Графические картины известных художников. Графика в картинной галерее JAG

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Коллекция отечественной графики конца XIX–XX веков в Сергиево-Посадском музее-заповеднике невелика по объёму, менее систематична и целостна, чем его живописное собрание этого периода. Но она обладает своей художественной значимостью в общем музейном комплексе.
Спецификой графической коллекции музея (так же, как и живописной) является преобладание в ней работ местных художников и определённая тематическая направленность, связанная с иконографией Троице-Сергиевой лавры и города. Особую её часть составляют отдельные листы (редко – циклы работ) известных мастеров отечественного изобразительного искусства – И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, К.С. Петрова-Водкина, В.А. Фаворского, Т.А. Мавриной и других (около 80 работ).

Первые шаги к формированию коллекции были сделаны в самом начале деятельности музея – в 1920–1921 годах: с "Выставки архитектурных мотивов ТСЛ" было закуплено более 30-ти графических произведений местных художников.
Наиболее ценная часть собрания – это приобретение в дар и закупка графических работ у частных лиц. Таким путём поступили в музей работы И.И. Шишкина, Б.М. Кустодиева, В.А. Фаворского, Л.С. Бакста. "Имена" (И.Репин, В.Маковский, И.Шишкин, К. Коровин и др.) "названы", но представлены единичными работами. "Персоналия" российского графического искусства в музейном собрании по сути одна – Т.А. Маврина (коллекция СПМЗ позволяет на примере лучших произведений показать её творчество в развитии – с 1940 х до 1970 х годов). Тем не менее, для "провинциального" собрания искусства конца XIX- XX веков и отдельные работы художников-классиков необычайно ценны.

Наиболее ранние образцы печатной графики в рассматриваемом нами комплексе произведений относятся к 80 м годам XIX в. Связаны они с одной "персоналией" – знаковой и значимой в истории русской гравюры этого периода – И.И. Шишкиным (1832 1898).
Напомним, что 1870-е годы – период переходный и "проходной" для русской печатной графики, время главенствования тоновой гравюры. Но и в этот не самый творческий период были подлинные виртуозы ксилографии (В.В. Матэ) и офорта (И.И. Шишкин). В нашем собрании имеются четыре офорта художника, созданные им в 1880 е годы (период, особенно плодотворный в творчестве Шишкина). Это блестящие по мастерству исполнения и тонкости передачи состояния природы листы "Гурзуф" (1885), "Чернолесье" (1885), "Апрель" (1885), "Болото на Варшавской железной дороге" (1886). В собрании музея также есть рисунки известных русских живописцев, таких как художник-передвижник Владимир Егорович Маковский (1846- 1920) и Валентин Александрович Серов (1865 - 1911). Портреты В.Е. Маковского, выполненные в рисунке, так же безукоризненны по композиции и завершённости, как и его работы маслом. Будучи мастером портрета, В.Е. Маковский обладал талантом верно передать не только внешнее сходство портретируемого, но и особенности его душевных движений, выделяя те главные черты характера, которые определяют поступки человека, его мысли и чувства. Валентин Серов, как и всякий настоящий художник, замечательно работал не только в масляной живописи, но виртуозно владел техникой рисунка. Многочисленные его работы карандашом и углем обладают такой же живостью и точностью в передаче характера изображаемых людей, таким же совершенством исполнения, как и его картины маслом.


В собрании музея есть несколько работ известных русских художников конца XIX – начала XX вв. Это, прежде всего рисунок Михаила Врубеля (1856–1910), крупнейшего представителя символизма и модерна в русском изобразительном искусстве. Наряду с листами Л.С. Бакста и М.А. Врубеля период расцвета русской графики рубежа XIX–XX веков и 1910-х годов представлен работой К.А. Коровина (1861–1939) – эскизом декорации 1917 г. к опере Н.А. Римского Корсакова "Садко". Этот эскиз является единственным "уцелевшим" образцом театрально-декорационной графики. Стилистически наш лист близок целому ряду театральных работ К. Коровина конца 1900-х–1910-х годов. Эскизы К. Коровина к "Садко" 1906, 1914 годов отличает более сложное композиционное построение, они включают в себя не только изображение "Хором", но и открытой террасы, сквозь пролёты которой виден пейзаж – "морская синь". Наш лист имеет камерное звучание: он представляет интерьер палаты с высоким сводом, небольшими окнами, изразцовой печью и лавками.
Коллекция графики музея обладает и небольшим рисунком Ильи Ефимовича Репина «Портрет писателя Леонтьева-Щеглова». И.Л. Леонтьев-Щеглов (1856-1911) - талантливый русский писатель и драматург


Графические листы Б.М. Кустодиева в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника – это три линогравюры 1926 г. (подписные, датированные автором), поступившие в 1928 г. из частной коллекции. В творчестве художника графика занимала большое место, хотя он и был, по преимуществу, живописцем. В 1920-е годы Кустодиев много занимался книжной иллюстрацией, плакатом и станковой гравюрой (ксилографией, литографией, линогравюрой). В 1926 г. Б.М. Кустодиевым было создано несколько композиций с "Купальщицами" в техниках линогравюры, ксилографии и акварели. В дневниковых записях за 1926 г. первого биографа Кустодиева В.В. Воинова (художника-графика, историка искусства, художественного критика) постоянно звучит тема работы Бориса Михайловича над линогравюрами "Купальщица" и "Купальщицы". Постоянной моделью в последние годы жизни Б.М. Кустодиева "для портретов, персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций" служила его дочь Ирина. Она позировала отцу и для гравюры "Купальщица".
Над серией "Купальщиц" Б.М. Кустодиев работал, в буквальном смысле слова, до последних дней своей жизни: последняя гравюра этого цикла была сделана им 4 мая 1927 г. (а 26 мая художника не стало).


Творчество одного из выдающихся деятелей отечественного искусства XX в., классика гравюры на дереве В.А. Фаворского (1886–1964) представлено в музейной коллекции шестнадцатью графическими листами разных периодов: это и станковые работы, и книжные иллюстрации, и образцы его "шрифтовой графики".
Подбор листов во многом случаен, не все из них являются первоклассными или знаковыми работами мастера. В 1919 1939 гг. члены этой семьи (в том числе и Владимир Андреевич Фаворский) проживали в Сергиеве Загорске, были укоренены в его духовной и культурной жизни, создавали здесь многие свои произведения, а тесть В.А. Фаворского был одним из организаторов нашего музея.
Среди них – одно из самых известных, значительных произведений этого периода творчества мастера – станковая гравюра "Октябрь 1917" 1928 г. Эта ксилография была создана по первому государственному заказу Совнаркома к 10-летию Октябрьской революции. Тогда Фаворским была задумана серия "Годы Революции", где "расположенные в хронологическом порядке рисунки должны были год за годом воссоздавать всю историю Советского государства за первые 10 лет". Ксилография "Октябрь 1917" представляет собой развёрнутую сюжетно-повествовательную и, одновременно, знаковую, метафорическую композицию со множеством действующих лиц и нескольких эпизодов, достаточно органически слитых воедино.


Поздний период творчества В.А. Фаворского в нашей коллекции представляют гравюры из его лучших, самых известных циклов 1950-х годов, за которые в 1962 г. художник был удостоен Ленинской премии, – иллюстрации 1950 г. к "Слову о полку Игореве" и к "Борису Годунову" 1955 г., подаренные в музей в 1965 г.
Они прекрасно демонстрируют "поздний стиль" ксилографий Фаворского, где больше внимания уделяется внешнему облику героев, обстановке, костюму, где закономерно изменяются изобразительные средства: на смену аскетизму графических решений с выделением контуров и открытой штриховкой приходит определённая "живописность". Былинная торжественность, эпичность "Слова" полновесно звучат в многофигурной композиции ("Перед битвой"), в которую Фаворский включает изображения русских воинов под боевым стягом и Гусляра. Из многообразия графических циклов В.А. Фаворского 50-х годов к драматургии А.С. Пушкина ("Борис Годунов", "Маленькие трагедии") в коллекции музея представлена только одна иллюстрация к трагедии "Борис Годунов" – "Пимен и Григорий" 1955 г.

Коллекция произведений выдающегося отечественного графика и живописца Татьяны Алексеевны Мавриной в Сергиево-Посадском музее-заповеднике по своему объёму, уровню работ, их жанровому разнообразию может быть сопоставлена только с крупнейшими музейными собраниями страны, имеющими коллекции графики XX в. (ГМИИИ, ГТГ, ГРМ). Это шестьдесят два листа, поступившие к нам в 1977 1978 годах после проведения в музее персональной выставки автора. Сорок пять произведений были переданы Т.А. Мавриной в дар.
Хронологически коллекция мавринских работ охватывает большой период творчества художника (крайние даты – 1944 и 1976 годы; причём примерно равное количество листов относится к периодам 40 х, 50 х, 60 х и 70 х годов). Она представляет достаточное разнообразие графических техник, в которых плодотворно работала Маврина: это акварели, гуаши, листы, выполненные в смешанной технике (темпера, гуашь или темпера, гуашь, акварель), карандашные рисунки, рисунки тушью.


"Загорский цикл" Т.А. Мавриной, ярко выражающий её мироощущение, приоритеты в искусстве, её неповторимый стиль, часто и справедливо называемый "мавринским", начал складываться в 1940-е годы. "Сюжетный ряд" мавринских работ 50-х годов – "сказочно увиденный" ансамбль Лавры, Пятницкий монастырь, старый город и жизнь его обитателей – повседневная и праздничная, воплощённые в её особом, метафорически-поэтическом ключе, связанном с образностью народного искусства, фольклора. Столь же выразительны и свободны, смелы в рисунке, композиции, цвете листы 1960–1970-х годов. В их тематическом составе по-прежнему превалируют жанровые пейзажи, в самих названиях которых подчёркнут действенно-бытовой аспект. Классический образец "мавринского портрета" в нашем собрании – "Демидова" 1973 г. "Демидова" – замечательный пример органичного соединения двух жанров – "портрет в пейзаже": крупное, фронтальное, поясное изображение "русской старушки" в белом платке на фоне летнего деревенского пейзажа, где по старинной традиции народных росписей и лубка надписи даются на самих изображениях.

Знаменитые художники, скульпторы, графики

Айвазовский Иван Константинович (1817–1900) - русский живописец, мастер морского пейзажа («Девятый вал», «Черное море»).

Боровиковский Владимир Лукич (1757–1825) - русский и украинский художник-портретист, сентименталист (портреты М. И. Лопухиной, А. Б. Куракина).

Босх (Бос ван Акен) Иероним (Хиеронимус) (ок. 1460–1516) - голландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

Боттичелли Сандро (Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи) (1445–1510) - величайший итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения.

Брейгель-старший Питер («Мужицкий») (ок. 1525–1569) - фламандский живописец и график, мастер пейзажа и жанровых сцен.

Брюллов Карл Павлович (1799–1852) - русский живописец, рисовальщик, мастер напряженно-драматических полотен («Последний день Помпеи») и парадных портретов («Всадница»).

Ван Гог Винсент (1853–1890) - голландский живописец, представитель постимпрессионизма. Для его картин характерны контрасты цвета, порывистый ритм. Создавал трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, на свободной динамике пастозного мазка («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).

Ван Дейк Антонис (1599–1641) - фламандский живописец, виртуоз живописи, ученик Рубенса. Его работы отмечены благородной одухотворенностью («Автопортрет»).

Ван Эйк Ян (ок. 1385 или 1390–1441) - фламандский живописец Раннего Возрождения, мастер портрета, автор более 100 композиций на религиозные сюжеты, один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

Васнецов Виктор Михайлович (1848–1926) - русский художник-передвижник. Создал полотна на темы русских былин и сказок («Аленушка», «Три богатыря»).

Ватто Антуан (1684–1721) - французский художник, мастер жанровой живописи.

Веласкес Диего (Веласкес Родригес де Сильва) (1599–1660) - испанский художник. Полотна Веласкеса («Завтрак», «Сдача Бреды») отличаются чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.

Венецианов Алексей Гаврилович (1780–1847) - русский живописец. Большинство его работ - на темы крестьянского быта, написаны с натуры.

Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) - русский художник-баталист. В своих работах показывал ужасы войны («Апофеоз войны»). Погиб при взрыве броненосца «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Вермер Делфтский Ян (1632–1675) - голландский живописец, отличавшийся поэтическим восприятием повседневной жизни («Девушка, читающая письмо»).

Веронезе (Кальяри) Паоло (1528–1588) - итальянский живописец эпохи Возрождения. Созданные им картины отличаются праздничностью и изысканностью.

Врубель Михаил Александрович (1856–1910) - русский художник Серебряного века. Тяготел к философской обобщенности, трагизму, символическому осмыслению сюжета («Принцесса Грёза», «Демон»).

Вучетич Евгений Викторович (1908–1974) - русский советский скульптор (фигура Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде).

Ге Николай Николаевич (1831–1894) - знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен («Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», «Что есть истина?»).

Гейнсборо Томас (1727–1788) - английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Гоген Эжен Анри Поль (1848–1903) - французский живописец, скульптор-керамист и график. Наряду с Сезанном и Ван Гогом считается крупнейшим представителем постимпрессионизма.

Гойя Франсиско Хосе де (1746–1828) - испанский живописец и график, смелый новатор формы. Среди его работ - фрески, живописные полотна («Маха обнаженная»), серия гравюр («Капричос»).

Греко (Эль-Греко) (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614) - испанский живописец греческого происхождения, чьим работам свойственна мистическая экзальтация («Портрет инквизитора»).

Давид Жак Луи (1748–1825) - французский живописец, сторонник классической школы живописи («Клятва Горациев»).

Дали Сальвадор (1904–1989) - испанский художник, один из самых выдающихся представителей сюрреализма. В своих картинах придавал видимую достоверность противоестественным ситуациям и сочетаниям предметов.

Дега Эдгар (1834–1917) - французский художник-импрессионист, мастер пастели («Голубые танцовщицы»).

Делакруа Эжен (1798–1863) - французский живописец и график, глава французского романтизма («Свобода, ведущая народ»).

Джорджоне (1477–1510) - итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения («Спящая Венера», «Юдифь»).

Джотто ди Бондоне (1266–1337) - итальянский художник, родоначальник живописи нового времени («Оплакивание Христа»).

Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) (1386–1466) - итальянский скульптор, один из «отцов» Возрождения.

Дюрер Альбрехт (1471–1528) - немецкий живописец и график эпохи Возрождения, теоретик искусства (автопортреты, «Мадонна с младенцем», гравюры).

Кандинский Василий Васильевич (1866–1944) - русский живописец и график, авангардист, один из основоположников абстрактного искусства.

Канова Антонио (1757–1822) - итальянский скульптор, наиболее значительный представитель классицизма в европейской скульптуре.

Караваджо Микеланджело да (Микеланджело Меризи Караваджо) (1571–1610) - итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко.

Кипренский Орест Адамович (1782–1836) - русский живописец и рисовальщик, представитель романтизма (портреты А. С. Пушкина).

Клодт Петр Карлович (1805–1867) - русский скульптор, представитель классицизма, анималист (кони на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге).

Коровин Константин Алексеевич (1861–1939) - русский живописец и театральный художник, тонкий мастер пленэрной живописи, близкий к импрессионизму.

Крамской Иван Николаевич (1837–1887) - русский живописец, передвижник, учитель И. Е. Репина («Майская ночь»). Мастер психологического портрета, раскрывающего сложные душевные движения («Незнакомка»).

Кранах Лукас Старший (1472–1553) - немецкий живописец и график, сочетавший художественные принципы Возрождения с готической традицией, блестящий портретист.

Куинджи Архип Иванович (1841–1910) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Работы Куинджи демонстрируют декоративную звучность колорита, до иллюзии близкие к натуре эффекты освещения («Ночь на Днепре»).

Ларионов Михаил Федорович (1881–1964) - русский живописец, авангардист, абстракционист, создатель так называемого лучизма.

Левитан Исаак Ильич (1860–1900) - русский живописец-передвижник, пейзажист, создатель «пейзажа настроения», раскрывающего тонкие нюансы состояний природы («Над вечным покоем»).

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735–1822) - русский портретист XVIII в., мастер парадных портретов.

Леонардо да Винчи (1452–1519) - итальянский художник, скульптор, архитектор и ученый. Воплотил идеал женской красоты во всемирно известном полотне «Джоконда» («Мона Лиза»).

Лисипп (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, придворный художник Александра Македонского.

Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи) (1401–1428) - итальянский живописец, в своих работах стремился воплотить представление о совершенстве человека.

Малевич Казимир Северинович (1878–1935) - русский художник-абстракционист («Черный квадрат»), основоположник супрематизма.

Мане Эдуард (1832–1883) - французский художник, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его работы отличают свежесть и острота восприятия действительности («Концерт в Тюильри»).

Матисс Анри (1869–1954) - французский живописец, график, утверждавший орнаментальный стиль в витражах, гравюрах, литографиях, основатель фовизма.

Микеланджело Буонарроти (1475–1564) - итальянский живописец, скульптор и архитектор («Давид», роспись Сикстинской капеллы в Риме).

Мирон из Элевтер (V в. до н. э.) - греческий скульптор эпохи, предшествовавшей непосредственно высшему расцвету греческого искусства (конец VI - начало V в.). Самое известное произведение Мирона - «Дискобол».

Модильяни Амедео (1884–1920) - итальянский живописец. Для работ Модильяни характерна музыкальная изысканность силуэта и цвета, лаконичность композиции.

Моне Оскар Клод (1840–1926) - французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Мунк Эдвард (1863–1944) - норвежский живописец и график, один из основоположников экспрессионизма («Крик»).

Мухина Вера Игнатьевна (1889–1953) - советский скульптор-монументалист («Рабочий и колхозница»).

Перов Василий Григорьевич (Криденер) (1834–1882) - русский живописец, один из членов-учредителей «Товарищества передвижных художественных выставок» («Тройка», «Портрет Ф. М. Достоевского», «Охотники на привале»).

Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878–1939) - русский советский живописец («Купание красного коня»), символист, романтик.

Пикассо Пабло Руис (1881–1973) - французский художник, работал в нескольких направлениях - кубизм, реализм и др. Создал произведения, полные боли и протеста («Герника»), автор знаменитого «Голубя мира».

Пиросмани Нико (1862–1918) - грузинский художник-примитивист. Писал групповые портреты, вывески, остро передающие ощущение полноты и радости жизни.

Пракситель (IV в. до н. э.) - древнегреческий скульптор, родился в Афинах ок. 390 до н. э. Автор знаменитых композиций «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу». Большинство работ Праксителя известны по римским копиям или по описаниям античных авторов.

Пуссен Никола (1594–1665) - французский живописец, представитель школы классицизма («Пейзаж с Полифемом»).

Рафаэль Санти (1483–1520) - итальянский живописец и архитектор, полотна которого отличает классическая ясность и величественная одухотворенность. Прославлял земное бытие человека, гармонию его душевных и физических сил («Сикстинская мадонна»).

Рейнолдс Джошуа (1723–1792) - английский живописец и теоретик искусства. Виртуозный портретист («Дж. О. Хитфилд»), писал также на исторические и мифологические темы.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) - голландский живописец, рисовальщик, офортист. Писал сложные по психологической структуре сцены, портреты («Ночной дозор», «Даная»).

Ренуар Огюст (1841–1919) - французский живописец, график и скульптор, близкий к импрессионистам. Воспевал чувственную красоту и радость бытия.

Репин Илья Ефимович (1844–1930) - русский и украинский живописец. Раскрывал духовную красоту народа, его вольнолюбие («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Бурлаки на Волге», «Не ждали»).

Рерих Николай Константинович (1874–1947) - русский художник, с 1920-х годов жил в Индии, философия которой оказала громадное влияние на его творчество.

Роден Огюст (1840–1917) - французский скульптор, новатор формы («Мыслитель», «Граждане Кале»).

Рокотов Федор Степанович (1735–1808) - выдающийся русский живописец. Среди работ художника - тонкие по живописи, поэтические портреты, проникнутые осознанием духовной и физической красоты человека.

Рубенс Петер Пауль (1577–1640) - фламандский живописец. Его пейзажи проникнуты ощущением могучих природных сил. Сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов») проникнуты демократическим духом.

Рублев Андрей (ок. 1360-ок. 1430) - великий русский живописец, иконописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Работы Рублева проникнуты глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью («Троица», роспись многих соборов, иконы).

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897) - русский живописец-пейзажист, передвижник. Передавал поэтическую красоту и значительность обыденных мотивов («Грачи прилетели»).

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880–1972) - армянский художник. Мастер жизнеутверждающего, эмоционального пейзажа, яркого и декоративнообобщенного по манере («Долина Арарата», «Армения»), острого психологического портрета и праздничного по колориту натюрморта.

Сезанн Поль (1839–1906) - французский живописец, постимпрессионист («Берега Марны», «Персики и груши»).

Серов Валентин Александрович (1865–1911) - русский живописец и график, передвижник. Ранние произведения («Девочка с персиками») отличаются свежестью и богатством колорита.

Снейдерс Франс (1579–1657) - фламандский живописец, мастер натюрмортов и анималистических композиций в стиле барокко («Петушиные бои», «Торговка фруктами»).

Суриков Василий Иванович (1848–1916) - русский художник-передвижник, многие полотна посвящены переломным моментам русской истории («Боярыня Морозова» и др.). Мастер портрета.

Тинторетто (Робусти) Якопо (1518–1594) - итальянский живописец, один из величайших живописцев венецианской школы позднего Ренессанса.

Тициан (Тициане Вечеллио) (1476–1576) - итальянский живописец, глава венецианской школы. Его произведения отличаются жизнерадостностью, многогранностью восприятия жизни («Венера и Адонис», «Даная»), а в более поздних произведениях - напряженным драматизмом.

Торвальдсен Бертель (1768–1844) - датский скульптор, представитель классицизма. Скульптурам Торвальдсена свойственна пластическая завершенность, сдержанность и идеализация образов («Ясон»).

Тропинин Василий Андреевич (1776–1857) - русский живописец, мастер романтического портрета.

Тулуз-Лотрек Анри де (1864–1901) - французский график и живописец, постимпрессионист.

Фидий (V в. до н. э.) - древнегреческий скульптор периода высокой классики. Творчество Фидия считается одним из высших достижений античного искусства (статуи Афины, Зевса Олимпийского).

Хокусай Кацусика (1760–1849) - японский живописец и рисовальщик, мастер цветной ксилографии.

Челлини Бенвенуто (1500–1571) - итальянский скульптор, архитектор и писатель. Один из известнейших представителей маньеризма.

Шагал Марк (1887–1985) - французский художник, последователь сюрреализма. Большинство его образов навеяно русскими и еврейскими народными мотивами.

Шишкин Иван Иванович (1832–1898), русский живописец, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894–1895) Академии художеств. Член-учредитель «Товарищества передвижных художественных выставок».

Эшер Морис Корнелис (1898–1972) - нидерландский художник-график. Известен прежде всего своими концептуальными литографиями, гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трехмерных объектов.

Ярошенко Николай Александрович (1846–1898) - русский живописец-передвижник. Портреты, пейзажи, жанровые сцены («Кочегар», «Старое и молодое»), отличаются драматизмом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Графика – самый древний вид изобразительного искусства. Первыми графическими работами считаются наскальные рисунки первобытного человека, отображающие его взгляд на окружающий мир. Папирусные книги древних египтян содержали графические символы (иероглифы) и иллюстрации. С античных времен до нас дошли прекрасные образцы графики в виде росписей на вазах и керамических сосудах.

Долгое время к графике относили только письмо и каллиграфию. В средние века широкое распространение получила книжная графика: рукописные книги украшались великолепными рисунками и миниатюрами, а создание шрифтов превращается в отельную область искусства.

Выдающиеся графики и их известные работы

Величайший мастер западноевропейского Ренессанса Альбрехт Дюрер является одним из основателей гравюры. Его самые знаменитые работы на меди – «Рыцарь, смерть и дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия» (1514).

Великий итальянский художник и ученый эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был неподражаемым рисовальщиком. Его огромное графическое наследие включает: подготовительные рисунки к картинам, изображения животных и растений, иллюстрации к техническим разработкам, рисунки к трактатам.

Техника и виды графики

Основу всех видов графического искусства составляет рисунок. Обычно графическое изображение выполняется на листе бумаги, которая играет роль пространства. Для создания своих работ художник может использовать целый арсенал средств: карандаш, шариковую ручку, уголь, чернила, тушь, сангину (красно-коричневые карандаши, изготовленные из каолина и оксидов железа), цветной мел, соус (одна из разновидностей пастели), акварель, гуашь.

Главным инструментом европейского рисунка в эпоху поздней готики и Ренессанса было перо. В конце 17 века стали использовать графитовые карандаши для создания рисунков, чертежей, зарисовок. В графике практически не применяют холст, так как акварельные краски и гуашь на него плохо ложатся. Цвет в графических изображениях применяется значительно меньше, чем в живописных работах. Главные изобразительные средства графики – линия, пятно, светотень, штрих и точка.

Графика обладает таким же большим разнообразием жанров, как и живопись. Но здесь чаще встречаются жанр портрета и пейзаж, в меньшей степени – натюрморт, исторический, бытовой и другие. Графику традиционно делят на монументальную (плакат, настенная графика), станковую (рисунок и эстамп), книжную (иллюстрации, открытки), а также компьютерную графику, которая, однако, стоит в стороне, так как не использует традиционные материалы.

Искусство графики отличается большим разнообразием техник, которые художник использует в чистом виде или в различных сочетаниях. По технике графика бывает двух видов: рисунок и печатная графика (эстамп). Рисунок создается только в единственном экземпляре. В древности художники использовали папирус, пергамент, а с 14 века стали рисовать уже на бумаге.

Печатная графика наоборот существует во многих экземплярах. Для тиражирования используют гравюру – рисунок на твердом материале, который покрывается краской, а затем отпечатывается на листе бумаги. В зависимости от материала различают разные виды и техники гравюры: ксилография (гравюра на дереве), линогравюра (рисунок, вырезанный на линолеуме), офорт (гравюра на металле), литография (гравюра на камне). С появлением гравюры возникла печатная книга и стала развиваться книжная графика. Сегодня развитие графики не останавливается, появляются новые жанры и техники, но, как и в древние времена, графика остается важной составляющей изобразительного искусства в нашей жизни.

Ниже будут представлены художники, которые знамениты на весь мир благодаря своему умению рисовать обычным грифельным карандашом. У каждого из них, есть свой стиль, индивидуальность, а так же, излюбленные темы для творчества. Кроме того, имя каждого автора является еще и ссылкой на персональную онлайн-галерею художника, где вы сможете более подробно и детально изучить карандашные рисунки и биографию каждого из них.
Просматривая изображения, вы заметите некоторые интересные особенности в картинах каждого. Одни отличаются мягкостью линий, плавными переходами свето-тени и обтекаемыми формами. Другие наоборот, применяют в творчестве жесткие линии и четкие штрихи, которые создают драматический эффект.
Ранее, на нашем сайте, мы уже публиковали изображения некоторых мастеров. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки.

  • Альбом невероятных иллюстраций от Маттиаса Адольфссона;

JD Hillberry

Природные способности и сильное желание привлечь внимание к своему творчеству появилось у JD Hillberry еще в детстве. Стремление и талант сделали мастера одним из лучших художников карандашного рисунка в мире. Еще во время обучения в Вайоминге, он начал развивать свою собственную технику, смешивая уголь и графит, для достижения фото реалистичного эффекта в своих рисунках. JD использует монохроматический свет для привлечения внимания зрителя на игре светотеней и текстуры. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии. После переезда в Колорадо в 1989 году, Hillberry начал экспериментировать с рисунками-обманками. Традиционно, этот вид работ осуществляется маслом, но он успешно передал реалистичность сюжета и с помощью карандаша. Зритель, глядя на такие изображения, обманывается, думая, что объект находится в рамке, или в окне, хотя на самом деле все эти элементы нарисованы. Работая в своей студии в Вестминстере, штат Колорадо, JD Hillberry продолжает расширять восприятие общественности своими рисунками.

Брайан Duey

Брайан один из самых удивительных художников карандашного рисунка, который прекрасно взаимодействует с карандашом, создавая вдохновляющие произведения искусства. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:
"Меня зовут Брайан Duey. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Я посещал государственную школу в небольшой деревне под названием Гранвиль, где впервые познакомился с искусством. Я никогда не думал о серьезности своего увлечения, но обнаружил сильную тягу к рисованию карандашом в 20 лет. Я один сидел в своем доме, и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать. Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. Я стремлюсь создавать реалистичные рисунки и добавлять мои собственные концептуальные идеи. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет, и где я научился рисовать. Я могу открыто заявить, что я самоучка.
Мои иллюстрации были опубликованы в книгах и на поздравительных открытках, на обложках компакт-дисков и в различных журналах. Я занимаюсь коммерческой работой с 2005 года, и за это время обзавелся клиентами по всему миру. Большинство моих заказов поступают из Соединенных Штатов, Великобритании и Канады, но я так же сотрудничаю с заказчиками из Ирландии. Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов. В 2007 году меня попросили написать портрет Бритни Спирс, который был включен в художественную галерею в Голливуде, штат Калифорния. Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать. У меня есть новые идеи и планы. Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию.

Т. С. Абэ

Хотя мы не нашли много произведений Абэ, по ее иллюстрациям видно, что это мастер высокого класса. Художница превосходно владеет карандашом и умело изображает сложные идеи, применяя свои собственные методы. Картины Абэ гармоничные и сбалансированные, сложные и в то же время, простые для восприятия. Она одной из самых талантливых художниц карандашного рисунка нашего времени.

Цезарь Дель Валь (Cesar Del Valle)

Художник в своих произведениях использует особую уникальную технику рисования карандашом. Иллюстрации Цезаря не только показывают его талант, а еще и отражают тонкое восприятие автором окружающей среды.

Хенрик (Henrik)

Работы Хенрика представлены в Картинной галерее искусств Deviant. Его рисунки – это интересный пример карандашного искусства. Мастер чудесным образом использует черно-белые тона для передачи оригинальных образов и необычных идей.

Искусство - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Сегодня мы лаконично расскажем вам о крупнейших художниках и скульпторах с всего мира, и начнем с Русских художников.

Айвазовский Иван Константинович (1817-1900), маринист. Член Петербургской, Амстердамской, Римской, Флорентийской и Штутгартской академий. Создал около 6 тыс. картин. Самый известный: “Девятый вал”, “Чесменский бой”.

Иван Айвазовский “Девятый вал”

Антропов Алексей Петрович (1716-1795), портретист. Приобрел широкую известность за декоративные росписи дворцов в Петербурге и его пригородах.

Антропов Алексей Петрович – автопортрет

Аргунов Иван Петрович (1729-1802), портретист. Писал парадные портреты, которые отличались точным и ясным рисунком, сдержанным колоритом. Автор “Портрета неизвестной крестьянки в русском костюме” и др.

Аргунов Иван – Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Архипов Абрам Ефимович (1862-1930), мастер пленэрной живописи, этюдов и жанровых картин. Много работал над портретами, в основном крестьянок, создал жизнеутверждающие образы современников.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович (1870-1905), художник-новатор. Картины: “Девушка на балконе”, “У водоема”.

Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович – картина “У водоема”

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), портретист. Ему заказывали портреты самые высокопоставленные особы того времени, члены императорской семьи. Наибольшую известность получили портреты Арсеньевой, Лопухиной, Куракино.

Боровиковский Владимир Лукич – Портрет А. и В. Гагариных 1802 г.

Бруни Федор (Фиделио ) Антонович (1799-1875). Картины: “Смерть камиллы, сестры Горация”, “Медный змий” и др., росписи Исаакиевского собора в С – Петербурге.

Брюллов Карл Павлович (1799-1852). Писал эскизы и картины на исторические и мифологические темы, но известность получил больше как портретист. Картины: “Всадница”, “Ю. П. Самойлова с арапчонком”, “Вирсавия”, “Итальянский полдень”, и др. Одним из лучших признан портрет Ю. П. Самойловой с дочерью.

Самая известная картина Брюллова – Ю. П. Самойлова с дочерью

Васнецов Виктор Михайлович (1848-1926), передвижник, автор картин на исторические и сказочные сюжеты. Наиболее известные полотна “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Аленушка”. Самое грандиозное произведение – картина “Богатыри”.

Васнецов Виктор Михайлович – картина “Богатыри”

Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. Написал много портретов крестьян и сцен деревенской жизни. Картины: “Гумно”, “Спящий пастушок”, “На пашне. Весна”, “Голова старика-крестьянина”.

Картина “Спящий пастушок” – Венецианов Алексей

Верещагин Василий Васильевич (1842-1904), мастер батального жанра. Написал цикл картин на религиозные сюжеты. Картины: “Апофеоз войны”, “На Шипке все спокойно”.

“Апофеоз войны” – картина русского художника Василия Верещагина

Врубель Михаил Александрович (1856-1910). Занимался станковой живописью, монументальной росписью церквей. Картины: “Демон сидящий”, “Гадалка”, “Пан”, “Сирень”, “Демон поверженный”, и др.

Врубель Михаил Александрович – Демон поверженный 1902 г.

Ге Николай Николаевич (1831-1894), один из основателей Товарищества передвижников, пейзажист, портретист. Картина “Саул у Аэндорскогй волшебницы”, “Тайная встреча”, “Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе”.

Крамской Иван Николаевич (1837-1887), один из создателей Товарищества передвижников. Картины: “Неизвестная”, “Мина Моисеев”, “Полесовщик”, “Созерцатель”.

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), портретист, мастер монументальной живописи и лирического пейзажа. Наиболее известные картины: “Жертва приятелей”, “Знаток”, “До государя челобитчики”, “Пустынник”.

Нестеров Михаил Васильевич – картина “Жертва приятелей”

Репин Илья Ефимович (1844-1930). Портреты современников (Стасова, Писемского, Толстого, Дельвига). Большую известность получили картины: “Не ждали”, “Бурлаки на Волге”, “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Иван Грозный и сын его Иван”.

Репин Илья Ефимович – картина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”

Суриков Василий Иванович (1848-1916), мастер исторической живописи. Картины: “Боярыня Морозова”, “Утро стрелецкой казни”, “Переход Суворова через Альпы”, “Степан Разин”.

Суриков Василий Иванович – картина “Утро стрелецкой казни”

Шагал Марк (1887-1985), живописец и график. Создавал ирреальные произведения, часто на фольклорные и библейские темы (“Надо городом”), витражи и иллюстрации.

Шишкин Иван Иванович (1832-1898), пейзажист. Картины: “Полдень. В окрестностях Москвы”, “Рожь”, “Лесные дали”, “Среди долины ровныя”, “Утро в сосновом лесу”.

Шишкин Иван Иванович – “Корабельная роща”

Зарубежные художники

Босх (Бос ван Акен ) Хиеронимус (ок 1460-1516), нидерландский живописей. Наиболее известны: “Искушение св. Антонио”, триптихи “Воз сена” и “Сад наслаждений”.

Боттичелли Сандро (1445-1510), итальянский художник, мастер флорентийской школы. Композиции на религиозно-библейские темы: “Аллегория силы”, “Возвращение Юдифи”, “Мадонна с младенцем и ангелами”. Мифологические композиции: “Весна”, “Рождение Венеры”.

Сандро Боттичелли “Мадонна с младенцем и ангелами”

Брейгель Питер (между 1525 и 1535-1569), нидерландский живописец. Картины: “Битва Масленицы и Поста”, “Безумная Грета”, “Крестьянский танец”.

Ван Гог Винсент (1853-1890), голландский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Крестьянка”, “Едоки картофеля”, “Холмы Монмартра”, “Пейзаж в Овере после дождя”.

Винсент Ван Гог – “Пейзаж в Овере после дождя”

Ван Дейк Антонис (1599-1641), фламандский живописец. Парадные аристократические и интимные портреты (“Карл I на охоте”), религиозные и мифологические композиции в духе барокко.

Веласкес (Родригес де Сильва Веласкес ) Диего (1599-1660), испанский художник. Картины: “Завтрак”, “Завтрак двух юношей”, “Христос в доме Марфы и Марии”. Портреты особо королевского дома: Инфанты Марии Терезы, инфанты Маргариты.

Веронезе Паоло (1528-1588), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель венецианской школы. Выполнил фрески виллы Барбара-Вольпи в Мазере. Наиболее известна картина “Брак в Кане”.

Гоген Поль (1848-1903), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Две таитянские женщины”, ” А, ты ревнуешь?”, “Жена короля”, Откуда мы приходим? Кто мы? Куда идем?”.

Поль Гоген – Таитянки-1891.

Гойя Франсиско (1746-1828), испанский художник. Писал картины на бытовые и исторические, мифологические и религиозные сюжеты, портреты, выполнял стенные росписи (фрески). Картины: “Зонтик”, “Продавец посуды”, Серия офортов “Капричос”.

Гольбейн Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график, представитель Возрождения. Произведения: “Мертвый Христос” и “Моретт”.

Дали Сальвадор (1904-1989), испанский живописец, представитель сюрреализма. Наиболее известны картины-фантасмагории “Пылаюший жираф” и “Постоянство памяти”.

Дали Сальвадор – картина “Сон”

Домье Оноре (1808-1879), французский график, живописец, и скульптор, мастер сатирического рисунка и литографии. Известность приобрели карикатуры на правящую верхушку и мещанство (“Улица Транснонен”, серия “Добрые буржуа”).

Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий художник, представитель немецкого Возрождения. Картины: ” Дом у пруда”, “Вид Инсбрука”, “Портрет Освальда Креля”.

Констебл Джон (1776-1837), английский художник-пейзажист, представитель импрессионизма. Картины; “Мельница в Флэтфорде”, “Собор в Солсбери из сада епископа”, “Хлебное поле”.

Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянский художник. По универсальности своих дарований превзошел всех своих предшественников и учителей. Картины: “Тайная вечеря”, “Джоконда”, “Мадонна Литта”, ” Дама с горностаем”, “Мадонна в гроте” и многие другие.

Леонардо да Винчи (1452-1519) – “Тайная вечеря”

Мазаччо (1401-1428), итальянский живописец, представитель флорентийской школы, один из основоположников искусства возрождения. Создал фрески капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции.

Мане Эдуард (1832-1883), французский живописец и график, основоположник импрессионизма. Картины: “Завтрак на траве”, Олимпия”, “Бар в Фоли-Бержер”.

Модильяни Амадео (1840-1920), французский художник итальянского происхождения. Картины: “Пабло Пикассо”, ” Госпожа Помпадур”, “Дама с черным галстуком”, “Обнаженная”, и др.

Моне Клод Оскар (1840-1926), основоположник французского импрессионизма. Картины: “Завтрак на траве”, “Сирень на солнце”, “Впечатление. Восход солнца”, “Вокзал Сен-Лазар”.

Мурильо Бартоломе Эстебан (1618-1682), испанский художник, представитель живописи барокко. Картины: “Святое семейство с птичкой”, “Бегство в Египет”, Поколение пастухов”, “Мадонна с младенцем” и др.

Пикассо Пабло (1881-1973), один из крупнейших художников XX в. Картины: “Арлекин”, “Портрет жены”, “Жаклин с черным шарфом”, “Старый гитарист”, “Ужин слепца”, “Девочка на шаре”, Три музыканта” и др.

Пуссен Никола (1594-1665), французский живописец, представитель классицизма. Картины: “Танкред и Эрминия”, “Аркадские пастухи”.

Рафаэль Санти (1483-1665), итальянский художник, один из величайших мастеров флорентийско-римского Высокого Возрождения. Центральное место в его творчестве занимает тема Мадонны: “Мадонна Конестабиле”, “Мадонна Солли”, “Мадонна Терранова”, “Мадонна в зелени”, “Сикстинская мадонна”. и др.

Рафаэль Санти – Св. Иероним, поддерживающий двух казнённых

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669), голландский художник. Картины; “Анатомия доктора Тульпа”, “Даная”, “Ночной дозор”, “Святое семейство”, “Девушка у окна”.

Рембрандт – “Даная”.

Ренуар Пьер Огюстен (1841-1919), французский художник, представитель импрессионизма. Картины: “Портрет Альфреда Сислея с женой”, “Купание на Сене”, “Тропинка в высокой траве”, “Конец завтрака”, Первый вечер в опере”, Портрет актрисы Самари”.

Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972), армянский живописец. Картины: “Армения”, “Долина Арарата”, “Осенний натюрморт”.

Сезанн Поль (1839-1906), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Девушка у пианино”, Дорога в Понтуазе”, “Букет цветов в вазе”, “Пьеро и Арлекин”, “Дама в голубом”, и др.

Сурбаран Франсиско (1598-1664), испанский живописец. представитель севильской школы. Известность приобрел его цикл картин из жизни св. Бонавентуры.

Тернер Джозеф Мелорд Уильям (1775-1851), англиский художник, представитель импрессионизма, мастер романтического пейзажа. В его полотнах отражены мифологические, исторические сюжеты (“Ганнибал, пересекающий Альпы в метель”, “Улисс и Полифем”). Картины: “Вечерная звезда”, “Дождь, пар и скорость”, “Мол и Кале”.

Тинторетто Якопо (1518-1594), итальянский художник, представитель венецианской школы. Известен большими парными композициями “Тайная вечеря”, Популярность принесла картина “Чудо св Марка”. В цикле библейских сцен наиболее значительны полотна: “Создание животных”, “Создание Адама и Евы”, Соломон и царица Савская” и др.

Тициан Вечеллио (ок 1476/77 или 1489/90 – 1576), итальянский художник, мастер венецианской школы эпохи Возрождения. Картины: “Флора”, “Земная и небесная любовь”, “Мадонна с вишнями”, “Оплакивание Христа”, “Похищение Европы”.

Тулуз-Лотрек Анри Мари Раймон де (1864-1901), французский художник, представитель постимпрессионизма. Картины: “Графиня Тулуз-Лотрек за завтраком в Мальроме”, “Прачка”, “В кафе”, Танец в Мулен-Руж”, и др.

Халс Франц (1581 или 85-1666), голландский художник, крупнейший реформатор еврейской портретной живописи. Картины: “Поющий мальчик-флейтист”, “Дети с кружкой”, “Цыганка”, ” Улыбающийся кавалер”, “Веселый собутылник”.

Эль Греко Доменико (1541-1614), испанский художник греческого происхождения.

Энгр Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский художник, один из лучших портретистов XIX в., сторонник традиций классицизма.

Крупнейшие живописцы, скульпторы, графики во всем мире обновлено: 18 февраля, 2017 автором: сайт

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»