История военной музыки в россии. Народная музыка

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Досуг для детей старшей - подготовительной группы в детском саду с презентацией: Музыкальные традиции России.

Дворецкая Татьяна Николаевна, ГБОУ Школа №1499 ДО №7, воспитатель
Описание: Досуг предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, родителей и детей.

Назначение работы: Досуг познакомит детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами и традициями России.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ музыкальной культуры.
Задачи:
1. приобщать детей к музыкальному искусству;
2. воспитать у старших дошкольников интерес к музыкальным инструментам;
3. формировать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений;
4. закреплять знания детей о музыкальных традициях России
Атрибуты и оборудование:
- Русские народные костюмы (по количеству детей)
- Музыкальные инструменты: Балалайка, Гармонь, Свирель
- Фонограмма со звучанием балалайки; гармони; свирели

Досуг: Музыкальные традиции России.

Звучит русская народная музыка. В зал заходят 2 ведущие в русских национальных костюмах. Ведущие идут вдоль стен на встречу друг другу. Каждая ведущая за собой ведет детей. Ведущие встречаются в центре зала, и встают лицом к зрителям. Дети встают полукругом. (Слайд №1)
Ведущая 1: Здравствуйте люди добрые!
Здравствуйте молодцы крепкие, да девицы красавицы!
Страна наша Россия большая, красивая и многонациональная. (Слайд №2)


Ведущая 2: Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Издавна славиться земля русская народными инструментами, задушевными песнями и танцами.

Ведущая 1: На Руси все события в жизни человека – рождение, игры, проводы зимы, весенний сев, сбор урожая, свадьба – сопровождались пением, плясками и театральными представлениями.
Где песня поется, там весело живется! (Слайд №3)


Ведущая 2: О русских народных инструментах можно рассказывать множество интересных историй. Сегодня мы познакомим Вас не только с некоторыми из них, но и услышим, как они звучат.

Ребенок 1: Деревяшка три струны.
Натянутых и тонких.
Вы узнать ее должны!
Поет ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка
Что же это? (Балалайка)
(Слайд №4)


Ребенок 2: Балалайка – музыкальный инструмент, который придумал и изготовил русский народ. Балалайку делают из дерева. Похожа она на треугольник. На балалайке три струны. Для того чтобы зазвучала музыка, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Человека играющего на Балалайке называют – балалаечником.


Звучит фонограмма - игра на балалайке.
Мальчик- балалаечник имитирует игру на балалайке.
Ребенок 3: В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее? (Гармонь)
После того, как зрители отгадают загадку, выходит мальчик рассказик.
(Слайд №5)


Ребенок 4: Гармонь - музыкальный символ России. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. Между ними находится камера из ткани, в которую закачивается воздух, благодаря этому звучит музыка. Не простая, а плясовая.
Музыканта играющего на гармошке называют – гармонистом.


Звучит фонограмма - игра на гармони.
Мальчик- гармонист имитирует игру на гармони.

Ребенок 5: Приложил к губам я трубку,
Полилась по лесу трель.
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (Свирель)
(Слайд №6)


Свирель – это деревянная дудочка. Изготавливают ее из дерева, тростника или камыша. С одной стороны делают косой срез. С боку у свирели есть игровые отверстия. Если подуть в свирель и закрыть по очереди отверстия польется волшебная музыка.


Звучит фонограмма - игра на свирели. Мальчик имитирует игру на свирели.

Ведущая 1: Ах, как хороши русские народные инструменты! Предлагаю устроить настоящий концерт.
Музыканты будут играть!
А артисты танцевать!
Встречайте русскую Кадриль. (Слайд №7)


Дети танцуют танец: Кадриль.
После танца дети кланяются и уходят. (Слайд №8)


СПАСИБО за внимание! До свидания! До новых встреч!

Презентация на тему: Музыкальные традиции России

Музыкальные традиции моей семьи. Частушки.

Вечеринка" href="/text/category/vecherinka/" rel="bookmark">вечеринки , и когда просто одиноким вьюжным зимним вечером хочется петь, аккомпанируя себе на фортепиано. Особый почет у нас отводится – народным русским песням. Знаем их множество, поём, раскладывая песню на голоса, мужские, женские, детские... и всё-таки об одном жанре русской музыки, любимом всеми членами нашей семьи, мне хочется рассказать подробнее:

«В песне радость, в песне горе,

В песне и весельице.

Только в песне нахожу

Сердечку утешеньице» -

узнали? Конечно это частушки! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек. Не помнил хотя бы одну из этих, то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский. Каких только оттенков, переживаний, озорства и балагурства не несет она в своих четырех строчках! Диву даешься! Частушка - это огромный мир, искрометный и озорной. «Маленькие да удаленькие»- говорят о частушках, потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Частушка - это веселая история, маленький музыкальный рассказ. Новый год, Масленица, Пасха, Троица, день рожденья - ни один наш семейный праздник не обходится без частушек.

Традиционно частушки исполнялись на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку , «под язык» или без музыкального сопровождения. Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты – скоморохи – еще в ХVII – ХVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. В знаменитом четырехтомном толковом словаре Даля слова “частушка” (в смысле “короткая песенка”) нет, поэтому вторая точка зрения мне кажется более убедительной.

«…Она как человек живет,

И ей в народе нет забвенья.

Её все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз - покоя нет,

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Вам малыши, всего семь лет,

Частушке 100, а может 200!»

В то время пели их только молодые парни и девушки во время пляски, на гулянье. В тесном кругу парни и девчонки, притопывая, под звуки гармошки, приговаривали частушки.

Слово «частушка» придумал русский писатель Глеб Успенский, до этого как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «матаня», «причудка». Большинство частушек очень весёлые, недаром частушку прозвали - музыкальная шутка. В давние времена пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, считали их забавой молодых, но время шло, молодые старели, а песен своей молодости не забывали. Постепенно частушка становилась песней всех возрастов: идут девчонки в лес за грибами да ягодами, запевают частушки лесные, провожают бойца на войну, запевают частушки фронтовые, есть частушки – нескладушки:

«На березу трактор лез,

Все коленки ободрал,

Ну кому какое дело,

Может там его гнездо!» -

и все же главная тема частушечной шутки - любовь и влюбленные. Встречи, ухаживания, свидания, расставания. Частушки о любви называются «страдания». С особой теплотой звучат страдания в исполнении моей мамы:

«Постоим с тобою рядом

Плечико о плечико,

Чтоб не ныло, не страдало

По тебе сердечико…»

К песне в нашей семье подходят с душой. Иначе нельзя…

В лучших своих образцах частушка не только хранит неисчерпаемые богатства русской речи, но и охотно вбирает в себя слова и выражения, принесенные новым временем. Постоянно создаются совсем новые частушки, в которых старое – только мелодия, привычная форма и неистощимый народный юмор.

В музыкальном плане специфика частушки состоит в отсутствии индивидуального напева. Существуют местные типы напевов, на которые исполняется большинство частушек того или иного региона, населенного пункта. Знакомьтесь «Павловские частушки» - результат нашего семейного творчества, музыка народная, слова – Орлюковых.

Павловские частушки


Городок наш небольшой,

Павловом зовется.

Мы поем о нём с душой,

Песня так и льется.

Краше Павловской земли

Во всем свете не найти.

Здесь народ мастеровитый-

Металлисты, кустари.

Не скучает круглый год

И танцует, и поёт

Павловчанин, павловчанка-

Удивительный народ!

Вся Россия знает нас,

Выпускает город ПАЗ.

Полстраны ругаются,

Тормоза ломаются!

Павловские улочки,

Кривые переулочки,

Разговоры окские,

Гусаки бойцовские.

Кто-то едет заграницу,

На морские берега,

Ну а нас волной ласкает

Синеглазая Ока.

Желтый Павловский лимон

Для России всей знаком.

Из земли растет в горшке,

Кусочек солнца на окне.

Значит денег миллион,

А в Павловской стороне

Лимоны зреют на окне.

Промыслы народные,

Люди благородные,

От старого до малого

Вам шлём привет из Павлова!!!

Эмоциональный тон большинства частушек - мажорный, музыкальная основа - короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полуговорком или напевно. Когда слушаешь частушки, живо ощущаешь их связь с давними традициями нашего народа, с его характером, с веками его истории, со всем тем родным и близким, что для всех нас входит в понятие - Россия. Всё, буквально всё, можно выразить в частушке, эти коротенькие песенки: лукавые, бойкие, задушевные, веселые и грустные любимы многими. И в наше время каждый человек на вопрос знает ли он, что такое частушка - ответит утвердительно, а возможно, и исполнит одну из них.

Что же так привлекает в частушках? И то, что исполнить частушку можно везде: на улице, в поле, на гулянье, на собрании, на эстраде, на вечеринке с друзьями, на семейном торжестве и в походе у костра. И то, что спеть их могут и взрослые, и молодежь, и дети. Русская частушка удивительна. Слово «частушка» понятно всем без исключенья. Так пусть живет частушка, разгоняет печаль - тоску, учит уму - разуму. Давайте сбережем её в своем сердце - задиристую, подковыристую и озорную, она того заслуживает!

Литература:

«Певучая Россия» издательство «Советский композитор», Москва 1989год.

Наша среда online — Природно-климатические и социально-культурные особенности того или иного региона наложили особый отпечаток на мелодику, интонацию и манеру исполнения песен. Все это обусловило некоторые отличительные черты и типологию песенного фольклора той или иной местности. Сложились так называемые местные традиции песенного фольклора, под которыми понимается совокупность условий бытования, черт стиля и приемов исполнения, придающих своеобразие и характерные отличительные свойства песенному фольклору определенного народа в одной ограниченной местности.

В русском песенном фольклоре современные исследователи выделяют по крайней мере семь основных стилевых географических зон: северно-русскую, южно-русскую, среднерусскую, западно-русскую, средне-волжскую, уральскую и сибирскую. В отдельную группу также выделяют казачий песенный фольклор, в котором также можно выделить традиции донских, оренбургских, терских казаков, хотя в целом музыкальная культура качества соответствует южно-русским фольклорным традициям. Однако внутри южно-русской культуры в силу особенностей заселения территорий, примыкающих к Дону и Кубани, сложилось множество своеобразных песенных традиций. Так, песенный фольклор Кубани очень неоднороден. В нем соединились черты и украинского мелоса, и среднерусских традиций. Достаточно цельными и самостоятельными являются традиции, сформировавшиеся в казачьей среде до ХVIII столетия, когда на эти территории еще не приехали выходцы из других регионов России.

Особый интерес представляет западно-русская традиция, поскольку в ней сохранились архаичные черты славянского мелоса. Географически к ареалу данной традиции можно отнести территории современных Брянской и Смоленской областей и близлежащие районы Орловской, Калужской и Псковской областей. Основными центрами западнорусской народной традиции является Брянск и Смоленск. Особенности русской песенной культуры здесь тесно взаимодействуют с родственными песенными традициями Украины и Белоруссии. Заслуга в исследовании песенного фольклора этих областей принадлежит музыкантам-этнографам В.М. Щурову и А.И. Соболевскому.

Календарная песня Брянской области «На грядной недели» в исполнении Натальи Долгалёвой

В западно-русской традиции можно также легко обнаружить родственные черты с песенными традициями западных славян, что является уникальным явлением для русского фольклора и свидетельствует о глубинности ее национальных корней. Архаичность и неизменность музыкальных форм в народном искусстве русского Запада отчетливо проявляется одновременно во всех признаках местных интонационно-гармонических и исполнительских традиций. Яркой отличительной чертой бытования фольклора в данной местности является опора на праздничную культуру, фольклор сохраняется в контексте системы календарных обрядов, сопровождающихся пением. Песенный фольклор существует в рамках хорошо сохранившихся традиций празднования таких календарно-земледельческих обрядов, как Рождество, Масленица, Сороки, Семик, Иванов день, Дожинки. Достаточно распространенными являлись здесь и песни, знаменующие начало того или иного вида сельскохозяйственных работ, например, обряд первого выгона скота («Егорьевские песни»), прополочные, песни жатвы и др. Качественно определенными чертами обладал и местный свадебный обряд. Песни, характерные для данного региона, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Наиболее часто используемые инструменты-сопровождения – скрипка, сдвоенная дудка, флейта Пана, колесная лира.

Народные песни Смоленской области.

В музыкально-стилевых формах календарных, свадебных и хороводных песен западно-русской традиции преобладают архаические элементы. К ним относятся: силлабический строго цензурованный стих; гетерофония в многоголосии (либо использование бурдона); система ограниченных по диапазону звукорядов, связанных с простейшими ладовыми формами; равномерный музыкально-слоговой ритм с минимальными распевами слогов; четко расчлененные простые структуры; попевочные мелодические образования.

Сама манера вокализации в западно-русской традиции очень индивидуальна. Для нее характерна звонкая прямая подача звука в среднем регистре, завершение строф длительным, тщательно выстроенным унисоном, использование выкриков – возгласов (гуканий) в середине и конце музыкальных фраз. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что западно-русская традиция строго сохранила в себе архаичные Славянские черты и в меньшей степени испытала воздействие межкультурных контактов, следы которых этнографы часто обнаруживают в других песенных традициях.

Второй крупной региональной системой песенного фольклора можно считать музыкально-поэтические традиции русского Севера. Географически они распространены на территориях современных Новгородской, Архангельской, Ленинградской и Вологодской областей. Частично эти традиции продолжают бытовать у представителей славянского этноса, проживающих на территориях Коми, Карелии и Кольского полуострова. Некоторые стилевые особенности северо-русской песенной традиции можно также обнаружить в северных районах Костромской и Кировской областей. Формированию единой традиции способствовало доминирование Новгородского княжества. На этих территориях в меньшей степени сказались последствия междуусобиц XII–XIV вв., здесь в меньшей степени проявились отрицательные последствия крепостного права. Вместе с тем на развитие северных песенных традиций особое влияние оказали суровые природные и уникальные социально-культурные и бытовые условия – преобладание рыболовства и охоты над земледелием, традиционные торговые и культурные связи с западными славянами и представителями финно-угорского этноса, а также другими культурами благодаря торговым связям посредством беломорского судоходства. Все эти культурные контакты создали возможность для появления разнообразных ассимиляционных процессов, что сформировало уникальные черты и особенности северно-русской песенной традиции.

Важнейшей особенностью северной фольклорной традиции является преобладание эпических песенных жанров в сольной сказительской форме. Этнографам удалось зафиксировать в достаточно развитой и полной форме многочисленные былины, баллады, духовные стихи, небылицы, скоморошины. Они были записаны на территориях Заонежья, по берегам Пинеги, Мезени и Печеры. Очень ярко проявляется в большинстве жанров северного фольклора эпическое начало. Эпическая манера наложила отпечаток и на стилевые особенности северных плачей и причитаний. На Севере распространены весьма разнообразные и сложные по хореографическому рисунку хороводы. Медленные хороводные песни северного региона отличаются степенным, повествовательным характером музыкального языка. Это в целом соответствует эпическому складу северной народной музыкальной культуры. Для сопровождения песенного фольклора на русском Севере чаще всего употреблялись гусли и пастушеские трубы. Применялись и инструменты более позднего происхождения, наиболее популярными из которых были местные разновидности гармоник – тальянки, трехрядки.

Песни Русского Севера, Архангельская область, Мезенский район, посёлок Каменка

Музыкальная стилистика северного песенного фольклора близка эпическим жанрам сказателей. Для нее характерно распевание тонического (акцентного) стиха. Ритмическая организация напева чаще всего связана с использованием трех постоянных ударений. Именно такой тип стиха распространен в северном эпосе, причитаниях, свадебных и хороводных песнях. Их проявление легко можно обнаружить и в лирических песнях северных областей. Сочетание напева с тоническим стихом обусловило метроритмическое своеобразие песен этой местности. В северном регионе для эпических и свадебных песен типичны размеры 11/4 и 9/4. Наиболее яркой особенностью ладовой организации северных песен стала опора на уменьшенные интервалы (уменьшенную квинту и уменьшенную кварту). Преобладающий тип многоголосной песенно-хоровой фактуры – усложненная гетерофония с «пучкообразным» расслоением голосов между мелодическими «узлами». В композиционном отношении для песенного фольклора северного региона характерно широкое использование развернутых однофразовых и двухфразовых структур. Вокальный ансамбль, согласно местным традициям певческой манеры, отличается двухрегистровым звучанием, в котором октавное удвоение основной мелодии (в легком головном регистре) проходит либо в верхнем, либо в среднем голосе. В гармоническом отношении голоса звучат собранно и достаточно мягко. Строгость, сдержанность, степенность эпического строя северного народного песенного творчества проявляется и в самой музыкальной стилистике, а также в исполнительской манере, столь характерной для строгих этнических эстетических канонов данного региона.

Южно-русская народная музыкальная культура представляет собой самобытнейший пласт отечественной культуры, это особая песенная традиция, вобравшая в себя черты иных регионов, но создавшая уникальные ладогармонические и полифонические сочетания. Южно-русская традиция характерна для регионов, расположенных к югу от реки Ока вплоть до границы с Украиной. Характерные черты этой манеры проявляются в песенном фольклоре и манере вокализации у населения Белгородской, Курской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областей. Элементы этой песенной традиции часто проявляются также в фольклоре восточных районов Орловской и Калужской областей, юга Тульской и Рязанской областей, а также в фольклоре русского населения, проживающего на северо-востоке Украины в Харьковской, Полтавской и Сумской областях. Южно-русская песенная традиция в целом сложилась в XVII–XVIII столетиях. Исторически это было связано с освоением земель дикого поля и лесостепных районов в верховьях Дона. Такие условия бытования фольклорной традиции предопределили ее основные черты, связанные с опорой на хореографию, что проявляется в значительном количестве фольклорного материала плясового характера. Хороводные песни Юга также очень распространены, но они теснее связаны с крестьянским трудом и праздниками крестьянского календаря. Плясовые по характеру «карагоды» и «танки» распространены во всех регионах Юга России. Эти специфические песни с движением, как правило, имеют характерный припев со словами «лели, лёли». Сам по себе он связан с древнейшей любовной магией, поскольку содержит обращение к языческим богам. Именно этим фактом можно объяснить распространенное в регионе название этих песен «лелюшки» или «алелешные» песни. Причем все равно среди данной категории песен преобладают плясовые «лелюшки», особенно они характерны для свадебного обрядового действа.

«У наших ворот», народная песня Воронежской области. Исполняет Академический хор русской песни «Песни России» п/у Елены Кутузовой

Гораздо реже можно встретить медленные, чинные ритуальные песни. Они исполняются обычно только в самые драматичные моменты свадебного действа, когда невеста покидает родительский дом или ей расплетают косу. В свадебном обряде Юга причитания либо вовсе отсутствуют, либо занимают очень скромное место.

Характерной особенностью лирических песен Юга является то, что они в большинстве своем содержательно исполняются от лица мужчин или передают переживания мужчины. Поэтому южно-русская лирика имеет мужественный оттенок, ярко проявляющийся при исполнении песен мужскими ансамблями. Вообще мужское ансамблевое исполнительство чрезвычайно характерно для южно-русской традиции. Из сопровождающих пение народных инструментов на юге России распространены кугиклы, двойная жалейка и дудки. В основе музыкального стиля южно-русской песенной культуры, так же, как и в северной, лежат особенности народного стихосложения. Южно-русские напевы находятся в тесной ритмической и структурной взаимосвязи с мерно-цезурированным стихом. Этот стих родственен силлабическому, с постоянной цезурой, типичному для западно-русской манеры. Однако на Юге он отличается частым варьированием количества слогов в стиховых периодах. Это становится возможным в результате дробления или укрупнения основных единиц слогового ритма. Все это сказывается на ритме мелодии: ритмика южно-русских песен очень импульсивна. В ней широко используются дробные рисунки и синкопы.

Русская народная песня Воронежской области в записи М.Е.Пятницкого»Кукушка рябая» и Частушки «Кува,кува». Воронежский хор. Солистка Раиса Помельникова.

Очень богата хоровая партитура песен. Она во многих случаях имеет трехголосную основу с подголосками. Голоса находятся в тесном расположении, женский состав поет преимущественно в низком и среднем регистрах, а мужчины в высоком. На основании этого можно говорить о своеобразии местного ладового мышления. Здесь очень характерно использование ладов с опорой на увеличенную кварту. Иногда звукоряд всей песни состоит всего из четырех звуков, расположенных друг от друга на расстоянии большой секунды, тем самым крайние звуки звукоряда образуют тритон. В мелодии песен также нередки тритоновые интервалы, образующие несколько угловатые ходы. Вообще исполнительскую традицию отличает резкость, звонкость, зычность открытой вокальной манеры. Иногда мастера-песельники украшают напевы особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре.В целом характер южно-русской песенной манеры можно описать как повышенно-экспрессивный, открытый и выраженно-эмоциональный, отличающийся большой непосредственностью в выражении чувства.

Как отдельную оригинальную традицию можно рассматривать казачий песенный фольклор. Наиболее ярко она проявилась в искусстве донских казаков, хотя в целом данная традиция не выходит за пределы южно-русской культуры, являясь ее ответвлением. Для песенного фольклора донских казаков, так же, как и в южно-русской культуре, очень характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод, свадебная игра, календарные празднества, насыщенные плясовыми напевами. Здесь также распространена лирическая песня мужественного воинского склада. Яркими стилевыми особенностями являются многоголосие с противопоставлением нижнему голосу верхнего подголоска в условиях напряженной голосовой тесситуры и открыто эмоциональная активная форма вокализации. Наряду с этими исполнительскими приемами пению донских казаков присущи и уникальные черты. Репертуар донских казаков насыщен песнями воинского содержания. В них рассказывается о подвигах казаков в сражениях с врагами отчизны. Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве.

Свадебная песня Донских казаков «Туман яром». Исполняет Народный ансамбль казачьей песни «Благовестъ», г.Волгоград.

Свадебный обряд донских казаков эклектичен, поскольку он формировался в ХVIII в., после реформ Петра I. В целом обряд испытывает воздействие украинской культуры, но вобрал в себя и элементы северных и западных регионов Руси.

Отличительным признаком казачьего пения, своеобразной визитной карточкой этой манеры можно выделить виртуозный орнаментальный подголосок – «дискант». Наиболее интересен он в исполнительской манере жителей среднего Дона. Он исполняется тенором и альтом при вокализации гласных «о-а-е», при этом голосом выводятся сложнейшие мелодические обороты. Для песенной традиции донских казаков также характерно преобладание пентатоники. Она присутствует как в чистых, так и в усложненных формах, что формирует неповторимый фольклорный стиль. Для казачьих песен характерна также чеканная ритмика. В исполнительской трактовке доминирует энергичная импульсивная подача музыкального материала. Пение часто сопровождается богатой жестикуляцией. Иногда казаки резкими взмахами руки отбивают такт. Воодушевленная лихая манера подчеркивает волевую активность пения. В ряде случаев их исполнительская манера приобретает бравый, озорной характер. Все основные особенности песенной традиции донских казаков сложились в условиях казачьей вольницы и закрепились в воинской станичной общине ХVIII–XIX вв. В среде кубанского казачества также возможны социально-культурные различия, вызванные историческими и социально-политическими процессами. При общей ориентации на южно-русскую песенную культуру музыкальные традиции очень неоднородны. В искусстве кубанских казаков заметно проступают некоторые общие местные черты, что проявляется и в особенностях песенного репертуара (наличие протяжных песен, в иных районах не встречающихся), и в своеобразии музыкального стиля (поддержка верхним подголоском нижнего ведущего голоса, имеющего относительно закругленную структуру), и в характере исполнения, более мягком, нежели у донских станичников.

Донская казачья песня «Как донские казаки» в исполнении терцев (И.Петров, Л.Белов, Р.Даруев)

Уральские (яицкие), оренбургские, а также астраханские казаки в целом следуют художественным традициям донского войска. В то же время уникальной особенностью астраханского казачества является присутствие в местном песенном репертуаре рыбацких трудовых артельных песен. Вокальные традиции терских казаков отличаются светлой, лиричной исполнительской манерой, преобладанием гармонической фактуры в ансамблевых вариантах песен. В этой традиции нет орнаментального подголоска. В песнях плясового характера отчетливо ощущается влияние музыкальной ритмики кавказских народностей. Возможно сопровождение пения и танца выбиванием ладонями по пустому тазу характерных плясовых ритмов. Особую культуру в среде казаков несут жители станицы Некрасовская. Они долго жили в Турции в изгнании, пока в начале 1960-х гг. не вернулись в Россию. Пребывание их в исламской стране наложило отпечаток на все виды художественного творчества, и даже на традиционный костюм. Сложилась у них и особая манера исполнения старинных русских песен, в основном донского казачьего происхождения. Они распеваются хором в гетерофонном складе с обильным использованием ориентальной мелизматики. В типичной для ряда восточных певческих школ манере их пение имеет несколько носовое звучание с остро и прямо посылаемым звуком.

Ведущее же место принадлежит среднерусской традиции. Географически она сконцентрирована вокруг Москвы и прилегающих областей, то есть распространена в Московской, Владимирской, Нижегородской и других центральных областях. Ее возникновение приходится на период укрепления Московского государства в ХVI–ХVII вв. Позже к этой песенной традиции стали относить и музыкальный фольклор Ивановской, Ярославской и Тверской областей. Черты и центральной, и южно-русской культуры несет в себе фольклор Калужской, Тульской и Рязанской областей. Важнейшей характеристикой фольклора центра России было преобладание жанра лирической песни. Произведения этого характера явно преобладают. Лирическая песня центра России несет в себе и особую идейно-художественную нагрузку. На всех, даже на инструментальных произведениях ощущается явное тяготение к лирике. Это сказывается на структуре и эстетических особенностях свадебного обряда: в нем преобладает лирическое настроение. Лирические песни становятся фактически драматургическим ядром свадебного обряда. Еще одним доминирующим жанром свадебного обряда являются величальные песни, хотя они носят очень жизнеутверждающий, бодрый характер и часто сопровождаются плясовыми движениями. В этом проявляется близость с южно-русской традицией. Среди хороводных песен центра России преобладают плавные, неторопливые. Они также очень лиричны. Для среднерусского хоровода очень характерно участие солистов танцоров, подкрепляющих смысл песни плясовыми движениями.

Лирическая песня Тверской области «Жавороночек»

Их выразительные движения руками в фольклорной традиции называются «рассуждениями». Спокойствие является важной особенностью песенной традиции среднерусского фольклора. Песни более поздних жанров (кадрильные и частушки) также исполняются спокойно, неторопливо, с мягким лирическим настроением. Среднерусская вокальная манера приближается к академической, сохраняя некоторые характерные народные особые черты, к которым относятся артикуляция, близкое к разговорному произнесение слова. Среднерусские песни звучат преимущественно в среднем и высоком регистрах, очень мягко и собранно.

Протяжная покосная песня. Собрано в Калужской области. Фольклорный ансамбль Московской ГК. Художественный руководитель: Наталья Гилярова. Москва.

Как особенный компонент системы русского фольклора можно выделить народную музыкальную традицию среднего Поволжья. К ней относится фольклор Ульяновской, Самарской, Саратовской и Пензенской областей. Частично они проявляются в пении русского населения Татарии, Башкирии, Мордовии, Чувашии и Марий Эл. Эта песенная традиция сформировалась в XVI – начале XVIII столетиях. Ее появление обусловлено процессами заселения южных и юго-восточных окраин России. Песенная традиция Поволжья сильно отличается от традиций других регионов, поскольку на ней сказалось влияние соседних финно-угорских и тюркских народов. Резко отличаются от иных территорий и условия хозяйствования, которые отразились в содержании песенного творчества. Сравнительно более суровые природные условия, развитие, помимо крестьянского, промышленного производства предопределило, в частности, отсутствие плясовых движений и ритмов в песенной культуре Поволжья. Вместе с тем преобладающими являются медленные хороводы («круги»). Они обычно приурочены к определенным датам крестьянского календаря (в основном, к весенним праздникам). Такая приуроченность является местной особенностью, родственной южно-русской культуре. Для свадебного обряда Поволжья характерно преобладание песен лирического содержания. Они исполняются в умеренном темпе, что сближает волжскую певческую манеру со среднерусской. В свадебном обряде также большое место занимают плачи и причитания невесты, что в большей степени сближает его с обрядом севера России. Сходство с южной традицией прослеживается в величальных песнях. Песни Поволжья имеют развитую многоголосную фактуру с преобладанием гармонических средств. Характер же звучания песен очень своеобразен. Для него характерно широкое расположение голосов с использованием мягкого среднего и легкого головного регистров. Преобладающим является пение «тонкими голосами», благодаря которому достигается особая прозрачность, «воздушность» хоровой звучности. Относительную самостоятельность приобретает высокий верхний подголосок, который часто дублируется в октаву одним из нижних голосов. Подобная манера предопределяет ассоциации с северным многоголосием. Таким образом, в песнях проявляются многие общенациональные черты русского музыкального фольклора. Важной особенностью является развитая, широкая по диапазону мелодия, которая становится важнейшим средством выразительности. Ведущими жанрами являются мужские песни вольницы и воинская лирика. Сама терминология исполнения песни, связанная с рассказыванием («сказать песню»), предполагает ее эпический характер. Часто пение сопровождается саратовской гармоникой, реже – балалайкой, скрипкой и тростниковыми дудками. В целом музыкально-образный строй средневолжской традиции отличают широта, полнокровность и сдержанность в выражении чувства.

Русская народная песня «Волга-реченька глубока». Исп. Наталия Муравьева

Особую художественно-эстетическую разновидность представляет собой русский музыкальный фольклор, бытующий на обширной территории, расположенной за Уралом в Сибири и на дальнем Востоке. Особенности заселения этой территории русскими обусловили его разнообразие и многовариантность. В сибирском фольклоре существуют несколько достаточно обособленных и самобытных традиций. Среди них можно выделить фольклор старожилов. Он принадлежит потомкам тех, кто поселился в Сибири в ХVII – начале ХVIII вв. Еще одну группу представляет песенная культура староверов. Среди них выделяется песенная традиция «семейских», проживающих в Забайкалье, и «поляков», осевших на Алтае после указа Екатерины II. Особую культурную традицию представляют обычаи сибирского казачества, отдельную группу представляют песенные традиции поздних переселенцев.

Наибольший интерес представляет традиция старожилов. Она доминирует в местном фольклоре. Все остальные, более поздние традиции фактически сложились под ее влиянием. Эта манера исполнения народной песни встречается на Алтае, в Томской области, на Илиме, Нижней Тунгуске. Основное ее качество – большая собранность, строгость и суровость. Песни старожилов часто звучат в предельно низком, «угрюмом» регистре, для них характерен медленный или достаточно умеренный темп. К стилевым признакам сибирского многоголосия можно отнести параллелизм терций при ведущей роли нижнего голоса; широкое использование миксолидийских, дорийских ладовых красок. Характерна также опора на обиходный звукоряд. Песенные строфы, как правило, отделены одна от другой. Внутри песенных строф типичны цезуры-паузы, членящие музыкальную мысль. Нередко они попадают на середину слова. На свадьбе, обряд которой близок к северному, звучат строгие по характеру, степные песни лирического либо лиро-эпического содержания. Преобладающей являетсяпротяжная «проголосная» песня.

По диким степям забайкалья Xор им. Пятницкого

Совсем иной представляется песенная традиция семейских. Они являются потомками старообрядцев Забайкалья. Художественный колорит этих песен очень яркий и броский. Песни семейских имеют бодрый, волевой характер. Стилевая особенность их насыщена по звучанию, фактура многоголосна. В основе многоголосья доминирование двух ведущих певцов – баса и тенора. Остальные участники ансамбля заполняют звуковое пространство между этими крайними голосами. Тесное расположение голосов и их взаимодействие по принципу контрастной полифонии приводит к тому, что в хоровой фактуре по вертикали постоянно возникают терпкие, жесткие созвучия. Поэтому, несмотря на «спокойный» средний регистр, песни звучат весьма напряженно и насыщенно. В фольклоре семейских, проживавших в инокультурном окружении оказались законсервированными некоторые средневековые традиции певческого искусства, столь интересные для современных исследователей.

Очень оригинальна традиция алтайских казаков. Эта традиция очень близка манере вокализации, распространенной у казаков Дона, Урала, Терека. Однако для сибирских казачьих песен свойственны мягкость и лиризм. Алтайские казаки поют в низком грудном регистре, негромко, как бы напевая. Песни так же имеют развитую многоголосную фактуру. У поздних переселенцев Сибири особенности песенной манеры проявляются, прежде всего, в репертуаре. Многие обрядовые песни наследуют традиции исполнения той местности, откуда прибыли переселенцы. Лирический же песенный репертуар близок традициям старожилов.

В сибирском репертуаре также преобладают тюремные песни, что связано с особым социально-политическим статусом местного края. В музыкальном фольклоре Урала (Пермской, Екатеринбургской, Челябинской областей) соединяются традиции Севера, Поволжья и Сибири. Поскольку освоение уральских земель осуществлялось, главным образом, переселенцами из северных районов (Новгорода, Архангельска, Вологды, Костромы, Вятки) и верхнего Поволжья, мелодические особенности данных регионов были привнесены на уральскую землю. Уральский фольклор также испытал воздействие культуры аборигенных районов, а также переселенцев с юга России, ассимилированных в русской среде. Кроме того, на уральский фольклор оказали влияние песенные традиции народов Поволжья. В результате сформировалась особая народная музыкальная культура Урала. Местная манера исполнения песен проявляется в характерном произнесении слов в процессе пения (со смягчением шипящих согласных). Крайне сложной и прихотливой является метроритмика уральских свадебных песен, чередующая двухдольные, трехдольные, пятидольные, семидольные построения.

Каждая из перечисленных песенных традиций уникальна и самобытна, хотя они находятся в постоянном взаимодействии. Некоторые песенные традиции получили большее географическое распространение и образовали своеобразные зоны певческого искусства.

Юрий Александрович Толмачев,
Заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор

Публикуется по: Народное музыкальное творчество: учебное пособие / Ю.А.Толмачев. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.техн. ун-та, 2006

Старинные русские народные песни, собранные в фольклорных экспедициях в разных областях России 1970-х — 2000-х гг., в том числе казачьи и частушки, исполняет кандидат филологических наук, научный сотрудник Института Славяноведения, участник фольклорного ансамбля «Посолонь» Лидия Гаврюшина.
Записано в деревне Раменье Селижаровского района Тверской области 17 августа 2012 года.
Съемка — Александра Кириллина

Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений второклассников за 2 четверть. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, передача музыкальных впечатлений учащихся

Урок 17. Музыка в народном стиле. Сочини песенку.

Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре».

Урок 18. Проводы зимы. Встреча весны.

Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей.

Тема V раздела: «В музыкальном театре» (5 ч.)

Урок 19.Сказка будет впереди.

Интонационный и образный анализ уже знакомых литературных и музыкальных произведений.

Урок 20. Детский музыкальный театр.

Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Разучивание песни «Песня-спор» Г.Гладкова (из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») в форме музыкального диалога. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера. Музыкальные театры. Детский музыкальный театр. Певческие голоса: детские, женские. Хор, солист, танцор, балерина. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете.


Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете.



Урок 21. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера.

Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальное развитие в опере. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты.

Урок 22. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Формы построения музыки.

Урок 23. « Какое чудное мгновенье!». Увертюра. Финал.

Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная,хоровая, оркестровая. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере.

Тема VI раздела: «В концертном зале » (5ч.)

Урок 24. С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр).

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке»

проводит среди обучающихся СПО и ВУЗов, изучающих народное музыкальное творчество и традиционную культуру,

Пятый всероссийский Открытый конкурс

Пою моё Отечество!

Цели и задачи конкурса:

  • осознание богатства и красоты наследия предков;
  • изучение культуры, искусства, творчества народов России;
  • содействие международному сотрудничеству, нацеленному на выявление многообразия культурных и национальных традиций разных этносов;
  • укрепление взаимопонимания и дружеских связей между представителями разных этнических групп;
  • объединение обучающихся разных национальностей на принципах мирного сосуществования и творческого взаимопонимания;
  • сохранение, поддержка и популяризация национальных инструментов;
  • расширение кругозора и интеллектуального уровня молодежи;
  • решение актуальных задач духовного и нравственного воспитания, формирование нравственных ценностей молодежи;
  • создание условий для творческой самореализации юных музыкантов (музыковедов и исполнителей) и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • исполнителей и их социальной адаптации в сфере культуры;
  • выявление и поддержка одаренной творческой молодежи России и других стран, просвещение, патриотическое и эстетическое воспитание, укрепление единого культурного пространства, сохранение и развитие культурного потенциала субъектов Российской Федерации.

Условия участия

Обучающиеся СПО и ВУЗов готовят выступление (не более 15 минут) и презентацию о своей Малой Родине (этносе, регионе, ареале, локусе). Информационный материал может затрагивать аспекты краеведения (история заселения, природные условия), этнографии (жилище, ремёсла, традиционный костюм, обряды), музыкального фольклора (народные инструменты, песенные и инструментальные жанры, аутентичные исполнители и мастера). Сообщение должно содержать исследование музыки изучаемого региона и музыкальные иллюстрации, в том числе личное исполнение конкурсантом или группой участников инструментальной или вокальной этномузыки, а также образцов хореографического фольклора.

Сроки и место проведения

Ул. Маршала Соколовского, дом 10

Жюри

Председатель Щербакова Анна Иосифовна - и.о. ректора МГИМ имени А.Г.Шнитке, доктор педагогических наук, доктор культурологии, профессор, член Международной академии наук педагогического образования и Союза писателей РФ.

Заместитель председателя Алябьева Анна Геннадьевна - заведующий кафедрой философии, истории, теории культуры и искусства, доктор искусствоведения, профессор, член общества востоковедов РФ, член Международного совета по традиционной музыке (ICTM ) при ЮНЕСКО.

Зайцева Елена Александровна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, член Международного союза музыкальных деятелей, Академик Международной Академии творчества, художественный руководитель фольклорного ансамбля «Ключ».

Василенко Александр Иванович - лауреат всероссийских и международных конкурсов, старший преподаватель кафедры народного исполнительского искусства МГИМ имени А.Г. Шнитке.

Шабшаевич Елена Марковна - доктор искусствоведения, профессор кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, научный руководитель Центра научного творчества студентов.

Ганичева Юлия Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, истории, теории культуры и искусства МГИМ имени А.Г.Шнитке, старший научный сотрудник отдела издательской и научно-исследовательской работы.

Контакты

Координатор проекта - Зайцева Елена Александровна 8-916-535-11-81

mlad61@ mail.ru

Информация, а также итоги конкурса будут опубликованы на официальном сайте МГИМ имени А.Г. Шнитке

В заявке с пометкой «Пою моё Отечество» следует указать:

  • ФИО конкурсанта
  • Учебное заведение, уровень образования, кафедру, специальность, курс
  • Тему выступления
  • ФИО, ученую степень и должность научного руководителя
  • Контактный телефон, адрес электронной почты

Заявку отправлять по эл. адресу: [email protected]

Вступительный взнос с указанием «За участие в конкурсе «Пою моё отечество»» в размере 1000 рублей следует оплатить переводом на расчетный счет МГИМ имени А.Г. Шнитке. Скан (фото) квитанции следует послать по электронной почте на адрес [email protected] до 10.05.2019.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»