Особенности менталитета и мировоззрения древнего востока. Тест «каков ваш менталитет: западный или восточный

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Опытный и уверенный в себе менеджер по продажам заходит в кабинет лица принимающего решение (ЛПР) «восточной» национальности и через некоторое время уходит восвояси с чувством недоумения. Что-то явно пошло не так. Потребность в товаре была, качество и цены нормальные, говорили только по делу, однако разговор не «клеился» с самого начала. Об этом можно было бы и забыть, если бы история не повторилась снова с другим «восточным» клиентом…

Ошибка была очень грубой и не могла быть обнаружена логически, потому что была допущена на уровне культурного кода. Улыбаться клиенту не следовало. Даже прожив в Москве не один десяток лет, клиент всё равно продолжал подсознательно воспринимать пришедшего на переговоры с улыбкой на лице коммерсанта как проходимца, желающего его обмануть.

Незнание культурного кода в ситуациях, когда люди материально замотивированы идти на контакт, порождает порою нелепые ситуации. Первым делом люди пытаются приспособиться. Произнося при встрече «Салам!» или «Нихао!» они надеются показать уважение и заслужить симпатию собеседника. Опять мимо – так здороваются только хорошо знакомые люди. Как бы вы лично отреагировали на «Здорово!» или «Привет, братан!» в начале деловой встречи с человеком, которого видите впервые? Здесь дело даже не столько в дерзости, сколько в когнитивном диссонансе, возникающем от того, что эти слова произнесены вежливо и официально. Люди могут сделать скидку на многие вещи, но только не на те, которые вызывают у них раздражение минуя рассудок.

В принципе путь приспособленчества является тупиковым, так как он не терпит полумер. Если вам приходят в голову такие мысли, то доведите их до абсурда. Например, представьте себе, что вы пришли на встречу к клиенту в специально надетой для такого случая парандже. Вполне достаточно будет найти и прочитать хорошую книгу по зарубежному деловому этикету написанную не теоретиком, а успешным практиком, которому есть что сказать. Такое практическое пособие не сделает вас экспертом, но зато убережет от грубых ошибок – чего вполне достаточно.

Другой особенностью восточного уклада жизни, доставляющей немало хлопот, является незнание истинного ЛПР. Если коротко, то старший по должности — не обязательно ЛПР. Это следует понимать не том смысле, что бывают «серые кардиналы» — лица влияющие на принятие решения (ЛВР) руководства — в западной терминологии, а буквально. Делать серьезные предложения не разобравшись с истинным ЛПР чревато, как минимум, напрасной тратой времени.

Есть особенности, в которых восточный менталитет очень схож с отечественным, только проявляются они в большей мере. Например, как и отечественным, так и восточным коммерсантам внутренне не близка концепция win-win. Победитель (в идеале) или получает всё или, как минимум, добивается в ходе переговоров существенных уступок. При подготовке к переговорам это нужно будет учесть заранее. Готовьтесь к «схватке», но не принимайте происходящее чересчур близко к сердцу.

Неадекватной, с нашей точки зрения, кажется также реакция восточных партнеров на ситуации связанные с «потерей лица». Дело в том, что на переговорах азиатские партнеры часто преувеличивают свои реальные возможности, но это в их среде не является проявлением непорядочности. В ситуациях, когда дело доходит до подписания контракта, а партнёр не готов письменно скрепить свои недавние устные обязательства на первоначально предложенных условиях, нужно ни в коем случае не акцентировать на этом внимание других соотечественников вашего контрагента – иначе вы наживёте себе смертельного врага. В такой ситуации нужно либо спокойно выходить из переговоров, либо продолжать их до выработки приемлемого для вас решения.

Как уже было сказано выше, по вопросам кросс-культурного менеджмента существует немало толковой литературы, воспользовавшись которой вы сможете не только избежать ошибок связанных с незнанием восточного менталитета, но и стать культурно богаче, потому что многие вещи можно понять только в сравнении.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Ментальность древневосточных народов была очень, своеобразна. Общественное сознание носит здесь харизматический характер: действительность воспринимается через чувственный опыт (слышу, ощущаю, вижу) и через веру в божественные силы. Цель существование обществ понимается на Востоке как движение и приближение к некоему высшему божественному идеалу. Отсюда постижение высшего сакрального смысла, а не реализация конкретных человеческих целей- главная ценность жизненного бытия народов Востока. Стремление к духовному совершенству, истовость религиозного поиска характерны как для индуизма и буддизма Индии, даосизма Китая. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «всем во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом.

В отличие от античной культуры человек не стремится здесь к внешней свободе, создавая новый внеприродный человеческий мир, он пытается растворить себя без остатка в мире вечной и божественной природы Целого и достигнув тем самым свободы внутренней. Именно так на Востоке (Индия, Китай, Япония) представляется образ высшего мудреца, человека тотально отрицающего внешний, обманчивый мир, растворяющий себя в вечном потоке жизни Дао, или обретающий внутри себя покой. Так происходит слияние человека с Бытием и достижение нарушенной человеческим разумом вечной гармонии. Именно такое состояние познается человеком в акте мгновенного озарения «сатори», который есть одновременно пробуждение от «сна» повседневности. Для достижения подобных состояний Восток предлагает множество психо-физических духовных практик (йога, цигун, боевые искусства).

Общества Востока построены на господстве общинных связей и принципах коллективизма. На практике это означало что, от рождения судьба человека определяется принадлежностью к социальной группе (касте, роду, сословию, общине и т.д.) Личные интересы без остатка подчинены общине. За социальной группой закрепляется вид деятельности, профессия, которые передаются из поколения, в поколение не меняясь. Человек не может изменить свой род занятий, это будет нарушением традиции, оскорблением предков и божественного порядка вещей. Такой тип культуры обычно именуется традиционной.

Вся религиозно-философская мысль Востока, также ориентировано на традицию, но традицию духовную. Индийские, китайские, и другие восточные философы, не стремились, во что бы то, не стало, сказать новое слово, а считали своим долгом сохранить достижения своих предшественников и углубить их интуитивные прозрения. Так знаменитый философ Китая Конфуций, утверждал, что он ничего не сочиняет, а излагает истину древних мудрецов. Передача истины в форме духовной традиции осуществляется от учителя к ученику. Причем в отличие от европейской образовательной традиции, где ученик через текст знакомился с учением своего учителя, что и предполагал сам термин «знание», то на Востоке, передача истины от учителя к ученику, осуществлялась исключительно через самостоятельное и непосредственное переживание этой истины учеником. То есть здесь «знание» выступает как лично пережитый опыт, расширяющий сознание ученика. Но, тем не менее, транслятором в передаче истины, которая является вечной и значит традиционной, выступает Учитель, который воплощает в себе высший духовный авторитет. Чем объясняется такой пиетет перед фигурой Учителя, на Востоке? В отличие от Европы Учитель открывающий ученикам свет истины, сам должен жить и выполнять на личном примере то, что он проповедовал. Здесь отношение к слову совсем было другое, чем на Западе. Лицемерие и лживость наставника, несоответствие его слова и дела, расценивалось как полное «незнание», и это не давало ему право называться Учителем.

Австрийский психолог Карл Юнг, используя психологические термины, предложил рассматривать Запад и Восток в психологических терминах экстравертности (Запад) и интровертности (Восток) , означающих соответственно обращением вовне на преобразование мира, и вовнутрь, на преобразование себя в едином природно-социальном мире. Действительно все древневосточные культуры являются, прежде всего, культурно-интровертными, направленными на себя, к сознанию и самосознанию. Поэтому восточные мудрецы так преуспели в познании человека. В то время как европейскую культуру можно назвать экстравертной, направленной на познание всего многообразия внешнего мира, путем приращения все новых и новых знаний, с целью получения господства над миром. На Востоке по-другому. Обучение здесь строится не на получении новых знаний, а на овладение священных преданий, традиций, религиозных текстов. Так достигается ценимая на Востоке стабильность и традиционализм. В то время как любые новации, изменения отторгаются, поскольку противоречат божественным заповедям. Этим достигается жизнестойкость культур и обществ Востока, несмотря на природные и социальные катаклизмы.

В традициях восточных культур Индии, Китая, Японии индивидуальное «Я» понимается как эгоистичное и очень изменчивое бытие человека и является главной помехой на пути поиска истинного знания. В отличие от европейского культуры где самоценность человеческой индивидуальности возведена в наивысший абсолют, в индийской религиозно-философской мысли освобождение от «Я», является главной задачей новичка-адепта вступающего на путь духовного самосовершенствования. С точки зрения буддизма, «я», «эго», «самость», являются главными препятствиями на пути истинного знания и духовного «освобождения» человека.

Во многих книгах посвященных достижению настоящей мудрости подчеркивается безмятежная радость человека, который смог «оставить себя» и устранить все образы своего «я». Возможно, западному человеку покажется ненормальным свойственное индийскому или китайскому пониманию личности нежелание иметь свое «я». Но таким же ненормальным покажется и индийцу и китайцу стремление европейца четко обозначить твердые границы своего «я»!

Обществу традиционного типа соответствует и особый способ мышления, получивший в научной литературе название восточного. При сравнении его с западным, (античным и новоевропейским) обнаруживается различия в общественном и индивидуальном сознании, этих обществ. В отличие от логического и активного преобразовательного мышления античных греков и европейцев Нового времени, на Востоке доминирует созерцательное отношение человека к миру. В отличие от греков и римлян, которые впервые через логические понятия пытались отразить действительность, мудрец на Востоке это пытался выразить через образ, притчу и миф. Здесь идеалом мыслителя был не исследователь, всесторонне познающий окружающий его мир и преобразующий его на основе знания, а мудрец, прислушивающийся к себе и пытающийся через себя понять мир. Отсутствие противопоставления субъекта и объекта, восприятие их в единстве (например, в дзен-буддизме и даосизме), неразделимости исключало появление на Востоке онтологической и гносеологической проблематики в том виде, в каком она существовала в античной и европейской философии. Зато этическая проблематика о правильной жизни становится главной в восточной философии и религии. Брахманизм, индуизм, чань- и дзэн- буддизм, даосизм и конфуцианство- в центре всех этих направлений мысли Востока находятся нравственные принципы человека, правила и нормы организации социальной жизни, способы психической саморегуляции.

Восток в отличие от Запада всегда демонстрировал иное отношение к жизни и смерти. Здесь где периоды социального безмолвия и пассивности длились столетиями, культура выработала социально-нормативную концепцию ухода: из общественной жизни (монашество) и от связанных с ней беспокойств и разочарований (созерцательное «недеяние»), из жизни вообще (самоубийство самураев) или еще более радикальный уход из бытия в небытие (нирвана). Сам человек, личность на Востоке никогда не имели собственной ценности. Человек песчинка на берегу океана вечности, от него ничего не зависело. Отсюда и один из характерных символов культуры восточного типа- человек в лодке без весел, течение реки (времени) определяло жизнь человека, т.е. традиции, государство, природа определяли путь жизни человека, поэтому весла человеку были не нужны. Трудно представить себе такой образ для западной культуры. И даже если представить, то финал этого сюжета был бы другим, например: человек оторвав от лодки часть доски, направляет его к берегу, и при этом сам выбирает себе дальнейший маршрут. Поскольку именно таков социокультурный тип человека западной культуры, противоположный во всем человеку Востока.

Анна Арданкина
Менталитет Запада и Востока

Введение

1. Менталитет

2. Отличия Запада и Востока

3. Противоречия

Заключение

Список литературы

Введение

Понятия “культура Востока” и “культура Запада” весьма условны . Образно говоря, Восток под которым обычно понимают Азию и Запад представленный Европой и Северной Америкой это две ветви одного дерева, развивающиеся каждая в своем направлении, в одно время, параллельно, но по-разному. Ни одна из них не возвышается над другой. Им присуще определенное сходство, но и различий при этом найдется достаточно.

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур Восток и Запад . Такое разделение, конечно, условно для культурологии. Это одни из главных культурных и духовных центров в мире.

Многие так и разделяют культуру на Восточную и Западную . Последователей каждого из направлений достаточное количество, трудно сказать, что больше предпочитает человечество «Восточную » или «Западную » модели культуры. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу .

Проблема менталитета Запада и Востока .

Менталитет

Менталитет (лат. mens, mentis - душа, дух, ум и alis - другие) -склад ума и образ мыслей. Совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.

Еще одно определение менталитета , пожалуй, более полное и простое это взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.

Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности.

С точки зрения историков, менталитет - это «эфир культуры» , «это как бы тот воздух, которым дышат все члены общества, та невидимая всеобъемлющая среда, в которую они погружены. С точки зрения социальных психологов, менталитет - это представление культуры о себе, её «коллективное бессознательное» , характерные для народного сознания стереотипы восприятия. Это вскрываемая за средой основа, которую историки и литераторы прошлых веков называли «дух народов» .

Отличия Запада и Востока

Культура Запада - культура стран Европы и Северной Америки, воплощающая динамичный образ жизни, бурное развитие. Запад отличается тем , что любые преступления допустимы, если приносят благо своей стране. Эта установка «просвечивает» даже в английском классическом детективе Шерлок Холмс. Для Запада характерно научное , технологичное, рациональное познание мира.

С древних времен люди и ученые сравнивали культуру Востока и культуру Запада . Культура Востока - культура таких стран, как Китай, Индия, Япония, а также других азиатских государств. Отличается устойчивостью , традиционностью, незыблемостью. Культуре Востока свойственно историческое развитие, она основана на древних обычаях, устоях. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему. Человек Востока слит с природой .

Культуры Востока и Запада отличаются по религиозным, философским, временным рамкам, научным и другим вопросам. Основные культурные различия между Востоком и Западом представлены в таблице.

Характерные особенности Восток

Запад

В философии Главенствует идея небытия. Истину невозможно выразить словами. Истинная мудрость демонстрируется не на словах, а на личном примере. Творчество - удел богов и неба Главенствует идея бытия. Стремление подобрать точные слова для выражения истины. Мудрый человек обязательно владеет даром убеждения. Творчество - удел человека и Бога

В религии Ислам, буддизм, языческие культы Христианство

В общественной жизни Приоритет религиозно-нравственных традиций и установок. Консерватизм. Отношение к природе - созерцательное. Нераздельность человека и природы, их единство. Опора на экономику в решении общественных задач. Динамизм. Отношение к природе - потребительское. Человек противопоставляется природе, он повелевает ей.

В искусстве Незыблемость художественных традиций. Вневременная, “вечная” тематика. Различные виды искусства синтезируются, “перетекают” один в другой Быстрая смена и огромное разнообразие течений и стилей. В тематике и идейном содержании отражается конкретная эпоха. Художественные жанры, формы, виды дифференцированы друг от друга

В науке Основа - жизненный опыт, интуиция, наблюдение. Большое внимание - развитию и приложению практических знаний Основа - эксперимент , математические методы. Выдвижение фундаментальных теорий

В поведении Строгое следование поведенческим нормам. Пассивность, созерцательность. Уважение к традициям и обычаям. Аскетизм. Человек как представитель целого. Разнообразие норм поведения в социуме. Активность, ускоренный ритм жизни. Расшатывание традиций. Стремление к “благам цивилизации”. Индивидуализм, автономность, уникальность личности.

Сравнительный анализ культур Запада и Востока показал , что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т. д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом .

Противоречия Восточной и Западной цивилизации

В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока . Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т. д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока , напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации.

Восток очень гибок , он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы . Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов , нашествия "варваров" (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими» , превратившись в те же китайские.

Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства , довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями .

Заключение

Подводя итоги сравнения Запада и Востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток , с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

В процессе работы над этой темой, я выявил отличия между западной и восточной культурами , по которым Запад и Восток противостоят друг другу . Их основные различия в пути развития каждой культуры, цивилизации, социально-экономических структур, политического уклада жизни, духовной культуры и т. д. Философия европейца и человека востока различны . В этом можно убедиться в отношении к природе, окружающей среде. Как уже говорилось раньше для европейца природа : «не храм, а мастерская» для восточного жителя мира это единое целое вместе с ним самим.

Но для меня трудно выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Эти культуры различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала.

Список литературы

1. Булдакова Е. И. Буферно – синергийные зоны в пространстве межкультурной коммуникации [Текст]/ Е. И. Булдакова. - Ростов н/Д.: 2008 -23 с.

2. Быстрова A. Н. Мировая культура : уч. - пособие; [Текст]/ А. Н. Быстрова. - Новосибирск,: 2002 - 124с

3. Гутарева Н. Ю. Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Украина.: 2013 –51с.

4. Гутарева Н. Ю. Современные исследования социальных проблем [Текст]/ Н. Ю. Гутарева. - Красноярск 2015 - 301 с.

5. Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления [Текст]/ А. Н. - Омск 2010 -376 с.

6. Цифровая библиотека по философии [Электронный ресурс].- http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st004.shtml

7. Pirabu [Электронный ресурс].- https://pikabu.ru/story/mentalitet_zapadnyikh_i_vostochnyikh_zhenshchin_1550037

Начну с того, что я люблю арабский Восток. Да, да, я его люблю. Арабский язык нереально крут, я жду не дождусь пенсии, когда будет время доучить его наконец.
Я носила женскую закрытую мусульманскую одежду (из любопытства), мне понравилось. Эта одежда заставляет менять шаг и делает походку ну просто экстремально женственной. Свадебные наряды мне очень нравятся, правда для повседневной жизни.
Да я..эх)

У Востока вообще не может быть более лояльного сторонника, чем я.

Именно поэтому все что я говорю - я говорю без злости, с позиций острого понимания, что Запад есть Запад, Восток есть Восток.

Я знаю, что мощь Востока немеряна по сравнению с нами и они сметут нас как микробов с лица цивилизации.
То, что я реально люблю арабский мир, совершенно не повод уничтожить Европу как ветвь человеческого развития, примерно так же как вы не даете уничтожить свою клумбу просто потому, что жизненная мощь сорняков на несколько порядков выше.
Вас можно сколько угодно называть расистом в отношении сорняков, но почему-то вы продолжаете полоть свою клумбу..

А теперь практическая тренировка.

Разминка.

Просто чтобы начать с чего-то простого, начнем с базара, проще всего начать чувствовать разницу.

Я спросила своих друзей, во сколько раз здесь надо опускать цену на базаре, чтобы не быть туристическим лохом.
Я не жадная. Просто я тут не турист, и не надо со мной как с туристом.

Не сразу, но признались, что надо опускать цену в 15-20 раз, но без местного помошника мне это ни в жизнь не удастся.
Я погрустнела. Многовато. Тем более без свободного арабского.
Решила быть реалистом и целить на 10 раз.

Относительно Европы сами знаете - если тебе удалось сбить цену в 2 раза, значит покупка удалась, если в три, твой уровень - "Бог".
Никому из европейцев просто не придет поднимать цену на свой товар для иностранца в 20 раз просто потому, что вы предполагаете, что эти деньги должны у него быть.

Каждый день как на работу, я хожу на базар и учусь торговаться. Количество купленных в тренировочных целях предметов растет с ужасающей быстротой, и я придумываю, кому и когда их буду раздаривать. Сбивать цену в пять раз раз я начала практически сразу, помучавшись еще пару дней, улучшила результат до семи, и тут дело застопорилось. Я никак не могу уловить ту хрень, которую они делают, чтобы обойти меня в нашем споре, и меня это выбешивает. НЛП на них не действует.
...чемодан объявил, что я могу купить еще только один большой предмет.Я иду за антикварным блюдом, которое высмотрела в витрине одного магазина. Привычно сбиваю цену в семь раз, но это мой последний! шанс не провалить учебу, и я продолжаю торговаться.
Обстановка подогревается. Хозяин бросает в бой "серебрянный" антикварный нож, который я мельком потрогала, и мы начинаем по-новой. Шоу переходит на новый уровень, хозяин влезает в мое блюдо двумя ногами и прыгает в нем, доказывая какая это исключительная вещь.
Я и так это знаю,но - хотя бы в 9 рааааз...
Внезапно хозяин багровеет и начинает блажить на каком-то берберском, судя по всему, сыпать отборными проклятиями. Я пугаюсь и собираюсь сделать ноги, но внезапно из глубины затуманенного сознания выплывает воспоминание о том, что только если хозяин ругается и проклинает тебя, только тогда можешь быть уверен, что получил более-менее справедливую цену. Он молча пакует блюдо, показывая всем своим видом, что я его ограбила, а я злобно фыркаю на выходе.
На другой день, когда я прохожу мимо (я перешла в раздел масел, но торговаться там - кощунство), он кидается меня обнимать и затаскивает выпить чаю. Каждый день я объясняю, что покупать больше ничего не буду, и каждый день в результате мы сидим, попиваем свежезаваренную мяту и болтаем за жизнь.
Через неделю он спрашивает меня, готова ли я купить чернильницу. Я всеми силами старалась не смотреть на старинную арабскую чернильницу, но чем больше старалась, тем больше понимала что ее место на моем столе.
Торговаться я не хочу, я и так чувствую вину за вырванный у него по дешевке объект музейного уровня, я знаю что возьму чернильницу за любые деньги и внутренне готовлюсь ко всему, но внезапно цена оказывается что называется " без запроса". Я перехожу в лавку напротив, покупаю всяких жаренных в меду ватрушек и на этот раз мы с хозяином не только пьем его чай, но и едим мои плюшки.
Мне хорошо. Я чувствую, что я дома.

1. Отношение к детям.

Я смеюсь над наивными людьми, верящими, что " беженцы" бегут спасают детей.
В арабском мире нет подобного нам " дрожания" над своими чадами, отношение к детям более чем спокойное.
Наверное, ровно такое же отношение было в России лет 150 назад, когда в семьях было по 10-12 детей, и о них не было возможности особо печься. " Бог дал - Бог взял".
В арабских семьях до сих пор по многу детей. По очень многу. С особо острым любопытством я общалась с людьми, у которых по 7 детей (мне не удавалось встретить столь многодетных родителей на Европейском континенте).Шутка ли, вырастить столько!
Прежде всего, видишь огромную родительскую усталость и эмоциональное выгорание. Думаю, что это и определяет ситуацию.
И видишь очень высокую требовательность к детям - они рассматриваются прежде всего как инструмент выживания семьи. Трехлетний пацанчик на рынке помогает отцу что то там раскладывать и пытается привлекать прохожих - а отец только сдержанно похваливает его. Кто тут стонал о том, что дети беженцев вынуждены работать с 6 лет? Вы полагаете, их дома водили за ручку на фигурное катание до этого? Да, кстати, в простых местных школах детей все еще наказывают кнутом.
Полное отсутствие нашего ощущения значимости-важности детей доходит до того, что родители сами попросят опозорившую семью девушку совершить самосожжение. По доброму так, по хорошему. Иначе им самим придется.
Опять-таки, нет стремления это осуждать. Те же 150 лет назад и у нас опозорившаяся девушка могла только что утопиться, все равно ей больше жизни не было бы. Однако вопрос, хотят ли те, кто ехали в Европу из России, оказаться обратно в той же России, только 150 лет тому назад?

Надеюсь, после моего объяснения, более понятно, КАК дети оказываются на дырявых плотах в открытом море и как редкие отцы- " беженцы" с профессионально-несчастными лицами и малыми детьми на руках почему-то лезут на передний край столкновений с полицией.

Беглый обзор социокультурных различий европейского и восточного менталитета

2. Вранье.

Вранье - это норма жизни. Оно настолько всеобъемлюще, что фактически ты оказываешься в некой нереальности, наподобии сказок 1000 и одной ночи, и будешь дремать под него, как тот шах.
Врать могут вообще про все. Когда придет сантехник, про качество товара и обязательно про любые оказываемые услуги. " Лучший" гид может вообще не знать ничего про город, а "лучшая машина" совершенно обязательно окажется редкостным рыдваном.
Иногда могут наврать просто от широты души. Ну, очень хочется им тебе помочь, поэтому будут обещать просто, чтобы сделать тебе приятное (ты же обрадовался, верно? ну и будет с тебя:), не имея никакой возможности в принципе выполнить обещаемое. Сделав тебе " приятное", они будут очень удовлетворены собой и испытывать какие-то моральные неудобства им даже в голову не придет. А иногда могут наврать из самых добрых побуждений, искренне считая, что какое-то другое решение будет для вас лучше, чем то, которое вы собираетесь предпринять.

3. Воровство

Воровство вообще не считается чем-то предосудительным. Это, скорее, некая норма жизни, что-то из раздела " удальства".
Можно резать кошельки у туристов, а можно украсть трусы с балкона соседа.
Ну и что, что сосед может начать орать, все равно завтра его сын может украсть ваш велосипед, и вы будете квиты.
Вообще, это больше похоже на некое первобытно-общинное сознание, когда все принадлежит одному племени, поэтому вещью может пользоваться тот, кому она нужнее.
Говорят, в Эмиратах рубят руки за воровство, но я там не была, мне матушка не разрешила. У ней, как и у очень многих, там вымогали в отеле крупную сумму на выезде, и поскольку я не понимаю, чем это отличается от воровства, то от столь запредельно двусмысленной морали решила пока воздержаться..
Да и не про богатые благополучные страны речь.

4. Гигиена.

Чтобы увидеть и понять это во всей полноте, каждому надо пожить в медине - сердце арабского города.
Разумеется, в медине одному ходить опасно, прежде всего тем, что обязательно заблудишься безо всякого шанса выбраться назад, но можно взять проводника.
Понятия гигиены там вообще не существует.
Помои выливаются прохожим под ноги, живая птица потрошится прямо на том же столе, где была куплена, и если покупатель не забирает потроха, то они бросаются опять-таки под ноги прохожим, и хорошо если на помощь придут собаки, но местные задохлики чаще всего не могут потребить тот объем потрохов, что отправляется на пол.
Кожевенная-красильная промышленность сливает свои отходы тоже куда-то прямо на улице, отчего стоят какие-то белые лужи непонятного химического происхождения.
И во многих местах редкостное, просто фантастическое зловоние на уровне газовой химической атаки.
Я не критикую, этому образу жизни уже тысячи лет, но хотите ли и вы оказаться в том тысячелетии?
Про то, как прекрасна и величественна медина (особенно на закате, когда аисты летят домой с полей), я вам не расскажу. Не в этот раз.
Сегодня я расскажу, что сколько бы раз вы не выходили за городскую стену встречать аистов, ваша радость будет омрачена видом полудюжины мужчин, ссущих на тысячелетнюю стену родного города.Нет, не в каком-то укромном месте, а на глазах у пары десятков гуляющих тут же женщин и детей. Но оскорбится вы не успеете, потому что тут же увидите нечто еще более шокирующее - парочку присевших "по серьезному" мужчин. Все тут же на виду.
Стены медины достигают и 20 метров толщиной. Хоть и в полном зловонии, но она выдерживает.
А стены ваших домов?

На Западе с самого детства людям прививают чувство вины, если ты не работаешь (не учишься, не убираешь игрушки...)
Высшей формой навязывания этого чувства вины являются субботники, когда ты бесплатно и в свободное время должен делать чужую работу.
На Востоке единственной приличной работой для мужчины является торговля.
Но гораздо приличнее сидеть весь день в кофейне, тянуть кофе и горлопанить с другими такими же бездельниками и разглядывать прохожих.
Я долго ломала голову, за счет чего же они живут, что ли все бохатые наследники?
Но потом поняла, что люди живут по советской " аккордной системе" заработка. Впарил кому-то что-то за 200% цены - и снова можно месяц заседать с уважаемыми людьми по кафейням.
Если вы будете пытаться там объяснить, что такое " субботник" (просто ради интереса), они решат, что вы выжили из ума.
Но те, кто считают, что к ним подвалил миллион рабочих рук, выжили из из ума гораздо сильнее.

И в заключение предлагаю вашему вниманию совершенно гениальный рассказ (не мой), в котором сам автор пока не в состоянии понять, до каких высот предвидения он поднимается.

Резюме: В этом вопросе "кто кого сборет, кит или слон?" европейская культура и менталитет будут механически замещены арабским миром в течении 5- 10 лет, если вновь прибывших не отправят восвояси.
Можете жалеть их, можете проливать скупую достоевскую слезу, но проблема в том, что они вас не пожалеют, ибо это понятие если и есть в их менталитете, то на вас оно точно не распространяеся.

Поэтому спросите себя, где грань между жалостью и чувством самосохранения, и почитайте правила спасателей.
Спасатель, к вашему сведению, должен предварительно убедиться, что его жизни ничего не угрожает.

Отвечаем на 10 простых вопросов, подсчитываем итоговый балл, и смотрим результаты!

1. Что, на ваш взгляд, в большей степени определяет наше будущее?

а) Бог, провидение – О

б) Наши поступки - 1

2. Как вам больше нравится представлять своё значение во Вселенной?

а) Я всего лишь один представитель огромного множества людей -1

б) Я - маленькая часть вселенной - О

3. Когда у вас неприятности, как вы их переживаете?

а) Очень расстраиваюсь, проявляю сильные эмоции – 1

б) Стараюсь ничем не выдать свою реакцию, переживаю молча, углубляюсь в себя - О

4. В каком случае, на ваш взгляд, человек будет лучше работать?

а) Если его хорошо обучили -1

б) Если его что-либо вдохновляет на этот труд - О

5. К чему вы больше стремитесь?

а) Понять этот мир – О

б) Достичь успеха в этом мире -1

6. Как вы относитесь к резким, радикальным переменам?

а) Они необходимы – 1

б) Они опасны - О

7. Есть ли смысл стараться увидеть как можно больше городов и разных стран?

а) Надо стараться познать прежде всего самого себя и найти счастье в том мест, которое тебе отведено судьбой – О

б) Конечно, ведь узнавая о жизни других, мы лучше узнаём самих себя -1

8. Какое определение понятия «судьба» вам ближе?

а) Всё, что с нами происходит, - это судьба – О

б) Судьбу мы делаем своими руками -1

9. Как вы относитесь к традициям?

а) Уважительно, люди их копят годами годами, наша задача поддерживать их – О

б) Традиции придумываются людьми и отменяются ими же - 1

10. К чему вы больше стремитесь?

а) К тому, чтобы узнать как можно больше -1

б) К счастью - О

Спойлер

3 балла и менее. Восточный менталитет.

Для вас важнее всего размышления о себе, о собственном месте в этом мире. Понять, кто вы такой и для чего вам дарована жизнь, - вот вопрос, которому вы готовы посвятить годы. При этом к текущим событиям реальной жизни вы относитесь не так серьезно и рассматриваете их как бы издалека. В некоторых восточных религиях рассматривается вопрос о реинкарнации (переселении душ), и это, безусловно, отложило отпечаток на менталитет людей Востока. Для них текущая жизнь не является единственной, так что времени на обдумывание и исправление ошибок ещё много. Для вас характерны нравственная устойчивость, стабильность взглядов, признание авторитетов. Вы уважаете любую древность, чтите традиции, освящённые веками. Вы убеждены, что духовная жизнь важнее материальной. Погоня за мирским успехом не для вас. Ваше лучшее время наступит в старости.

4-6 баллов. Российский менталитет.

Название этой категории условно, поскольку россияне, безусловно, являются представителями западного мира. Однако в угоду теории «евроазиатской цивилизации» следует рассмотреть и этот вариант. Россияне как бы являются носителями моральных ценностей и Востока, и Запада. Почтение к старикам, гостеприимство, стремление к духовности - это у нас от Востока. От Запада же достались открытость, тяга к знаниям, стремление к комфорту и много чего ещё. В результате появился народ, интеллект и жизненная энергия которого настолько сильны, что выручают нас в самой сложной ситуации. Если вы попали в эту категорию, то наверняка обладаете незаурядным умом (это не зависит от образования), владеете творческими талантами и, скорее всего, способны на на героическое». Человек с вашим менталитетом часто ценит чужую жизнь выше, чем свою. А сами вы живёте так, будто чувствуете на себе какую-то миссию. Если вы уже осознали её, если вы, допустим, поняли, что ваша миссия - создать семью, вырастить детей, помочь несчастным, завести как можно больше друзей и так далее, то ваше самое продуктивное время - зрелость. А если вы пока ещё не поняли, для чего живёте, значит, время не пришло. Но оно может наступить когда угодно.

7 баллов и более. Западный менталитет.

Вы считаете себя прежде всего личностью. Ваша жизненная задача - достичь успеха, насколько это возможно. Вы знаете, что жизнь даётся человеку всего один раз, поэтому ценен каждый прожитый день. Вы рассматриваете жизнь как службу: человек должен служить Богу, себе, своей семье, своим друзьям и даже всему миру. Вы верите в то, что один человек может изменить мир, и не исключаете, что этим человеком можете стать вы. Важнейшим достоинством личности вы считаете образованность, профессионализм. А главной задачей любого живущего на земле - заниматься делом, то есть учиться или работать. Изменять к лучшему окружающую действительность не только полезно, но и приятно. Вы живёте в реальном мире и цените прежде всего то, что приносит пользу и успех. Ваше лучшее время - молодость..

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»