Пейзаж и его функции в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Разработка урока литературы в 10 кл.

Назаровой Светланы Валентиновны , учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №25 г. Балаково Саратовской области .

ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

В разработке урока были использованы материалы статьи, опубликованные в журнале «Литература в школе».

I. Введение. Объявление темы, задач урока, Работа с эпиграфом.

Книга пророка Исайи. Глава 24. «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышающиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней».

Чтение наизусть учителем отрывка из романа (Ч. 1, гл. 1; Ч. 2, гл. 6).

Что за мир создает Достоевский и какое место в нем отводит Раскольникову?

Каково отношение Раскольникова к окружающему? Каким приемом автор подчеркивает его ощущения?

Несмотря на правильность его реакции, что заставляет тревожиться за судьбу Раскольникова?

ВЫВОД. Стало быть, пейзаж заставляет читателя задуматься о судьбе героя, о его отношениях с окружающим миром.

Климат Петербурга делает человека «маленьким», виноватым, укрепляет темные начала в его душе.

В романе отражением души, подсознания человека являются сны, где тоже возникают картины природы. Один из них – сон о «праздничном» дне детства Раскольникова. Что поражает в этой картине?

Чтение отрывка из романа (Ч. 1, гл, 5). (Ответы детей.)

Как эти удручающие, мрачные картины связаны с темой романа? Или они лишь фон для происходящих событий?

ВЫВОД. Эти мрачные картины рождают мрачные мысли. Пейзаж уже в начале романа является не только фоном для описываемых событий, но и передает состояние героя, оказывает на него влияние. Свидригайлов даже называет пейзажи «климатическими влияниями».

Но все ли пейзажи Петербурга мрачны? Нет ли иного города?

Какие чувства и почему вызывают эти картины у Раскольникова?

ВЫВОД. В данном случае пейзаж скрывает в себе социальный подтекст: мир богатых, даже если он красив, вызывает у бедного Раскольникова раздражение.

Ученик, работавший с начала урока с карточкой, дает ответы на поставленные в карточке вопросы.

1. Подготовьте выразительное чтение пейзажа (Ч. 1, гл. 6).

2. Устно ответьте на вопросы:

ü Почему во сне Раскольникова возникает образ пустыни? Чем он навеян?

ü Чем заканчивается блуждание героя по пустыне? В этой связи вспомните одного из библейских персонажей.

ü Что же связывает реальность и сон в романе?

ВЫВОД. Пейзажи помогают понять героя, объяснить какие-то его поступки, намерения.

Какие краски, ощущения преобладают в следующем отрывке? Сон ли это?

Чтение отрывка (Ч. 1, гл. 5). (Ответы детей.)

Почему же в реальной жизни вдруг возникают яркие краски?

Резюме учителя. Стало быть, мрачность мира обусловлена не столько особенностями города, сколько той цветовой гаммой, которая в душе самого героя. А Петербург в романе разный.

Чтение отрывка (Ч. 2, гл.2).

Образ моста проходит лейтмотивом через весь роман. Почему Раскольников так часто оказывается на нем или рядом с ним?

ВЫВОД. Элемент пейзажа высвечивает одну из главных его проблем – проблему выбора: герой колеблется между различными вариантами решений, как между двумя берегами.

3. Время суток в романе. Свет и тень.

Роман предельно насыщен событиями, которые совершаются в течение 14 дней. Потому каждое действо происходит не просто в один из дней, а в то или иное время суток.

Заметили ли вы закономерности в смене времени суток? Какие события в какое время суток происходят?

Описывая последнюю ночь Свидригайлова (Ч. 6, гл. 6), Достоевский использует сочетания «густой туман», «скользкая, грязная мостовая». Имеют ли они отношение к судьбе героя?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Почему?

Обстановка в «Преступлении и наказании» насыщена контрастами: день и ночь, черное и желтое, преступление и наказание, свет и тьма.

4. Цветовая гамма пейзажей романа.

Создавая картины, Достоевский использует не только игру света и тени, но и широкий спектр красок. Какова цветовая гамма романа? Попробуйте объяснить выбор автора. (Ответы детей, затем в качестве обобщающего – ответ учащегося, который получил это задание заранее.)

5. Мир Петербурга Достоевского глазами иллюстратора.

(На выставке представлены работы учащихся, которым было дано задание проиллюстрировать те страницы романа, где автором созданы пейзажи.)

Почему именно такую цветовую гамму вы выбрали, создавая свою иллюстрацию? Почему обратились именно к этому отрывку?

6. Последние страницы романа. Осмысление функции пейзажа.

После совершенного убийства Раскольников стал жить, по его выражению, «на аршине пространства». Душа его в состоянии греховности. Но уже во мраке этой жизни загорается свет, исходящий от христианского милосердия, свет, буквально пронизывающий последние страницы романа. Роман заканчивается пейзажной зарисовкой, которая одновременно и реальна, и фантастична: Раскольников, попав на сибирскую каторгу, видит казахские степи.

Звучит Л. Бетховен. Адажио.

На фоне музыки звучит отрывок из романа (Эпилог, гл. 2).

Что олицетворяет собой образ казахской степи? Из каких составляющих строится?

С чем невольно хочется его сравнить?

Символичен образ реки. Как вы его понимаете?

ВЫВОД. Пейзаж имеет здесь символическое, философское значение: отчетливо вырисовывается образ будущего, где «вместо диалектики наступила жизнь».

IV. Результаты исследования.

На основании ваших домашних исследований и наблюдений, проведенных в рамках урока, подведите итог: какие функции выполняет пейзаж в романе «Преступление и наказание».

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ. На мой взгляд, пейзажи Достоевского заставляют подумать и о своей душе. Ведь чтобы увидеть красоту окружающего мира, прелесть Петербурга или своего родного города, почувствовать светлость романов Достоевского, нужно иметь чистую душу, не омраченную безобра зной «безо бразной» мечтой.

V. Оценка работы учащихся. Домашнее задание.

Грачева в романе «Преступление и наказание» // Литература в школе. 2001. № 7. С.

Библиотека
материалов

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

2) презентация;

Учащиеся должны знать:

Главные образы;

Учащиеся должны уметь:

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель:

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель:

Пейзаж.

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учитель: Сцены уличной жизни.

Учитель:

Учитель:

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель:

Учащиеся:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учитель:

Учащиеся:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учащиеся

Учитель:

Учитель:

Учитель:

это и город-убийца

и город-призрак,

и город-тупик.

О нём думает Раскольников.

IV . Подведение итогов урока.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

1. Сценический принцип;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Все категории Алгебра Английский язык Астрономия Биология Всеобщая история География Геометрия Директору, завучу Доп. образование Дошкольное образование Естествознание ИЗО, МХК Иностранные языки Информатика История России Классному руководителю Коррекционное обучение Литература Литературное чтение Логопедия Математика Музыка Начальные классы Немецкий язык ОБЖ Обществознание Окружающий мир Природоведение Религиоведение Русский язык Социальному педагогу Технология Украинский язык Физика Физическая культура Философия Французский язык Химия Черчение Школьному психологу Экология Другое

Все классы Дошкольники 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс

Все учебники

Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Тема урока Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения ; знать содержание романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; главные образы произведения.

Оборудование урока:

1) технические средства обучения (компьютер, телевизор);

2) презентация;

3) тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;

4) Тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

Основную мысль произведения;

Главные образы;

Роль города в жизни героев;

Основную схему изображения города Петербурга в романе (пейзаж, сцены уличной жизни, интерьер).

Учащиеся должны уметь:

Правильно отвечать на поставленные вопросы;

Обобщать и систематизировать учебный материал;

Выделять главное в тексте.

Ход урока

I . Оргмомент (сообщение темы и цели)

II . Подготовка к восприятию.

Учитель: Что такое город? (ответы учащихся: населённый пункт; политический, экономический, административный и культурный центр).

Именно город будет сегодня на уроке героем большого эпического произведения.

Петербург… Когда произносишь это название, сразу возникает параллель – Достоевский Фёдор Михайлович.

Петербург Достоевского… Эти слова, как афоризм, прочно вошли в русскую классическую литературу.

Великий писатель изображением Петербурга представил нам «Лик мира сего», каким его видел сам, в каком жил тогда, в середине 60-х годов 19 века, когда в России зарождался капитализм.

Мы сегодня вместе с писателем и его героем, Родионом Раскольниковым, пройдём по улицам Петербурга, увидим пейзаж и сцены уличной жизни, заглянем в комнаты-углы, где живут его герои.

Достоевский - это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует по­чти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это - город, насильственно по­строенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург - город бедных, несча­стных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

III . Основное содержание урока.

Учитель: Что означает имя Пётр?

Учащиеся: Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интерес­ную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург - это каменный мешок, мерт­вый, безликий, холодный, страшный город. Взятый у Пушкина образ медного всад­ника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей. Не случайно Петербург строился на месте болота, медный всадник - символ Петербурга, то есть для Достоевского Петербург - это медный всадник посреди болота.

Учитель: В романе «Подросток» именно такое восприятие города. «А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь тот гнилой, склизлый го­род, поднимется с туманом и исчезнет, как дым, и останется прежнее Финское боло­то, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, за­гнанном коне».

«Преступление и наказание» называют «петербургским романом». Вы помните, что образ Петербурга создавали в своих произведениях и Пушкин и Гоголь, и Некрасов, раскрывая всё новые и новые его грани.

Учитель: - Кто из русских писателей и поэтов касался темы изображения Петербурга в своём творчестве?

Учащиеся: Тема Петербурга задана в русской литературе Пушкиным. Именно в его «Медном всаднике», в «Пиковой Даме» мы сталкиваемся с двувеликим городом: прекрасным, могучим Петербургом, творением Петра, и городом бедного Евгения, городом, само существование которого оборачивается трагедией для маленького человека.

Петербург Пушкина противоречив: поэт любит этот город – источник творчества, но развенчивает «державный град» - символ власти, приносящий беды людям. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелёно-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Точно так же двулик Петербург Гоголя: блестящий, фантастический город подчас враждебен человеку, судьба которого может быть изломана на улицах северной столицы.

Н.В.Гоголь продолжает трагическую тему Петербурга, но здесь слились воедино реальность и бред, явь и кошмар. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект». Это город фантастических контрастов, вырастающий до нереального символа города-призрака.

Печален Петербург Некрасова – Петербург парадных бездушных подъездов, кровавой Сенной площади.

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить.

Учитель: Свой Петербург у Достоевского. Скудные материальные средства и бродячий дух писателя заставляет его часто менять квартиры на так называемых «серединных улицах», в холодных угловых домах, где люди «Так и кишат».

Это город униженных и оскорблённых, город, в котором совершаются преступления, город, само существование которого побуждает человека к убийству, себя ли, другого ли.

Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и др. «серединным» улицам идет Раскольников к старухе-процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Со­ню... Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состо­явший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пья­ных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчиво­стью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безраз­личия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладо­вых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, ко­торый враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Учитель: - Где происходит действие в романе Ф.М.Достоевского.

Учащиеся: Распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями. Сенная площадь и Канава.

Учитель: Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий. На зовите места, где происходят действия в романе?

Учащиеся:

Сенная площадь, Столярный переулок, Екатерининский канал, Большая и Малая Нева, Петровский остров, «дом Раскольникова», «дом Сони», «дом старухи процентщицы».

Учитель: Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это сев. лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Работа на уроке пойдёт по схеме:

Пейзаж;

Сцены уличной жизни;

Интерьер.

Учитель: - Что такое пейзаж? (Вид изображения какой-нибудь местности).

Какая атмосфера царит на улицах города? (Подтвердим цитатами из романа).

Пейзаж.

Часть 1, главы 1,2 – «отвратительный и грустный колорит» городского дня; первый день с Раскольниковым в Петербурге, стр. 121, 126.

Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины, стр. 189.

Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга, стр. 204.

Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург, стр. 235.

Часть 6, глава 6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова, стр. 496, 505.

Глазами Раскольникова мы смотрим на летний Петербург: «На улице жара … … нервы юноши».

Чтение учащимися указанных эпизодов.

Учитель: Обобщающее значение данного пейзажа, символическое звуча­ние его получат в романе дальнейшее развитие. Интересны с этой точки зрения изображения летнего Петербурга. «Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной пло­щади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всяко­го сорта промышленников и лохмотников». «На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы - разносчики и полуразвалив­шиеся извозчики». «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыль­ного, зараженного городом воздуха...» «В этом саду было одна то­ненькая, трехлетняя елка и три кустика - кроме того выстроен был «вокзал», в сущности распивочная, но там можно было получить и чай...» Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатле­ние духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

Учитель: Назовите общие закономерности в этих описаниях-пейзажах.

Учащиеся: Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Учитель: Пейзаж в романе прочно связан с образом Раскольникова, про­пущен через его восприятие. «Серединные улицы Петербурга, где люди «так и кишат», вызывают в душе Раскольникова «чувство глу­бочайшего омерзения». Тот же отзыв рождает в его душе иного ро­да пейзаж. Вот он на берегу Невы:

Учащиеся: «… смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец».

Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим была полна для него эта пышная картина. Это тот же Петербург, что окружает Евгения в «Медном всаднике», но здесь он лишён всех прекрасных черт, которыми наделила его русская история; этому Петербургу уже нельзя сказать, как сказал Пушкин: «Люблю тебя».

С ним вообще нельзя говорить – даже так, как говорил со «строителем чудотворным» несчастный Евгений, как говорил с городом мечтатель «Белых ночей». Перед Раскольниковым, перед всеми героями романа «немой и глухой» город, давящий всё живое.

«Небо было без малейшего облач­ка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каж­дое его украшение».

Учитель: Может быть, эта картина нравится герою и он находит успокоение и удовлетворение от увиденного?

Учащиеся: И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: «ду­хом немым и глухим полна была для него эта пышная картина». В этом отношении Раскольникова к природе - его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

Учитель: А есть ли место, где Раскольников любит бывать?

Учащиеся: Герою больше по сердцу Сенная площадь, в окрестностях которой ютятся бедняки. Здесь он чувствует себя своим.

Учитель: - Расскажите о внешнем облике людей, которые встреча­лись ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

Учащиеся: Это сам Раскольников, «замечательно хорош собою», но «опус­тился и обнеряшился»; это «пьяные», «всякого рода промышленники и лохмотники»; Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями; старуха процентщица с «вострыми и злыми глаз­ками»; Катерина Ивановна.

Учитель: Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Учитель: Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей. Кто гибнет на улицах в романе Достоевского?

Учащиеся:

Погибает под колёсами коляски Мармеладов;

На улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

На улицу идёт Соня продавать себя;

На проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

На Неве находят женщину-утопленницу;

На Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

На Сенную площадь выходит каяться перед людьми и перед Богом Раскольников;

По улицам города бродит он и после убийства.

Учитель: Сцены уличной жизни.

1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой, стр. 153 – 155.

2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние, стр. 203 – 204.

3) Часть 2, глава 6 – а) шарманщик и толпа женщин у распивочной, б) сцена на … мосту, утопленница, стр. 235 – 237, + 246.

4) Часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны, стр. 441 – 447.

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Встреча Раскольникова с пьяной девушкой).

Учитель: В романе часто рисуются уличные сцены. Вот одна из них. Раскольников в глубокой задумчивости стоит на мосту и видит женщину «с жёлтым, продолговатым испитым лицом и красноватыми впавшими глазами». Неожиданно она бросается в воду. И слышаться крики другой женщины. «До чёртиков допилась, батюшки, до чёртиков … анамнясь удавиться тоже хотела, с верёвки сняли». Словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходного отчаяния.

Учитель: Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова перекликается с образом умирающей Катерины Ивановны («Уездили клячу … надорвалась!»).

Показ отрывка из кинофильма «Преступление и наказание». (Смерть Катерины Ивановны).

Учитель: Перескажите сон Раскольникова о забитой кляче.

Сон Раскольникова. Часть 1, глава 5 – о забитой кляче.

Учащиеся: Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

Учитель: Зачитаем отрывок из романа «Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние».

Учитель: Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны.

Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам.

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Учитель: Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

Вот одна их них – «узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни, всех квартир, во всех четырёх этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

Учитель: Зачитаем отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова, стр. 139.

Часть 1, глава 2 – комната – «проходной угол» Мармеладовых, стр. 136.

Часть 4, глава 4 – комната – «сарай» Сони, стр. 355.

Учитель: - Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, «поки­дая» улицу, «входите» в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

Учащиеся: Вот комната Раскольникова. «»Это была крошечная клетушка, магов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтеньки­ми, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все каза­лось, что вот-вот стукнется головой о потолок. Мебель соответство­вала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, краше­ный стол в углу… Перед софой стоял маленький столик».

Учащиеся : Отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что ка­морка Раскольникова - это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Комната Мармеладовых: «Маленькая закоптелая дверь в конце ле­стницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье…»)

Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

Учитель: Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, ин­терьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов. Раскольников вынашивает свою теорию в «каюте», «шкафу», «гробу» - так именуется его конура. Трагедия Раскольникова завязывается в трактире, здесь же он вы­слушивает исповедь Мармеладова. Грязь, духота, вонь, пьяные крики – типичная трактирная обстановка. И соответствующая пуб­лика здесь: «пьяный мюнхенский немец», «прынцессы» увесели­тельных заведений. Трактирная и уличная стихия - противоестест­венная, нечеловеческая - вмешивается в судьбы героев романа. «Редко, где найдете столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге», - заявляет Достоевский уста­ми Свидригайлова. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, «как в комнате без форточек», его давит и в густой толпе, и в трак­тире, «битком набитом», и в коморках.

Учитель: Каким мы увидели Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Учащиеся : Всё несет на себе печать об­щей неустроенности, скудности человеческого существования.

Петербург - город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр Миколка гово­рил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, - это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Пе­тербурге - это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екате­рининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здорово­му. Петербург Достоевского - своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Учитель: Образ Пе­тербурга, образ современной Достоевскому жизни становится воплощением этого кризиса человечности. Петербург Достоевского - город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не в человеческое жилье. Ведь жутко жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «уродливом сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в от­дельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсег­датаев - тех, кто обречен на повседневную трагическую жизнь. Атмосфера Петер­бурга Достоевского - атмосфера тупика и безысходности.

Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

Учитель:

Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу.

Часть 1, глава 6 – Мечта о счастливом городе. «Проходя мимо Юсупова».

Учитель: Петербург у Достоевского – это город контрастов: «униженных и оскорблённых» и «сильных мира сего», это город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности,

это и город-убийца

И город-призрак,

И город-тупик.

Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

О нём думает Раскольников.

Но это мечта, а город – это ужас и безумие.

Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает «об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешёл к убеждению, что если бы распространить Летний сад на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь».

Мечта Достоевского о прекрасном городе.

IV . Подведение итогов урока.

Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

V . Домашнее задание:

VI . Оценки.

ОБРАЗ ГОРОДА

Алгоритм написания сочинения

I. Чаще всего город, изображаемый в литературном произведении, - самостоятельный художественный образ (конкретный, собирательный или аллегориче­ский).

II. Образ города раскрывает наиболее характерные стороны жизни русской действительности изобра­жаемого периода.

1. Городские власти, чиновники, помещики, купече­ство, обыватели и другие социальные слои обще­ства;

2. Времяпрепровождение жителей города;

3. Всестороннее изображение государственного правления;

4. Всестороннее изображение всех сфер жизни горо­жан и их деятельности;

5. Подчеркивание или нарушение типизации жизни города и его жителей;

6. Городские нравы: сплетни, балы, драки и т.д.;

III. Средства раскрытия обобщенного образа города.

1. Сценический принцип;

2. "Объединительный" принцип - герои как образ города в целом;

3. Детали городского "портрета": цвета, звуки, опи­сание зданий, улиц, интерьеров и т.д.;

4. Детали городского быта.

IV . Традиции писателя в создании образа города в сво­ем творчестве и в русской литературе в целом.

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Цели:

1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.; способствовать более глубокому пониманию произведения через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников.

2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся; работать над культурой речи.

3.Воспитание любви к искусству через литературное произведение.

Методические приемы:

1. Основной прием – беседа с включением сообщений учащихся.

2. Выборочная работа с текстом.

3. Элементы творческой работы.

“…Словно в миг, попала в мир иной:


И, как будто из романа Достоевского…”
Черкашина Арина “Двуликий Петербург”

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”.

Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?

Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: “Петербургу быть пусту!”

“Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: “Петербургу, мол, быть пусту”, за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города.”

Изучая роман Достоевского “Преступление и наказание”, мы не раз обращали внимание на то, что события в этом произведении разворачиваются в Петербурге. Изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.

Сегодня мы проведем с вами урок-исследование “Петербург Ф.М.Достоевского в романе “Преступление и наказание”, где на примере анализа пейзажей покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений; чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по литературе, тем совершеннее становится процесс познания произведения.

Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, давайте с вами вспомним как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях. Некоторые ребята получили домашнее задание подготовить сообщения “Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова”.

По ходу этих сообщений составим сравнительную таблицу: “Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского”.

Сравнительная таблица

Итак, давайте подведем итоги нашим сообщения; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, который нередко так и называли “петербургским”. Во-вторых, писатели 19 века придали образу Петербурга новые трагические черты, возникшие на основе легенды.

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы “Записки из мертвого дома”, “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Братья Карамазовы”.

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.

Роман Достоевского “Преступление и наказание” многие критики называют “петербургским романом”. И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах “Преступления и наказания” автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы прежде всего должны дать понятие слову “пейзаж”.

Что такое пейзаж? Что нам известно о роли пейзажа в художественном произведении?

С целью расширения и углубления сведений о пейзаже давайте познакомимся со статьей в словаре литературоведческих терминов.(Записываем в тетрадь).

Роль пейзажа:

Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь “Вечера на хуторе близ Диканьки);

Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам м мыслям персонажа. (Пушкин “Повести Белкина”, “Выстрел”, “Метель”.)

Символическое значение.

А теперь давайте выясним, какова же роль пейзажа в романе “Преступление и наказание”. Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы? Какие функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писалеля-реалиста?

Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.

Но сначала, давайте подберем определения к слову “пейзаж”, характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.

Время года

весенний

Время суток

вечерний

полуденный

утренний

Место действия:

сельский

городской

Какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского?

А теперь задание будет таким: выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор в различных пейзажных зарисовках. Для этого разделимся на группы: (После выполнения работы на доске появляется по ходу сообщений учащихся следующая запись).

Ч.1 (1). С.5. Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.

Ч.!.(5).С.43.Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.

Ч.!! (6) С.95. Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.

Ч.11 (6). С.103. Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.

Ч.6 (6). С.308. Молочный, густой туман: скользкая, грязная мостовая; мокрые дорожки.

Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?

Как эти удручающие мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?

Рассмотрим иллюстрации художников из серии “Петербург Достоевского”.

На доске открывается запись всех страниц, на которых читатель встречает пейзаж.

Все ли изображенные в романе пейзажи представляют собой реальные картины?

Рядом с указанными страницами записать время суток и указать, реальный пейзаж изображен на этих страницах или из сна.

В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические очертания. Реальное кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, неслучайно Свидригайлов назвал “городом полусумашедших”.

В ночь после убийства Раскольников очнулся после забытья – это реальность. Так же реально рисуется и его бред. В бреду чулится безобразная сцена избиения его хозяйки. Реалистически точно и конкретно описан болезненный сон Раскольникова. Живые, впечатляющие детали. Все это не похоже на сон.

Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж?

Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа?

С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман?

Обратим внимание на такую деталь:

Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.

Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты “густой”, “скользкая”, “грязная”?

Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете,почему?

Все ли пейзажи в романе исполнены в мрачных тонах? Просмотрим пейзажи в ч.1 (6) с.46; ч.3 (6) с.167; ч.6 (60) с.306.

Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?

Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?

А теперь послушаем один небольшой отрывок из романа: ч.1 (5) с.38.

В изображении природы здесь Достоевский использует яркие краски, герой погружается в состояние покоя и тишины, он видит яркое красное солнце, яркий закат. Но это не сон.

А теперь послушаем еще один отрывок из романа ч.2 (2) с.70.

Какой художественный прием положен в основу изображения этой пышной панорамы Петербурга?

Да, действительно, открывшаяся с этой точки обзора картина не только будила историческую память, но и писала важную информацию. На одном берегу Академия художеств, Университет, Академия наук напоминали о веке русского Просвещения и надеждах просветителей совершенствовать общественно-политическую жизнь России, воспитывая разум и души своих современников. Но перспектива набережной замыкалась видневшимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой побывали лучшие умы России.

На противоположном берегу, словно по контрасту, сосредоточились Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод. В описании Достоевского особо выделен собор. Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к самому зданию, но и к Сенатской площади перед Собором, связанной с воспоминаниями о декабристском восстании. Раскольников, пристально вглядываясь в этот архитектурный пейзаж, “дивился…каждый раз своему угрюмому и загадочному выводу, что деятель, стремится повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь.

Итак, еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых, разворачивается действие романа и попытаемся словами “нарисовать” картину, которая возникает в воображении героя.

Но в романе есть утренний пейзаж. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж?

Послушаем еще один отрывок из романа – эпилог с.330.

Какой вывод можем сделать из этого отрывка?

Подведем итоги. Пейзаж в романе Достоевского используется:

  • для создания местного колорита;
  • выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания;
  • служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).

С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества “маленького человека” в большом и бездушном городе, подчеркивает, что живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям. И в этом символичное значение пейзажа.

Таким образом, Петербург в романе “Преступление и наказание” не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо. (Завершение таблицы).

Петербург Достоевского – трагический и фантастический город. Его город живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Порою он представляется какой-то грезою, сном, который исчезает после пробуждения, словно подтверждение пророчеству: “Петербургу быть пусту!” на его улицах наравне с князем Христом блуждают преступники и убийцы, обдумывая свои планы в “самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре”.

А теперь я предлагаю вам небольшую творческую работу – написать минисочинение “Петербург Достоевского”. До изучения романа “преступление и наказание” вы представляли Петербург по-другому и это отражено в ваших рисунках.

Подведение итогов урока.

Итак, миф города, появившийся в эпоху реализма, может продолжать свое существование в дальнейшей литературе, либо исчезать, или же вовсе меняться, как, например, изменился миф Петербурга – теперь это “бандитский город”, центр преступного мира России и антипод этому город, претендующий на звание столицы России.

Закончить урок стихотворением.

Двуликий Петербург.

В северной столице первый раз я
Красотою каменной пьяна,
Этот город вечный, гордый, властный,
Смотрит взглядом, обжигая, на меня.
И собор Казанский и Исаакиевский,
Эрмитаж, Фонтанка, Летний сад.
Свою историю, как будто в сказке,
Своим видом о прекрасном говорят.
Вдруг, свернув, я в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского
“удрученный бедностью” народ,
Не такой, как на проспекте Невского,
Молча, хмуро в темноту бредет.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Все привыкли воспевать наш город северный,
Наш красивый, гордый “царский град”,
Но никто не знает об “униженных”,
Или знать об этом не хотят?!

Черкашина Арина (ученица 10 класса).

Домашнее задание:

1. Найти описания обстановки, в которой жили Раскольников, Соня, семья Мармеладовых. (Выписать в тетрадь эпитеты, сравнения, которые использует автор).

2. Найти сцены уличной жизни Ч.2 (2); Ч.2 (6); Ч.5 (6). Подготовить пересказ. Подумать, что обозначают следующие “сцены уличной жизни” и актуальны ли они в наше время.

Смотрите также по произведению "Преступление и наказание"

  • Своеобразие гуманизма Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
  • Изображение губительного воздействия ложной идеи на сознание человека (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Изображение внутреннего мира человека в произведении XIX века (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Анализ романа "Преступление и наказание" Достоевского Ф.М.
  • Система «двойников» Раскольникова как художественное выражение критики индивидуалистического бунта (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Другие материалы по творчеству Достоевскоий Ф.М.

  • Сцена венчания Настасьи Филипповны с Рогожиным (Анализ эпизода из главы 10 части четвертой романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Сцена чтения пушкинского стихотворении (Анализ эпизода из главы 7 части второй романа Ф.М. Достоевского «Идиот»)
  • Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»

В романах Достоевского мы чаще всего встречаем урбанистический пейзаж. «Достоевский понимает поэзию города. В шуме столицы он находит такую же прелесть и тайну, как другие поэты в рокоте океана; они убегают от людей в „широкошумные дубравы" — он бродит, одинокий, по улицам большого города... В лесах, на берегу океана, под открытым небом все видели тайну, все чувствовали бездны природы, но в наших унылых прозаических городах никто, кроме Достоевского, не чувствовал так глубоко тайны человеческой жизни», — писал Д. Мережковский.

Описания природы у Достоевского достаточно кратки и всегда тесно связаны с внутренним состоянием героев, с их чувствами, с сюжетом, с идеей произведения. Однако связь эта не подчеркивается писателем (пейзаж у него не сливается с переживанием героя), но подразумевается. Эта связь объясняет некую условность пейзажей, их «заданность». Так, в «Преступлении и наказании» пейзажи, наряду с интерьерами, «неуклонно раскрывают единый смысл: впечатление чего-то в большей мере неправильного, нестройного, искривленного, грязного, безобразного». Эта условность картин природы напоминает нам условность пейзажей у Гоголя. Однако у Гоголя описание природы в целом было подчинено раскрытию характера героя, у Достоевского же пейзаж более многозначен. Описания природы у этого писателя зачастую символичны, предваряют те или иные события, ситуации.

Картины природы у Достоевского, как и у Лермонтова, Толстого, Тургенева, зачастую даются в восприятии героев, отражают их впечатления. Однако в этих пейзажах нет того обилия запахов и звуков, разнообразия красок, световых эффектов, которое мы встречаем в пейзажах Лермонтова или Тургенева.

Кроме того, в философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена.

Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского. Как правило, это типовые пейзажи. Так, в романе «Преступление и наказание» мы встречаем два типа пейзажей. Первый — это душные, пыльные, задымленные улицы, беспощадно палящее солнце, раскаленный асфальт... Второй — хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве...

Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши. Нестерпимая же вонь из распивочных... и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Сильная жара и духота — неотъемлемая часть пейзажей «Преступления и наказания». Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу. «На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики».

Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: «...ужас у него душно... а где тут воздухом-то дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!». Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга — «частица общей атмосферы романа, душной и безысходной».

Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, — это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. «Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, — обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день».

Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено.

Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике XIV, «короле-солнце». В связи с этим можно предположить, что здесь писатель «обыгрывает» часть теории героя о «сильной» личности, о Наполеонах и Магометах, к которым герой хочет причислить и себя. Однако солнце ослепляет Раскольникова — точно так же героя губит его идея о «сильной личности».

Солнце, неизменно присутствующее в пейзажах, задает в романе и мотив открытости, узнавания, обнаружения. «Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания». «Пути их всегда пред Ним, не скроются от очей Его... Все дела их — как солнце пред Ним...» — читаем в Книге Премудрости Иисуса. Яркий свет солнца как будто высвечивает всю бесчеловечность, безнравственность замысла и поступка Раскольникова, однако сам герой не видит истинного положения вещей. Так, пейзаж у Достоевского участвует в сюжетном развитии действия, предопределяя будущее раскрытие преступления Раскольникова.

Раскольникова в романе часто сопровождает и солнце заходящее, угасающее. В первый раз он видит закат солнца в квартире старухи-процентщицы. «Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. „И тогда, стало быть, так же солнце будет светить!.." — как бы невзначай мелькнуло в уме Раскольникова...»

Замечание это весьма знаменательно. Закат солнца ассоциируется у нас с закатом человеческой жизни, закат и затмение солнца, согласно Библии, предвещают людям смерть и несчастия. Именно об этом говорит Господь Фараону Египетскому, желая покарать его за жестокость и своеволие. «И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведу тьму... Приведу в смущение сердце многих народов, когда разглашу о падении твоем между народами...», — читаем откровения пророка Иезикииля.

Закат солнца Раскольников видит и после своего первого сна, в котором Миколка забивает несчастную лошаденку. Натура героя протестует против насилия — он видит себя ребенком, в гневе бросающимся на Миколку с кулачонками. И после этого сна Раскольникову кажется, что он опомнился, отказался от «проклятой мечты своей». Однако Достоевский показывает нам все то же заходящее солнце, символизирующее будущую картину убийства, заката человеческой жизни. Солнце в данном пейзаже не только предваряет будущие события, но и как будто предупреждает героя, напоминая ему о суде и о гневе Божьем.

В самой повторяемости данного образа в романе заложен глубокий философский смысл. «Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений». В книге пророка Иеремии читаем: «Но вот завет, который я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его... Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы луне и звездам для освещения ночью... Если сии уставы перестанут действовать предо мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо мною навсегда».

Образ закатного солнца, переходящий из пейзажа в пейзаж, символизирует в романе постоянство, вековую неизменность понятий «добра» и «зла». В этих картинах Достоевский развенчивает поступок своего героя. Библейский Каин убивает своего брата из зависти. Современный герой, Раскольников, убивает старуху-процентщицу и Лизавету для того, чтобы проверить свою теорию. Однако, по Достоевскому, смысл поступка того и другого неизменен, путь каждого из них — греховен и порочен. Так пейзаж в романе связывается с идейным смыслом произведения.

Заметим, что героя практически никогда не сопровождает солнце утреннее, восходящее. Происходит это лишь в одном из пейзажей — на каторге, когда Раскольников вместо ненависти осознает в себе любовь, любовь к Соне. «День опять был ясный и теплый. Ранним утром, часов в шесть он отправился на работу, на берег реки... С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не пришли еще века Авраама и стад его». Пейзаж этот символизирует будущее Раскольникова, его воскресение, переход из одного «идейного мира» в другой.

В снах Раскольникова появляется лунный пейзаж. Так, во сне об убийстве старухи «вся комната была ярко облита лунным светом... Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. „Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — это он, верно, теперь загадку загадывает". Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стучало его сердце, даже больно становилось».

Символическое значение месяца здесь во многом совпадает со значением солнечного света в «реальных» пейзажах романа. «В Священном Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа».

Символический пейзаж встречается и в грезах героя. Перед преступлением Раскольникову представляется, что он где-то «в Африке, в Египте, в каком-то оазисе». Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом растут пальмы, все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который журчит рядом. «И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блесками песку...»

Как отмечает Р. Г. Назиров, пейзаж этот перекликается со стихотворением М. Ю Лермонтова «Три пальмы». Но в финале лермонтовского стихотворения пальмы безжалостно вырубают. По мнению исследователя, эта скрытая ассоциация предваряет трагедию в романе.

Однако стоит отметить цветовой колорит этих грез. Ручей, который журчит рядом с Раскольниковым, — чистый и прозрачный, почти голубой. Голубой цвет — цвет разума, рассудка, рациональности. Он успокаивает, способствует погружению в себя. Рассудок героя (а не только сердце) подсознательно восстает против его «безумной идеи», просит его одуматься. Однако идея-страсть заглушает голос разума, и, очнувшись, Раскольников начинает свои лихорадочные приготовления.

Голубой цвет присутствует и в другом пейзаже романа — в картине Зимнего дворца. «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцати до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение... Необъяснимым холодом веяло на него [Раскольникова] всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...»

Голубой цвет здесь — очень холодный, равнодушный цвет. Зимний дворец воплощает собой лицо Петербурга. Картина эта символизирует собой Город, равнодушный к человеческим судьбам, благополучный, капиталистический Петербург.

Второй тип пейзажей в романе связан с образом Свидригайлова. Мрачный, унылый пейзаж сопровождает предсмертную ночь Аркадия Ивановича. Вот герой приходит в дешевенькую гостиницу. «А Свидригайлов между тем ровнехонько в полночь переходил через -ков мост по направлению на Петербургскую сторону. Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким-то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на -ой проспект».

Мрачный, темный пейзаж появляется во сне Свидригайлова. «Он ощупью нашел задвижку и отворил окно. Ветер хлынул неистово в его тесную каморку и как бы морозным инеем облепил ему лицо и прикрытую одной рубашкой грудь... с деревьев и кустов летели в окно брызги, было темно, как в погребе, так что едва-едва можно было различить только какие-то темные пятна, сопровождавшие предметы».

Здесь опять возникает мотив темноты, сопровождающий этого героя (тусклое горение свечки, темная баня с пауками). Темнота эта символизирует беспросветность жизни Аркадия Ивановича, отсутствие в ней светлых сторон, подлинных человеческих радостей.

Но начинается сон Свидригайлова с прекрасных видений. «Ему вообразился прелестный пейзаж; светлый, теплый, почти жаркий день, праздничный день, троицын день. Богатый, роскошный, деревенский коттедж в английском вкусе, весь обросший душистыми клумбами цветов, обсаженный грядами, идущими кругом всего дома; крыльцо, увитое вьющимися растениями, заставленное грядами роз, светлая, прохладная лестница... Он особенно заметил в банках с водой, на окнах, букеты белых и нежных нарцизов, склоняющихся на своих ярко-зеленых, тучных и длинных стеблях с сильным ароматным запахом».

Посреди всего этого великолепия Свидригайлов видит гроб, в котором лежит загубленная им девочка, самоубийца. Как заметил В.Я. Кирпотин, сон этот — трансформированная совесть героя. Цветы — символ невинности, чистоты и красоты — передают его мысли о поруганной им невинности, загубленной красоте.

Мрачное, безысходное настроение героя передано пейзажем последнего дня его жизни. «Молочный, густой туман лежал над городом. Свидригайлов пошел по скользкой, грязной деревянной мостовой, по направлению к Малой Неве. Ему мерещилась высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст... С досадой стал он рассматривать дома, чтобы думать о чем-нибудь другом. Ни прохожего, ни извозчика не встречалось по проспекту. Уныло и грязно смотрели ярко-желтые деревянные домики с закрытыми ставнями».

Свидригайлов у Достоевского «движется в тумане»: у него нет никакой цели в жизни, никаких интересов, никаких моральных устоев. Аркадия Ивановича ничто не занимает, он не может найти забвение в пьянстве, гастрономии — он не любит этого. Он погрязает в разврате, однако и это занятие не может поглотить Свидригайлова вполне. Он ни во что не верит, совесть за совершенные злодеяния не мучает его до последнего предсмертного часа. Фактически ему тоже «некуда идти», как и Раскольникову, как и Мармеладову. Кроме того, пейзаж этот своей тоскливой безысходностью предваряет смерть Свидригайлова, его самоубийство.

Таким образом, практически все пейзажи в романе символичны. Они предвещают будущие события и ситуации, тесно связаны с духовной эволюцией персонажей, с их нравственными исканиями, с подсознательной жизнью героев, с идейным замыслом произведения.

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» является одним из главных действующих лиц. Ленинград, Петербург, Петроград, Санкт-Петербург – величественный город мечты. Прошлое, настоящее и будущее нашей страны сливаются в нём воедино.

Великолепием дворцов Петербурга восхищались известные поэты и прозаики, его старались запечатлеть на своих полотнах художники, им любуются туристы, и гордятся жители. Совершенно в другом качестве предстаёт перед нами Северная столица на страницах замечательной книги Фёдора Михайловича Достоевского. Автор, умело пользуясь деталями городского пейзажа, помогает понять читателю внутреннее состояние своих героев, людей, принадлежащих к низшему слою общества.

Городские пейзажи Петербурга Достоевского

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» Петербурга Раскольникова. Бедный квартал, в котором обитает несчастный студент, вряд ли может служить вдохновением для творческого порыва. Узкие грязные улочки наполняют персонажи под стать главному герою. Неудивительно, что его появление среди прохожих в своём нищенском обличье не вызывает ни у кого удивления. Все трагические моменты из жизни героев связаны с описанием Петербурга в романе «Преступление и наказание». Страшная бесчеловечная теория Родиона Раскольникова зарождается в распивочной на Сенной. Там же происходит его встреча с несчастным Мармеладовым, над бедой которого потешаются завсегдатаи. За грязным столиком состоялась странная беседа Раскольникова со Свидригайловым. Вонь, грязь, пьяные, равнодушные к чужой боли лица окружают главного героя. Город будто подталкивает Раскольникова к преступлению, усугубляет его болезненное состояние после убийства.

Бесцельно бродя по знакомым улицам и пытаясь забыться, Раскольников изнывает от июльской жары и пыли, задыхается от зловония сточных канав, так как «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». В этом нищем квартале нет ничего, что радовало бы глаз изнурённого человека. Измученный герой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, о глотке свежего чистого воздуха. А беспощадный город продолжает наносить удар за ударом. На пустынной улице молодому человеку встречается юная пьяная девушка и преследующий её сытый господин. Трагическая участь раздавленного Мармеладова, сумасшедшая Вдова Катерина Ивановна, несчастные испуганные дети – это тоже картины описания Петербурга в романе «Преступление и наказание». Здесь нет места талантливым архитектурным сооружениям, отсутствуют зелёные парки и сады, не встречаются на пути прохожего прохладные фонтаны.

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…».

Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Влияние величественного города на его обитателей

Город, где ты живёшь, становится родным домом, любимой родиной. Не зря говорят в народе: «Дома и стены помогают». Там человек должен ощущать себя спокойным и защищённым. Героям романа не дано испытать это чувство. Читая роман Ф. М. Достоевского, мы знакомимся с Петербургом изнутри. Видим его глазами бесправного трудового человека «униженного и оскорблённого», задавленного нищетой. Великолепные дворцы, роскошные парки, блеск и сияние – парадная сторона города. Там прожигают жизнь богатые вельможи и красивые дамы. Мало кого из обитателей этих «роскошных палат» интересует судьба человека, обеспечивающего их сытую жизнь.

Писатель с болью в сердце рисует среду существования миллионов, которым «некуда больше идти». Условия их жизни подталкивают создавать безумные теории, совершать убийства, пьянствовать, заниматься проституцией. Трагедия их жизни разворачивается за стенами серых домов, на улицах великолепного знаменитого Петербурга.

Петербург Достоевского в романе «Преступление и наказание» заставляет задуматься о социальном неравенстве, царящем в современном писателю обществе. Равнодушный город – олицетворение равнодушия людей, которым нет никакого дела до голодающих сирот, больных женщин, безработных спивающихся мужчин, талантливых, но нищих студентов, продающих своё тело юных женщин.

Характеристика и описание образа Петербурга Достоевского пригодится учащимися 10 классов при подготовке доклада или написании сочинения по темам романа.

Тест по произведению

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»