Мероприятие "международный день грамотности в начальной школе". Как провести школьное мероприятие на День грамотности

Подписаться
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:

Сценарий к Международному дню грамотности

для учащихся 4 классов

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

Слайд 1

Нишан

Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Слайд 2

Амантур

Ежегодный Международный день грамотности (International Literacy Day) отмечается по инициативе ЮНЕСКО с 1966 года.

Cлово грамота (от греческого grámmata - чтение и письмо) на Руси X-XVII века означало письменный документ. Грамотный человек – это тот, кто мог прочитать документ-грамоту. С древних времён у всех народов умение читать и тем более писать почиталось особо.

Ангелина

День грамотности - лучший праздник,

Чтоб правил свод в сознанье обновить.

Коль в школе был ты двоичник-проказник,

Ты можешь скоп ошибок сотворить.

Нишан

Запомни, позвонИт, а не позвОнит,

Не "покладу", а просто "положу".

При этом что-либо "кладут", не "ложут".

Запомни это, я тебя прошу!

Амантур

Сегодня грамотность - залог успеха,

Коль ты такой серьёзный человек,

Поверь, и вовсе будет не до смеха,

Напишешь если вместо "снега" - "снек".

Ангелина

Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Нишан

Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Учитель.

Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Нам нужно поделить вас на команды, так как вы сидите по рядам, следовательно, первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда и третий ряд – третья команда. Мои помощники будут следить за баллами, которые вы будете получать за правильные ответы. Сразу обговорим правила, я задаю вопрос каждой команде по очереди, если вы не отвечаете, то право ответить переходит другой команде. Если кто-то из команды выкрикнул ответ, то с команды списывается 1 балл. И так вы готовы?

А как же команда и без названия, разминка «Угадай название»:

Слайд 3

1команда – Название вашей команды обозначает название предмета и отвечает на вопрос Кто? Что? (Имя существительное)

2 команда – Название вашей команды обозначает признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какие? (Имя прилагательное)

3 команда – Название вашей команды обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делать? Что сделать? (Глагол)

Молодцы с разминкой вы справились, продолжаем первый конкурс называется «Добавь букву»

Нишан

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

Слайд 4

Необходимо добавить 1 букву в середине, в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз;

Порт (место стоянки кораблей) – спорт;

Глагол (3 команда)

Банк – банка.

Нишан

Грамотным быть –

А неграмотным –

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Несчастным!

Второй конкурс «Скажи одним словом»

Слайд 5

Имя существительное (1 команда)

Шестьдесят минут -…(час).

Имя прилагательное (2 команда)

Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник)

Глагол (3 команда)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Третий конкурс «Загадки – шутки»

Слайд 6

Имя существительное (1 команда)

Чем кончается день и ночь?(Ь)

Имя прилагательное (2 команда)

Что стоит посередине земли?(М)

Глагол (3 команда)

Чем кончается лето и начинается осень?(О)

Четвертый конкурс «Отгадай слова»

Слайд 7

Имя существительное

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Имя прилагательное

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка)

Глагол

Его корень в слове «писать»,

Приставка в слове «рассказывать»,

Суффикс в слове «сказка»,

Окончание в слове «рыба». (Расписка)

Пятый конкурс «Кто кого»

Слайд 8

Как можно больше слов собрать из букв за 1 минуту.



Слайд 9

Проверка:

Мрак ** грамм

маг ** мама

гамма ** ирга

кара ** грим

миг ** гам

Тир ** агат

игра

тигр

марка

магма

рама

Шестой конкурс для всех
На скорость!
Как сказать правильно

Слайд 10

У рыб нет зубов

у рыб есть зубы

У рыбов нет зубов

У рыбей нет зубов

Слайд 11

В течение одной минуты я буду задавать командам вопросы. Каждый правильный ответ дает команде очко.

1. Какие знаки ставят в конце предложения? (Точку, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие)

2. С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С большой буквы)

3. Как пишут имена и фамилии людей, клички животных? (С большой буквы)

1. Как обозначают звуки на письме? (Буквами)

2. На какие две группы делятся буквы русского алфавита? (На гласные и согласные)

3. Какие буквы не обозначают звуков? (Твердый знак, мягкий знак)

1. Что такое алфавит? (Это все буквы, расположенные по порядку)

2. Сколько букв в русском алфавите? (33)

3. Для чего людям нужна речь? (Чтобы сообщать друг другу о чем-либо или спрашивать о чем-либо)

1. Назовите главные члены предложения. (Подлежащее и сказуемое)

2. Как узнать, сколько в слове слогов? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)

3. Как нужно переносить слова с одной строки на другую? (Слова переносят по слогам, но одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В вашем классе нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

Слайд 12-13

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

Загадки:

Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет.

Умный Ивашка

Всю жизнь в одной рубашке.

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт.

(Карандаш.)

Языка не имеет,

А у кого побывает,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть грамотным необходимо в нашем веке!
Долг каждого - грамотно писать.

Ведущий 1

Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает Международный день грамотности.

Гра́мотность - степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».

Ведущий 2

Празднование Международного дня грамотности – это возможность привлечь внимание к тому, что, несмотря на роль грамотности в расширении возможностей человека и ее значение для развития, в мире все еще насчитывается 776 миллионов неграмотных взрослых, а 75 миллионов детей не посещают школу.

Ведущий 1

Велик и могуч наш русский язык. С рождения и до седых волос мы не устаем наслаждаться его красотой. Сегодня мы проводим « Международный день грамотности в начальной школе».

Ведущий 2

В течение дня вы будете получать задания на знание своего родного языка. Участие в конкурсах индивидуальное и командное. Каждый из вас сможет проявить себя. Желаем вам успехов.

Учитель

Участвуют 2 команды: «Грамотеи» и «Знатоки». Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри. Команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.

1 конкурс-разминка «Вопрос-ответ» (каждый правильный ответ – 1 балл)

Сколько букв в русском алфавите? (33)

Сколько согласных букв? (21)

Сколько гласных букв? (10)

Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)

Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)

Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)

Первый звук в слове Яблоко? (й)

Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)

Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)

2 конкурс «Весёлая грамматика»

Из предложенных слогов составьте и запишите слова:

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма

3 конкурс «Кто больше»

В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.

Материал для учителя:

Отгадки к конкурсу:

1. Дельфин

2. Щука

3. Карп

4. Окунь

5. Карась

6. Сом

7. Краб

8. Акула

9. Кит

10. Рак

11. Медуза

12. Осьминог

13. Сельдь.

4 конкурс «Доскажи словечко»

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я... (капуста)

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

6. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц... (мел)

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной... (медведь)

5 конкурс «Половинки»

(задание на развитие словесно-логического мышления)

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Век живи, век учись.

Старый друг лучше новых двух.

Делу время, потехе час.

При солнышке тепло, при матери добро.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Труд человека кормит, а лень портит.

5 конкурс «Отгадай ребусы»

6 конкурс «Чистописание»

Каждый класс получает текст для списывания. Жюри оценивает чистоту, красоту и грамотность написанных текстов.

Ведущий 1

Надеемся, что сегодняшнее мероприятие не только доставило вам удовольствие, но и повысило вашу грамотность, приобщило к богатству русского слова, вызвало интерес к русскому языку вообще.

Ведущий 2

Ребята, наша веселая программа подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. А итоги мы подведём во второй половине дня, когда жюри подсчитает баллы и проверит ваши работы. До встречи!

Подведение итогов начинает выступление учеников 2-4 классов

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий 1

Слово нашему жюри. (Озвучивают итоги конкурсов)

Ведущий 2

Учите русский язык –

Годы к ряду,

С душой,

Усердием,

С умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом”

(Сабир Абдулла)

Ведущий 1

Спасибо за внимание!

ГБОУ СОШ 542 Педагоги – организаторы: Лузакова Н. М., Василюк З. Д.

Сценарий к Международному дню грамотности

для детей младшего школьного возраста.

(для детей с ограниченными физическими возможностями)

Слайд 1 – заставка.

Ведущий 1 - Здравствуйте, ребята. Сегодня, 8 сентября, весь мир отмечает день грамотности, поэтому он и называется Международным.

Ведущий 2 - Много народов существует на земле, у каждого свой язык, своя культура. Народы стараются сохранить слова в языке, которые уже устарели, дают дорогу новым словам и даже самые маленькие народы, небольшие племена бережно хранят родное слово.

Ведущий 1 - Несмотря на это, статистика подтверждает, что в настоящее время более 15% населения земного шара является безграмотным. Это каждый пятый человек или 160 млн. жителей Даже в странах достаточно высокоразвитых все еще остаются люди, не владеющие в полной мере навыками письма и чтения.

Ведущий 2 - Что касается непосредственно детского поколения, то на планете более сотни млн. ребят не посещают школьные учебные заведения – у них нет такой возможности.

Ведущий 1 - Как вы думаете, зачем надо ходить в школу?

( Ответы детей )

Ведущий 2 – Вы правильно считаете, мы учимся в школе для того, чтобы получать образование и быть грамотными людьми.

Ведущий 1 - Грамотность – это необходимая составляющая жизни человека. Результат в ликвидации безграмотности будет достигнут полностью, когда все люди на Земле будут образованными.

Ведущий 2 – Вы уже многому научились. Сейчас у вас будет возможность показать свои знания и умения на практике. Мы переходим к конкурсной программе. Первый конкурс называется

« Добавь букву». (В презентации, слайд 2).

Необходимо добавить 1 букву в середине в начале, или в конце слова, чтобы получилось новое слово:

Газ – глаз; порт – спорт; банк – банка.

Слайд 3 – заставка.

Ведущий 1 – Следующий конкурс

« Замени первую букву» .

( Произносится слово, ученики должны заменить первую букву, чтобы получилось новое слово ).

бочка дочка – ночка – почка – точка - кочка речка - печка Рейка – лейка

Майка – зайка – гайка – лайка

Игровые упражнения:

1 - «Скажи одним словом»

Шестьдесят минут-…(час).
Густой частый лес- …(чаща).
Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).
Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …( чайник )2

Военнослужащий, стоящий на посту, (постовой)

Ребенок, любящий сладкое, (сладкоежка)

Очень смешной фильм. (комедия)

2 - «Скажи по другому»

Игрушка для елки -…( елочная игрушка )
Герой сказки - … ( сказочный герой )
Сок яблока -… ( яблочный сок )
Суп из молока -…( молочный суп )
Варенье из клубники -… ( клубничное варенье )
Каша из гречки -… ( гречневая каша )
Вода из речки -… ( речная вода )
Скважина в замке -…( замочная скважина )
Мука из пшеницы -… ( пшеничная мука ) и т . п .

Конкурс «Литературный»

«Из какого произведения эти фразы?»

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;…»

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит. …

А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»

«Тяв, тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не берут!»

Русская народная сказка «Морозко».

« Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно становилось все громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек».

Анна Эмилия Лингрен « Три повести о Малыше и Карлсоне»

«Я не могу летать: Лиса мне крылышко перекусила, когда я была совсем маленькой»

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк, «Серая Шейка»

Игра «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал... (конем)

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей она пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная... (картошка)

4. По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки... (коса)

5. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется... (медведь)

6. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

7. Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (труда).

Следующий конкурс «Найди рифму»

( В презентации, слайды с 4 по 7 )

Каждому классу раздается листочек с рифмами – одна правильная, другая - нет. Нужно подобрать правильную рифму.

4 класс - Все мы, грамотные люди, Очень счастливо живем, ? (Если слово где-то будет, Без труда его прочтем!)

Ведущий 1 – Ребята, как вы думаете, хорошо уметь читать?

(ответы детей).

3 класс –

Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать»

Как хорошо уметь читать !
Не надо к маме приставать ,
Не надо к бабушке идти :
-
Прочти , пожалуйста ! Прочти !
Не надо умолять сестрицу :
-
Ну , почитай еще страницу !
Не надо звать .
Не надо ждать .
А можно взять И почитать !
В . Берестов

Задание для 3 класса.

Науки пусть нас в путь ведут,
Нам силы новые дают,
Чтоб каждый грамоте был рад,
? ……………………………………..(Чтоб мир расцвёл, как пышный сад!)

2 класс

Желаем грамоте царить
По миру так, чтоб стало жить
На этом свете веселей!
?......................................................(Чтоб разум был ещё светлей!)

1 класс

Надо грамотными быть,
Надо знания ценить,
Надо вечно нам учиться,
?.................................................... (Надо опытом делиться!)

Ведущий 1

Молодцы, ребята, вы правильно справились с трудными заданиями. В нашем зале нет ни одного ученика, похожего на героя мультфильма «В стране невыученных уроков», который предлагаем посмотреть. (просмотр мультфильма )

В конце награждение классов похвальными листами за активное участие в конкурсно-развлекательной программе, посвященной Международному дню грамотности.

День грамотности.

(конкурсная программа для учеников 1-4 классов)

Цели: познакомить детей с праздником «Днем грамотности», способствование развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.

1 .Учитель: С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.

Что же такое грамотность? "Грамотностью называют умение человека осмысленно читать и писать простые тексты на родном языке. Для ребенка минимальной степенью грамотности считается регулярное посещение начальной школы" (Большая советская энциклопедия).

Международный день грамотности - один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года

1-чтец

Грамотность всегда важна,

Это нам не ново:

Одну букву изменил -

И другое слово.

С грамотности Днём, друзья,

Вас хочу поздравить,

Пожелать вам запятые

В нужном месте ставить.

Чтобы не было сомнений,

Как же правильно писать,

И в хорошем настроении

Постоянно пребывать.

2 .Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.
Менее 50 стран обеспечивают всеобщий доступ к начальному образованию.
Около 20 % взрослого населения мира неграмотны.

Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда массово стали открывать школы для подростков, а также неграмотных взрослых. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала носить острый социальный характер, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.

Напомним, что каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. В этом году девиз Международного дня грамотности – The Power of Literacy (переведём его на русский язык, перефразируя Френсиса Бэкона, так: «Грамотность – сила!» Чтобы современного человека можно было причислить к категории грамотных людей, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.

2-чтец

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

Ну, почитай еще страницу!

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять

3 .Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.

Грамотность лежит в основе базового образования для всех, она является обязательным условием для искоренения нищеты, ограничения роста населения, достижения гендерного равенства и обеспечения устойчивого развития, мира и демократии. Программа «Образование для всех» (ОДВ) основана на распространении грамотности, и для этого есть веские причины.

Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители с большей вероятностью отдадут своих детей в школу. У грамотного человека больше возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим проблемам развития.

3-чтец

Грамотным быть -

Хорошо,

А неграмотным -

Ужасно!

Если в школу

Не ходить,

Можно стать

Совсем

Несчастным!

4.ГРАМОТА , грамата ж. уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать. Народ говорит: знать грамоти . || Граматой назыв. всякое царское письмо, писание владетельной особы; ныне рескрипт; || свидетельство на пожалование лицу или общине прав, владений, наград, отличий. || Народ зовет граматой или граматкой всякое письмо или записку, и даже всякий клок бумажки. Живи в тиши, а к нам граматки пиши . Пишет граматки, да просит памятки. Грамоте учиться, всегда пригодится. Грамота тверда, да язык шепеляв . По старой памяти, что по грамате . По грамоте осекся, цифирь не далась. И сам тому не рад, что грамоте горазд. Грамота не соха. Живая грамота, устная речь. Мертвая грамата (крепость) не на вольного

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Выбирай книгу, как выбираешь друга.

Грамоте учиться – всегда пригодится.

Золото добывают из земли, а знания из книг.

Испокон века книга растит человека.

Книга не пряник, а к себе манит.

Книга не самолет, а за тридесять земель унесет.

Книгу читаешь, как на крыльях летаешь.

Мир освещается солнцем, а мир знаньем.

Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Одна хорошая книга лучше многих сокровищ.

С книгами знаться – ума набраться.

Хорошая книгалучший друг.

5. Самые древние русские книги, дошедшие до нашего времени, относятся к XI столетию. Но рукописные книги, конечно, существовали и раньше. Они пришли к нам вместе с принятием христианства. Руси требовались грамотные люди. В то время дети учились читать и писать в церковноприходских школах по книгам, которые были на Руси: Апостол, Евангелие и Псалтирь. Вот как пишет поэтесса Н.Кончаловская:

5чтец.И в старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В – как Веди, Г – Глаголы

И учитель для науки

По субботам всех порол.

Вот какой чудной в начале

Наша грамота была!

УЧИТЕЛЬ: Посвящение в читатели первоклассников.(дарят буклеты)

Загадки для первоклассников:

1. Тридцать три сестрички –

Ростом невелички.

Если знаешь наш секрет,

Мы покажем целый свет. (Буквы.)

2 .Грамоты не знаю, а весь век пишу. (Карандаш, авторучка.)

3 .Языка не имеет,

А у кого побывает,

Тот много знает. (Книга.)

4 .У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

5. Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга.)

Конкурсная программа.Презентация.

Литература:

1.В.И.Даль. Пословицы русского народа. Москва: И. «ЭКСМО»,2007г.

2.Мой школьный праздник: сценарии, конкурсы, викторины.- Донецк: И. «Донеччина»,2006г.

3.Презентация «Международный День Грамотности» и «Конкурсная программа»

Международный день грамотности

8 сентября - Международный день грамотности (International Literacy Day) - один из дней, отмечаемых в системе Организации Объединённых Наций.

В 1965 году в Тегеране состоялась Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, открытие её состоялось 8 сентября. На этой конференции было предложено учредить Международный день грамотности, который должен быть направлен на распространение грамотности по всему миру. В 1966 году ЮНЕСКО приняла решение поддержать предложение конференции, и с тех пор Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября.

В системе ООН констатируют: грамотность имеет важнейшее значение для приобретения всеми детьми, молодёжью и взрослыми важнейших жизненных навыков, дающих им возможность противостоять вызовам, с которыми они могут столкнуться в жизни. Кроме того, реализация права на образование способствует искоренению нищеты.

Однако грамотность для всех - детей, молодёжи и взрослых - ещё не до конца достигнутая цель. Несмотря на заметные успехи многих стран, более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. Бесчисленное множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира, который становится все более сложным.


Сегодня каждый первоклассник

И чтение предметом страсти

Частенько людям может стать.

Учитесь без ограниченья,

Стремитесь грамотнее стать,

Чтобы плоды трудов ученья

Могли вы с гордостью вкушать.



Мы забываем про реальный мир, Очередную книгу открывая, И в мир художественный проникаем, И попадаем на войну иль пир.
Мы в тишине страницами шуршим. Нам так близка история героя! И плачем о судьбе, ему же вторя, И радуемся жизни вместе с ним.
Лист за листом… На каждый слов игра Выходит в ряд, шепча о разных судьбах, О добрых или злых, но всё же людях, Из-под писательского щедрого пера.

На каком известном памятнике г.Москвы надпись содержит 5 орфографических ошибок?


В Москве (Лубянский проезд, д. 27) находится памятник Кириллу и Мефодию. Чтобы к нему попасть, нужно доехать до Славянской площади. Скульптор В. В. Клыков создал этот памятник в 1992 г.

Равноапостольные святые Мефодий и Кирилл были выдающимися просветителями своего времени, создателями славянской азбуки.

Памятник, им посвящённый, представляет собой фигуры двух братьев, которые держат в руках Святое Писание и крест. Надпись на постаменте сделана на старославянском языке: «Святым равноапостольным первоучителям славянским Мефодию и Кириллу. Благодарная Россия».


И

сследовав надпись, лингвисты обнаружили пять грамматических ошибок. В имени «Мефодий» и в слове «апостол» написана «О» вместо «омеги». В имени «Кирилл» должна быть буква «и» вместо «і». Но больше всего возмущения вызвали две ошибки в слове «Россия»: вместо «и» должно быть «і», а вместо «о» должна быть «омега».

Невероятно, ведь этот памятник – символ славянской письменности – и содержит такие орфографические ошибки! Многие считают этот курьёзный случай довольно забавным.

Зачем нужны правила орфографии?


Буква - одно, а звук - это уже другое. Казалось бы, такие простые орфографические правила, а сколько неприязни они вызывают у школьников! Читается «барада», но писать необходимо «борода». Хотелось бы написать: «Тилифон ни работаит», но нужно писать так: «Телефон не работает». Так возникают ошибки. А следом за ошибками возникают разные огорчения... К чему же в орфографии эта сложность? Было бы проще писать точно так, как говорят? Ответы на эти вопросы можно найти в научных работах и больших учебниках, где объясняется, как и почему именно так правильно писать по-русски.

В нашей великой стране большое количество областей, а в нашем языке множество местных говоров, различных диалектов. Такие близлежащие города, как Санкт-Петербург и Москва, и те говорят по-разному: москвичи произносят «скуШНА», а ленинградцы – «скуЧНА». В некоторых областях даже сейчас можно услышать «кликни Ванькю», «испей кваскю»... В некоторых местах жители до сих пор произносят «онно» вместо «одно», «на нно» вместо «на дно».

Говоров так же много, как и областей, а русский язык один-единственный. Чтобы все русские люди могли легко понимать друг друга и чтобы газеты и книги можно было читать с одинаковой простотой и в Астрахани, и в Нижнем Новгороде, и под Санкт-Петербургом, необходимо, чтобы везде функционировало одно и то же общерусское правописание - единая орфография.

Что бы вы сказали, прочитав в собрании сочинений Пушкина такие строки:

Бахат ы славин Качюбей,

Иво луха ниабазримы...?

Понять их было бы непросто. И можно уверенно сказать, что «писание по слуху» только отяжелило бы ваш труд, а изучение грамоты было бы практически немыслимым: пришлось бы взамен одного русского правописания учить сотни региональных - для каждой области в отдельности. Наиболее рациональное решение - остановиться на единой общей орфографии.


Как лучше запомнить написание словарных слов?


Что же такое «словарные слова»? Это целая группа «непослушных» слов, правописание которых зачастую не подчиняется ни одному правилу русского языка. Эти слова невозможно проверить, поэтому их приходится заучивать.

Словарные слова нужно знать наизусть, как таблицу умножения, только они занимают не половину тетрадного листа, а огромный словарь. Для эффективного запоминания словарных слов специалисты разработали перечень заданий:

1. Прочесть словарное слово и определить его значение (на помощь придёт толковый словарь).

2. Провести орфографическую работу над словом (поставить ударение, красным цветом выделить «спорную» букву, сделать разбор по составу, разделить слово на слоги).

3. Подобрать как можно больше однокоренных слов, синонимов и антонимов, а также придумать словосочетания и предложения, в состав которых будет входить данное слово.

4. Занести слова в орфографический словарик.

5. Составить небольшой рассказ с группой словарных слов.

6. Образовать множественное число из единственного, и наоборот, образовать из данного слова другую часть речи.

7. Записать слова с различными приставками и предлогами (шёл-ушёл, суббота-в субботу).

8. В завершении провести самодиктант и взаимопроверку.

Внимание: сенсация! Оказывается, слово «окно» может подсказать, какую букву следует писать на конце наречия. Не верите – убедитесь сами: слева – с окна , влево – в окно , досуха – до окна , насухо – на окно , издавна – из окна , заново – за окно .
Как объяснить эту словесную магию? Дело в том, что все подобные наречия образованы от кратких форм прилагательных. А в древнерусском языке краткие прилагательные изменялись, как существительные среднего рода. Так что здесь наречные суффиксы -А и -О – это бывшие (или, как говорят лингвисты, застывшие) окончания соответствующих падежей.


Как легко запомнить написание слов и правила?

«Словесные матрёшки»

Словно матрёшки бывают слова: Пишешь одно – получается два. Присмотрись – увидишь сразу: Кобра спрятана внутри дикобра за.
Разумеется, в реальной жизни кобра к дикобразу никакого отношения не имеет. Добродушный зверёк с длинными иглами на спине получил название из-за устрашающей внешности. Дикобра з – это буквально зверь дикого образа. Кобра здесь – результат случайного соседства конечной буквы первого корня с начальными буквами второго.
А в итоге получилось, что одно слово спрятано внутри другого, как меньшая матрёшка в большей. Научитесь находить такие «словесные матрёшки» – правописание многих трудных слов станет простым. А ещё это увлекательная игра.
В
озьмём для примера слово «режиссёр». Легко перепутать последовательность непроверяемых букв: сначала Е, потом И. Но ведь «словно матрёшки бывают слова»!
И вот из большей матрёшки «режи ссёр» выглядывает меньшая – «ежи ». Заметьте, что она не только веселит нас своим неожиданным появлением, но и помогает запомнить правописание «большей матрёшки».

Как легко запомнить правило?


Рисунки-помощники


П
равило можно нарисовать. А если рисовать правило, то надо отразить в зрительных образах его существенные, решающие признаки. Покажем это на примере пунктуационного правила «Употребление запятой перед одиночным союзом И». Хозяин символизирует подлежащее, собаки - сказуемые, а поводки - смысловую связь между главными членами предложения. Наиболее решающей здесь является именно смысловая связь. Если оба сказуемых обозначают действия или признаки одного хозяина-подлежащего, то они однородны и при наличии между ними союза И разделяющая запятая не нужна (Дверь открылась и заскрипела).

Иное дело, когда каждая собака-сказуемое служит своему хозяину-подлежащему (Дверь открылась, и заскрипела половица). Здесь во избежание кровопролитного конфликта части сложного предложения разделяются запятой. В
последнем случае снова собак две, а хозяин один. Однако только одна из них служит хозяину-подлежащему, только одну из них связывает с хозяином поводок смысловой связи. Вторая же символизирует главный член односоставного предложения. Значит, их тоже необходимо разделить запятой (Дверь открылась, и сразу потеплело).

Неграмотный – тот жеслепой.

Всюду его ждут неудачи и несчастья.


Самые сложные слова


Компания «Яндекс» назвала наиболее сложные слова, встречающиеся в поисковых запросах. По итогам августа 2013 года из 10 тыс. самых используемых в поиске слов чаще всего ошибки делались в словах «комментарий» (27%) и «девчонка» (26%). Далее следуют «жёсткий», «масляный» (по 25%). По 24% набрали «агентство» и «программный». «Рассчитать», «баннер» получили по 23%.


«Наибольшие сложности у пользователей вызывают русские слова с двойными и непроизносимыми согласными, а также слова, заимствованные из других языков», - так говорят в «Яндексе».

Механизм выявления и исправления ошибок в «Яндексе» устроен таким образом, что сверяет написание запроса по частоте и сочетаемости слов со словарями и статистикой употребления слов на крупных сайтах, например «Википедии». Часто речь идёт не о безграмотности пользователей, а о вариативности норм написания. Например, слово «шопинг». Чаще всего пользователи запрашивают вариант с двумя буквами «п». Поисковая система не определяет такие запросы как неправильные и просто считает верным тот вариант написания, который встречается чаще.

Кроме того, правила автоматического исправления могут противоречить словарным нормам. Например, «Таиланд» в 85 случаях из 100 пишут в поиске через «й», и с недавних пор поиск «Яндекса» перестал исправлять эту ошибку - по запросу «Тайланд» он ищет оба варианта написания.

И, безусловно, надо понимать, что самый надёжный источник, помогающий вам решить вопрос о правильном написании слова, - это орфографический словарь.

Словари – наши друзья и помощники

Уважаем Государь По прозванию Словарь. Даже Пушкин, я об этом Достоверно говорю, Не однажды за советом Обращался к словарю. Он связует новь и старь, И тебе всегда, как другу, Оказать готов услугу Русской речи Государь По прозванию Словарь!


Весёлые правила


Жи и Ши
Жи и Ши - Ты не спеши - С буквой И всегда пиши. Ча и Ща Встречай, прощай - С буквой А не забывай. Чу и Щу - Лечу, кричу,

Корни с чередованием

гор- и –гар-


Я на солнышке лежу, Загораю иль горю? -гар- иль -гор-, -зар- иль -зор- - Как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар, С ударением корень -гáр-, Без него в корне "о": Загорáю, но загáр.
Корень -зар-, наоборот, Ударение не берёт. Есть заря, нет двух зóрь - Хочешь верь, не хочешь - спорь. Словно ветер, вою: ууууу.

БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ
Чтоб проверить безударный, Надо слово изменить, Ударение поставить, Точно звук звучать заставить.
Будут близкими слова. С ударением в слогах: «Зимовать» проверим «зимы», «Зимний» тоже подойдёт, «Речка», «реки» и «речной» Побегут вслед за «рекой». Ставь всегда без промедления Нужный слог под ударение. Подбирать учись слова Для проверки ты всегда И не сделаешь ошибок В данном слове никогда.

П

олезные интернет-ресурсы



Занимательные факты

Третьим после "Декрета о мире" и "Декрета о земле", выпущенным большевиками, был "Декрет об орфографии".


Известный датский прозаик Ганс Христиан Андерсен до конца дней писал с многочисленными грамматическими и орфографическими ошибками, особенно тяжело дело обстояло со знаками препинания. И Андерсен тратил огромные деньги на то, чтобы нанять людей, которые переписывали его сказки перед тем, как отнести их в издательство.

Абдул Кассим Исмаил - великий визирь Персии (10 век) -всегда находился рядом со своей библиотекой. Если он куда-то отправлялся, то библиотека следовала за ним. 117 тысяч книжных томов перевозились четырьмястами верблюдами, причём книги, т.е. верблюды, располагались в алфавитном порядке.

Немцы изобрели Lernstift Pen – шариковую ручку со встроенным электронным устройством, которое распознаёт все движения руки пишущего, анализирует их на правильность и, если замечает ошибку, сообщает о ней легкой вибрацией и негромким жужжанием. Такая технология гарантирует быстрый отклик со стороны пишущего и даёт ему возможность быстро исправиться. Можно включить один из двух режимов: либо вы проверяете текст на наличие грамматических и орфографических ошибок, либо пытаетесь исправить почерк и неправильное начертание символов.

Занимательные факты

Какое правило русского языка нарушает

героиня «Иронии судьбы» Надя?


Для запоминания употребления глаголов «одеть» и «надеть» существует известное мнемоническое правило: «Одевают Надежду, а надевают одежду». Забавно, что в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» главная героиня Надя, учительница русского языка, произносит фразу с оговоркой: «Моё платье, я забыла одеть праздничное платье».

Кто употреблял «(о)албанский язык» в начале 20 века?


В 1916 году футурист Зданевич написал пьесу без соблюдения нормативных правил орфографии и с применением «(о)албанскава изыка». Появившийся в 2000-е годы язык падонков, орфография которого построена по схожим принципам, иногда называется и «(о)албанским языком», но совпадение с опытом Зданевича случайно.

380 лет назад был издан первый букварь

Первое московское пособие для обучения грамоте - букварь - издал в 1634 г. печатник Василий Фёдорович Бурцов-Протопопов, который в 1633-1642 гг. ведал технической частью Московского печатного двора и именовался «подьячим азбучного дела». До этого основной книгой, по которой шло обучение грамоте, была «Псалтирь» (книга библейских псалмов). Сохраняя принципы построения пособия, автор поместил сразу же после обращения к учащимся гравюру с дерева, живо изображающую классную комнату и наказание розгами провинившегося или нерадивого ученика. Эта гравюра знаменует вторжение в печатную книгу светского мотива. В дальнейшем, в XVII и в начале XVIII в., иллюстрирование азбук бытовыми сценами из жизни школы становится традицией. Во втором издании вначале помещены вирши о целях и методах учения. Это одно из самых ранних печатных поэтических произведений русских авторов. В стихах содержится наставление ученикам, рассказывается о том, каким сокровищем является знание грамоты.



Сытинская "Русская азбука в картинках"

Москва. Издание И.Д. Сытина. 1911. «Русская азбука в картинках»

П
редставленная выше «Русская азбука в картинках» является типичной для букварей, которые рассылал во все уголки России известный издатель И.Д. Сытин. Он выпустил миллионы экземпляров дешёвых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотечек для самообразования. Яркие, красочные, ясные по содержанию картинки, простой, доступный текст, отсутствие сложных методических приёмов обучения - вот что характеризует сытинские буквари и азбуки.

Весёлые «запоминалки»

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство : 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.

Н и НН в словах

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Чередующиеся гласные в корне слова

Соб и р а ть, ст и р а ть, зад и р а
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ир а ,
Значит, в корне буква И .



..

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «parkvak.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «parkvak.ru»