Сценарий концерта в народном стиле музыкальный сувенир. Сценарий концерта "русская песня"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Место проведения: Зеленая роща

Время проведения: 11.00ч.

С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.

С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.

С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.

По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.

Добро пожаловать на праздник песни народной!

Всех привечаем, всех встречаем.

По обычаям по российским

От души поклон вам низкий.

С добрым словом и с любовью,

И с хлебом-солью.

Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)

На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.

Ведущий 1:

Добрый день, сударыни и сударушки!

Ведущий 2:

Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!

Ведущий 1:

В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».

Ведущий 2:

Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.

Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.

Ведущий 2 :

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Девушка /в русском костюме/:

Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней

Нашла, не удивилась…

Ведущий 1: Ну, а песня?

Девушка: С песней на Руси и родилась.

Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».

Ведущий 1:

Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.

Ведущий 2 :

Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».

Ведущий 1:

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,

У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.

Ведущий 2:

Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)

Ведущий 1 :

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».

Ведущий 2:

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,

Песня родниковая моя!

Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1 :

Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.

Ведущий 2:

А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.

Ведущий 1 :

Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)

Ведущий 2:

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.

Ведущий 1 :

И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».

Ведущий 2:

На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!

(Звучит хороводная песня)

Ведущий 1 :

Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.

(Хороводная игра.)

Ведущий 2:

В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?

/гармошки, балалайки/.

Ведущий 1 :

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

Ведущий 2:

Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!

Ведущий 1:

Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.

Ведущий 2 :

Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».

Ведущий 1: :

А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")

Ведущий 2:

Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!

Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".

Ведущий 1:

Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!

Ведущий 2:

Всех танцоров приглашаем!

Ведущий 1:

Эй, гармошки, заиграйте

Ведущий 2:

Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!

Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.

Ведущий 1:

А сейчас для всех для вас

Будет русский перепляс.

Кто станцует веселей?

Подходи сюда скорей.

Читают по очереди ведущие:

Кадриль - старинный танец,

Любимый на Руси.

Через века, столетья

Танцуем теперь мы.

Умели наши деды

Душою отдохнуть:

И в поле поработать

И весело гульнуть.

Играй, гармонь веселая,

И балалайка пой,

Пройдись-ка, моя милая,

Я - следом за тобой.

«Какая пара славная!» -

Дивится весь народ.

«Вот удаль молодецкая

Красу свою ведет!»

Походочкою плавною

Манерно и легко

Танцует девка с парнем,

Соперницам назло…

Прошли года, столетья.

Не тот уже народ,

Но память он о предках

С любовью бережет.

И вот старинный танец,

Известный на Руси,

Через века, столетья

Танцуем теперь мы…

Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.

Ведущий 2:

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах -

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России -

Столько во поле цветов.

Кто сложил её - не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России -

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России -

Ведущий 1:

Низкий поклон вам, добрые люди!

Счастья, здоровья и долгих лет…

Разве за песни кто нас осудит?

Раз нету песен - и жизни нет.

Над головою чистого неба

Нам бы хотелось вам пожелать,

Славы, застолья, досыта хлеба,

С песнями жить и не унывать.

Ведущий 2:

Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».

Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь,

Говорим вам: «До свиданья!

До счастливых новых встреч!»

Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.

План подготовки к проведению народного праздника

«С песней по жизни»

№п

Наименование работы

Сроки выполнения

Ответственные

Установка звукоусиливающей аппаратуры

08.06.2013г.

Сафин И.М.

Подготовка сценария праздника

01-05.06.2013г.

Ганиев Н.Р.

Хомякова М.А.

Подготовка сценария театрализованного представления

01-05.06.2013г.

Арсланова А.Т.

Репетиция музыкального блока и театрализованного представления

06-07.06.2013г.

Ломанец В.А.

Хомякова М.А.

Ганиев Н.Р.

Лынник И.П.

Арсланова А.Т.

Дейниченко Р.Х.

Монтаж/демонтаж конструкций сцены

06-07.06.2013г.

Османов М.А.

Подготовка, пошив и ремонт костюмов

01-07.06.2013г.

Карпова Н.Ф.

Перевозка участников художественной самодеятельности

06-08.06.2013г.

Шарафутдинов Р.З.

Художественный руководитель – С.Тупицо

Управление образования Добрянского муниципального района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»

Сценарий концерта « МУЗЫКАЛЬНАЯ ПОЛЯНКА»

составила преподаватель второй квалификационной категории Каюкова Галина Леонидовна

Добрянка 2009г

Тихо, тихо рядом сядем –

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде,

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой.

Здравствуйте, наши юные друзья! Сегодня удивительный день - день Музыки! Вы знаете, что есть праздник день мам – 8 Марта, день пап – 23 февраля. А сегодня 1 октября – день Музыки. «Здравствуй, Музыка!» – говорим мы. Музыка – это песни и танцы. Это мир удивительно добрый и приветливый. Хочется, чтобы вы подружились с музыкой, а мы постараемся помочь вам в этом, и я приглашаю вас заглянуть к нам на музыкальную полянку, так назвали мы наш сегодняшний концерт, посмотрите, сколько музыкантов к вам пришли из детской школы искусств и больших и маленьких. Большие музыканты - это наши преподаватели, а маленькие – наши ученики. «А поляночка эта чудесная, будет на ней много интересного».

На полянку тороплюсь

Детки, коли вы хотите,

За мной дружно поспешите.

По тропиночке пойдем,

Песню русскую найдем.

Русская народная песня «Калинка» исп. Радостева Даша

«Всем весельям я хозяйка,

И удобна и легка» -

Говорит нам балалайка.

«Я одна на всю страну

Так заливисто умею,

Тронуть русскую струну».

Русская народная песня «Во поле береза стояла» исп. Курсин Егор А теперь попробуйте отгадать загадки про инструменты.

1.Мы очень удивляемся

И очень восхищаемся,

Когда малыш Филлипка

Играет нам на … (скрипке)

2. Удовольствие для Васи –

Поиграть на контрабасе,

А для Сани и для Вани

Постучать на … (барабане)

А для Дашеньки Воронцовой удовольствие исполнить на фортепиано.

Книппер «Полюшко – поле»

Разрешите похвалиться:

Я – известная певица.

Не труба и не свирель

Это я виолончель.

Чешская народная песня « Богатый жених» исп. Шаяхметова Таня А сейчас, ребята, я хочу вас проверить, знаете ли вы вежливые слова. Я начну, а вы закончите предложения.
    Растает даже ледяная глыба, от слова теплого:
а/ пожалуйста, б/ здравствуйте, в/ спасибо
    Зеленеет старый пень, когда услышит:
а/ дребедень, б/ добрый день, в/ олень
    Ребенок вежливый и развитый говорит при встрече:
а/ гуд бай, б/ пока, в/ здравствуйте
    И в России и Дании на прощанье говорят:
а/ привет б/ до свидания в/ как дела

Тихо лист в траве шуршит,

Тихо ручеек журчит,

Тихо утром будит мама,

Итальянец скажет «пиано».

Майкапар «Прелюдия» исп. Силантьева Алена Где – то в сказочной стране змейки жили – были, Музыкальные они имена носили: Долли, рели, милли, фалли, соли, лялли, силли. Жили очень хорошо, музыку любили.

Струве. «Музыка всегда с тобой». Хромушин. «Экологическая песенка». исп. Вокальный ансамбль «Звоночки»

И снова загадки

1. Все мы очень любим слушать,

Как поет у нас Тамара,

И в руках ее послушна
Шестиструнная … (гитара)

2 . На концертах выступала

Наша милая Татьяна
Как звезда она играла

Целый час на.. (фортепиано)

Чешская народная песня. «Аннушка» исп. Беляева Маша

Я ваша подруга, я ваша попутчица,

В пути без меня ничего не получится.

Со мною, друзья, вам всегда интересно.

Узнали кто я?

Ну, конечно же… песня.

«Шорская песня». исп. Бусырева Настя А сейчас, ребята, мы немножко отдохнем. Делаем, как я.

Хлоп руками, топ ногами!

Головой туда - сюда!

А теперь сильней локтями

Поработаем, друзья!

А теперь остановитесь

И все в кошек превратитесь!

(И в собачек превратитесь)

Ах, как славно получилось,

Вся полянка оживилась!

И снова загадки.

    Тут же сразу тянет на

На частушки и на пляс,

Если весело Сережка

Заиграет на … (гармошке)

    Жал на клавиши Антон,

Жал на кнопочки Иван,

И звучал аккордеон

И наигрывал … (баян)

«Словацкая полька». исп. Егор Курсин

    Дед Егор еще не старый

Внуку сделал он подарок.

И теперь у нас Ванютка

Целый день дудит на … (дудке)

    Очень музыку любили

Две сестры, Наташа с Ниной,

И поэтому купили

Им большое … (пианино)

Зоне. «Ректайм». исп. Маталасова Валентина Ивановна и Катя Щербак

И от грусти, и от скуки

Могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки:

Песни, пляски, шутки, смех.

Ансамбль «Задоринка» исп . танец «Юные морячки».

Всем нам поднимает настроение

Музыка хорошая всегда

Встречи с нею ждем мы с нетерпением,

Нам как воздух, музыка нужна.

На этом, дорогие ребята, мы прощаемся с вами. Спасибо за внимание, до новых встреч.

Использованная литература

    Хребтюгов А.А. Детские загадки о музыкальных инструментах. М; Детская литература, 1988 г.
2.

Ход мероприятия

Оформление сцены – стилизация фрагментов интерьера русской избы.

– Добрый день, дорогие друзья! Мы рады вас снова видеть в этом зале! Наш концерт посвящён русской народной песне – сокровищнице русской музыки, из которой народ черпал силы в тяжёлое лихолетье, которой доверял свои мысли и чувства, вместе с которой горевал и праздновал.

ГЕННАДИЙ СЕРЕБРЯКОВ

Ты откуда, русская,
Зародилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом?
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Пролетали утки –
Уронили дудки.
Пролетали гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня? С песней
На Руси родились.

Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи. Очень давно, на заре существования человеческого общества, когда люди научились применять звуковую речь как средство общения, возникли первые примитивные песни, тесно связанные с жизнью и бытом первобытных племён. Их в общем-то нельзя назвать песнями. Это были пастушечьи зовы, охотничьи или воинственные кличи, а также возгласы, объединявшие усилия людей в совместном труде. Из этих восклицаний и возникли впоследствии древние трудовые песни.

С тех самых времён песня стала верной спутницей человека на всём протяжении его жизни. У древних славян песни были на все случаи жизни и на любое время года. Рождался человек – пели родинные песни, наступала весна – дети пели заклички – закликали весну, выходили на пригорки и подбрасывали глиняных птичек вверх, потому что верили будто Весна где-то рядом – увидит, что птицы уже прилетели и сама поторопится. Приходило время убирать урожай – пели песни жатвенные и покосные. А уж свадьба на Руси – это целый спектакль, который длился неделю (а где-то и больше) и был расписан по сценарию. Некоторые эпизоды свадебного обряда сохранились и до наших дней, жаль что только некоторые…

У всех народов есть свои гадания, но гадальные песни – приоритет славян. Их называют подблюдные. Собирались девушки вечером, наливали блюдо водой, опускали в него кто колечко, кто гребешок и под пение гадальных песен предсказывали судьбу. И смерть своих близких славяне оплакивали тоже в песнях, которые назывались плачи-причеты. Традиция приглашать плакальщиц сохранилась в русской деревне до сих пор.

Русские народные песни отражают всю историю нашего народа. Их складывали в годы тяжёлых битв русских княжеств со степными кочевниками, в страшные времена монгольского нашествия. Былины о подвигах русских богатырей, песни Про татарский полон дошли до нас как память народа о тех давних временах. Много песен сложено о крестьянских восстаниях Степана Разина и Емельяна Пугачёва, о покорении Сибири храбрым Ермаком Тимофеечем, о взятии Иваном Грозным Казани и многое– многое другое.

С самого раннего детства каждый из вас слышал от мамы русские песни про котю– котеньку кота например. Кто догадался что это за песни? Конечно колыбельные, это самые древние песни, простые, состоящие порой всего из 3-х звуков, но в которых сосредоточена вся магическая сила музыки, хорошо известная нашим предкам.

Но вы наверняка слышали и протяжные застольные песни, и удалые плясовые, и частушки, а слушая их, и не догадывались, насколько сильно, глубоко влияли и влияют русские песни на наш национальный характер. Ведь песня – это живой голос народа, отражение всей его многотысячелетней культуры. Самые сокровенные думы и надежды высказывал народ в своих песнях. Не зря придумана поговорка –«чьим умом живёшь – того и песенку поёшь». Но так ли уж часто звучит она сейчас, русская народная песня с экранов телевизоров и по радио? Гораздо реже, чем могла бы. Гораздо меньше, чем всем нам необходимо, чтобы не потеряться и не раствориться этом мире. И сегодня на нашем концерте вы услышите крохотную часть того богатства, что оставили нам наши предки. Ведь русские песни – это соль земли русской, в них частица души русского народа.

Начинает наш концерт русская народная песня « Во саду ли в огороде девица гуляла» в исполнении Избенниковой Даши.

Сейчас вы услышите песню « Земелюшка-чернозём». Это самая древняя из сохранившихся трудовых песен, её пели ещё в XI веке. Издавна песня помогала человеку в его нелёгком крестьянском труде. С песней как говориться и дело спорится лучше. К сожалению огромное количество песен утеряно безвозвратно: ведь никто и никогда их не записывал, все песни передавались что называется из уст в уста, от исполнителя к исполнителю. И как только в этой длинной цепи поколений выпадало звено – умирали и песни. Только в XVIII веке любителями русских песен, а позже и композиторами, и исполнителями, были предприняты первые попытки собрать и записать народное творчество. В XIX веке многие ценители русских песен отправлялись в путешествия по великим русским рекам, собирая народные песни.

Русскую народную песню « Я капустыньку садила» исполнит Епишкина Катя.

Трудолюбивы были русские крестьяне, но и отдыхать умели – очень они любили игровые, плясовые, шуточные песни. В исполнении Курякова Коли прозвучит русская народная песня « У ворот ворот».

Про свадебный обряд на Руси можно рассказывать очень много. Свадебная игра (до сих пор говорят «сыграть свадьбу») состояла из 15-20 ритуальных эпизодов с особыми магическими действами – всё в сопровождении песен. В исполнении Ефименко Юлии прозвучит свадебная песня « Белолица-круглолица».

Вершиной русского песенного творчества и наверное всей мелодической культуры является протяжная песня. В ней воспеваются красота и величие русской природы – её широкие поля, могучие реки (особенно Волга-матушка). Очень часто в протяжных песнях поётся о нелёгкой крестьянской доле, о тяжёлом рабском труде бурлаков. Вспоминаются строчки Некрасова:

«Выдь на Волгу – чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
То бурлаки идут бечевой»

Очень часто в протяжных песнях звучали истории о непростых женских судьбах, об одной из которых мы сейчас услышим в исполнении Давыдовой Кати – «По муромской дорожке».

Среди русских народных песен есть жанры, которые не только живут, но постоянно обновляются. Это частушки и так называемые страдания. Вл.Кузнецов «Саратовские переборы» исполнит Расторгуев Женя.

Сейчас вы услышите русскую плясовую песню, которую наверняка многие из вас знают – Левкодимов «Семёновна». Исполняет Васин Саша.

Русская народная песня «Барыня» в обработке Шалаева.

Народная музыка легла в основу русской композиторской школы, внесла в неё свою чудную мелодию, свой оригинальный склад, повеяла поэзией «седой старины», воздухом полей и лесов, непосредственностью наивного искреннего чувства. Сейчас в исполнении двух юных пианистов вы услышите 3-ю часть фортепианного концерта композитора Сильванского. Напомню вам, что жанр концерта основан на соревновании двух исполнителей – в данном случае это Крысанова Ира и Матенчук Клим.

Народная песня является источником национального своеобразия не только в русской музыке, но и в музыке других народов и стран. Об этом хорошо сказал однажды русский композитор С. Рахманинов – «между музыкой величайших европейский мастеров и народной музыкой их родных стран существует тесная и близкая связь. Не то чтобы композиторы брали народные темы и пересаживали их в свои сочинения (хотя и это случается не редко), но они так проникались духом этих мелодий, свойственных их родному народу, что все их сочинения получали облик столь же отличный и характерный для данной народности, как вкус национального вина или фруктов».

Завершает наш концерт «Многолетие» композитора Дербенко и мы вместе с Красовской Дашей пожелаем всем – многая лета.

Старые песни живут. Это не страницы хрестоматии, не архивы музея – это ключ к сердцу народа, народа, который не вчера родился, и не завтра уйдёт. До новых встреч в нашей музыкальной школе.

Сл. 1. Здравствуйте уважаемые зрители! Сегодня наша встреча посвящена знакомству с русскими народными инструментами.

Сл.2. 16 февраля 2017 года состоялась встреча студентов музыкального отделения колледжа с оркестром русских народных инструментов Хабаровского института культуры. Для многих эта встреча стала открытием, а некоторые впервые услышали звучание народного оркестра.

Сл.3. Что же представляет собой оркестр русских народных инструментов? Какие инструменты входят в его состав. Группа струнных – оркестровые домры, балалайки и клавишные гусли. Группа баянов (иногда играют аккордеоны или же гармони). Группа ударных инструментов. Включают в состав оркестра и духовые инструменты русского происхождения, например, жалейки и свирели и европейские – флейты, гобои.

Сл. 4. Свою жизнь, Русский народ всегда окружал песнями и музыкой, льющейся из Русских народных инструментов… когда в душе всё поёт, и, ничто так не близко человеку, как звук родного, знакомого с детства, инструмента.

Сл. 5. Домра – один из наиболее древних русских народных инструментов. С ней связана варварская история истребления музыкальных инструментов, о которой нельзя не рассказать. Сл. 6. Первыми профессиональными исполнителями – музыкантами на Руси, можно сказать, являлись скоморохи. Они играли на домрах, жалейках, гудках и прочих народных инструментах, зарабатывая себе на жизнь. Под аккомпанемент домр скоморохи пели песни, в которых высмеивали попов, бояр и царскую власть. Сл. 7. В 1648 году приказом царя Алексея Михайловича Тишайшего было велено все домры и прочие музыкальные инструменты скоморохов собрать и сжечь. «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вызымать и, изломав те бесовские игры, велел сжечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держаться, и по нашему указу, тем людям велено делать наказанье.. велели бить батоги… а объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу».

Сл. 8. Такой трагической судьбы похоже не знал ни один музыкальный инструмент в мире. В результате таких мер по уничтожению домры после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Кажется, что история древнерусского инструмента на этом закончилась. Но домре было суждено возродиться из пепла. Домру вспомнили и отыскали только в конце 19 века создатели первого русского народного оркестра.

Сегодня домра – это солирующий инструмент, на котором можно играть любую музыку: народную, классическую, эстрадную… сл. 9. в исполнении Анны Сенниковой прозвучит произведение аргентинского композитора 20 века Астора Пьяццолы – «Верано Портено».

Сл. 10. Еще один струнный музыкальный инструмент, который можно услышать в оркестре народных инструментов – Балалайка. Она и плачет, и смеется… умеет петь жалобные песни и хлестать сатирой….

Балалайка – символ России. Она прошла сложный пусть до всенародного и всемирного признания. Многие исследователи считают прародительницей балалайки уничтоженную домру. Есть мнение, что после сожжения домр и появилась балалайка – с треугольным кузовом, чтобы не напоминать округлую домру. Первое упоминание о балалайке относится к 17 веку.

Сл.11. В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче.

Сл.12. Василий Васильевич Андреев. Русский дворянин, услышал однажды, как крестьянин сл.13. Архип играет на балалайке. Андреев – музыкант самоучка, играющий на скрипке, потратил год, чтобы освоить балалайку. В 1887 году он впервые выступил на концерте как солист под аккомпанемент рояля, сделав, таким образом, балалайку инструментом концертной эстрады.

Сл. 14. Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в Великорусский оркестр. Сл. 15. 20 марта 1888 г. впервые состоялось публичное выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата считается днем рождения русского народного оркестра. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж. Сл.16. Василий Андреев популяризировал русскую балалайку и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с мастером Семеном Налимовым, который по чертежам музыканта создавал оркестровые инструменты сл.17 - балалайки: дискант, пикколо, прима, тенор, альт, бас и самая большая – балалайка контрабас. А также по сохранившимся зарисовкам мастер сумел восстановить домру, и создать оркестровые домры.

Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Сл.18.Балалайка превратилась в символ России.
сл. 19. Ян Артюшенко. Калинка.

Сл. 20. Гитара.

Сл.21. В средние века гитару привезли в Испанию из Рима. Она имела 5 сдвоенных струн. Такая гитара получила название «Испанская гитара» и была очень распространена в 15 веке. В 18 веке у испанской гитары появляется шестая струна. В Европе гитара была известна уже на протяжении пяти веков. А в Россию она попала относительно поздно.

Сл.22. В начале 18 века западная музыка стала широко распространяться в России. Благодаря композиторам Италии, гитара получила основательное место в России. Николай Макаров был одним из первых исполнителей на гитаре в России. А вот в начале 19 века, с помощью деятельности талантливого гитариста Андрея Сихры, популярна становится 7и струнная гитара. Он написал более тысячи произведений для 7и струнной так называемой «русской» гитары.

Сл. 23. В настоящее время достаточно часто гитара используется в составе русского народного оркестра как солирующий инструмент.

Сл24. Преподаватель института культуры Анатолий Егоров исполнит произведение Томми Эмануэля «Ангелина».

Сл.25. Аккордеон. Гармонь. Баян.

Во времена управления русским народным оркестром Андреевым, оркестр состоял из струнных инструментов – балалайки, домры, гусли. В 50-е годы 20 века в качестве эксперимента в оркестр были включены сначала гармони, затем баян. С тех пор представить русский народный оркестр без баяна практически невозможно, инструмент получил свою функцию в оркестре.

Сл.26. В 1821 году потомственный немецкий мастер Фридрих Бушман создал первую губную гармошку, для того, чтобы упростить настройку органа и фортепиано. А в 1822 году он присоединил к губной гармошке кожаный резервуар – похожий на современный мех аккордеона. Он назвал свой инструмент ручной эолиной, и так же использовал его в настройке органа. На таком инструменте можно было исполнить только мелодию.

Мало кто знает, что аккордеон – чуть ли не единственный музыкальный инструмент, чье рождение зафиксировано с точность до одного дня. Сл.27. Произошло это значимое событие 6 мая 1829 года в Австрии. Русский по происхождению, органный мастер Кирилл Демиан, проживающий в Вене, усовершенствовал эолину Бушмана. ОН добавил аккордовый аккомпанемент – когда одной кнопкой можно сыграть целый аккорд. Через время он оформил патент на изготовление нового инструмента, который он назвал аккордеон, так как наличие аккордового звучания было яркой особенностью.

Аккордеоны стали выпускать в Италии, Германии, Австрии и Франции.

Сл.28. А как этот инструмент появился у нас, в России? Рассказывают о том, что это произошло на Нижегородской ярмарке. Оружейник из Тулы Иван Сизов, услышал звуки необыкновенного инструмента. Его настолько восхитил звук, что он сторговал у заморского купца чудесный инструмент. Когда мастер пришел домой, он разобрал инструмент и по его подобию смастерил еще несколько для своих друзей. Инструмент настолько полюбился людям, что его производство приняло массовый характер.

В разных уголках стали изготавливать огромное количество разновидностей гармоней, которые были приспособлены для исполнения местных мелодий и напевов. Так появились: Саратовская, Тульская, Ливенская, Сибирская.

Сл.29. Наверное, будет интересно узнать, кто был создателем баяна и почему так назвали инструмент? Произошло это в 1907 году. Русский мастер Петр Стерлигов создавал необыкновенные по красоте и качеству звучания гармони. Сл.30. И однажды гармонист Яков Федорович Орландский-Титоренко заказал мастеру изготовить инструмент с хроматическим строем. Инструмент такой был изготовлен и превзошел все ожидания, его технические особенности и тембровая окраска превзошли все ожидания. Было решено назвать инструмент баяном, в честь музыканта - сказителя Бояна. К большому сожалению, этот самый первый баян не сохранился, так как был утерян в годы блокады в Ленинграде во время Великой Отечественной Войны.

Сл.31. С аккордеоном, баяном, гармонью связан большой отрезок русской культуры. Эти инструменты поднимали дух людей в военные годы, объединяли и поддерживали в трудную минуту. ДА и праздники в деревнях не проходили без них.

Сл.32. Каждый год в третью субботу марта отмечается всероссийский день баяна, аккордеона и гармони.

Сл. 33 Котелевский «Скерцо» Банникова К.В.

Сл. 34 Оркестр русских народных инструментов стал явлением уникальным не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре. Сегодня, он представляет собой особый синтез русского фольклора и европейского академического искусства… обладает при этом неповторимым характерным тембром, ставшим в определенной степени музыкальным символом русской национальной культуры .

Сцена камерного или актового зала.

На сцене:

  • музыкальные инструменты: фортепиано, синтезатор, рояль;
  • журнальный столик, на котором разложены плакаты с изображением музыкальных инструментов.

На сцену выходят ведущие в соответствующих костюмах:

  1. Несмеяна - в русском сарафане и короне (кокошнике).
  2. Мальвина - в нарядном платье с большим ярким бантом.
  3. Золушка - в бальном платье. В руках – музыкальный инструмент металлофон.

Мальвина:

Здравствуйте, дорогие ребята! Вы нас, наверное, знаете. Мы к вам пришли из разных сказок. Меня зовут Мальвина. Я учила Буратино грамоте.

Несмеяна:

А меня зовут Несмеяна. Меня очень трудно удивить и развеселить. А я Золушка. Самая трудолюбивая. Люблю музыку и танцы. А все знают, что не бывает музыки без музыкальных инструментов. Мне добрая фея подарила волшебную палочку (показывает) , с её помощью мы совершим необычное путешествие и познакомим вас с разными музыкальными инструментами.

(Делает “глиссандо” на металлофоне - быстро проводит палочкой по пластинкам металлофона ).

Они появились очень давно. Люди их делали из морских раковин, костей животных, растений, и спустя много веков, они приобрели современный вид. А затем объединились в группы. Одни инструменты называются струнными, другие клавишными , духовыми и ударными .

(В ходе рассказа другие ведущие показывают соответствующие плакаты)

Несмеяна:

Да. Но ведь их так много, и разве можно все запомнить?

Мальвина:

Конечно, если человеку это интересно. Я думаю, что нам всем будет интересно узнать о них, правда, ребята? Итак, отправляемся в путь. Золушка, взмахни своей волшебной палочкой, сейчас мы отправляемся в прекрасную теплую страну Испанию .

(Звучит “глиссандо” на металлофоне)

Эта страна известна своими аренами, где люди с давних времён соревнуются с быками. И много веков назад отважные рыцари танцевали на королевских приёмах, сочиняли и пели серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем. Это гитара.

(Выходит на сцену ученик с гитарой, ведущая подходит к нему)

Из всех инструментов нового времени, гитара самая старая. Она известна с XIII века (целых 700 лет!). Посмотрите на нее (показ жестами) . Она имеет плоский корпус и формой напоминает восьмерку. У нее имеется гриф и 6 струн, и поэтому он называется струнным . Струны крепятся за колки. Звук извлекается при помощи пальцев. Гитару полюбили разные народы и стали считать ее своим народным инструментом. Послушаем как звучит этот инструмент.

Выступает Фатыхова Кристина (5класс). Старинная английская песня “Зелёные рукава”.

(Исполняется номер на гитаре)

Несмеяна:

А еще я знаю, бывает и семиструнная гитара. Появилась она у нас в России. Может мы вернёмся домой? Нет. Мы отправимся в другую замечательную страну - Италию . На протяжении многих столетий эта страна славилась своими художниками и музыкантами. Город на воде Венецию с многочисленными каналами и мостами изображали на своих полотнах художники. А Рим считается главным городом страны. Даже есть пословица: “Все дороги ведут в Рим”. И не зря! Именно Италия является родиной многих музыкальных инструментов. В Италии почти все умеют петь и играть на каком-либо инструменте.

Несмеяна:

Мне становится интересно. А какие это инструменты. Их много? Сейчас мы познакомимся с инструментами, которые называются струнно - смычковыми (показ плаката) . Струнными - потому, что у них есть струны. А смычковыми – потому что звук извлекается при помощи пальцев и смычка, который сделан из деревянной трости и конского волоса.

(Выходит ученица со скрипкой и показывает инструмент)

Посмотрите, ребята.

Несмеяна:

Это же скрипка! Этот инструмент знают все. Скрипка известна с XVI века. Она маленькая. У нее 4 струны. И звук очень высокий.

Скрипки изготавливали итальянские мастера. Это были целые семьи. Самая знаменитая из них – семья Страдивари . Скрипки Страдивари очень ценятся. Секрет изготовления некоторых из них до сих пор не открыт. Они сохранились до сих пор. Только лучшие исполнители получают право играть на скрипках Страдивари. На этом инструменте играл знаменитый итальянский скрипач Никколо Паганини.

Несмеяна:

Давайте скорей послушаем как она звучит. Смотрите, какая она красивая!

Выступает Палей Настя (2класс).

(Исполняется номер на скрипке )

У скрипки есть семья. Эти инструменты больше самой скрипки. Это альт, виолончель и самый большой – контрабас (показ плакатов).

(Выходит ученица с виолончелью)

Посмотрите, ребята. Это виолончель . В отличие от скрипки на ней играют сидя, а металлический шпиль служит опорой (показ жестами) . Раньше шпиля не было, и музыканты держали виолончель на специальном стульчике. Звук у виолончели более низкий и глубокий. У нее также 4 струны, как и у скрипки. Послушаем звучание этого инструмента.

Выступают: Кузнецова Лиля - виолончель и Абдуллаев Мурад - партия фортепиано (2 класс) .

(Садится за фортепиан и, рассказывает)

200 лет назад итальянский мастер Бартоломео Кристофори из города Флоренция изготовил инструмент, в котором при помощи клавиш и молоточков, находящихся внутри корпуса, извлекались как громкие звуки - форте , так и тихие – пиано (показывает на инструменте ). Поэтому инструмент получил такое название - фортепиано . А этот инструмент - его родственник (подходит к роялю ). Называется он – рояль , что означает “королевский”. Он большой, красивый, стоит на трех ножках. Его место всегда в концертном зале, а инструмент фортепиано (или пианино) похож на шкафчик и служит для домашнего музицирования.

Послушаем исполнение на фортепиано .

Выступает Цыганкова Вика (4 класс).

Несмеяна:

А я знаю, что еще раньше были изобретены другие клавишные инструменты. Это клавесин и клавикорд (показ плакатов) . И звучали они совсем по- другому, и были они намного меньше. На них играли во дворцах короли и принцессы, одевались они в длинные платья и носили парики! Помните, ребята, мультфильм про Бременских музыкантов? На таком инструменте играла принцесса.

Мальвина:

Да. Они появились задолго до фортепиано. Звук у них был не такой громкий. Он извлекался при помощи вороньего пера, которое при нажатии на клавишу зацепляло струну. Звук получался звенящий. А перед нами современный клавишный инструмент - синтезатор. На нем можно извлечь звуки разных инструментов. Сейчас мы послушаем, как бы звучал старинный клавесин .

Выступает Даниленко Даша (3-й класс).

(Исполняет на синтезаторе менуэт)

Несмеяна:

Мне очень нравится такая музыка. Как будто я оказалась в каком-нибудь дворце или старинном замке… А мне эта музыка очень даже знакома! Всем известно, что я там танцевала с принцем на балу и, убегая, потеряла хрустальную туфельку.

А сейчас, Несмеяна, мы отправимся в Россию и познакомимся с другими музыкальными инструментами, и тоже узнаем их историю. Вот моя волшебная палочка!

(Звучит “глиссандо” на металлофоне )

Несмеяна:

Я думаю, что Россия самая прекрасная страна. Она очень большая. Мы здесь живём, и поэтому любим её. Русский народ всегда отличался смекалкой, и на Руси тоже было много разных умельцев. Сначала я познакомлю вас с русским народным инструментом - домрой .

(Выходит ансамбль домристов)

На Руси домра появилась в XVI веке. На этом инструменте играли скоморохи - бродячие актеры и музыканты на разных ярмарках, народных праздниках и гуляньях. Они пели шуточные песни, в которых высмеивали жадных и злых людей, несправедливых правителей и попов. За это скоморохи подвергались гонениям, а инструменты их уничтожались, их сжигали на глазах у всех. Но домра выжила. И сегодня на ней играют, как и 400 лет назад.

(Ведущая подходит к одному из исполнителей и показывает на инструмент жестами)

У домры овальный корпус, есть шейка, колки и 3 струны. Звук извлекается при помощи пальцев - щипком или медиатором – с помощью пластиковой пластинки, чтобы домра звучала громче, звук был ярче . Инструмент поэтому называется струнно-щипковым . На домре исполняют обработки русских народных песен и русские наигрыши. Давайте послушаем.

(Исполняется номер)

Несмеяна:

Домра по возрасту гораздо старше русского народного инструмента – балалайки.

(Выходит ученик с балалайкой)

Ребята, название этого инструмента пришло из старины от слов “балакать”, “балаболить”. На балалайке играют бряцаньем или ударом указательного пальца по струнам сверху вниз и снизу вверх щипком (ученик показывает прием игры) . У балалайки треугольный корпус и 3 струны, которые крепятся за колки. Она относится тоже к струнно-щипковым инструментам.

Балалайка появилась в России при Петре I, в начале XVIII века. На ней, так же, как и на домре, играли скоморохи на праздниках и ярмарках. Вместе с домрой балалайка входит в состав оркестра русских народных инструментов.

Первый такой профессиональный оркестр возник в конце XIX века и назывался Великорусским. Его организовал композитор и балалаечник Василий Васильевич Андреев (показ плаката) .

Выступает Дунаев Владислав (6 класс)

(Исполнение на балалайке)

Мальвина:

(у ведущей – губная гармошка)

Ребята, а я вас познакомлю сразу с двумя инструментами, которые очень похожи. Это баян и аккордеон .

(Выходят учащиеся: баянист и аккордеонист)

Произошли они от гармошки, или как ее называли “гармоники”. Они бывают губные и ручные (показ иллюстраций) . А вот и губная (показывает и играет) . Гармоника родилась в Германии , 200 лет назад. Приметили зарубежную новинку и русские умельцы. Русские мастера стали ее изготавливать в городе Тула . Инструмент быстро распространился по всей России. Гармонь стала подлинно народным инструментом. На ней играли в городе и в деревне. Она была легкая и набольшая, некоторые из них даже можно было носить в кармане (показ иллюстраций) .

Инструменты баян и аккордеон относятся к клавишным духовым инструментам.

(Ведущая подходит к исполнителям и показывает жестами)

Это-аккордеон.

Состоит он из двух корпусов и меха. Гармошка , или мех находится в центре и соединяет правую и левую части корпуса. Посмотрите: на правой части корпуса находится клавиатура, или клавиши, как и на фортепиано, только их меньше. А слева ряды кнопок. Нажимая пальцем клавишу или кнопку, музыкант движением рук разжимает мех, куда поступает воздух. Так мы слышим звуки. На аккордеоне часто исполняют танцевальную музыку.

А этот инструмент называется баян . Он похож на аккордеон, только у него и справа и слева на корпусе расположены кнопки. А еще название этого инструмента носит имя певца-сказителя народных былин Бояна (“боять”, “сказывать”).

Давайте послушаем, как звучат эти инструменты.

1. Выступает Яковишин Никита. Белорусский народный танец.

(Исполнение на аккордеоне)

2. Выступает Шкляев Андрей. Полька.

(Исполнение на баяне)

(Выходят ведущие)

Ребята! Наше путешествие закончилось. Давайте пригласим на сцену всех артистов и поблагодарим их аплодисментами!

(На сцену выходят все участники концерта со своими инструментами)

Сегодня, ребята, вы познакомились с музыкальными инструментами: гитарой и фортепиано, скрипкой и виолончелью.

Несмеяна

: Узнали историю возникновения домры и балалайки, баяна и аккордеона.

Мальвина:

Мы всегда рады видеть вас. Приходите на следующий концерт в нашу музыкальную гостиную. Мы отправимся в новое путешествие, и вы узнаете еще много интересного о музыке и музыкантах. До новых встреч!

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»