он обокрал Печорина. «Странное существо…» Имеет сильный, решительный, почти мужской, характер в сочетании с такими качествами, как коварство и притворство.








Вернер – «двойник» Печорина по определению Печорина, «человек замечательный» глубокий и острый ум, проницательность, наблюдательность знает людей доброе сердце («плакал над умирающим солдатом») скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки МОГУТ ЛИ ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ? ПЕЧОРИН: «Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни одни из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…»


Грушницкий – карикатура на Печорина в Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа» «… занимался целую жизнь одним собою» говорит «пышными фразами», « производить эффект – его наслаждение» «…я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать» Глазами Печорина Глазами читателя способен на подлость и обман (дуэль с Печориным) все время пытается кому-то подражать рядом с Печориным выглядит жалким и смешным




Дуэль с Грушницким Отрывок из телеспектакля «Страницы журнала Печорина», реж. А. Эфрос, 1975 г. Печорин – Олег Даль, Грушницкий – Андрей Миронов Отрывок из к/ф «Княжна Мери», реж. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий, Грушницкий – Л. Губанов М.А. Врубель, 1890 – 1891 г.г. Д.А. Шмаринов, 1941 г.






Сцена погони за Верой «…я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк…» «Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно…» Противоречивость, двойственность героя 33 Полученные данные Отсутствие цели в жизни – главный источник трагедии Печорина, поэтому мелки его поступки, пуста и бесплодна его кипучая деятельность. Очень верно отметил В. Г. Белинский, что в герое Лермонтова «есть тайное сознание, что он то, чем самому себе кажется…»




Allery.com Company Logo Смелость, жажда неизведанного, воля отличают Печорина от людей его поколения и позволяют автору сочувственно следить за его судьбой и называть его Героем времени…

Сочинения по литературе: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать "современного человека", "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Белинский назвал роман "грустной думой о нашем времени". Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению". Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он "хуже убийцы". Он цинично рассуждает о дружбе ("Из двух друзей всегда один раб другого"), о любви ("Женщины любят только тех, кого не знают"), о счастье ("А что такое счастье? Насыщенная гордость"), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, "честным контрабандистам", Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя "нравственным калекой", "палачом" ("я разыгрываю жалкую роль палача", "я играл роль топора в руках судьбы"). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не видит смысла и радости в жизни: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты". Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его "холодное, бессильное отчаяние".

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. "Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает". Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - "ровный путь без цели". Это трагедия "героя своего времени". На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности. Разочарование и скептицизм - тоже черта времени.

Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: "Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости".

Как и в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова ставится приблизительно та же задача - нарисовать портрет человека новой эпохи, героя нового времени.

Роман Лермонтова скомпонован очень интересно, он состоит из пяти отдельных повестей с самостоятельными сюжетами, каждая из которых постепенно, шаг за шагом, раскрывает перед нами образ главного героя, объединяющего все пять повестей.

Впервые имя Печорина упоминается в первой повести « Бэла ». О Печорине рассказывает своему собеседнику, «странствующему офицеру», штабс-капитан Максим Максимыч. Бесхитростный и простоватый старик изо всех сил старается быть объективным и точным, однако в его рассказе остается много непонятного. Он искренне пытается и не может понять характер и внутренние переживания Печорина, а потому ему непонятны и мотивы печоринских поступков, совершаемых под воздействием мучительной рефлексии и душевных противоречей, которым подвержен главный герой романа. «Странный человек» -только это и может сказать штабс-капитан, определяя характер своего бывшего сослуживца.

Вторая повесть слегка приподнимает вуаль таинственности над Печориным, так как здесь он показан глазами автора, человека, по своему интеллектуальному уровню стоящего ближе к Печорину, нежели Максим Максимыч. «Странствующий офицер» весьма наблюдателен, он тонкий психолог, и поэтому даже его мимолетная встреча с главным героем дает читателю возможность лучше рассмотреть этого «странного человека».

В следующих главах, представляющих собой «Журнал Печорина», его дневник, уже сам герой рассказывает о себе, анализируя свои поступки и давая им оценку. С первых же страниц этих глав становится ясно, что перед нами личность"незаурядная, мятующаяся, Находящаяся в постоянном поиске смысла жизни.

Отчего-то складывается так, что Печорин постоянно приносит несчастье другим и причиняет боль тем любям, с которыми сводит его судьба. Погибает Бэла, равнодушием Печорина обижен в самых лучших своих чувствах добрейший и простоватый Максим Максимыч, нарушена романтическая идиллия «честных контрабандистов», обманута в своей любви княжна Мери. Так кто же перед нами? Злодей, достойный одного лишь осуждения? Но злодеи вряд ли мучаются, причиняя несчастья другим, так, как мучается Печорин. Эгоист? Да, конечно, но эгоист «страдающий», достойный не только осуждения, но и сочувствия. Недаром писал Белинский, что «душа Печорина каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит и» себя пышные, роскошные цветы».

Постепенно раскрывая противоречил характера Печорина, его сложную внутреннюю жизнь, полную метаний и поиска, Лермонтов стремиться показать «историю души человеческой » . Его «Герой нашего времени» - роман глубоко психологический, как сквозь призму рассматривающий со всех сторон фигуру неординарную, мятежника, неустанно ищущего свое место в жизни.

Внутренние метания героя находятся в полной гармонии с метаниями внешними. Не случайно Печорин все время находится в пути. Автор бросает его то в горный аул, то в кавказскую крепость, то в лачугу контрабандистов, то в живописную среду «водяного общества». Символично, что и смерть застигает его в пути.

Лермонтов не объясняет, как и почему его герой оказался на Кавказе. Был ли он отправлен в ссылку? Возможно, но более вероятным представляется другое объяснение. Давайте перечитаем то, что Печорин сам вспоминает о своем прошлом: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца... Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни... В груди моей родилось отчаяние... Я сделался нравственным калекой...»

В свете этих слов, скорее можно предположить, что Печорин сам бежал на Кавказ, где в те времена постоянно велись военные действия, надеясь в многочисленных опасностях и риске найти тот смысл жизни, который он тщетно искал в нравственно искалечившем его свете.

Вероятно, Печорина можно назвать героем своего времени именно из-за его неуспокоенности, состояния постоянного поиска, незаурядности, которая особенно заметна на фоне других персонажей романа. Взять, к примеру, Максима Максимыча. Он глубоко порядочен и добр, но весьма ограничен; многолетняя добросовестная служба приучила его не обременять себя ненужными размышлениями о смысле жизни. Грушницкий, тот просто позер без малейших признаков искреннего, настоящего; в нем все - игра и фальшь. Доктор Вагнер принадлежит к совсем иному типу людей, он умен и хорошо разбирается в жизни, он проницателен и знает цену окружающим его людям. Но при этом Вагнер - пассивный наблюдатель, созерцающий все со стороны и анализирующий происходящие события с безопасного расстояния. Главная же черта в натуре Печорина - его неуемная активность, постоянное желание что-то делать, в чем-то участвовать.

Такой человек не покорится слепому року, не станет плыть по течению.

Кажется вполне закономерным, что Лермонтов заканчивает свой роман повестью «Фаталист», ставя в ней важную философскую проблему. Если судьба человека предопределена, то теряют всякий смысл все его поступки, все нравственные поиски, попытки что-либо в этой жизни изменить

Так считают фаталисты. По Печорин, напротив, все время спорит с судьбой, все иремн бросает ей вызов. В лице Печорина Лермонтов утверждает идеал активного, деятельного чг ловека, не желающего мириться с обстоя тельствами.

Литературные критики, начиная с Белинского, неоднократно отмечали сходство Печорина с Онегиным. И действительно, их роднит очень многое. Они оба - лишние люди в том обществе, в котором жили, они оба не нашли применения задаткам своей неординарной натуры, оба переживают разочарование в однообразных, строго регламентированных светских утехах, оба пытаются найти свое место и свое предназначение в жизни. Онегину в какой-то степени это удается, он предстает в конце романа человеком обновленным, способным на горячую любовь; с Печориным Лермонтов поступает иначе. Он словно бы изначально лишает Печорина будущего, даже о смерти его мы узнаем не в конце, а в середине романа. Быть может, объяснение этому заключается в том, что Онегин - представитель поколения декабристов, чья судьба еще не решена на тот момент, а Печорин принадлежит уже к другому поколению, уже было поражение восстания на Сенатской площади, а новой перспективы еще пока не видно.

Но тем не менее после прочтения романа не остается ощущения безысходности. Так и стоит перед глазами «герой своего времени» - бунтарь и мятежник, стремяшийся во что бы то ни стало изменить свою судьбу. Таким изобразил Лермонтов Печорина, таким был он сам, погибший на дуэли на двадцать седьмом году жизни и успевший оставить глубочайший след не только в истории русской литературы, но и в памяти знавших его людей.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»