Теоретическая значимость методов исследования социального знания. Социальное знание

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Социальные науки форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, то каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Какая наука является лишней в перечне наук, имеющих своим непосредственным предметом проблему человека?

1) философская антропология

2) экономика

3) социология

4) социальная

5) психология

Ответ: 2.

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание ; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познание процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают . Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов‑субъектов познания . Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание . Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества , которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин .

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент . Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;

– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое‑либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка , которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);

– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;

– познавательные задачи, которые поставил исследователь;

– личная позиция исследователя (или просто человека);

– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1 С4 .

«Специфика познания общественных явлений, специфика обществознания определяется многими факторами. И, пожалуй, главный среди них – само общество (человек) как объект познания. Строго говоря, это и не объект (в естественно‑научном смысле этого слова). Дело в том, что общественная жизнь насквозь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект‑объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием). Естественно‑научными методами, однако, этого делать нельзя. Естествознание охватывает и может осваивать мир лишь объектным (как объект‑вещь) образом. Оно действительно имеет дело с ситуациями, когда объект и субъект находятся как бы по разные стороны баррикад и потому так различимы. Естествознание и субъекта превращает в объект. Но что значит превратить субъекта (человека, ведь, в конечном счете) в объект? Это значит убить в нем самое главное – его душу, сделать из него некую безжизненную схему, бездыханную конструкцию. <…> Субъект не может стать объектом, не перестав быть самим собой. Познать субъекта можно только субъектным же образом – через понимание (а не абстрактно‑общее объяснение), чувствование, выживание, сопереживание, как бы изнутри (а не отстраненно, извне, как в случае с объектом). <…>

Специфичен в обществознании не только объект (субъект‑объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно‑общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно‑исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Социология - это дисциплина, имеющая важные практические применения. Ее вклад в социальную критику и в практические социальные реформы идет по нескольким направлениям. Во-первых, лучшее понимание социальных обстоятельств часто дает нам шанс лучше контролировать их. Во-вторых, социология способствует росту нашей культурной восприимчивости, позволяя в любых политических акциях учитывать различия культурных ценностей. В-третьих, мы можем оценить последствия (преднамеренные и непреднамеренные) принятия определенных политических программ. Наконец, и, возможно, это самое важное, социология способствует развитию самопознания, предоставляя группам и индивидам большие возможности изменять условия своей жизни.

Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции. Одной из основных является познавательная. Социология изучает и объясняет закономерности социального развития на различных уровнях общественной системы. Реализация познавательной функции включает в себя также разработку теории и методов социологических исследований, техники сбора и обработки социологической информации.

На основе знания закономерностей общественного развития социология способна строить кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы в сфере демографии, социальных структур, урбанизации, уровня жизни, избирательных кампаний и т.п. Такие прогнозы - основа разработки рекомендаций для практики политического и социального управления.

Отдельно следует подчеркнуть значение социального проектирования. В задачу социального проектирования входит разработка оптимальных моделей не только организации различных социальных общностей, например трудового коллектива, нового предприятия, нового города, политической партии или движения, но и управления для достижения поставленных целей. В странах с развитым гражданским обществом большая часть профессионально подготовленных социологов занимается именно такой работой.

Неотъемлемой функцией социологии является создание служб социального развития на предприятиях, в крупных организациях, объединениях, где работают профессиональные социологи. Они занимаются, например, выяснением потенциальной текучести кадров, изучением социально-психологической обстановки в коллективах, управлением социальными конфликтами, управлением избирательными кампаниями, формированием первичных коллективов с подходящими возрастными и психологическими характеристиками. В рамках социальной инженерии организационно-технологическая функция проявляется в социальном изобретательстве, когда в результате изучения закономерностей функционирования определенной психологической обстановки в социальной общности социологи предлагают оптимальные способы ее организации. Типичные примеры социального изобретательства молодежный жилищный кооператив, детский дом семейного типа, студенческие строительные отряды. Социология, в особенности прикладная, напрямую связана с управленческой деятельностью. Без социологической подготовки и социологических знаний заниматься управлением в современных условиях практически невозможно. Например, любое изменение режима работы трудового коллектива бессмысленно начинать без анализа нежелательных социальных последствий, иначе срабатывает схема: хотели как лучше, а получилось как всегда.

В странах с развитым гражданским обществом на многих предприятиях действуют специальные службы человеческих отношений. В нашей стране традиционно значительную часть этой работы выполняли различные общественные организации, и потому такие службы не сложились. В период реформ появилась потребность в специалистах нового типа: социальных работниках, менеджерах социальной сферы.

Таким образом, социология является инструментом непосредственного социального преобразования, теоретическим источником социальной политики на всех уровнях общественной структуры.

Как и любая другая наука об обществе, социология несет определенную идеологическую нагрузку хотя бы потому, что объясняет состояние общества, общественных процессов, изучает общественное мнение, образ жизни, рейтинг политических деятелей и т.п.

Иногда социологию используют для манипулирования общественным мнением. Это опасно тем, что можно скомпрометировать социологию как науку, подорвать доверие к ее выводам. Дело в том, что результаты опросов и рейтингов влияют на позиции больших групп людей, а то и всего общества. Типичный пример - выборы.

Таким образом удалось проанализировать и определить значение социологии как науки, её функции.

1. Введение

Всякое знание в определенном смысле социально, так как является знанием человека (общества) и служит его целям. Поэтому в строгом значении этого понятия социальное зна­ние не может быть связано с методами какой-то одной кон­кретной науки. В силу сложности самого объекта познания (человек и общество) границы изучающих его отдельных наук относительно условны и подвижны.

Если в период "осевого времени" (термин К. Ясперса) фи­лософия была аккумулятором всякого знания, то позднее науки постепенно определяли свои предметы и методы, а с ходом времени вырисовалась и специфика самой философии. Уже в совсем недавнее время одной из последних самостоя­тельной наукой стала психология. Ее открытия XX века, идущие, прежде всего от аналитической психологии К. Юнга, сблизили социальную философию и психологию, особенно в попытках проанализировать соотношение личности и толпы, социальную и психологическую механику власти, соотно­шение индивидуальности и общества.

Сегодня для всех областей науки характерны тенденции к интеграции. Например, вряд ли кто согласится с опреде­лением экологии только как науки о состоянии природной среды. Это еще и наука о путях сохранения среды обитания человека в условиях усиливающегося воздействия на нее его деятельности. Это и наука о путях восстановления разрушен­ных природных факторов. Поэтому вполне естественно гово­рить о наличии в структуре экологического знания как естест­веннонаучных, так и социальных компонентов.

Социальное знание мы можем выделить и в технических науках, особенно в тех разделах, которые изучают не просто техническую систему, а систему "человек - машина". Это, например, системотехника, эргономика и т. д. Интеграция на­учного знания сегодня подтверждает положение Маркса о том, что в конечном итоге у человечества есть одна наука - история.

Между науками происходит обмен методами познания. Все чаще родившееся из практики математическое знание приме­няется и в социальном познании. Оно пришло в социальные науки тоже из потребностей практики - надо было исчислять материальные и производственные ресурсы, решать пробле­мы, связанные с культами, наборами в армию и т. д. Но эти же вопросы рассматривает и социология, занимающаяся кладными научными исследованиями. Социальная филос решает те же проблемы, но в их общем, теоретическом Она выступает по отношению к социологии как методол как самый высокий уровень абстракции, обобщения?

Ту же методологическую роль играет социальная философия и по отношению к другим общественным и гуманитарным наукам. Ведь давно известно, что без предварительного решения общих, методологических вопросов не может быть решен ни один частный научный вопрос. Это ясно было уже в XVII столетии, когда наука из собирающей становилась теоретической и когда Ф. Бэкон поставил проблемуметодав науке.

2. Специфика объекта социального познания

Специфическим способом бытия, выделяющим человека из мира природы, является деятельность. Она становится осознанной еще на этапе внеисторического развития, когда стало возможным зафиксировать, связать отдельные свойства и образы в понятия. Связи и отношения, фиксируемые человеческим сознанием, определяются понятием "познание".

Те знания, которые мы получаем от наших непосредствен­ных связей с природой и людьми, называются обыденными; они дают нам частично неверные, искаженные представления наряду с элементами того, что соответствует сущности вещей и явлений. Это происходит потому, что в обыденной жизни мы имеем дело не с сущностями, а с явлениями, фиксируем вещи и явления не такими, какие они есть, а такими, какими они нам кажутся. И не только в силу того, что сущность и яв­ление не тождественны, хотя и находятся в диалектической взаимосвязи, но и потому, что сам человек никогда не играет роль пассивного наблюдателя, даже когда ставит себе такие цели. Человек "вписан" в природу, в общество. Он имеет раз­нообразные потребности, интересы и цели. Все это не может не влиять на наши знания о себе и мире. И не только на уровне обыденного знания, но и тогда, когда знание диффе­ренцируется на различные области в силу того, что становит­ся способным проникать во внутренние связи вещей я откры­вать не только свойства вещей, но и законы их взаимосвязей. На этом этапе возникает научное, теоретическое знание, ко­торое сегодня известно как законы конкретных наук - фи­зики, химии, биологии и т. д.

История зафиксировала тот этап, когда знание еще не было дифференцированным, хотя уже перестало быть просто обыденным. Этой колыбелью науки была Древняя Греция, а единое, неразрывное знание о мире тогда называлось филосо­фией.

Из трактата Диогена Лаэрция "О жизни, учениях и изрече­ниях знаменитых философов" следует, что Пифагор был пер­вым, кто ввел термин "философия", которое в переводе с гре­ческого означает "любомудрие". Появление этого термина, который очень быстро стал общепринятым, было знаком оп­ределенного перелома в сознании древних. Ведь до Пифагора словом "мудрость" (софия) древние греки обозначали всякое практическое умение, доведенное до степени искусства, т. е. мудростью считалось умение хорошо делать вещи. И только появление слова "философия" ознаменовало возникновение "любви к мудрости", т. е. чисто теоретического знания.

Сначала это было знание обо всем, что известно. Пройдет еще очень много времени до того, как из этого единого зна­ния (философии) - постепенно разовьются отдельные нау­ки. Но уже тогда для философов чисто теоретическое знание, размышление становится главным делом их жизни. Поэтому точнее было бы обозначить понятие философии не как пас­сивную любовь к мудрости (или мудрецам), а как любовь к самому процессу мышления (или мудрствования).

Структура теоретического знания не так проста, как кажет­ся на первый взгляд, потому что в наши представления о ми­ре, наши жизненные программы входит не только знание, ка­ким бы глубоким и дифференцированным на различные от­расли (естественнонаучное, техническое, гуманитарное и т. д.) оно ни было. В знании всегда содержится еще и отношение людей к происходящему в соответствии с их пониманием смысла жизни, потребностями, интересами и целями. Все это и составляет ценностную сторону знания, которая лишает его абсолютной объективности, независимости от человека как познающего, субъективного начала.

Человеческие ценности различны в различные историче­ские эпохи, которым присущи свои нормы и идеалы - как нравственные, так и эстетические. Кроме того, огромное зна­чение имеют психический склад людей, их менталитет, жиз­ненные устремления. Миропонимание человека (или социаль­ной группы), активно воспринимаемое, сочетаемое с волей и жизненными устремлениями, превращается в убеждение.

Обе стороны человеческого познания нашли свое отраже­ние в понятии мировоззрения как системы, включающей в себя миропонимание и мироощущение, причем эти компоненты не существуют раздельно, они находятся в диалектическом единстве, взаимопроникают друг в друга. Поэтому некоторые знания мы принимаем с недоверием или сомнением, иначе невозможно было бы выработать осмысленность своей жиз­ненной позиции, самостоятельность. Система взглядов, ори­ентации или теорий, воспринятая некритично, неирочувство-ванно, называется догматизмом (или фанатизмом).

В мировоззрении находит свое отражение не только интеллекгуальный, но и эмоциональный опыт людей. Ведь человек всегда не просто оценивает события, но и переживает их. Эти мировоззренческие эмоции могут быть мрачными - эмоции страха, тревоги или отчаяния (например, переживания за своих близких, за свой народ, за судьбу культуры, за жизнь чело­вечества). Но бывают и светлые эмоций: ощущение счастья, радости, полноты жизни, удовлетворенности своим положе­нием и своими делами.

Философия призвана взорвать прагматическую направлен­ность человеческого сознания. Стремление к власти привело к многочисленным экологическим проблемам, выработало от­ношение дажек другим планетам как к территории, которую можно использовать. А в период возникновения философии отношение к миру освоенному и звездному было другим. Человек ощущалсебе в единстве с ним.

Философия призвана вернуть нас к собственной духовно­сти,к понимавию того, что каждый человек создается не только природой и социальной сферой, но и делает собствен­ный выбор. Но было бы крайне ограниченным понимать духовность как за­нятие умственным трудом. Ведь умственная деятельность, да­же искусство и поэзия, могут быть бездуховными, только чув­ственными.

Теоретически осмысленное единство мироощущения и ми­ропонимания и составляют предмет философии. Эта мысль высказана в хорошо известном и часто цитируемом положе­нии немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют ду­шу всегда новым и все более сильным удивлением и благого­вением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне".

Во времена античности, когда научные знания еще только возникали, вся наука называлась философией и включала в себя всю совокупность знаний о мире, и о человеке. Посте­пенно знания дифференцировались, выделялись самостоя­тельные отрасли науки. Изменилась в ходе исторического раз­вития и структура самого философского знания. Сегодня ста­ли самостоятельными науки, еще менее века назад входившие в философию: психология, формальная логика, этика, эстети­ка. Все структурные элементы современного философского знания неразрывно связаны между собой. Поэтому можно го­ворить лишь об относительной, в большей мере условной, чем реальной, самостоятельности в рамках философии и ее составных частей: онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании), философской антропологии и социаль­ной философии (учения об отношениях человека и общества как целостной системы). Только в комплексе все философ­ское знание в состоянии дать исторический, а значит, исчер­пывающий ответ на три главных вопроса, объединяющие все интересы человеческого разума, которые были гениально сформулированны И. Кантом.

Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА.

1. Возникновение социального знания.

2. Объект, предмет и структура социологии.

3. Социология в системе социальных наук.

5. Функции социологии.

Основные понятия: наука и практика, классификация наук, объект и предмет науки, социальное, социология фундаментальная (теоретическая) и прикладная, теории среднего уровня, эмпирическая социология, методы и подходы социологии, категории, функции социологии.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.

Приступая к изучению социологии как научной и учебной дисциплины, уместно вспомнить, что наука вообще - это обобщенные, систематизированные и достоверно подтвержденные фактами знания. Любая наука возникает из потребностей практики, поэтому первоначально появляются те науки, которые обеспечивают физическое выживание человека, изучают материальный мир (живую и неживую природу). Но до возникновения науки есть этапы накопления и перепроверки достоверной информации вплоть до определенного скачка: МАТЕМАТИКА = Эвклидовы «Начала» + математика Лобачевского + теория Эйнштейна; ФИЗИКА = законы открытые Архимедом + механика Ньютона + ядерная + квантовая и т.д.; БИОЛОГИЯ = наблюдения первобытного человека + классификация живой природы + открытие клетки + эволюционная теория + генетика и т.д. В зависимости от сферы исследовательских интересов великое множество различных, но часто взаимосвязанных наук можно разделить на четыре большие группы: естественные, изучающие мир природы (физика, химия, биология); технические, изучающие мир «второй природы», создаваемой человеком (электроника, кибернетика, радио, биотехнологии); гуманитарные, изучающие мир человека (психология, логика, лингвистика и т.д); науки социальные, изучающие мир вокруг человека, мир общества (экономика, социология, политология, юриспруденция).

Впервые термин «социология» ввел в научный обиход французский ученый Огюст Конт (1798-1857), соединив латинское societas - общество и греческое logos – учение. Прямой перевод означает «учение об обществе». Это определение по форме верное, а содержательно недостаточное, поскольку общество изучает и история, и юриспруденция, и экономика, и философия, и социальная психология, и демография и другие науки. Чтобы понять, что объединяет все эти науки, а главное в чем специфика социологии необходимо определиться с объектом и предметом изучения каждой из них.

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИИ .

Объект науки – часть объективной реальности, на которую направлен научный интерес ученого. Например, научный интерес астронома направлен на изучение небесных тел, космоса, зоолога - на изучение фауны, а ботаника - флоры и т.д. Такие науки как политология, социология, политэкономия, история, философия и все остальные социально-гуманитарные и экономические науки изучают другую часть объективной реальности – общество. Это означает, что у них у всех один объект изучения. Но каждая из них выработала собственный понятийный аппарат, с помощью которого описывает интересующие ее элементы реальности. Объект социологического познания - вся совокупность социальных свойств, связей и отношений. Социальное - свойства и особенности общественных отношений, возникающие в процессе совместной деятельности людей и проявляющиеся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Объект социологии (как науки) - общество в целом, социальные связи, взаимодействия, отношения и способ их организации. Другими словами, объект социологии - гражданское общество.

Предмет науки – результат теоретического абстрагирования, определенный аспект, срез объективно существующего элемента реальности, позволяющий исследователю выделить те стороны и закономерности развития и функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки. Например, история в обществе изучает события и социальные изменения, произошедшие в определенном обществе в их хронологическом порядке; экономика в обществе изучает способы ведения хозяйства, производства материальных благ, их обмена; политология – власть и властные отношения; юриспруденция – право и правовые отношения и т.д. Предмет науки, в отличие от объекта существует в сознании исследователя, т.е. зависит от самого сознания и является его частью и результатом исследовательской деятельности. Определение предмета социологии было сложным процессом, и сегодня нет сложившегося общепринятого определения. Так, ее основоположник О.Конт считал, что социология – наука о фундаментальных законах развития общества, высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам; Э.Дюркгейм предметом социологии считал социальные факты, а М.Вебер – социальные действия. Российские ученые–социологи считают, что предметом социологии можно считать сознание и поведение людей в конкретной социально-экономической обстановке (Ж.Тощенко), социальные общности (В.Ядов), социальные отношения (Г.Осипов), социальные структуры и процессы в них (С.Фролов).

Таким образом, предмет изучения социологии составляют:

Закономерности совместной жизни людей;

Принципы, характерные для любого гражданского общества;

Структуры разнообразных форм человеческих общностей;

Процессы их взаимодействия;

Силы, скрепляющие и разрушающие эти общности, вне зависимости от конкретных форм их проявления.

Другой науки, объясняющей закономерности человеческого общежития в целом не существует! Правда, общественная жизнь как целостность осмысливается философией, но именно осмысливается, рефлексируется, а не изучается научными методами. В медицине компетентный врач, прежде чем диагностировать конкретную болезнь пациента, должен ознакомиться с анамнезом, исследовать организм в целом. К сожалению, в обществознании эта процедура часто игнорируется, а иногда и невозможна, ибо общество в целом, общественная жизнь - сложнейший объект познания, информация о котором всегда неполная и не всегда достоверная. Мы пытаемся понять жизнь обобщив только некоторые ее существеннейшие черты, но ведь она одновременно многообразна и изменчива, «... поэтому всякое мысленное познание бесконечной действительности конечным человеческим духом основано на молчаливой предпосылке, что в каждом данном случае предметом научного познания может быть только конечная часть действительности, что только ее следует считать «существенной», т.е. «достойной знания». (М.Вебер. Избр. Соч. Т.1, с.369. М., 1990.)

Спор о предмете не закончился, но наиболее принятым в настоящее время является следующее определение: «Социология - наука об обществе как целом и о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, а также о социальных отношениях как механизмах взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностью и обществом.» (В.Ядов. СОЦИС, 1990, №2.)

Структура. Как и большинство наук, социология развивалась в двух основных направлениях – фундаментальном (теоретическом) и прикладном. Теоретическая социология занимается анализом основных категорий, законов, универсальных закономерностей поведения индивида и социальной организации. Социология должна быть максимально независимой, не может быть ангажирована никакими политическими или иными пристрастиями, поскольку должна основываться на точных, конкретных данных, собранных в рамках эмпирической социологии. Сбор информации происходит с использованием методов, методик, техник социологического исследования, таких как опросы, интервью, наблюдения, анализ документов, эксперименты.

Особой ценностью в прагматическом использовании является теоретическое обобщение эмпирических данных, что в социологии называется «теории среднего уровня». Этот научный термин был введен Р.Мертоном определялся им как теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными рабочими гипотезами и попытками создать единую теорию. Таким образом, сложилась трехуровневая структура социологии. Теории среднего уровня эффективно исследуют:

Социальные институты(например, социология семьи, социология медицины, социология политики, социология науки, искусства, образования и т.д.)

Социальные общности (например, социология классов, теория стратификации, социология профессиональных групп, этносоциология, социология города и деревни и т.д.)

Социология процессов (например, конфликтология, социология урбанизации общества, социология глобализации, социология девиантного поведения, социология политического экстремизма и т.д.)

Неоспоримым преимуществом социологии среднего уровня является осуществление тесного взаимодействия теоретической социологии с реальной жизнью.

Прикладная и эмпирическая социология обеспечивают использование теоретических разработок для решения практических задач. Она также обеспечивает изучение конкретных групп и процессов, сбор и обработку конкретной социальной информации.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

Понятие "социальное" не слишком удачно трактуется. Иногда его смысл неясен. Например, утверждается, что социология в отличие от политэкономии, теории права, психологии, истории и т.д. изучает родовые свойства и основные закономерности общественных явлений. Совершенно непонятно, что такое родовые свойства общественных явлений? Равным образом, неясен его "широкий" смысл, когда сказано, что понятие "социальное" понимается как характеристика общества в целом. В данном случае, это просто замена русского слова "общественное" иностранным.

Иногда смысл слова "социальное" чрезмерно широк. Такое случается, если придерживаться веберовской традиции, согласно которой действие становится социальным в том случае, если его субъективный смысл соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Тем самым, любое взаимодействие между людьми оказывается социальным. Веберовская точка зрения неудобна тем, что, исходя из нее, невозможно различить совершенно разные объединения, возникающие при взаимодействии людей. Практически все человеческие действия могут иметь субъективный смысл и, как правило, соотносятся с действиями других людей. Субъективный смысл имеется во взаимодействии между влюбленными, между продавцом и покупателем, между начальником и подчиненным, между предпринимателем и рабочим, между членами исследовательской группы и производственной бригады. Он присутствует во взаимодействии между членами семьи, в схватке солдат, в переговорах между деловыми партнерами и т.п. Если исходить только из наличия этого смысла в действиях названных лиц и групп, то объединения людей, возникающие в соответствующих взаимодействиях, в этом отношении оказываются одинаковыми и не различимыми.

Выше мы назвали разные объединения людей - популяция, общность, сообщество, и т.д. Очевидно, все они основаны на взаимодействии людей, а действия их участников имеют субъективный смысл и взаимоориентированы. По этим признакам эти объединения не различить. Неужели они вообще неразличимы? Неужели нет узкого смысла слова "социальное", относящегося к обществу в узком смысле слова?

Думается, есть возможность различить узкий и широкий смыслы слова "социальное", а далее уточнить понятие "общество". Отправной точкой в решении этой проблемы будет представление о ведущем типе взаимодействия, на основе которого возникает то или иное объединение людей. Мысль, что на основе особых типов взаимодействия могут возникать качественно различные человеческие объединения, высказана в ранней работе П.Сорокина. Возможно, какой-то тип взаимодействия окажется более подходящим для того, чтобы на его основе возникло общество в собственном смысле слова. Если мы найдем такой тип, нам удастся найти узкий смысл слова "социальное" и сформировать логически корректное определение понятия «общество».

13. Социология в современной России: актуальные задачиПроблема демократизации в контексте социальных преобразований российского общества. Перспективы развития. Если общество хочет выжить, оно должно заниматься социологией. Социология как наука об обществе направлена, в первую очередь, на искоренение дилетантизма в управлении обществом. Решая эту задачу, она берет на вооружение весь арсенал современной науки. Наиболее актуальная сейчас задача социологии - разработка теоретико-методологических основ социологического знания на уровне тех научных стандартов, которые ныне общеприняты, неотъемлемы и даже элементарны в западных странах. Возникает очень сложный и одновременно интересный вопрос о "социологической истине". Сейчассоциологическаяистина понимается зачастую извращенно и отождествляется с результатамиопросаобщественного мнения, то есть с мнением арифметического большинства: социальной группы, класса, нации, религиозной конфессии, политической партии и т. д. Если, скажем, большинство считает так-то и так-то, то это якобы и есть истина, так оно будто и есть в действительности, таковой этой действительности и быть. Это свойственно и некоторым нашим политикам, которые считают, что голосованием можно решить любой жизненный вопрос, в том числе научный. То, что большинство может заблуждаться, а саму истину всегда открывали одиночки-подвижники, то есть отдельные личности, которым очень часто приходилось несладко в отношениях со "всегда правым большинством", - об этом почему-то забывают. И история знает тому массу примеров. Но дело здесь еще и в другом. Подтверждающие или опровергающие теорию факты также в свою очередь подвергаются языковой "обработке" на основе того или иного истолкования. Что имеется в виду? Прежде всего - вопрос об объективной реальности, отражающейся в сознании человека. Как она понимается человеком? Есть исходный принцип социологии: человек есть продукт социальной системы. Но исоциальнаясистема - продукт человеческой деятельности, а человек может создать такую систему, которая превращает его самого в раба этой системы, что и произошло очень со многими в нашем обществе. С теми, кто позволили системе оказать на себя такое влияние. С теми, кто, несмотря ни на что, этого не позволил, ничего подобного не произошло. Нельзя считать человека полностью обусловленным чем-то внешним - той же социальной системой, например. В нем всегда есть что-то его собственное, "человеческое", неотчуждаемое никакой системой и ни при каких обстоятельствах. Это надо помнить, иначе мы всегда будем приходить к самым жестоким формам тоталитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу безликой репрессивной общности) и авторитаризма (отчуждение людьми своей человечности в пользу такой же безликой, но не общности, а одиночки-самозванца). Вот вам прикладная роль "социологической истины", рассмотренной с позиций теоретической социологии! Но есть и другой подход, и он заключается в том, что "социологическаяистина" рассматривается в контексте многомерного, комплексного подхода к функционированию создаваемой человеком социальной системы. При этом подходе создаваемая система постоянно сопоставляется с той целью, во имя достижения которой она строилась. Пока же, к сожалению, нередко любое априорное (внеопытное) или эмпирическое, основанное на результатахопроса, но должным образом не осмысленное высказывание выдает истину. А это - прямая профанация науки, а не "социологическая истина". Например, можно сослаться на "одномерные", но претендующие на решение всего и вся высказывания типа: "все решает аренда" или "рынок", или "цены", или "приватизация".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном мире достижения и облик каждого общества зависят от самих людей, от их гражданской и социальной активности, желания сохранять свое социальное положение, от приверженности демократии и общечеловеческим ценностям, от трудолюбия, проявления терпимости и сострадания к другим людям. От кого как не от нас, людей,

Только от нас зависит создание в России такого общества, где главной целью экономики, политики, культуры является человек, его способности и возможности развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социология: Курс лекций. Ч. 1/ Под ред. Е.М. Черняк. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1996. – С. 4-12.

2. Социология: Учебник. – М.:Инфра –М, 2010. – С. 47 – 56.

3. Краткий курс по социологии: учеб. пособие / Н.С. Носова, К.Е. Халин. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Окей-книга»,2009. – С. 6-31.

4. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера / Социологические исследования. – 2004. - № 1. – С. 37 – 44.

5. История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск: Высшая школа, 1997. – 381 с.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»