Александр михайлович опекушин биография. Биография

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Опекушин Александр Михайлович (28.11.1838 г., деревня Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии – 4.03.1923 г., село Рыбницы, Даниловского уезда Ярославской губернии, похоронен на местном кладбище возле Спасской церкви], выдающийся русский скульптор.

Родился в крепостной семье, получил вольную в 1859 году. Даниловский уезд был центром строительного отхода в Ярославской губернии, а среди строителей преобладали лепщики и штукатуры. Среди лепщиков-отходников был и отец Опекушина Михаил Евдокимович. Вместе с отцом Опекушин в Петербурге в 1850-х годах. Обучение начал в рисовальной школе при Императорском обществе поощрения художеств, закончил ее за два года вместо трех. Затем 5 лет учился в школе Д.И.Иенсена, где от лепки орнаментов перешел к скульптуре. Уже в первой самостоятельной работе Опекушин «Мальчик пускающий мыльные пузыри» проявился талант скульптора, и учителя поощряют его к самостоятельному творчеству. Крепостной не мог поступить в Академию Художеств и поэтому Опекушин посещал только скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен. В 1861 году скульптор женится на золотошвейке Е.И.Гуськиной.

Встреча с М.О.Микешиным была следующим этапом в становлении Опекушина как скульптора. Микешин предложил ему выполнить фигуру Петра I в памятнике «Тысячелетие России» (г.Новгород, 1862 г.). Совместная работа с Микешиным продолжилась и в памятнике Екатерине II в Санкт-Петербурге (1873 г.), где Опекушин выполнил девять фигур сподвижников императрицы. В 1872 году за статую Петра I Опекушин получает звание академика. Окончательно закрепила высокое место Опекушина в истории русского искусства работа и победа в многоэтапном конкурсе на памятник А.С.Пушкину. В процессе работы было выполнено около 30 проектов из глины и пластилина.

Открытие памятника состоялось 6 июня 1880 года и вызвало небывалый общественный резонанс. Спустя два года после открытия памятника Пушкину в Москве, Опекушин побеждает в анонимном конкурсе проектов памятника другому русскому поэту М.Ю.Лермонтову. Открытие памятника состоялось 16 августа 1889 года в городе Пятигорске. В процессе работы над памятником Лермонтову Опекушин принял участие и победил в международном конкурсе на памятник знаменитому ученому естествоиспытателю Карлу Эрнсту Бэру. Открытие памятника состоялось 16 ноября 1886 года в городе Дерпте (ныне г.Тарту).

К началу ХХ века Опекушин приобрел большую популярность. Его называли «лучшим русским скульптором». Опекушин награжден орденами Святого Владимира 3 и 4-й степеней, Святого Станислава 2 и 3-й степени, Святой Анны 2-й ст. В 1912 году Опекушину присвоен чин действительного статского советника и пожалована пожизненная пенсия.

После революции 1917 года скульптор лишился не только пенсии, но и дома, и мастерской. Во время обысков были расхищены библиотека и архив. Опекушин возвращается на родину, где живет в крайней нужде. К сожалений, судьба многих работ Опекушина оказалась не менее трагична, чем судьба самого скульптора. В годы Советской власти, действуя на основе ленинского декрета 1918 года «О памятниках республики», который предполагал уничтожение памятников царям и их слугам, были разрушены исполненные Опекушиным памятник Александру II на территории Кремля и Александру III возле Храма Христу Спасителю в Москве. В разряд «слуг царей» попали и такие заметные деятели русского государства, как губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев-Амурский и адмирал А.С.Грейг, чьи памятники работы Опекушина были также разрушены в 20-е годы.

На средства собранные общественностью, восстановлены Опекушинские памятники Н.Н.Муравьеву–Амурскому в Хабаровске (1991 г.) и И.Г.Харитоненко в Сумах (1996 г.). Поднят вопрос о восстановлении памятника Александру III возле Храма Христа Спасителя. До последнего времени практически неизвестным даже специалистам оставался памятник Екатерине II выполненный Опекушиным в мраморе и установленный до революции в Ростове-на-Дону по инициативе армянской общины города. После революции памятник был предназначен переработке на мраморную крошку, но чудом уцелел в картинной галерее Еревана.

Не только в монументальной скульптуре проявил себя Опекушин. Всю свою жизнь он не прекращал работать в области декоративной скульптуры и лепнины, выполняя заказы мастерских Москвы и Петербурга. Установлено, что в Москве он принимал участие в отделке зданий Биржи на Ильинке, Государственного банка на Неглинной, Незлобинского театра на Театральной площади. И еще одна малоизвестная грань творчества Опекушина - станковая скульптура - портретные рельефы и бюсты, сохранившиеся в Русском музее в Петербурге и Ярославском художественном музее. В РГБ имеется небольшой архив Опекушина. На родине поэта в деревне Свечкино и селе Рыбницах сохранилось несколько мемориальных домов, связанных с именем скульптора. В здании, где размещалось скульптурно-ремесленное отделение Рыбницкого начального училища, носившее имя Опекушина, открыт филиал Ярославского художественного музея - мемориальный Дом-музей А.М.Опекушина.

Кроме того, из работ Опекушина наиболее известны также: памятники адмиралу Грейгу (открыт 21 мая 1873, уничтожен после 1917) в Николаеве , моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник А. С. Пушкину в Москве (бронза, гранит, открыт в ), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. Опекушин создал также памятники А. С. Пушкину в Петербурге (открыт в ) и в Кишинёве (открыт 26 мая ), К. М. Бэру в Тарту (открыт в ), М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (открыт в ), Александру II в Ченстохове (открыт в ) , Александру II в Рыбинске (открыт в ) - все бронза, гранит. В 1913 году в Остафьево была установлена статуя Пушкина, также выполненная Опекушиным.

Александр Михайлович был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович . Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур - его изделия украсили интерьеры многих московских особняков: Елисеева (, 52. Его собственный дом, первоначально двухэтажный, был построен в 1877-1878 годах архитектором А. С. Лыткиным, сотрудником скульптора. Впоследствии дом неоднократно перестраивался. Рядом с ним стоит небольшое кирпичное здание - мастерская Опекушина. Построенная в 1887 году по проекту А. А. Гвоздзиевского, она была увеличена пристройками в 1894 и 1901 годах. В отличие от жилого дома, мастерская Опекушина сохранила облик 1900-х годов. Она по-прежнему используется как скульптурная мастерская.

Осенью 1919 года при содействии А. В. Луначарского , больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерьми за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. Затем, в селе Рыбницы , священником о. Иоанном им был предоставлен дом в бесплатное пользование. Академический паёк, выделенный Наркомпросом , начал поступать только в 1922 году; помогали местные жители. В начале 1923 года А. М. Опекушин простудился и заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен был на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году - надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Александр Михайлович Опекушин (1841-1923) - сын крестьянина-каменотеса Ярославской губернии. В 60-х годах он занимался в Академии художеств, но академии не окончил, хотя в 1873 году получил звание академика за статую «Петр I». В начале своей деятельности он участвовал в создании микешинского памятника «Тысячелетие России» и приобрел опыт монументалиста. Позднее им были выполнены девять статуй деятелей XVIII века для памятника Екатерине II в Петербурге, сооруженного по проекту Микешина. Две из этих статуй - Орлова-Чесменского и Чичагова - были созданы Опекушиным по собственным эскизам. Имя свое скульптор увековечил памятником А. С. Пушкину, сооруженным в 1880 году в Москве и поныне остающимся лучшим монументом поэту.

В 1889 году Опекушин воздвиг в Пятигорске памятник другому великому русскому поэту - М. Ю. Лермонтову. И эта его монументальная работа отличается серьезностью замысла и высоким качеством исполнения. Лермонтов изображен сидящим на скале в задумчивой позе, у ног его - книга, возле постамента внизу - лира и венок. Его лицо обращено к панораме гор, столь любимых поэтом.

В 1886 году Опекушин соорудил памятник знаменитому русскому естествоиспытателю Карлу Бэру на родине ученого, в городе Тарту. Проект этого памятника был удостоен первой премии на всемирном конкурсе. Более поздние произведения Опекушина - памятники Александру II и Александру III в Москве - не удались автору, в 1918 году они были сняты. Из других работ известны небольшие памятники Пушкину, Вяземскому и Жуковскому, сооруженные в 1913 году в парке имения Вяземских - Остафьеве.

Памятник Пушкину. Памятник поэту, одно имя которого вызывает в нас чувство гордости и благоговения. Он стоит, этот памятник, в центре Москвы, где родился великий поэт. У его подножия никогда не вянут живые цветы, к нему не зарастает народная тропа, поколение за поколением приходят сюда люди, чтобы поклониться Пушкину.

В 1860 году шла подготовка к пятидесятилетию Царскосельского лицея. Бывшие лицеисты, товарищи Пушкина предложили установить памятник в саду лицея. Но дело тогда не сдвинулось, и только через десять лет был образован специальный комитет по сооружению памятника. Комитет решил, что монумент нужно установить в столице - Петербурге.

Но царское правительство осталось верным себе по отношению к Пушкину - память опального поэта Александр II запретил увековечивать в Петербурге. Только после долгих переговоров комитет получил «высочайшее» разрешение на установку памятника в Москве.

Однако правительство демонстративно отказалось оплатить расходы, и пушкинский комитет был вынужден обратиться за помощью к народу. Подписной лист пошел из города в город, из губернии в губернию, по всем уголкам России, которая с энтузиазмом встретила весть о сборе средств на памятник любимому поэту. Деньги вносили люди разных сословий, разного достатка и положения в обществе - имя Пушкина было свято для всех русских людей.

«Делом общественной совести» назвал один из журналов того времени создание памятника Пушкину. Комитет по сооружению памятника объявил конкурс, и многие известные ваятели приняли в нем участие.

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину было тридцать лет, когда газеты сообщили о конкурсе. Молодой мастер решил попробовать свои силы в такой ответственной работе, как памятник Пушкину. Он перечитывает произведения поэта, воспоминания о нем, изучает картины и рисунки, сделанные при жизни Пушкина. Несколько месяцев Опекушин напряженно работает над памятником - делает рисунки, лепит модели.

Наконец настал день открытия выставки конкурсных проектов. Большинство моделей, показанных в зале Петербургского опекунского совета, были отвергнуты. Проекты же, предложенные Александром Опекушиным, получили высокую оценку петербургских критиков. И все-таки первую премию не присудили ни одному из скульпторов. Решено было конкурс продлить. Через год, когда вновь открылась выставка конкурсных проектов на памятник Пушкину, жюри так и не назвало победителей. Предпочтение было отдано трем скульпторам - А. Опекушину, П. Забелло и А. Боку, чьи работы жюри отметило премиями.

Однако надо было решать, кому же все-таки поручить окончательное исполнение памятника. Специально созданная комиссия назвала имена Опекушина и Забелло.

Прошел еще год. Опекушин выставил на суд жюри шесть моделей, Забелло - четыре. Оба скульптора решали памятник в строгой, лаконичной манере. Однако при равных достоинствах модели Опекушина выигрывали в мастерстве исполнения. Трудный многолетний конкурс закончился блестящей победой Александра Опекушина.

Уже в глубокой старости Александр Михайлович Опекушин вспоминал о счастливых днях своей молодости, когда он работал над лучшим своим памятником: «Около десятка альбомов пришлось заполнить изображениями Пушкина во всех его возрастах и видах, сделать больше тридцати проектов памятника из глины и пластилина. В течение ряда лет почти не спалось как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Ах, какая суматоха!.. Каждый хотел быть ваятелем, по выражению Белинского, «вековечного памятника» человеку, который впитал в себя огромное количество красок и музыки жизни. Газеты кричали наперебой. Одна из них предлагала кончить конкурировать и отложить дело на двадцать-тридцать лет, вернее - ждать свежих художественных сил… В третьем конкурсе мой проект получил первую премию. Радость, конечно, для меня необычайная».

Сообщение о победе Опекушина было с одобрением встречено передовой частью русского общества. Но Академия художеств отнеслась к итогам конкурса без всякого энтузиазма. Когда Опекушин обратился в академию с просьбой предоставить мастерскую для работы, академическое начальство отказалось помочь молодому скульптору, ссылаясь на то, что памятник сооружается не по правительственному заказу, а по частной подписке.

Реакционная пресса, увидевшая в модели Опекушина покушение на каноны академического искусства, возмущенно обрушилась на победителя: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин!» Так писали респектабельные критики, но злобные их слова канули в Лету.

В трудной обстановке приходилось Опекушину завершать работу над памятником Пушкину. Но скульптор знал, что высшим судьей ему будет не Академия художеств, не император, не злопыхатели из различных «новостей» и «ведомостей», а народ - он один может принять или не принять труд ваятеля. И хотя предложенный им проект был доброжелательно принят жюри, Опекушин продолжал вносить поправки в памятник, понимая, какая ответственность перед будущим лежит на ваятеле «вековечного памятника».

Вскоре скульптура была отлита в петербургских бронзолитейных мастерских и привезена в Москву. Опекушин хотел установить памятник на Страстной (ныне Пушкинской) площади, но настоятель монастыря не пожелал перед входом в святую обитель видеть памятник вольнодумцу. Вероятно, отцы города сочли доводы монастырского духовенства основательными и отвели место для памятника у входа на Тверской бульвар.

Опекушина это решение очень расстроило, потому что статуя теперь будет стоять спиной к солнцу. Однако делать было нечего - пришлось согласиться.

Шестого июня 1880 года, в день открытия памятника, в Москве было пасмурно, шел дождь. Но тысячи людей, депутации со всех концов России, с цветами и венками двигались по московским улицам к Страстной площади. В городе царило праздничное оживление, каждый хотел быть свидетелем исторического события.

У трибун рядом с памятником - людское море. Кажется, что сюда пришла вся Москва, вся Россия. Здесь крупнейшие писатели и поэты - Достоевский, Тургенев, Островский, Аксаков, Писемский, Плещеев, Майков, Полонский…

Покрывало медленно сползает, падает к подножию пьедестала. Свершилось! Памятник Пушкину, о котором столько лет мечтали лучшие люди страны, предстал перед народом.

Задумчиво, чуть склонив голову, стоит поэт. Правая рука его заложена за борт сюртука, левая, откинутая назад, держит шляпу. На плечах широкий плащ с пелериной. Взор поэта обращен в землю, он словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк. Таким «преданным своим мечтам» посреди шумной улицы предстал июньским днем 1880 года Пушкин.

10 февраля 1937 года, в 100-летнюю годовщину гибели поэта, на Пушкинской площади собрались тысячи людей. В этот день состоялось второе открытие памятника Пушкину. В 1880 году при установке памятника на пьедестале были высечены строфы из пушкинского стихотворения в искаженном виде:

И долго буду тем народу я любезен,

Что прелестью живых стихов я был полезен
И милость к падшим призывал.

Царское правительство запретило тогда воспроизвести строчку «Что в мой жестокий век восславил я свободу». И только в столетие со дня трагической гибели поэта, в феврале 1937 года, на пьедестале появились подлинные стихи Пушкина:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

А через тринадцать лет в истории памятника Пушкину произошло еще одно событие – памятник «переехал» с Тверского бульвара на Пушкинскую площадь. Ночью, когда вся Москва спала, мощные домкраты подняли монумент. На тележках его перевезли по рельсам к скверу в центре площади. Огромный поворотный круг развернул статую. Утром москвичи увидели памятник на новом месте – там, где мечтал его поставить Александр Михайлович Опекушин. Лицо поэта впервые было обращено к солнцу.


Подоконники moeller на подоконники podokonnik.pro .



Багровые языки пламени, непроглядный мрак подземного царства, фантастические фигуры уродливых дьяволов – все


Несмотря на наличие подписи, остается неясным, кто был автором эрмитажной хоругви. Существовало несколько


Этот интимный бытовой сюжет, не притязающий ни на какое философское или психологическое значение,


Его могучий реализм, чуждый здесь внешним эффектам, захватывает нас проникновенной


Юный, безбородый Себастьян, с густыми вьющимися волосами, голый, прикрытый лишь по чреслам, привязан


Кипучий темперамент великого фламандского мастера заставлял его весьма вольно обращаться


Настоящая известность «Венеры с зеркалом» началась с выставки испанской живописи, устроенной Королевской Академией


Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин,

В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые создают эти памятники, которые вкладывают частицу своей души в любимое дело?

В данной статье мы вспомним об известном русском скульпторе. Опекушин Александр Михайлович - кто он, какой вклад внес в мировое искусство, и какими работами прославился?

Биография

Родился А.М. Опекушин 28 ноября 1838 года (по другим источникам 1833 г.) в маленькой волжской деревне Свечкино (Ярославская губерния). Происходил он из крестьянской семьи. Его отец был крепостным помещицы Екатерины Ольхиной, искусным лепщиком-самоучкой.

С детства Опекушин проявил художественный талант и вкус, подходя к простым крестьянским задачам творчески. Он успешно окончил сельскую школу. На одаренность мальчика сложно было не обратить внимания, поэтому отец, часто бывавший с поручениями барыни в Санкт-Петербурге, решил отправить мальчика учиться. Добившись согласия Е. Ольхиной, юный Опекушин в 12-летнем возрасте поехал поступать в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художников.

Образование

Обучение в Санкт-Петербурге давалось легко. И вместо положенных трех лет он потратил всего два. А.М. Опекушин проявил незаурядные способности за время учебы и покорил сердца известных художников и профессоров. Одним из них оказался датский скульптор Давид Йенсен. После окончания Рисовальной школы он пригласил Опекушина в свою мастерскую в качестве вольноприходящего лепщика.

Дальнейшее образование и карьера для юного скульптора были невозможны, так как по документам он все еще был крепостным. Для решения проблемы Опекушину необходимы были деньги для выкупа - 500 рублей. Для этого он много работал, выполняя дополнительные заказы и получая жалованье.

Сильное эмоциональное напряжение, ежедневная учеба, постоянное недосыпание и недоедание значительно ослабили организм Опекушина, и он тяжело заболел. Лишь забота друзей по академии и молодой возраст помогли преодолеть недуг. И в 1859 году Опекушину была подписана вольная. Теперь он был свободен и мог продолжать творческий путь, как и где ему хочется.

Новой альма-матер стала Императорская академия художеств. Параллельно юный лепщик продолжал посещать мастерскую Йенсена и усердно завоевывал звание одного из лучших русских скульпторов.

Семья

В 1861 году Александр Михайлович женился. К сожалению, в источниках не приведены точные данные о его супруге и детях. Известно только, что у Опекушина была большая семья, несколько дочерей. Содержать ее помогал регулярный доход от создания декоративных скульптур.

Опекушин Александр Михайлович был глубоко верующим человеком и убежденным монархистом. Его творчество высоко ценили в императорской семье. Во время сложного периода в России семья уже прославленного русского скульптора нищенствовала и голодала. За государственный счет она переехала из революционного Санкт-Петербурга (тогда Петрограда) в родную губернию Опекушина. А позже в Рыбницах получила дом в бесплатное пользование. Александр Михайлович был в преклонном возрасте и уже не занимался любимым ремеслом. Однако Наркомпрос выделил для его семьи Академический паек.

В 1923 году Опекушин заболел воспалением легких и умер. Его похоронили в том же селе Рыбницы, рядом со Спасской церковью, в которой был крещен. Полвека спустя на могиле скульптора появилась скромная надгробная плита. А в 2012 году неизвестный поклонник творчества Опекушина выделил деньги на гранитное надгробие с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».

Начало карьеры

Работать Опекушин Александр Михайлович как художник и лепщик начал рано. Уже к 17 годам он создал себе авторитет талантливого мастера. Однако поворотным в судьбе его стал 1862 год. Барельеф «Ангелы, возвещающие пастухам Рождество Христово» стало своеобразной отправной точкой в большое искусство для молодого скульптора.

Вскоре его заметил известный художник Михаил Микешин и предложил принять участие в создании монумента в Новгороде «Тысячелетие России» - масштабного в то время проекта. Безусловно, сотрудничество с Микешиным оказало серьезное влияние на Опекушина. Однако в то же время оно и тяготило скульптора. Стиль молодого ваятеля во многом был сформирован и под воздействием творчества русского скульптора-реалиста Марка Антокольского, в частности, его статуй Ивана Грозного и Петра I.

Работы

За весь творческий путь Опекушин создал несколько десятков шедевров. За некоторые из них русский скульптор получил награды и звания. Но, к сожалению, немалая часть монументов была снесена в революционный период. Таковым, например, стал памятник Александру II. Он был открыт в 1898 году. Бронзовый монумент возвышался у южной кремлевской стены.

Широкую известность Опекушину принесли работы, продемонстрированные на Всемирной выставке в Париже. К таким относится чеканное блюдо с изображением исторических сцен, которое было сделано по модели мастера.

Невозможно отрицать тот огромный вклад, который внес в развитие русской и мировой скульптуры Опекушин Александр Михайлович. Скульптуры его отличаются простой, сдержанной, но в то же время глубоко индивидуальной манерой исполнения. Список работ включает памятники известным поэтам А.С. Пушкину и М.Ю. Лермонтову, естествоиспытателю Карлу фон Бэру и адмиралу Грейгу, бюст графини Шуваловой и цесаревича Николая Александровича.

Однако позднее творчество скульптора критиками рассматривается как менее удачное и выразительное. Так, например, памятник императору Александру III был не очень высоко оценен современниками.

Статуя Петру I

Опекушин любил работать с портретными скульптурами известных Особенно успешной стала его работа, посвященная Петру I. Статуя изображает царя, сидящего на стуле в мундире и ботфортах.

Скульптору поразительно удалось запечатлеть порывистость и подвижность характера, которым обладал Петр Великий. Однако, как было сказано уже, это далеко не единственный портретный шедевр, созданный мастером.

Памятник Пушкину

Одной из самых значимых работ, которые создал Опекушин, - памятник Пушкину. За его создание скульптор принялся в 1872 году, забросив все остальные проекты. Долгие три года ушло на разработку эскиза монумента. Для этого мастеру пришлось изучить не один десяток портретов поэта и его творчество. После утверждения кандидатуры Опекушина в 1875 году, он приступил к реализации эскиза. В помощники скульптор взял зодчего И. Богомолова.

Только спустя пять лет все работы были закончены. И 6 июня 1880 года на в Москве был официально открыт памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину. Бронзовый монумент величественно возвышался на пьедестале и сразу вызвал массовый восторг у горожан.

И сегодня русский поэт в бронзовом исполнении задумчиво стоит на одной из главных улиц столицы в элегантном сюртуке, поверх которого накинут широкополый плащ. В позе его ощущаются непринужденность, живость. Легкий наклон головы и взгляд Пушкина выражают вдохновение и благородное величие.

Сам Опекушин памятник Пушкину считал одной из самых серьезных и грандиозных работ, в реализацию которой он вложил не только свое время и силы, но и часть своей души, любовь к поэтическому искусству.

Памятник Лермонтову

В 1889 году обратился к творчеству другого известного русского поэта и воздвиг В композиции его отчасти запечатлен и источник вдохновения и бесконечных дум стихотворца - Кавказ.

Глядя на монументального Лермонтова, невольно ловишь себя на мысли, что поэт после некоторых блужданий присел на скалу и, склонив голову, любуется белоснежными шапками гор. Взгляд его выражает глубокую задумчивость и вдохновение. Некоторые любители скульптуры посчитали, что памятник Лермонтову запечатлел поэта довольно печальным и некрасивым, с резкими чертами. В то время, как портреты его говорят больше о мягкости. Однако это творение художника в индивидуальной манере и восприятии так и осталось украшением города.

Памятник Муравьеву-Амурскому

Самым крупным по размерам сооружением в дореволюционной России и в творчестве Опекушина (16 метров в высоту) стал памятник графу Муравьеву-Амурскому - губернатору Восточной Сибири. После его смерти в 1881 году император Александр III решил увековечить память приближенного. Поэтому в 1886 году он объявил конкурс для скульпторов. В их числе была и «золотая троица» Микешин, Антокольский и Опекушин.

Проект Александра Михайловича признали лучшим. Закладка монумента произошла в 1888 году, а три года спустя он был официально открыт в Хабаровске и установлен на Хабаровском утесе. Фигура графа возвышалась на пьедестале, взгляд его был устремлен в сторону Китая. Пьедестал украсили пять памятных табличек с именами офицеров и гражданских лиц, которые активно участвовали в присоединении Приамурья к России. Однако в 1925 году, в связи с «Декретом о памятниках», монумент был снесен и отдан в краеведческий музей, а позже разделан на металлолом.

Декоративная скульптура

Особое место в творчестве Опекушина занимала декоративная скульптура. Именно она была предметом его неустанного внимания, совершенствования и основным источником дохода. Именно благодаря ей Александр Михайлович уже в юном возрасте был признан талантливым лепщиком.

После искусного исполнения барельефов и знаменитых семи фигур для монумента Екатерине II в Санкт-Петербурге Опекушину было поручено оформить для иконостаса в Воскресенском соборе. И справился он с этим мастерски.

В портретных бюстах, которые были созданы скульптором, отмечался реалистичный подход с тонким отражением индивидуальных черт. В остальных авторских произведениях декоративной скульптуры искусствоведы подчеркивают художественную выразительность образов и изящность, мягкость линий.

Награды и звания

  • В 1978 году в память о скульпторе (к его 140-летию) был выпущен иллюстрированный (художественный) конверт с его портретом на лицевой стороне.
  • В 1986 году астроном Людмила Черных открыла астероид, который назвала именем русского скульптора.
  • С 1993 года выдающимся деятелям культуры ежегодно вручается Ярославская премия имени Опекушина.
  • В 2013 году вышла книга Ольги Давыдовой о жизни и творчестве скульптора. К слову, автор несколько раз публиковала очерки об Опекушине. Данная же книга содержит описание наиболее значимых периодов жизни и произведений великого мастера. На создание ее ушло без малого 30 лет. А поводом для издания послужили сразу две даты: 175-летие со дня рождения Опекушина (по версии источников 1833 г.р.) и 90-летие со дня его смерти.

P.S.

Пример, который явил миру Опекушин Александр Михайлович, биография его и достижения в искусстве, - это поистине подвиг крепостного крестьянина. Он одним из первых пошел против общественной системы и доказал, что ни социальный статус, ни какие-либо другие ограничения не мешают человеку заниматься любимым делом и создавать нечто прекрасное, навсегда оставляя память о себе на этой планете. И пусть о русском скульпторе после многочисленных восхвалений и званий забыли на несколько лет, искусствоведы уверены, след его в монументально-скульптурном искусстве однозначно глубок и не имеет границ памяти.

Раз уж я решил писать в своем дневнике о старых памятниках, то естественно не могу обойти вниманием и их авторов - скульпторов. Начинаю с Опекушина Александра Михайловича, автора первого в России и самого известного памятника Пушкину. Задача была: попытаться собрать вместе изображения оригинальных и воссозданных памятников работы талантливого скульптора. Вот что получилось.

ОПЕКУШИН Александр Михайлович (28.11.1838 — 4.03.1923), скульптор-монархист.

Действительный член Академии художеств и Императорской Археологической комиссии, академик скульптуры. Родился в с. Свечкино Даниловского у. Ярославской губ. в крепостной крестьянской семье потомственного лепщика Михаила Евдокимовича Опекушина. Крепостной. Впоследствии на заработанные деньги выкупился на волю. В 1861 г. он повенчался в Преображенской церкви Санкт-Петербурга с крестьянкой Евдокией Ивановной Гуськиной.
1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Опекушин участвовал в создании памятника «Тысячелетие России» в Новгороде (сделал скульптуру Петра I).

Совместной работой А. М. Опекушина, М. О. Микешина и М. А. Чижова стал петербургский памятник русской Императрице Екатерине II, установленный в сквере Александринского театра в 1873. (Опекушину принадлежат здесь девять статуй сподвижников русской Императрицы: военачальники П. А. Румянцев, Г. А. Потемкин, А.В.Суворов, секретарь Екатерины II А. А. Безбородко, президент Академии художеств И. И. Бецкой, флотоводцы А. Г. Орлов, В. Я. Чичагов, поэт Г. Р. Державин, президент Российской академии Е. Р. Дашкова.).

Всемирную славу А. М. Опекушину принес его знаменитый памятник А. С. Пушкину в Москве, открытый в обстановке общенационального торжества 6 июня 1880. Многократно воспетый в литературных произведениях, запечатленный на репродукциях, почтовых открытках, календарях и др. опекушинский бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы.

Менее известны созданные Опекушиным памятники Пушкину в Петербурге (1884), в Кишиневе (1885), в Остафьево (1913). В 1881 Александр Михайлович получил первую премию на международном конкурсе проектов памятника естествоиспытателю академику Карлу Эрнсту Бэру. Его открытие состоялось в Дерпте (Тарту, Эстония) на Соборной горе 16 нояб. 1886.

Опекушиным создается и первый в истории России памятник поэту М. Ю. Лермонтову. Он открыт 16 авг. 1889 в Пятигорске, также став неотъемлемой достопримечательностью прославленного курорта.

Замечательным в художественном отношении был и памятник русскому государственному деятелю, генерал-губернатору Восточной Сибири гр. Н. Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891) — самый крупный по размерам монумент в дореволюционной России: общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м. В то же время в памятнике не было ничего официозного. Скульптору наряду с уникальным портретным сходством удалось раскрыть неповторимую духовную сущность Н. Н. Муравьева-Амурского и величие его дел. Стоявшая на высоком берегу Амура красивая статуя хорошо просматривалась даже с далекого расстояния. В 1925 по безжалостному приказу председателя Дальревкома Я. Гамарника памятник-великан был уничтожен, и в течение многих десятилетий даже упоминание о нем в печати оставалось под негласным запретом. Ныне по сохранившейся модели памятник воссоздан в виде копии.

Такая же судьба и у опекушинского памятника русскому промышленнику и благотворителю И. Г. Харитоненко. Открытый в мае 1895 в г. Сумы Харьковской губ., в н. 1924 по решению местных большевистских руководителей памятник демонтирован и переплавлен. Ныне же воссоздана его копия (в 1996).

Монархическая тема — основная в творчестве скульптора, что особенно тщательно замалчивалось в послереволюционной искусствоведческой литературе. Здесь Опекушиным созданы наиболее крупные произведения. Самыми известными и общепризнанными в художественном отношении до революции считались опекушинские монументы Александру II и Александру III. Всего к настоящему времени известно 12 таких памятников. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы Александру II в Кремле (открыт 16 авг. 1898, создан в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым) и Александру III около Храма Христа Спасителя (открыт 30 мая 1912), олицетворявшие, по замыслу скульптора, особую историческую миссию русского Самодержавия.

Созданные А. М. Опекушиным памятники Александру II были установлены в Астрахани (1884), Пскове (1886), Кишиневе (1886), Ченстохове (Польша, 1889),

Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), Рыбинске (1914, сейчас на пьедестале памятника стоит местный Ильич) и др. городах. Опекушину принадлежит скульптурная отделка целого ряда московских зданий: здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.
В предреволюционный период имя скульптора было очень популярно в монархических кругах. Его благоволили представители царской династии. После 1917 большинство из созданного Опекушиным варварски уничтожено революционными вандалами. Первыми жертвами культурного террора стали его монументы русским Царям, снесенные в соответствии с декретом В. И. Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», от 12 апр. 1918. В 1919 опальный скульптор с семьей вынужден был вернуться в родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности и без медицинской помощи. Уже в 20-е многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. В официальном советском искусствоведении был создан и усиленно пропагандировался миф об Опекушине как «авторе одного гениального памятника» (Пушкину). Скромная могила скульптора находится в с. Рыбницы Ярославской обл.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»