На дне история постановки. «История создания и анализ драмы "На дне"

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Замысел пьесы возник в 1900 г. , текст создавался в 19011902 гг. Впервые опубликована и поставлена на сцене в 1902 г. (в Московском Художественном театре). Режиссеры – Станиславский и Немирович-Данченко, актеры – Москвин (Лука), Станиславский (Сатин), Качалов (Барон), Грибунин (Медведев), Книппер (Настя), Лужский (Бубнов) и т. д. До 1905 постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и с согласия местных властей. Пьеса имела большой успех, была переведена на европейские языки, ставилась в театрах других стран.

Нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, Немирович, художник Симов, я и др. Под предводительством Гиляровского, изучавшего жизнь босяков, был устроен обход Хитрова рынка. Мы свободно осматривали большие дортуары с бесконечными нарами, на которых лежало много усталых людей - женщин и мужчин, похожих на трупы. В самом центре большой ночлежки находился тамошний университет с их интеллигенцией. Это был мозг Хитрова рынка, состоявший из грамотных людей. Они ютились в небольшой комнате и показались нам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Ночлежники приняли нас, как старых друзей, так как хорошо знали нас по театру и ролям, которые переписывали для нас. Мы выставили водку с колбасой, и начался пир. Особенно один из ночлежников вспоминал былое. От прежней жизни у него сохранился плохонький рисунок, вырезанный из какого-то иллюстрированного журнала: на нем был нарисован старик отец в театральной позе, показывающий сыну вексель. Повидимому, трагедия заключалась в подделке векселя. Художник Симов не одобрил рисунка.

Боже! Что тогда поднялось! Словно взболтнули эти живые сосуды, переполненные алкоголем, и он бросился им в голову. Они побагровели, перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, замахнулись, ринулись на Симова" Но тут бывший с нами Гиляровский крикнул громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только нас, но и самих ночлежников. Они остолбенели от восторга и эстетического удовлетворения. Вообще этот быстрый переход от восторга к ярости и обратно называется эмоциональной лабильностью и сопровождает последние стадии распада личности вследствие алкогольной деменции; но артистов МХТ умилило и это.

Ранние названия – «Без солнца» , «Ночлежка» , «На дне жизни» . Жанр – социально-философская драма. Социальное: картины жизни и описание судеб представителей социального дна, тема социальной судьбы, социальной несправедливости.

Бубнов. Что было - было, а остались - одни пустяки. . . Здесь господ нету. . . все слиняло, один голый человек остался. . . Лука. Все, значит, равны. . . Пепел. Мой путь - обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал. . . Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын. . . Сатин. Чело-век! Это - великолепно! Это звучит. . . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. . . не унижать его жалостью. . . уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. . . чувствовать себя человеком!. . Я - арестант, убийца, шулер. . . ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика. . . и сторонятся и оглядываются. . . и часто говорят мне - «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. . . Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек - выше сытости!. .

Пепел. Старик! Зачем ты все врешь? Лука. Ась? Пепел. Оглох! Зачем врешь, говорю? Лука. Это в чем же вру-то я? Пепел. Во всем. . . Там у тебя хорошо, здесь хорошо. . ведь - врешь! На что? Лука. А ты мне - поверь, да поди сам погляди. . . Спасибо скажешь. . . Чего ты тут трешься? И. . . чего тебе правда больно нужна. . . подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя. . . Пепел. А мне все едино! Обух так обух. . . Лука. Да чудак! На что самому себя убивать? Пепел. Погоди, не каркай! Пусть он мне скажет. . . слушай, старик: бог есть? Лука молчит, улыбаясь. Бубнов. Люди все живут. . . как щепки по реке плывут. . . строят дом. . . а щепки - прочь. . . Пепел. Ну? Есть? Говори. . . Лука (негромко). Коли веришь, - есть; не веришь, - нет. . . Во что веришь, то и есть. . .

Философское: размышления героев о проблемах человеческого достоинства, любви, счастья, смысла жизни, смерти, о спасительной лжи и правде. Главная проблема: «Что лучше – истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский» . Социальные проблемы подчиняются в драме философским. Горького интересует в героях не их социальное положение, а их мировоззрение.

Сюжет строится на разных конфликтах: 1. Социальный конфликт между хозяевами и обитателями ночлежки. 2. Любовные конфликты (Костылев – Василиса – Пепел; Василиса – Пепел - Наташа). 3. Личные конфликты (Анна и Клещ, Барон и Настя, Клещ и Сатин, Сатин и Актер и т. д.) 4. Мировоззренческие конфликты – спор между сторонниками правды идеала, мечты (Лука, Актер, Анна, Наташа, Настя, Пепел, Клещ) и правды реальности (Сатин, Бубнов, Барон).

Традиции новой драмы в пьесе «На дне» - изображение жизни в её повседневном течении; - сочетание социальных и философских проблем; - столкновение героев не в сфере поступков, а в сфере различных ценностей, мировоззрений; - акцент на душевном состоянии героя; - важная роль речевых характеристик, диалогов-споров.

Горького Антон Павлович очень ценил, как беллетриста. -- Талантливый, сочный писатель. . . Зачем только он пьесы пишет? . . Совсем это не его дело. . . Хотя "На дне" очень хорошая вещь, но ведь это не драма. . . В повести "На дне" была бы куда лучше, полней, выпуклей. . . Горькому надо повести писать, а не драмы. . . А впрочем, он то же может сказать про меня. . . Какой я драматург, в самом деле. . . Из воспоминаний Е. П. Карпова "Две последние встречи с А. П. Чеховым" -- "Рампа и жизнь", 1914, No 24 и 25. Воспоминания о встрече с Чеховым в апреле 1904 г.

И. Анненский Центр действия не остается все время один и тот же, как в старых драмах, а постоянно перемещается: точнее, внимание наше последовательно захватывается минутным героем: сначала это Анна и Клещ, потом Лука, Пепел, Василиса, Настя, Барон, Наташа, Затин, Бубнов и наконец Актер. Личные драмы то тлеют, то вспыхивают изпод пепла, а по временам огни их очень затейливо сплетаются друг с другом. Строго говоря, в драме Горького нет ни обычного начала, ни традиционной развязки. Пьеса похожа на степную реку, которая незаметно рождается где-то в болоте, чтобы замереть в песке. Но вчитайтесь внимательнее в начальную и последнюю сцену, и вы увидите, что "На дне" вовсе не какая-то серая полоса с блестками, которую бог знает зачем выкроили из действительности и расцветили, а что это настоящее художественное произведение.

У пьесы. М.Горького "На дне" (1902) трудная, но счастливая судьба - судьба, которой только и может пожелать самый честолюбивый автор своему детищу: более века она не сходит с театральных подмостков. Ее ставили лучшие режиссеры мира, играли самые блистательные артисты. С момента первой постановки "На дне" во МХАТе среди критиков не смолкают жаркие споры о художественном своеобразии и героях пьесы, особенностях авторской позиции, неоднозначности идейного содержания. О пьесе "На дне" писали выдающиеся деятели отечественной культуры: Л.Толстой, Чехов, И.Анненский, Блок, Бунин, Замятин, Розанов, Ремизов... Драму (и ее автора) хвалили и ругали, превозносили и поносили, но равнодушных не было и нет. Не было однозначного отношения к собственному детищу и у автора. Даже в самый пик популярности "На дне" он выражал свое недовольство не только критиками и "рецензиями", "не раскусившими" пьесу, но и самим собой -- будто не сумевшим справиться с реализацией творческого замысла (впрочем, он нередко признавался, что не владеет искусством драматургии). На склоне лет М.Горький даже утверждал, что его пьеса "неудачна", "слаба сюжетно", называл ее "устаревшей и, возможно, даже вредной в наши дни" (1933 г.). И все же прав был Л.Андреев, указывая на глубинный смысл пьесы, который невозможно до конца выразить аналитическим, рациональным словом: "Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ее ширине и глубине; всякий раз остается что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть".

Драма "На дне" возникла как результат широких жизненных наблюдений и интенсивных философских исканий М.Горького, итог почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых писатель относил не только странников, обитателей ночлежек, но и часть интеллигенции - "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. "Я очень рано почувствовал и понял, - вспоминал писатель, - что люди эти - неизлечимы. Коноваловы способны восхищаться героизмом, но сами они - не герои, и лишь в редких случаях "рыцари на час"" (1933 г.).

Об истоках замысла "На дне" сохранилось такое свидетельство М.Горького: "Конец восьмидесятых и начало девяностых годов можно назвать годами оправдания бессилия и утешения обреченных на гибель. Литература выбрала героем своим "не-героя"... Лозунг времени был оформлен такими словами: "Наше время - не время великих задач"-- "не-герои" красноречиво доказывали друг другу правильность этого лозунга и утешались стихами: "Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат! / Кто б ты ни был -- не падай душой! / Верь: настанет пора, и погибнет Ваал!"

Пьеса "На дне" впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. 10 января 1903 года состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд; весной 1905 года отмечалось уже 500-е представление пьесы. В России "На дне" вышла в издательстве "Знание" в 1903 году.

Пьеса поступила в цензуру 27 августа 1902 года, а 25 сентября о ней было дано заключение, согласно которому "во всей пьесе должны быть исключены отдельные фразы и резкие, грубые выражения...". Так, цензор С.Трубачев требовал "городового Медведева превратить в простого отставного солдата, так как участие "полицейского чина" во многих проделках ночлежников недопустимо на сцене". Запрещена была и получившая впоследствии широчайшую популярность песня "Солнце всходит и заходит...". Цензура настаивала и на изъятии из текста рассуждений ночлежников на религиозные темы. В частности, показателен следующий пример. Короткий диалог между Актером и Татарином в конце IV акта:

Актер. Татарин! Князь! За меня... помолись...

Татарин. Чего?

Актер. Помолись... за меня!..

Татарин. Сам молись... - был вычеркнут. Позже стараниями В.И. Немировича-Данченко он был восстановлен, однако с замечанием: "Можно, но чтоб Татарин не молился!".

Текст пьесы был настолько исковеркан цензурой, что в таком виде автор запретил ее ставить на театре. "Пришлось ехать в Петербург, отстаивать чуть ли не каждую фразу, скрепя сердце делать уступки и в конце концов добиться разрешения только для одного Художественного театра, - вспоминал В.И. Немирович-Данченко - первый режиссер-постановщик горьковской драмы. - От ряда бесед с тогдашним начальников Главного управления по делам печати, профессором Зверевым, у меня осталось впечатление, что "На дне" была разрешена только потому, что власти рассчитывали на решительный провал пьесы". Более того, до постановки пьесы на сцене МХАТа особым циркуляром Главного управления по делам печати было запрещено делать анонсы о ней, пока антрепренеры не предъявят цензурованные экземпляры, - постановка была разрешена голыш МХТ (первоначально, в течение нескольких месяцев, пьесы М.Горького вовсе были запрещены к постановке). В письме от 23 ноября 1902 года М.Горький отмечал: "Часть купюр цензура восстановила, и хотя это большая часть, но я недоволен". 29 ноября Немирович-Данченко подал прошение о разрешении постановки "На дне" на сцене МХАТа.

Премьера прошла на сцене МХАТа в Москве 18 декабря 1902 года. "Первое представление этой пьесы было сплошным триумфом, - вспоминала актриса МХАТа М.Ф.Андреева. - Публика неистовствовала". На премьере автора вызывали более 15 раз. "Нечто неподдающееся описанию произошло, когда М.Горький, наконец, вышел на вызовы один, -- отмечал корреспондент газеты "Русское слово". -- Такого успеха драматурга мы не запомним..."

На дне. - М. Горький долго искал для драмы подходящее название. В начале работы над пьесой (декабрь 1900 года) Горький сообщал Станиславскому: "Плету потихоньку четырехэтажный драматический чулок со стихами, но не в стихах. <...> Чувствую, что одна сцена мне удалась - благодаря тому, что в ней главным действующим лицом является солнце..." В следующем письме тому же адресату М.Горький признавался: "Мне очень хочется написать хорошо, хочется написать с радостью. <...> Мне хочется солнышка пустить на сцену, веселого солнышка, русского эдакого - не очень яркого, но любящего все, все обнимающего..." Этому замыслу соответствовало первоначальное название пьесы "Без солнца" (интересно, что именно под этим названием осуществлена постановка "На дне" в московском театре "Сопричастность" в конце 90-х годов XX века). Известны следующие варианты заглавия пьесы: "Ночлежка", "В ночлежном доме", "Дно", "На дне жизни". Название "На дне" впервые появилось лишь на афишах Художественного театра.

Столь длительные поиски подходящего названия для уже написанной пьесы свидетельствуют о том огромном и, безусловно, символическом значении, которое ему придавал автор. Стоит вспомнить слова героя неоконченной повести М.Горького "Мужик" (писавшейся практически параллельно с пьесой - в 1900 году): "...я пришел снизу, со дна жизни, оттуда, где грязь и тьма, где человек - еще полузверь, где вся жизнь - только труд ради хлеба". Он же, рассказывая о случайных встречах с бывшими товарищами, отмечает, что их приветствия ему кажутся чем-то "вроде голоса с того света". Заметим, что дно жизни и тот свет фактически выступают как синонимы. Описывая адские мучения, святой Дмитрий Ростовский указывает на такие признаки преисподней: "Будет же тамо и тоска велия, такова лютая, яко аще бы возможно было умрети, то в сладость бы ее (смерть) со тщанием ради были восприяти, но никогда не умрут"

У пьесы Горького «На дне», которую он написал в 1902 году, была не легкая судьба, но счастливая. О такой судьбе для своего детища мечтает каждый автор, ведь данная пьеса до сих пор не сходит с театральных подмостков. Ее ставят лучшие режиссеры, эту пьесу играют лучшие актеры. О пьесе писали выдающиеся писатели. Драму хвалили и критиковали, ее возносили и отзывались нелестно, но не нашлось равнодушных к данному произведению.

Идея создания «На дне» у Горького появилась еще в 1900 году. В это время он рассказывает о своих наработках Станиславскому, а в 1901 году делиться своими идеями о написании четырех пьес с руководителем «Знание» — Пятницким. В этом же году и приступает автор к написанию своего шедевра. Закончил свою работу в 1902 году. В основу своего произведения автор положил свои наблюдения за миром «низших слоев населения», за миром «павших на самое дно» людей. Горький задается вопросами: Почему люди оказываются на самом дне? Кто они? Это люди со своими мечтами и взглядами или исчадие ада? Кто тому виной, что их жизнь не удалась? Можно ли спастись от такой жизни и возможно ли возвратиться со дна?

Главные герои На дне

Главные герои – это «бывшие люди», к которым автор относил странников, тех, кто жил в ночлежках и даже интеллигенцию, тех люде, которые потерпели фиаско в своей жизни, опустили руки, разочаровались в своем существовании. Герои пьесы хоть и живут в одной ночлежке, но у каждого свое наболевшее, свои взгляды и проблемы, свои мечты, надежды, иллюзии. Жизнь в ночлежке изображена ярко, со всеми вытекающими последствиями. Здесь вам и драки, и ссоры, и скандалы. Что самое интересное, многие герои пьесы, это реальные образы людей, которые были взяты из жизни.

Борьба с цензурой

Вот пьеса написана,уже готова к постановке, но камнем преткновения явилась театральная цензура. Ее сначала совсем запретили, к тому же сам текст был исковеркан цензурой. Пьесу корректировали, удаляли лишнее, исключали грубые выражения, вырезались рассуждения на религиозную тематику. Но такой ход событий не устроил Горького. Он начал борьбу с цензурой. Поехал в Санкт- Петербург, чтобы отстоять свою пьесу, каждую ее фразу и ему удалось добиться разрешения на постановку пьесы Московским Художественным театром.
Вообще никто не верил в успех «На дне», даже сам автор. Ей предрекали провал, но все произошло наоборот. Пьеса имела большую популярность и принесла успех своему автору. Ее переводили на разные языки, ставили в разных театрах мира, мало того, постановку пьесы Горького до сих пор можно увидеть в разных современных театрах.

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы "На дне".
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

Ход урока

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького "На дне".

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно.... Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, "заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою".

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы "На дне".

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы "Чайка" и "Дядя Ваня", они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только "пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу".

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу "Мещане". Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все "опасные" места, вычеркнула и слова Нила: "Хозяин тот, кто трудится!", "прав - не дают, права - берут", все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. "Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению", - писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой "Мещане" Горький работал над второй пьесой, "На дне". В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир - мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: "Читал я "На дне" в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: "Мы хуже!"... Целовали меня, обнимали...". 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, - такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил - ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. "Без солнца" - "Ночлежка" - "В ночлежном доме" - "На дне" - так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. "Был я в Арзамасе у Горького, - писал Л. Андреев, - и слышал новую его драму "В ночлежном доме" или "На дне" (он еще не остановился на том или другом заглавии)... Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц - и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости".

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького "На дне".

а) Беседа по вопросам:

Название "На дне" рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит "на дне"? "На дне" чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. "На дне" как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. "Дно жизни" - трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки - пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы - смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция - вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где ?, когда ?, что происходит? - и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка - событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация - наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка - событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? - С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) - Что вы можете сказать о героях? - Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? - Завязка пьесы - появление Луки. Какие события "завязываются" в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? - Охарактеризуйте Луку по его репликам.

II-е действие начинается с песни "Солнце всходит и заходит", стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя "отдушину" видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. "Лишняя я здесь," - говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: "Видно, вранье-то приятнее правды... Я - тоже... Выдумываю... Выдумываю и - жду...". Клещ думает вырваться: "Я рабочий человек", - заявляет он. Пепел мечтает вырваться: "Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать..." Поддержку он видит в Наташе: "Ты пойми... Назови ты... А ты - молодая елочка - и колешься, а сдержишь..." Актер мечтает вылечиться: "Я сегодня - работал, мел улицу... а водки не пил!")

Во II действии Актер читает стихи:
"Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой."

Как вы понимаете эти строки?

IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы "На дне" Горький увидел "вещественное преступление", которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена - он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на "виновников преступления". В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой - буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»