Музыкальные контрасты. Что такое контраст в музыке, литературе, фотографии и кино? и революциями, охватившими всю Россию

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сергей Васильевич Рахманинов Русский композитор, пианист, дирижёр.





"Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды". С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже XIX – XX веков. Столкновение нового во старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве. Время, связанное с первой мировой войной и революциями, охватившими всю Россию.








По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать. И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях Моё бедное счастье цветёт… СИРЕНЬ






Рассказ « Сирень» …Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо…У каждой был свой привкус. Белая – это словно лизнуть пробку от маминых французских духов; лиловая отдаёт чернилами; самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…


Выводы: Личность выражает внутреннее состояние в музыке Различные исполнители создают свой образ Зрительные образы усиливают восприятие, делают музыкальный образ более разнообразным, выразительным. Выводы: К омпозитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние. З рительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным. Домашнее задание: Прочитайте рассказ Ю.Нагибина «Сирень», который усилит впечатление от музыки С.Рахманинова, поможет представить образ композитора, войти в его мир.

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Мир образов вокальной и инструментальной музыки Удивительный мир музыкальных образов «Искусство есть средство беседы с людьми»М.Мусоргский Н.А.Римский –Корсаков(1844-1908) Музыка – искусство поэтической мысли, которое сродни нашей речи. Интонация Музыкальная РазговорнаяИзобразительная Выразительная Музыкальный образ Живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. В художественных образах раскрываются различные грани духовного мира человека, его отношение к самым разным явлениям окружающей жизни. Вокальная музыка(vocale - голосовой) Сольное пение Ансамблевое пение Хоровое пение с сопровождением и a capella Жанры вокальной музыки ПесняВокализ (песня без слов)РомансСеренада (песня под балконом возлюбленной)Баркарола (песня лодочника)БалладаГимнКант Жанры вокальной музыкиКрупная форма Хоровой концертКантата (от итал.слова “cantare”–“петь”)Оратория (от лат.слова “oro”–“говорю”, “молю”)Реквием (заупокойная месса)Месса Жанры вокальной музыкимузыкальные спектакли ОпераБалетОпереттаМюзиклРок-опера Образы романсов и песен русских композиторов Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь родное, далекое,Слушая ропот колес непрестанный.Глядя задумчиво в небо широкое. И. Тургенев Старинный русский романс Слово «романс» испанского происхождения. Это вокальное произведение для голоса в сопровождении гитары, фортепиано, воспевающее любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье. Почему мелодии и словапопулярных в народе старинных романсов оставляют след в нашей памяти?Какие чувства, мысли,переживания переданыв романсах? Песня-романс Знакомые звуки,Чудесные звуки!О, сколько вам силы дано!Прошедшее счастье,Прошедшие муки!И радость свиданья,И слезы разлуки –Вам все воскресить Суждено.А.Плещеев Александр Егорович Варламов(1801-1848) Создателями романсов были и выдающиесякомпозиторы, и певцы-любители, и неизвестныемузыканты. Песня-романс «Красный сарафан» настихи Н.Цыганова рассказывает о девичьей доле. ???????????????????????? Почему романс «Красный сарафан» называли русской песней?Как отразились особенности стихотворения, его сюжет на композиции музыкального сочинения, его форме?Как строится беседа дочери с матерью?Как меняются характер звучания, лад?Какую роль играет аккомпанемент? Мир чарующих звуков И музыкой нежной летучей Слова облекаются вдруг… Романс охватывает различные сюжеты, передает чувства, переживания, восторженное любование красотой природы. В них запечатлены прекрасные качества души русского человека, его стремление к истине, добру, красоте, любви. Романс-это жанр камерной музыки, которая предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах. ЖаворонокСлова Н.Кукольника Музыка М.Глинки Между небом и землейПесня раздается.Неисходною струейГромче, громче льетсяНе видать певца полейГде поет так громкоНад подруженькой своейЖаворонок звонкий. Благословляю вас, лесаСтихи А.Толстого Музыка П.Чайковского Благословляю вас, леса,Долины, нивы, горы, воды,Благословляю я свободуИ голубые небеса!И посох мой благословляю,И эту бедную суму,И степь от краю и до краю,И солнца свет и ночи тьму,И одинокую тропинку,По коей, нищий, я иду,И в поле каждую былинку,И в небе каждую звезду!О, если б мог всю жизнь смешать я,Всю душу вместе с вами слить,О, если б мог в свои объятьяЯ вас, враги, друзья и братья,И всю природу заключить! ????????????????????????? Какие переживания, жизненные ассоциации, зрительные образы возникают в вашем воображении под воздействием музыкальных образов русских романсов? Какие чувства овладевают поэтом, слу-шающим неизвестный нам романс? Романс Романса голос узнаюНа самом дальнем расстоянье Стою и мысленно пою,И мне приятно с ним слиянье.И всех я вспоминаю вас,Друзей и родственников дальних,Уже ушедших и печальных:Напомнил мне о вас – романс! К глазам я подношу платок,Который мне не помогает,И только воздуха глотокМне умереть не позволяет.О том, что я отстал от васИ в этой жизни затерялся,-Напомнил старый мне романс,Романс, который оборвался. В.Семернин Два музыкальных посвящения Романс «Я помню чудное мгновенье» М.И.Глинки на стихи А.Пушкина –шедевр романсовой лирики начала XIXвека. Это исповедь сердца композитора, глубоко личная «дневниковая запись» переживаний и раздумий, отчаяния и восторга. «И жизнь, и слезы, и любовь» Глинка сочинил романс в 1840г. стихотворение поэтпосвятил Анне Петровне Керн, а Глинка- ее дочери Екатерине. Романс отличается сочетанием широкоймелодии с выразительной декламацией, что является важнейшей чертой вокального стиля Глинки. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения. В нем отражены три важных момента душевнойжизни героя:- воспоминание о первой встрече,- горечь разлуки с любимой,- радость вновь наступившего свидания.Смысловая выразительность поэтической речи, ее нюансы передаются в романсе ритмическимиакцентами, убедительными повторами («Как гений чистой красоты»), энергичным поступательным ритмом среднего раздела. Я помню чудное мгновенье Я помню чудное мгновенье.Передо мной явилась ты,Как мимолетное виденье,Как гений чистой красоты.В томленьях грусти безнадежной,В тревогах шумной суеты,Звучал мне долго голос нежныйИ снились милые черты. ????????????????????????? Какие приемы развития музыкального образаиспользовал Глинка в романсе – повтор, контраст, вариационнось?Какие функции в романсе выполняют вступление и заключение?Исследователи называют этот романс небольшой вокальной поэмой.Ее можно охарактеризовать словами А.Пушкина: «Все вНей гармония» Как вы понимаете смысл высказывания? «Вальс-фантазия» Вальс был сочинен под влиянием сильного чувствак Екатерине Керн. Глинка написал вальсдля фортепиано, но онстал так популярен, чтопоявились его оркестровыепереложения. ??????????????????????? Почему Глинка дал своему произведениютакое название – «Вальс – фантазия»?Для какой обстановки больше подходит этот вальс – для бала, балета илисимфонического концерта?К какой области музыки ее можно отнестилегкой или серьезной? Портрет в музыке и живописи «Уноси мое сердце в звенящую даль..» «Не хочу ради того,Что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». С.Рахманинов (1873-1943г) Романс «Сирень» О мелодике Рахманинова говорили,что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. ???????????????????????? Как композитор выражает контраст междувзволнованным чувством человека и образомбезмятежной природы?Какие особенности лирического образа под-черкиваются сопоставлением плавной мелодиии колышущегося аккомпанемента?В какой части романса звучат более напря-женные интонации? Что они выражают –радость или боль, мечты о счастье или горечьутраты? Музыкальный образ и мастерство исполнителя Мира восторг беспредельныйСердцу певучему дан.. А.Блок.Федор Иванович Шаляпин(1873-1938) «Ноты – это простая запись, нужно их сделать музыкой, как хотел композитор» «Только правдивое прекрасно. Двух правдчувства не бывает. Единственно правильнымпутем к красоте я поэтому признавал для себя правду». Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокойА.Пушкин Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов «Свадебная игра» Длилась несколько дней, а и иногда и недель. Первая часть – прощание девушки с роднойсемьей разыгрывалась в доме невесты. Вторая часть – традиционный свадебный пир.Начинался в доме родителей жениха после об-ряда венчания. «Матушка, матушка, что во поле пыльно…» Как передан разговор матери с дочерью?Какая из песен передает драматическоестолкновение двух душевных состояний? Песня в свадебном обряде Песни невесты: плачи, причитания.причеты, Девушка: река, ягод-ка, лебедушка, утушка.Парень: ясный сокол. Сцены свадьбы в операх русских композиторов Глинка «Руслан и Людмила»Мусоргский «Хованщина» Образы песен зарубежных композиторов Искусство прекрасного пения Голос, голос, Кто тебя не слышит, Тот без крыльев на земле живет: Кажется, что это небо дышит, Кажется, что даль тебя зовет… В.Семернин Бельканто – прекрасное пение Родина бельканто-Италия.Мастера бельканто-Мария Каллас,Энрико Карузо,Марио дель МонакоЕлена Образцова Мендельсон «Песня венецианского гондольера»Шуберт «Баркарола» Глинка «Венецианская ночь» Старинной песни мир Я пел песни и пел их много, много лет. Когдая пел о любви, она приносила мне страдания, когда я пел страдании – оно превращалось влюбовь. Так любовь и страдания раздирали мне душу. Ф.Шуберт (1797-1828г.) Франц Шуберт создал новый тип песен. Это небольшие музыкальные сцены с определенным сюжетом, в которых аккомпанемент как бы комментировал,а иногда и иллюстрировал смысл слов.Шубертиады – вечера для венских об-ществ любителей музыки. Баллада – вокальная, инструментальная пьеса романтического характера. Раннее средневековье - танцевальные песни.Средние века – песни повествовательногохарактера. Жанр был как бы открыт зановона рубеже XYIII- XIXвв.Cоздатель вокальной баллады–Франц Шуберт «Лесной царь» «Мы застали Шуберта в совершенно разгоряченном состоянии, громко читавшимпо книжке «Лесного царя». Он прошелся с книжкой, сел, в самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».Шуберту было всего 18 лет. Кто скачет, кто мчится под хладною мглойЕздок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник;Обняв, его держит и греет старик.-Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?-Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;Он в темной короне, с густой бородой.-О нет, то белеет туман над водой. «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи;Из золота слиты чертоги мои».-Родимый, лесной царь со мной говорит:Он золото, перлы и радость сулит!-О сын мой, ослышался ты:То ветер, проснувшись, колыхнул листы. «Ко мне, мой младенец; в дуброве моейУзнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать,Играя, летая, тебя усыплять».-Родимый, лесной царь созвал дочерей:Мне, вижу, кивают из темных ветвей.-О нет, все спокойно в ночной глубине:То ветлы седые стоят в стороне. «Дитя, я пленился твоей красотой:Неволей иль волей, а будешь ты мой!» -Родимый, лесной царь нас хочет догнать;Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.Ездок оробелый не скачет, летит:Младенец тоскует, младенец кричит:Ездок погоняет, ездок доскакал…В руках его мертвый младенец лежал. Народное искусство Древней Руси Музыкальное искусство Древней Руси:Церковная музыкаНародное музыкальное творчество –фольклор.Древние славяне – язычники, обожествляли природу.Бог солнца –Дажьбог, ветра –Стрибог.В честь них совершались обряды, которыесопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. В русских народных сказках упоминается о чудодейст-венной силе музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставля-ют плясать без отдыха. Скоморохи- странствующие актеры, своим искусством способствовали развитию жанров литературы: эпос, поэзия, драма. Скоморохи играли на гуслях, гудках, дудках, домрах Русская духовная музыка Прости мне, Боже, прегрешеньяИ дух мой томный обнови,Дай мне терпеть мои мученьяВ надежде, вере и любви. И.Козлов Владимир (Красно Солнышко) – 988г.- Крещение Руси – Днепр. Владимир отправил вразные страны послов. Красота богослуженияв Греции, входившей в состав Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в летописи. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища и красоты такой не знаем, как ирассказать об этом. Знаем мы только, чтопребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех странах. Не можем мызабыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пре-бывать в язычестве. Церковное пение – унисон (одноголосие), мужское, a capella (без сопровождения),выражало идею единомыслия, соединение сердец и умов: «Пусть твой язык поет, а ум пусть прилеж-но размышляет над смыслом песнопения»Знаменный распев – сплав русской культу-ры с византийской, величественен, строг.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

г. Узловая, Тульская область.

урок музыки в 3 классе

Тема: «Контраст в музыке».

(урок-игра)

учитель музыки: Вакуленко

Галина Александровна

Цели:

    Познакомить с понятием контраст; учить находить контрасты элементов музыкальной речи в вокальной и инструментальной музыке;

    Учить говорить о музыке, обогащать память детей новыми словами о характере музыки;

    Познакомить с трёхчастной формой музыки, основанной на контрасте;

    Познакомить с выразительными возможностями оперного искусства

(видеофрагмент «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»);

    Подвести к пониманию того, что чем больше меняется видов развития в музыке, тем она интереснее;

Развивающие задачи:

    Развивать умение определять виды развития музыки;

    Развивать умение угадывать замысел композитора в вокальной и инструментальной музыке, анализируя развитие музыки;

    Развивать умение определять 3х частную форму в музыке, смену характера частей;

    Развивать умение слышать, чувствовать смену характера музыки, передающей смену настроения героя и соотносить это со сменой средств музыкальной выразительности;

    Развивать умение находить выразительные тембры музыкальных инструментов для оркестровки музыки;

    Развивать коммуникативные умения учащихся (монологическую речь учащихся, диалог «учитель + ученик» и «ученик + ученик»);

    Развивать творческие способности учащихся.

Освоение знаний о музыке:

    Знакомятся с новыми музыкальными терминами (контраст, алегретто, синкопа, челеста);

    Сравнивать ритмический рисунок 1 и 2 части песни «Свинка обижается» Майстровой и делать вывод о том, что они контрастны (острый и ровный ритм); самостоятельно находить ритмическую фигуру, которая создаёт в 1 части танцевальный характер (синкопа);

    Развивать воображение, представить мысленно героя, слушая «Марш Черномора» М.И.Глинки

    Познакомить кратко с содержанием I действия оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

Практические навыки и умения:

    Правильно формировать гласные звуки, петь с высокой позицией подвижным голосом;

    Показывать с помощью музыкально-дидактической игры «Солнышко и тучка» ладовое и гармоническое развитие в пьесе Ф. Шуберта «Алегретто»;

    Передавать движениями простые ритмические фигуры;

    В своём исполнении точно передавать ритм 1 и 2 части с помощью музыкально-дидактической игры «Танцуй как я»;

    Понимать значение терминов симфонический оркестр и партитура, пользоваться партитурой на экране для точного исполнения своей партии;

    В своём исполнении на детских музыкальных инструментах создают с помощью контрастов элементов музыкальной речи образ Черномора;

Воспитательные задачи:

    Воспитывать у детей слушательскую и исполнительскую культуру, устойчивый интерес к музыкальному искусству;

    Самостоятельно оценивать свою работу на уроке.

Оборудование, наглядный материал:

    Компьютер, проектор, презентация к уроку;

    Рабочая тетрадь, рисунок цветика-семицветика в ней для анализа элементов музыкальной

    Музыкально-дидактические игры:

«Солнышко и тучка»; «Разноцветные кубики»; «Ритмическое лото»; «Танцуй как я» (объёмная лесенка, большая матрёшка для учителя и маленькие каждому ученику); «Средства музыкальной выразительности»; «Кузнечик»; «Сложи музыку»;

    Тексты песни «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова для всех детей;

    Ноты: песня «Свинка обижается» муз. Майстровой, слова Орлова; «Марш Черномора» М.И.Глинка;

    Детские музыкальные инструменты: бубны, ложки, барабан, треугольник, колокольчики, металлофоны;

    Оценочные листы всем детям.

Ход урока

(Вход в класс под музыку «Вместе весело шагать» В. Я. Шаинского)

Основная часть урока.

Слово учителя.

Окружающий нас мир постоянно изменяется. Проходит зима, наступает весна, лето, осень. С течением времени изменяется животный и растительный мир Земли. Изменяется человек – проходит путь от молодости до старости. В музыке передаётся всё многообразие природы и человека. Поэтому музыка тоже непременно изменяется.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из основных видов изменения, развития музыки - контрасте. Слово «контраст» означает «противоположность».

Всем элементам музыкальной речи присущи контрасты. Давайте их назовём.

(перечисляют)

.

Молодцы! Сядьте как слушатели и послушайте пьесу австрийского композитора Франца Шуберта «Алегретто». В этой музыке надо найти контрасты элементов музыкальной речи.

(Слушание пьесы Ф. Шуберта «Алегретто»)

– Контраст какого элемента музыкальной речи вы заметили в музыке?

Что всё время менялось?

(Всё время менялись мажор и минор).

– Как называется такое развитие музыки?

(Это ладовое развитие)

Сочетание мажора и минора лишь показывает свет и тень, яркость и мягкость.

Давайте покажем ладовое развитие в музыке с помощью игры «Солнышко и тучка».

(Слушание и показ смены мажора и минора в музыке с помощью карточек).

Многие выполнили задание правильно. Были ребята, которые очень старались, но не успевали вовремя показать нужную карточку. Давайте выполним задание ещё раз и сравним свой показ с появлением карточек на экране.

(на экране картинки меняются в соответствии с развитием музыки)

Смотрите, какая весёлая картина получилась на экране.

–Так для чего же композитор использовал ладовый контраст?

(Для украшения музыки, её расцвечивания).

Правильно, чтобы украсить музыку, чтобы нам было интересно её слушать.

Пение и музыкально-теоретический анализ
формы и развития музыки в песне
.

Узнайте мелодию знакомой песни. (Наиграть мелодию песни Майстровой «Свинка обижается»

Правильно, это песня композитора Майстровой «Свинка обижается».

Сегодня мы продолжим работу над точной передачей мелодии и ритма. Но сначала споём песню и обратим внимание на её построение и контрасты по элементам музыкальной речи. (пение стоя)

(Пение песни «Свинка обижается» Муз. Майстровой)

– Кто был внимательным и понял, сколько частей в песне?

(Три части)

– А было ли вступление?

Выложите из кубиков строение песни.

(Дети выкладывают 3х частную форму,

музыкально-дидактическая игра «Разноцветные кубики»)

– Почему для 1 и 3 части вы взяли кубики одинакового цвета?

(В 1 и 3 части одинаковый характер музыки – весёлый,
а в середине - грустный.)

– Проверим, правильно вы выполнили задание или нет.

– Посмотрите на экран. Если вы правильно выберете слова к 1 и 2 части, то

узнаете какие контрасты есть в песне.

(Выполняют задание, кто-то из детей зачитывает слова,

подходящие к первой части, а кто-то – ко второй )

Проверим это задание

В каждой строке получились противоположные по значению слова, получились контрасты.

– Как мы назовем контрасты, которые получились в каждой строке?

Веселая – печальная ладовый

Громкая – тихая динамический

Быстрая – медленная темповый

Танцевальная – напевная жанровый

Работа над точной передачей ритма песни

– Прохлопайте эти ритмические фигуры и подумайте, какая из них помогает создать танцевальный характер в крайних частях песни?

(Дети хлопают по очереди все ритмические фигуры)

Прохлопайте ритмическую фигуру создающую танцевальность громче.

(Дети хлопают синкопу, и она выдвигается на экране вперёд)

– Как называется эта ритмическая фигура?

(синкопа)

Давайте споём первую часть песни и научимся точно передавать синкопированный ритм. Возьмите матрёшек. Они должны танцевать на вашей ладошке точно так же как большая матрёшка на моей.

(Музыкально-дидактическая игра «Танцуй как я». Пение на слог «та» вместе, «перепляс» - по очереди поют мальчиками и девочками, индивидуальная работа, затем пение вместе с текстом 1 части)

Теперь споём и точно передадим ритм во второй части.

(Пение на слог «ля» вместе)

– Сравните ритм 1 и 2 части.

(Они разные, контрастные. В 1 и 3 части – острый ритм, синкопы,
а во 2 части ровный ритм).

Какой новый контраст мы нашли в песне? (ритмический)

Работа над точным интонированием мелодии

– Теперь проследим за мелодической линией. Покажите рукой как изменяется высота звуков.

(Пение и показ мелодической линии 1 части рукой)

Этот кузнечик поможет вам точнее спеть и даже увидеть мелодический рисунок 2 части песни. Пойте и следите за движением кузнечика по лесен-

(Пение песни с использованием музыкально-дидактической игры «Кузнечик», индивидуальная работа по необходимости)

Посмотрите на таблицу. Здесь видно всё развитие песни. Надо спеть песню, правильно исполняя все контрасты. А значит надо правильно передать развитие музыки. Это поможет ещё ярче и интереснее передать её шуточный характер. (пение песни детьми стоя)

На чём основано развитие музыки в песне?

(на контрасте)

Слушание музыки и диалог с учащимися .

Понять вокальную музыку помогает не только знание приёмов развития музыки, но и текст. А сможете ли вы разгадать замысел композитора в инструментальной музыке? Сегодня мы послушаем необычный марш. Он звучит в опере Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила», которая написана по поэме Александра Сергеевича Пушкина. В опере этот герой вообще не поёт. И всё же, мы получаем представление о том, что это за существо. Про него рассказывает музыка марша, под который он выходит на сцену. Послушайте и постарайтесь представить себе этого героя.

(слушание «Марш Черномора» М.И.Глинка)

Каким изобразил героя композитор?

(Злой, жестокий, властный, маленький, кричит, угрожает)

Ребята, герой, которого нарисовала музыка действительно злой.

Это злой волшебник Черномор. Опера начинается со сцены свадебного пира:

Киевский князь Светозар выдаёт свою дочь Людмилу замуж за храброго витязя Руслана. Вдруг веселье прерывается, раздаются сильные удары грома, наступает полная темнота. Гости в страхе замирают на месте… Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Вот как изобразил сады Черномора художник Шишков.

Уродливый карлик с длинной бородой хочет понравиться Людмиле. Он наряжается в богатые одежды и шествует к ней под звуки марша, окружённый толпой рабов.

(сразу после просмотра видео включить следующий слайд)

– Как композитор передал шествие сказочного властелина?

– Сколько частей вы услышали в музыке?

(3 части)

Самостоятельная работа учащихся

– Как менялся характер музыки?

Давайте будем учиться о ней говорить. Выберите подходящие к каждой части слова.

(1и 3 часть. В начале музыка резкая, отрывистая, злая, тяжёлая;
затем слышно лёгкие, тихие, высокие звуки)

– Правильно. Кажется будто грозно покрикивает Черномор, но вдруг его голос срывается на смешной писк и так много раз.

– А как звучит 2 часть?

(Волшебно, прозрачно, нежно, хрустально, светло, легко)

Проверьте, правильно ли вы распределили слова.

– Тембр какого инструмента придаёт музыке этой части волшебный характер? (Челеста

Здесь играет челеста (по-итальянски «небесная, прозрачная») – похожа на маленькое пианино. Это клавишный инструмент, но вместо струн в нём металлические пластинки по которым ударяют молоточки. Звук её действительно будто хрустальный, высокий, нежный, звенящий. В этой части музыка изображает богатство карлика, сверкание драгоценных камней.

– Выложите строение музыки с помощью игры «Сложи музыку»

(Дети выкладывают из разных геометрических фигур 3 частную форму )

Проверьте это задание.

– Какой приём развития музыки использует композитор?

(Контраст )

– Кто же из вас услышал больше изменений в музыке?

Кто лучше угадал замысел композитора?

(меняется: динамика – громко и тихо;

регистр – низкие и высокие звуки;

лад – в 1 части минор и мажор;

ритм – острый и ровный;

тембр – трубы и челеста)

Учитель делает обобщение по слушанию.

Посмотрите. Вы правильно нашли все контрасты в музыке. В марше постоянно есть контраст. Это придаёт ему сказочность, фантастичность. С юмором рисует композитор образ Черномора. Грозные «Трубные кличи» и хрустальные тембры челесты подчёркивают чудовищность и комичность злого волшебника. Он бессилен перед настоящей любовью и смелостью человека.

Вы правильно разгадали замысел композитора.

Знание какого приёма развития музыки вам в этом помогло? (контраст)

Игра на инструментах

– Как называется оркестр, который исполнял «Марш Черномора»?

(Симфонический оркестр)

– У нас будет свой оркестр. Подберите инструменты, чтобы подчеркнуть контраст в музыке.

(Подбирают: 1 и 3 часть. Начало – барабан и бубны,

конец – ложки;

2 часть металлофоны, треугольник, колокольчики)

– Посмотрите внимательно на партитуру.

Партитура - это особая запись, которая объединяет все голоса инстрментов оркестра.

Не забывайте. Что музыканту надо быть внимательным, вовремя вступать, слушать товарищей и правильно играть свою партию по партитуре.

(Дети исполняют на детских музыкальных инструментах
«марш Черномора» М.И.Глинки)

– Молодцы, вы хорошо передали в своём исполнении все контрасты и сами создали образ злого волшебника.

– Какой новый вид развития музыки появился, когда вы сами исполнили марш?

(Исполнительское развитие)

Учитель делает детьми вывод и обобщение.

– Как вы думаете, достаточно ли одного вида развития или чем больше элементов музыкальной речи меняется, тем музыка интереснее?

(Чем больше видов развития, тем интереснее музыка)

Тема урока:

«Уноси моё сердце в звенящую даль…»

Образы романсов С.В.Рахманинова


  • Эпиграфом к теме сегодняшнего урока является последняя строчка стихотворения «Вечер» И.Бунина:

«Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне».

Какое настроение вызывают эти слова?

На какую мысль они наталкивают?



Близки ли мы к природе сегодня? Попытайтесь « заглянуть в себя».

Часто ли современный человек испытывает такие простые и вместе с тем глубокие, возвышенные чувства от общения с природой?


Сегодня мы познакомимся с творчеством русского композитора, пианиста, дирижёра С.В.Рахманинова.

Композитора упрекали в старомодности, а он говорил:

«Не хочу ради того, что я считаю модой, изменять постоянно звучащему тону, сквозь который слышу окружающий меня мир».


Путешествие в «мир Рахманинова» начинается…

Сергей Васильевич Рахманинов

1873 - 1943

Русский композитор, пианист, дирижёр.



"Я русский композитор, и моя Родина

наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды".

С.В. Рахманинов жил и творил на рубеже

XIX – XX веков.

Столкновение нового со старым во всех сферах жизни,

в том числе и в искусстве.

Время, связанное с первой мировой войной

и революциями, охватившими всю Россию.


сумел отстоять своё мнение.

Искренне, взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе.

Как пианист он объездил весь мир.

И где бы он ни выступал, ему дарили букет белой сирени.

Для композитора сирень была символом Родины.



По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт…


  • Послушайте романс «Сирень» и скажите, какие чувства вложил композитор в музыку?
  • Как композитор выражает контраст между взволнованным чувством человека и образом безмятежной природы?

Романс рассказывает о любви, нежности. Музыка выразительная, присутствует элемент изобразительности. В музыке чувствуется прозрачность воздуха, лёгкое дыхание ветвей сирени. Созданы ясные, спокойные образы, полные душевного покоя. Возможно, композитор испытывал счастливые моменты своей жизни, что нашло отражение в его музыке.

В мелодии было развитие. Во второй части романса звучат более напряжённые интонации. Они выражают чувство взволнованности и мечты о счастье.


Послушайте транскрипцию этого романса в исполнении самого композитора и ответьте на следующие вопросы:

  • В чём отличие двух исполнителей романса «Сирень»?
  • Какой образ создаёт каждый из исполнителей?
  • Найдите созвучия между музыкальными и зрительными образами

А в первом, вокальном исполнении передаётся безмятежность природы, образ прозрачности, покоя подчёркивается высоким женским голосом – сопрано.





«Сильные грозовые ливни, неположенные в начале июня… усугубили сумятицу в мироздании. И сирень зацвела вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке…

И когда Верочка Скалон выбежала в сад…он ахнула…поражённая дивным великолепием сиреневого убранства.

Верочка осторожно раздвинула ветви и в

шаге от себя увидела Серёжу Рахманинова,

племянника хозяев усадьбы. Он приподнимал

кисти сирени ладонями и погружал в них

лицо…У каждой был свой привкус.

Белая – это словно лизнуть пробку от

маминых французских духов;

лиловая отдаёт чернилами;

самая вкусная–голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой…

Рассказ « Сирень»


Выводы:

  • Композитор, художник, писатель, а так же исполнитель создают каждый свой образ, выражая своё внутреннее состояние.
  • Зрительные образы усиливают восприятие слушателей, делают музыкальный образ более разнообразным.

Домашнее задание: Нарисуй Сирень…

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетельствует множество найденных предметов с изображениями музыкальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Доказывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стойкость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя некоторыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержание? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- M.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Каждое музыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувственную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачивающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отмечал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают достаточным постоянством. Так, например, траурная музыка воспринимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. По слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкальные и внемузыкальные представления в зависимости от жизненного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основана выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся темп, динамика, регистр, тембр, ритм, гармония, лад, мелодия, интонация и т. д.

Музыкальный образ создается определенным сочетанием! средств музыкальной выразительности. Например, грозный характер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении со сдержанным темпом. Нежный характер -спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Роль отдельных музыкальных средств в создании образа; бывает неодинакова. В каждом музыкальном образе доминируют определенные средства выразительности.

Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Существует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций, всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки^ так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передаются эмоциональные состояния человека: смех, плач, тревога, радость, нежность и т. д. Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.

Б. В. Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искусство как интонационное искусство, специфика которого заключается в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание музыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Речевая интонация выражает прежде всего чувства, настроения, мысли говорящего, как и музыкальная. Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, i непрерывностью или наличием небольших пауз, повышением высоты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами. Скорбная речь человека, как и скорбная музыка (тихая, медленная), прерывается паузами, возгласами. I

Б. В. Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях. | Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зерно-интонация», «клеточка» образа. Например, интонация двух нисходящих звуков с акцентом на первом (интервал малой секунды) обычно выражает боль, вздох, плач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором звуке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование, равное протяженности музыкального произведения. В этом смысле музыка не существует вне процесса интонирования. Музыкальная форма есть процесс смены интонаций.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т. е. структура произведения.

Временная природа музыки позволяет передавать процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы понять смысл произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа: повтор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различным. Дважды повторенная подряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже вслушаться, запомнить мелодию. В другом случае между повторами звучит контрастная тема. Роль таких повторов очень велика: они составляют основу музыкальной драматургии, так как Позволяют утвердить главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпизод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее можно изобразить так: ABA.

Выразительное значение повтора темы увеличивается, если она после появления нового образа (В) сама изменяется. Условно ее «торое появление обозначается как А1. В этом случае трехчастная форма может быть представлена схемой ABA1.

Повтор связан с другим принципом-к онтрасто м, который и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает выразить в музыке смену настроений, может звучать как противопоставление. Так, например, если первая часть была полна беззаботности, веселья, средняя часть вносит контрастный образ (тревога, зло и т.д.). В третьей части в зависимости от того, будет повтор точным или измененным, можно проследить за развитием образа, за музыкальной драматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) контрастных элементов или раздел формы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в совокупности. Более сложные музыкальные формы образуются с I юмощью этих же принципов.

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музыкальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка связана со словом, поэтическим текстом. Ее разновидностями являются сольная, ансамблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содержание выражается более обобщенно. К ее разновидностям относятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народной и классической музыки.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»