Теоретические основания применения музыкотерапии и логоритмики в музыкально-эстетическом воспитании детей.

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Статья по теме: «Музыкотерапия». Разработала учитель музыки Чернега Ангелина Владимировна. МКОУ «СОШ №1 ст. Преградная».


Музыка – одно из видов искусства, которое отражает нашу жизнь звуками.

Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе». Учёные по мифологии свидетельствуют, что девять муз - небесных сестер, которые покровительствовали определенному виду искусства, были рождены от Зевса и Мнемозины - богини памяти. Музыка - это дитя любви, обладающая грацией, красотой, необычными целебными свойствами, гармонией чувств и звуков.

Эвтерпа (др.- греч «увеселяющая») - муза лирической поэзии и музыки .

Воздействие музыки облагораживает нашу жизнь, балансируя эмоциональный фон человека, добираясь до самых далеких его глубин души. Пройдя все века и эпохи, музыка являлась и является общепонятным языком человечества.

О том, что определенные мелодии способны влиять на душевное и физическое состояние человека, хорошо знали в Древней Греции, в Риме.

Термин "музыкотерапия" имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой».

Использование музыки с лечебной целью уводят нас в античные времена, где музыка широко применялась во врачебной практике.

Древние люди считали, что музыка, это - единство гармонии души и тела во взаимосвязи человека с природой, способное излечить, как духовные, так и физические недуги. Многие болезни - это нарушение определённого ритма органов, существует древние трактования, что с помощью музыки восстанавливали и балансировали функции настройки организма.

Лечебный эффект музыки известен еще с древности. Египетские жрецы пытались лечить музыкой бесплодие у женщин, в храмах Древней Греции музыкой и хоровым пением лечили душевнобольных. Например, древние целители считали, что свирель лечит депрессию, а барабан полезен для желудка. Пение помогает для заживления ран.

Первое научное объяснение влияния музыки и её мощное воздействие на здоровье человека, было изречено из уст древнегреческого ученого и философа Пифагора – «Всякая мелодия синхронизирует работу внутренних органов человека. Происходит это, потому что любой из наших органов это источник энергии и электромагнитных волн заданной частоты, а так как звуки музыки тоже являются волнами они входят с ними в резонанс – и настройки нашего тела меняются. Когда звучит мелодия, ее акустическое поле налагается на акустическое поле организма и получается, что мы испытываем на себе определенного рода клеточный массаж» .

Пифагор излечивал многие душевные и физические заболевания, с помощью специально составленных им композиций.
Он доказывал, что влияние музыки на организм человека имеет направленность на чувства и эмоции, на ум и тело.

Он даже ввел такое понятие как - «музыкальная медицина». «Душа должна быть очищена от противных рассудку влияний торжественным и величественным песнопением, которому полагается аккомпанировать на лире» - говорил древнегреческий ученый. Слушая музыку человек способен испытать физическое освобождение, видеть возникающие образы, пройти через катарсис, т.е. «очищение» и достигнуть духовного раскрытия. Катарсис способствует возвышению человеческого разума, облагораживанию его чувств, помогает снять болезненные симптомы и гармонизовать человека.

В древние времена Пифагор был не единственный, кто считал, что музыка способна благотворно влиять на человеческий организм. В египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодий и звуков. А в Ветхом Завете говорится, что Давид игрой на арфе лечил нервное помешательство царя Саула. В древней Греции были мудрецы, которые использовали в целительных целях свойства музыки и ее влияние на здоровье человека. Например, греческий врач Эскулап , больных радикулитом лечил громкой игрой на трубе. Из дошедших до нас рукописей, нам стало известно, что влияние музыки на организм человека применялось с незапамятных времён.

Аристотель считал музыку не только панацеей лечения, но и очищения души. Платон утверждал, что музыка является главным средством для воспитания гармонической личности. В 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили музыкой от тоски и душевных переживаний.

О лечебных воздействий музыки на человеческий организм китайские мудрецы писали еще до нашей эры. «Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи», - сказал Сюньцзы. Выдающийся врач Авиценна еще тысячу лет назад лечил запахами, смехом и музыкой больных нервными и психическими заболеваниями.

Не следует считать, что музыка является главной составляющей оздоровительного процесса, она лишь способствует восстановлению организма дополнительным воздействием лечения.

Музыкотерапия - это психотерапевтический метод основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, влияя на больного для достижения терапевтического эффекта при лечении его болезни и является видом арт-терапии, используемой в усвоении новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”) – это научно обоснованное клиническое использование музыки для лечебного и благоприятного воздействия на психику и организм человека, базирующееся на научных исследованиях и проводящееся сертифицированным специалистом – музыкальным .

Основоположником звукотерапии считается швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз (1865–1950). Каждый наш орган настроен на определенную частоту и восприимчив к ней. В основе лечения звуками заложено воздействие колебаниями разных частот как на психическом, так и на энергетическом уровне. Каждый звук в организме вызывает какую-то вибрацию, создавая энергетическое поле, благотворно воздействующее на системы и органы человека. Каждое музыкальное произведение имеет свою энергетику, как и индивидуально взятый организм. Поэтому обязателен подбор соответствующих мелодий. Определенный ритм музыки способен ускорять или тормозить обменные процессы, расслаблять или тонизировать мышечный тонус. Ритмичная музыка увеличивает число сердечных сокращений, частоту актов дыхания, кровь интенсивнее насыщается кислородом и питательными веществами, происходит стимулирование органов Исследования показали, что будущий ребёнок находясь в лоне матери, уже седьмого месяца внутриутробной жизни различает не только шумы в организме мамы, но и внешние звуки. Тело человека хорошо проводит звуки, и в организм, растущий в лоне матери, внешний мир отражается звуковыми вибрациями.

Будущий человек , все слышит и все запоминает. Скандалы, резкая музыка, громкие голоса оказывают на плод раздражающее и негативное воздействие. И, напротив, спокойная музыка, благотворно влияет на состояние и развитие будущего человека, а ласковый и мягкий голос матери воздействует успокоению и равновесию его душевного мира. В это время мать может почувствовать, как ее малыш "танцует" в утробе . В период развития у плода уже в животе развивается хороший вкус, гармония, красота и умиротворение. Учёными доказано, что дети после рождения гораздо эмоциональней реагируют на мелодии, которые они слышали ещё в утробе матери.

Сейчас уже не секрет, что музыка положительно влияет на здоровье и состояние женщины во время беременности и её будущего малыша.

В начале ХХ века исследователи занялись изучением музыки, её методов и приёмов, как средство для лечения и восстановления человеческого организма.

Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: « Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье ».

О благотворном влиянии классической музыки на человека известно уже дано. В 90-х годах XX столетия появилась сенсационная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта.

Этот феномен открытия назвали «эффектом Моцарта». Музыка Моцарта повышающая

интеллект , особенно благотворно влияет на интеллектуальное развитие детей. До сих пор ученые полемизируют о природе и свойствах этого явления. Но уже в доказательство существуют занимательные факты.

Воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана и соответствует биоритмам нашего мозга.

Как образно выразились ученые, «практически вся кора головного мозга начинала светиться».

«Американские ученые провели такой эксперимент: они повели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашей страны доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста . Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится».

Итальянские ученые из небольшого города Кьети открыли такое явление, как « эффект Вивальди ». Они провели уникальные опыты, в процессе которых исследовали память пожилых людей после прослушивания сочинения Вивальди «Времена года» Оказалось, что экспериментируемые люди решали тесты на память значительно лучше своих ровесников из группы. По мнению ученых, музыка Вивальди повышает активность участков мозга, отвечающих за память. Таким образом, благотворному воздействию музыкой на организм человека к «эффекту Моцарта» можно добавить ещё и «эффект Вивальди».

Естественно, не обязательно слушать только классическую музыку, следует выбирать и другие жанры. Но как показывают исследования психологов, работающих в области музыкотерапии, «именно классическая музыка влияет «базово», глубоко и надолго, существенно ускоряя процесс лечения».

Психологами доказано, что классическая музыка способна и негативно воздействовать на организм. Примеров на этот счёт множество. К таким произведениям можно отнести «Венисбергская сцена» Вагнера и многие музыкальные композиции Рихарда Штрауса. Бывают ситуации, когда музыка отражается на слушателе, как психологический яд, хотя и является шедевром музыкальной классики. К такой группе можно отнести некоторые произведения Ф. Шопена, особенно ноктюрны, в которых композитор дал

волю своим чувствам, как меланхолия, ностальгия и слабость.

Разные жанры музыки вызывают, разные эмоции у людей.

Сегодня лечебную музыку называют уникальным явлением медицины нашего столетия, так как она восполняет энергетическим зарядом исцеления - сознание и тело человека.

В Китае в массовом масштабе выпускают для очищения души и тела музыкальные альбомы с неожиданными для нас названиями: "Пищеварение", "Бессоница", "Мигрень", "Печень", "Легкие", "Сердце". Они заменяют больным таблетки или даже лекарственные травы.

Правильно подобрав музыкальный репертуар, можно достичь полной гармонии души и тела, стать человеком уравновешенным, спокойным и крепким.


Музыкальные рецепты.

1. Избавляет человека от неврозов и раздражительности - "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова. Эта музыка, так же и бодрящие произведения Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.

2. Для профилактики утомляемости необходимо слушать - "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
3.
Для стимуляции творческого импульса рекомендуются - "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Ревеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
4.
Полное расслабление дают - "Вальс" Шостаковича из кинофильма "Овод", романс из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
5.
Нормализуют кровяное давление и сердечную деятельность - "Свадебный марш" Мендельсона.
6.
Снимает головную боль и невроз - полонез Огинского.
7.
Нормализует сон и работу мозга - сюита "Пер Гюнт" Грига.
8.
Активизирует умственное развитие и развивает способности у детей - музыка Моцарта .
9.
Для снижения раздражительности - многие произведения Бетховена («Лунная соната»,

«Симфония ля минор»), произведения Баха, особенно «Кантата №2» и «Баркарола» Чайковского.
10. Для снятия тревоги - помогают мазурки и прелюдии Шопена, мелодичные вальсы Штрауса и «Мелодии» Рубинштейна.
11.
Для устранения чувства озлобленности, а также зависти к успехам других людей -
Бах - Итальянский концерт; Гайдн - симфония.
12.
Успокаивающая музыка - Бетховен - 2 и 3 части Шестой симфонии, Брамс -"Колыбельная", Шуберт - "Аве Мария", Дебюсси -"Лунный свет", «Ноктюрн соль минор» Шопена.
13.
От головной боли - Лист - Венгерская рапсодия № 1, Хачатурян - сюита из музыки к драме Лермонтова "Маскарад", Гершвин - симфоническая сюита "Американец в Париже",
«Дон Жуан» Моцарта.

14. Против гипертонии, подозрительности и мнительности, напряженности в отношениях с другими людьми - помогает «Концерт ре минор» для скрипки и «Кантата №21» Баха,
«Соната для фортепиано» и «Квартет №5» Бартока, «Месса ля минор» Брукнера, Шопен - ноктюрн ре минор.

Музыкой сейчас лечат гипертонию, гипотонию, неврозы, дефекты слуха и речи у детей,используют музыку в акушерской практике, хирургии, при лечении зубов, а также в сексологии, наркологии и токсикологии.

«Звук обладает магическими свойствами. Он может приобретать физическую форму и контуры, которые способны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение».

Чтобы звуки вокруг радовали и помогали, можно научиться грамотно их подбирать.

Исцеление нотами – простой и безопасный способ. Можно петь понравившийся тебе звук, погружаясь в него и наслаждаясь им, чтобы избавление от недуга пошло быстрее.

Расскажем, каким действием на человека обладают определенные ноты .

При исполнении отдельных нот происходит следующее:

1. Нота «До» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- костную систему (при болезнях ног, неподвижности суставов и проблемах с лодыжками);
- мышцы нижней части спины, седалищный нерв;
- простату;
- кишечник (при запорах или диарее).
Специалисты музыкотерапии считают, что
нота «До» отвечает за обоняние, помогает справиться с меланхолией и страхами. Лечебно-профилактическое прослушивание ноты «До» поднимает уровень гемоглобина в крови, помогает наладить кровообращение .

2. Нота «Ре» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- репродуктивные органы;
- почки и мочевой пузырь

Лимфатическую систему;
- желчный пузырь (при наличии в нем камней).
В музыкотерапии нота «Ре» используется для улучшения обмена веществ, уменьшения жировых отложений, выведения шлаков. Музыкотерапевты с помощью ноты «Ре» помогают пациентам с астмой, бронхитом, подагрой. Установлено, что прослушивание ноты «Ре» повышает физическую и умственную активность, помогает сбросить вес и справиться с апатией. Кроме того, нота «Ре» отвечает за вкусовые ощущения .

3. Нота «Ми» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- мышечную систему;
- кишечник (активизирует его);
- печень, почки и селезенку (улучшает деятельность и оздоравливает);
- нервную систему (снимает головные боли, успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Ми» для улучшения зрения пациентов и стимулирования их интеллектуальной деятельности. Нота «Ми» помогает справится со скукой .

4. Нота «Фа» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- сердце и легкие;
- эндокринную систему;
- иммунную систему;
- органы пищеварения;
- нервную систему (помогает при бессоннице и раздражительности).
С помощью ноты «Фа» в музыкотерапии решаются такие проблемы, как: истощение организма, высокое артериальное давление, аллергические заболевания, ОРВИ, колиты и язвы. Установлено, что нота «Фа» отвечает за осязание .

5. Нота «Соль» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- горло и шею (при ларингите, тонзиллите);
- слуховой аппарат;
- нервную систему (успокаивает).
Специалисты музыкотерапии
используют ноту «Соль» для решения проблем с органами слуха, улучшения обмена веществ, повышение внимательности человека, снижения температуры тела. Нота «Соль» помогает наладить состояние кожи головы .

6. Нота «Ля» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- нервную систему (при конвульсиях, навязчивых идеях и т.д.);
- мышечную систему.
В музыкотерапии
применение ноты «Ля» помогает справиться с нарушением координации движений, отеками, обильными кровотечениями. Нота «Ля» помогает снизить болевые ощущения, развить интуицию .

7. Нота «Си» применяется в музыкотерапии для воздействия на :
- селезенку;
- нервную систему (при невралгии, стрессах или сильных душевных травмах и переживаниях).

Специалисты музыкотерапии используют ноту Ля для регулирования баланса микроэлементов в организме, избавления пациентов от судорог. Нота Ля оказывает благоприятное, стабилизирующее воздействие на нервную систему и многие процессы в организме, поэтому она идеально подходит для медитативных занятий и избавления от стрессов .

Определённая музыкальная нота связана с системой человеческого организма и определёнными органами чувств. Слушая и пропевая ноты, вы можете помочь своему телу восстановить утраченное здоровье и наполнить его жизненной силой и энергией.

Музыка поистине творит чудеса, вселяя в наши души покой, гармонию и умиротворение! Снимает стрессы и негативные эмоции. Нужные музыкальные звуки непременно найдут отклик в вашем сердце. Не тратьте время зря, а наслаждайтесь каждым мгновеньем своей жизни и пусть музыка будет другом и спутником на вашем пути.

Будьте здоровы!!!

Используемая литература:

  1. Материал с сайта журнала "Здоровье": 6. В.И.Петрушин «Музыкальная психология» - М.:Академический проект,2006.

    7. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985.
    8. Копытин А.И. Основы арт – терапии. –СПб., 1999.
    9. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. – М., 2002.
    10. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000
    11. Шушарджан С.В. Здоровье по нотам: практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М.,1994.

    12. «Музыкотерапия и резервы человеческого организма», Москва, изд."Антидор",1998, 363 с.

    13. "Здоровье по нотам", Москва, АО"Перспектива", 1994 г., 170 с.

    Статьи: музыка и здоровье. www.doctor-art.ru

Книга подготовлена коллективом ведущих психотерапевтов страны.

Новое издание переработано и дополнено в соответствии с современными нуждами советского здравоохранения. Это практическое руководство для врачей всех лечебных специальностей, содержащее рекомендации по лечению больных с учетом их душевного состояния, напряжения во время соматической болезни. Содержит 22 иллюстраций, 1 таблицу.

Рожнов В. Е. - доктор медицинских наук, профессор, руководитель Всесоюзного Центра по психотерапии Минздрава СССР, зав. кафедрой психотерапии ЦОЛИУВ.

Введение. В. Е. Рожнов

Общие вопросы психотерапии

Медицинская деонтология и психотерапия. В. Е. Рожнов

Вопросы истории и теории психотерапии. В. Е. Рожнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия. В. Е. Рожнов

Психотерапия и психология. С. С. Либих

Психотерапия, психопрофилактика, психогигиена. В.Е. Рожнов, Ю.П. Чаргейшвили

Психотерапия в системе реабилитации психически больных. М. М. Кабанов

Система специализированной психогигиенической психопрофилактиче­ской и психотерапевтической помощи работникам в условиях современ­ного промышленного производства. В. Е. Рожнов, С. И. Табачников, A. Т. Филатов

Психогигиена, психопрофилактика и психотерапия в спорте. А. Т. Фи­латов. А. М. Морозов

Психомышечная тренировка. А. В. Алексеев

Психогигиена творческого труда актера. С. А. Гройсман

Психотерапия в народной медицине С. А. Гуревич

Методы психотерапии

О факторах, влияющих на эффективность психотерапии. Р. А. Зачепицкий

Гипнотерапия. В. Е. Рожнов

Рациональная и разъяснительная психотерапия. Д. В. Панков

Групноная эмоционально-стрессовая психотерапия. А.С. Слуцкий, B.Н. Цапкин

Эмоционально-стрессовая эстетопсихотерапия. В.Е. Рожнов, А. В. Свешников

Музыкотераиия. Л. С. Брусиловский

Библиотерапия. А. Е. Алексейчик

Наркопсихотерапия. М. Э. Телешевская

Психотерапия в комплексе разгрузочно-диетической терапии. Г. К. Заиров, В. Б. Гурвич, Г.И.Бабенков

Психотерапия и лечебная физкультура. К. И. Мировский

Специальная психотерапия

Психотерапия при неврозах. Б. Д. Карвасарский

Психотерапия невроза навязчивых состояний. Н. М. Асатиани

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозов с состояниями стра­ха. А.С. Слуцкий

Эмоционально-стрессовая психотерапия “кардиофобии”, Ю. П. Чаргей­швили

Эмоционально-стрессовая психотерапия неглубоких депрессий. В. П. Колосов

Психотерапия неврозов военного времени. А. М. Свядощ

Психотерапия при психопатиях у подростков. А. Е. Личко

Психологическая совместимость супружеской пары (сексуальные дисгар­монии). Э. М. Дворкин

Психотерапия сексуальных нарушении у женщин. 3. В. Рожановская

Психотерапия алкоголизма и наркоманий В. Е. Рожнов

Коллективная эмоционально-стрессовая психотерапия больных алкого­лизмом в бодрствующем состоянии. И. С. Павлов

Эмоционально-стрессовая психотерапия в клинике психозов. В. Е. Смирнов

Эмоционально-стрессовая психотерапия неврозоподобной шизофрении. М. Е. Бурно

Игровая психотерапия неврозов у детей. А.И.Захаров

Психотерапия аутизма у детей. В. Е. Каган

Психотерапия при сахарном диабете. А. А. Мартыненко

Психотерапия в санаторно-курортной практике. В.Е. Рожнов, Я. И. Бараш.

Психотерапия в домах отдыха. В. Е. Рожнов, Ю. Л. Покровский

В Библии говорится, что Давид, играя на арфе, исцелял царя Саула от приступов меланхолии и душевного расстройства. На огромную роль вибраций собственного голоса указывал великий Пифагор. Если больной не мог издавать звуки, то Пифагор в таких случаях прикладывал к его груди трубу и через нее заставлял звучать и вибрировать тело больного. Отец средневековой медицины Парацельс считал вибрации от звуков музыкальных инструментов и собственного голоса главным методом лечения. Хорошо известен случай, когда наиболее известный певец 1-ой половины 18 века Фаринелли, пением вылечил от тяжелой формы шизофрении испанского короля Филиппа VI.

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны музыка, содержащая ритм воздействует на определенные мозговые зоны и активирует или синхронизирует работу мозга в целом, так как наш организм работает в режиме подстраивания под ритмическую организацию внешнего мира. С одной стороны подбирая музыкальные произведения можно добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности. С другой стороны, любая музыка несет в себе индивидуальную маркировку, т. е. ассоциируется лично для каждого человека с каким-то событием, соответственно имеет для нас определенное значение и вызывает опре-деленные эмоции.

Музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, психотерапии, рефолексотерапии, музыкальной психологии, музыковедения и др. Она всё более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в слож-ных условиях современной общественной жизни (Википедия).

Голос – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители.

В настоящее время методы вокалотерапии активно используются во всем мире для лечения и профилактики как психических расстройств: неврозов, фобий, депрессии, апатии, шизофрении, так и соматических заболеваний: бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей, сердечно-сосудистой недостаточности, головных болях и др.

Цели семинара:

  • знакомство с направлениями “Музыкальная терапия” и “Вокалотерапия”;
  • овладение конкретными методами музыко- и вокалотерапии;
  • освоение психотерапевтических техник работы с музыкальными произведениями и голосом;
  • овладение базовыми навыками необходимыми для применения музыки в терапии на практике.

Семинар “Музыко- и вокалотерапия” рассчитан на обучение и повышение квалификации: музыкантов, психологов, врачей, психотерапевтов, психиатров, студентов 4, 5-х курсов медицинских, психологических факультетов и всех желающих расширить свои знания, познать себя.

В программе семинара:

  • Музыка как метод психотерапии.
  • Психофизиологические основы воздействия звука и анализ психологических механизмов влияния музыки.
  • Музыка как метафора. Музыкальная терапия и терапевтический характер музыки.
  • Основные направления музыкотерапии.
  • Активная и пассивная форма музыкотерапии.
  • Сочетание изобразительных техник с музыкой.
  • Способы взаимодействия терапевта с клиентом, с группой в музыкотерапии.
  • Показания и ограничения метода музыкальной терапии.
  • Маркировка с пользованием работы с образами.
  • Классификация музыкальных метафор.
  • Использование метода музыкальной терапии в рамках групповой и индивидуальной работы.
  • Критерии выбора музыкальных произведений.
  • Музыкотерапия как развитие коммуникативных навыков.
  • Направление и механизмы действия музыкотерапии.
  • Техники музыкотерапии. Модели построения “индивидуальной” мелодии.
  • Собственный опыт в упражнениях и создание “индивидуальной” терапевтической мелодии, технология динамиче-ского слушания.
  • Упражнения на создание музыкальной метафоры.
  • Упражнения “Музыкальная комната”, “Мелодия магического воздействия”, “Создание музыкальной метафоры”, “Технология динамического слушания”, “Музыкальный портрет”, “Оркестровая яма”, “Создание индивидуальной музыкальной мелодии”.
  • Применение музыкотерапии в клинической практике.
  • Особенности музыкотерапии при проблемах обучения, в неврологии, при деменциях.
  • Основы вокалотерапии. Расслабление с помощью голосовых вибраций.
  • Выражение эмоций и чувств с помощью пения.
  • Работа с дыханием. Упражнения на восстановление дыхания для нормализации эмоционального состояния.
  • “Цветочный магазин” – отработка глубокого интенсивного вдоха. Упражнение “Свеча”, а также использование скороговорок – тренировка умения ровно распределять выдыхаемый воздух.
  • Упражнение “Выдох через соломинку” – работа с вокальной “опорой”. Методы дыхательной гимнастики Стрельниковой.
  • Упражнения на активизацию артикуляционного аппарата – работу с локальными мышечными зажимами (лица, нижней челюсти, шеи) – эмоциональное раскрепощение.
  • Работа с голосом: вокализирование на закрытом звуке (М, Р) – резонирование, снятие внутреннего напряжения; вокализирование на открытом звуке (А, О, И) – регуляция психофизического расслабления или активизации.
  • Упражнения “Волна”, “Вопрос – ответ” для снятия психофизических зажимов посредством преодоления межрегистровых барьеров. Упражнение “Импровизация” для эмоционального раскрепощения, самовыражения.
  • Использование фольклорного пения для отреагирования и канализации эмоций.
  • Пение, как средство коммуникации – дуэты, ансамблевое пение, импровизационное упражнение “Диалог” как средство коммуникации, раскрытия творческого потенциала в процессе “пропевания” диалогового общения.
  • Синхронизация эмоционального и физического самочувствия при сочетании пения с ритмом, хлопками и движениями.
  • Соотнесение своего состояния с настроем группы, эффект “заражения ” эмоциями.

Литература по музыкотерапии и вокалотерапии:

  1. Блаво Р. Исцеление музыкой. – СПб., 2003.
  2. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия // Руководство по психотерапии. 3-е изд., доп. и перер. – Ташкент, 1985. С. 273-304.
  3. Вольперт И. Е. Лечение музыкой // Вольперт И. Е. Психотерапия. – Л., 1972. С. 146-155.
  4. Голдмен Дж. Целительные звуки: пер. с англ. М., 2003.
  5. Гроф С. Целительный потенциал музыки // Гроф С. Приключения в самопознании. Информационные материалы: пер. с англ. – М., 1991. С. 50-61.
  6. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию: пер. с нем. – СПб., 2003.
  7. Дьюхерст-Мэддок О. Целительный звук. Техника самосовершенствования с привлечением музыки и голоса: пер. с англ. – М., 1998.
  8. Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – С-Пб,М., Краснодар. Издательство “Лань”, 2007.
  9. Завьялов В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. – Новосибирск, 1995.
  10. Золтаи Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. – М., 1977.
  11. Клюев А. С. Музыкотерапия: путь к Гармонии // Альманах кафедры эстетики и философии культуры СПбГУ. № 2. – СПб., 2007. С. 318-324.
  12. Кэмпбелл Дж. Эффект Моцарта: пер. с англ. Минск, Попурри, 1999.
  13. Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Музыка, пение и танец на службе здоровья // Лисицын Ю. П., Жиляева Е. П. Союз медицины и искусства. М., 1985. С. 27-45.
  14. Матейова З. Музыкотерапия при заикании / З. Матейова, С. Машура; Пер. с чешского. – К., 1984.
  15. Менегетти А. Музыка души. Введение в онтопсихологическую музыкотерапию: пер. с ит. – СПб., 1992.
  16. Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. – М., Редакционно-издательский отдел Института психологии РАН, 2002.
  17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. Теория и практика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1999.
  18. Порт Ж. Музыка как терапия // Cultures. 1975. № 2. С. 103-107.
  19. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: пер. с англ. – М., 1986 (2008).
  20. Хакен Г. Синергетика: пер. с англ. – М., 1980.
  21. Хан Назрат Инайят Мистицизм звука: пер. с англ. – М., 1997 (2002).
  22. Шипулин Г. П. Лечебное влияние музыки // Вопросы современной психоневрологии. Труды института (Ленинградский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева). Т. XXXVIII. – Л., 1966. С. 289-296.
  23. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. – М., 2005.
  24. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы // Клиническая медицина, 2000, т. 78
  25. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. Практикум пути к духовному совершенству и бодрому долголетию. – М., 1994
  26. Элькин В.М. Театр цвета и мелодии Ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и Ваши тайные способности. – СПб., 2005.
  27. Эндрюс Т. Сакральные звуки. Книга о преобразующем воздействии Музыки и Слова: пер. с англ. – СПб., 2004.
  28. Юсфин А. Г. Музыка – сила жизни. – СПб., 2006.
  29. Яковлев Е. Г. Эстетическое как совершенное: Избр. работы. – М., 1995.

В первую очередь прослушивание музыки влияет на наше эмоциональное и чувственное восприятие, что дает мощный импульс всем остальным действующим системам человека. В более спокойном состоянии человек уже трезво размышляет, тоньше понимает события вокруг, неосознанно включает интуицию. Вс это существенно влияет на качественные характеристики физического тела. Каким-то невероятным образом человеку становиться лучше, он становится бодрее, умнее и веселее. Музыкотерапия – это исцеление музыкой.




Любое воздействие извне на человеческий организмм играет свою роль. Слух воспринимает определенные звуки и это влияет не только на какие-то фрагменты в мозгу, а на все тело целиком. Психика – неотъемлемая часть нашего сознания, с помощью нее мы воспринимаем наши проблемы и решаем текущие дела. Если психика нарушена, нарушается работа всего организмма, поэтому очень важно поддерживать ее в стабильном состоянии. Чтобы не доводить себя и свой организм до крайне неуравновешенного состояния, следует проводить хоть иногда профилактику в виде релаксации и полного расслабления, в чем и помогает музыка. Взаимодействие музыки и психики


А.Томатис пришел к поразительному открытию: «Ухо предназначено не только для того, чтобы слышать, но и чтобы питать энергией разум и тело. Клетки мозга работают как маленькие батарейки-аккумуляторы. Они заряжаются не путем метаболизма тела, а с помощью энергии звуков». Музыка заряжает мозг и улучшает интеллект. Учёные из США выяснили, что музыка помогает в чтении, концентрации внимания и улучшении кратковременной памяти. Особые результаты были отмечены у детей дошкольного возраста.


Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Самый большой эффект от музыки это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. О том, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется - ученые заметили давно.Ее действие на некоторых людей бывает даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.


Различают три основные формы музыкотерапии Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что человек в процессе музыка терапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.


Эффект Моцарта Моцарт – один из музыкальных гениев, которые создали божественную музыку. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души. Музыка Моцарта создана для исцеления души, для расслабления и углубления во внутрь себя. Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организмм в целом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье. После многочисленных экспериментов ученые пришли к выводу, что при нервных расстройствах, повышенной возбудимости, склонности к истерикам и капризам наиболее благоприятное воздействие на ребенка оказывает музыка Моцарта. Если проводить сеансы музыкотерапии ежедневно по минут, то уже через 7-10 дней малыш начнет вести себя более взвешенно и адекватно.




Звуки природы Первая тематика – чистые звуки природы, такие как «Утро певчих птиц», «Прогулка по лесу», «Соловьиная роща», «Ласковый прибой», «Утренний ручей», «Весенняя гроза». Эффект успокоения, снятия тревожности здесь связан, на наш взгляд, с тем, что все эти природные звуки сопровождали спокойную бытовую деятельность многих поколений и закрепились в «генетической» памяти как сигналы безопасности и благополучия


Звуки природы и музыка Вторая тематика – звуки природы в сочетании с музыкой. В программах «Море любви», «Море покоя», «Любовь дельфина», «Морские мечты», «Мистическое море» представлены нежное звучание гитары, гобоя, флейты, фортепиано на фоне шелеста морских волн. Программы «Летний полдень», «Очарованный соловей», «Шепчущие пески» содержат мелодии на фоне пения птиц.


New Age Третья тематика – произведения композиторов-профессионалов в музыкотерапии, таких как Карунеш («Симфония сердца», «Небесная даль», «Чайная церемония»), Анугама («Открытое небо»), Гомер Эванс («Музыка для здоровья», «Музыка счастья») и др. Их произведения обладают выраженным оздоровительным действием.





Действие музыки на организмм человека Успокаивает, уменьшает чувство тревоги, нерешительности – вальсы Штрауса, «Колыбельная» Брамса. Способствует росту умственных способностей – музыка Моцарта. Нормализует работу мозга – прослушивание сюиты «Пер Гюнта» Стимулирует интеллектуальную деятельность – музыка Бетховена, Штрауса. Поднимает жизненный тонус, наполняет жизненной силой, творческой энергией, вдохновляет – Шестая симфония, часть 3 - Чайковского, Прелюдия 1 – Шопена. Из эстрадной музыки можно отметить музыку Демиса Руссоса, Хулио Иглессиаса, песню Александры Пахмутовой – «Беловежская пуща», оркестр Поля Мориа. Снимает неврозы и раздражительность - «Лунная соната» Бетховена, «Итальянский концерт» Баха, музыка Генделя.


Во время занятий с использованием музыкотерапии можно моделировать эмоции: и у агрессивных, неуравновешенных детей формируется чувство внутреннего покоя, радости - создается положительный эмоциональный фон; развиваются мыслительные способности и фантазия детей, развивается коррекция сенсорных процессов и сенсорных способностей, повышается мотивация учебы, возрастает удовлетворенность учением, а значит создается ситуация успеха.


Литература 1.Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М., Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: « Феникс», с. 3.Блаво, Рушель. Новый путь к самоисцелению. Новосибирск, Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. М., Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. СПб.: Питер, Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. М., Драганчук В. М. Музика як фактор психокоригування: історичні, теоретичні і практичні аспекти. К., Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе Клюев А. С. «Музыкотерапия как метод социальной реабилитации». Теоретический журнал "Credo new", Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика. К., Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, Юсфин А. Г. «Музыка сила жизни». СПг.: ООО «Аюрведа Плюс» htm 14.lhttp://slovari.yandex.ru 15.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»