Индивидуальные задания. Жизнь и творчество А

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Апрель 19th, 2016 admin

Павлович Ирина Иосифовна

Конспект урока по дисциплине: «Русск ая литература » для обучающихся 1 курса колледжа

Цели:

познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.

Вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;

— воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.

Тип урока: урок усвое­ния новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.

Ход урока

I .Организационный этап.

1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.

1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.

— Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».

II .Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.

2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)

— Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.

2.2. Прогнозирование по фотографии : Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?

«У него был типичный московский облик — в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», — вспоминал художник А. Я. Головин.

«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его — голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).

2.3. Прием «Верите ли вы?» : На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.

— Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)

— Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? (А.П.Чехов)

Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да)

— Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)

— Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)

— Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)

— Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)

— К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.

III .Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.

— Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)

Драма (от греч. агата действие) — один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.

Цель драматического произведения — отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

Структурные особенности драмы:

литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;

— взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты

раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;

— состоит из монологов и диалогов;

делится на акты (действия) и явления (картины);

— ориентирована на зрелищную выразительность.

К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)

  • Слово учителя : Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.

Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.

3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)

1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)

«Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», — писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем.

2). Детство и юность (слайдовая презентация)

— А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.

В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « … Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь … »

Отец, Николай Федорович Островский, ­человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.

Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение — Пушкин, Грибоедов, Гоголь.

После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.

3). Университетские годы.

Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.

Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.

На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицатель­ным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».

Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году — Коммерческого суда.

4). Годы службы в суде.

Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение ­МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.

Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».

Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы …

5). Начало литературного пути. Первые работы.

Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.

9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».

14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название — «Свои люди ­сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди — сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.

Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.

Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.

В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.

Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться — это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.

Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна …

6)Служба театру

В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург … Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.

1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.

В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».

Имя Островского укоренялось в репертуаре.

В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди ­сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».

Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом­ корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,

В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.

Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!

До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.

7). Последние годы жизни.

25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».

В 1867 году умерла первая жена драматурга — Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.

В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.

А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Особенности стиля Островского.

  1. Говорящие фамилии;
  2. Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
  3. Специфические авторские ремарки;
  4. Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
  5. Фольклорные моменты;
  6. Значимость первой реплики героя;
  7. «Подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;

За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.

Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».

И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.

3.4.Первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».

— Где и в какой семье родился А. Островский?

— Куда поступил после окончания гимназии?

Что дала служба в суде?

— Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” — “Свои люди – сочтёмся”.)

— Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)

— Сколько пьес отдал он театру?

— Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?

— За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)

Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

— Назовите жанры драматических произведений.

— Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.

3 .5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).

Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции - изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.

  1. IV . Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.

— А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза . (работа в группах, представление синквейнов) .

Список используемой литературы

Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).

Островский А. Полное собрание сочинений.

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете

Урок литературы в 9 классе.
А. Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».
Цели урока:
 Выявить особенности драматургии Островского на примере разбора конфликта в комедии
«Бедность не порок».
Задачи:

Развивать у школьников умения мыслить логически: находить главное, сравнивать, обобщать, делать
выводы;
Развивать умения дискутировать на заданную тему;
Развивать монологическую речь;


 Воспитывать правильное отношение к морально­нравственным ценностям русского менталитета;
 Воспитывать интерес и бережное отношение к русской литературе.
1. Вступительное слово учителя. Сегодня нам предстоит познакомиться с драматургом Александром
Николаевичем Островским и его пьесой, написанной в ранний период его творчества, «Бедность не
порок». Запишите в тетради тему урока: «А. Н. Островский. «Бедность не порок». В старших
классах вы будете изучать его знаменитую пьесу «Гроза». Но сейчас имя это для нас новое, поэтому
несколько слов о самом драматурге.
Особенности:
 Показ важных общерусских проблем через семейно – бытовой конфликт;
 Яркие, узнаваемые характеры;
2. Разбор конфликта пьесы.
(Сл. 9) Сегодня мы начинаем знакомство с комедией Островского «Бедность не порок».
Название. Итак, бедность не порок.
­ Как вы понимаете это изречение?
­ К какому жанру относится это выражение?
­ Помимо этого названия, среди пьес Островского есть ещё и такие: Свои люди – сочтёмся!, На всякого
мудреца довольно простоты, Не в свои сани не садись, В чужом пиру похмелье, Старый друг лучше новых
двух, Свои собаки грызутся – чужая не приставай, Не всё коту масленица, Не было гроша, да вдруг алтын,
Без вины виноватые.
Из полусотни драм.произв. О. с десяток пьес названы пословицами. Больше такого вы не найдёте ни у
одного писателя.
Особенность:
 Своеобразие названий.
Работа с 9 слайдом.
Чтение текста слайда.
Вы прочитали пьесу. Вы знаете, что любое драматическое произведение построено на конфликте.
Конфликт – это противоборство, столкновение, на которых построено развитие сюжета в художественном
произведении.
Аня, напомни, какова основа конфликтов в пьесах молодого Островского.
Найдите в этом предложении антонимичные понятия. (патриархальный (старинный) быт – новшества).
­ В чём, по­вашему, Островский видит идеалы народной нравственности? (крепость семейных устоев,
доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой семье, цельность и ясность
мировоззрения).
­ Чему противостоит этот мир? (новшествам, современной, так называемой «цивилизации»).
Запись в тетради (пропущенные строчки):

Конфликт комедии: Патриархальный мир народной нравственности противостоит современному
миру власти и денег.
Итак, мы обозначили проблему общерусскую, которая показана через семейно – бытовой конфликт. Кто же
в нём участвует?
(Сл. 10). Афиша. Чтение имен и фамилий действующих лиц.
­ Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому – Гордей? Какие
качества людей подсказываются именами и фамилиями – Африкан Коршунов (хищник), Любовь, Гуслин,
Разлюляев, Митя?
(Гордей – гордый, богатый купец,
Любим – любимый всеми, хороший человек, но неудачник,
Гуслин – простой, весёлый парень (от слова «гусли» ­ старинный народный инструмент),
Разлюляев – простой, весёлый парень (от устаревшего слова «разлюли» ­ потеха),
Митя –. посвящённый греческой богине земли и плодородия Деметре)
П. ­Уже в афише О. скрыто прокомментировал своих героев. Каким образом?
У. – дал им говорящие имена и фамилии.
Особенность:

Говорящие имена.
Ещё раз обращаю ваше внимание на авторское представление героев в афише.
­ Какое имя не вписывается в общий ряд имён? Почему? С какой целью О. таким образом указывает статус
персонажей? Почему среди знакомых имен имя Гордей не вызывает положительных ассоциаций?
Особенность:
 Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в
пьесе.
­ Между какими персонажами назревает основной конфликт? Почему?
(Купец Гордей Карпыч Торцов очарован фабрикантом Коршуновым, хочет жить по моде, по­новому и даже
готов отдать за старика единственную дочь)
­ А что же мать? (Недалёкая, безвольная, нерешительная, она не может противостоять мужу)
­ Какова же роль Любима в этом семейном конфликте? (Разоблачает Коршунова – хищника, расстраивает
свадьбу Любови и Коршунова, вступается за Любовь и Митю, помогает прозреть своему брату.)
­ С каких слов Любима Торцова завязывается конфликт?
(Зачитать: Д. 1, явл. 12.
Любим Карпыч (берет).Гривенник надо. Тут все серебро, мне серебра не надо. Ты дай мне еще семитку, вот
и будет в настоящий такт. (Митя дает.)Вот и довольно. Добрая ты душа, Митя! (Ложится.)Брат не умеет
ценить тебя. Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство – зло! Дай умному человеку деньги, он дело
сделает. Я походил по Москве­то, я все видел, все… Большую науку произошел! А дураку лучше денег не
давай, а то он заломается… фу, фу, фу, трр!… вот как брат, да как я, скотина… (Полусонным
голосом.)Митя, я ночевать к тебе приду.
Митя. Приходите. Теперь контора пустая… праздники…
Любим Карпыч (засыпая). А я с братом смешную штуку сделаю. (Засыпает.)
(Сл. 11 – читать как итог ответа на вопрос)
5. Краткий обзор действий.
Задание: Распределите по действиям: экспозиция, завязка; развитие действия, кульминация; развязка.

(Сл. 12
) 1 действие. Первый акт - это объемная, яркая, зрелищная завязка всего предстоящего действия.

Это начальный момент в развитии событий, подготовленный экспозицией. Здесь читатель получает первые
представления об изображаемых характерах, о конфликте между ними.
В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцова о брате: «Ему, дураку, наука
нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство - зло!», « А я с братом смешную штуку
сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я
тебя люблю. Любовь Торцова».
П. ­ Как мы знакомимся с главными героями: с Гордеем Карпычем и Любимом Карпычем?
У. – О них мы слышим от других персонажей.
О Гордее от Егорушки: ругается, сердит на Любима Карпыча,
от Пелагеи: с Африканом пьёт, будто подменили его. (д. 1, явл. 3)
О Любиме от Егорушки: рассмешил всех за обедом, Гордей выгнал, Любим в отместку созорничал: стал с
нищими у собора.
Особенность:

«Подготовленное появление» главных героев, о них вначале говорят другие.
П. ­ С каких реплик вступают непосредственно в действие наши герои?
У. – Первая реплика Любима (увидел одних в комнате Любовь Гордеевну и Митю), закрывая лицо руками:
«Стой! Что за человек? По какому виду? За каким делом? Взять под сумнение! Я, племянница! Что,
испугалась? Ступай, не бойсь! Я не доказчик, а кладу всё в ящик…» (д.1, явл. 11)
Первая реплика Гордея (д.1, явл. 7), входит в комнату, где веселится молодёжь: «Что распелись! Горланят,
точно мужичьё! (Мите) И ты туда ж! Кажется, не в таком доме живёшь, не у мужиков. Что за полпивная!
Чтоб у меня этого не было вперёд!
П. – Что можно сказать о персонажах по их первой реплике? (Л. – шутки, прибаутки, «не доказчик»; Г. –
грубит, унижает, «мужичьё» ­ ругательство).
Особенность:

Значимость первой реплики героя
) Второе действие. Действие стремительно развивается, вовлекая новых персонажей, причем все
(Сл.13

они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюбленности,
праздника и веселой кутерьмы с песнями и музыкой, гаданиями, ряжеными, представлениями с медведем и
козой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев
становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает
девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.
П. ­ О каком празднике речь? Святки. Что за праздник? По каким приметам можно догадаться, что это
святки?
­ Почему Островский время действия пьесы соотносит со временем празднования святок?
У. – Соблюдение народно­ религиозных традиций. Основным смыслом свят. периода, по народным
представлениям, являлось возрождение порядка в мире и в жизни каждого человека как частице этого мира.
(Традиции устного народного творчества – фольклора)
Особенность:
 Фольклорные моменты.
) Действие третье. Конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то,
(Сл. 14

что развязка логически вытекает из развития действия, она все­таки носит неожиданный характер: это
действительно подчеркнуто счастливый конец, потому что развитие действия было драматическим.

«Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения,
которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка
непосредственно связана с развитием действия во втором акте, она является заключительным моментом в
развитии конфликта и интриги. Любим Торцов вмешивается в естественный ход событий, препятствует
торжеству зла. Протест против сильных мира сего он облекает в броскую форму: «Хорошо тому на свете
жить, у кого нету стыда в глазах».
Опять пословица!
Метко сказано, что театр Островского - речевой театр. У него в пьесах красивый, поэтически богатый
язык. На самом деле у Островского поэтически говорит тот, кто в душе поэт. У Островского каждый
персонаж говорит своим языком. Речь героев - важнейшее средство их характеристики. Докажем.
Чтение отрывков. (Пелагея, Любим)
Гордей Карпыч. Нет, ты вот что скажи: все у меня в порядке? В другом месте за столом­то
прислуживает молодец в поддевке либо девка, а у меня фициянт в нитяных перчатках. Этот
фициянт, он ученый, из Москвы, он все порядки знает: где кому сесть, что делать. А у других что!
Соберутся в одну комнату, усядутся в кружок, песни запоют мужицкие. Оно, конечно, и весело, да я
считаю так, что это низко, никакого тону нет. Да и пьют­то что, по необразованию своему! Наливки
там, вишневки разные… а и не понимают они того, что на это есть шампанское! Ох, если б мне жить
в Москве али бы в Питербурхе, я бы, кажется, всякую моду подражал.
­ объясните особенности речи тех персонажей, монологи которых мы читали.
(Гордей неграмотный, считает, что образование ни к чему, главное – жить по моде.
Любим: его речи присущ элемент несомненной интеллигентности; его речь не патриархальна, не
фольклорна, а принадлежит современной Островскому городской культуре; один из всех действующих лиц
он употребляет какие­то обрывки иностранных фраз довольно правильно и уместно).
Особенность:
 Своеобразие речевой характеристики героев.
П. – Если бы я попросила вас выявить черты сходства и различия между определёнными героями пьесы,
кого бы вы сопоставляли, сравнивали? Почему?
(Митя – Коршунов. Сходство: намерение жениться на Любови Гордеевне; различие: честность Мити –
действия исподтишка Коршунова;
Любим Торцов – Гордей Торцов. Сходство: братья, в конце концов, Гордей прозревает, оказывается не
чужд правде. Различие: Г. – самодур, ему важен внешний лоск, а не человеческая душа; Л., в молодости
тоже поддавшийся на якобы обязательное поддержание статуса и прогулявший всё своё состояние, осознал,
что главное в жизни не деньги, потому что можно и без денег оставаться хорошим человеком;
Любим Торцов – Коршунов. Сходство: бывшие сотоварищи. Различие: честность первого и бесчестие
второго.)
Особенность:
 Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.
6. Это сопоставление и будет вашим домашним заданием, а также надо ответить на вопрос: почему Любим
Торцов – любимый герой Островского?
7. Подведём итог урока.
(Сл. 15) ­ Перечислим особенности драматургии Александра Николаевича Островского:
Если позволит время, можно обсудить слова А. И. Гончарова: «Вы один достроили здание, в основании
которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские,

Урок 30. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Цели урока:

Обучающая:

  • вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга;
  • познакомить с основными этапами творческого пути Островского;
  • рассказать учащимся об особенностях жанра драма, о творческой истории пьесы «Гроза»;
  • выяснить, в чем суть основного конфликта;
  • познакомиться с действующими лицами, определить значение их имен и фамилий.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию патриотического отношения к русской литературе;
  • воспитывать нравственную читательскую позицию учащихся.

Развивающая: способствовать развитию воображения учащихся, овладению навыками самоанализа; развитию умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Оборудование: Мультимедийный экран (презентации биографии Островского и истории создания «Грозы»), таблица, схема жанров.

Ход урока

Эпиграф

Зачем лгут, что Островский «устарел»?
Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, – мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет всё нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.
Алекса́ндр Рафаи́лович Ку́гель (театральный критик )

I. Мотивация.

–Темой нашего урока будет конфликт между старшим и молодым поколениями, который озвучил известнейший драматург 19 века Александр Николаевич Островский в своем произведении «Гроза». Проблема стара как мир, но тем не менее она актуальна и до сих пор для нас.

Основная цель нашего урока: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Александра Николаевича Островского, а также начать работу над чтением и анализом его произведения «Гроза». В конце урока вы должны будете письменно, а затем устно ответить на следующий вопрос:

II. Изучение нового материала.

1) Сообщение учителя об основных этапах жизни и творчества Александра Николаевича Островского.

Рассказ учителя + презентация биографии Островского

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в Москве. Его отец, Николай Федорович, большую часть жизни проработал в судебном ведомстве. Мать, Любовь Ивановна, умерла, когда Александру было восемь лет. Обстановка, в которой жил и воспитывался А.Н. Островский, способствовала его знакомству с бытом и нравами «третьего сословия»: клиенты отца, соседи по Замоскворечью, друзья были в основном купцы и мещане. На Слайде вы видите усадьбу Щелыково, в которой Александр Николаевич проводил каждое лето. Здесь им написано девятнадцать пьес. Главный дом, построенный в XVIII веке, ни разу не перестраивался. В нем разместился мемориальный музей А.Н. Островского.

На слайде Дом-музей А. Н. Островского в Замоскворечье (Малая Ордынка, 9). В этом доме, где Островские снимали квартиру у дьякона церкви Покрова, что на Голиках, родился великий драматург.

Учеба

В 1835 году Александр поступил в Московскую губернскую гимназию . Особый интерес во время учебы он проявлял к литературе: у отца была богатая библиотека. Важным событием в его жизни стало появление в доме мачехи, баронессы Эмилии Андреевны фон Тессин. Она уделяла большое внимание обучению детей музыке, иностранным языкам, светским манерам.

После окончания гимназии в 1840 году А.Н. Островский поступил на юридический факультет Московского университета , однако проучился здесь всего три года: помешало увлечение театром и литературным творчеством.

Служба

В 1843 году А.Н. Островский поступил на службу писцом в Совестный суд , где рассматривались уголовные преступления и гражданские иски по жалобам родителей на детей и детей на родителей . В 1845 году он был переведен в Коммерческий суд.

Семейная жизнь

В 1840-е годы А.Н. Островский увлекся простой мещанкой Агафьей Ивановной и в 1849 году ввел ее в дом на правах жены. Несмотря на разницу в воспитании и образовании, Агафья Ивановна внесла в его жизнь порядок и уют. Однако отец А.Н. Островского был против – он разорвал сыном отношения и отказал ему в материальной помощи. К сожалению, все дети, рожденные в этом браке, умерли, а в 1867 году умерла и сама Агафья Ивановна.

Со второй женой, Марьей Васильевной, А.Н. Островский прожил счастливо до самой смерти. У них было пятеро детей: Александр, Сергей, Любовь, Мария и Михаил.

Сотрудничество с журналами

В начале 1850-х годов А.Н. Островский вышел в «молодую редакцию» журнала «Москвитянин». Её члены (поэт и критик А.А. Григорьев, писатель А.Ф. Писемский, исполнитель народных песен Г.И. Филиппов, артист П.М. Садовский и др.) выступили за сохранение самобытности и народности искусства.

В конце 1850-х годов частые поездки из Москвы в Петербург, в связи с постановками в Александринском театре, привели А.Н. Островского в новый литературный круг – салон И.И. Панаева. Здесь он познакомился с Л.Н. Толстым, И.С. Тургеневым, Ф.М. Достоевским и вошел в число авторов журнала «Современник». Долгие годы А.Н. Островский сотрудничал с ним, а после его закрытия в 1866 году стал публиковать свои пьесы в журнале «Отечественные записки» (главным редактором обоих журналов был Н.А. Некрасов).

Общественная деятельность

14 ноября 1865 года А.Н. Островский вместе с композитором Н.Г. Рубинштейном, драматургом и переводчиком К.А. Тарновским и писателем В.Ф.Одоевским открыл в Москве Артистический кружок . Здесь проводились музыкально-литературные вечера, исполнялись пьесы, читались произведения, устраивались костюмированные балы. При кружке образовался любительский оркестр, а затем и любительский хор, была открыта библиотека.

В 1863 году А.Н.Островский опубликовал в газете «Северная пчела» статью «Обстоятельства, препятствующие развитию драматического искусства в России» об излишней строгости цензуры и бесправии авторов. С целью решить эти проблемы под его руководством в 1874 году было создано Общество драматических писателей и оперных композиторов .

Создание народного театра

В 1882 году А.Н. Островский направил в специальную Комиссию «Записку о положении драматического искусства в России в настоящее время», где высказал мнение о необходимости создания в Москве русского народного театра: « У нас есть русская школа живописи, есть русская музыка, позволительно нам желать и русской школы драматического искусства… Национальный театр есть признак совершеннолетия нации».

Ходатайство было удовлетворено, и А.Н. Островский приступил к осуществлению проекта. Однако завершить его не удалось. В 1885 году А.Н. Островского назначили заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища Императорских Московских театров , а 2 июня 1886 года он скончался за работой в своем кабинете в имении Щелыково.

Особенности стиля Островского (запись в тетерадь):
- говорящие фамилии;
- необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- специфические авторские ремарки;
- роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия;
- своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- фольклорные моменты;
- параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- значимость первой реплики героя;
- «подготовленное появление», главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- своеобразие речевой характеристики героев.

– Все, что мы сейчас узнали о жизни и творчестве Островского несомненно имело отражение в его произведениях. К тому же Александр Николаевич является новатором в разработке традиционного жанра – драма, к которому и относится произведение «Гроза».

Поэтому для начала давайте все же разберем особенности драмы, чтобы понять особенности «Грозы».

Драма – это трудный род литературы не только для писателя, но и для читателя. Необходимо образное мышление, чтобы представить героя в той или иной ситуации. Настоящий читатель проделывает ту работу в понимании характера героя, которую проделывает актер в процессе работы над ролью.

У каждого на столе лежит раздаточный материал, давайте обратимся к схеме, в которой анализируется драма (Схема роды и виды литературы). Прочитать особенности драмы.

Так в чем же состоит сложность в восприятии драматического произведения?

Для драмы характерна зрелищность и актерская игра. Также текст разбит на действия и явления, о событиях мы узнаем из реплик героев, авторская речь в пьесе отсутствует. Вот в чем будет заключаться сложность при чтении «Грозы» .

II. Творческая история «Грозы» (подготовленный ученик)

– Фактически каждое произведение имеет свою творческую историю создания, и «Гроза» тому не исключение. Чтобы понять какие моменты и детали из жизни Островского повлияли на написание «Грозы», давайте сейчас прослушаем историю создания данного произведения.

Созданию “Грозы” предшествовало путешествие Островского по Верхней Волге, предпринятое по заданию морского министерства. Итогом этой поездки явился дневник Островского, многое приоткрывающий в его восприятии жизни провинциального Верхневолжья.

“С Переяславля начинается Меря, – записывает он в дневнике, – земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку.

“Мы стоим на крутейшей горе, под ногами у нас Волга, и по ней взад и вперед идут суда то на парусах, то бурлаками, и одна очаровательная песня преследует нас неотразимо…И нет конца этой песне...

Впечатления от приволжских городов и сёл, от красивейшей природы, встреч с интересными людьми из народа долго накапливались в душе драматурга и поэта, прежде чем родился такой шедевр его творчества, как “Гроза”.

В течение длительного времени считалось, что сюжет драмы “Гроза” Островский взял из жизни костромского купечества, а в основу произведения положено нашумевшее дело Клыковых.

Вплоть до начала XX века многие костромичи с горестью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Указывали и на дом, где она жила.

А. П. Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и дочери. Хозяйка дома, суровая старообрядка, заставляла молодую сноху делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась любимой бабушкой, была девушкой веселой, живой, жизнерадостной. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный, апатичный человек, не мог защитить жену от придирок свекрови и относился к ним равнодушно. Детей у Клыковых не было.

И тут на пути Клыковой встал другой человек, Марьин, служащий почтовой конторы. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А. П. Клыковой нашли в Волге. Возник шумный судебный процесс, получивший широкую огласку.

Прошло много лет, прежде чем исследователи творчества Островского точно установили, что “Гроза” была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Но сам факт подобного совпадения говорит о гениальной прозорливости драматурга, глубоко почувствовавшего нараставший в купеческой жизни Верхней Волги драматический конфликт между старым и новым, конфликт, в котором Добролюбов неспроста увидел “что-то освежающее и ободряющее”.

Писать “Грозу” Островский начал в июне – июле 1859 года и закончил 9 октября того же года. Впервые пьеса была опубликована в журнале “Библиотека для чтения” в январском номере 1860 года. Первое представление “Грозы” на сцене состоялось 16 ноября 1859 года в малом театре в бенефис С.В. Васильева с Л.П. Никулиной-Косициной в роли Катерины

– В итоге можно сказать, что именно путешествие по Волге оставило у Островского несомненный след в его творчестве, поскольку именно красоты этих мест он и описывает в «Грозе». А как вам история про Клыкову? Здесь Островский уже выступает как ясновидящий.

III. Чтение и анализ действий «Грозы». Ролевое чтение 1 действия пьесы.

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (1-4 явления)

– Где происходит действие? (город Калинов, который находится на реке Волге).

– Какая картина предстает перед зрителем, когда открывается занавес? Зачем автор рисует перед нами эту живописную картину? (Красота природы подчеркивает безобразие, трагизм происходящего в мире людей).

– Значение первых 4 явлений 1 действия? (Из них мы узнаем о порядках, царящих в городе Калинове, о самых влиятельных его жителях, о любви Бориса к Катерине).

– Что мы узнали из прочитанного о Диком, Борисе, Кулигине, Кудряше?

– Какую характеристику дает Кулигин жизни города?

Вопросы и задания для анализа 1 действия пьесы (5–6 явления)

В пятом явлении происходит знакомство с главными героями пьесы – Катериной и Кабанихой.

– Какой вывод о двух этих героинях можно сделать из данного диалога?

– Почему Кабанова так ненавидит Катерину. В чём заключается конфликт в пьесе?

– Что значит в устах кабанихи слово «порядок»?

IV. Подведение итогов

– Наш урок подходит к завершению, но на следующем уроке мы продолжим работать по «Грозе», разбирать конфликт, о котором мы только начали говорить сегодня.

В заключении давайте ответим на вопрос, который был поставлен в начале урока: В чем заключается значимость драматургии Островского для культуры русского народа? (обратить внимание на эпиграф ) В чём он был продолжателем традиций русского театра?

Оценивание учащихся.

V. Домашнее задание.

Задание по группам:

1 группа – смысл названия пьесы;

2 группа – охарактеризовать действующих лиц;

3 группа – подобрать примеры для речевой характеристики героев (Кулигин, Дикой, Кабаниха, Феклуша, Тихон, Борис)


Павлович Ирина Иосифовна
преподаватель русского языка и литературы
Политехнического колледжа
г. Астаны
Казахстан
Конспект урока по дисциплине: «Русская литература» для обучающихся 1 курса колледжа
Тема: А.Н.Островский. Жизнь и творчество. Театр в жизни писателя. Драма «Гроза».
Цели:
-познакомить обучающихся с жизнью и творчеством А.Н. Островского, историей создания драмы «Гроза»; показать своеобразие и новаторство драматурга, выражающееся в отражении проблем эпохи; углубить знания о драме как одном из родов литературы, определить структурные особенности драматического произведения.
-вырабатывать умение анализировать прослушанное; развивать образное и аналитическое мышление, устную речь, творческое воображение; продолжать формировать навыки работы с источниками, дополнительной литературой;
- воспитывать культуру восприятия драматургического произведения; формировать эстетический вкус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с использованием технологии развития критического мышления.
Ход урока
I.Организационный этап.
1.1. Приветствие, отметка отсутствующих.
1.2. Сообщение темы, целей и задач урока.
- Сегодня на уроке познакомимся с жизнью и творчеством русского драматурга Александра Николаевича Островского и историей создания драмы «Гроза».
II.Подготовка к усвоению нового учебного материала. Фаза вызова.
2.1.Работа со словарем (индивидуальное задание)
- Так как на уроке часто будет звучать слово «драма», попрошу, пользуясь толковым словарем Ожегова большим советским энциклопедическим словарем, найти значение этого слова, назвать структурные особенности драматического произведения и составить кластер.
2.2. Прогнозирование по фотографии: Перед вами портрет Александра Николаевича Островского, написанный кистью художника Перова. Всмотритесь в него и сделайте предположение об этом человеке по его внешности, составьте психологический портрет писателя. Каким вы представляете А. Н. Островского?
«У него был типичный московский облик - в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика», - вспоминал художник А. Я. Головин.
«В его облике нет как будто ни капли возвышенного, романтического: покойно сидит Островский в домашней шубейке на беличьем меху, запечатленный точной кистью художника, и только глаза его - голубые, умные и острые, отнюдь не назидательные, но выпытывающие, ненасытные, доверчивые, не дающие солгать, только эти детские глаза его свидетели совершающейся в нем горячей внутренней жизни». (В.Я. Лакшин).
2.3. Прием «Верите ли вы?»: На предложенные сейчас вопросы ответьте утвердительно или отрицательно, прокомментировав свое мнение.
- Верите ли вы, что А.Н.Островский мог позволить себе ходить в русском костюме: в шароварах, в рубашке навыпуск и длинных сапогах? (да)
- Верите ли вы, что А.Н. Островский, будучи гимназистом, сам сшил себе штаны? (А.П.Чехов)
-Верите ли вы, что будучи на третьем курсе университета Александр Николаевич по собственному желанию уходит из вуза? (да)
- Верите ли вы, что первая пьеса 10 лет находилась под арестом? (да)
- Верите ли вы, что Островский получил от императора Александра III право на ежегодное пенсионное обеспечение? (да)
- Верите ли вы, что А.Н.Островский написал пьесу «Гроза» по реальным событиям? (да)
- Верите ли вы, что драматург жил в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, то есть без хлеба, с огромной семьёй? (да)
- К концу занятия вы узнаете, подтвердились или нет ваши предположения.
III.Усвоение новых знаний. Фаза реализации. Словарная работа.
- Послушаем информацию о значении слова «драма» и структурных особенностях драматического произведения. (обучающийся зачитывает значение слова, демонстрирует кластер)
Драма (от греч. агата действие) - один из основных родов литературы, предназначенный для исполнения на сцене.
Цель драматического произведения - отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
Структурные особенности драмы:
- литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц;
- взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты
раскрываются через поступки героев, через их образ мысли;
- состоит из монологов и диалогов;
- авторскую речь заменяют ремарки;
- делится на акты (действия) и явления (картины);
- ориентирована на зрелищную выразительность.
К драматическим произведениям (пьесам) относятся трагедии, драмы, комедии, мелодрамы, трагикомедии и водевили.(короткая комическая пьеса, обычно с пением)
Слово учителя: Почти 50 пьес было написано Островским за его долгую литературную жизнь, среди которых были драмы, комедии, трагедии. 46 из них были поставлены при жизни драматурга. Они заняли прочное место в репертуаре многих театров.
Группа наших обучающихся провела исследование на тему «Истоки таланта А.Н. Островского». Предоставим им слово.
3.3.Сообщения обучающихся (проектная работа)
1) «Колумб Замоскворечья», (видеоролик.)
- «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шла моя пьеса», - писал А. Н. Островский в 1871году. Эта фраза, сказанная Александром Николаевичем актуальна и для нашего времени, на сценах различных театров в разных городах в репертуарах значатся пьесы Островского, интерес к ним неиссякаем.
2). Детство и юность (слайдовая презентация)
- А.Н. Островский родился 12 апреля (31 марта) 1823 года в Москве в семье чиновника. Его дед по отцу был священником, пономарем был дед по матери.
В 1831 году, когда Островскому не было еще девяти лет, умерла его мать, Любовь Ивановна. « ... Пестрое, цветное, дикое, причудливое, странное и милое Замоскворечье вскормило Островского, напитало его душу первыми впечатлениями, осталось в памяти художника на всю жизнь... »
Отец, Николай Федорович Островский, человек острого ума, образованный (закончил духовную академию), трудолюбивый, быстро продвигался по службе и успешно занимался частной практикой: он был адвокатом, вел дела купцов. Это дало ему возможность построить в Монетчиках (Замоскворечье) собственный дом и приглашать для своих детей домашних и приходящих учителей. Во второй половине 40-х годов им приобретается четыре небольших имения. В одном из них (Щелыково, Костромской губернии) в конце 40-х годов, он и поселяется на постоянное жительство.
Отец, писавший в молодости стихи, следивший за новинками литературы, выписывал все передовые журналы. У него составилась солидная библиотека, которой пользовался Александр Николаевич. Все Островские глубоко уважали книгу. Гимназист Островский получил доступ к отцовским шкафам с книгами и сделался увлеченным и самозабвенным читателем. Его увлечение - Пушкин, Грибоедов, Гоголь.
После нескольких лет домашних занятий с учителями, в 1835 году, Александр Николаевич поступил в третий класс первой московской гимназии. Завершив в 1840 году гимназию и получив аттестат с отличием, он по настоянию отца подает в том же году прошение о принятии его на юридический факультет Московского университета.
3). Университетские годы.
Первый год университета Островский учился старательно и даже с увлечением, однако к концу второго курса он начал пропускать лекции; на весеннюю сессию 1842 года не явился. Не отмечая у студента Островского признаков усердия, факультет оставил его для повторного слушания курса.
Едва ли не все деньги, перепадающие от отца, Островский тратил теперь на театральные билеты. Не покидая театра до последнего хлопка, горячо приветствуя артистов, раскланивающихся на вызовы, Островский думал: вот где подлинная жизнь, вот где родной дом, и кафедра, и все, все, что только нужно ему.
На втором курсе начались узкоспециальные предметы, вроде римского права, не интересные Островскому. И он начал пренебрегать учебными занятиями. При переходе на третий курс Островский получил у профессора Н.И. Крылова, впрочем, как и многие другие студенты, единицу. Не стремясь к юридической карьере, Александр Николаевич воспользовался отрицательным баллом как поводом для ухода из университета. Впоследствии он вспоминал: «Я с молодости бросил все и весь отдался искусству».
Отец, не соглашаясь с намерениями сына, определил его в том же году чиновником Совестного, а в 1845 году - Коммерческого суда.
4). Годы службы в суде.
Будущему драматургу пришлось работать там, куда обращались с исками родители против детей, а дети против родителей. Суд пытался разрешить эти споры «по совести». Вскоре (опять-таки не без участия отца) Островский был переведен в более современное и солидное учреждение МОСКОВСКИЙ коммерческий суд.
Служба не увлекала Александра Николаевича, но она давала ему богатый материал для творчества. Он сам признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходное место».
Той осенью, когда Островский поступил в совестной суд, им был закончен первый дошедший до нас рассказ: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или от великого до смешного только один шаг». Под рассказом молодой автор впервые выставил дату: 15 декабря 1843 года. Островский всегда отмечал на рукописях день окончания работы...
5). Начало литературного пути. Первые работы.
Набросок двадцатилетнего Островского выдавал несомненный талант автора. Он начинает пробовать себя и в драматургии.
9 января 1847 года в «Московском городском листке» с успехом были опубликованы «Сцены из комедии «Несостоятельный должник».
14 февраля 1847 года Островский называл самым памятным днем в своей жизни. Утром он поставил на рукописи «Картины семейного счастья» пометку об окончании драматургического первенца, а вечером читал пьесу друзьям. Шквал поздравлений и похвал обрушился на него от друзей. 1847-1848 и половину 1849 года Островский работал над пьесой «Банкрот». Позднее пьеса получила другое название - «Свои люди сочтемся». 16 марта 1850 года журнал «Московитянин» с комедией «Свои люди - сочтемся» вышел в свет. Книжку журнала рвали из рук. Молодой Островский в короткий срок стал московской сенсацией.
Итог цензурных злоключений «Банкрота» оказался безрадостным: комедия была запрещена для сцены, и о пьесе не рекомендовано было упоминать в печати. Островский тяжело переживал свою опальностъ. Но артисты, писатели не только не отвернулись от него, но горячо выражали ему свои симпатии.
Начало литературной судьбы Островского было тесно связано с журналом «Московитянин». Но для человека, решившего зарабатывать на жизнь пером, журнал «Московитянин» был самым неподходящим на свете местом. «Адская скупость» издателя была притчей во языцах в московском литературном кругу.
В конце 1847 года он познакомился с женщиной, жившей по соседству.
Агафья Ивановна была годом или двумя старше Островского, но на брак с ней он не мог решиться - это значило бы вконец рассориться с отцом и остаться в самой черной нужде. Но Агафья Ивановна и не требовала от него ничего. Терпеливо ждала его, любила, обогревала, и чем дальше, тем труднее было ему расстаться с ней.
Так вот, невенчанной женой Островского прожила скромно и достойно бок о бок с великим драматургом восемнадцать лет Агафья Ивановна...
6)Служба театру
В начале 1850-х годов репертуар русских театров был скуден. Афиши заманивали публику на русские варианты французских водевилей. Театру был нужен драматург... Драматургу был нужен театр. А пьесы Островского продолжали свое причудливое кружение по чиновничьим кругам и с надписью «Запрещается» оседали в секретном архиве.
Автор берется написать пьесу, небольшую по объему, легкую, сценичную, которая без осложнений пройдет цензуру. Начинается работа над пьесой «Не в свои сани не садись».
14 января 1853 года состоялась премьера, На другой день вся Москва говорила о спектакле.
1853 год открыл Островскому дорогу на сцену. За драматургом шла группа молодых актеров, увлеченных его пьесами.
В августе 1853 года в Малом театре была сыграна «Бедная невеста».
Имя Островского укоренялось в репертуаре.
В 1860 году была разрешена для представления пьеса «Свои люди сочтемся». С триумфом прошла эта десятилетие назад запрещенная пьеса. Затем одна за другой были дозволены к исполнению пьесы «Воспитанница» и «Доходное место».
Казалось, положение Островского в литературе приобрело солидную устойчивость. В 1863 году он был избран членом корреспондентом Академии наук. О нем начала писать заграничная пресса,
В 1868 году он дебютировал в некрасовском журнале пьесой «На всякого мудреца довольно простоты»; затем каждый год одна за другой печатаются пьесы «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Не было гроша, да вдруг алтын» и т.д. Успех пьес вернул Островскому силы.
Отцу не нравилось увлечение старшего сына театром и литературой. Но еще большее его неудовольствие вызывало то, что Александр Николаевич, полюбив простую девушку из мещанской среды, ввел ее в свой дом на правах жены. Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи. Ни служба, ни литературные занятия не давали драматургу достаточных средств. Это бремя материальной необеспеченности сопровождало его на протяжении всей жизни. Пьесы шли бесплатно, автору за них не платили ни гроша!
До конца своей жизни драматург нуждался. Семья с каждым годом росла, а средств не хватало. Труд подорвал здоровье драматурга.
7). Последние годы жизни.
25 августа 1879 года Александр Николаевич писал: « 30 лет я работаю для русской сцены, написал более 40 оригинальных пьес, вот уж давно не проходит ни одного дня в году, чтобы на нескольких театрах в России не шли мои пьесы, только императорским театрам я доставил сборов более 2-х миллионов, и все-таки я не обеспечен настолько, чтобы позволить себе отдохнуть месяца два в году. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес, т.е. без хлеба, с огромной семьей».
В 1867 году умерла первая жена драматурга - Агафья Ивановна, и в 1869 году он женился на артистке Московского Малого театра Марии Васильевне Васильевой. У драматурга было 4 сына и 2 дочери. Будучи нежным отцом, отличным семьянином, он стремился дать всем своим детям самое лучшее воспитание и образование.
В последний год жизни Островского под давлением общественности были официально признаны его заслуги: он был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и руководителем театрального училища. Настало время, о котором он мог только мечтать, но в первые же дни службы он с ужасом ощутил, что взятая им на себя задача ему уже не по силам, приняться за эту работу он не успел: 14 (2) июня 1886 г. драматург скончался.
А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Особенности стиля Островского.
Говорящие фамилии;
Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
Специфические авторские ремарки;
Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
Фольклорные моменты;
Значимость первой реплики героя;
"Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
За Малым театром закрепилось название «Дом Островского». Сюда он приходил ежедневно. Свои новые пьесы автор обязательно читал артистам сам, тем самым он задавал исполнителям верный тон. Островский был режиссером-постановщиком своих пьес; он распределял роли, сам проводил репетиции с актерами.
Именно здесь, у входа в Малый театр, установлен памятник А.Н. Островскому. А.Н. Островский изображен сидящим в кресле, в знакомом по портрету Перова просторном халате на беличьем меху. В руках записная книжка, карандаш. Печать глубокой сосредоточенности лежит на всем облике драматурга. Погруженный в глубокие раздумья, он каждый вечер встречает зрителей, которые приходят в «Дом Островского».
И сегодня в репертуаре театров пьесы Островского занимают значительное место. Творчество Островского получило мировое признание.
3.4.Первичная проверка понимания обучающимися нового материала. Прием «Тонкие и толстые вопросы».
- Где и в какой семье родился А. Островский?
- Куда поступил после окончания гимназии?
-Что дала служба в суде?
- Какие названия имела первая комедия Островского? (“Несостоятельный должник” – “Банкрот” - “Свои люди – сочтёмся”.)
- Какой театр называет себя “Домом Островского”? (Московский Малый театр)
- Сколько пьес отдал он театру?
- Какие проблемы ставит в своих пьесах драматург?
- За что Островского прозвали “Колумбом Замоскворечья”? (Живя в купеческом районе старой Москвы, в Замоскворечье, Островский впервые в русской литературе “открыл” “замоскворецких жителей”, за что его и прозвали “Колумбом Замоскворечья”.)
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Назовите жанры драматических произведений.
- Какова цель драматического произведения? (отражать жизнь в действиях (поступках и переживаниях) людей.
3.5.Историческая основа и творческая история «Грозы». (видеоролик).
Председатель Географического общества великий князь Константин Николаевич решил организовать экспедицию с участием литераторов; цель экспедиции - изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами или реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России, изучить и описать быт жителей России, занимающихся судовождением, о чем составить потом очерки для выпускаемого министерством “Морского сборника”.
Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело». Впечатления от экспедиции Островский записывал в дневник.
IV. Итог урока. Фаза рефлексии. Составление синквейна.
- А сейчас я предлагаю обобщить то, о чём мы сегодня говорили и составить синквейн со словами Островский и Гроза. (работа в группах, представление синквейнов).
Список используемой литературы
Лобанов М. Островский. М., 1979 (серия «ЖЗЛ»).
Островский А. Полное собрание сочинений.






ОСТРОВСКИЙ

  • ОСТРОВСКИЙ

  • Александр Николаевич

  • Родился 31 марта (12 апреля н.с.)1823г. в Москве, в Замоскворечье - купеческом и мещанско-чиновничьем районе,в семье чиновника, заслужившего дворянство.



  • Мать Островского, Любовь Ивановна, урожденная Саввина, была дочерью священника.

  • Умерла в 1831 году.


  • Детские годы прошли в Замоскворечье, купеческом и мещанском районе Москвы. Получил хорошее домашнее образование, с детства изучая иностранные языки. Впоследствии знал греческий, французский, немецкий, а позже - английский, итальянский, испанский языки.


  • 1835 год – Александр Островский отдан в 1-ю Московскую гимназию.

  • 1840 год – Островский заканчивает гимназию и поступает на юридический факультет Московского Университета.


  • В 1840-43 учился на юридическом факультете Московского университета, где в то время преподавали

  • М. П. Погодин, Т. Н. Грановский,

  • П. Г. Редкин.



  • «Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов и Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр». Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского».

  • И.А.Гончаров




  • Пьеса 10 лет находилось под арестом, потому что в ней, по словам Добролюбова, «…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".




  • «Гроза» (1860) - пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.


  • "Лес" (1870) -- пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.


  • "Снегурочка (1873) -- взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).


  • «Бесприданница" (1879) -- взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".


  • Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания


1. Говорящие фамилии

  • 1. Говорящие фамилии


  • Например, в пьесе «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Тихоня, слабовольный пьяница и маменькин сынок Тихон Кабанов вполне оправдывает своё имя.


Говорящие фамилии

  • Говорящие фамилии


  • Образ Лазаря Елизарыча Подхалюзина из пьесы “Свои люди - сочтемся!”.

  • Владимир Даль дает ей достаточно четкое определение: «Подхалюза – пролаз, ловкий пройдоха; лукавый, скрытный и льстивый человек».


  • Бедность не порок. Без вины виноватые. В чужом пиру похмелье Грех да беда на кого не живет За чем пойдешь, то и найдешь На всякого мудреца довольно простоты. Не было ни гроша, да вдруг алтын. Не в свои сани не садись Не все коту масленница.


  • Не так живи, как хочется Правда - хорошо, а счастье лучше. Праздничный сон - до обеда Светит, да не греет Свои люди - сочтемся. Свои собаки грызутся, чужая не приставай!. Сердце не камень. Старый друг лучше новых двух Конец - делу венец


  • Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе


  • Специфические авторские ремарки


  • Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия


  • Фольклорные моменты в пьесах А.Н.Островского.


  • Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев.


  • Значимость первой реплики героя


  • «Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие. Примеры.


  • Своеобразие речевой характеристики героев А.Н.Островского


  • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.

  • Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?

  • Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?


  • А. Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя - купца.


  • 2. До А.Н.Островского русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра.


  • 3. Творчество А.Н.Островского, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.


  • Драма "Гроза« (текст + учебник)

  • История создания,

  • система образов,

  • приемы раскрытия характеров героев.

  • Своеобразие конфликта.

  • Смысл названия.


Группа 1

  • Группа 1

  • История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).


Группа 2.

  • Группа 2.

  • Смысл названия пьесы "Гроза".


Группа 3

  • Группа 3

  • Система действующих лиц пьесы


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»