Сослагательное и повелительное наклонение глагола. Как определить наклонение глагола

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Понятие о категории наклонения. Факты действительности и их связи, являясь содержанием высказывания, могут мыслиться говорящим как реальность, как возможность или желательность, как долженствование или необходимость. Оценка говорящим своего высказывания с точки зрения отношения сообщаемого к действительности называетсямодальностью . Модальность выражается в русском языке формами наклонения, интонацией, а также лексическими средствами - модальными словами и частицами.

Категория наклонения - это ГК в системе глагола, определяющая модальность действия, т.е. обозначающая отношение действия к действительности. Выражает устанавливаемое говорящим отношения действия к действительности. В русском языке различаются три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное.

Изъявительное наклонение выражает действие, мыслимое говорящим как вполне реальное, фактически протекающее во времени (настоящем, прошедшем и будущем):Урал хорошо служит, служил и будет служить нашей Родине. Выражение модальности изъявительным наклонением может осуществляться также сочетанием его формы с модальными словами и частицами:будто шагнул, словно изменился . От других наклонений изъявительное наклонение отличается тем, что имеет формы времени.

Сослагательное наклонение выражает действие глагола, которое говорящий мыслит как желаемое или возможное, но зависящее от какого-то условия:Без тебя я не добрался бы до города и замерз бы на дороге (П.). Это наклонение образуется посредством сочетания формы прошедшего времени глагола с частицейбы . Частицабы может занимать различное место в предложении. Морфологической особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Однако лицо может быть выражено присоединением личных местоимений. Глагол в сослагательном наклонении в ед. ч. изменяется по родам (шел бы, шла бы, шло бы ) и имеет одну форму множественного числа (шли бы ). Наиболее распространенными и типичными значениями этого наклонения являются условность и желательность действия.

Повелительное наклонение выражает волю говорящего - просьбу, приказание или побуждение к совершению действия, обозначенного глаголом, и характеризуется особой повелительной интонацией:Сердечный друг, желанный друг, приди, приди : я твой супруг! (П.). Основное значение повелительного наклонения - побуждение к совершению действия - обычно относится к собеседнику, поэтому основной формой этого наклонения является форма 2-го лица единственного или множественного числа.

Повелительная форма образуется от основы настоящего времени и имеет следующие три разновидности:

а) с конечным j после гласных (чистая основа):строй, давай, не плюй ;

б) с окончанием после согласных:неси, стриги, повтори ;

в) с конечным мягким согласным, а также с твердым ж иш (чистая основа):оставь, экономь, обеспечь, мажь, ешь .

Глаголы пью, бью, лью, вью образуют формыпей, бей, лей, вей ; глаголлягу имеет повелительную формуляг, лягте , а глаголем - ешь, ешьте ; при глаголееду используются повелительные формыпоезжай - поезжайте . Повелительная форма 2-го лица множественного числа образуется присоединением к форме единственного числа аффикса -те: стройте, несите, оставьте. Возвратные глаголы присоединяют к указанным образованиям повелительной формы аффиксы-ся (после согласного и) и-сь (послеи-те ):не упрямься, стройся, стригись, стригитесь .

Кроме основной формы 2-го лица единственного и множественного числа, повелительное наклонение имеет формы, выражающие действие 3-го лица и 1-го лица множественного числа. Формы 3-го лица выражаются (аналитически) сочетанием частиц пусть, пускай, да с формой 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени и будущего простого:Пусть пылает лицо, как поутру заря (Кольц.);Пускай послужит да потянет лямку (П.);Да здравствуют музы, да здравствует разум! (П.). 1-е лицо множественного числа повелительного наклонения выражается формой 1-го лица множественного числа настоящего времени или, чаще, будущего простого, произносимой с особой интонацией приглашения:Начнем , пожалуй (П.). Присоединение к этой форме аффикса-те выражает обращение ко многим лицам или придает высказыванию оттенок вежливости:Уж вы, братцы мои, други кровные, поцелуемтесь да обнимемтесь на последнее расставание (Л.).

Некоторые глаголы по семантическим причинам не образуют повелительную форму 2-го лица, например безличные глаголы, отдельные глаголы со значением восприятия (видеть, слышать ), со значением состояния (гнить, недомогать ).

В обозначении лиц повелительная форма отличается большим разнообразием. Этой форме свойственно обобщенно-личное значение, особенно в пословицах и поговорках: Крути, да не перекручивай (погов.). При наличии разных оттенков модальности она сочетается со всеми лицами обоих чисел:Пропадай моя телега (погов.);Приди они пораньше, ничего не случилось бы .

В зависимости от контекста, а также присоединения местоимений и частиц повелительная форма получает дополнительную экспрессивную окраску: Не отнимай ты моей воли, дорогой (А. Остр.);Не разбей , смотри (Т.);Сходи-ка , старуха, невестку проведать (Ник.).

Настоящее время показывает, что действие, выраженное глаголом, совпадает с моментом речи:Отселе я вижу потоков рожденье (П.) - зрительное восприятие потоков (вижу ) происходит в то самое время, когда поэт говорит об этом.

Прошедшее время обозначает действие, предшествовавшее моменту речи:Много я часов бежал... (Л.) - форма глаголабежал выражает действие, которое производилось говорящим до того, как началась речь об этом.

Будущее время выражает действие, которое совершится после момента речи:Мне казалось... что она скоро умрет (М. Г.).

Время, выраженное в глагольных формах по отношению к моменту речи, называетсяабсолютным временем .Относительным временем глагольной формы называется время, определяемое в данной форме не моментом речи, а соотношением с временем другого действия, например:писал, что работает (настоящее время глагола работает указывает на совпадение времени действия не с моментом речи, а с временем действия, выраженного глаголомписал ).

Значения и употребление форм времени . Настоящее время . Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления: а) значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность:Вон каменщики мостят улицу (А.Н. Т.); б) значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося:

Глаголы спрягаются , а существительные склоняются , или действия обычного, характерного для лица или предмета -...Стихотворец поет , ученый мыслит , живописец, ваятель, зодчий творят и зиждут , ремесленник работает (П.). Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим:Знакомятся они, потом дружатся , потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни (Кр.). Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего:Уходим завтра в море .

Прошедшее время . Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого и используется при описании:Всю первую половину мая шли дожди (Гарш.). Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными: а) завершенность действия в прошлом:Погиб Поэт! - невольник чести - пал , оклеветанный молвой (Л.); б) последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим:Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой (Л. Т.); в) сохранение в настоящем результата завершенною действия:Посмотри - какая мгла в глубине долин легла (Полонский).

К особым случаям выражения прошедшего времени относятся: а) многократность действия с оттенком давности («давнопрошедшее время»): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед (П.); б) повторность действия:Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев... (П.); в) начатое, но прерванное действие:Тут он было вышел , но остановился в дверях... (П.); г) внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типашмыг, хвать, шлеп и др.):Легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.); д) мгновенно-произвольное действие:Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом (Ч.).

Будущее время . Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глаголабыть и неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить ) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу ).

Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену? (П.).

Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границу перейдет , к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя (П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках:Проголодаешься , так и хлеба достать догадаешься (погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени:Буря мглою небо кроет , вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет , то заплачет , как дитя (П.). Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида:Герасим глядел, глядел , да как засмеется вдруг (Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении):А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту (М. Г.);Как царица отпрыгнет , да как ручку замахнет , да по зеркальцу как хлопнет , каблучком-то как притопнет (П.).

История форм прошедшего времени в РЯ.

В ДРЯ формы прошедшего времени делились на простые (аорист, имперфект) и сложные (перфект и плюсквамперфект). Существование 4х форм объяснялось наличием различий в системе этих форм.

Значения: Аорист – действие в прошлом. Имперфект – длительное повторяющееся действие в прошлом (акцент на обстоятельствах действия). Перфект – прошлое в настоящем (результат. Сильно отличается от всех времен – обозначает состояние). Плюсквамперфект – давно прошедшее.

Простые формы образовывались от основы инфинитива + соединительный гласный + суффикс + соединительный гласный + окончание.

Имперфект и аорист были утрачены (сначала имперфект). Остатками аориста считаются: частица бы, чу, некоторые формы в фразеологизмах. Утрата форм сопровождалась их смешением, семантическим неразличением. Утрата имперфекта привела к развитию новых глагольных форм со значением многократности: с 14в. – говаривахуть; с 16в. – говаривалЪ.

Перфект образовывался с помощью глагола БЫТИ в настоящем времени + элевое причастие. В письменный период перфект стал единственной формой прошедшего времени со значением СВ/НВ. Утратил связь с настоящим временем в связи с распространением личных местоимений в роли подлежащего. Причастие стало личной глагольной формой, которое утратило родовые различия во мн.ч. Перфект сохранялся по говорам.

Глаголам русского языка свойственна категория наклонения, которая служит для того, чтобы соотносить действие, выражаемое данной частью речи, с реальной действительностью. Так, различают изъявительное, повелительное и условное (сослагательное) наклонение глагола. При этом первые два противопоставлены третьему по признаку реальности/нереальности действия. Каждое из наклонений имеет свои смысловые и грамматические характеристики.

Изъявительное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения выражают действие, происходящее реально в одном из трех времен: я спал, я сплю, я буду спать (посплю) . Следовательно, глаголы в этом наклонении имеют категорию времени, лица и числа (в настоящем и будущем временах), а также рода (в прошедшем времени). Формальным показателем данного наклонения глагола являются личные окончания.

Повелительное наклонение глагола

Данное наклонение - это языковой способ выразить побуждение к действию, приказ либо просьбу. В отличие от изъявительного, глаголам в форме повелительного наклонения свойственны лишь категории лица и числа, а время у них отсутствует. Данное наклонение имеет несколько форм со своими формальными показателями и семантическими особенностями:

    форма 2-го лица обоих чисел производится при помощи суффикса -и- / бессуффиксально и с помощью постфикса -те. Она обозначает побуждение к действию, обращенное непосредственно к собеседнику: беги, делай, коснитесь, прыгните ;

    форма 3-го лица - это побуждение к действию третьих лиц и даже неодушевленных предметов. Повелительное наклонение глагола в этом случае образуется аналитическим способом, то есть состоит из нескольких слов: пусть, пускай, да плюс форма 3-го лица изъявительного наклонения, например, да здравствует, пусть сделают, да взойдет солнце и т.д. ;

    форма 1 лица также образуется аналитически (добавлением слов давай, давайте к начальной форме несовершенного вида или к форме 1 лица будущего времени совершенного вида) и обозначает побуждение к действию, участником которого желает стать и сам говорящий: давай убежим, давай петь, давайте потанцуем и др.

Условное наклонение глагола

Глаголы в форме данного наклонения обозначают действие нереальное - желаемое или возможное при определенных условиях. Формальный показатель - частица бы (б), которая может располагаться как непосредственно перед глаголом или после него, так и дистантно, отделенная от глагола другими членами предложения: я сделал бы, я бы сделал, я бы наверняка сделал . Глаголам в форме условного наклонения свойственно изменение по родам и числам.

Употребление одного наклонения в роли другого

Часто встречаются речевые ситуации, когда для достижения максимального эффекта одно наклонение глагола в русском языке используется в значении другого, например:

    изъявительное в роли повелительного: Ты сейчас же ляжешь спать!

    повелительное в значении условного: Будь я немного прозорливее…

    условное в роли повелительного: Прислушался бы ты к мнению специалистов.

Наклонением глагола называется непостоянный грамматический признак, который показывает оценку действия говорящим. Различные его виды указывают, как говорящий оценивает действие: то ли он считает его возможным при каком-то условии, то ли желательным, то ли реальным.

Они могут быть трех видов:

Конспект урока для 6 класса

Примечание:

Тема рассчитана на два урока. Первый урок – общее понятие о наклонении, знакомство с наклонениями глагола; второй урок – . Уроки составлены в соответствии с § 74 учебника Л. М. Рыбченковой.

Наклонение глагола.

    изучение нового материала;

    развитие умений морфологического разбора глагола, орфографических навыков;

    воспитание любви к русскому языку и интереса к его изучению.

    Познавательные: поиск информации, определение смысла информации, построение высказывания, рефлексия деятельности;

    Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

    Коммуникативные: умение выразить мысль;

    Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственная оценка.

Тип урока:


Комбинированный

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний:

    А) Повторение орфограммы «Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа» ; объяснительный диктант.

    Идёшь по лесу, оглядываешься вокруг и вдруг увидишь то там, то здесь семейки грибов: растут в тени, спрятались от грибников. Пока собираешь их, несколько раз обходишь каждую полянку. Почувствуешь усталость – где-нибудь присядешь на пенёк и отдыхаешь. Замечаешь вблизи колокольчик. Кажется, задень его – и зазвенит!

    Б) морфологический разбор глаголов из 1-го предложения (повторение настоящего, будущего и прошедшего времени глагола, вида, переходности, возвратности).

    В) Создание проблемной ситуации: охарактеризуйте глагол ЗАДЕНЬ из последнего предложения; можем ли мы определить время этого глагола? В чём его необычность?

    Изучение нового материала.

    А) Тема урока, целеполагание, мотивация, планирование работы.

    Б) Наблюдение над языковым материалом (упр. 524): в каком предложении сообщается о реальном действии, в каком – о возможном, в каком – о желательном, необходимом?

    Мы к маскараду готовимся. Не бойся, пойдём с нами. Мы тебя и не взяли бы.

    В) Чтение теоретического материала в учебнике, подготовка устного ответа по таблице (работа в парах):

    Наклонение глагола выражает отношение действия к действительности: происходит оно на самом деле или является только возможным, желательным или необходимым. Глаголы изъявительного наклонения обозначают реальные действия, которые происходили (прошедшее время), происходят (настоящее время) или будут происходить (будущее время).

    Например: ловил, ловит, будет ловить .

    Глаголы условного и повелительного наклонений обозначают не реальные, а возможные или желательные, необходимые действия.

    Например: ловил бы, лови.

    Г) Упр. 525: выписать из текста глаголы, указать их время и вид.

    Бросил – прошедшее, совершенный;

    прячутся – настоящее, несовершенный;

    добрались – прошедшее, совершенный;

    полетела – прошедшее, совершенный;

    отдохну – будущее, совершенный;

    кончится – будущее, совершенный;

    буду оплакивать – будущее, несовершенный.

    отличительная особенность глаголов изъявительного наклонения в том, что они имеют формы времени.

    Д) Объясним смысл фразы:

    «Точка отсчёта для времени глагола – это момент речи, то есть момент, когда мы говорим».

    Что она означает? (На примере глаголов рисовал, рисую, буду рисовать ). Учащиеся объясняют, составляют предложения, рассказывают, какими рисунками проиллюстрировали бы эти предложения.

    Е) Анализ материалов таблицы упр. 527:

    глаголы какого вида имеют формы всех трёх времён?

    Глаголы какого вида не имеют формы настоящего времени?

    Как вы думаете, с чем это связано?

    Опираясь на материалы таблицы, рассказать о том, как связаны вид и время глагола.

    (Глагол совершенного вида обозначает действие, имеющее предел, результат, а в настоящем времени действие происходит, результата ещё нет, поэтому глаголы совершенного вида не могут стоять в настоящем времени).

    Ж) Образовать от глаголов в упр. 528 формы прошедшего времени единственного числа мужского рода:

    вязать, поднять, укрыть, пилить, слушать, кинуть, верить, заметить, замечать, управлять, заледенеть, улыбаться, бороться, молчать.

    Обозначить суффиксы и окончания. Сделать вывод о том, как образуется форма прошедшего времени глагола. (От основы инфинитива с помощью суффикса Л).

    З) Изменение текста: записать фрагмент текста, ставя глаголы в форму прошедшего времени. Как изменится смысл текста? (Текст на экране или предварительно записан на доске).

    Метель воет и свистит на полях. Она гонит тучи снега по небу, наметает сугробы на земле. Метель заносит тропинки и дорожки и торопит домой запоздалого путника. Она гудит в проводах, барабанит в окна. Везде метель. Она гудит и ревёт на разные голоса.

    Проверка, подведение итогов, оценивание.

    Рефлексия: что нового узнали о глаголе? Какие существуют наклонения? С каким наклонением работали сегодня на уроке? В чём его отличительная особенность?

    Что было самым интересным на уроке? Какой вид работы больше всего понравился? Что оказалось трудным, что нужно будет повторить?

  1. Домашнее задание:

    Устный рассказ о наклонениях глагола на основе таблицы упр. 524, подобрать свои примеры.

    Упр. 529 по аналогии с последним заданием: записать текст, заменив глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

    Школьники ставят палатки, идут собирать хворост для костра. Возле вожатого остаются несколько человек. Они чистят картошку, приносят воду из ручья. Девочки собирают ветки и устилают ими палатки, сверху на ветки укладывают спальные мешки. Так дети готовят ужин и ночлег. Быстро темнеет. Всё вокруг стихает и засыпает.

Категория наклонения глагола

Наклонение — это словоизменительная грамматическая категория глагола, обозначающая отношение процесса к действительности. Значение это выражается в формах изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.

Изъявительное наклонение представляет процесс как реальный в прошлом, настоящем или будущем (читал — читаю — буду читать ). В отличие от повелительного и сослагательного наклонений изъявительное наклонение не имеет особого морфологического показателя наклонения: в этом качестве используются морфемы времени и лица.

Значение реально осуществляемого процесса может быть совмещено с дополнительными модальными характеристиками — решимости, готовности, угрозы и другими, привнесенными лексической семантикой, синтаксисом и интонацией: Пойду-ка я домой!; Она обязательно придет; Вот я ему задам!

Повелительное наклонение выражает волеизъявление говорящего — просьбу, приказ или побуждение к действию: Принеси документы; Отдайте билеты; Пойдемте в театр. Повелительное наклонение не имеет форм времени. В систему форм повелительного наклонения входят формы 2 л. ед. и мн.ч. и 1 л. мн.ч. (формы совместного действия). Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени глаголов совершенного и несовершенного вида.

Форма 2 л. ед.ч. образуется с помощью окончания или нулевого окончания. При этом конечная парно-твердая согласная основы чередуется с соответствующей мягкой. Для правильного образования формы необходимо знать место ударения в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего времени изъявительного наклонения. Если ударение падает на окончание, то форма 2 л. ед.ч. образуется, как правило, с помощью окончания -и: пишу — пиши , иду — иди , учусь — учись.

В глаголах бить , вить , лить , пить , шить , а также в глаголах с основой настоящего или будущего простого времени на [j ] и инфинитивом не на -ить форма 2 л. ед.ч. образуется посредством нулевого окончания: бью — бей , вью — вей , лью — лей , пью — пей , шью — шей (при одновременном чередовании нуля звука в производящей основе и гласной е в форме повелительного наклонения), а также стоять стою стой , петь пою пой , жевать жую жуй.

Если ударение в форме 1 л. ед.ч. настоящего или будущего простого времени падает на основу, то форма повелительного наклонения образуется с помощью нулевого окончания и равна основе (орфографически в форме повелительного наклонения й после гласной, ь после мягкой и шипящей): читать читаю читай , сесть сяду сядь , резать режу режь .

От этого правила отступают глаголы, основа которых заканчивается несколькими согласными, а также глаголы с ударной приставкой вы- (соотносительный глагол без приставки вы- имеет ударение на окончании): помнить помню помни , морщить —морщу морщи , вынести вынесу вынеси , выгнать выгоню выгони. В некоторых случаях возможны вариантные образования, причем формы с нулевым окончанием чаще употребляются в разговорной речи: чистить чищу чисти и чисть , выставить выставлю выстави и выставь. Наконец, некоторые глаголы образуют форму 2 л. ед.ч. от основы, отличающейся от основы настоящего времени: -давать- — -давай , вставать — вставай , создавать — создавай , -знавать — знавай , дать — дай , создать — создай , есть — ешь , ехать — поезжай.

Форма 2 л. ед.ч. используется для побуждения к действию собеседника, адресата речи: Алла, напиши письмо. В разговорной речи, в командах возможно употребление формы 2 л. ед.ч. с вторичным значением для побуждения к действию некоего множества собеседников или адресатов речи: Все наверх! Слушать команду! Ставь фор-бом-брам-сели! (А. Н. Толстой).

Форма 2 л. мн.ч. образуется с помощью постфикса -те , присоединяемого к форме 2 л. ед.ч. (хвали хвалите , отрежь отрежьте , вставай вставайте ). Эта форма используется для побуждения к действию нескольких лиц, адресатов речи (Пассажиры , будьте бдительны ) или одного лица в случае вежливого обращения на "Вы" (Владимир Николаевич , проходите в комнату ).

Формы 1 л. мн.ч. (формы совместного действия) могут быть синтетическими и аналитическими. Синтетическая форма совместного действия внешне совпадает с формой 1 л. мн.ч. изъявительного наклонения у глаголов совершенного вида и несовершенного вида, обозначающих однонаправленное движение, но отличается от них особой интонацией побуждения: идем , бежим , летим.

К этой форме при вежливом побуждении может присоединяться постфикс -те: Поспоримте , пожалуйста , о чем-нибудь (А. Герцен). Аналитическая форма совместного действия образуется сочетанием частицы давай (те ) с инфинитивом глагола несовершенного вида: Давайте работать до седьмого пота над поднятием количества , над улучшением качества (В. Маяковский). Форма совместного действия используется для побуждения к такому действию, в котором предполагает принять участие и говорящий.

Побуждение к действию может иметь различные оттенки значения. Для выражения приказа или категорического требования чаще употребляются формы глаголов совершенного вида (сядь, купи , встань ). Формы глаголов несовершенного вида обозначают самое широкое приглашение к действию — просьбу, совет и т.д. (садись , покупай , вставай ). При употреблении с отрицанием повелительное наклонение глаголов несовершенного вида выражает, как правило, запрещение (Не ставь вещи в угол ). Для выражения предостережения с отрицанием употребляются глаголы совершенного вида, обозначающие такие процессы, которые нежелательны и осуществляются помимо воли носителя процессуального признака: заблудиться , заболеть , заразиться , испачкаться , простудиться и т.п. {На улице ветрено , не простудись; Будь осторожен , не оступись ). В разговорной речи в таких конструкциях для усиления значения предостережения нередко употребляется семантически опустошенная форма смотри: Смотри , не опоздай; Смотри , не проговорись. Различные оттенки побуждения морфологически не выражены, они создаются интонацией и лексическим значением глагола: одна и та же форма, произнесенная с разной интонацией, может обозначать и приказ, и требование, и совет, и мольбу, и вежливое приглашение к действию.

Форма 2 л. ед.ч. может быть адресована не только собеседнику, но и самому говорящему или третьемулицу, а также употреблена в обобщенно-личном значении: Брат нашалит , а я держи ответ;

Что за житье никогда не солги (И. Гончаров); Нас с тобой , будь мы хоть статские советники , ни за что не пустят (А. Чехов). При этом выражается не собственно побуждение во всех его разновидностях, а желательность, допущение, долженствование.

С близким значением желательности, допущения, долженствования часто употребляются и сочетания частицы пусть (пускай ) с формами 3 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения (пусть читает , пускай войдет ). Такие сочетания иногда включают в парадигму повелительного наклонения в качестве аналитических форм 3 л. ед. и мн.ч. Частица пусть (пускай ) может сочетаться с формами 1 и 2 л. изъявительного наклонения: Пусть вы будете рассказчиком; Пусть мы будем на высоте. Близость таких сочетаний к свободным синтаксическим конструкциям, не позволяет включать их в парадигму повелительного наклонения в качестве полноправных членов.

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемый, возможный или желаемый процесс: Сказал бы ты это вовремя. , ничего бы не случилось; Почитал бы он книгу. Особенностью сослагательного наклонения является отсутствие форм времени и лица. Формы сослагательного наклонения аналитические, они образуются сочетанием глагольной формы на -л, совпадающей с формой прошедшего времени, и частицы бы и изменяются по числам и родам (в ед.ч.): светило бы , светила бы , светило бы , светили бы. Частица бы может быть отделена от формы на -л другими словами, а также входить в состав союзов чтобы , дабы , если бы , как если бы и некоторых других. В том случае, если частице предшествует оканчивающееся на гласный звук слово, частица может выступать в виде б: Когда б не смутное влеченье / Чего-то жаждущей души , / Я здесь остался б наслажденье / Вкушать в неведомой тиши: / Забыл бы всех желании трепет. / Мечтою б целый мир назвал (А. Пушкин).

Формы сослагательного наклонения могут также употребляться для выражения желания или совета: Хорошо бы он пришел сегодня; Ехал бы ты в деревню. В сложноподчиненных предложениях формы сослагательного наклонения используются с уступительным значением, обычно в сочетании с союзами и союзными словами: Что бы ни было , мы неразлучимы перед вечностью (Ю. Бондарев).

Сфера употребления частицы бы в русском языке очень широка. Эта частица и без сочетания с формой глагола на -л может выражать присущие сослагательному наклонению значения: Ну и жара , кваску бы; Поспать бы немного; Узнай бы я об этом , ему несдобровать. Как довольно редкую можно отметить возможность сочетания частицы бы с причастием: Человек , обретший бы уверенность , с большим оптимизмом смотрит в будушее. Однако все эти случаи не входят в морфологическое сослагательное наклонение.

Формы наклонений могут выражать самые разнообразные значения и употребляться в переносных значениях, т.е. в функции других наклонений.

Например, для выражения побуждения наряду с формами повелительного наклонения в русском языке широко используются формы изъявительного и сослагательного наклонений. Такое употребление характерно для форм 2 л. ед. и мн.ч. изъявительного наклонения, причем важную роль при этом играет побудительная интонация: Сейчас же пойдешь домой и принесешь мне книгу!; Вы немедленно возвращаетесь к себе в часть и обо всем докладываете командиру! С побудительным значением встречаются и формы прошедшего времени глаголов начать , кончить , пойти , поехать , полететь , взять , взяться и др.: Ну , вместе , дружно начали !; Пошел вон отсюда вот что я тебе говорю. Использование форм изъявительного наклонения с побудительным значением усиливает категоричность побуждения: говорящий таким образом подчеркивает уверенность в выполнении выраженного им волеизъявления. Вместе с тем в конструкциях с частицей не формы изъявительного наклонения могут выражать и смягченное побуждение, просьбу:

Не расскажете ли нам что-нибудь , Иван Федорович? С таким же значением ослабленного побуждения употребляются и формы сослагательного наклонения: Сергей , шел бы ты домой. Но если в конструкции есть частица чтоб , побуждение, выраженное формой сослагательного наклонения, имеет весьма категорический характер: Чтоб немедленно вернул мне книгу!

Точно так же значение предполагаемого или возможного процесса может быть выражено не только сослагательным наклонением, но и формами изъявительного и повелительного наклонений. Формы прошедшего времени изъявительного наклонения употребляются для обозначения возможного, легко осуществимого действия: Не канатом он с Ермилом-то связан , бросил да пошел (А. Островский). С условным или уступительным значением нередко употребляются и формы повелительного наклонения: Об этом и слова не скажи ; За что ни возьмись , все из рук валится; Приди ты раньше , все было бы хорошо; Ей волю дай , и тебя из избы выгонит.

Особый случай представляет употребление формы 2 л. ед.ч. повелительного наклонения для обозначения неожиданного действия, всегда в сочетании с и , да и: Ведь узнала барыня Матрену и меня узнала , старая , да жалобу на меня и подай (И. Тургенев); А я и вспомни о вашем предложении. Для усиления значения внезапности, неподготовленности действия в таких конструкциях часто употребляется форма возьми: А он возьми да и скажи это вслух. Осуществление названного глаголом действия (подай, вспомни , скажи ) никак не связано с волеизъявлением говорящего. Такое употребление формы дает возможность говорящему лишь квалифицировать действие как неожиданное, неподготовленное. Форма 2 л. ед.ч. повелительного наклонения в таком употреблении по значению очень близка форме прошедшего времени глаголов совершенного вида.

Наклонение глагола выражает отношение действия, обозначаемого глаголом, к действительности. Наклонение бывает трех типов:

1. изъявительное наклонение , которое также носит название «индикатив». Эта форма означает, что действие произошло, происходит или произойдёт на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении меняются по временам. Причём для глаголов несовершенного вида имеют место все три времени: прошедшее, настоящее и сложное будущее.

например: думал - думаю - буду думать, делал - делаю - буду делать, искал - ищу - буду искать

А для совершенного вида - только два: прошедшее и простое будущее.

например : придумал - придумаю, сделал - сделаю, нашёл - найду .

В будущем и настоящем временах гласная, стоящая в конце основы инфинитива в некоторых случаях пропадает.

например: слышать - слышу, видеть - вижу .

2. повелительное наклонение , которое также носит название «императив». Эта форма означает просьбу, совет, приказ или побуждение к действию. Глаголы в повелительном наклонении чаще всего употребляются во 2-ом лице. В этом случае они имеют нулевое окончание в единственном числе и окончание «-те» во множественном. Также они не меняются по временам. Образуется повелительное наклонение с помощью основы глагола в настоящем или простом будущем времени, к которой прибавляется суффикс «-и-» или в некоторых случаях нулевой суффикс.

Например: Учти, ты должен это сделать! Брось заниматься ерундой! Посмотрите этот фильм!

3. условное или сослагательное наклонение , которое также носит название «субъюнктив». Эта форма означает, что действие в реальности не произошло, а только является желаемым, планируется в дальнейшем, несбыточно или осуществится при выполнении каких-то необходимых условий.

Например: Я полетел бы в космос изучать далёкие звёзды. Через год я хотел бы съездить на море. Я читал бы чужие мысли. Я пошёл бы гулять, если дождь прекратится.

Глаголы в настоящем и будущем времени для образования условного наклонения не используются. Оно составляется исключительно с помощью глагола прошедшего времени (то есть основы инфинитива, прибавления к ней суффикса «-л-»), а также частицы «бы» или «б». Данные частицы могут находиться как перед глаголом, так и после него, а также быть с ним разделены прочими словами.

Например: Я сходил бы в музей. Я сходил с удовольствием бы в музей .

Глаголы в условном наклонении меняются по числам, а в единственном числе ещё и по родам, но никогда не меняются по лицам и, как уже оговаривалось, по временам.

Например: посмотрел бы, посмотрела бы, посмотрели бы .

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»