План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе на тему: «знакомство дошкольников с искусством (портретом). Методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Контрольная работа 1. К видам изобразительной деятельности не относятся: а) рисование б) архитектура в) аппликация г) лепка

Контрольная работа 2. К видам изобразительной деятельности относится: а) живопись б) графика в) лепка г) скульптура

Контрольная работа 4. Деревянный станок для живописи это: а) палитра б) мольберт в) поворотный круг г) композиция

Контрольная работа 5. Картина И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору» относится к: а) скульптуре б) графике в) живописи г) архитектуре

Контрольная работа 6. К изобразительным средствам относятся: а) штрих, линия, пятно; б) гуашь, карандаш, уголь; в) пропорции, конструкция, тон

Низкий уровень – 14 - 16 б. Средний уровень – 17 -19 б. Высокий уровень – 20 б.

Ознакомиться с этапами, методикой ознакомления с живописью детей дошкольного возраста по книге: Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. , 1992. Определить, какие из данных приемов обучения используются на I этапе ознакомления с живописью: вопросы обобщенного характера, нацеленные на установление связи между содержанием произведения и средствами выразительности; искусствоведческий рассказ воспитателя; прием выявления композиционных и колористических особенностей картины; прием сравнения картин; вопросы конкретного характера на перечисление изображения; прием «вхождения в картину» , воссоздания предшествующих событий; прием классификации картин; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине; игровые приемы и ситуации; мини рассказы детей о картине.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на II этапе ознакомления с живописью: рассказ образец, демонстрирующий эмоционально личностное отношение педагога к картине; прием прямых указаний педагога; вопросы с целью установления связи между содержанием картины и средствами ее художественной выразительности; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; искусствоведческий рассказ педагога; мини рассказ детей о понравившейся картине; вопросы конкретного характера, направленные на формирование эмоционально личностного отношения к картине; поиск композиционных и колористических вариантов решения образа; использование музыки, поэзии; прием сравнения.

Определить, какие из данных приемов обучения используются на III этапе ознакомления с живописью: вопросы конкретного характера на перечисление изоб раженного на картине; прием сравнения картин; мини рассказы детей о понравившейся картине; искусствоведческий рассказ воспитателя; постановка детьми вопросов о просмотренном про изведении; прием классификации картин; использование музыки, поэзии; вопросы конкретного характера, направленные на формирование личностного отношения детей к картине; прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником; рассказ образец, раскрывающий эмоционально личностное отношение педагога к картине.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подобрать художественнодидактические игры и упражнения для детей дошкольного возраста по ознакомлению детей дошкольного возраста с изобразительным искусством.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Составить словарь терминов по теме «Живопись» , используя следующие сайты: http: //eart. by. ru/ Словарь терминов по изобразительному искусству http: //artdic. ru/ Словарь изобразительное искусство - художники http: //www. wm-painting. ru/Terms. KO Термины в изобразительном искусстве

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Работа по подгруппам. Заполнить таблицу. Изучить исследования одного автора и представить особенности данной методики. . АВТОР ЗУБАРЕВА Н. М. ЧУМИЧЕВА Р. М цель исследования Программа обучения Методичес кие Приемы Организация деятельности детей Требования к личности воспитателя

Литература Зубарева Н. М. Особенности эстетического восприятия натюрморта детьми старшего дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 1965. - № 5. - С. 50 -58. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М. : Просвещение, 1969. -С. 24 -42. Халезова Н. , Чумичева Р. Как понимают старшие дошкольники значимость социальных явлений, выраженных в жанровых картинах // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 3. -С. 52 -54. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи. - М. : Просвещение, 1992. .

Требования, предъявляемые к портрету Доступность содержания портретов для детского восприятия. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств, отношений. Яркая выраженность эмоционального состояния. Разнообразие средств выразительности (цвет, композиция, мимика, ритм)

1 -й этап: “Созерцательный”. Цель: Подвести детей к восприятию портретного искусства. Задачи: Учить понимать “язык эмоций”. Развивать внимание и наблюдательность. Воспитывать чуткое отношение к окружающим людям, обогащая социальный опыт детей.

Задание “Посмотри на своего друга и опиши его”, “Вспомни, каким был твой друг вчера? Как ты узнал об этом? Почему он был таким? ” и т. д. “Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней (о нем)” и др. “Когда и почему ты был веселым, грустным, испуганным, удивленным и т. д. ”.

дидактические игры и упражнения “Угадай “тайну” лица”, “Узнай характер”, “Дорисуй лицо”, “Артисты” и др.

Произведения литературы В. Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”, А. Барто “Вовка – добрая душа”, Л. Квитко “Бабушкины руки”, Е. Шварц “Сказка о потерянном времени”, Т. Нуждина “Мир людей” и др.

Пословицы и поговорки “Мал телом, да велик делом”, “Здоров на еду, да хил на работу”, “Дерево смотри в плодах, а человека в делах”, “День меркнет ночью, а человек печалью” и др.

2 -й этап: “Художественнообразный” Цель: Обогатить чувственный опыт детей через эстетическое восприятие портретной живописи и скульптуры. Задачи: 1. Уточнить знания о жанре портрета, его видах и особенностях. 2. Учить понимать “язык изобразительного искусства”. 3. Формировать умение давать эмоциональноличностную оценку произведению.

Методические приемы Пояснение (используется при первых беседах для уточнения представлений, например, “Как ты думаешь, почему, когда я показала эту скульптуру, зазвучала такая музыка? ”), Сравнение (например, репродукции с картины В. М. Васнецова “Аленушка” и скульптуры), Акцентирование деталей (закрывается все изображение, кроме, например, глаз, губ, рук).

Методические приемы Вызывание адекватных реакций (например, при рассматривании скульптуры “Мать и дитя” детям задаются вопросы: “Вспомните, что вы чувствовали, когда вас обнимала мама? Какие у мамы руки? ”), Тактильно-чувственный метод (прикосновение к ребенку, повторение изображенных движений), Оживление детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, (рассматривание репродукции с картины М. Врубеля “Царевна лебедь” сопровождают стихи А. С. Пушкина о царевне лебеди;

Методические приемы Прием “вхождения в картину” рассматривая репродукцию с картины И. Крамского “Неизвестная”, детям предлагается поставить себя на место изображенной женщины и ответить на вопросы “Что вы чувствуете? слышите? видите? ”), Метод музыкального сопровождения (может предшествовать восприятию картины, сопровождать его и служить фоном для искусствоведческого рассказа), Игровые приемы (“Загадай что-либо о глазах (одежде, руках и т. д.), а мы отгадаем”, “Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка? ”, “Придумай свое название портрету”, “Узнай скульптуру по силуэту” и др.).

Средства выразительности данного жанра мимика лица - отмечаются глаза и губы; поза и жест, руки, костюм, фон и др.

Виды портрета По числу изображенных людей (одиночные, групповые и парные), По композиции (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура), По смысловой нагрузке (парадные и камерные).

3 -й этап: “Художественнотворческий” Цель: Развивать у детей художественное восприятие человека. Задачи: 1. Совершенствовать технические навыки изображения человека. 2. Развивать у детей творческие способности. 3. Формировать умение понимать других людей, передавать их внутренний мир и выражать свое отношение к человеку, изображенному на портрете.

Основные темы 1. Способы изображения человека. 2. Средства выразительности портрета. 3. Передача особенностей образа человека.

Способы изображения человека Нетрадиционные, рисование ладошкой. “Ладошковая живопись и графика” дети рисуют портреты Буратино (Карандаша и др.). Использование готовых трафаретов, которые обводятся и дорисовываются (как статичные, так и в динамике).

Формы организации занятий “Уроки Карандаша”, обучение ведется от лица тростевой куклы. Занятия-игры, например, “Футбол” (лист бумаги оформляется как футбольное поле, дети садятся напротив друга и начинают игру по очереди, подавая мяч и рисуя бегущего футболиста на месте его остановки).

Игровые задания Разгадывание письма, дорисовывая схематичные изображения человека в движении), Игры (“Зеркало” – подвижная игра с зарисовкой показанных движений, “Комплекс зарядки для медвежонка” – изображение схем упражнений и др.). Специальные дидактические пособия, “Проволочные человечки”, которые легко сгибаются и используются для показа движений, их зарисовки и др.

Средства выразительности портрета Схемы, показ способов рисования, листы-пробники, “волшебные досочки” для упражнений в изображении движений бровей, глаз, губ. Дорисовка сюжетных картинок, “оживлением” портретов сказочных персонажей под шапками-невидимками, “гримировкой” лиц и др.

Средства выразительности портрета Костюмом человека как средством выразительности портрета (дети получают элементарные знания об особенностях одежды, головных уборов, обуви). Экспериментируя с подбором костюмов, дети пробуют себя в роли художника-модельера, рисуя манекенов и наряжая их, либо используя готовые изображения людей

Дидактические игры “Портреты цветных человечков” - определение характера человека по цвету, “Цветовая картина” - подбор цвета к разным образам и др.), Игровые упражнения с раскрашиванием (“Передай тревожный характер в рисунке с изображением бегущей из дворца Золушки”, “Покой и печаль в рисунке с изображением Спящей красавицы” и др.). Знакомя детей с выразительностью и характером линий, предлагают следующие задания: “Узнай портрет по линейному рисунку”, “Собери образ из линий”, “Расколдуй фигуры” и др.

Передача особенностей образа Задача – передавать не только внешнее сходство, но и внутренний мир человека, выражая свое отношение к портретируемом. Тематика - портреты близких людей – мамы и папы. Дети учатся передавать половые отличия мужчины и женщины, выражающиеся в чертах лица, прическе, телосложении, костюме, характере и т. д.

Вывод Дети не только учатся изображать человека, но и отражают свое эстетическое отношение к окружающему миру людей, проявляя свое творчество и фантазию

Елена Ключникова
«Как знакомить дошкольников с портретом». Консультация из опыта работы

Консультация

Как знакомить дошкольников с портретом

Все дети любят рисовать людей. Но у многих изображение человека вызывает большие трудности. Поэтому проводится большая работа по ознакомлению детей с портретом , сначала с понятием «Портрет » . Когда я провожу с дошкольниками игру «Картина» , предлагаю через рамочку посмотреть друг на друга и рассказать о том, что увидел. Выясняем, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети; что над глазами располагается лоб (можно положить руку на лоб) . Глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии. Расстояние между ними не велико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спросить, что находиться над глазами (брови) . Где находиться нос. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Объяснить детям, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому можно рисовать только кончик носа. Выясняем также, что от кончика носа до конца лица (подбородка) посередине находятся губы. Верхняя губа отличается по форме от нижней. Чем? На верхней губе – две волны, а на нижней - одна. Потом я даю описание одного из детей, указывая цвет его глаз, волос, прическу, форму носа и других особенностей. Предлагаю детям описать портрет друга . Затем перехожу к картинам известных художниковпортретистов .

Нас окружает большой и удивительный мир! Много интересных и замечательных людей вокруг. Художники рисуют так, чтобы их увидели все. Они рисуют портреты людей разных профессий. Кроме внешнего сходства художники стремятся передать характер человека, его духовный мир. По выражению лиц мы узнаём о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль… Определяем с детьми использованные для этого выразительные средства : колорит, поза, мимика в портретах разных художников : В. Серова «Мика Морозов» , «Девочка с персиками» , З. Серебряковой «Девочка с куклой» , В. Тропинина «Портрет сына художника » , И. Репина «Стрекоза» и другие. Рассматривая картину, мы отмечаем настроение героя, о чём говорит его лицо, глаза, какие средства изображения художник использует. По одежде, по действиям людей, изображённых на картине можно узнать, кто они. Часто сравниваем картины, находя явные различия. Я рассказываю детям о том, какие бывают портреты (погрудные, поясные, во весь рост) . Подразделяются на живописные (портрет , автопортрет , скульптурные и графические.

Предлагаю детям доставить друг другу радость, изображая портрет друга , подруги. Чтобы овал лица у детей не получался слишком маленьким, или не похожим на овал, я сначала предлагаю ребятам использовать трафарет овала лица с глазами. Внешняя обводка – овал лица, внутренняя – глаза. Когда глаза находили своё место на лице, не трудно было пририсовать нос и рот. Показываю детям несколько вариантов изображения носа и рта. Затем вместе изучаем мимику : форму рта, глаз и положения бровей. Потом изучаем причёски у мальчиков и девочек, находим отличия от причёсок взрослых людей. Так же выясняем, что волосы разного цвета и качества (прямые и кудрявые) . А уши овальной формы, расположены под линией глаз, бывают не видны за волосами. Обращаю внимание детей на то, что шея уже лица, а плечи шире головы.

Прежде чем рисовать фигуру человека, рассматриваем части тела. Обращаю внимание ребят на красоту человеческой фигуры, её пластичность, соразмерность всех частей тела. Учимся видеть сходство поз в схематичном изображении – выкладываем человечков в разных позах, повторяем движения, принимая необходимую позу, обозначаем словами.

Линия, пятно, цвет, объём – средства передачи мысли художника, такие же необходимые, как слова для писателя и звуки для композитора. Если овладеть этими волшебными инструментами, то желание передать на бумаге свои впечатления и фантазии обретёт реальное воплощение. Маленький человек, воспринимая и осваивая мир, окружающий его, отражает в рисунке пережитые чувства. Он как бы заново создаёт для себя ситуацию, развевая и обобщая её в рисунки. Малыш ещё не умеет изображать пространства, мелкие детали при рисовании человека, поэтому часто сопровождает свой рисунок рассказом. Взрослея, он начинает повышать требования к себе как к художнику, старается нарисовать так, чтобы было «похоже» . На этом этапе неудачи могут оказать негативное воздействие появлением чувства неуверенности в своих силах, ослаблением интереса к изобразительному творчеству. Поэтому очень важно помочь ребёнку сформировать навыки владения художественными средствами. Ребёнок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Знакомство с приёмами работы , со способами деятельности в различных видах изобразительного творчества осуществляется тогда без излишних усилий, настраивая ребёнка на успешность его деятельности.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Приобщение дошкольников к художественной литературе Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Я хочу рассказать о своем опыте.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии» Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение.

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села» Вот уже более двух веков г. Царское Село, г. Пушкин является одним из привлекательных пригородов Санкт - Петербурга. Это, несомненно, «Крупнейший.

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

Раз -подняться, потянуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«Знакомство дошкольников

с искусством (портретом)»

Подготовила: Горшкова Т.Д.,

Вопитатель старшей группы

«Полянка»

Новочебоксарск, 2014.

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется Смурфик с кисточками, с красивой коробкой и большим конвертом)

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты)


Тулуш Любовь
Беседа с детьми старшего дошкольного возраста «О ком рассказывает портрет»

Цель : Вызвать интерес к новому жанру живописи – портрету , желание внимательно его рассматривать , эмоционально откликаться на художественный образ, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним; развивать воображение и образное мышление; познакомить с портретом как жанром живописи ; дать представление о некоторых типах портретов (женский, разновозрастной ) ; обогащать словарь эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями; развивать взаимосвязи изобразительных и музыкальных образов.

Подготовительная работа : ознакомление с портретом ; рисование образа матери.

Материалы : Репродукции портретов «Женский портрет » П. П. Чистякова, «Дама в зеленом» В. А. Тропинина, «Портрет М . И. Барятинской, в замужестве Кочубей» К. Робертсона, «Портрет М . А. Бутиной» К. Е. Маковской; Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р. Шумана. Ход беседы :

Воспитатель. Сегодня мы пойдем на выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть , а потом вы мне расскажете , что увидели. Когда музыка закончится, пойдете к стульчикам и сядете.

Воспитатель. Понравились вам картины? (Ответы детей) . Кто изображен на них? (Ответы детей) Да, женщины, старый человек – взрослые и дети, а в целом люди. Такие картины называются портретами . Портрет – изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть похож на человека, которого художник рисует, но настоящий мастер старается изобразить так , чтобы все увидели, какой он – добрый или злой, веселый или грустный, хитрый или простодушный. Обычно художник работает над портретом человека , которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих мам или знакомых.

Воспитатель. Вот посмотрите на картину «Женский портрет » П. П. Чистякова, он нарисовал пожилую добрую - бабушку. Посмотрите на лицо бабушки и расскажите , какое у нее настроение (Ответы детей) . Посмотрите на ее глаза, губы, щеки, нос, рот, расскажите о них . (Ответы детей) . Да, веселое, доброе – у нее появился широкое улыбка на лице. Большие карие глаза весело поблескивают. Волосы у нее седые. На голове надета белая шаль. Он сам выбирает модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, В. А. Тропинин нарисовал любимую женщину «Дама в зеленом» . Обратите внимание на ее платье, оно зеленое, шелковое. Почему В. А. Тропинин назвал портрет именно «Дама в зеленом» ? (Ответы детей) . У каждого из вас есть любимые мама, бабушка, сестра. Так ко Дню Матерей мы нарисуем портреты своих мам , бабушек, сестер.

Ознакомление детей старшей группы с портретной живописью.

ПЛАН
1. Ознакомление детей с портретной живописью как средство всестороннего воспитания и развития дошкольников.
2. Задачи ознакомления дошкольников с произведениями портретной живописи.
3. Принципы отбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с портретной живописью детей дошкольного возраста.
4. Методы и приемы ознакомления детей с портретной живописью
5. Литература
6. Практическая часть Занятие по ознакомлению с портретом в подготовительной группе «Экскурсия в музей русского портрета»

1. Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Чтобы научиться понимать изобразительное искусство, необходимо освоить язык изобразительного искусства, разобраться в его видах и жанрах.
Введение в мир искусства - важнейшая составляющая педагогической деятельности.
Портрет - жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир. Существует много разновидностей портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяют две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и не вербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления.
Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне.
Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.
Знакомство с портретным жанром рекомендуется начинать после занятий, посвященных пейзажу и натюрморту, и перед занятиями, посвященными жанровой и исторической картине. Каждое занятие должно быть посвящено одному портрету, но в начале занятия стоит просмотреть последовательно те портреты, с которыми дети познакомились на предыдущих занятиях.
При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то не унывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности. Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).
В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:
Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.
Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, подгрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.
На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.
Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

2. Важной задачей эстетического воспитания является поиск эффективных приёмов обучения детей пониманию своеобразия выразительных средств разных видов искусства.
Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. При обсуждении портрета с детьми 4-5 лет особое внимание нужно уделить целостному эмоциональному восприятию портрета, красоте картины в общем, и в деталях, личного отношения ребенка к портретируемому (нравиться ли портрет; хотелось бы поговорить; если не нравиться –то почему) С детьми 6-7 лет, кроме выше перечисленного нужно обсудить отношение автора к своей модели, психологическую и социальную характеристику модели, сравнить этот портрет с рассмотренными раннее картинами (сходство и различия), в том числе рассмотреть и сравнить художественные средства, использованные автором.
Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

3 Принципы отбора:
Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.
Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.
В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

Этапы работы:
На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.
На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.
Своеобразные отличительные особенности портретов заключается в том, что портрет должен убедительно и правдиво передавать внешний облик изображаемого человека, выражать черты характера человека и его душевное состояние, определяемое замыслом художника, в портрете отражаются общие типические черты целой группы людей эпохи, к которой принадлежит портретируемый.
Несмотря на то, что жанр портрета является сложным для восприятия детьми дошкольного возраста, работа по ознакомлению с русской жанровой живописью в детском саду показала, что дошкольники проявляют интерес к портретам людей, пытаются понять переданное художником настроение по мимике лица, рукам
Занятия по ознакомлению дошкольников с портретной живописью строятся несколько иначе, чем с жанровой и пейзажной, как по структуре, так и по методам их проведения. Это обусловлено особенностью портретного жанра.
Чтобы научить понимать и чувствовать произведения портретной живописи, необходимо помочь детям освоить особенности изобразительного языка данного жанра. ... при условии систематических встреч с произведениями портретной живописи и организованных бесед.
Беседы о портретной живописи строились на основе трех групп вопросов:
Вопросы, побуждающие детей к целостному восприятию, раскрывающие содержательную сторону картины: «Кто изображен? Что можете рассказать о нем (о ней)? Кого (что) заметили первым в картине? Что еще изображено? Что эти предметы (фон) рассказали о человеке?». При рассматривании портрета можно ставить вопросы, выходящие за рамки его содержания: «О чем думает девочка? Где она была? Что будет делать?». Такие вопросы дополняют сюжетную линию, помогают понять эмоциональное состояние человека, развивают фантазию ребенка.
Вопросы, позволяющие понять эмоциональное состояние, настроение, чувства изображенного человека: «Что рассказало лицо человека? Почему художник изобразил его таким? О чем говорят глаза? Какую «тайну» в человеке раскрыла рука, одежда, деталь?».
Вопросы, помогающие детям выделить средства выразительности (цвет, колорит, композиция: движение, поза, расположение, фон, деталь, светотень и т.д.): «Почему такой тон картины? Почему одна часть лица светлая, а другая темная? Почему художник изобразил в такой позе человека?».
Ставя вопросы, воспитатель раскрывает перед детьми тесную связь между содержанием и средствами выразительности: приглушенные, темные тона – в картинах с грустным содержанием, яркие, насыщенные – в радостных, цветовые контрасты используются для выделения главного. В ходе беседы широко использовались пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, метод адекватных эмоций, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Пояснение широко применяется в ходе первых бесед для уточнения представлений детей.
Сравнение. Данный прием способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Сравнивая разные по настроению произведения,...обращали внимание на зависимость средств выразительности от содержания общего настроения картины.
Акцентирование деталей. Суть: при восприятии портрета все изображение закрывается листом бумаги, остаются только глаза,...или какая-то иная деталь. Это помогает подчеркнуть выразительность важной части портрета, сосредоточить внимание именно на ней, помочь детям установить взаимосвязь между частью и целым. Вопросы, заданные детям, помогают раскрыть смысл картин.

4. Метод адекватных эмоций направлен на то, чтобы вызвать у детей чувства, настроение, соответствующие состоянию изображенного на картине человека.
Используя прием «вхождения» в картину, детям предлагается представить себя на месте изображенного на портрете человека. Это оживляет восприятие, будит воображение, вызывает чувства сопереживания, сопричастности.
Метод музыкального сопровождения. При рассматривании портрета часто звучит музыка, характер которой соответствует содержанию и настроению картины. Это облегчает процесс восприятия, делает его более глубоким. Музыка может предварять восприятие портрета или быть фоном для рассказа воспитателя и детей об изображенном человеке.
Игровые приемы помогают вызвать интерес к произведению, сосредоточить внимание детей на необходимой для восприятия части портрета («Загадай что-либо о руке (глазах, одежде и т.д.), а мы отгадаем»; «Определи, к какому портрету подходит эта музыка»; «Придумай свое название портрету»; «Передай в движении положение руки (головы и т.д.) изображенного на картине человека.)
Итоговая беседа по рассматриванию портрета носит разнообразный характер. Она может включать рассказ воспитателя о его отношении к портрету, чтение соответствующих стихотворений, исполнение песен, высказывание детьми своего мнения о картине, о возникших в связи с этим мыслях и чувствах.
Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, мораль ных нормах и правилах.
Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.
5. Литература
1 Волынкин В.И. Художественно- Эстетическое воспитание и развитие дошкольников/ В.И Волынкин – Ростов н/Д,2007.-С.14-44.
2 Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Издательство Мозаика…Синтез Москва, 2014
Программное содержание:
Закрепить у детей знания о жанрах живописи. Уточнить знания о портрете. Закреплять и расширять понятия о портретной живописи: портрет мужской, женский, детский, автопортрет, групповой портрет. Учить видеть и передавать выразительные возможности цвета при изображении портрета: передача настроения, характера героя, отношение художника к нему, что главное в портрете.

Материал: Автопортрет Василия Тропинина, репродукции его произведений (портрет сына художника-Арсения, «Кружевница», «Золотошвейка», репродукции произведений (портретов) В. Серова «Мика Морозов», Б. Кустодиева «Портрет дочери художника», репродукции портретов, написанных И. Репиным, А Венециановым, Орастом Кипренским, Леонардо да Винчи «Джоконда», И. Крамским «Неизвестная», П. Соколовым, В. Васнецовым и репродукции автопортретов художников, набор открыток с портретами работы разных художников.

План занятия.
1. Повторить определение жанров живописи.
2. Знакомство с московским портретистом Василием Андреевичем
Тропининым.
3. Составить рассказ по портрету сына художника-Арсения.
4. Рассмотреть портрет работы В. Серова «Мика Морозов» и сравнить 2
портрета: Арсения и Микки Морозова.
5. Составить рассказ по портрету Микки Морозова. (Фантазия).
6. Игра «Волшебный сундучок»
7. Рассматривание графического портрета дочери Б. Кустодиева.
8. Определение графического портрета и художника-живописца и графика.
9. Рассматривание разных портретов: мужского, женского, детского, группового, автопортрета.
10. Игра «Определяем какой портрет
В.-Что такое пейзаж?
Пейзаж.
видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется «пейзаж».
М. Ясное
P. - Когда на картине нарисованы деревья, дома, реки, природа.
В. - Что называется натюрмортом?
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это «натюрморт».
Р. - Если на картине нарисованы различные предметы, овощи, фрукты -картина называется «натюрморт».
В. - И третий вид живописи называется - портрет.
Портрет. М. Яснов
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или вроде верхолаз.
Летчик или балерина,
Или Колька - твой сосед,
Обязательно картина
Называется «портрет».
В. - А сейчас посмотрите эту картину, и скажите к какому жанру она
относится?
Р. - Картина эта относится к жанру живописи - портрет.
Ход занятия:
В. - Сегодня я буду экскурсовод. Приглашаю вас в музей. А перед тем как начать нашу экскурсию, я хочу узнать: Какие жанры живописи вы знаете? Р. - Пейзаж, натюрморт, потрет.
(Выставляю автопортрет Василия Андреевича Тропинина)
Р. - На картине изображен художник.
В. - Как вы догадались?
Р. - В руках у него палитра.
В. - Можно ли догадаться глядя на эту картину в каком городе жил этот
художник?
Р. - Он жил в Москве, потому что на картине нарисованы башни Кремля.
и эта картина говорит, что художник В. Тропинин изобразил самого себя. Значит, это - автопортрет.
Мы видим, что это художник, потому, что у него в руках палитра и кисти.
Он жил в Москве, о чем «говорят» высокие башни Кремля и зубчатые
стены.
Художник В. Тропинин был портретистом. Он написал много портретов.
На одном из них он изобразил своего сына Арсения. Вот этот портрет.
В - Какое лицо у Арсения?
Р - Красивое, правильное, лучистое
В - О чем говорят его глаза?
Р - Они говорят, что Арсений умный, жизнерадостный, озорной.
В - Ребята, вы заметили, что одна часть лица мальчика на портрете
светлая, а другая темная. Почему?
Р- Таким приемом художник хотел подчеркнуть выразительность лица
Арсения.
В - Кто хочет рассказать о портрете Арсения?
Ребята, с какими портретами мы познакомились и кто их написал, как фамилия художника?
Затем выставляю картину В. Серова «Мика Морозов».
- Ребята, посмотрите на эти 2 портрета и скажите: Кто из этих двух
мальчиков старше?
- Арсений.
- Как вы догадались?
- По лицу, по взгляду.
- Как вы думаете, хочется ли сидеть Мике Морозову в кресле?
- Нет, он хочет играть, бегать.
- О чем говорят его лицо, руки, которые лежат на подлокотнике кресла?
- Он хочет убежать.
- Давайте мы с вами пофантазируем, что делал Мика до того как он сел на
кресло?
- (Фантазия 2-3 детей).
В - Ребята, раз вы так хорошо фантазируете, давайте поиграем в игру «Волшебный сундучок».
В - «Вот волшебный сундучок в нем серебряный клубок
По дороге Красоты мы пойдем. И я, и ты».
Каждый, кому попадает клубок скажет, какую красоту он видел дома, по дороге в д/сад, на природе и хотел бы как художник нарисовать. Может быть у вас получится портрет, пейзаж или натюрморт.
После того, как все скажут:
В - А теперь прокатимся на карусели красоты:
Дети: Еле-еле-еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
В - Продолжим нашу экскурсию.
Мы рассмотрели сейчас портреты, которые написаны красками. Художник старается, чтобы все на холсте выглядело как живое. От этого и слово «живопись», а художников называют - «живописцы». Художники бывают разными:
Одни любят рисовать красками, другие карандашами, и каждый по-своему видит мир и показывает его нам. Мы смотрим на картины, и как будто слушаем рассказы разных художников о людях, чьи портреты они писали. - Сейчас я вам покажу картину, нарисованную карандашом. В - Это портрет дочери художника Б. Кустодиева. В - Нравится ли вам картина, нарисованная карандашом? Дети: - Нравится (Не нравится). В: - Какое лицо у девочки? Дети: - Простое, красивое, скромное.
В: -Какие у нее глаза?
Дети: - Глаза большие, выразительные.
В: - Такой портрет называется «графическим», потому, что он нарисован карандашом. А художник называется «графиком».
В - Как называется такой портрет?
Р - Графический портрет.
В - Мы сегодня узнали, что художники делятся на живописцев и графиков. |
Художники рисовали портреты мужчин, такие портреты называются мужскими.
В- а если на портрете изображена женщина, портрет женский, если ребенок - детский портрет.
Групповой портрет - это когда на картине изображены несколько человек. Вот этот набор открыток надо разложить по видам портрета.
(Игра «Определи какой портрет?»)
Мы сегодня узнали:
1. Что такое портрет?
2. Чем пишут портреты"?
3. Какие бывают портреты?
4. Для чего нужны портреты?

Литература
Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. ФГОС ДО, 2016 г.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»