Роль молодежи в современном обществе: условия развития, интересы и увлечения. Молодежь в современном обществе Молодежь и ее особенности в современном мире

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Молодежь в современном мире

О ФОРМИРОВАНИИ ЕЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Становление современного подрастающего поколения проходит в сложных условиях ломки многих исторически устоявшихся ценностей и формирования новых социальных отношений. Как показала жизнь, образование уже не может выступать в роли монополиста в области распространения знаний, но, обладая существенной самостоятельностью, оно призвано выполнять функции формирования устойчивых ценностных ориентаций гуманистического мировоззрения, воспитания гражданских качеств личности. Важно поднять уровень социальной, духовно-нравственной и субъектно-деятельностной зрелости студенческой молодежи вопреки ложным ценностям. Актуальность такой воспитательной направленности очевидна, поскольку именно в молодежной среде зарождаются новые формы бытия, вырабатываются нормы и ценности, которые со временем становятся нормами и ценностями всего общества, а в дальнейшем транслируются последующим поколениям.
Происходящие в настоящее время либерально-демократические преобразования, к сожалению, наряду с позитивными сторонами имеют и отрицательные последствия, выражающиеся в девальвации нравственных идеалов. Идеализация образа молодого человека, свободного от социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви, насаждающийся культ индивидуализма и потребительского отношения к жизни наносят непоправимый вред духовному и физическому здоровью подрастающего поколения.
В настоящее время на первый план выходит задача создания в воспитательно-образовательном процессе таких ситуаций, в которых студент сам для себя взрастил бы вышеназванные ценностные ориентации, не допуская их «выдавливания» на периферию своей жизнедеятельности. Необходимо отойти от стиля назидательности, поучительности и навязчивости в обсуждении со студентами этических проблем, поскольку мерами директивного воздействия, проведением краткосрочных или даже разовых акций невозможно преодолеть социально-негативные тенденции в молодежной среде. Свобода выбора ценностей выступает важным фактором, определяющим развитие гражданского общества.
Рассматривая аксиологические императивы воспитания и образования в социально-философском аспекте, следует подчеркнуть, что они ориентируются прежде всего на личностные качества студенческой молодежи, ее духовно-нравственный мир. В основе их методологического подхода лежит хорошо прослеживаемая связь ценностных ориентаций прошлого и настоящего. Нравственные приоритеты, выдвинутые педагогической практикой прошлого, могут быть применимы в совершенно иных общественно-исторических условиях и при этом не только вступать во взаимодействие с ценностями нового времени, но и оказывать на них значительное влияние. Практические результаты убеждают в необходимости отказаться от мысли о консервативности ценностей предшествовавших поколений, указывают на чрезвычайную подвижность самого социокультурного процесса, позволяют увидеть перспективность в разумной преемственности ценностных ориентаций.
Радикальные демократические преобразования социальной жизни, построение рыночных отношений привнесли в жизнедеятельность российского общества мировоззренческие ценностные ориентиры западной цивилизации.
Процесс формирования социальной зрелости молодежи, выбор ею индивидуальной жизненной траектории происходит во всех основных сферах деятельности личности, преимущественно посредством воспитания и обучения, усвоения и преобразования опыта старших поколений. Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно показателями положения молодежи в обществе и в структуре исторического процесса развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем, потребностей, интересов, ожиданий молодежи, типичные образцы поведения.
В период становления личности, обретения ею своего социального статуса в обществе наиболее интенсивно развиваются такие качества личности, как критичность мышления, стремление дать собственную оценку самым разнообразным явлениям общественной жизни, поиск аргументации, оригинального решения. Вместе с тем в этом возрасте еще сохраняются некоторые установки и стереотипы, свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной ценностно-созидательной деятельности вступает у молодого человека в некоторое противоречие с ограниченной возможностью практической созидательной деятельности, неполной включенностью его в систему общественных отношений. Отсюда в поведении молодежи наблюдается удивительное сочетание противоречивых черт и качеств - стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход от него, а нередко и отрешенность от внешнего мира.
Характеристика ценностей, присущих молодежи, отражает многообразие жизненных условий и судеб молодых людей. Система ценностных ориентаций является важнейшим компонентом структуры личности, отражающим избирательное отношение студенческой молодежи к социальным ценностям и определяющим линию поведения (социальную активность), направленную на их достижение.
В исследованиях 80-х гг. прошлого столетия, посвященных молодежи, обычно утверждалось, что большинство молодых людей правильно воспринимает истинные жизненные ценности. На вопрос «Какие ценности являются для вас главными?» студенты обычно давали следующие ответы. На первом месте - интересная, любимая работа; затем - дружба; порядочность; любовь; семья; уважение окружающих; независимость от других; здоровье; физическое совершенство; верность идеалам, принципам и убеждениям. Эти данные свидетельствуют о том, что студенты еще в относительно недавнем прошлом имели четкие ценностные ориентации, отличавшиеся в целом положительной направленностью. Сегодня же, напротив, очевиден кризис молодежного мировоззрения, проявляющийся в потребительском отношении к жизни, стремлении к моментальному обогащению, гражданском нигилизме, завышенных притязаниях на успех без личного вклада в достижение поставленной цели.
Многие исследователи справедливо считают, что современная молодежь отдает предпочтение ценностям западного общества с его отличительными признаками (индивидуализм, прагматизм, инициативность, самостоятельность в решении проблем), постоянно тиражируемыми в средствах массовой информации. Молодежь подвергается массированной атаке мировых референтных групп - брендов, исходящих от наиболее развитых стран мира (Coca Cola, Levis, American Eхpress, Microsoft, Ford, Du Pont, General Motors). Сложившиеся молодежные субкультуры не отличаются особой устойчивостью, поскольку их появление - это во многом продукт заказной рекламы целых отраслей индустрии, существование которых напрямую зависит от удовлетворения спроса населения от 16 до 30 лет. Мнимая свобода выбора оборачивается своеобразным рабством, зависимостью от конъюнктуры рынка.
Безусловно, современный молодой человек обладает гораздо большей свободой выбора профессии, образцов поведения, стиля мышления, чем его сверстник 15-20 лет назад. Однако уровень его запросов, притязаний характеризуется максимализмом и не всегда соотносится с его способностями, что приводит к нереализованности планов и состоянию неудовлетворенности.
Средствам массовой информации принадлежит лидерство в формировании сознания и мировоззрения, идеалов для подражания в современной молодежной среде. Пропаганда культа жестокости и насилия оказывает мощный прессинг на психологическое состояние молодежи, формирует соответствующие модели поведения и стереотипы восприятия жизни. Огромным потенциалом для культивирования потребительских ценностей по сравнению с традиционными СМИ обладают электронные ресурсы киберпространства, особенно если учесть повышенный интерес молодежи к всемирной паутине. Эта среда в очень незначительной степени подвержена цензуре, кроме того, доступ к ресурсам неограничен географически. Создание в Башкортостане регионального информационно-образовательного молодежного портала, на котором будут аккумулированы версии молодежных и детских изданий, аудиовизуальных программ с интерактивным обсуждением жизненно важных для молодежи проблем, может нейтрализовать опасное влияние электронных ресурсов.
К сожалению, приходится констатировать, что продолжающаяся дезинтеграция общественного сознания обусловила принятие многими молодыми людьми неадекватных ценностей как стратегии выживания в условиях стихийных рыночных отношений, в то же время такие истинные ценности, как благородство, великодушие, справедливость, признание прав и уважение достоинства, перешли в разряд второстепенных. Более того, молодежь не всегда связывает свой жизненный успех с будущим страны. Складываются собственные индивидуалистические ценности, которые начинают доминировать над общечеловеческими, девальвируются моральные нормы и нравственные принципы жизнедеятельности человека. Для некоторой части молодых людей эти пути достаточно привлекательны, хотя они не только не приводят к истинному успеху, а наоборот, усиливают ощущение духовного вакуума и бессмысленности бытия, сиюминутности всего происходящего. Последствия подмены истинных ценностей ложными чрезвычайно опасны, поскольку могут привести к глобальной духовной опустошенности, дефициту нравственной культуры и даже антропологической катастрофе.
В период стихийной демократизации общества наша страна во многом утратила позитивный опыт прошлого, в том числе и воспитательный, признанный во всем мире. Сегодня Россия, драматично переживающая смену ценностных ориентиров, обусловленную развитием массовой потребительской лжекультуры, должна серьезно и безотлагательно заняться сохранением своего политического, экономического и духовного суверенитета, поскольку преобладающей чертой духовно-нравственного сознания учащейся молодежи в настоящее время становится рационализм в самой категоричной форме.
Все чаще для принятия решений студенчество руководствуется не столько моральными постулатами, сколько конкретной рациональной выгодой и эмпирическим рассудком. К сожалению, наша страна подошла к тому состоянию, характеризуя которое Э. Фромм справедливо утверждал, что человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар, - не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбку... и его главная цель - в любой ситуации совершить выгодную сделку. Так, например, небезызвестной прозападной правозащитницей В. Наводворской были сформулированы четкие ориентиры «нормальной» человеческой жизни: «Фирма. Деньги. Банк. Знание. Интеллект. Информация. Автомобиль. Компьютер. Умные книги. Ирония. Скепсис. Одиночество. Индивидуализм».
Однако какими бы тяжелыми ни оказались последствия рыночных реформ, в целом события начала ХХI века свидетельствуют, что период бурных перемен в России завершен. Это знак того, что на первый план выходит духовное возрождение общества.
Нравственная культура студенческой молодежи представляет собой своеобразный срез состояния нравственной культуры всего общества, имеет свою специфику, которая обусловлена возрастными особенностями и особым положением студенчества в социальной структуре общества. Поэтому логично было бы прежде всего выявить саму специфику, а также социальный статус данной социальной группы.
Традиционно принято делить молодежь на несколько возрастных категорий: 15-17-летние; 18-19-летние; 20-24-летние; 25-29-летние. На наш взгляд, основным критерием молодости является возраст, поскольку к этой категории можно отнести человека, у которого есть перспективы в жизни и для которого все они являются абсолютно новыми. Таким образом, молодежь относится к социально-демографической группе, переживающей период становления социальной зрелости, адаптации и интеграции в мир взрослых. Нынешнее молодое поколение, родившееся в эпоху политических и социально-экономических преобразований, выросло свободным и независимым, носителем нового экономического и политического мышления.
Большинство исследователей проблем учащейся молодежи подчеркивает, что студенческий возраст выступает в качестве важнейшего фактора в становлении человека как личности и активного члена общества. Фразеологическим штампом стало выражение: «…молодость - это недостаток, который быстро проходит».
Доктор философских наук З. Я. Рахматуллина, рассуждая о месте и роли молодежи в духовном возрождении общества, считает, что именно в этот кратковременный период духовного «разброда» и мировоззренческих «шатаний» закладываются в индивиде жизненные ориентиры, очерчивающие его отношение к собственной жизни, бытию общества, к судьбе своей нации, которые определяют и все его последующее мироотношение. Духовное формирование, осознание своей сопричастности к жизненно важным, судьбоносным проблемам своего народа - итог не только собственных усилий. Важное звено здесь - правильно поставленная и организованная работа с молодежью, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, сколько на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей молодого поколения. Что может здесь сделать образование? Перед системой образования стоит важнейшая задача создания необходимых условий для активной самореализации учащихся, что определит развитие социально успешной личности, устойчивой к отрицательному влиянию окружающей социальной среды.
В условиях социальных катаклизмов, когда связь времен и поколений нарушается, опыт и духовные ценности старших зачастую невостребованны молодежью. Сегодня, когда общество в моральном смятении и налицо дисгармония социальных отношений и ценностных приоритетов, важно найти побудительную основу восстановления нравственных сил общества и приложить усилия к этически выверенным ориентирам воспитания молодого поколения. В такие периоды, особенно на стыке эпох, актуализируется задача сохранения гуманистических нравственных императивов, ценностного вектора бытия, социокультурных традиций.
Противопоставление образов «мы» и «они» традиционно - достаточно обратиться к хрестоматийному произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня у молодежи отношение к старшему поколению нередко проявляется в полном отрицании устоявшихся традиционных ценностей, включая историю собственного государства. Противостояние нередко доходит до открытого конфликта. Занимаемая молодыми людьми позиция уязвима, если иметь в виду их собственную аполитичность, гражданскую инфантильность и устраненность от участия в решении социальных проблем современного общества.
Подобная «размытость» социальных и духовно-нравственных ориентиров молодежи не может не тревожить педагогическую общественность и широкие круги общества. Опасность ценностного конфликта поколений не вызывает сомнений. Тем более что молодой человек не всегда способен оценить ценности, которые исповедовались старшими в течение десятилетий, а поиски эквивалентов часто аморальны. Формирующаяся, еще не окрепшая духовно личность теряет цель и надежду в жизни.
При помощи анкетирования мы предприняли попытку выяснить, что для студентов означает понятие «ценность» и какой смысл они в него вкладывают. Считают ли они, что существуют вечные общечеловеческие и национальные ценности? Если да, то какие? Несмотря на то, что пилотажный опрос охватывал только студентов Уфимского техникума экономики, управления и сервиса, глубина и масштабность проведенной работы позволили выявить весьма четкие тенденции и показатели, позволяющие перенести их на всю студенческую молодежь Республики Башкортостан.
Следует признать, что сохраняется угроза развития иждивенческой психологии, которая никак не вписывается в содержание понятия «духовная культура». В условиях кризиса духовных идеалов все большее распространение получает допустимость достижения материального благосостояния любой ценой. Подобного мнения придерживаются до 24 % молодых людей.
Ряд исследований девиантного поведения молодежи, проведенных в Республике Башкортостан, выявил отсутствие резкой границы в ценностях и интересах «благополучной» и девиантной молодежи. Наблюдается своего рода диффузия девиантности. Характеристики девиантной среды (с некоторыми ограничениями) становятся действительными для молодежи в целом, по меньшей мере, ее некоторых групп. Так, например, в г. Уфе функционируют около 40 развлекательных комплексов, ориентированных преимущественно на молодежь от 17 до 30 лет. Регулярное посещение таких ночных клубов, как «Огни Уфы», «Пилот», «Веселый Роджер», «Че», «Латино», «Гагарин» и других, предполагает принадлежность к «золотой молодежи». Подобное времяпровождение как часть социокультурного пространства миллионного города становится нормой ее жизнедеятельности.
Другая часть молодежи, в том числе и студенческая, не имеющая материальных возможностей для проведения досуга, реализует себя через неформальную «уличную» социализацию личности, что может привести к негативным последствиям. Один из парадоксов современной молодежной среды - то, что девиацией в глазах сверстников (особенно молодежи 17-20 лет) является не потребление алкоголя, а скорее отказ от него. Системная реализация Указа Президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова «Об объявлении 2005 года Годом профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения» позволила поставить мощный заслон этим недопустимым асоциальным проявлениям в молодежной среде.
Реальностью нашего времени стали неформальные молодежные объединения с непривычными для нашего слуха названиями: «байкеры», «хиппи», «металлисты», «панки», «рэпперы», «роллеры», «фанаты», представляющие в своем большинстве безобидные формы личной и коллективной самореализации в социальном пространстве мегаполиса. Эти возрастные увлечения, как правило, в процессе становления личности остаются у молодых людей в прошлом. Однако время, потраченное впустую, являет собой самое убедительное доказательство упущений в воспитании наших молодых современников.
Многие причины нравственной деградации, усматриваемые сегодня в молодежной среде, лежат в плоскости семейного воспитания, тех социально-ориентирующих и педагогических проекций, которые закладываются еще в глубоком детстве. Нередко родители рассуждают так: мы натерпелись в детстве, пусть наши дети растут счастливыми. Отстаивая свою заведомо ложную воспитательную позицию, они всячески стараются избавить своих детей от забот и ограничений, благодаря чему утвердился иллюзорный миф: смысл жизни - ходить в магазины и покупать вещи, а для родителей нет ничего более радостного и полезного, чем приобретать для своих детей очередной подарок. Порочность практики этих незадачливых родителей не замедлила сказаться. Они получили социальных иждивенцев, не готовых к активной трудовой жизни и поддержке своих родителей в старости. Сознание 17-20-летней молодежи сориентировано на концепцию потребительского поведения. Товары и услуги перестали быть просто полезными вещами, превратившись в маркеры определенных жизненных стилей.
Вызывает обеспокоенность, что определенная часть студентов наиболее важными считает успехи в личной жизни, материальную обеспеченность, пренебрегая духовными ценностями, во многом обусловливающими подлинное счастье и благополучие.
Обобщая все вышесказанное, можно представить в более развернутом виде процесс формирования ценностных ориентаций студенчества, его последующего становления и сделать следующие выводы:
в настоящее время в студенческой среде происходит смена нравственных ориентиров; ценности и нормы социалистической морали, согласно которым коллективистские установки были доминирующими, замещаются иными ценностями и нормами;
наличие разнонаправленных векторов в нравственном сознании и поведении студентов - свидетельство одновременного существования в массовом студенческом сознании различных систем нравственной регуляции;
на наших глазах формируется новый тип морали. Условно его можно назвать «тип морали рыночного человека»;
достаточно интенсивно идет процесс «размывания» в сознании студенческой молодежи таких норм нравственности, как доброта, милосердие, порядочность, честность, отзывчивость и др.;
углубляется дифференциация студенчества по ценностным ориентациям;
наиболее распространенное явление в студенческой среде - индивидуализм прагматического типа;
налицо кризис нравственности, а также поляризация типов личности студентов, являющаяся объективным основанием для создания конфликтных ситуаций.
Не вызывает сомнения, что эффективная воспитательно-образовательная молодежная политика, прежде всего государственная, даст возможность обществу подняться на новый виток экономического и социального прогресса. Без кардинальных изменений в сфере воспитания ставится под сомнение не только эффективность подготовки специалиста-профессионала, становится практически невозможным формирование социальной сплоченности гражданского общества, реализация национальной идеи духовной консолидации.
В последние годы выявилась позитивная тенденция: стремление к объединению преимущественно учащейся (студенческой) молодежи и молодой интеллигенции. Молодежные союзы уходят от политики в сторону профессиональных интересов. Среди наиболее крупных - Союз демократической молодежи Башкортостана (преемник республиканской комсомольской организации), объединяющий старшеклассников общеобразовательных учреждений, студентов 12 государственных вузов, 75 ссузов, а также студентов других учреждений.
Свою нишу в молодежном социокультурном пространстве занимают Союз башкирской молодежи и Союз татарской молодежи, играющие серьезную роль в мобилизации духовных ресурсов студенчества. Необходимо системное научное осмысление и обобщение опыта одной из крупнейших в России детско-подростковой общественной организации «Пионеры Башкортостана», в рядах которой более 300 тыс. человек. Это следует сделать, хотя бы потому, что в целом молодежным общественным объединениям не удалось до сих пор мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах и интересах развития государства. В настоящее время востребованной является консолидация студенческой молодежи, ориентированной на созидание материальных и духовных ценностей.
Трудности и полифоничное многообразие задач, стоящих перед современным образованием, многовекторный характер воспитательной деятельности, а также региональные особенности функционирования конкретного учебного заведения предполагают поиск оптимальных вариантов решения социально значимых задач.
В целом успешное функционирование системы профессионального образования г. Уфы во многом связано с наличием четкой перспективы развития миллионного города, всех его инфраструктур. Поскольку структура промышленного производства Уфы связана с высокими технологиями в различных отраслях экономики и социальной сферы, насыщенной духовной, культурной жизнью, то система образования должна ориентироваться на воспитание уфимца - патриота родного города, характеризующегося следующими позициями его «Я-концепции»:
- Я - житель города, находящегося на стыке Европы и Азии, на пересечении двух глобальных культурных традиций - Запада и Востока, знающий их духовные ценности и реализующий в жизни их позитивные, взаимодополняющие, гуманистические составляющие;
- Я - житель города, которому более чем 400 лет, тесно связанного с одухотворенной традициями и памятью великих предков Россией и родным Башкортостаном, знающий и уважающий уроки истории, чтящий и соблюдающий гуманистические традиции и заветы предков, желающий оставить свой след в славной истории родного города, республики и страны;
- Я - житель города, в котором в мире и согласии живут представители многих национальностей, искренне уважающий их уникальную культуру, ценности и обычаи, принимающий открытый взаимообогащающий диалог в качестве единственно возможной стратегии общения между людьми, культурами и народами;
- Я - житель города - сердца моей республики, в котором пересекаются все экономические, торговые, социальные, транспортные «артерии», и потому всю свою созидательную жизнь стремящийся стать высоким профессионалом и принести максимальную пользу на своем рабочем месте землякам;
- Я - житель города-полуострова, расположенного между двумя полноводными реками Агиделью и Караиделью, одного из самых зеленых городов России с неповторимым природным ландшафтом, ценящий красоту его природы, парков и аллей, украшающий его природный облик и оберегающий хрупкое экологическое равновесие;
- Я - житель города, в архитектурном облике которого переплелись разные эпохи, знающий его историю, оберегающий «деревянную и каменную» плоть, уважающий труд древних зодчих и современных архитекторов, чтящий его старость и молодость, не допускающий растворения его неповторимости.
Данные характеристики гражданина Уфы, жителя столицы как носителя и субъекта городской культуры выступают ориентиром для моделирования целевых, содержательно-процессуальных и оценочных компонентов воспитания студенческой молодежи мегаполиса.
В разные общественно-исторические периоды российская молодежь в своих духовных исканиях стремилась следовать благородным идеалам. Общим для молодежи всех времен было ее желание создать свой мир, отличный от мира старшего поколения. И не всегда у взрослых хватало мудрости и смелости принять ее мир, признать ее историческую правоту. Стремительно меняются молодежная мода, лидеры, но сама молодежь по-прежнему упорно ищет свои пути в лучшее будущее. Это историческая закономерность.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человек - существо социальное, но, рождаясь в социуме, он должен пройти длительный процесс включения в него, чтобы стать полноценным и полноправным членом общества. Для этого обществом созданы воспитательные институты для подрастающего поколения - детские сады, школы, высшие учебные заведения, армия. Сущность социализации молодежи состоит в интеграции в общество путем усвоения общепринятых норм и правил, а также установление собственных, межличностных связей и отношений посредством активной деятельности. Главная задача человека в этом процессе - стать частью социума, оставаясь при этом целостной личностью.

Актуальность данной темы, на наш взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и учителей, родителей и самих подростков.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых направлений и радикальное изменение традиционных тенденций социализации подрастающего поколения в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный и аморальный образ жизни.

Наш интерес к данной проблематике объясняется тем, что мы являемся одними из представителей современного поколения молодых людей, которые переживают новые процессы изменения общества. А так как кардинальные преобразования в мире оказывают огромное и не всегда положительное влияние на развитие молодежи, мы хотим детально раскрыть данную проблему, чтобы точно знать что может встать на нашем жизненном пути и пути наших сверстников.

Целью нашей работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.

Нами были поставлены следующие задачи :

    Дать определение социализации.

    Рассмотреть факторы, влияющие на социализацию.

    Проанализировать процесс становления личности.

    Показать влияние экономических и социально-политических факторов на социализацию молодежи.

    Определить роль социализации молодежи для будущего России.

И использованы следующие методы исследования :

    Теоретический анализ литературы

    Наблюдения

Молодежь как объект изучения

Считается, что человек достигает физической зрелости в среднем в 14 лет. Приблизительно в этом возрасте в древних обществах дети проходили обряд инициации — посвящения в число взрослых членов племени.

Однако, когда общество стало более развитым и сложным, для того чтобы считаться взрослым, потребовалось нечто большее, чем просто физическая зрелость. Предполагается, что состоявшийся человек должен получить необходимые знания о мире и обществе, приобрести профессиональные навыки, научиться самостоятельно обеспечивать себя и свою семью. Поскольку объем знаний и навыков в ходе истории беспрерывно увеличивался, момент обретения статуса взрослого постепенно отодвигался на более поздний возраст. В настоящее время этот момент соответствует примерно 25 годам.

Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 25 лет — между детством и взрослым состоянием.

Молодежь — это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.

Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с завершением образования (учебной деятельности) и вступлением втрудовую жизнь .

Рассмотрим это непростое понятие с точек зрения различных наук:

    С точки зренияпсихологии молодость — это периодобретения своего «Я», утверждения человека как индивидуальной, неповторимой личности; процесс поиска своего особого пути достижения успеха и счастья.

    С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет). Совершеннолетний человек получает полную правоспособность, т.е. возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т.д.) Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — соблюдение законов, уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, зашита Отечества.

    С общефилософской точки зрения молодость может рассматриваться каквремя возможностей, время устремленности в будущее. Молодость — это время, когда еще ничего не свершилось, когда все можно успеть и сделать.

Исходя из всех этих характеристик, можно сказать, что молодость — это то время нашего жизненного пути, когда человек познает себя, и характер которого определен совокупностью (1) возрастных характеристик, (2) особенностей социального положения и (3) особым психологическим складом.

Социализация молодежи

Как мы уже сказали, молодость - это, прежде всего, формирование идеалов, освоение социальных норм и установок, приобретение навыков, которые помогают существовать и успешно функционировать в социуме. Рассмотрим подробнее этот процесс. В современном мире этот процесс принято называть социализацией.

В разных словарях социализация определяется как:

    «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»

    «как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»

    как «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»

    как «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности»

Основные факторы влияния на социализацию

В современном мире существует немало факторов и проблем, влияющих на процесс получения человеком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

Рассмотрим эти основные факторы влияния:

    Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально , не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей. Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей. Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы.

    Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров , размывания традиционных норм и ценностей. Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности. Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру , стадность.

    Важнейшей проблемой остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

Отношения между поколениями

На наш взгляд, самым главным фактором в процессе становления личности являются межпоколенческие отношения. Именно отношения «отцов и детей» заслуживают отдельного внимания в нашей работе.

Сейчас выделяют три типа межпоколенческих отношений:

    постфигуративные - давно устоялись, приобрели четкие контуры, оформились в виде привычных, устойчивых фигур мышления и поведения и предполагают ориентацию на прошлое, традиционные ценности. Молодежь учится на опыте старшего поколения. Развитие постфигуративных культур замедленно, инновации с трудом пробивают себе дорогу;

    конфигуративные — находятся в процессе оформления, ориентированы на настоящее: и молодежь, и взрослые соотносят свои действия с изменяющейся современностью. Социализация происходит в основном в процессе общения со сверстниками. Рождается молодежная контркультура;

    префигуративные — еще не определены, направлены на будущее. Происходит отказ от старых ценностей и стереотипов, поскольку прошлый опыт оказывается бесполезным или вредным. Старшее поколение все чаще учится у молодежи.

Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, не имеет точно ответа. Но все же мы должны сказать, что в стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения, но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.

Тенденции в развитии молодежной культуры

Молодежь как особую демографическую группу характеризуют следующие основные черты:

    высокий уровень социальной мобильности;

    активный поиск своего места в социальной структуре, удовлетворительного образа жизни;

    освоение профессий и перспективы карьерного роста;

    усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведения;

    территориальная подвижность;

    неустойчивость и внутренняя противоречивость психики;

    радикализм социальных, политических, культурных взглядов;

    стремление выделяться, отличаться от остальных;

    объединение в нефор-мальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям;

    существование специфической молодежной субкультуры.

Потому можно выделить следующие тенденции в развитии молодёжной культуры:

1. Кризисное состояние общества привело к расслоению, поляризации молодёжных социальных групп и слоёв по уровню материального благосостояния, качеству жизни, а, следовательно, и по уровню освоения культурных благ. Существовавшая ранее система массово-доступных форм культуры разрушилась. Распределение благ в сфере молодёжной культуры происходит по принципу платёжеспособности .

2. Приватизация культурных объектов привела к тому, что основным местом проведения свободного времени молодыми людьми всё более становится улица, подъезд и квартира человека, что обусловлено и усилившейся потребностью в расслаблении, отдыхе, и меньшими материальными затратами на домашний досуг.

3. Одним из результатов кризиса является нарастание социально-психической напряжённости, которая выражается в усилении с одной стороны девиантного поведения молодёжи, а с другой - в нарушениях здоровья. Стремление к снятию этих состояний приводит молодых людей к попыткам уйти от жизненных проблем с помощью мистики, религии, наркомании, суицида . Изнутри усиливается потребность молодёжи подавить сильные стрессовые эмоции, и здесь очень важен поиск путей и механизмов «миротворения».

Таким образом, современная действительность поставила молодого человека перед большим количеством проблем. Они обусловлены как макротенденциями (общецивилизационными изменениями, характером политического и экономического развития России и т.д.), так и просчётами государственной молодёжной политике.

Чем интересуется современная молодежь?

По результатам опроса первое место среди интересов занимает интернет. Почему? Сейчас молодое поколение не может представить себе жизнь без социальных сетей и других Интернет-ресурсов. Интернет используется во всех жизненных сферах (учеба, работа, общение). Безусловно, интернет нужная и полезная вещь, но ни в коем случае нельзя забывать о реальном мире. Кроме интернета, клубы и кинотеатры — самые популярные развлечения среди молодежи.

Второе место отдается общению. Общение самой молодежи заметно отличается от общения со старшим поколением. У них свои интересы, жизненные взгляды, свое собственное мнение, которое бывает очень сложно оспорить. Популярные темы для разговора: музыка, фильмы, увлечения, автомобили, мода.

Деньги являются еще одной неотъемлемой частью нашей жизни. Неудивительно, что современная молодежь задумывается о своем будущем доходе уже сейчас.

Отдельно поговорим о популярности спорта в молодежной среде. Сейчас он приобрел еще большее значение, чем когда-либо. Нашему поколению это действительно интересно. Футбол, хоккей, волейбол, баскетбол являются самыми популярными видами спорта среди молодежи.

Чем же еще интересуется молодежь? Несомненно, стоит отметить образование, современное искусство, модные тенденции. Но, к сожалению, многие употребляют спиртные и энергетические напитки, курят.

Молодое поколение старается устроить себе красивую беззаботную жизнь. Но чтобы всего этого достичь, нужно приложить немалые усилия. Мы — будущее нашей страны и должны соответствовать этому определению, добиваться новых высот, совершенствоваться и прокладывать свою собственную дорогу в счастливое завтра!

Девиантное поведение

К сожалению, поведение подростков не всегда соответствует нормам. Это проявляется в употреблении наркотической и алкогольной продукции, в жестком обращении к окружающему миру, в вандализме. Всё это можно отнести к одному понятию - к понятию «девиантное поведение».

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов.

Девиантное, негативное поведение устраняется путем применения определенных формальных, а также неформальных санкций (лечение, изоляция, исправление, наказание нарушителя). Проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Причины девиантного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Девиантное поведение подростков отмечается характерной ориентацией на материальное, личное благополучие, а также на жизнь по принципу «как хочу», самоутверждаясь любыми средствами и любой ценой. В большинстве случаях молодежью руководит не стремление удовлетворить потребности и корысть преступным путем, а привлекает участие в компании, чтобы прослыть смелым. Девиации подростков являются распространенным феноменом, который сопровождается процессом зрелости и социализации, возрастающий весь подростковый период и понижающийся после 18-ти лет.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни.

Причины девиации подростков связывают с условиями воспитания, особенностями физического развития и социального окружения.

Упреки и намеки окружающих относительно внешности, а также неловкости провоцируют бурные аффекты и искажают поведение. Возникновение девиантного поведения обусловливается психологическими особенностями. Особенности девиантного поведения подростков отмечаются в неустойчивом настроении подростков.

Таким образом, развитие личности подростка осуществляется под влиянием общества и культуры и напрямую связано с экономическим.

Заключение

Работая над данным исследованием, мы изучили процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделали вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Нами были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации.

Мы пришли к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования.

Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. В связи с этим возникают новые проблемы в процессе социализации, поэтому в современном российском обществе возникла острая необходимость осмысления основных проблем социализации молодежи.

Список литературы

    Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1, С. 27-32.

    Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

    Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

    Заславская Т.И. Стратификация современного российского общества Информ. бюл. мониторинга ВЦИОМ. - 1996. - №1. - С. 7-15.

    Караев А.М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования. Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. №3. С. 124-128.

    Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы - М.: Социум,1999. - 325 с.

    Современная молодежь: проблемы и перспективы развития [текст]// Материалы международной межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной году молодежи в РФ. - М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, - 2012. - 240 с.

Если рассматривать проблемы самореализации молодежи не только со стороны индивидуума как сложности реализации отдельной личности, а взглянуть на них в общем, как на проблемы всего социума, то можно увидеть, что решение этих проблем может усовершенствовать социальную систему, поднять производительность, а также избежать множества социальных конфликтов. Социально-демографическая группа, попадающая под определение «молодежь», обладает более высоким уровнем восприятия и принятия модернизации общества.

Молодежи легче адаптироваться к современным условиям существования, проще осваивать нововведения в различных областях. Культура, политика, общественно-хозяйственная деятельности и многое другое не стоят на месте, руководствуясь лишь культурным наследием и опытом предков. Все социальные отрасли видоизменяются, обретают новые современные очертания. Людям, перешагнувшим рубеж молодости, принять такие изменения бывает крайне сложно из-за плотно укоренившихся консервативных взглядов. Со временем бразды правления социумом передаются в руки юного поколения. Именно поэтому так важно создавать благоприятные условия для самореализации молодежи, помогая молодым людям стать гармоничными всесторонне развитыми личностями.

Путь в будущее

Период молодости – это своеобразная дорога в будущее. Именно на этом тернистом пути человек предопределяет свое дальнейшее существование, делает выбор в сторону той или иной профессии, решает, в какой социальной сфере его потенциал будет всецело раскрыт и более полезен обществу, какое занятие принесет душевный комфорт. Сознание молодых людей, как губка, способно впитывать, фильтровать и перерабатывать большой поток информации. В исследованиях возрастной психологии говорится, что именно в процессе взросления у человека формируется самосознание и устойчивая система ценностей, а также предопределяется социальный статус личности. Для периода молодости характерны проявления критичности мышления, человек учится оценивать и анализировать. Параллельно с этим в сознании молодых людей уже заложен фундамент из стереотипов прошлого времени, задачей молодежи является правильно отфильтровать опыт минувших лет, выделить для себя главную и полезную информацию.

Отцы и дети

Мы, взрослые, не понимаем детей, так как мы не понимаем уже больше своего собственного детства. Зигмунд Фрейд

Проблемы самореализации молодежи включают в себя и вечное противоборство старого и юного поколений. В основном, старики всегда недовольны поведением молодежи, стараются дать совет со стороны прожитых лет, а молодые люди со всей своей юношеской амбициозностью не хотят прислушиваться и делать выводы. На самом деле противостоянии этих двух социальных групп может, как и послужить определенную пользу, так и причинить немалый вред в дальнейшей реализации молодежного потенциала. Однозначно, опыт прошлого может быть полезен, чтоб, например, не совершать таких же ошибок или, как говорится, заново не изобретать велосипед. Вот тут-то как раз и молодым людям и пригодиться умение фильтровать информацию и давать собственную оценку тем или иным суждениям.

Что же касается негативных последствий, то слишком настойчивое навязывание консервативных взглядов воспрепятствует желанию молодежи развиваться в современном мире, идти в ногу со временем, адаптироваться к стремительно развивающимся особенностям окружающей среды. Молодые люди, задавленные авторитетностью старшего поколения, теряют интерес к познанию всего нового, развивается пассивность, порой граничащая с инфантилизмом, а эти качества никак не способствуют самореализации и достижению успеха. Поэтому в процессе воспитания крайне важно найти ту самую пресловутую «золотую середину». Как говорил К. С. Станиславский: «Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу, пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость».

Проблемы молодежи в современном мире

Современный мир уже не так строго относится к соблюдению правил нравственности, как в давние века, в этом тоже есть немалая составляющая сути проблемы самореализации молодежи. Именно поэтому у большинства современных молодых людей крайне размытые нормы морали. У большинства преобладают гедонистические наклонности, эгоизм, что рано или поздно приводит к саморазрушению личности. Проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь, мешают самореализации индивида или же делают ее практически невозможной. Духовное опустошение, бесперспективность дальнейшей жизни, раскол ценностных ориентаций, распространяющийся нигилизм и ломка нравственных идеалов – вот основные причины, которые подводят современных молодых людей к таким социальным проблемам, как:

  • Алкоголизм
  • Наркомания
  • Аморальность
  • Преступность
  • Склонность к суициду
  • Подмена жизненных ценностей

Попадая в одно из вышеперечисленных течений, индивид вступает на путь деградации и саморазрушения. И лишь путем долгой и сложной социальной, физической и психологической реабилитации можно вернуть человека к нормальному существованию, а также мотивировать его личность к дальнейшему саморазвитию.

Что мешает саомреализации молодежи

Вот некоторые самые основные проблемы самореализации молодежи

Несоответствие социальным требования

Вряд ли кто-то в детстве мечтает стать успешным сантехником или грузчиком. Все хотят быть космонавтами и стюардессами, летчиками и балеринами. Но со временем человек осознает, что не всегда мечты возможно осуществить. Социуму не нужны миллионы танцоров и актрис, предпочтение отдается профессиям в сфере науки, физического или инженерного труда. Первой проблемой самореализации личности является несоответствие между желаемым и действительным. Приходится делать выбор между мечтой детства и профессией, которая является более престижной и прибыльной. Но часто молодые люди не понимают, что реализовать себя можно не только в карьере. Самореализация – это совокупность всех сфер жизни, таких, как творчество, хобби, семья, окружение и тому подобное. Получается, что сейчас современная молодежь в большинстве предпочитает выбор профессии более прибыльной, но к которой совершенно не лежит душа. Конечно, поэтому возможность реализоваться на трудовом поприще в таком случае крайне невелика.

Отсутствие социальным требованиям

Молодежь современного мира в подавляющем большинстве нацелена на получение хорошего дохода. Но осваивание профессии и упорный труд не входят в планы молодых людей. Отсутствие трудового стимула прежде всего возникает из-за бесперспективности дальнейшей жизни, индивид не видит смысла прилагать усилия. Начинают преобладать такие качества, как лень, пассивность, безынициативность, возникает чувство безысходности, которое может привести к стрессу и личностным конфликтам индивидуума.

Отсутствие социальных ориентиров

Молодое поколение порой не успевает адаптироваться к столь быстро меняющемуся обществу. Опыт прошлого и модернизация социума порой настолько различны между собой, причем изменения эти происходят за короткий срок, что вносят в неокрепшее сознание молодого поколения определенный диссонанс. У юных людей отсутствуют социальные ориентиры, ведь то, что было важно для предыдущего поколения, стремительно теряет свою ценность в рамках урбанизации и модернизации современного мира. Поэтому дальнейший выбор цели и пути молодежи начинает определяться обстоятельствами и требованиями общества, а не способностями и желаниями самого индивида. Поэтому крайне важно сформировать способность адаптировать свои профессиональные и личностные цели к тенденциям развития современного общества, уметь адаптироваться, не нарушая при этом душевный баланс.

Сокращение социальных программ

Проблемы самореализации молодежинапрямую зависят от общественной деятельности. Чтобы в полной мере проявить свой потенциал, определить склонность к той, или иной отрасли деятельности, молодежи необходимо предоставить фундамент, так сказать арену для реализации. Сокращение различных молодежных программ, невозможность найти условия для активной самодеятельности, сложности в праве на непосредственное участие в образовательной, политической, трудовой деятельности. Молодому поколению абсолютно негде проявлять свой потенциал, так как социум не способен предоставить доступные досуговые площадки для реализации.

Социальная незащищенность

Для успешной самореализации молодое поколение должно чувствовать опору и поддержку со стороны окружающих. Речь идет не только о семье и общеобразовательной системе. Государство в полной мере должно создавать благоприятные условия для жизнеобеспечения юного поколения и формирования гармоничной личности. Если молодежь не чувствует гарантий, определенного залога в успешности своего будущего, то это способствует появлению чувства страха, неуверенности в завтрашнем дне. Что, как всякие негативные мысли и эмоции, создает препятствия для самореализации молодежи.

Нравственно-духовный хаос

Последний период развития современного общества замечает тенденцию к дегуманизации культуры, смысл искусства деморализован, образ человека становится приниженным, духовные и моральные ценности отходят на второй план. Эмпатия и альтруизм уступают место алчности и потребительству. Духовные ценности коллективизма заменены корыстно-индивидуальными целями. Все эти факторы, а также отсутствие у молодежи четкой национальной идеи тоже являются одними составляющими сути проблемы самореализации молодежи. Свое пагубное влияние на неокрепшую юную психику оказывают СМИ и социальные сети. Не стоит преуменьшать ценность интернета и всех его благ (которые в условиях современного мира занимают не последнее место в самореализации личности), но тут опять-таки необходимо развивать у молодых людей способность к правильной фильтрации информации.

Решение проблемы самореализации молодежи

Так какие условия для самореализации молодежи необходимы? Прежде всего не стоит забывать о том, что самореализация личности прежде всего зависит от самого человека, его стремлений и готовности к упорному труду. Задача окружающих – помочь молодежи сформироваться, создав все необходимые благоприятные условия для развития и реализации потенциала.

Со стороны семьи и близкого окружения это может быть передача ценного опыта, формирование нравственных ценностей. Достичь этого можно, например, своим личным примером – ребенок, который растет в гармонии и видит перед собой благоприятную модель семьи, уже на шаг ближе к успешному будущему. Система образования тоже, обычно, вносит немалый вклад в формирование личности. Педагогические тенденции не должны стоять на месте, необходим постоянный рост, развитие, поиск новых продуктивных методик воспитания и образования. Государство также должно внедрять различные социальные программ для развития молодежи, давать возможность реализовать свои творческие и креативные наклонности, создавать так называемые досуговые и культурные площадки для возможности молодых людей выплеснуть свою самодеятельную активность. Так же не стоит забывать про социальные гарантии – молодые люди не должны чувствовать себя незащищенными в рамках социальной политики. Каждый человек должен быть уверен, что настойчивый, честный и упорный труд – это возможность достичь успеха, и государство будет содействовать в этом, так как механизм управления страной должен быть заинтересован в получении достойных кадров и воспитании достойного молодого поколения.

К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что, повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения. Конфуций

Проблемы самореализации молодежи – это не только индивидуально-личностные сложности молодых людей. Это глобальная проблема всего общества в целом. Вполне возможно, что милый малыш, которого вы видите в песочнице, в дальнейшем станет главой государства и вершителем судьбы всего социума. Поэтому одной из важнейших целей современного мира является решение проблемы самореализации молодежи и создание качественных условий для самореализации молодых людей.

Молодёжь как «будущее нации» во все времена представляла собой особую ценность для общества. Она занимает важное место в социальных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Положение молодёжи в обществе и степень её участия в развитии социальной среды зависит как от государства, так и от собственной активной жизненной позиции. С одной стороны, молодёжь планирует и строит своё будущее, поэтому должна учитывать опыт поколений и не совершать промахи и ошибки. С другой стороны общество и государство должно переосмыслить, как бы заново открыть молодёжь как субъект истории, как главный фактор перемен, как социальную ценность. В современной России выстроена концепция молодёжной политики государства, которая представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов направленную на решение проблем молодёжи во всех сферах её жизнедеятельности. На сегодняшний день государство предлагает систему мер, программ с целью создания условий для реализации социального, интеллектуального, культурного и экономического потенциала молодого поколения. С одной стороны, современная власть заинтересована в развитии «молодёжной сферы», мотивируя молодое поколение на сотрудничество в развитии общества. С другой, молодёжь осуществляет инновационную деятельность и вносит вклад в творческий потенциал развития общества. Используя свои креативные способности, мысли, предложения, молодые люди создают новые организации, объединения и движения. Так, например, в Красноярском крае, при поддержке федеральной и краевой власти, были образованы; красноярские краевые студенческие отряды, Енисейские патриоты, союз профессионалов, Молодая Гвардия, КВН, трудовые отряды старшеклассников, волонтеры, добровольные молодежные дружины, краевые молодёжные съезды, летний молодёжный лагерь «ТИМ Бирюса». Благодаря их созданию, в ряды активной молодёжи, каждый год, вступают сотни молодых жителей нашего края. В области досуга, средств массовой информации (телевидение и радио), художественной жизни, поп-музыки, кинематографа, моды молодёжь является важным фактором формирования вкусов. Её духовные ценности распространяются по всему миру. Её взгляды оказывают всё большее влияние на власть имущих. Молодёжь питает особый интерес и чувствует свою причастность к решению проблем социально-экономического развития, независимости, демократизации и мира. Она демонстрирует энтузиазм и способности в деле укрепления международного взаимопонимания, участвует в движении за экологию планеты. Говоря о роли молодёжи и государства в развитии социальной среды, нельзя умолчать и о другой стороне данного вопроса. На данный момент, роль молодёжи в общественном развитии много ниже, чем должна и может быть. Кроме того, общество и государство ещё не до конца преодолело потребительское отношение к молодёжи, что в свою очередь негативно сказывается на позиции молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодёжи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодёжной работы. Будущее нельзя строить без сознательного и активного участия самой молодёжи. Проблема участия молодых поколений в общественном развитии - это вопрос темпов, характера и качества развития человечества. Значительная часть молодёжи отчуждена от процесса участия во всех сферах жизни, что затрудняет её интеграцию в общество. Неудачи в социальной адаптации и отчуждение молодёжи от общества и государства проявляются в молодёжной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер. Становление молодого человека, как личности, процесс социализации молодёжи происходит в очень сложных условиях ломки многих старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Современная молодёжь должна приспособиться к новым требованиям, усвоить систему знаний, норм, ценностей и традиций в трудовой, политической и правовой сферах жизнедеятельности. Роль молодёжи в развитии общества велика. Она умна, инициативна, энергична, и благодаря этому, является движущей силой в укреплении и модернизации общества. Изменилась модель участия молодёжи во всех сферах жизнедеятельности общества. Во многих странах молодёжь поддерживает происходившие перемены, социальные реформы. Российская молодёжь – это важный субъект социальных перемен. Именно с ней реформируемая страна связывает возможные в будущем изменения. В целом у студенчества достаточно сил и знаний, чтобы взять на себя решение многих проблем, но нужно ещё проявить жизненную активную позицию.

ВКЛАД МОЛОДЕЖИ В РОССИЮ:
УЧАСТИЕ, РАЗВИТИЕ, МИР

Концепция молодежи, которая лежит в основе деятельности ООН с данной категорией населения, возникла в конце 60-х годов после известных «молодежных революций», потрясших ряд стран Западной Европы и Северную Америку. Именно эти «революции» заставили правительства многих стран и международные организации обратить внимание на феномен молодежи, задуматься о месте и роли молодежи как фактора социальных перемен, о необходимости проведения и усилении особой общественной и государственной молодежной политики.

Международный год молодежи (1985 г.) проводился Организацией Объединенных Наций под лозунгом «Участие, развитие, мир». Этот лозунг является наиболее точным выражением того, на что следует направить молодежную политику в современной России, стремясь повысить вклад молодежи в преодоление кризиса и в социальное развитие страны.

Участие

Человеческое общество, если оно действительно хочет выжить и прогрессировать, должно кардинально поменять свой подход к суждениям о будущем. В центре его внимания должны быть не абстрактные процессы и тенденции, пролонгированные из настоящего в завтрашний день, а человек ,который является первопричиной, началом и концом всех социальных, а ныне и многих природных процессов и явлений. Человек, опять-таки не абстрактный, а реальный, живой. И прежде всего человек молодой, как человек уже действующий, производящий, уже влияющий на жизнь и общество, но еще находящийся на первых стадиях жизни, еще имеющий значительный потенциал неразвитых и неиспользованных способностей и талантов, большой запас будущих лет собственной жизни, необходимых для того, чтобы успеть реализовать себя и изменить общество.

С этой точки зрения, молодость — не служебно-подготовительная фаза возрастного развития, как считалось веками, а драгоценный мир в себе, главный источник сегодняшних перемен.

Участие молодежи в преобразовании России должно быть обеспечено предложением ей крупных дел, имеющих характер общенациональных задач .

Первейшая задача — положить конец духовному и нравственному кризису, охватившему прежде всего молодежь. Материальное в ее сознании выше всякой меры возвысилось над духовным, и отсюда исходит главная угроза всему, в том числе и самому материальному. Динамическое общество не может обойтись без одухотворения своих целей, замыслов, стремлений. Скрытые возможности молодежи должны быть направлены на благо общества, на служение новому общественному идеалу. Идея добровольного служения России должна войти в национальное сознание молодежи в качестве его высшего элемента. На данном этапе, когда речь идет о выживании и спасении России, приходится говорить о служении самоотверженном. Нынешняя молодежь в абсолютном большинстве не готова к этому, но ее надо воспитывать в этом духе, понимая, что в принципе дети и молодежь не прогрессивны, не консервативны по своей природе. Изначально они — только потенция, готовая к любому повороту событий.

Молодежь внесет в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию — систему идей, ценностей, знаний и нравственных качеств — заложит в нее общество. Образование, обучение и воспитание — вот три главных направления в преодолении духовного, а в конечном счете, и экономического кризиса России. И здесь место для приложения усилий молодых людей огромно.

Другая группа задач — в сфере экономики и геополитики. Молодежь в советское время широко привлекали к такого рода задачам, использовали ее энтузиазм. Смена строя повернула все на 180 градусов. Комсомольские призывы на стройки страны были осуждены как нарушение свободы личности. Было забыто и то, что создано молодыми, было отметено и то, что многие из них на таких стройках выковывали характер, собственно, становились личностями. Критики утеряли чувство меры, забыв, что человек, молодой в том числе, — не только цель, но и средство общественных перемен.

Время огульной критики советской жизни прошло. Вновь надо дать шанс молодым сделать себя и делать страну. Сибирь, Дальний Восток — все земли России за Уральскими горами обезлюдели, их богатства будут валяться, пока на них не положит глаз очередной иностранный инвестор. Национальная гордость России — в обжитых сибирских и северных просторах, и только молодежь реально может решить проблему экономического, социального и культурного развития этих земель.

Развитие

Мировая практика и наш отечественный опыт показали, что если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общество и развиваться сама. Если общество настроено прежде всего на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

Разрабатывая основы новой молодежной политики в современной России, мы должны говорить о принципиально новом открытии молодежи, исходным пунктом которого является установление точки зрения на молодежь как на равноправный в ряду других человеческий возраст, не сводящийся лишь к возрастным особенностям и отклонениям от «нормы» («не-зрелость», «не-разумность» и т. п.), а, напротив, наиболее ценный для общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации. Самопознание, самоопределение, самоутверждение, самореализация, самодеятельность — вот центральные понятия новой социологической концепции молодежи и новой молодежной политики.

Разумеется, не следует «выводить» молодежь за рамки общества, видеть в ней некую «внешнюю» силу. Нельзя превращать все «взрослое» общество в консерваторов, а всю молодежь — в новаторов и носителей прогресса. Это было бы абсурдно по существу положения вещей, ибо среди старших поколений немало «молодых» умов, сторонников прогресса, а среди молодежи полным-полно ретроградов. Но речь не об исключениях и примерах, а о правилах и общих законах. Логика, наука и практика показывают, что в стратегическом плане инновационный, творческий потенциал несет в себе прежде всего и в гораздо большей степени молодежь; что в целом (объективно!) ревнителем прошлого, старого, часто устаревшего и отжившего является старшее поколение. С увеличением продолжительности жизни изменилось понятие о молодости, которое существенно потеснило, с одной стороны, детство, а с другой стороны, зрелость. Молодость стала наиболее ценимым возрастом, влияющим своими идеями, взглядами, вкусами, ценностями, привычками и т. д. — одним словом, своей культурой, на идеи, взгляды, вкусы, ценности и привычки всего общества.

Молодежь своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) потому незаметно для общего взора происходят в глубинах общественной жизни, ускользая от внимания большинства. Это критические взгляды и настроения в отношении существующей действительности, новые идеи и та энергия, которые особенно нужны в момент коренных реформ. Молодежь — ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, ибо по природе она противник консерватизма и застоя.

Для социального развития России огромное значение имеет то, что российская молодежь — это носитель огромного интеллектуального потенциала, особых способностей к творчеству (повышенные чувственность, восприятие, образность мышления, усиленное воображение, стремление к фантазии, раскованность, острая память, игра ума и т. п.). В молодости человек наиболее способен к творческой деятельности, к формулировке эвристических гипотез, максимально работоспособен. Поэтому с молодежью во многом связан прогресс современной науки. Молодость открыта учению, причем в его высшей форме, каковой является овладение наиболее сложными способами интеллектуальной деятельности в различных областях науки и техники; труду интеллектуальному, в процессе которого усвоенные умения и навыки, развившиеся способности получают не только осуществление, но и дальнейшее развитие — творчески совершенствуются. Возраст сегодня является научно-технической категорией.

Молодежь — это носитель новых и новейших знаний, которыми она оплодотворяет производство и другие сферы общественной жизни. Причем объем и качество знаний, новых идей в обществе растет прежде всего за счет молодых людей. Ценность молодости в наше время увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях информационного общества. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Необходимость непрерывного образования взрослых, периодического обновления не только знаний, но часто и важных принципиальных установок профессиональной деятельности (что легче дается молодым) вызывает у людей зрелых и пожилых вполне объяснимое нежелание соответствовать новым требованиям. Возраст сегодня — это категория экономическая.

Молодежь — это наиболее здоровая физически часть населения, это жизненная сила общества, сгусток энергии, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода. За счет этих сил жизнь общества может быть оживлена. Многие престижные виды человеческой деятельности несут на себе существенные возрастные ограничения (большой спорт, балет, авиация и т. д.) и неразрывно связаны в нашем сознании с молодостью.

Положение «нестабильности», «зависимости», «подчиненности», «неполноценности», «должника» создает в молодежной среде особую психологическую атмосферу предрасположенности к переменам в социальной жизни, ибо эти перемены таят в себе надежду и возможность изменений к лучшему.

Свободное и развивающееся общество должно думать о том, как «впитать» в себя все живительные свойства и силы молодежи и тем самым «омолодиться» за их счет. Возвышение роли молодежи в общественной жизни по мере ее усложнения и интенсификации — общесоциологический закон. То общество может считать себя передовым, где этот закон понимают лучше, где его не только понимают, но и правильно используют на общее благо.

В современном обществе и чем дальше, тем больше интенсификация будет осуществляться за счет открытий и изобретений, неожиданных для большинства. Нужна особая массовая готовность к восприятию новых идей, новых профессий и форм деятельности, которой не может обладать в должной степени человек взрослый, а тем более старый; готовность, которую имеет только молодежь с ее неопытностью, исключительной открытостью, предрасположенностью к Новому.

Уже сегодня жизнь выдвинула перед обществом такие задачи развития, часть которых в силу особого класса их сложности, требований, предъявляемых к человеку, может решить практически только молодежь. Например, компьютеризация, которая у нас только разворачивается. Наукой и практикой доказано, что люди, которым за сорок, а тем более за пятьдесят, в силу своего возраста математическим языком, электронной грамотностью, техникой программирования овладевают не всегда охотно и всегда с большим трудом. Между тем компьютеризация это «вторая грамотность», без овладения которой не двинуть вперед научно-технический прогресс. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного типа мышления.

Есть и еще одна сфера развития, где могла бы гораздо более активно проявить себя молодежь, но где ей ставятся самые большие преграды. Это сфера политики. Для оздоровления и развития политического процесса в России важнейшее значение имеет смена политических поколений. Молодое поколение в политике одновременно является разрушителем Старого и силой, способной активно созидать Новое. Все зависит от намерений самой молодежи и от того, как использует эту силу общество. Возраст сегодня — это понятие не столько демографическое, сколько социальное и политическое.

Партии, действующие в России, за небольшим исключением, боятся молодежи, не доверяют ей, не включают в свои предвыборные списки, держат на расстоянии, когда проходит гонка выборов. У блока «Отечество» — «Вся Россия» есть огромные возможности не только опереться на поддержку молодежи на выборах, но и дать простор для политической деятельности, и этим шансом надо воспользоваться.

Вновь надо увидеть то огромное влияние, которое молодое поколение может оказать на решение глобальных проблем современности, и прежде всего — проблемы войны и мира. Здесь молодежная политика призвана опереться на получившую в самое последнее время широкое распространение идеологию «культуры мира»

Эта идеология предполагает созидание, а не разрушительство, строительство , а не войну. Культура мира замещает культуру войны прежде всего в сознании, а уже потом — на практике. Ее «оружие» — знания, информация. Она принимается человеком и обществом добровольно, а не принудительно, через средства просвещения, воспитания и обучения. То есть распространяется открытыми, публичными, ненасильственными методами, не предполагает жестокости, лжи и обмана.

Идеология культуры мира представляет собой систему взглядов, идей, в которых осознаются и оцениваются отношение людей к вопросам войны и мира и (в связи с этим) друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на исключение из общественной жизни «культуры» войны и утверждение в ней культуры мира.

Смысл идеологии культуры мира в том, чтобы путем распространения знаний и информации раскрывать сущность и содержание, негативные последствия современного процесса глобализации как формы мировой войны за установление нового порядка. Это значит, что ни одно из явлений, воздействующих на общественную жизнь в результате глобализации, не должно избежать тщательного исследования и оценки, распространения полученной информации. Знания и информация являются предпосылками культуры мира и демократии. Это значит, что движение за культуру мира должно иметь свои аналитические центры, свое видение стратегии мирового развития. Эти центры должны активно изучать глобальный капитализм, вырабатывать рекомендации о новых формах и методах утверждения культуры мира. Разумеется, в числе этих центров в первую очередь надо назвать ООН и ЮНЕСКО.

Рассуждая о войне, Н. А. Бердяев говорил: «Зло нужно искать не в войне, а до войны, в самых мирных по внешнему обличию временах. В эти мирные времена совершаются духовные убийства, наполняются злоба и ненависть. В войне же жертвенно искупается содеянное зло... Война — великая проявительница. В ней проецируется на плоскость то, что происходит в глубине». В глубине души, в глубине ума, в сознании, подсознании и бессознательном. В природе человека.

Заменить «культуру» войны культурой мира — значит изменить природу человека. Немыслимая, утопическая задача. Ибо это и есть задача создания «нового человека», за решение которой человечество принималось не раз, и с особым размахом — в советской России. Надо сказать, что в борьбе за «нового человека» для этого человека было сделано много хорошего — в здравоохранении, образовании и других областях социальной сферы. Немало хороших качеств укрепилось у самих людей. Но речь сейчас не об этом.

Почему и когда возникает проблема «нового человека»? Всякий раз, когда затеивается радикальная ломка старого порядка и перед обществом возникают принципиально новые задачи. Потому что для совершения глобальной перемены необходима некая критическая масса людей, которые выступают за эту новую перемену, принципиально отвергая при этом прежний, старый порядок вещей.

Перестройка и «реформы» в России с самого начала уперлись в проблему: кто будет их совершать? Те, кто правил в прежние времена? Но они же «старые» и значит все новое будут делать с оглядкой на старое. Нужны были именно «новые» люди, не связанные с прошлым ни взглядами, ни делами. Так появились «молодые реформаторы», хотя этим молодым было в лучшем случае под сорок, а то и крепко «за». Но мыслилось, что они якобы несут в себе «новое зерно»; новые знания, мысли, энергию. «Новые люди»! Хотя вся новизна их заключалась в безоговорочной преданности «новым» задачам и правилам политической игры, «новым» по занятым должностям и старым по возрасту вершителям судеб России.

Вскоре появилось еще одно выражение такого же рода — «новые русские». И дело было не только в том, что это понятие в основном возникло из-за желания честных, порядочных и культурных граждан отделить от себя разного рода нуворишей, хамов и «чмо». «Новые русские» — в основном мелкая предпринимательская сошка и шпана от мелкого и среднего бизнеса — были, тем не менее, действительно «новыми», кое в чем важном для экономики и жизни вообще. Агрессивно-активные, безудержно предприимчивые, цинично-прагматичные, нацеленные на успех в своем «бизнесе» любой ценой, а в конце концов — на деньги. Уже достаточно состоятельные и не скрывающие своих богатств, которые далеко не всегда были добыты праведными трудами. Таких людей в стране прежде не было. Их презирали и презирают, ненавидели и ненавидят. Но они, тем не менее, едва-едва не стали основой того самого «среднего класса», который, говорят, придает обществу стабильность и устойчивость.

На самом деле эту проблему — проблему новых кадров, а в известном смысле, и «нового человека» призвана и должна решать, конечно же, семья, но в первую очередь — российская школа — средняя и высшая. Это — та самая задача воспитания жизнеспособных поколений российской молодежи, о которой говорилось выше.

Очеловечивание, одухотворение человека — дело неимоверной сложности и трудности. Но если им не заниматься, мир озвереет. Дух человеческий растет невероятно медленно, а утрачивается гораздо быстрее.

Сегодня не только социально-экономические условия и вся атмосфера жизни, но также телевидение буквально толкают молодых людей на путь жестокости и насилия. Если бы ничего больше не делать, а только упорядочить телепрограммы телеканалов ОРТ и НТВ, предельно ограничив демонстрацию телеужасов, насилия и жестокости, извергающихся в юные души и умы с телеэкранов, то уже это было бы большим делом.

В программы школ и вузов надо бы включить хотя бы небольшие курсы по глобалистике и конфликтологии . Сегодня все, кто действует в сфере социального управления и политики, принимает решения, должны знать о тех вызовах и угрозах, перед которыми стоит человечество и наша страна, как говорится, порами чувствовать единство и неделимость мира, взаимосвязь и взаимозависимость регионов, государств, народов и наций. Невежество в этой области — одна из угроз, без устранения которой глобальных проблем не решить.

Сегодня все, кто принимают политические и социально-управленческие решения, должны иметь хотя бы минимум знаний по конфликтологии. Знать, в частности, что конфликт — не патология общественной жизни, а способ существования социума. Что мечтать о бесконфликтном развитии — вредная утопия. Что конфликт имеет и созидательное начало. Что дело, в конце концов, не только в конфликте, сколько в культуре, цивилизованности его разрешения.

Объективно мир становится все более конфликтным, и молодежи надо учиться жить в условиях повышенной и растущей конфликтности государств, народов, наций, социальных групп, организаций и индивидов. Если не говорить о политике, то способ разрешения этой проблемы тут может быть только один — образование, т. е. обучение и воспитание. Люди должны знать, что такое конфликт и как его преодолевать, а также иметь для этого необходимые качества ума, мышления, характера: умеренность, сдержанность, осторожность, терпимость и т. д.

Надо развернуть также работу по распространению среди молодежи идей демократии и воспитанию ее в духе демократии.

Разумеется, то, что мы наблюдаем в России — это не демократия, если говорить о демократии как результате и состоянии. Люди, которые якобы олицетворяют и творят российскую демократию, вовсе не демократы. И это нанесло огромный урон идее демократии в глазах народа, в том числе, молодых людей. Но это не меняет положения вещей. В частности, того, что демократия отвечает природе человека. Того, что (как доказано историей, в том числе, современной) демократия является политическим строем, дающим наибольшие шансы достичь мира и справедливости. Того, что демократия — это не столько результат, сколько процесс демократизации, растянутый во времени и (если говорить о России) весьма надолго. И все же у нас нет решающих причин, по которым Россия должна отказаться от идей демократии и демократизации.

Надо учесть, что молодым в России досталось, увы, недемократическое наследство. Что ни в одной стране мира и ни в какую эпоху демократизация не предшествовала экономической реформе. Демократия строится на экономике. Не может быть удовлетворительной, развитой и современной демократии в голодной стране. Голод и нищета — это повод к воровству, грабежам и убийству. Реформы должны идти не синхронно, а асинхронно: сначала — сдвиги в сознании, затем — перемены в экономике, и потом — перестройка и развитие политических институтов, демократизация. Так должно было быть с самого начала и происходит на протяжении всех реформ. Безусловно, в реальности — это крайне сложный и трудно регулируемый процесс, но только при этом условии он может быть эффективным.

С молодежью об этом надо говорить. Она должна иметь возможность получить хотя бы знание о природе и сущности демократии. Ее надо воспитывать в духе демократии. Как — другой вопрос. Но мы должны ставить такую задачу. В частности, создавать повсюду клубы ЮНЕСКО, главной задачей которых является распространение идеи культуры мира.

Государство и общество должны всемерно способствовать тому, чтобы молодежь активней самоорганизовывалась в целях распространения и реализации идей культуры мира и демократии.

В самом деле: что такое — «молодежь»? Это абстракция, причем высокого порядка. Как понятие «народ». Абстракция безмолвна, она не имеет воли, бездействует. Молодежь, как и народ, — это «великий немой». «Народ» не выйдет из кризиса, не наведет порядок. «Молодежь» не решит своих проблем, ибо в этом качестве она — объект. Пока не осознает своих целей, не организуется ради достижения этих целей, не начнет за них бороться. Пока она не обретет субъектность, не станет субъектом исторического действия.

Идеи культуры мира так и останутся благими пожеланиями, если хотя бы какая-то часть молодежи не будет видеть в них цель и смысл своей деятельности, не будет служить им. Мы — те, кто серьезно относится к этой идее и концепции, созданной Генеральным директором ЮНЕСКО Ф. Майором, — должны предпринять для этого конкретные меры.

В России, странах СНГ и Восточной Европы, где ныне находятся многие основные «горячие точки», на пространстве которых в XXI веке, несомненно, вспыхнет еще много конфликтов, следует развернуть массовое движение «Молодежь — за культуру мира».

В связи с тем, что 2000 год объявлен ООН Годом культуры и мира, в России реализуется крупный общегосударственный проект. Институт молодежи и его Международный институт ЮНЕСКО «Молодежь за культуру мира и демократии», директором которого я являюсь, участвуют в нем в качестве координатора молодежной подпрограммы. В рамках этой подпрограммы есть намерение провести в 2000 году Международный фестиваль молодежи с участием молодежи стран СНГ и Восточной Европы. Этот проект может, во-первых, хорошо поработать на интеграционные процессы, а это значит — на снятие противоречий, предубеждений, взаимной нетерпимости в межгосударственных, межкультурных и межнациональных отношениях на всем посткоммунистическом пространстве. Во-вторых, через конкретные дела он сблизил бы тысячи лидеров различного рода молодежных организаций десятков стран, способствовал выявлению лидеров нового политического поколения. Надо отдавать отчет в том, что проблема выращивания новых политических лидеров является острейшей для всех бывших социалистических стран. Нет необходимости доказывать, что большинство из нынешних президентов стран СНГ по своему менталитету — «силовики».

В принципе все проблемы мира и демократии упираются в культуру власти, конкретнее — культуру политических лидеров :их сознание, культуру мышления, ум, мудрость, умеренность, осторожность. Новое политическое мышление нельзя подарить, внедрить, оно неотрывно от характера человека, формируется в процессе образования — обучения и воспитания, корректируется практикой. Иными словами, это процесс и процесс длительный. Выращивание политических лидеров нельзя отдавать стихии, этот процесс надо организовывать, им надо управлять. Важно, чтобы те, кто завтра будут на разных уровнях управлять государствами, знали друг друга как можно дольше и лучше, доверяли друг другу.

В рамках движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы проводиться национальные и международные фестивали молодежи, осуществляться многие другие, прежде всего образовательные и культурно-спортивные акции. После соответствующей проработки вопрос о создании массового движения «Молодежь за культуру мира» можно было бы внести на рассмотрение Совета стран СНГ.

Из книги: Ильинский И. М. Между будущим и прошлым: Социальная философия Происходящего. М., 2006.

Ильинский Игорь Михайлович

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»