Хронология и периодизация древнеиндийской истории. География Индии: рельеф, природные ресурсы, климат, растительный и животный мир

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами. На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится. Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Природные условия

Индия по размерам своей территории и по количеству населения уже в далёком прошлом, также как теперь, принадлежала к числу самых крупных стран Азии. Резкие грани, созданные самой природой, отрезали её от внешнего мира и затруднили связи с другими странами и народами.

На юге, юго-западе и юго-востоке она омывается обширными водными пространствами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. На севере она замыкается величайшим и высочайшим в мире горным хребтом – Гималаями. Горные преграды, хотя и не столь непреодолимые, но достаточно мощные, отделяют Индию на западе от Ирана и на востоке от Индокитая.

Индия в значительной степени была обеспечена природными богатствами, необходимыми для жизни человека, и сравнительно мало нуждалась в привозных продуктах. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стал выращиваться рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений, знакомством с которыми более западные страны были обязаны Индии, следует отметить сахарный тростник и хлопчатник, не говоря уже о пряностях.

Индия обладала неисчерпаемыми источниками всевозможного ценного сырья (камня, металлургических руд, лесоматериалов). Всё это давало возможность хозяйственного развития, в значительной мере самостоятельного, что исключало проникновение иных племён и народностей, а также внешней торговли (в основном через Иран и Среднюю Азию).

Древнейшими земледельческими зонами Индии являлись бассейны двух великих рек: Инда с его пятью притоками (Пятиречьем – Пенджабом), давшего стране её название, и Ганга, также принимающего в себя ряд притоков. Позже развилось сельское хозяйство в южной части страны, на полуострове Декхан.

В долинах Инда и верхнего Ганга рано стало процветать ирригационное земледелие. В других местах земледельцы зависели от атмосферных осадков. Особое значение для страны имеют летние муссоны, приносящие с юго-запада большие количества влаги.

Население

Древнейшие индийские литературные памятники, а также свидетельства античных авторов сохранили воспоминания об исключительно густом населении древней Индии. Эта страна превосходила по количеству жителей Египет и Переднюю Азию, и только Китай мог соперничать с ней в этом отношении.

Этнический состав жителей Индии в древности был исключительно пёстрым. На юге преобладали темнокожие племена, относящиеся к австрало-негроидной расе. Древнейшие обитатели страны говорили на дравидских, а отчасти на ещё более ранних, додравидских языках (языке мунда и др.), в настоящее время звучащих лишь в некоторых районах. Во II тысячелетии до н.э. в Индии начинают распространяться племена, говорящие на языках индоевропейской семьи народов. На основе этих языков выработался литературный язык – санскрит (что означает «очищенный»). В отличие от него разговорные языки получили название пракритов.

Эти более поздние этнические группы, являющиеся переселенцами северо-запада, называли себя ариями. Это этническое наименование получило позднее значение «благородные», так как завоеватели смотрели на покорённое местное население свысока и претендовали на превосходство. Однако о преимуществах той или иной группы говорить не приходится.

Всё зависело от условий развития в тот или иной исторический момент.

Источники

Значительная часть первоисточников по истории древней Индии безвозвратно погибла.

Хуже всего обстоит дело с древними летописями. От них почти ничего не осталось, если не считать отрывков, включённых в более поздние средневековые хроники.

Наиболее велики по объёму и обильны по содержанию поэтические произведения: Веды (обширные сборники гимнов, песнопений, магических заклинаний и ритуальных формул – Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа), Махабхарата (эпическая поэма о великой войне потомков Бхараты) и Рамаяна (сказание о деяниях царевича Рамы).

Кроме мифических и эпических произведений, сохранился также сборник «Законы Ману», хронологическая фиксация которых также представляет большие трудности (ок. III в. до н.э. – ок. III в. н.э.). Это типичный памятник сакрального права, в котором гражданские и уголовные установления тесно переплетаются с ритуальными предписаниями и запретами.

Своеобразным письменным памятником является Артхашастра, составление которой приписывается выдающемуся сановнику, современнику Александра Македонского Каутилье. Этот замечательный трактат об управлении государством содержит целый ряд советов и предписаний, отражающих условия эпохи, когда в стране установилась централизация и бюрократизация.

Для изучения раннего буддизма главным источником является сборник легенд и изречений Типитака.

Наиболее точно датируются эдикты царя Ашоки (III в. до н.э.), высеченные на скалах. Они сообщают о воинах и религиозной политике этого царя.

Из античных авторов наряду с Геродотом, давшим описание западной Индии своего времени (V в. до н.э.), следует особенно отметить Арриана, жившего во II в. н.э. В своём «Анабасисе Александра» он описал поход этого царя в Индию, в специальном произведении – «Индия» – дал подробный географический очерк страны.

Много света на различные моменты древнеиндийской истории проливают памятники материальной культуры. Так, благодаря археологическим раскопкам, начавшимся в 20-х годах нашего века в бассейне Инда, стала известна протоиндийская культура III – II тысячелетий до н.э., характеризующая страну в эпоху, предшествующую перенаселению ариев и появлению древнейшей литературы на санскрите.

Периодизация истории.

Историю Древней Индии можно разделить на следующие периоды:

1. Древнейшая (Индская) цивилизация (XXIII-XVIII вв. до н.э.) - возникновение первых городов, образование ранних государств в долине реки Инд.

2. Ведийский период, названный так по созданной в это время священной литературе Вед (конец II тыс. - VII в. до н.э.):

1) ранневедийский (XII-X вв. до н.э.) - расселение индоевропейских племен ариев в Северной Индии;

2) поздневедийский (IX-VII вв. до н.э.) - образование первых государств в долине Ганга.

3. Буддийский период (VI-III в. до н.э.) - время возникновения и распространения буддизма. Для этого периода характерно бурное развитие городов, появление крупных государств, создание общеиндийской державы Маурьев.

4. Классическая эпоха (II в. до н.э. - V в. н.э.) - расцвет экономики и культуры, становление кастового строя.

Конспект урока истории (Вигасина А.А.)

5 класс

Тема: Природа и люди Древней Индии.

Цель: познакомить учащихся с особенностями географического положения, растительным и животным миром Древней Индии, занятиями ее жителей, особенностями религии.

Задачи:

Образовательные: формирование навыка работы с исторической картой и историческими источника.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям.

Развивающие: развитие кругозора учащихся, развитие умения анализировать, сравнивать и обобщать.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: контурные карты, документ «Природные богатства Индии» (Диодор сицилийский), отрывок из поэмы «Махабхарата», атлас по истории Древнего мира, запись индийской музыки, компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление изученного материала

    Домашнее задание

Ожидаемые результаты: учащиеся должны знать особенности и отличия формирования государств у народов Юго-Восточной Азии, уметь назвать основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе, религии и городах Древней Индии.

Ход урока

Основные этапы урока

Методы

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Содержание учебного материала, деятельность учащихся

Примечания

Приветствие учащихся, отмечает отсутствующих.

Приветствие учителя.

Объяснение, беседа

Ребята, мы познакомились с историей стран Западной Азии. Узнали, что здесь много красивых городов, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени. Например, египетские пирамиды или Библия, которую написали древние евреи. А как жили древние люди на юге Азии? Какие цивилизации там находились? Прослушав музыку и посмотрев слайды, определите, что за страну мы сегодня будем изучать (Музыкальная презентация).

Итак, какую страну мы будем изучать?

Правильно. И тема сегодняшнего урока «Природа и люди Древней Индии».

Сегодня мы познакомимся с новой для нас цивилизацией, во время урока мы узнаем, где и как образовалось индийское государство, чем отличается природа Индии, чем занимались жители этого государства, в чем особенности религии этого государства (слайд 1).

Постановка логического задания:

В течение всего урока, подумайте над таким заданием: «Почему греки считали Индию «волшебной сказочной страной?»

Географическое положение Индии

Итак, мы начинаем наше путешествие по Древней Индии (слайд 2). Но для того, чтобы не заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты. В ходе моего объяснения мы будем заполнять контурные карты, которые лежат перед вами (слайд 3).

Индия представляет собой огромный полуостров, почти материк (слайд 4) . Огромный полуостров Индостан – родина многих древних цивилизаций. Он отделен от всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим в мире горным хребтом – Гималаями (слайд 5) . Вершины их сплошь покрыты льдами и снегом (слово «Гималаи» означает «жилище снега»). Эти горы защищают Индию от холодных ветров, а в древности Гималаи служили хорошей защитой от вражеских нашествий. В Гималаях находится самая высокая на земле вершина – Джомолунгма, ее высота 8848м. Слово «Джомолунгма» означает «поднебесное жилище богов». Древние индийцы верили, что на вершине горы обитали боги. В областях, расположенных близ Гималайских гор, порой бывает так же холодно, как и в Северной Европе. В южных областях Индии большую часть года стоит сильная жара. Центральную часть Индии занимает плоскогорье Декан. Оно является родиной древних цивилизаций. Здесь возвышаются холмы, здесь раскинулись степи, саванны. По земле Индии текут две великие реки – Ганг и Инд .

Начало они берут в Гималаях. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды Ганга жители Индии и сейчас считают священными. Климат полуострова очень жаркий и влажный. Долины крупнейших рек Индии сходны по своим природным условиям с речными долинами Междуречья и Египта: здесь также жарко, ежегодно Ганг и Инд широко разливаются и несут вместе с водой плодоносный ил (слайд 6). Учитель указывает на различие в природных условиях долин Инда и Ганга: в первой редко выпадают дожди, во второй с июня по сентябрь идут ливни.

- Ребята, давайте откроем контурные карты и выполним следующие задания (слайд 7):

1. Напишите названия двух главных рек Индии.

2. Обозначьте и надпишите Гималайские горы.

3. Надпишите название полуострова, на котором находится Индия.

4. Надпишите море и залив, которые омывают Индию.

Климатические и природные условия Индии

Климат полуострова очень жаркий и влажный. Поэтому большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами – джунглями. Джунгли не похожи на леса нашей Родины: поражает огромная высота деревьев, густота растительности – здесь всегда темно и душно, стволы деревьев терялись в высоте. Гигантскими гирляндами свешивались лианы, создавшие сплошную сеть, через которую невозможно было пробраться даже с помощью каменного или медного топора (слайд 8) .

Там водится множество зверей и птиц. Здесь живут огромные слоны, страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны, ядовитые змеи. Люди особенно боялись змей, которые заползали в их жилища. Чтобы умилостивить их, они даже оставляли им еду – комочки риса, молоко (слайд 9).

Жителям Индии удалось приручить слонов. Слоны перевозили тяжести, таскали бревна. Специально обученные слоны участвовали в сражениях. На их спинах находились воины, которые поражали врагов стрелами. Боевые слоны затаптывали противников. Жители Индии почитали слонов как животных, наделенных божественной силой. Они даже изображали бога мудрости с головой слона (показывает рисунок Ганеша).

Давайте прочтем отрывок, посвященный природе Индии, из поэмы «Махабхарата» (показывает картинки из поэмы) , который лежит перед вами. Следите внимательно и подумайте, какова природа и животные в Индии? ( слайд 11).

Вы заметили, что Деваки была одета в одежду из древесной коры. Чуть позже у индийцев появилась их национальная одежда – сари (показывает рисунок) .

Мы продолжаем читать отрывок из индийской поэмы «Махабхарата» (слайд 12).

Ребята, а что описано в этом отрывке? Вы обратили внимание на картинку? Что за цветок изображен на ней?

Лотос в Индии считается священным цветком.

Физ. минутка (слайд 13)

Змея по земле растянулась,

На хвост не спеша оглянулась.

Не видно, довольно вздохнула,

Легла и спокойно уснула.

Не видно, еще раз взглянула,

Легла и спокойно уснула.

Червяк по земле растянулся,

А хвост у него перед носом

Стать длинным задался вопросом.

Хвостом по земле он вдруг хлопнул,

Вздохнул, потянулся и лопнул.

Занятия жителей Древней Индии

(работа с историческим документом)

Опережающее задание: каковы же были занятия населения Древней Индии? Ответить на этот вопрос нам поможет отрывок из сочинения Диодора Сицилийского «Природные богатства Индии», который вы прочитали дома (слайд 14).

Ребята, какой вывод мы можем сделать? Чем занимались древние индийцы? (слайд 15).

Основным занятием древних индийцев было оседлое земледелие. В Древней Индии люди обычно селились вдоль рек, но нередко их деревни строились на краю джунглей. Жители деревень выращивали пшеницу, ячмень, овощи. Там, где было много воды, возделывали рис. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поедает болотные травы и водяные растения, которые не едят другие домашние животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было бы освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей силой обладают слоны, которых использовали и в хозяйстве и на войне (слайд 16).

- Ребята, а к нам пожаловали гости (разыгрывается небольшое представление.Действующие лица: ведущий, путешественник, друг путешественника).

Ведущий: Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.

Путешественник: Индия удивительная страна. Там на кустах растет белая шерсть…

Друг путешественника: Этого не может быты, ты лжешь!

Путешественник: Нисколько…индийцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из нее ткани…А из тростника выжимают сок, уваривают его на огне, и он становится твердым и более сладким, чем пчелиный мед.

Друг путешественника: Вранье! На свете нет ничего слаще меда.

О чем же рассказывал путешественник?

Индийцы научились выращивать хлопчатник. Из него выделывалась пряжа, из которой производились легкие, удобные в жарком климате ткани.

Из сахарного тростника получали сладкий порошок – сахар. Это был самый древний сахар в мире. Разные растения и цветы использовались для получения пряностей и благовоний, каких не было больше нигде. Не случайно в Индию устремлялись торговцы из разных стран, чтобы заполучить эти удивительные вещества, стоившие очень дорого (слайд 17).

В древней индийской поэме «Махабхарата» сказано: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, осел и мул – эти семь считаются домашними животными». Какие выводы можно сделать из этих слов?

Рабами в Индии, как и повсюду на древнем Востоке, становились военнопленные, неоплатные должники, преступники, дети рабынь, а также дети, проданные в рабство своими родителями.

Рабовладелец мог подарить своего раба, продать, проиграть в кости или даже убить.

Цивилизация Древней Индии

Начало цивилизации в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э., когда в долине Инда возникли великие города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо-Даро и Хараппа. В начале 20 в. английские археологи обнаружили развалины этих городов. Особенно их поразил Мохенджо-Даро. Вероятно, город строился на протяжении нескольких столетий. Его размеры достигали 250га. Здесь были обнаружены прямые улицы, с домами, построенными из обожженного кирпича. Стены некоторых зданий возвышались на 7 с половиной метров. Скорее всего, горожане жили в 2-х и 3-х этажных домах. В домах не было украшений и окон, выходящих на улицу, но зато, кроме жилых помещений, была комната для омовений, куда подавалась вода из специального колодца.

Улицы располагались с севера на юг и с востока на запад, ширина каждой из них достигала 10м. вероятно, древние жители этого города пользовались повозками на колесах. В центре Мохенджо-Даро возвышалось здание с огромным бассейном. Назначение этого строения точно неизвестно, но ученые предположили, что это здание представляло собой древний храм, посвященный богу воды. Неподалеку от храма размещались большие ремесленные мастерские, рынок и зернохранилища. Центральная часть города была обнесена крепостной стеной. За ней жители Мохенджо-Даро прятались во время войн (слайд 18).

На контурной карте отметьте:

1. места древнейших городов Индии.

2. закрасим территорию крупнейшего государства в Индии в III в. до н.э.

На доске высвечивается текст «Реши задачу», который озвучивает учитель.

Археологи рассказали в своих отчетах о том, что древнейшие индийские города были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но кроме, двух-, трехэтажных домов со множеством комнат и небольших помещений (возможно для слуг), а также домов средних размеров, где находились многие инструменты и остатки мастерских, в других районах городов располагались жалкие лачуги, канализации там не было. Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (слайд 19).

Многое о культуре Древней Индии могли бы рассказать древние книги. Они делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скреплялись веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. В Древней Индии были изобретены цифры, которыми мы сейчас пользуемся и называем арабскими. Однако сами арабы заимствовали их у индийцев. Очень важным математическим открытием индийцев было изобретение нуля – знака для обозначения пустоты. Без этого знака современная математика не может обойтись (слайд 20,21).

Памятники культуры Древней Индии – Тадж Махал (слайд 22).

Искусству мудро править людьми должна была учить игра, придуманная древними индийцами и предназначенная для царей и военачальников. Эта игра называлась «чатуранга», а по-русски «шахматы». В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека – йога.

Религия древних индийцев. Особенности индуизма

Как видно из священных книг индийцев, они обожествляли животных и поклонялись многим богам. Их древняя религия – индуизм – сохранилась до наших дней. Большинство населения Индии и сегодня верят в своих древних богов. Больше 4 тысячелетий тому назад из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство (слайд 23).

Ученики рассказывают о трех богах Индии (сообщение было задано на дом) (слайд 24).

Единого бога в Древней Индии не было.

Сначала индийцы обожествляли животных – слонов, коров, а затем их сменили боги, с головами животных (слайд 25).

- Как вы думаете, почему с особой любовью и почтением индийцы относились и относятся к корове?

Абсолютно верно. И поэтому ее называют божественной кормилицей, матерью. Мясо коровы в Индии в пищу не употребляют. Индийцы поклонялись и другим животным.

Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные, и растения имеют душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни. Так, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. Легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу или другое насекомое. Обманщик и кривляка в следующей жизни может стать обезьяной.

По представлениям древних индийцев, все в мире, в том числе и человек, подчиняется карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы – закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души (слайд 26).

Слушают объяснение, смотрят музыкальную презентацию и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока.

Слушают объяснение учителя, наблюдают, делают записи в тетради.

Выполняют задания в контурных картах.

Работа с историческим документом.

Читают отрывок и отвечают на поставленный вопрос.

Делают записи.

Примерные ответы учеников:

На рисунке изображен лотос.

Делают записи в тетрадь.

Проговаривают считалочку вместе с учителем.

Примерные ответы учеников:

Земледелием.

Слушают рассказ учителя.

Смотрят представление.

Примерные ответы учеников: хлопок, сахар.

Слушают рассказ учителя.

Работа с историческим документом

Примерные ответы учеников: в Древней Индии разводили много домашних животных, возможно, существовало рабство.

Слушают объяснение учителя.

Работают с контурными картами.

Слушают отрывок.

Примерные ответы учеников:

Люди в Древней Индии строили города по специальным планам, следовательно, обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь говорит о развитии торговли. Разные жилищные условия – о неравенстве между людьми.

Слушают объяснение учителя и наблюдают.

Рассказывают о богах Индии.

Бог Брахма творец и правитель мира. Он создал вселенную, людей и дал им законы. Обычно его изображают с четырьмя лицами, обращенными к четырем сторонам света.

Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Вишну очень добрый бог, он всегда помогает людям и всем живым существам на Земле. Так, к примеру, индусы считают, что именно Вишну в образе Рамы победил злого Равана. Обычно Вишну изображают человеком с синей кожей, одетым в яркую оранжевую одежду.

Бог Шива грозный носитель сил космоса, который и создает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Обычно Шиву изображают танцующим многоруким и многоглазым. Его священный танец символизирует вечное вращение вселенной.

Примерные ответы учеников:

Она дает молоко и масло.

Закрепление изученного.

Беседа

Игра-викторина «Проверь себя»

Один ученик вызывается к доске, отвечает на оценку, остальные самостоятельно выполняют задания (слайд 27).

Правила игры: если утверждение верное ставим Х, если неверное, то О.

Задания:

1. Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан (Х).

2. Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи (Х).

3. Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана (О).

4. Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан (О).

5. Джунгли – это густой, труднопроходимый лес (Х).

6. Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию, скотоводству, ремеслу и торговле (Х).

7. Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными (Х).

Решение поставленного вначале урока логического задания

В начале урока вам было дано задание: "Почему греки называли Индию "волшебной, сказочной страной"?"

Выслушиваются ответы учащихся, а затем формируется вывод.

Чудеса Индии (слайд 28):

    благоприятные природные и климатические условия;

    плодородные земли;

    полноводные реки;

    защищенность от нападений врагов (Индийский океан, Гималаи);

    памятники культуры.

Ребята, давайте запишем новые понятия, которые мы узнали на уроке (слайд 29).

Итак, сегодня на уроке мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об этой сказочной, волшебной стране и ее жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

"Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!"

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии.

Рефлексия

Играют в игру.

Отвечают на вопрос учителя.

Записывают понятия в тетрадь.

§20, пересказ "Сказания о Раме" (слайд 30).

Презентация современной Индии.

Записывают домашнее задание. Смотрят презентацию.

Богатство индийской природы в ее разнообразии. 3/4 территории страны занимают равнины и плоскогорья. Индия напоминает огромный треугольник, направленный своей вершиной в . Вдоль основания индийского треугольника протянулись горные системы Каракорум, Гин-дукуша и Гималаев.

К югу от Гималаев лежит обширная плодородная Индо-Гангская равнина. Западнее Индо-Гангской равнины протянулась бесплодная пустыня Тар.

Дальше на юг расположено Деканское плоскогорье, которое занимает большую часть центральной и южной . С двух сторон плоскогорье ограничивают горы Восточных и Западных Гат, их предгорья занимают тропические леса.

Климат Индии на большей ее территории субэкваториальный, муссонный. На севере и северо-западе — тропический, где выпадает осадков около 100 мм/год. На наветренных склонах Гималаев выпадает 5000-6000 мм осадков в год, а в центре полуострова — 300-500 мм. В летний период выпадает до 80% всех осадков.

Крупнейшие реки Индии — Ганг, Инд, Брахмапутра берут начало в горах и имеют снегово-ледниковое и дождевое питание. Реки плато Декан имеют дождевое питание. Во время зимнего муссона реки плато пересыхают.

На севере страны преобладают коричнево-красные и красно-бурые почвы саванн, в центре — черные и серые тропические и красноземные латеринтные. На юге — желтоземные и красноземные, развившиеся на лавовых покровах. Прибрежные низменности и долины рек покрыты богатыми аллювиальными почвами.

Естественная растительность Индии очень сильно изменена человеком. Муссонных лесов сохранилось только 10-15% от изначальной площади. Ежегодно площадь лесов в Индии сокращается на 1,5 млн. га. В саваннах растут акации, пальмы. В субтропических лесах — сандал, тик, бамбук, кокосовые пальмы. В горах четко выражена высотная поясность.

В Индии богат и разнообразен животный мир: олени, антилопы, слоны, тигры, гималайские медведи, носороги, пантеры, обезьяны, кабаны, много змей, птиц, рыб.

Мировое значение имеют рекреационные ресурсы Индии: прибрежные, историко-культурные, архитектурные и др.

Индия имеет значительные запасы . Месторождения марганца сосредоточены в центральной и восточной Индии. Недра Индии богаты хромитами, ураном, торием, медью, бокситами, золотом, магнезитами, слюдой, алмазами, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Запасы угля в стране составляют 120 млрд. тонн (штат Бихар и Западный Бенгал). Нефть и газ Индии сосредоточены в долине Асаму и на равнинах Гуджарату, а также на шельфе Аравийского моря в районе Бомбея.

Неблагоприятными природными явлениями Индии являются засухи, землетрясения, наводнения (8 млн. га), пожары, сход снежных в горах, эрозия почв (6 млрд. т теряет страна), опустынивание на западе Индии, сведение лесов.

Данные современной науки позволяют показать важное историческое значение уже в далёкой древности одной из величайших стран мира - Индии, установить истоки её цивилизации.

Уже во второй половине III тысячелетия до н. э. в Индии существовало рабовладельческое общество, была известна письменность, был достигнут относительно высокий уровень культуры.

Первобытно-общинный строй в Индии

Природные условия

Название индия произошло от наименования крупнейшеи реки на северо-западе этой страны. Древние индийцы называли её Синдху; это слово у древних персов звучало - Хинду, а у древних греков - Индос. Страну, расположенную в бассейне этой реки и к востоку от неё, в Европе уже в древности стали называть Индией. У самих древних индийцев общепринятого названия для всей страны не было.

Индия расположена в Южной Азии, на Деканском (Индостанском) полуострове и прилегающей к нему с севера части материка. На севере она ограничивается Гималаями - величайшей в мире системой горных хребтов; на востоке-невысокими, но труднопроходимыми горами, отделяющими Индию от стран Индо-Китайского полуострова; на западе - отрогами Гималаев, а также другими горными хребтами. К западу от этих отрогов- находятся пустынные и полупустынные области с горным ландшафтом. Деканский полуостров глубоко вдаётся в Индийский океан, образующий на западе Аравийское море, а на востоке - Бенгальский залив. Берега Индии мало изрезаны, вблизи мало островов, а Индийский океан остаётся бурным значительную часть года. Всё это препятствовало раннему развитию мореплавания. Географическая изолированность Индии затрудняла общение её народов с внешним миром. Однако народы Индии, особенно населяющие северо-западную ее часть, даже в этих условиях поддерживали на протяжении многих тысячелетий разносторонние связи со своими соседями.

В географическом отношении Индия отчётливо делится на две основные части: южную - полуостровную и северную - материковую. На границе между ними находятся горы, состоящие из ряда широтных хребтов (крупнейший из них Виндхья), покрытых в древности дремучими лесами. Эта горная область была существенным препятствием для сообщения между северной и южной частями страны, что содействовало некоторой исторически сложившейся обособленности их друг от друга.

Южная Индия представляет собой полуостров, напоминающий по форме неправильный треугольник, обращённый вершиной к югу. Центральную часть полуострова занимает Деканское плоскогорье, заключённое между Западными и Восточными Гхатами - горами, тянущимися вдоль западного и восточного побережья. Деканское плоскогорье имеет небольшой уклон с запада на восток, поэтому почти все крупные реки Южной Индии текут на восток. Для земледелия здесь наиболее благоприятны прибрежные равнины. Центральная часть полуострова довольно засушлива, так как горы, окаймляющие Деканское плоскогорье, задерживают влажные ветры, дующие с океана. Реки Южной Индии отличаются неустойчивым водным режимом и порожистым течением, что затрудняет их использование для транспорта и искусственного орошения.

Северная (материковая) Индия разделяется пустыней Тар и прилегающими к ней обширными полупустынными пространствами на Западную и Восточную. Наиболее удобные пути сообщения между ними находятся ближе к предгорьям Гималаев.

В западной части Северной Индии находится Пенджаб (Пятиречье) - долина реки Инда и пяти крупных рек, сливающихся вместе и одним речным потоком впадающих в Инд. В связи с засушливостью климата, для того чтобы здесь развивалось земледелие, необходимо искусственное орошение. Правда, районы, непосредственно прилегающие к рекам бассейна Инда, могут орошаться и их разливами

В восточной части Северной Индии находится долина реки Ганг и её многочисленных полноводных притоков. В настоящее время она почти безлесна, но в древности была покрыта густыми лесами. В низовьях Ганга очень влажный климат. Даже такие влаголюбивые культуры, как рис, джут, сахарный тростник, могут здесь выращиваться без применения искусственного орошения. Однако с продвижением на запад атмосферные осадки становятся всё менее обильными, и искусственное орошение оказывается всё более необходимым.

Природные условия Индии чрезвычайно разнообразны: здесь находятся самые высокие в мире горы и огромные равнины, области с исключительным обилием атмосферных осадков и пустыни, обширнейшие степи и непроходимые джунгли, местности с очень жарким климатом и высокогорные районы, где никогда не тают льды и снега. Животный и растительный мир Индии также отличается богатством и многообразием. При этом многие породы животных, например различные виды крупного рогатого скота (зебу, буйволы и др.), легко поддаются приручению и одомашнению. Многие виды растений, в том числе рис, хлопок, джут, сахарный тростник и др., оказалось возможным культивировать ещё в очень отдалённые времена.

Одним из важнейших факторов, определяющих климат всей Индии в целом, являются юго-западные муссоны, начинающие дуть с Индийского океана в июне - июле и приносящие основную массу атмосферных осадков. Поэтому в большинстве областей страны налицо очень благоприятное в хозяйственном отношении сочетание периода максимума солнечного тепла с периодом максимума выпадения осадков.

Особенности географической среды наложили отпечаток на историю народов Индии, способствуя ускорению темпов исторического развития в одних районах и замедлению в других.

Индия по своим размерам больше, чем все ранее упоминавшиеся рабовладельческие страны. Весьма разнообразны природные условия Индии,этнический состав населения и исторические судьбы её различных народов. Это усложняет изучение древнейшей истории этой страны.

Изучение древней истории Индии осложняется также и тем, что мы не имеем ни одного точно датированного письменного источника древнее IV в. до н. э. Только для времени начиная с середины I тысячелетия до н. э. можно установить факты политической истории и с уверенностью назвать имена некоторых исторических деятелей. Археологические данные и материалы преданий, сохранившихся в религиозной литературе, эпосе и т. д., при всей их ценности, ещё не дают возможности разрешить многие важнейшие проблемы древнейшей истории страны.

Население

Индия, являющаяся в настоящее время второй после Китая страной в мире по численности населения, была густо заселена и во времена глубокой древности; известно, что греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., считал Индию самой населённой в мире страной.

Этнический состав населения современной Индии неоднороден. Народы Северо-Западной Индии по своему физическому облику мало отличаются от народов Ирана и Средней Азии. Народы южной части полуострова существенно отличаются от жителей северо-западной части страны: например, цвет кожи у них значительно темней. Другие народы Индии имеют промежуточные антропологические черты между этими двумя основными. Весьма различно население Индии и по языку. Многочисленные языки народов Индии в большинстве своём принадлежат к двум группам, существенно отличающимся друг от друга,- индоевропейской и дравидской, представляющей собой особую не связанную с другими языковую семью. Языки первой группы преобладают на большей части территории Индии, дравидские языки - только в южной половине полуостровной Индии; имеются изолированные очаги дравидских языков на северо-западе и индоевропейских-на юге. Кроме того, в глухих горных районах живут народности, общепринятой классификации которых по антропологическому и языковому принципу ещё нет.

Как сложилась эта этническая пестрота, пока ещё определить с достоверностью не представляется возможным. Высказываются лишь различные предположения. Так, например, то обстоятельство, что население Северной Индии более похоже по внешнему облику и языку на народы, населяющие Иран и Среднюю Азию, чем на население Южной Индии, привело европейских учёных XIX в. к заключению, что Индия, коренным населением которой, по их мнению, были народы, говорящие на языках дравидской группы, подверглась когда-то вторжению так называемых «ариев»-группы племён, говоривших на языке индоевропейской семьи. На основании этого предположения о приходе индоевропейских племён в Индию была создана так называемая теория «арийского завоевания Индии». Однако, что представляли собою эти племена, откуда они явились и когда, в какой форме происходило их вторжение,- на все эти вопросы ни одна из высказывавшихся гипотез не даёт обоснованного ответа. Индия является одним из древнейших очагов цивилизации.

Археологические данные о древнейшей истории Индии

Основным творцом самобытной и оригинальной индийской куяьтуры, несомненно, было её коренное население. Археологические исследования в Индии начались сравнительно недавно, но они уже дали, особенно в последние десятилетия, чрезвычайно пенные результаты, которые позволяют по-новому осветить некоторые важнейшие вопросы древнейшей истории страны.

Индия была заселена со времён глубочайшей древности. Об этом свидетельствуют находки в различных районах страны орудий, датируемых временем нижнего палеолита (шелльского и ашельского типов). Однако в основных частях речных долин Инда и Ганга пока не обнаружено следов палеолитического человека,это вполне согласуется с исследованиями геологов, показывающими, что эти важнейшие районы современной Индии в период каменного века были заболочены и покрыты джунглями. Освоение их было в то время делом, непосильным для человека.

Лучше и полнее изучен период неолита в Индии. Поселения неолитического человека обнаружены и в речных долинах, хотя здесь они всё ещё встречаются реже, чем в холмистых и горных местностях. В этот период, так же как и в предыдущий, основным материалом, из которого делались орудия труда, был камень. Однако техника обработки камня достигла значительной высоты; неолитические орудия тщательно обтёсывались, а иногда, особенно их рабочие части, и шлифовались. О развитости производства изделий из камня свидетельствует обнаруженная в округе Беллари (штат Мадрас) специальная мастерская по их изготовлению.

Жители неолитических поселений уже занимались примитивным земледелием, умели приручать скот, изготовляли гончарные изделия. Древние индийцы времени неолита умели делать лодки, на которых не боялись выплывать даже в море. Много стоянок неолитического человека обнаружено в пещерах,хотя в это время сооружались и настоящие жилища простейшего типа. В некоторых неолитических стоянках обнаружена роспись на стенах пещер. Наиболее интересные образцы неолитической живописи находятся в пещерах около селения Синганпур (Центральная Индия).

Общественные отношения

Данные о первобытно-общинном строе в Индии сохранились исторических преданиях, мифах, легендах, собранных в древнеиндийской религиозной литературе и в древнеиндийском эпосе на индоевропейском языке - санскрите. Предания эти восходят ко II тысячелетию до н. э., но безусловно сохранили и более ранние данные, в том числе и о населении, говорившем на неиндоевропейских языках. Изучение пережитков первобытно-общинных отношений у некоторых племён и народностей современной Индии также помогает уяснить ход исторического развития страны в далёком прошлом. В преданиях и легендах сохранились смутные воспоминания о периоде собирательства, о том, как человек научился добывать и использовать огонь и какое значение он придавал этому своему достижению.

Сохранились данные, указывающие на существование в Индии родовой общины - ганы. Гана обычно составляла одно поселение - граму и представляла собой единый экономический и общественный организм. Члены ганы были связаны кровным родством, каждый участвовал в производственном процессе и военных действиях на равных основаниях со всеми и имел право на равную с другими долю при распределении продуктов коллективного труда. Глава общины - ганапати, руководивший всеми работами, выбирался собранием общины - сабхой. Военная добыча была собственностью всей общины, а то, что должно было потребляться индивидуально, делилось поровну. Положение женщины в. общине было высоким. Счёт родства вёлся по материнской линии, что свидетельствует о наличии в это время ещё материнского рода.

В названных выше письменных источниках имеются также данные (впрочем, скудные и недостаточно определённые) о племенной организации. Племя - вишь- состояло из нескольких ган. Верховным органом власти в племени было общее собрание всех взрослых членов племени - самати, выбиравшее племенного вождя - раджу, главу племенного ополчения.

Религиозные верования были основаны на поклонении силам природы, а культ заключался в жертвоприношениях богам вместе с различными магическими действиями, представлявшими ритуальное воспроизведение производственных процессов в общине. Во время религиозных праздников произносились гимны, восхвалявшие богов. Религиозным ритуалом руководил глава общины. Профессионального жречества ещё не было. Мёртвых хоронили без гроба или в специальных урнах. Известны и надгробные памятники типа дольменов.

Переход к металлу

Золото было первым металлом, который древние индийцы научились использовать, но оно употреблялось только для производства украшений. Первые металлические орудия труда и оружие, датируемые концом IV и началом III тысячелетия до н. э., сначала изготовлялись из меди, а потом из бронзы. Естественно, что переход к металлическим орудиям произошёл прежде всего в тех районах, в которых имелись залежи медной руды с большим содержанием металла. Древнейшим центром индийской металлургии была, вероятно, область гор Виндхья. Об этом свидетельствуют раскопки в Гунгерии (штат Мадхья Прадеш), обнаружившие древнейший склад разнообразных медных изделий (более 400 сбщйм весом около 360 кг), но древнейшая индийская цивилизация развивалась прежде всего в районах, благоприятных для земледелия, бывшего в то время наиболее прогрессивным видом хозяйственной деятельности. Здесь использование металлических орудий давало наибольший эффект в смысле роста производительности труда и возможностей получения прибавочного продукта.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»